«Формирование навыков игры на скрипке с начинающими»
«Формирование навыков игры на скрипке с начинающими»
Перед педагогами-музыкантами стоит нелёгкая задача: сделать так, чтобы процесс обучения игры на скрипке был интересным и увлекательным, чтобы активизировать детей к дальнейшим занятиям. Начальный этап в обучении является определяющим для дальнейшего роста юного музыканта, поэтому ему нужно уделить особое внимание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формирование навыков игры на скрипке с начинающими»»
МБУ ДО «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. Г.Г.ШЕНДЕРЕВА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СУДАК РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по классу скрипка на тему:
«Формирование навыков игры на скрипке с начинающими».
с учащимся 1 класса Аблялимовым Асаном
Составила: преподаватель Босси Севиль Умеровна
2017г.
Цель урока:
«Помочь ученику овладеть навыками скрипичной игры, развитие слуха, работа над песенками с инструментом».
Задачи урока:
Поиск средств и приёмов для эффективного музыкально-слухового и творческого развития начинающего скрипача.
Формировать умения и навыки игры на скрипке ,приобщение к музыкальному искусству. формирование творческой музыкальной индивидуальности.
Тип урока:
Традиционный, индивидуальное занятие.
Методы урока:
- словесный;
- наглядный;
- практический.
План урока:
1.Организационный момент
2. Вступительное слово.
3. Работа с учеником над произведениями В.Якубовской «Петушок», «Барашеньки», «Колыбельная», «Сорока», «Козочка».
4.Заключение.
Методическое обеспечение (оборудование): скрипка, смычок, фортепиано, канифоль, нотный материал: партитура, партия для инструмента.
Методические рекомендации:
Наверное, ни для кого не секрет, что детские музыкальные школы в последнее время испытывают трудности с набором.
У этого факта есть несколько причин:
- снижение интереса к классической музыке,
- пассивность родителей,
- компьютерная зависимость детей.
Поэтому в музыкальную школу принимают абсолютно всех подряд, желающих обучаться.
Перед педагогами-музыкантами стоит нелёгкая задача: сделать так, чтобы процесс обучения игры на скрипке был интересным и увлекательным, чтобы активизировать детей к дальнейшим занятиям. Начальный этап в обучении является определяющим для дальнейшего роста юного музыканта, поэтому ему нужно уделить особое внимание.
Способов и методов работы с маленькими детьми очень много, и выбор их зависит от изобретательности педагога и возможности ребёнка.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста таковы, что одновременно с интеллектуальным постижением окружающего мира они требуют «эмоционального насыщения». Уроки лучше проводить в игровой форме, которые включают в себя многообразие видов деятельности: игры на инструменте, пение, слушание музыки, рисование и т.д. Ребёнок знакомится с миром музыки в доступной для него форме.
Ход урока:
Вспоминаем название частей скрипки и смычка, учитель называет, ученик показывает, где именно они находятся. Вспоминаем название струн, повторяем нотную грамоту.
Теперь можно приступить к упражнениям, подготавливающим работу над постановкой. В первую очередь ученик должен запомнить и, самое главное, понять, что такое расслабленная и зажатая рука. Для этого используем упражнение: «Кулачки»- вытянуть руки вперед, сжать крепко кулачки и напрячь полностью руки и плечи. Потом поднять руки вверх, в стороны, а затем, наклонившись, расслабить руки и покачать их из стороны в сторону.
Ученик уже знаком с приёмом игры пиццикато и смычком. Начинаем с упражнения «Покормим обезьянку». Пальцами правой руки «взбираемся» по трости вверх от колодочки к шпицу, как обезьянка по дереву. Затем спускаемся вниз также всеми пальцами, не помогая левой рукой, чтобы «спустить обезьянку на землю».
Повторяем правильное держание смычка. Вспоминаем упражнение «Колечко». Левой рукой берем трость смычка в колечко, а правой рукой водим смычок в колечке. Следим за круглыми пальцами, кистью и свободным плечом.
Пропеваем со словами и одновременно прохлопываем ритмически песенки «Петушок» и «Барашеньки» В. Якубовской. На пустых струнах играем щипком, затем смычком. Следим, чтобы локоть правой руки находился на уровне каждой струны, за ровным ведением смычка, между грифом и подставкой. Левая рука держится за деку.
Необходимо помнить, что степень нажима смычка пальцами во время звукоизвлечения неодинакова. У колодки нажим должен быть несколько меньше (в силу большего веса смычка), к концу смычка его естественное давление убывает и тут необходима коррекция.
Спектр лучших качеств скрипки включает в себя следующие характеристики:
– ровность течения;
– плавность;
– певучесть;
Теперь продолжаем работу над левой рукой. Вспоминаем упражнение «Буратино»: большой палец подносим к носу, пальцы распустить; к мизинцу подносим большой палец правой руки, пальцы распустить. Несколько секунд постоять, пошевелить пальчиками. Затем поворачиваем и подносим к носу мизинец левой руки, стоим несколько секунд, шевелим пальчиками. Это упражнение поможет левой руке сделать правильный поворот к корпусу скрипки.
После переходим к упражнению «Гости» для левой руки. Ставим руку в первую позицию, шейку скрипки укладываем на основание указательного пальца, большой палец ставится между первым и вторым пальцами. Следим за разворотом кисти, пальчики «висят» над струнами. И стучим каждым пальцем по струне, ненадолго прижимая ее к грифу и потом активно отскакивая от нее.
Теперь можно приступить к работе над песенками «Сорока» и «Колыбельная» В. Якубовской. Пропеваем их словами, прохлопывая ритмический рисунок, а затем и нотами, показывая высоту нот рукой. Затем проигрываем щипком.
Педагог может контролировать развитие слуха через пение. Также может через пение закладывать нужную информацию о музыке: чистоте интонации, чтение нот, постановке ритма, фразировке.
Ученик устал, освобождаем игровой аппарат, делая упражнения «Потянемся к солнышку». Обязательно включаю упражнения на координацию движения рук:
1) Руки согнуты в локтях, одна ладошка машет «до свидания», другая – «иди сюда».
2) Одна рука рисует «солнышко» (круг), другая – «дождик» (вертикальные линии).
Каждое упражнение делаем несколько раз. Стараюсь, чтобы ребёнок запомнил их названия, тогда дома ему будет легко всё вспомнить и повторить.
Переходим к изучению нового материала. Начинаем разучивать песенку «Козочка» В. Якубовской. Усаживаю ученика рядом с аккомпаниатором за фортепиано и знакомлю его с песенкой, которую он будет разучивать. Сначала пою сама со словами и аккомпанементом, он слушает. Потом разбираемся с её содержанием и характером и играем на фортепиано в четыре руки. Затем приступаем к разучиванию песенки голосом, показывая звуковысотность рукой. После разучивания её полезно исполнить сначала щипком, а затем со смычком. Полезно будет перед игрой песенки поставить смычок у колодочки на струны и покачать смычок по струнам как «качельки», следя за положением локтя, кисти и пальцев.
Задание на дом:
Постараться вспомнить все упражнения, которые мы делали в классе, особенно для освобождения игрового аппарата. Обязательно пропевать все песенки, словами и нотами.
При игре смычком следить за ведением смычка, слушать, как он играет.
Заключение:
В процессе занятий обучения игре на скрипке в неразрывном единстве решаются общеразвивающие, обучающие, воспитательные задачи развития ребёнка на начальном этапе. Здесь учитываются его возрастные особенности. Такие комбинированные уроки способствуют развитию игровых навыков, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкально-ритмических движений.
На уроке присутствовали преподаватели струнно–смычкового отделения Феодосийской методической зоны.