Просмотр содержимого документа
«Фонды оценочных средств»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Сланцевская детская музыкальная школа»
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
дополнительных предпрофессиональных программ
в области музыкального искусства «Хоровое пение» срок освоения программ 8 (9) лет
ПО.01.УП.01 «ХОР»
г. Сланцы 2021 г.
Рассмотрена
Педагогическим советом
МУДО "Сланцевская ДМШ"
30 августа 2021 г.
Протокол № 01
Утверждена
Приказом
МУДО "Сланцевская ДМШ"
№ 70 - о/д от 30.08.2021 г.
Разработчик: Васильева Елена Вениаминовна-преподаватель высшей квалификационной категории Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Сланцевская детская музыкальная школа».
Общие сведения
Фонды оценочных средств разработаны на основании и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным программам в области музыкального искусства.
К видам контроля относятся:
устные формы контроля;
письменные формы контроля.
К традиционным формам контроля относятся:
экзамен (устный, исполнение концертной программы);
тест;
коллоквиум;
ФОС формируется на основе ключевых принципов оценивания:
валидность – объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения;
надежность – использование единообразных стандартов и критериев для оценивания достижений;
объективность – разные обучающиеся должны иметь равные возможности добиться успеха.
содержание – общие теоретические и практические составляющие учебного предмета;
объем – количественный состав оценочных средств;
качество оценочных средств – обеспечение объективных и достоверных результатов при проведении контроля.
Структурными элементами фонда оценочных средств являются:
паспорт фонда оценочных средств;
комплект примеров тестовых заданий, объем произведений для слухового анализа.
Паспорт оценочных средств для организации и проведения промежуточной и итоговой аттестации
Наименование программы
Дополнительные предпрофессиональные программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» ПО.01.УП.01 «ХОР»
Нормативно-правовая база
Фонд оценочных средств для обучающихся по дополнительным предпрофессиональным программам в области музыкального искусства «Хоровое пение» разработан в соответствии с учетом требований следующих нормативных документов:
Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Приказом Министерства культуры Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные общеобразовательные предпрофессиональные программы в области искусств» от 09.02.2012 № 86;
Приказом Министерства культуры Российской Федерации «О внесении изменений в приказ Министерства культуры Российской Федерации от 09.02.2012 № 86 «Об утверждении Положения о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств» от 14 августа 2013 № 1146;
Приказом Министерства культуры Российской Федерации «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» и сроку обучения по этой программе» от 12.03.2012 № 161;
Сведения о разработчике
Васильева Елена Вениаминовна- преподаватель высшей квалификационной категории МУДО «Сланцевская детская музыкальная школа»
Назначение (применение)
Фонды оценочных средств разработаны для проведения процедуры промежуточной и итоговой аттестации; включают типовые задания, репертуарные списки.
Цели
Создание комплекса материалов для оценки качества подготовки обучающихся в процессе освоения дополнительных предпрофессиональных программ в области музыкального искусства.
Задачи
Осуществление контроля промежуточной аттестации обучающихся, контроля процедуры проведения итоговой аттестации, установление соответствия сформированных общих и профессиональных компетенций запланированным результатам обучения и требованиям ФГТ, а также степени готовности выпускника к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
Контрольно-оценочные средства
В соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства (далее – ФГТ) в результате освоения учебного предмета «Хор» обучающийся должен продемонстрировать следующие знания, умения и навыки:
знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
навыки коллективного хорового исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки; знание профессиональной терминологии, навыки понимания дирижерского жеста;
достаточный технический уровень владения голосом для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов.
В конце освоения учебного предмета «Хор» предусмотрен выпускной экзамен.
Рекомендуемым видом проведения выпускного экзамена по учебному предмету Специальность является академический (хоровой) концерт и устный ответ (коллоквиум).
По итогам промежуточной аттестации выставляется оценка 5 («отлично»), 4 («хорошо»), 3 («удовлетворительно»), 2 («неудовлетворительно»). Требования к контрольным урокам, зачетам определяются МУДО «Сланцевская детская музыкальная школа» самостоятельно. Разработанные критерии оценок промежуточной аттестации соответствуют федеральным государственным требованиям к дополнительным предпрофессиональным программам в области музыкального искусства и отражают результаты обучения и уровень сформированных общих и профессиональных компетенций.
Перечень контрольно-оценочных средств по дополнительным предпрофессиональным программам в области музыкального искусства «Хоровое пение», учебный предмет «Хор»
Контрольно-оценочные средства по дополнительным предпрофессиональным программам в области музыкального искусства «Хоровое пение» по учебному предмету «Хор» состоят из сдачи партий и академического (хорового) концерта.
Сдача партий может осуществляться различными способами: в виде сольного исполнения учащимся своей партии, исполнение своей партии в небольшом ансамбле (дуэте, квартете), а также исполнение партии целиком, или фрагмента с любого места хоровой партитуры.
Академический (хоровой) концерт представляет собой подготовленное исполнение программы (в соответствии с программными требованиями). Учреждения вправе применять другие виды проведения промежуточной аттестации и вносить изменения в содержание заданий (исходя из сложившейся практики учреждения).
Навыки и умения, которые должны продемонстрировать обучающиеся в соответствии с классом: 1 класс:
Певческая установка и дыхание: певческая установка, положение корпуса и головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения.
Звуковедение и дикция: естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Пение legato. Нюансы - mf, mp, p, f. Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении.
Ансамбль и строй: выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей, соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Устойчивое интонирование одноголосной партии.
Формирование исполнительских навыков: анализ словесного текста и его содержания, чтение нотного текста, умение фразировать, исходя из музыкального и текстового содержания. Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.
2 класс:
Певческая установка и дыхание. Певческая установка, положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения. Знакомство с навыками «цепного» дыхания.
Звуковедение и дикция. Закрепление естественного, свободного звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука.
Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах. Пение legato. Нюансы - mf, mp, p, f. Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении.
Ансамбль и строй. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмической устойчивости в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком. Устойчивое интонирование одноголосной партии при сложном аккомпанементе.
Формирование исполнительских навыков. Грамотное чтение нотного текста по партиям. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики.
3 класс
Певческая установка и дыхание. Певческая установка, положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения. Цезуры.
Звуковедение и дикция. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах. Пение поп legato и legato. Развитие дикционных навыков. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.
Ансамбль и строй. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмической устойчивости в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком.
Навыки пения двухголосия с аккомпанементом.
Формирование исполнительских навыков. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат.
4 классПевческая установка и дыхание. Дыхание перед началом пения.
Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения. Смена дыхания в процессе пения; различные приемы (короткое и активное дыхание в быстром темпе, спокойное и активное в медленном). Цезуры. Закрепление навыка «цепного» дыхания.
Звуковедение и дикция. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах. Пение поп legato и legato. Нюансы - mf, mp, p, f.
Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.
Ансамбль и строй. Устойчивое интонирование одноголосной партии при сложном аккомпанементе. Навыки пения двух и трехголосия с аккомпанементом.
Пение несложных двухголосых песен без сопровождения.
Формирование исполнительских навыков. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры. Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат.
5 класс
Певческая установка и дыхание. Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Различная атака звука. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато). Совершенствование навыков «цепного» дыхания.
Звуковедение и дикция. Закрепление навыков, полученных в младшем хоре.
Развитие свободы и подвижности артикулярного аппарата за счет активизации работы губ и языка. Выработка навыка активного и четкого произношения согласных. Произнесение звонких согласных в высоте последующего гласного. Исполнение произведения на языке оригинала.
Ансамбль и строй. Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Совершенствование ансамбля и строя в произведениях более сложной фактуры и музыкального языка. Выработка чистой интонации при двух-, трехголосном пении. Умение подстроиться к ведущему голосу в партии. Владение навыками пения без сопровождения.
Формирование исполнительских навыков. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам (двух-, трех-, строчным). Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат. Воспитание навыков понимания дирижерского жеста. Эмоциональное отношение к исполняемому произведению.
6 класс
Певческая установка и дыхание. Различная атака звука. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато). Совершенствование навыков «цепного» дыхания. Выработка певческого вибрато.
Звуковедение и дикция. Развитие свободы и подвижности артикулярного аппарата за счет активизации работы губ и языка. Выработка навыка активного и четкого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах р и pp. Навык исполнения произведений на иностранном языке, максимально приближая произношение к оригинальному звучанию.
Ансамбль и строй. Совершенствование ансамбля и строя в произведениях более сложной фактуры и музыкального языка. Выработка чистой интонации при двух-, трехголосном пении. Независимое устойчивое интонирование своей партии. Владение навыками пения без сопровождения.
Формирование исполнительских навыков. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам (двух-, трех-строчным). Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат. Воспитание навыков понимания дирижерского жеста. Эмоциональное отношение к исполняемому произведению, артистизм.
7 класс
Певческая установка и дыхание. Различная атака звука. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато). Совершенствование навыков «цепного» дыхания. Выработка певческого вибрато. Навык контроля вибрато. Умение петь как с вибрато, так и без него в зависимости от стиля хорового произведения.
Звуковедение и дикция. Развитие свободы и подвижности артикулярного аппарата за счет активизации работы губ и языка. Выработка навыка активного и четкого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах р и pp. Навык исполнения произведений на иностранном языке, максимально приближая произношение к оригинальному звучанию. Владение основными шрихами
Ансамбль и строй. Совершенствование ансамбля и строя в произведениях более сложной фактуры и музыкального языка. Выработка чистой интонации при двух-, трех-, четырехголосном пении с сопровождением и без сопровождения.
Независимое устойчивое интонирование своей партии.
Формирование исполнительских навыков. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам (двух-, трех-, четырехстрочным). Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат. Воспитание навыков понимания дирижерского жеста. Умение передавать художественный образ в исполнении, быть эмоциональным и артистичным. Понимание сценической культуры.
8 класс
Певческая установка и дыхание. Различная атака звука. Качественное звукоизвлечение. Совершенствование навыков «цепного» дыхания. Умение петь как с вибрато, так и без него, в зависимости от стиля хорового произведения.
Звуковедение и дикция. Техническая оснащенность: свобода и подвижность артикулярного аппарата, навык активного и четкого произношения согласных, дикционные навыки в быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах р и pp. Навык исполнения произведений на различных иностранных языках, максимально приближая произношение к оригинальному звучанию. Владение основными шрихами (стаккато, легато, нон легато, акцент, маркато, глиссандо, портаменто).
Ансамбль и строй. Совершенствование ансамбля и строя в произведениях более сложной фактуры и музыкального языка. Выработка чистой интонации при двух-, трехголосном пении с сопровождением и без сопровождения. Независимое устойчивое интонирование своей партии. Метро-ритмическая ровность исполнения.
Формирование исполнительских навыков. Грамотное чтение нотного текста по партитурам (двух-, трехстрочным). Понимание дирижерского жеста и трактовки музыкального материала. Умение передавать художественный образ в исполнении, быть эмоциональным и артистичным.
Примерные требования к содержанию промежуточной и итоговой аттестации по учебному предмету «Хор» по дополнительным предпрофессиональным программам «Хоровое пение»
Примерные репертуарные списки
1-2 класс
Русские народные песни: «Скок, скок, поскок», «Во сыром бору тропина», «Со вьюном я хожу», «Как у наших у ворот».
Е.Крылатов «Колокола», «Синие глаза», «Где музыка берет начало», «Ваши глаза».
Дж.Гершвин «Хлопай в ладоши»
Р.Бойко «Поутру»
В.Чернышев «Этот большой мир.
Перечень контрольно-оценочных средств, показателей, индикаторов и критериев оценки сформированности знаний, умений, навыков учащихся по дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение» при проведении промежуточной аттестации.
Наименование учебного предмета: Хор
Объект оценивания: уровень теоретических знаний и практических умений и навыков по хоровому пению
Класс
Форма и сроки
Содержание
Критерии оценки
1
Концерт (декабрь)
Контрольный урок (зачет):
Отчетный концерт
(апрель-май)
правильная певческая установка, правильное положение корпуса и
головы, умение петь сидя и стоя; -правильное дыхание перед началом
пения;
-естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки), преимущественно мягкая атака звука; -пение legato;
-элементарные дикционные навыки;
-устойчивое интонирование одноголосной партии;
соблюдение динамической ровности при произнесении текста;
осмысленное исполнение словесного текста.
Оценка 5 («отлично»)
регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание произведений, разучиваемых в хоровом классе, активная эмоциональная работа на занятиях, участие во всех хоровых концертах коллектива.
Оценка 4 («хорошо»)
регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии всей хоровой программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов (вокально-интонационная неточность), участие в концертах хора. Оценка 3 («удовлетворительно»)
нерегулярное посещение хора, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых партитур в программе при сдаче партий, участие в обязательном отчетном концерте хора в случае пересдачи партий- слабое знание текста, частые ошибки, остановки.
Оценка 2 («неудовлетворительно»)
пропуски хоровых занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы, не допуск к выступлению на отчетный концерт.
«Зачет» (без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям.
Класс
Форма и сроки
Содержание
Критерии оценки
2
Концерт (декабрь)
Контрольный урок (зачет): Отчетный концерт
(апрель-май)
- правильная певческая установка, правильное положение корпуса, головы, артикуляция при пении;
-умение петь сидя и стоя;
-различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения
-правильное округление гласных, способы их формирования в различных регистрах;
-интонирование произведения в различных видах мажора и минора;
-устойчивое интонирование одноголосной партии при сложном аккомпанементе.
Оценка 5 («отлично»)
регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание произведений, разучиваемых в хоровом классе, активная эмоциональная работа на занятиях, участие во всех хоровых концертах коллектива.
Оценка 4 («хорошо»)
регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии всей хоровой программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов (вокально-интонационная неточность), участие в концертах хора.
Оценка 3 («удовлетворительно»)
нерегулярное посещение хора, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых партитур в программе при сдаче партий, участие в обязательном отчетном концерте хора в случае пересдачи партий- слабое знание текста, частые ошибки, остановки.
Оценка 2 («неудовлетворительно»)
-пропуски хоровых занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы, не допуск к выступлению на отчетный концерт.
«Зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям.
Класс
Форма и сроки
Содержание
Критерии оценки
3
Концерт (декабрь)
Контрольный урок (зачет):
Отчетный концерт
(апрель-май)
-правильная певческая установка, положение корпуса, головы, артикуляция при пении;
умение брать дыхание перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения; - точное исполнение цезур во время пения;
пение поп legato и legato;
устойчивое пение двухголосия с аккомпанементом.
5 («отлично»)
- регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе, активная эмоциональная работа на занятиях, участие на всех хоровых концертах коллектива
4 («хорошо»)
регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии всей хоровой программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов
(вокально-интонационная неточность), участие в концертах хора 3 («удовлетворительно»)
нерегулярное посещение хора, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых партитур в программе при сдаче партий, участие в обязательном отчетном концерте хора в случае пересдачи партий
2 («неудовлетворительно»)
пропуски хоровых занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы, не допуск к выступлению на отчетный концерт
«зачет» (без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям
Класс
Форма и сроки
Содержание
Критерии оценки
4
Концерт (декабрь)
Контрольный урок (зачет):
Отчетный концерт
(апрель-май)
правильная певческая установка, положение корпуса, головы, артикуляция при пении;
умение брать дыхание перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения; -умение пользоваться различными приемами дыхания (короткое и активное дыхание в быстром темпе, спокойное и активное в медленном) - умение петь на «цепном» дыхании;
точное исполнение нюансов - mf, mp, p, f;
отнесение внутри слова согласных к последующему слогу;
-устойчивое пение двухголосия с аккомпанементом; пение несложных двухголосых песен без сопровождения.
5 («отлично»)
- регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе, активная эмоциональная работа на занятиях, участие на всех хоровых концертах коллектива
4 («хорошо»)
регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии всей хоровой программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов
(вокально-интонационная неточность), участие в концертах хора 3 («удовлетворительно»)
нерегулярное посещение хора, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых партитур в программе при сдаче партий, участие в обязательном отчетном концерте хора в случае пересдачи партий
2 («неудовлетворительно»)
пропуски хоровых занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы, не допуск к выступлению на отчетный концерт
«зачет» (без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям
Класс
Форма и сроки
Содержание
Критерии оценки
5
Концерт (декабрь)
Контрольный урок (зачет):
Концерт (апрель-май)
умение применять различную атаку звука;
навыки «цепного» дыхания; - свобода и подвижность артикулярного аппарата;
исполнение произведения на языке оригинала.
чистая интонация при двух-, трехголосном пении;
навыки пения без сопровождения; - грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам (двух-, трехстрочным);
умение фразировать, исходя из музыкального и текстового содержания;
умение петь в строго размеренном темпе;
навыки понимания дирижерского жеста;
эмоциональное отношение к исполняемому произведению.
5 («отлично»)
- регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе, активная эмоциональная работа на занятиях, участие на всех хоровых концертах коллектива
4 («хорошо»)
регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии всей хоровой программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов
(вокально-интонационная неточность), участие в концертах хора 3 («удовлетворительно»)
нерегулярное посещение хора, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых партитур в программе при сдаче партий, участие в обязательном отчетном концерте хора в случае пересдачи партий
2 («неудовлетворительно»)
пропуски хоровых занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы, не допуск к выступлению на отчетный концерт
«зачет» (без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям.
Класс
Форма и сроки
Содержание
Критерии оценки
6
Концерт (декабрь)
Контрольный урок (зачет):
Отчетный концерт
(апрель-май)
умение применять различную атаку звука;
навыки «цепного» дыхания;
- свобода и подвижность артикулярного аппарата;
исполнение произведения на языке оригинала.
чистая интонация при двух-, трехголосном пении;
навыки пения без сопровождения; - грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам (двух-, трехстрочным);
умение фразировать, исходя из музыкального и текстового содержания;
умение петь в строго размеренном темпе;
навыки понимания дирижерского жеста;
эмоциональное отношение к исполняемому произведению. произведению, артистизм.
5 («отлично»)
- регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе, активная эмоциональная работа на занятиях, участие на всех хоровых концертах коллектива
4 («хорошо»)
регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии всей хоровой программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов
(вокально-интонационная неточность), участие в концертах хора 3 («удовлетворительно»)
нерегулярное посещение хора, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых партитур в программе при сдаче партий, участие в обязательном отчетном концерте хора в случае пересдачи партий
2 («неудовлетворительно»)
пропуски хоровых занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы, не допуск к выступлению на отчетный концерт «зачет» (без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям.
Класс
Форма и сроки
Содержание
Критерии оценки
7
Зачет:
Концерт (декабрь)
Зачет: Академический концерт
(апрель-май)
-навыки слухового контроля, умения управлять процессом исполнения музыкального произведения; умение применять различную атаку звука;
навыки «цепного» дыхания;
навык контроля певческого вибрато;
свобода и подвижность артикулярного аппарата;
исполнение произведения на языке оригинала.
чистая интонация при двух-, трехголосном пении;
навыки пения без сопровождения; - грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам (двух-, трехстрочным);
умение фразировать, исходя из музыкального и текстового содержания;
владение штрихами;
умение петь в строго размеренном темпе;
навыки понимания дирижерского жеста;
эмоциональное отношение к исполняемому произведению. произведению, артистизм.
5 («отлично»)
- регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе, активная эмоциональная работа на занятиях, участие на всех хоровых концертах коллектива.
4 («хорошо»)
регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии всей хоровой программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов
(вокально-интонационная неточность), участие в концертах хора 3 («удовлетворительно»)
нерегулярное посещение хора, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых партитур в программе при сдаче партий, участие в обязательном отчетном концерте хора в случае пересдачи партий
2 («неудовлетворительно»)
пропуски хоровых занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы, не допуск к выступлению на отчетный концерт
«зачет» (без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям.
Класс
Форма и сроки
Содержание
Критерии оценки
8
Зачет:
Концерт (декабрь)
Зачет: Академический хоровой концерт
(апрель-май)
--навыки слухового контроля, умения управлять процессом исполнения музыкального произведения; умение применять различную атаку звука;
навыки «цепного» дыхания;
навык контроля певческого вибрато;
свобода и подвижность артикулярного аппарата;
исполнение произведения на языке оригинала.
чистая интонация при двух-, трехголосном пении;
навыки пения без сопровождения; - грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам (двух-, трехстрочным);
умение фразировать, исходя из музыкального и текстового содержания;
владение штрихами;
умение петь в строго размеренном темпе;
навыки понимания дирижерского жеста, сценическая культура; - эмоциональное отношение к исполняемому произведению. произведению, артистизм.
5 («отлично»)
- регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе, активная эмоциональная работа на занятиях, участие на всех хоровых концертах коллектива.
4 («хорошо»)
регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии всей хоровой программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов
(вокально-интонационная неточность), участие в концертах хора 3 («удовлетворительно»)
нерегулярное посещение хора, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых партитур в программе при сдаче партий, участие в обязательном отчетном концерте хора в случае пересдачи партий
2 («неудовлетворительно»)
пропуски хоровых занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы, не допуск к выступлению на отчетный концерт «зачет» (без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям.
Примерные требования к содержанию практической и теоретической части выпускного экзамена
Академический (хоровой) концерт представляет собой подготовленное исполнение выпускником в составе хора программы (в соответствии с программными требованиями), состоящей из 3- 4 разнохарактерных произведений, включая:
произведения русской классики;
обработку народной песни или мелодии; 3) произведение зарубежной классики; 4) произведение современного композитора.
Содержание коллоквиума: краткие сведения об авторах исполненных произведений; основные вопросы хороведения; элементарные навыки игры и дирижирования хоровой партитуры.
Учреждения вправе применять другие виды проведения выпускного экзамена и самостоятельно формировать репертуарный список исполняемых произведений, придерживаясь требований ФГТ.
Примерный репертуарный список музыкальных произведений для проведения выпускного экзамена по учебному предмету «Хоровое пение»
Ф.Шуберт «К музыке»
Грузинская нар.песня. «Мчит Арагви вдаль»
Р.Глиэр «Вечер»
В.Фадеев «Ода любимому городу»
М.Глинка «Венецианская ночь»
Рус. нар. песня, обр. В.Попова «Уж вы, мои ветры»
Э Григ «Заход солнца»
Д.Тухманов. «Французская песенка» (на музыку Чайковского)
Мендельсон-Бартольди «Полевые цветы»
Рус. нар. песня, обр. С.Благообразова «Аи, на горе дуб, дуб
Р.Глиэр «Здравствуй, гостья зима»
М.Малевич «Город святого Петра»
Русская народная песня в обр. И.Ельчевой «Во поле берѐза стояла»
Р.Бойко «Поутру»
В.А.Моцарт «Светлый день»
П.Чайковский «Подснежник»
Перечень контрольно-оценочных средств, показателей, индикаторов и критериев оценки сформированности знаний, умений, навыков выпускников по дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение » при проведении итоговой аттестации
Наименование учебного предмета: Хоровое пение
Объект оценивания: уровень практических навыков по учебному предмету.
Контрольнооценочные средства
Показатели оценивания
(приобретенные знания, умения, навыки)
Индикаторы оценки
Критерии оценки
Академический (хоровой) концерт
- навыки коллективного хорового исполнительского творчества, исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки; - умение передавать художественный образ в исполнении.
Техническая оснащенность:
качество звукоизвлечения и чистота интонации.
владение основными штрихами;
Выразительность исполнения:
использование музыкально-выразительных средств для воплощения характера
Оценка «5» (отлично) ставится, если выпускник демонстрирует:
высокий уровень сформированных умений и навыков,
осмысленное исполнение репертуарных произведений;
высокий уровень владения штрихами;
высокий уровень качества звукоизвлечения и чистоты исполнительского интонирования;
ровность метра и ритма при исполнении произведений; выраженный уровень эмоциональности и артистизма исполнения;
высокий уровень сценической культуры;
Оценка «4» (хорошо) ставится, если выпускник демонстрирует:
стабильный уровень приобретенных исполнительских умений и навыков, осмысленное исполнение репертуарных произведений;
стабильный уровень владения штрихами;
качественно-стабильный уровень технической оснащенности с некоторыми незначительными погрешностями; ровный и стабильный метр и ритм при исполнении произведений;
исполнение с ясной художественно-музыкальной трактовкой, убедительное исполнение в соответствии с художественным замыслом композитора и использование богатого арсенала выразительных средств;
выраженно-стабильный уровень эмоциональности и артистизма исполнения;
незначительные ошибки при достаточно стабильном исполнении репертуарных произведений / отсутствие значительных ошибок /незначительная минимальная сбивчивость в исполнении текста репертуарных произведений;
стабильный уровень сценической культуры;
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если выпускник демонстрирует:
удовлетворительный уровень приобретенных исполнительских умений и навыков, но частично осмысленное
(малоосмысленное) исполнение репертуарных произведений;
удовлетворительный уровень владения штрихами;
удовлетворительный уровень качества звукоизвлечения и чистоты исполнительской интонации;
неровность, нестабильность метра и / или ритма при исполнении произведений;
удовлетворительный уровень сценической культуры;
Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если выпускник демонстрирует:
неудовлетворительный уровень и / или отсутствие исполнительских умений и навыков, неосмысленное исполнение репертуарных произведений;
неудовлетворительный уровень владения штрихами;
наличие большого количества ошибок и / или постоянную сбивчивость в исполнении текста репертуарных произведений / незнание текста исполняемого(ых) произведений;
неровность, неустойчивость метра и / или большое количество ритмических ошибок в исполнении произведений;
неудовлетворительный уровень сценической культуры
Контрольнооценочные средства
Показатели оценивания
(приобретенные знания, умения, навыки)
Индикаторы оценки
Критерии оценки
Коллоквиум
знание характерных особенностей хорового пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений хорового
исполнительства;
наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры:
1. Техническая оснащенность: - навыки чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений; - знания музыкальной терминологии; - владение первичными навыками в области теоретического анализа исполняемых произведений;
Оценка «5» (отлично) ставится, если выпускник демонстрирует:
высокий уровень сформированных умений и навыков, осмысленное исполнение хоровых партитур;
высокий уровень знаний применения дирижерской сетки;
грамотное изложение теоретических знаний;
высокий уровень качества чтения с листа;
ровность метра и ритма при исполнении произведений; выраженный уровень эмоциональности и артистизма исполнения;
высокий уровень кругозора в области музыкального искусства и культуры.
Оценка «4» (хорошо) ставится, если выпускник демонстрирует:
стабильный уровень приобретенных исполнительских
умений и навыков, осмысленное исполнение хоровых партитур;
стабильный уровень применения дирижерских сеток;
грамотное изложение теоретических знаний;
качественно-стабильный уровень чтения с листа;
ровный и стабильный метр и ритм при исполнении произведений;
выраженно-стабильный уровень эмоциональности и артистизма исполнения;
незначительные ошибки при достаточном уровне кругозора в области музыкального искусства и культуры.
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если выпускник демонстрирует:
удовлетворительный уровень приобретенных
исполнительских умений и навыков, но частично осмысленное
(малоосмысленное) исполнение хоровых партитур;
удовлетворительный уровень применения дирижерских сеток;