kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эмоциональная драматургия урока искусства как основа педагогической технологии учителя музыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реалии культурно-кризисной ситуации требуют переосмысления накопленного в эстетическом образовании опыта, сравнения запросов общества с теми результатами, которые дает современная школа. В массовой литературе, в интервью ученых, педагогов, политических и общественных деятелей доминирует мысль, что падение духовности достигло того опасного предела, когда человек начинает использовать свои гражданские права и обязанности в антигуманных целях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эмоциональная драматургия урока искусства как основа педагогической технологии учителя музыки»

Морскова Алла Анатольевна.

Учитель музыки МАОУ «Гимназии №12 имени Г. Р. Державина» г. Тамбова __________________________________________________________________

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ УРОКА ИСКУССТВА КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ


Реалии культурно-кризисной ситуации требуют переосмысления накопленного в эстетическом образовании опыта, сравнения запросов общества с теми результатами, которые дает современная школа. В массовой литературе, в интервью ученых, педагогов, политических и общественных деятелей доминирует мысль, что падение духовности достигло того опасного предела, когда человек начинает использовать свои гражданские права и обязанности в антигуманных целях.

Искусство, в частности музыкальное искусство, призвано утверждать высокое предназначение человека, в музыкальной педагогике приоритет организации эмоциональной деятельности учащихся несомненен. Помочь ученику через собственные переживания раскрыть богатство и многообразие эмоциональной сферы человека – первоочередная задача педагога.

Главная причина – доминирование в образовании односторонней технологичности деятельности учителя, в силу чего в сознании современного учащегося преобладает рационально-логическое мышление, что буквально «автоматически» ведет личность к утере непосредственного восприятия мира. В музыкальном образования это проявляется в том, что:

– заметно принижается эмоциональная сущность музыкального искусства; его эмоционально-воспитательные возможности сводятся «на нет», так как анализ музыкальных произведений на уроках носит сугубо технологический характер;

– несмотря на общепринятое положение, что урок музыки – это урок искусства, сохраняется стереотип его построения на принципах общей дидактики;

– вопреки современным установкам на воспитание чувственно-эмоционального мира учащихся на практике доминирует формально-организационная сторона этого процесса.

В итоге наблюдается разрыв между провозглашаемым воспитательным воздействием искусства и достигаемыми в практике результатами. Учитель не умеет организовать эмоциональный тон урока музыки в сфере возвышенных интонаций самой музыки как модели духовности человека.

Эмоциональное наполнение учебно-воспитательного процесса на уроке искусства «выхолащивается», подменяется всяческими дидактическими «изысками». Соответственно делается вывод: что необходимость концептуального подхода к проблеме вызвана, во-первых, отсутствием должной методологической базы воспитания и развития эмоциональной сферы школьников; во-вторых, сама идея построения урока искусства по законам эмоциональной драматургии позволяет начать сразу с эмоций, которые есть содержание искусства; в-третьих, только на научно-теоретическом уровне возможна реализация проекта – создание художественной дидактики.

Создается двуединая основа концепции построения урока музыки по законам эмоциональной драматургии: эмоционально-оценочная деятельность, осуществляющаяся по диалектическим законам.

Выделено пять тесно взаимосвязанных процессов:

– логика воспитания методологической культуры учителя музыки;

– процесс познания музыкального искусства;

– драматургическая сущность протекания чувственно-эмоциональной жизни человека;

– осмысление драматургии конкретного музыкального произведения;

– особенности управления процессом формирования художественного мышления детей.

Первый предстает как органический целостный, берущий начало в абстрактно-всеобщем понятии «деятельность». В нем выделяется конкретно-всеобщее – художественная деятельность, которая расшифровывается как творческий процесс по «переработке» жизненного материала в художественный.

Второй процесс – интерпретация всеобщего метода познания в свете особенностей художественно-образного мышления, в котором эмоции и мышление (как собственно аналитическая деятельность) нераздельны, потому что научное и художественное мышление, будучи противоположными «полюсами познания», благодаря общей диалектической природе человеческого мышления, все время переходят друг в друга. Но среди особенностей художественного мышления и восприятия указывается, что эмоции, участвуя в процессе любого познания, в ценностном сознании играют доминирующую роль. Это вытекает из общепринятой в науке точки зрения: эмоции относятся к мышлению как содержание к форме – здесь переживание первично.

Третий процесс раскрывает диалектику эмоций, драматургическую сущность протекания чувственно-эмоциональной жизни человека на конкретных примерах (например, моно-музыкальный урок, выстроенный по драматургии Баллады g-moll Ф.Шопена), где эмоции предстают не «однополюсными» образованиями («весело», «грустно», «тревожно» и пр.), а имеющими строго обусловленную внутреннюю процессуальность. На основе этого формулируется теоретическое положение: специальной задачей педагога искусства следует считать раскрытие учащимся диалектической процессуальности человеческих эмоций.

Четвертый процесс – осмысление содержательной формы как диалектического процесса – раскрывается на материале заключительной темы-обобщения «теоретического цикла» (№ 6). Последняя, естественно, раскрывается уже в методическом ракурсе, в большой степени в рамках разработанного в научной школе Д.Б. Кабалевского универсального принципа художественной педагогики – моделирования художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр).

Пятый процесс, определяющий особенности управления детским художественным мышлением, раскрывает сущность методики как процессуальной формы методологии. Главное, учитель музыки понимал, что конкретная технология – это не набор четко отработанных частных действий учителя, а процесс, который он сам организует так, что вся теория становится конкретной. Потому в деятельности учителя искусства так важна роль импровизации, что и отражается в очередном теоретическом положении концепции: творческая сущность эмоциональной драматургии как искусства управления детской эмоционально-интеллектуальной деятельностью предопределяет импровизационно-вариативный характер всего процесса познания искусства.

Главными приемами являются гипербола, гротеск, и даже метафора, аллегория используются не просто как символическое «замещение» смысла, а как указание (иносказание) на смысловое ядро события, явления, факта, а следовательно, и концентрированного его переживания.

Результатом работы должно стать обеспечение детской рефлексии на содержательном уровне, чтобы вечные шедевры и возвышенные смыслы, живущие в музыке, могли вливаться в детские души путем «проекции» эмоционально-смыслового содержания музыки на их чувства, мысли и поступки, на их оценку своей жизни и жизни людей.


3




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Морскова Алла Анатольевна

Дата: 09.01.2019

Номер свидетельства: 494511

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Методическая разработка: "Применение новых методов и приемов обучения на уроках музыки, согласно реализации ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(126) "mietodichieskaia-razrabotka-primienieniie-novykh-mietodov-i-priiemov-obuchieniia-na-urokakh-muzyki-soghlasno-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "211784"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431683470"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Статья"Перечень планируемых результатов освоения учебной программы по музыке в основной школе" "
    ["seo_title"] => string(108) "stat-ia-pieriechien-planiruiemykh-riezul-tatov-osvoieniia-uchiebnoi-proghrammy-po-muzykie-v-osnovnoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "110022"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405407102"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Программа «Музыка и пение» И.В Евтушенко. для 5- класс VIII вида "
    ["seo_title"] => string(67) "proghramma-muzyka-i-pieniie-i-v-ievtushienko-dlia-5-klass-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "224819"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439202189"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства