kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эмоциональное развитие дошкольников средствами музыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблеме эмоционального развития ребёнка, изучению роли эмоций в формировании личности человека уделяется огромное внимание в отечественной и зарубежной науке. В контексте новой парадигмы педагогики вопросы эмоционального развития детей связываются с обновлением содержания образования, требованиями гуманизации и демократизации педагогического процесса, качественным улучшением эстетического воспитания подрастающего поколения. Главный акцент в решении проблемы ставится на задаче приобщения ребёнка с первых лет жизни к миру художественной и музыкальной культуры. Сегодня происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания. На фоне этих изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от интеллектуального развития. Как указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение деятельности.

Поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольника  является одним  из приоритетных и актуальных направлений работы педагога дошкольного образовательного учреждения, что обусловлено Федеральными государственными требованиями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эмоциональное развитие дошкольников средствами музыки»

АДМИНИСТРАЦИЯ МАРИИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества №1»







ПРОЕКТ




«Эмоциональное

развитие дошкольников

средствами музыки»


















Мариинск

2013

Руководитель проекта: Михайлова Екатерина Владимировна, педагог дополнительного образования МАОУ ДОД «Дом детского творчества №1».

Участники проекта:

Дети, родители, педагог  дополнительного образования.

Паспорт проекта

Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности: творческий.
По содержанию: обучающий.
По числу участников проекта: групповой.
По времени проведения: долгосрочный (34 недели).
По характеру контактов: в рамках ОУ.

Состав проектной группы:

  • Руководитель проекта – педагог дополнительного образования творческого объединения «Поющие нотки».

  • дети подготовительной группы,

  • родители подготовительной группы.

Цель проекта:

ввести детей  в сложный мир человеческих эмоций, обогатить их эмоциональный уровень средствами музыки.

Задачи проекта:

  1. познакомить детей с основными эмоциями: радость, удивление, интерес, грусть, гнев, страх, стыд, спокойствие;

  2. формировать у детей умение выражать свои чувства  и  распознавать чувства других;

  3. учить детей понимать собственное  эмоциональное состояние и совершенствовать способность управлять своими эмоциями в ходе различных видов музыкальной деятельности;

  4. обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, их оттенки;

  5. организовать оформление результата проекта в виде детского праздника.

Актуальность проблемы.

Проблеме эмоционального развития ребёнка, изучению роли эмоций в формировании личности человека уделяется огромное внимание в отечественной и зарубежной науке. В контексте новой парадигмы педагогики вопросы эмоционального развития детей связываются с обновлением содержания образования, требованиями гуманизации и демократизации педагогического процесса, качественным улучшением эстетического воспитания подрастающего поколения. Главный акцент в решении проблемы ставится на задаче приобщения ребёнка с первых лет жизни к миру художественной и музыкальной культуры. Сегодня происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания. На фоне этих изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от интеллектуального развития. Как указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение деятельности.

Поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольника  является одним  из приоритетных и актуальных направлений работы педагога дошкольного образовательного учреждения, что обусловлено Федеральными государственными требованиями.

Проект составлен для детей 5-7 лет. Рассчитан на 34 часа, по  1 часу в неделю.  Каждое занятие 25-30 минут. Праздники и развлечения проводятся один раз в месяц.

Этапы проекта.

  1. Подготовительный этап :

- Разработка стратегии реализации проекта.
- Подбор материала по теме «Эмоциональное развитие дошкольников средствами музыки».
- Составление плана основного этапа, определение цели и задачи проектной деятельности.

  1. Основной этап:

- Проведение групповых мероприятий.

  1. Заключительный этап:

- Подведение итогов проекта, отчет о том, что получилось.

Новизна исследования заключается в том, что составлен комплекс занятий, который направлен на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе слушания музыки в повседневной жизни ОУ.

Практическая значимость: разработанный комплекс занятий может использоваться воспитателями в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Значимость проекта для всех его участников.

Дети: получение новых знаний, проявления творческой активности в процессе выполнения музыкальной деятельности, привитие любви к музыке с дальнейшим анализом изученного.
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: получают новые знания, расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания совместно с ребенком.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Педагог:

  • занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (слушание произведений, заучивание слов, музыки),

  • эффективно развивает творческое и познавательное мышление дошкольников,

  • привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.

Дети:

  • участвуют в познавательной музыкальной деятельности,

  • занимаются заучиванием песен, музыкально-ритмических движений, прослушиванием произведений.

Родители:

  • совместно с детьми помогают в подготовке и проведении итогового детского музыкального праздника.



Обеспечение проектной деятельности

Методическое:

  • Консультации по теме проекта.

  • Предполагаемый результат проекта.

  • Консультации для родителей: «Как играть с музыкой»,

  • Составление портфолио проекта.

Ожидаемые результаты проекта.

В результате работы по проекту должна обогатиться эмоциональная сфера детей. На музыкальных занятиях к концу года дети должны:

  1. Различать жанры музыкальных произведений

  2. Петь без напряжения, плавно, легким звуком, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, петь в сопровождении музыкального инструмента и а капелла.

  3. Ритмично двигаться в соответствии с характером музыки.

  4. Самостоятельно менять движения в соответствии с 3-частичной формой музыкального произведения.

  5. Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружениях.

  6. Самостоятельно инсценировать содержание песен, хоровод, действовать самостоятельно

  7. Играть мелодии не металлофоне по одному и в оркестре, при помощи элементарного музицирования, озвучивать стихи, песенки, потешки.


В плане эмоционального развития:

  • быть способны выразительно передавать, собственное и заданное эмоциональное состояние, используя выразительные средства;

  • уметь распознавать эмоциональные проявления людей;

  • проявлять способность определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, описывать мимику окружающих при изображении эмоций;

  • должен обогатиться словарный запас, обозначающий различные эмоциональные состояния человека.




    





Работа по проекту и развитию эмоциональной сферы дошкольников включает виды музыкальной деятельности:

Слушание: 

  • Учить различать жанры музыкальных произведений: марш, танец, песня; узнавать произведения по вступлению, мелодии.

  • Учить различать звуки по высоте (высокий - низкий) в пределах квинты.

  • Узнавать звучание разных музыкальных инструментов, отличать на слух правильное и неправильное пение товарища.

Пение:  

  • Формировать певческие навыки, умение петь лёгким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы; брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.

  • Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него.

  • Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера.

Песенное творчество: 

  • Учить импровизировать мелодию на заданный текст.

  • Формировать умение сочинять мелодии различного характера: колыбельную, марш, вальс, плясовую.

Музыкально-ритмические движения:

  • Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание, свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного  к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.

  • Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, приседание с выставлением ноги вперед, кружение, приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед).

  • Формировать танцевальное творчество.

  • Продолжать развивать навыки инсценирования песен; учить импровизировать образы сказочных животных и птиц в разных игровых ситуациях.

  • Познакомить с русским хороводом, пляской.

Музыкально-игровое и танцевальное творчество:

  • Развивать танцевальное творчество: учить придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве.

  • Учить импровизировать движения разных персонажей под музыку соответствующего характера.

  • Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.

Игра на детских музыкальных инструментах:

  • Учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах: исполнять знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп, продолжать развивать навыки элементарного музицирования.

  • Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.

Тематический план проведения основного этапа проекта

«Эмоциональное развитие дошкольников средствами музыки»


Слушание: 

  • «Листопад» музыка Т. Попатенко, слова Е. Авдиенко;

  • «Походный марш»  Д. Кабалевского;

  • «Вальс» музыка А. Гречанинова;

  • «Колыбельная» музыка С. Майкопара. «Неопалетанская песенка» музыка П. Чайковского;

  • «Маленькая сказка» музыка А. Гречанинова;

  • «Марш» музыка Д. Шостаковича.

  • «Пчелка» музыка М. Красева;  

  • «Кукушка» музыка М. Красева;  

  • «Неаполитанская песенка» музыка П. Чайковского.


Пение:

  • «Чики – чики – чикалочки» рус. нар. мел.;

  • «Печь упала» чешск. нар. мел.;

  • «Дудочка» музыка В. Карасёвой, слова Н. Френкель; 

  • «Солнышко-ведрышко» музыка В. Карасёвой;

  • «Качели» музыка Е. Тиличеевой.


Песни: 

  • «Солнышко» музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной;

  • «В гости к самовару» слова и музыка З. Роот;

  • «Тяв - тяв» музыка В. Терчик;

  • «Наследники победы» музыка Е. Зарицкой, слова Шумелина

  • «Когда ветераны идут на парад» музыка и слова З. Роот.

  • «Барабан» музыка Е. Тиличеевой, слова Н. Найденовой;

  • «Смелый пилот» музыка Е. Тиличеевой;

  • «Жёлтенькие листики» музыка и слова  Е. Шаламовой;

  • «Урожай» музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной;

  • «Золотая песенка» музыка Е. Рагульской, слова З. Петровой;

  • «К нам гости пришли» музыка А. Александрова, слова М. Ивенсен. 


Упражнения для развития слуха и голоса:

  • «Снегири» музыка Е. Тиличеевой;

  • «Бубенчики» музыка Е. Тиличеевой;

  • «У кота-воркота» р. н. п. обр. Г. Левкодимова;  

  • «Где-то ёлка на опушке» музыка А. Филиппенко;

  • «Шел веселый дед Мороз»;

  • «Капитан» музыка З. Роот;

  • «Дорогие бабушки и мамы» музыка И. Бодраченко.

Песенное творчество:  потешки, дразнилки, считалки и другие русские народные попевки.

  • «Зайка» музыка Т. Бырченко;

  • «Самолет» музыка Т. Бырченко ;

  • «Весной» музыка Г. Зингера, слова Шибицкого;

  • «Колыбельная» рус. нар. п.;

  • потешки, дразнилки.


Танцы:

  • «Дружные пары» музыка И. Штрауса;

  • «Приглашение»  укр. н. мел. Обр. Г. Теплицкого;

  • «Веселые дети» лит. нар. мел. обр.Т. Ломовой.

  • «Тверская кадриль» рус. н. мел.;

  • «Парная пляска» нем. н. мел.;

  • «Русская пляска» рус. н. мел. («Во саду ли, в огороде»);

  • «Сударушка» рус. н. мел. обр. Ю. Слонова;

  • «Веселые дети» лит. нар. мел. обр.В. Агафонникова;

  • «Смени пару» музыка Т. Богинич.

  • «Марш», «Бег» музыка Е. Тиличеевой; 

  • «Поспи и попляши» (игра с куклой) музыка Т. Ломовой.


Музыкально – ритмические движения:  

  • «Канава» рус. н. мел. обр. Р. Рустамова; 

  • «Кто лучше скачет»  музыка Т. Ломовой;

  • «Передача платочка» музыка Т. Ломовой.

  • «Упражнение с мячом»  музыка Т. Ломовой.

  • «Во саду ли, в огороде» рус. н. мел.;

  • «Ручки и головка» музыка Давыденко;

  • «Марш» музыка т. Ломовой;

  • «Марш» музыка Абеляна;

  • «Прогулка в лесу»


Игры, хороводы:

  • «Ловкие джигиты» музыка В. Витлина;

  • «Зверобика» Б. Савельевой;

  • «Новогодняя плясовая» музыка и лова Л. Вахрушевой.

  • «Золотая песенка» музыка Е. Рагульской, слова З. Петровой.

  • «Будь ловким!» музыка М. Ладухина;

  • «Урожайная» музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной;

  • «Ворон»  рус. н. мел. обр. Т. Тиличеевой;

  • «Скворцы» слова Э. Макшанцевой, музыка А. Филиппенко;

  • «Кот и мыши» слова и музыка И. Бодраченко;

  • «Во поле береза стояла» рус. н. п.;

  • «Как у наших у ворот» рус. н. п.

  • Танцевально-игровое творчество:


Свободная пляска под любые плясовые мелодии;

  • «Кот и мыши» музыка И. Бодраченко;

  • «Танец с осенними листочками» музыка А. Филиппенко

  • «Цирковые собачки» слова и музыка З. Роот;

  • «Танец медвежат» рус. н. мел;

  • Свободная пляска под любые плясовые мелодии (аудиозапись);

  • «Вальс кошки» музыка В. Золотарёва.

  • «У бабушки Натальи».

  • Игры « Веселые гуси», «Солнышко и дождик», « Мы на луг ходили».


Музыкально-дидактические игры:

  • «На чем играю»,

  • «Музыкальные загадки»,

  • «Музыкальное лото»,

  • «Ступеньки»,

  • «Зайцы»,

  • «Кого встретил колобок?»,

  • «Весело - грустно».

Игра на детских музыкальных  инструментах:

  • «Смелый пилот» музыка Е. Тиличеевой;  

  • «Небо синее» музыка Е. Тиличеевой;

  • «Дождик» р. н. п.;

  • «Сорока - сорока»;

  • «Снегири»; 

  • «Солнышко - ведрышко» музыка В. Карасёвой;

  • «Сорока - сорока» рус. н. п.;

  • «Смелый пилот» музыка Е. Тиличеевой.


Совместная деятельность с педагогами:

  • разработка плана мероприятий,

  • подготовка праздников и развлечений;

  • Праздники и развлечения: «Проводы Масленницы».


Занятия:

  • «Кого разбудило солнышко».

  • «В гостях у передачи «Детский час».

  • «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей».
    Интегрированное занятия "Девочка из цветка"

Песенная импровизация.

































Используемая литература

  1. Давыдова, М.А. Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников [Текст ] / М. А. Давыдова. - М., 2007.

  2. Зацепина, М.Б., Антонова,Т.В. Праздники и развлечения в детском саду [Текст] / М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова., - М., 2008.

  3. Зацепина, М. Б., Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / М.Б. Зацепина. - М., 2005.

  4. Кононова, Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах [Текст] / Н. Г. Кононова. - М., 1990.

  5. Кононова, Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников [Текст] / Н. Г. Кононова. - М., 1982.

  6. Малахова, Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Малахова. - Ростов -  на Дону, 2008.

  7. Орфа, К. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения [Текст] / К. Орфа, Т. Э. Тютюнникова, - М., 2000.

  8. Радынова, О.П. Музыкальны шедевры [Текст] / О. П. Радынова, - М., 2006.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Эмоциональное развитие дошкольников средствами музыки

Автор: Михайлова Екатерина Владимировна

Дата: 15.05.2015

Номер свидетельства: 211613

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Интеллектуальное развитие дошкольников средствами музыки "
    ["seo_title"] => string(62) "intielliektual-noie-razvitiie-doshkol-nikov-sriedstvami-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "222741"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1436771332"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Статья «Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_vsiestoronnieie_razvitiie_riebienka_sriedstvami_muzyki_i_ritmichieskikh_"
    ["file_id"] => string(6) "423385"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1498674057"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Рекомендации педагогам для повышения эффективности эмоционального развития дошкольников."
    ["seo_title"] => string(80) "riekomiendatsii_piedaghogham_dlia_povyshieniia_effiektivnosti_emotsional_nogho_r"
    ["file_id"] => string(6) "425706"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1503166168"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Семинар практикум «Поликультурное воспитание дошкольников посредством музыки»"
    ["seo_title"] => string(74) "seminar_praktikum_polikulturnoe_vospitanie_doshkolnikov_posredstvom_muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "497470"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1548667582"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников средствами театрализованной деятельности."
    ["seo_title"] => string(102) "razvitiie-emotsional-no-lichnostnoi-sfiery-doshkol-nikov-sriedstvami-tieatralizovannoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "261647"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449162231"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства