«Ансамблевая игра как одна из форм развития музыкального творчества учащихся»
«Ансамблевая игра как одна из форм развития музыкального творчества учащихся»
Изучение музыки – что это дает современному ребенку?
В каждом ребенке сконцентрирован колоссальный эмоциональный опыт, имеющий генетическую природу. Наиболее сильно это выявляется, как правило, через музыку. Как известно, большее число одаренных детей реализуют себя именно через музыку. Я считаю, что одаренность и талант ученика наиболее полно раскрывается в ансамблевой игре, поэтому, я поставил перед собой цель и задачу - создать ансамбль в своем классе. Определил для себя методическую тему: «Ансамблевая игра».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Ансамблевая игра как одна из форм развития музыкального творчества учащихся» »
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ:
«Ансамблевая игра как одна из форм развития музыкального творчества учащихся» Преподавателя
класса гитары
ГККП «Детская музыкальная школа Бурлинского района ЗКО»
Киселёва Николая Владимировича
г. Аксай 2015г.
Киселёв Николай Владимирович
Дата рождения: 02.08.1960 г
Образование: высшее, ЗКГУ имени М. Утемисова
Педагогический стаж: 31 год
Категория: первая по классу гитары
Изучение музыки – что это дает современному ребенку?
В каждом ребенке сконцентрирован колоссальный эмоциональный опыт, имеющий генетическую природу. Наиболее сильно это выявляется, как правило, через музыку. Как известно, большее число одаренных детей реализуют себя именно через музыку. Я считаю, что одаренность и талант ученика наиболее полно раскрывается в ансамблевой игре, поэтому, я поставил перед собой цель и задачу - создать ансамбль в своем классе. Определил для себя методическую тему: «Ансамблевая игра».
Коллективное исполнительство как дуэт или трио гитаристов весьма привлекателен тем, что приносит радость совместной работы. Совместным музицированием занимались на любом уровне владения инструментом и при каждом удобном случае. Многие композиторы писали в этом жанре для домашнего музицирования и концертных выступлений. Бела Барток, венгерский композитор, педагог, фольклорист считал, что к ансамблевому музицированию детей нужно приобщать как можно раньше, с первых шагов в музыке. Не всегда ансамблю как учебной дисциплине уделяется должное внимание. Зачастую часы, предусмотренные для музицирования, педагоги используют для индивидуальных занятий.
Цель: создание ансамбля и развитие музыкальных способностей учащихся
Задачи:
Изучить научную и методическую литературу, разработать перспективный план для работы ансамбля «Колокольчики»;
Актуализировать музыкальные способности детей;
Заинтересовать перспективой значимости ансамблевой игры (фестивали, конкурсы);
Закрепить полученные знания и умения.
Актуальность: В помощь индивидуальному традиционному обучению в ДМШ
приходит коллективное музицирование – ансамблевая игра.
Ансамблевое музицирование дает развитие не только личности ученика, но и выступает в роли воспитания взаимодействия межличностных отношений в коллективе:
-учится согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослых,
- учится сотрудничать в условиях совместной деятельности,
-знакомится с правилами и способами взаимодействия в группе и коллективе.
-У него появляется реальная возможность шире реализовать свои возможности в ансамблевой игре.
Новизна: ансамблевая игра обеспечивает приобретение более широких познаний в музыкальной области и межличностного общения в коллективе:
- изучение произведений казахской народной музыки, композиторов Казахстана;
- изучение современной эстрадной музыки;
- воспитание патриотизма и ответственности перед коллективом;
- воспитание чувства долга и дисциплинированности.
Ожидаемый результат:
Достичь сплоченности коллектива ансамбля
Достичь полного раскрытия музыкальных способностей учащихся
Развитие самостоятельных творческих способностей детей
Создал благоприятную атмосферу для работы в ансамбле
Подобрал разножанровый репертуар для ансамбля
Приобрел за счет спонсоров музыкальные инструменты
Организовал условия для поездок и участия ансамбля на фестивали, конкурсы, городские мероприятия.
Направления в работе:
Работа с учащимися.
Работа с родителями.
Работа с преподавателями.
Формы работы с детьми:
Экспериментирование, нод: подгрупповые, индивидуальные. Для профилактики нарушения зрения и снятия напряжения с глаз и мышц всего тела стараюсь выполнять несложную гимнастику для глаз и дыхательная гимнастика.
Продолжать работу над темой: «Ансамблевая игра как одна из форм развития музыкального творчества учащихся», разработать программу.
В настоящее время невозможно представить музыкальную жизнь без выступлений ансамблей. Об этом говорят выступления дуэтов, трио, ансамблей большего состава на концертных площадках, фестивалях и конкурсах. Дуэты и трио гитаристов, смешанные ансамбли давно сложившаяся ансамблевая форма, имеющая традиции с XIX века, со своей историей, “эволюционным развитием”, богатым репертуаром - оригинальными произведениями, транскрипциями, переложениями. Но это профессиональные коллективы. А для школьных ансамблей существуют проблемы. Например, проблема репертуара. Нехватка соответствующей литературы для ансамблей ДМШ тормозит процесс обучения и возможность показать себя на концертной эстраде. Многие педагоги сами делают переложения, аранжировки понравившихся пьес. Пришлось и мне заниматься такой работой.
Важно начинать работу над ансамблем с самых первых уроков занятий на инструменте. Чем раньше ученик начинает играть в ансамбле, тем более грамотный, техничный, музыкант из него вырастет.
Многие педагоги по специальному инструменту практикуют ансамбли внутри класса. Это могут быть как однородные, так и смешанные ансамбли. Начинать лучше работу в ансамбле с учениками одного класса. На практике мы убедились, что ансамблевую работу можно разделить на три этапа.
Итак, I этап. Навыки ансамблевого музицирования ребенок приобретает уже на первых уроках. Пусть это будут пьесы, состоящие из одного или нескольких звуков, ритмически организованных. Педагог в это время исполняет мелодию и сопровождение. В процессе данной работы ученик развивает слух для исполнения пьес с аккомпанементом, концентрируется внимание на ритмической точности, верном распределении меха, осваивает элементарную динамику, первоначальные игровые навыки. Развиваются ритм, слух, и самое главное- чувство ансамбля, чувство ответственности за общее дело.Такое исполнение вызовет у учащегося интерес к новому для него звучанию музыки, интересному и красочному. На своих уроках мы используем пьесы “Наша песенка простая” А. Александрова, «Ойгок»Халык энi , «Эуен” Халык энi,«Косалка», «Камажай»,“Русский народный танец”, “Колыбельная” из оперы “Сказка о царе Салтане” Н. Римского-Корсакова из сборника Г. Бойцовой “, из сборника «Музична Украина» гитара 3 класс. В течение первого месяца занятий на инструменте (все зависит от способностей ученика) ученик играет простые мелодии в сопровождении педагога. На данном этапе работы ученикам важно прочувствовать специфику гомофонно-гармонической и попробовать себя в исполнении пьес с элементами полифонии. Пьесы следует выбирать разнообразные по темпу, характеру и т. д.
По опыту знаю, что играть в ансамбле нравится ученикам. Поэтому вышеуказанные пьесы можно проигрывать индивидуально с каждым учеником, а можно объединять учащихся в дуэты, трио (по усмотрению педагога, исходя из возможностей инструментов, их наличия). Для дуэта (трио) важно подобрать учащихся, равных по музыкальной подготовке и владению инструментом. Кроме того, нужно учитывать межличностные отношения участников. На данном этапе учащиеся должны уяснить основные правила игры в ансамбле. Прежде всего, самые трудные места – это начало и окончание произведения, или его части.
Начальные и заключительные аккорды или звуки должны быть исполнены синхронно и чисто, независимо от того, что и как звучало между ними. Синхронность – результат основного качества ансамбля : единого понимания и чувства ритма и темпа. Синхронность – это и техническое требование игры. Нужно одновременно взять и снять звук, выдержать вместе паузу, перейти к следующему звуку.
Первый аккорд содержит в себе две функции – совместное начало и определение последующего темпа. На помощь придет дыхание. Вдох - самый естественный и понятный сигнал о начале игры для любого музыканты. Как певцы перед исполнением берут дыхание, так и музыканты - исполнители, но у каждого инструмента своя специфика. Духовики показывают вдох началом звука, скрипачи – движением смычка, пианисты – “вздохом” кисти руки и прикосновением к клавише, для баянистов и аккордеонистов – наряду с движением кисти ведение меха. Все выше сказанное суммировано в начальном дирижера – ауфтакте.
Немаловажный момент – взятие нужного темпа. Здесь все зависит от скорости вдоха. Резкий вдох говорит исполнителю о быстром темпе, спокойный – сигнал о медленном. Поэтому важно, чтобы участники дуэта не только слышали друг друга, но и видели, нужен зрительный контакт.
На первом этапе участники ансамбля учатся слушать мелодию и второй голос, аккомпанемент. Произведения должны быть с яркой запоминающейся несложной мелодией, второй голос – с четким ритмом. Искусство слушать и слышать своих партнеров – очень трудное дело. Ведь большая часть внимания направлена на чтение нот. Еще одна немаловажная деталь – умение прочитать ритмический рисунок. Если ученик читает ритм, не выходя за рамки размера, то он готов играть в ансамбле, т. к. потеря сильной доли приводит к развалу и остановке. При готовности коллектива возможны первые выступления, например на родительском собрании или концерте класса.
На II этапе развиваем полученные на I этапе знания, умения и навыки. А также постигаем глубины ансамблевого музицирования. В процессе данной работы ученик развивает слух для исполнения пьес с аккомпанементом (с левой рукой), концентрируется внимание на ритмической точности, верном распределении меха, осваивает элементарную динамику, первоначальные игровые навыки. Развиваются ритм, слух, единство ансамблевых штрихов, вдумчивое исполнение и, самое главное,- чувство ансамбля, чувство ответственности за общее дело.
Репертуар составляют наряду с классическими произведениями пьесы с эффектами (глиссандо, стук по раскрытому меху, по клавишам, хлопками и т.п.), эстрадные миниатюры. Такой репертуар пробуждает интерес, настраивает на новую работу, выступления. Работа над ними очень нравится ребятам, они с легко их разучивают и с удовольствием исполняют на школьных концертах. Это новая форма музицирования, содержащая определенные трудности. Например, в пьесе Альбиннони “Адажио”, Е. Дербенко “Музыкальный привет” Много усилий прилагалось для достижения синхронности при взятии и снятии звука, соотношения динамики в партиях баянов и гитары, слышать паузы, ощущать ритмический пульс, развитие мелодии.
III этап. Этому этапу соответствуют старшие классы (5-6), когда по учебному плану не предусмотрены часы музицирования. На наш взгляд это упущение, ведь учащиеся уже обладают необходимым комплексом знаний, умений и навыков, как в сольном исполнительстве, так и в ансамблевом, им под силу более сложные, эффектные пьесы. В этом случае дуэт (или трио) способен решать более сложные художественные задачи.
Для более красочного звучания дуэта или трио баянов (аккордеонов) допускается расширение состава путем привлечения дополнительных инструментов. Это могут быть ударные, гитара, синтезатор, бас - гитара и балалайка. Подобные расширения способны “раскрасить” произведение, сделать его ярким. Такой способ пригоден для концертных выступлений и сделает привлекательной любую, даже самую простую пьесу.
Учитывая этот фактор, на базе своего класса мною был создан ансамбль «Колокольчики».
Педагог, занимающийся с учениками по специальности индивидуально или в ансамбле, должен ставить себе как минимум две задачи: музыкальное (профессиональное) развитие ребенка и становление его как личности в социуме. Обе эти задачи важны. Поэтому педагог не должен упускать из виду не одну из данных проблем. На гребне эмоциональной волны происходит общий подъем музыкально - интеллектуальных действий. Из этого следует, что игра в концертном ансамбле важна не только как способ расширения репертуарного кругозора или накопления музыкально-теоретических и музыкально-исторических сведений – эти занятия способствуют качественному улучшению процессов музыкального мышления. Развитие профессионального музыкального интеллекта получает полный просмотр только в том случае, если оно основывается на способности учиться активно, самостоятельно добывать необходимые знания и умения, без посторонней помощи ориентироваться во всем многообразии явлений музыкального искусства.
Именно вид самостоятельной работы должен стать основным в таком коллективе. Разучивание партий, работа над технически сложными моментами, выучивание пьесы наизусть участник ансамбля должен выполнять самостоятельно во время домашней подготовки. Основное время репетиции коллектива преподаватель должен отводить моменту сыгрывания участников.
Под термином «сыгрывание» понимается высокая профессиональная оценка игры концертного ансамбля. Главный принцип этой оценки заключается в исполнении тремя (двумя) юными музыкантами одной пьесы. Это значит, что участники ансамбля должны одинаково думать, одинаково дышать, одинаково чувствовать, одинаково понимать сценическую реакцию товарища во время игры. Для зрителя должно сложиться ощущение нахождения на сцене не нескольких, а одного исполнителя.
Репертуар концертного ансамбля составляют пьесы концертной категории (эстрадные, виртуозные, полифонического склада и т.д.), содержащие яркие исполнительские приемы, виртуозные пассажи. Поэтому данный вид ансамбля доступен учащимся уже подготовленным профессионально: уверенно владеющим исполнительскими техническими возможностями, имеющим опыт игры на сцене, умеющим работать в коллективе, владеющим (на начальном этапе) психологическими способами сценической реакции (умением быстро и точно принимать решение в момент исполнения на сцене).
Высокий профессионализм концертного коллектива имеет два составляющих: исполнительское и психологическое. Если первое содержит аспект технической подготовки, то второе основано на уровне стрессоустойчивости ансамблистов и ощущение личностного комфорта. Рассмотрим подробнее каждое из составляющих детского ансамбля.
Ансамблевый унисон является основой исполнительского ансамблевого мастерства и имеет ряд аспектов: одновременное взятие и снятие звука, одинаковые туше и штрих, общее чувство фразировки и ощущение динамических и агогических изменений.
Формирование этих навыков необходимо начинать с овладения приемом «единого дыхания»(авт.).
Упражнение «Воздушный шар». Учащиеся по команде набирают через нос как можно больше воздуха. В определенной точке по команде учащиеся одновременно задерживают дыхание. Затем дети медленно выпускают воздух, имитируя сдувающийся воздушный шар. Задача учащихся одновременно выпустить весь воздух и поднять руки вверх. Упражнение способствует развитию быстроты реакции, одновременного контроля над своими действиями и действиями товарища.
Упражнение «Дорожка». Упражнение заключается в простейших приемах игры технических упражнений по хроматической гамме (ступеньки, опевание, гаммы, аккорды и т.д.). В упражнении можно использовать как игру одной и двумя руками вместе.
Упражнение «Зеркало». Учащиеся по очереди исполняют мелодические обороты, попевки, простейшие одноголосные пьески и т.д. Задача ансамблистов очень точно со всеми нюансами повторить игру товарища, «отразиться в зеркале». Преподаватель может варьировать задание. Этот прием можно использовать в работе над концертными пьесами.
Стабильность и успешность концертного выступления играет огромную роль в существовании коллектива, его сплоченности и профессиональном росте. Поэтому участники ансамбля должны обладать «чувством локтя», уметь при необходимости во время исполнения взять на себя лидирующую роль, чтобы «спасти» ситуацию на сцене. Другими словами, каждый из ансамблистов должен быть стрессоустойчив и иметь психологическую подготовку к публичному выступлению.
Существует множество психологических методов и техник по формированию навыка стабильности концертного выступления. Основные, которые мы можем использовать в работе с юными музыкантами, метод мультиплицирования (преумножения) и метод метафоры.
Основной цельюметода преумножения является пробуждение скрытых возможностей юных музыкантов через осознание творческого подъема, преувеличение этого состояния.
Упражнение. Учащиеся по просьбе педагога закрывают глаза и концентрируются на внутренних ощущениях. Дети могут описывать ощущения в мышцах, внутренних органах и т.д. Затем открывают глаза и фокусируют внимание на внешних признаках обстановки (свет, звук, запахи и т.д.), рассказывая о них. Далее учащиеся переключаются на свой мир фантазии и чувств, рассказывают об ощущениях. Это упражнение дает существенный результат через определенное время и позволяет детям без особого напряжения работать со своими ощущениями.
Упражнение «Якорь». Педагог акцентирует внимание учащихся во время исполнения на некоторых физических состояниях и технических моментах, прикосновением к игровому аппарату, регулируя положение музыкального инструмента. Ученики должны осознать взаимосвязь ощущения физического состояния тела (поза корпуса, плеча, запястья, положения ног.), постановки инструмента и момент творческого подъема, провести внутреннюю психологическую горизонталь, определив для себя «точки пресечения» этих составляющих и «заякорить» их взаимосвязь в собственном сознании.
Высокие результаты в применении данной техники дает использование в процессе занятий метронома.
Метод метафоры (от греч.- перенесение, образ) очень эффективен в условиях критических психологических ситуаций (концертов, конкурсов, экзаменов), когда юным исполнителям необходимо быстро и точно сконцентрироваться на собственном внутреннем состоянии. Задача педагога- «перепрограммировать» главную цель публичного выступления детей – получения высокой оценки зрителей.
Упражнение (выполняется коллективно или индивидуально).
Ребенок боится трудностей (выражается в страхе перед исполнением сложного нотного текста). Педагог предлагает ученику представить восхождение на гору. Метафора символизирует прохождение трудного пути вверх, преодоление трудностей, «прохождение пути» небольшими отрезками.
Ребенок эмоционально закрыт (выражается в чувственной и эмоциональной зажатости во время выступления). Педагог в работе с учеником использует символ «реки». Спокойное внутреннее «созерцание воды» помогает ученику успокоиться и выразить свое эмоциональное состояние, имитируя образный рисунок «течения реки».
После выполнения упражнения необходимо проговорить с учеником описание образа и личные ощущения состояния.
В заключение хотелось бы сказать, в настоящее время необходима концертная деятельность ансамблей для музыкального просветительства, популяризации народного исполнительства. Также важна работа с учащимися по воспитанию профессиональных качеств. Концертные выступления детских ансамблей пользуются успехом у слушателей. Эти выступления способствуют приобретению уверенности, чувства сценической свободы, прививают вкус и любовь к публичным выступлениям. Все это говорит о необходимости на протяжении обучения в ДМШ заниматься ансамблевым музицированием.
Подтверждением выше сказанному являются достижения моего ансамбля «Колокольчики»:
Диплом Лауреата I степени IV Республиканский фестиваль – конкурс «Зажигайте сердца творчеством» МО РК Боровое 2014г.;
Благодарственное письмо г. Аксай 2014 г.;
Диплом Лауреата III степени Международный конкурс – фестиваль «Урал собирает друзей» г. Оренбург 2014 г.
Диплом III место 49-ый областной фестиваль – конкурс «Юный музыкант г.г.Уральск
Литература.
Брызгалин В. С. Радостное музицирование. Антология ансамблевой музыки в четырех томах. – Челябинск, 2007.
Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002.
Иванов – Крамской А. Класс ансамбля (гитара). – СПб. : “Композитор”, 1975.