kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа учебного предмета "Основы импровизации" в области музыкального искусства "Фортепиано"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью курса, является попытка в доступной, в игровой форме, приобщить учащихся к таинству сиюминутного творчества – музыкальной импровизации. Курс предложенной программы рассчитан на учащихся  фортепианного отделения ДШИ. Основное усилие прилагается на соединение теоретических познаний учащихся с опытом их практического применения в своих «творческих опытах». «Понимание – Умение – Результат» - вот основной «мотив» данного курса обучения основам импровизации. Не претендуя на оригинальность, программа достаточно подробно освещает необходимые для грамотной импровизации некоторые законы классической гармонии. В ней делается попытка детального рассмотрения возможных путей изменения аккордов, раскрываются принципы организации мелодической линии импровизации и музыкальной ткани аккомпанемента. Детально и методично строится работа над воспитанием особых, совершенно новых для ребёнка ритмических ощущений языка джаза. При всём при этом от учеников требуется лишь одно - искать свои варианты, похожие на те идеи, которые предлагаются  данной программой «Основ импровизации». На занятиях от них ожидают только творческого поиска. Время известных социальных перемен поставило перед нынешней школой ряд задач, среди которых едва ли не ведущей представляется воспитание творческой личности.

"Основы импровизации" - создание необходимых условий для развития творческих способностей будущих музыкантов. Формирование навыков импровизации как средства художественного самовыражения, одной из составляющих исполнительского потенциала музыканта.

Содержание курса предполагает освоение приемов и способов развития импровизационной линии, наиболее употребляемых гармонических схем как необходимых условий связанной импровизации, знание особенностей джазовой лексики. Практический багаж учащихся составят навыки воспроизведения различных ритмостилей, игры по цифровому басу, формирования звуковысотной линии (арпеджированный аккорд, мелизматика, проходящие и вспомогательные звуки, гаммообразное движение и т.д.); навыки ансамблевой и сольной импровизации, навыки джазового музицирования с оркестровым сопровождением (при использовании синтезатора).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа учебного предмета "Основы импровизации" в области музыкального искусства "Фортепиано"»

Содержание

I. Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

  • Срок реализации учебного предмета;

  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;

  • Цели и задачи учебного предмета;

  • Обоснование структуры программы учебного предмета;

  • Методы обучения;

  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

  • Сведения о затратах учебного времени;

- Тематический план по годам обучения;

  • Содержание курса «Основы импровизации» по темам

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля.

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

  • Методические рекомендации педагогическим работникам;

  • Методические рекомендации по работе с учащимися

VI. Списки рекомендуемой методической литературы и нотной литературы для анализа

  • Список рекомендуемой методической литературы

  • Список произведений для анализа

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Основы импровизации» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».

Целью курса, является попытка в доступной, в игровой форме, приобщить учащихся к таинству сиюминутного творчества – музыкальной импровизации. Курс предложенной программы рассчитан на учащихся фортепианного отделения ДШИ. Основное усилие прилагается на соединение теоретических познаний учащихся с опытом их практического применения в своих «творческих опытах». «Понимание – Умение – Результат» - вот основной «мотив» данного курса обучения основам импровизации. Не претендуя на оригинальность, программа достаточно подробно освещает необходимые для грамотной импровизации некоторые законы классической гармонии. В ней делается попытка детального рассмотрения возможных путей изменения аккордов, раскрываются принципы организации мелодической линии импровизации и музыкальной ткани аккомпанемента. Детально и методично строится работа над воспитанием особых, совершенно новых для ребёнка ритмических ощущений языка джаза. При всём при этом от учеников требуется лишь одно - искать свои варианты, похожие на те идеи, которые предлагаются данной программой «Основ импровизации». На занятиях от них ожидают только творческого поиска. Время известных социальных перемен поставило перед нынешней школой ряд задач, среди которых едва ли не ведущей представляется воспитание творческой личности.

"Основы импровизации" - создание необходимых условий для развития творческих способностей будущих музыкантов. Формирование навыков импровизации как средства художественного самовыражения, одной из составляющих исполнительского потенциала музыканта.

Задачи:

  • развитие музыкального мышления учащихся, воспитание у них потребности в творческой деятельности;

  • совершенствование гармонического слуха будущих музыкантов, воспитание у них "слышащей" руки;

  • формирование навыков импровизации и ансамблевого музицирования.

Решение задач курса основывается на принципах межпредметных связей с дисциплинами теоретического цикла (гармония, сольфеджио, анализ музыкальных произведений), единства эмоционального и рационального и принципе увлеченности.

2. Срок реализации учебного предмета «Основы импровизации»

Срок реализации учебного предмета «Основы импровизации» по 8-летнему учебному плану может составлять два с половиной года - 6,7 класс и первое полугодие 8 класса.

3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Основы импровизации».

Таблица 1



Виды учебной нагрузки

6,7 классы - 1 полугодие 8 класса


Количество часов (общее на 2,5 года)

Максимальная учебная нагрузка

164 часа

Количество часов на аудиторную нагрузку

82 часа (из расчета 1 час в неделю)

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

82 часа (из расчета 1 час в неделю)

Промежуточная аттестация

15 часов

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной (по 1 часу) или в мелкогрупповой форме - по 2 ученика на два часа, один раз в неделю. В процессе занятий отдается предпочтение ансамблевому музицированию, как виду наиболее удобному для начинающих.

Содержание курса предполагает освоение приемов и способов развития импровизационной линии, наиболее употребляемых гармонических схем как необходимых условий связанной импровизации, знание особенностей джазовой лексики. Практический багаж учащихся составят навыки воспроизведения различных ритмостилей, игры по цифровому басу, формирования звуковысотной линии (арпеджированный аккорд, мелизматика, проходящие и вспомогательные звуки, гаммообразное движение и т.д.); навыки ансамблевой и сольной импровизации, навыки джазового музицирования с оркестровым сопровождением (при использовании синтезатора).

5. Цели и задачи учебного предмета

Цели программы:

  • освоение приемов и способов развития импровизационной линии, наиболее употребимых гармонических схем;

  • знание особенностей джазовой лексики;

  • задачи:

  • формирование навыков воспроизведения различных ритмостилей, игры по цифровому басу;

  • формирование звуковысотной линии (арпеджированный аккорд, мелизматика, проходящие и вспомогательные звуки, гаммобразное движение и т.д.);

  • навыки ансамблевой и сольной импровизации;

  • навыки джазового музицирования с оркестровым сопровождением (при использовании синтезатора)

  • формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы в области музыкального исполнительства.

6. Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

а) метод показа – наиболее традиционный, но эффективный; известен также, как "игра с рук"; копирование отдельных приемов, мелодико-ритмических оборотов представляется как накопление багажа для собственной интерпретации;

б) вопросно-ответная импровизация - когда вопросный мелодико-ритмический оборот дает возможность партнеру ответить варьированной фразой; метод предполагает ансамблевое (дуэтное) музицирование; участники дуэта, поочередно исполняя партию аккомпанемента, имеют возможность сосредоточиться для предстоящего соло, схватывая интонационные обороты партнера, трансформировать их в собственной интерпретации;

в) гомофонно-гармонический метод определяет необходимость освоения наиболее традиционных гармонических схем; такие схемы снимают проблему формы; освоение мелодических оборотов, звуковых последований, возможных для данного аккорда, создают известный потенциал, которым варьирует импровизатор во время творческого процесса;

г) вокализации и нотации - наиболее трудным представляется момент начала импровизации; снять затруднение может ориентация на собственный голос, когда в процессе домашней работы, взяв первый аккорд, музыкант доверяется памяти собственного голоса; спонтанно вокализируя короткую интонацию, далее он йотирует полученный результат и, подвергая его необходимому развитию, выписывает полную звуковысотную линию, на данную гармоническую схему;

д) метод транспонирования весьма эффективен не только потому, что формирует навык игры во всех тональностях; каждая новая тональность, меняя ранее заученную аппликатуру, побуждает к "изобретению" новых методико-ритмических оборотов, более удобных для аппликатуры в новой тональности;

е) «угадайка» - первый участник фортепианного дуэта выполняет импровизацию на определенный «корус»; партнер, определив на слух гармоническую схему, выполняет импровизацию второго «коруса» на заданную гармонию, - далее выполняет импровизацию третьего «коруса» с новым гармоническим наполнением в качестве задания для первого участника дуэта;

ж) слушание и анализ классических образцов; работа с фонограммой – обязательное условие творческого роста; метод дает возможность обнаружения новых, ранее не используемых элементов, возможность выхода за рамки наработанных стереотипов; несомненно и влияние слушания на формирование музыкальных вкусов и предпочтений учащихся;

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

  • соответствие материально-технической базы образовательного учреждения санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда;

  • оснащенность учебных аудиторий для занятий по учебному предмету «Основы импровизации» инструментами (синтезатор, фортепиано);

  • создание условий для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов настройщиком.


II. Содержание учебного предмета


Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Основы импровизации», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Таблица 2 Срок обучения – 2,5 года


Распределение по годам обучения

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

Продолжительность учебных занятий (в неделях)






33

33

16

Количество часов на

-

-

-

-

-

1

1

1/0

аудиторные занятия (в неделю)









Общее количество часов на аудиторные занятия (на все время обучения)

82

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу (часов в неделю)






1

1

1

Общее количество часов на внеаудиторную работу (на все время обучения)

82

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

164


Аудиторная нагрузка по учебному предмету вариативной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по учебному предмету «Основы импровизации» определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

  • выполнение домашнего задания;

  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

  • участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.


Тематический план

Первый год обучения (6 класс)

Введение

  1. Импровизировать? Нет ничего проще!!! (Если знаешь «правила игры»).

  2. С ними нужно подружиться. Аккордовые звуки. Гармоническая импровизация.

  3. Один вместо целого оркестра (учись аккомпанировать, но не по нотам).

  4. «Слышащие руки». Понимание, умение, результат.

  5. «Три в одном» (основные составляющие музыкальной речи).

  6. Попробуй «покрасить» аккорд - пойми, что к нему можно добавить.

  7. Красота - в твоих руках (ещё несколько маленьких «секретов» госпожи импровизации).

  8. «Посвети» вдаль - там ещё интереснее (у госпожи импровизации есть кое- что ещё).

  9. «Терцовые» подружки. С ними ещё красивее.

  10. Попробуй, найди отличие. Почти то же самое. Сексты.

  11. Хочешь сделать краше свой аккомпанемент? - Научись пользоваться басом (обращения аккордов, особенности их буквенно-цифровых символов).

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (7й класс)

1. Хочешь изменить «выражение лица» твоей импровизации? - попробуй ноту «на вкус». Задержанное разрешение.

2. « Сила тяготения». Не бойся - это не о физике. Система вводных тонов (некоторые секреты).

3. «Двойное хроматическое приближение».

4. Научи «говорить» свой инструмент, не забывая о музыке. Речитатив. Ритмический и метрический контроль.

5. А что новенького с братишками аккордами? Примерка новых «мундиров» (SII7, D7).

6. «А это ещё кто на 2-й ступени?». Двойная доминанта и компания. Аккордовая функциональность тональности.

7. «Не бойся - это не цыганский табор, это семья септаккордов». Виды септаккордов, особенности прочтения буквенно-цифровых символов в разных системах записи.

8. «Каждому аккорду - по доминанте!!! Каждой доминанте – по аккорду!!!». Замены аккордов.

9. Следующая остановка - «ДЖАЗ». Блюз - с его «сеткой» аккордов и музыкальной формой. «Буги-вуги» как стиль фортепьянной игры.

10. «Знакомьтесь - капитан Свинг. Всем свистать на «три»!!!». Основной ритм джаза, его внутренние особенности. Классический блюз. 11.«Мажор, минор, подвиньтесь!». Блюзовый лад, блюзовые ноты.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (8й класс 1е полугодие)

  1. «Капитан Свинг начинает рассказ о своих приключениях на Острове синкоп». Музыкальный рифф. Первая семья Синкоп. «Тяжёлый» двухдольный ритмический рифф.

  2. «Лёгкий» двухдольный ритмический рифф. Доли «поменялись местами». Заполняем паузы.

  3. «Капитан Свинг рассказывает ещё об одном племени Синкоп». «Тяжёлый» трехдольный ритмический рифф.

  4. Оцени на свой слух и «трёхдольную» ритмическую семью Синкоп. «Лёгкий» трехдольный ритмический рифф.

  5. «Мелодическое синкопирование? А это как?». Твоё новое умение ждёт тебя.

  6. «Пора завершать строительство». Вступление, средина и окончание «буги-вуги».

  7. «Двойными нотами, но не терциями» - загадка от джазовых музыкантов.

  8. «Карнавальная ночь», или «Новые лица септаккордов» (альтерация в септаккордах).

  9. «Рассказ о покушение на доминантовый септаккорд». Тритоновая замена.

  10. «Нонаккорды и другие» или «Зачем всё усложнять?». Септаккорды с добавленными 11-й и 13-й ступенями.


Содержание курса «Основы импровизации» по темам


Тема 1. Импровизировать? Нет ничего проще!!! (если знаешь «правила

игры»).

Тональность, звукоряд - запомни первый маленький «секрет» Импровизации: «гуляй» по звукоряду и все оценят твой талант.

Знакомство с необычными возможностями госпожи ТОНАЛЬНОСТИ (её «аккордовые» жители).

Буквенные обозначения нот, цифровые и буквенно-цифровые символы аккордов - это придётся со временем запомнить, без этого не обойтись.

Тема 2. С ними нужно подружиться. Аккордовые звуки. Гармоническая импровизация.

Роль аккорда в твоём «гармоническом мышлении». Строение аккорда,

понимание его возможностей в создании мелодической линии. Принцип использования аккордовых звуков. Мелодическое положение аккорда. Правила соединения аккордов между собой. Первая «учебная» последовательность аккордов (тональности C-dur и a-moll):

Тема 3. Один вместо целого оркестра (учись аккомпанировать, но не по нотам).

Понятие «фактуры» музыкальной ткани. Простые правила при создании аккомпанемента. Интервалы, созвучия, аккорды, кластеры. Правая рука: мелодическое положение аккорда; дублирующие ноты; принципы соединения аккордов. Линия баса (левая рука): функциональность тонов; обращения аккордов, особенности их использования. Музыкальная вертикаль и тембр. Некоторые правила создания рисунка музыкальной ткани аккомпанемента.

Несколько практических советов:

  1. На первых уроках необходимо сначала освоить аккомпанемент двумя руками (левая рука играет басы, правая — аккорды).

  2. Закрепить навыки в двух одноименных тональностях.

  3. Освежить в памяти три основных группы аккордов в этих гаммах (поиграть упражнения из простых гармонических последовательностей, используя обращения аккордов и удобную грамотную аппликатуру).

Тема 4. «Слышащие руки». Понимание, умение, результат.

Воображаемое - осознанное - реализованное = Фантазируем - сольфеджируем - играем.

Понимай (играя, к примеру, аккорд) - слушай руки, (закрой глаза) – запоминай (следующий раз всё это сделаешь не глядя):

Тема 5. « Три в одном» (основные составляющие музыкальной речи).

Мотивы – удивительные «кирпичики» для строительства волшебного музыкального дома. Три главные составляющие музыкальной речи – звуковысотная, ритмическая, интонационная. Начни «собирать» свою коллекцию услышанных или придуманных самим мотивов (может сейчас ты «разбудишь» до сих пор спящего в тебе будущего гения – импровизатора).

Тема 6. Попробуй «покрасить» аккорд - пойми, что к нему можно добавить.

Трезвучные аккорды с добавленными ступенями. Вслушиваясь в звучание, включаем новые слуховые ассоциации. Принимая новых «участников» аккорда, выявляем новые мелодические возможности для своей импровизации.

Мелодическое положение аккорда может быть любым.

Тема 7. Красота - в твоих руках (ещё несколько маленьких «секретов»

госпожи Импровизации).

Музыкальные «лучи» - подружись с ними, и ты услышишь их звучание. Приглядись куда они «светят»:

А теперь пора с ними познакомиться:

Верхний восходящий «луч» Верхний нисходящий «луч»

Нижний восходящий «луч» Нижний нисходящий «луч»

Используй их для создания своих новых «шедевров», а пока «посвети» (поиграй) ими по всему диапазону своего инструмента.


Тема 8. «Посвети» вдаль - там ещё интереснее (у госпожи Импровизации есть кое- что ещё)

Познакомься с большими «лучами» - они тоже могут стать твоими друзьями:

Попробуй их в своих импровизациях.

А теперь несколько «фокусов». Длину этих «лучей» можно ещё увеличить, если к крайним нотам добавить ещё по одной «соседке»:

Но и это ещё не всё!.. Ведь, если теперь посмотреть на весь диапазон нашего инструмента, то можно в нём увидеть не один, а несколько таких же «Больших мелодических лучей», которые могут «переливать» свои мотивы в бесконечных вариантах.


Теперь ты можешь смело играть свою импровизацию, зная ещё кое-что.




Тема 9. «Терцовые» подружки. С ними ещё красивее.

Из них можно составить множество комбинаций для твоих импровизаций.

А если к ним присоединятся «соседка» снизу и «соседка» сверху, то твоих творческих находок станет несоизмеримо больше.

Импровизируй на предложенную последовательность аккордов или на аккорды любой популярной песни (мелодии) на свой выбор с использованием всех освоенных тобой импровизационных принципов.

Тема 10. Попробуй, найди отличие. Почти то же самое. Сексты.

«Широкие» интервалы и возможностей у них немало. Действительно, очень похоже. И звучит так же прелестно

А ещё попробуй продублировать в октаву верхний голос.

Тема 11. Хочешь сделать краше свой аккомпанемент? - Научись пользоваться басом (обращения аккордов, особенности их буквенно-цифровых символов).

Обращения аккордов (перемещения аккордовых звуков в басу):

В буквенно-цифровом символе, в «знаменателе» уточняется басовая нота аккорда.

Особенно эффектны секстаккорды при импровизациях в «романтических» стилях, в фактурах романсов.

А понять, как ими пользоваться не сложно, важно лишь разобраться с использованием терцового тона в басу (в секстаккорде), при игре которого в верхних голосах терция чаще упускается, как бы «переливаясь» в любой из двух остальных тонов аккорда.

У этой «красивой» идеи есть свои особенности: секстаккорд можно использовать в случае отсутствия терцового тона данного аккорда мелодии.

И наоборот - импровизируя на секстаккорде, в мелодии лучше обойтись без терцового тона аккорда или, по крайней мере не останавливаться на нём.

Тема 12. Хочешь изменить «выражение лица» твоей Импровизации?-попробуй ноту «на вкус». Задержанное разрешение.

Для начала у ребёнка необходимо снять комплекс неуверенности и первоначального ощущения определённого слухового «дискомфорта» при использований любых неаккордовых звуков.

Каждый из учащихся должен для себя определить и запомнить неаккордовые вводные тона с «мягким» (тоновым) тяготением к аккордовым и «остро-звучащие» вводные (полутоновые).

Если учесть, что задержанное разрешение - это, по сути, чередование неаккордовых и аккордовых звуков, то ученикам не сложно понять: в импровизации можно использовать любые ступени (ноты) звукоряда тональности композиции (естественно, с поправкой на то, что при отклонении в другую тональность звукоряд меняется). А если в импровизации сделана остановка на неаккордовом звуке, то просто нужно вспомнить о том, что это «сосед» какого-то из аккордовых тонов данного аккорда и корректно «разрешить эту ситуацию» (к необходимости соблюдения этого условия учащиеся, так или иначе, приходят в процессе практической импровизации).

С

Тема 13.« Сила тяготения»... Не бойся - это не о физике. Система вводных тонов (некоторые секреты).

При осознанном (а не спонтанном) использовании вводных тонов нацеливаем внимание учащегося на уточнение особенностей их применения. Так, из нижних вводных лучше играть альтерированные:

С

А вот что могут «вытворять» наши подружки-терции:

С

При желании можно поэкспериментировать с секстами.

Тема 14. «Двойное хроматическое приближение».

В этой мелодической фигурации используется разрешение из одной аккордовой ноты в другую через две хроматические ноты, следующие в одном направлении:

С

Идею этого принципа импровизации можно упростить: играя по хроматизму, так, или иначе на пути окажется аккордовая нота, на которой можно остановиться. Поэтому хроматические приближения могут быть не только «двойным», но и «тройным», «четверным» и т. д. А это уже совсем легко и понять, и играть.

Тема 15. Научи «говорить» свой инструмент, не забывая о музыке. Речитатив. Ритмический и метрический контроль.

При «речитативной» импровизации (с использованием ритмических комбинаций самых разных длительностей) в первое время ребёнок теряет метрический контроль, и, как следствие этого, сам себя заводит в «тупик».

На этом этапе необходимо научиться, играя, отсчитывать вслух первые доли тактов.

Особое внимание уделяем ритмическим сочетаниям «кратных» длительностей (к примеру, 8-х) с «некратными» (к примеру, 8-х триолей).

Тема 16. А что новенького с братишками аккордами? Примерка новых

«мундиров» (SII7, D7).

Всего лишь поменялся бас, а уже не просто «субдоминантой», -«Септаккордом 2-й ступени» служит. И имя ему теперь не Фа-мажор, а Ре-минорный септаккорд.

А «доминанта» разжилась ещё одной терцией и тоже записалась в септаккорды. И зовут её теперь Соль-мажорный септаккорд. И хоть с квинтовым тоном ей всё чаще приходится расставаться, но красоту звучания от этого она не теряет.

Послушай, как теперь зазвучала наша аккордовая семья:

Говорят, что без них уже не обойтись в современной музыке. Да и в Импровизации они тоже тебе будут Пойми - Поиграй - Запомни. (Лучше, если сможешь играть не глядя).

Тема 17. «А это ещё кто на 2-й ступени?». Двойная доминанта и компания. Аккордовая функциональность тональности.

Понять это совсем не сложно - принимаешь доминантовый аккорд за тонику и теперь уже в «новой тональности» легко найдёшь «новую» доминанту. Остаётся теперь запомнить, что этот аккорд (возвратись в основную тональность) строится на 2-й ступени и всё.

С D7 G7 С


А встречается он частенько - взять хотя бы припев в «Подмосковных вечерах» (играется, кстати, как и «настоящий» доминантовый септаккорд чаще без 5-й ступени).

Тема 18. «Не бойся - это не цыганский табор, это семья септаккордов». Виды септаккордов, особенности прочтения буквенно-цифровых символов в разных системах записи.

Виды септаккордов

Уменьшенный:

Особенности прочтения буквенно-цифровых символов в разных системах записи.

Особенности использования в фактуре аккомпанемента (полные аккорды и аккорды с пропущенными ступенями).

Тема 19. «Каждому аккорду - по доминанте!!! Каждой доминанте – по аккорду!!!» Замены аккордов.

Значительно «обогатить» аккордовое наполнение любой композиции нам помогут следующие Знания и Умения:

- перед любым аккордом можно брать «его» доминанту (а нужно ли это делать, тебе подскажет твой слух;

вместо:

вместо доминантового септаккорда можно сыграть два септаккорда, первый из которых является его минорной доминантой (по сути, старым нашим знакомым - септаккордом 2-й ступени).

Dm7

Несомненно, это Умение пригодится для твоих композиций.

Тема 20. Следующая остановка - «ДЖАЗ». Блюз - с его «сеткой» аккордов и музыкальной формой. «Буги-вуги» как стиль фортепьянной игры.

Итак.. .Тональность «С» (придётся вспомнить об этом символе)

Записываем три «четвёрки» тактов Блюза (архаический вид). Запоминаем аккорды, обращая внимание на присутствие 6-й ступеней в тонике и в субдоминанте (септаккорды С7, G7 и F7 тоже можно для сочности «подкрасить» 2-ми ступенями), «вложи» эти аккорды в руки, ещё раз проверь все 12 тактов, запомни и приготовься к «дальнему плаванию» по бескрайнему морю ДЖАЗОВОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ.

Познакомься - «Буги-вуги» (особенности музыкального стиля). Фактуры партии левой руки (вначале выбирай не слишком сложные для себя).

Правой рукой играем обыкновенные «четверти».

Тема 21. «Знакомьтесь - капитан Свинг. Всем свистать на «три»!!!». Основной ритм джаза, его внутренние особенности. Классический БЛЮЗ.

Ритмическая интерпретация восьмых при помощи восьмых триолей. Ритмические комбинации с акцентами.

Начни собирать для своей теперь уже Джазовой Импровизации новую коллекцию умений. А так как без ритма ДЖАЗ не мыслим, начни «коллекционировать ритм»: слушай больше музыки, вслушиваясь в ритм, придумывай разные ритмы сам, записывай, запоминай. Помни - судьба твоей Джазовой Импровизации теперь в твоих руках.

Классический блюз.. .Вслушайся в эти два слова... В них уже что-то звучит... Запомни новые аккорды. Это будет не сложно.

Упражнения, направленные на воспитание новых, «свинговых» ощущений в ритме.

«Буги-вуги» в новых «ритмических условиях».

Тема 22. «Мажор, минор, подвиньтесь!». Блюзовый лад, блюзовые ноты.

Да, наши «буги-вуги» играются в обыкновенном мажоре. И только, призвав к себе умение использовать для импровизации «блюзовый лад», мы сможем придать своей игре настоящий «негритянский оттенок» звучания. Поиграй эту новую «гамму» аккорда «С7» и хорошенько запомни.

Потом «перенеси» этот блюзовый лад на аккорды «F7» и «G7» и используй в своих «буги-вуги» пока что на фоне любого из рифов в левой руке. Но нужно чтобы левая рука никогда не позволяла себе останавливать свой ритм. Если хочешь научиться играть ДЖАЗ, это правило «пришей к рукаву левой руки».

Тема 23. «Капитан Свинг начинает рассказ о своих приключениях на

Острове синкоп». Музыкальный рифф. Первая семья Синкоп. «Тяжёлый» двухдольный ритмический рифф

Тема 24. «Лёгкий» двухдольный ритмический рифф. Доли «поменялись местами». Заполняем паузы.

Учись играть «буги-вуги» и этой «семьёй» ритмических риффов. Успевай заполнять паузы.

Тема 25. «Капитан Свинг рассказывает ещё об одном племени Синкоп». «Тяжёлый» трехдольный ритмический рифф.

Аккорды пробуй играть в разных октавах, не забывая заполнять паузы.


Тема 26. Оцени на свой слух и «трёхдольную» ритмическую семью Синкоп. «Лёгкий» трехдольный ритмический рифф.

Теперь о ритмических риффах ты знаешь столько, что теперь сам сможешь придумать всё, что угодно для своей Импровизации. Представить сложно, как сейчас звучит твои «буги-вуги».

Тема 27. «Мелодическое синкопирование? А это как? ». Твоё новое умение ждёт тебя.

Немного отдохнём от ритмических «задачек» - поговорим о мелодической стороне Джазовой Импровизации.

Очень интересный эффект в Импровизации достигается при использовании мелодических построений, очертания которых не совпадает с основным метроритмом.

Если принцип понятен, что ж, дерзай! Собирай новые УМЕНИЯ, связанные с этим ЗНАНИЕМ. После этого твоя Импровизация ни с чем не сравнится.

Тема 28. «Пора завершать строительство». Вступление, средина и окончание «буги-вуги».

Тема 29. «Двойными нотами, но не терциями» - загадка от джазовых музыкантов.

Суть этого способа игры заключается в умении создавать мелодический рисунок одним нижним интервальным голосом всеми тебе знакомыми принципами импровизации на фоне заранее выбранного любого из аккордовых звуков.

Тема 30. «Карнавальная ночь», или «Новые лица септаккордов». Альтерация в септаккордах.

Замечательно, если ты не забыл о 2-й ступени, как «краске» к аккорду. К септаккордам она тоже «к лицу». А с доминантовым септаккордом можно к тому же брать и 2-ю пониженную ступень или повышенную в зависимости от настроения, которое ты хочешь передать.

Но основные изменения в септаккордах происходят 5-й ступенью. Она может или понижаться, или повышаться, а в малом мажорном (доминантовом) даже «расщепляться» - повышаться и понижаться одновременно.

Тема 31. «Рассказ о покушение на доминантовый септаккорд». Тритоновая замена.

Всё началось с понижения в доминантовом септаккорде пятой ступени. А дальше - больше: эта же пятая ступень настолько поверила в свои возможности, что стала считать себя ступенью первой. И так, как первая ступень в аккорде уже была занята, она решилась на создание совершенно нового аккорда.

А теперь, серьёзно - вместо любого доминантового септаккорда можно брать его тритоновую замену .

Тема 32. «Нонаккорды и другие» или «Зачем всё усложнять?». Септаккорды с добавленными 11-й и 13-й ступенями.

11-я (она же 4-я) и 13-я (она же 6-я) ступени в септаккордах выступают в роли «красок настроения», а не просто рядовыми ступенями.

Минорный септаккорд 4-я ступень успокаивает своей «прохладой» звучания (можешь сравнить).

А вот 6-я (а точнее, 13-я) ступень своё право «диктовать характер» оспаривает в доминантовых септаккордах. Она «осветляет» общий характер их звучания, оставляя право 5-й повышенной ступени вносить в эти аккорды «грустинку».

Эти знания помогут использовать все скрытые возможности септаккордов, особенно в «свободной» импровизации.


III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Результатом освоения учебного предмета «Основы импровизации» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

Уметь анализировать разделы музыкальной формы, мелодические
структуры (фразы, мотивы)

  1. Уметь использовать «ресурсы» мотива с учётом его контура,
    ритмической основы, функции опорных (центральных) звуков.

  2. Усвоить принципы джазовой фразировки в различных стилях, а также
    различия фразировки в быстрых и медленных темпах

  3. Иметь представление о взаимосвязях между аккордами и ладами, о
    мелодических возможностях обыгрывания одного или нескольких
    аккордов.

  4. Научиться воспринимать блюзовый квадрат как основу для
    дальнейшей импровизации

  5. Уметь гармонизовать и свободно исполнить мелодию эстрадно-
    джазового содержания

Следующий этап для обучающихся основам импровизации - освоение блюзовых гармонических сеток в различных тональностях, количество которых определяется индивидуально, и игра определённых

последовательностей с определенным жанрово-стилистическим характером. Наиболее одаренные и творчески мыслящие ученики могут применять элементы импровизации в своей исполнительской практике. Это могут быть импровизационные фрагменты в исполняемых сочинениях по классам специальности и ансамбля, импровизация в ансамбле или с авто-аккомпаниментом (синтезатором) и пр.

Круг теоретических вопросов, входящих в образовательный минимум данного курса может быть обозначен следующими темами:

1Cтиль, жанр и форма в импровизации

  1. Стабильность и мобильность музыкальных построений

  2. Фактура, элементы фактурного изложения, фактурное варьирование,
    фактурная стилистика.

  3. Гармоническая основа импровизации. Каденционно-гармоническое
    мышление.

  4. Метроритм и метроритмическая конструкция в импровизации

  5. Тематизм и экспозиционность. Мелодическая интонация и форма.

  6. Стиль и импровизационная техника.

Учитывая творческий характер данного курса, следует рассматривать примерный тематический план лишь как рекомендуемый круг тем, в определенной последовательности затрагиваемый в процессе обучения. Подробность и углубленность изучения каждой темы зависит от конкретных методических задач.



IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ.


1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества занятий по учебному предмету включает в себя текущий контроль (еженедельная проверка выполнения заданий) и промежуточную аттестацию – контрольный урок (ансамблевое и сольное музицирование).

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Требования к зачету (контрольному уроку):

  1. Практические упражнения по пройденному курсу.

  2. Импровизация на заданную (выбранную) тему.

3. Теоретический вопрос по пройденному курсу


















V . МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1. Методические рекомендации педагогическим работникам.

Условием успешной реализации программы по учебному предмету "Основы импровизации" является наличие в школе квалифицированных специалистов, имеющих практический опыт импровизации, владеющих методикой преподавания данного предмета, а также наличие и. использование фонограмм – минус, синтезаторов, которые во многих случаях заменяют аккомпанирующую группу и могут без устали работать, повторяя одни и те же задания, что на начальном этапе обучения решает многие психологические проблемы. При использовании аудиозаписей следует помнить, что импровизации выдающихся мастеров можно не только прослушивать и анализировать, но и пытаться музицировать под фонограмму. Учебный материал должен соответствовать индивидуальным особенностям ученика, уровню его общемузыкального развития и возникающим на каждой ступени этого развития новым педагогическим задачам. Но на всех этапах обучения необходимо в первую очередь развивать и совершенствовать чувство формы, ритмический и гармонический слух, и обращать внимание на соответствие реально звучащей импровизации музыкальным идеям и мыслеобразам. Одновременное исполнение придумываемых в процессе импровизации мелодико-ритмических оборотов на инструменте и голосом вырабатывает у ученика привычку синхронизировать мысль с исполнительским движением, и позволит избежать типовых перекосов в обучении. /1. Отсутствие фантазии при хорошей технике и выученных стандартах. 2. Невозможность реализовать свои идеи из-за слабой исполнительской подготовки./

Занятия по импровизации проводятся, как правило, в индивидуальном порядке по 1 часу в неделю. Умение создать в классе импровизации подлинно творческую атмосферу, строить занятия при активном, заинтересованном участии учащихся - одна из основ успешной работы.

Необходимо также подчеркнуть особую роль постоянных контактов класса импровизации с классом ансамбля, в котором, естественно, в наибольшей степени стимулируются и реализуются основные творческие устремления ученика-импровизатора. Музицирование в ансамбле всегда вызывает живой интерес у учащихся и помогает преподавателям практически проверить результаты своей педагогической работы, и в первую очередь, всё то новое, что постоянно вносится в педагогический процесс.

Методические рекомендации при работе с учащимися.

Преимущественно практический характер занятий по курсу импровизации должен совмещаться с теоретическим обоснованием изучаемого материала, включая работу учащихся по слуховому и гармоническому анализу музыкальных произведений (как по нотам, так и по аудиозаписи), письменные задания и упражнения. Значение письменных упражнений, как правило, преуменьшается. Нельзя забывать, что на начальном этапе обучения, а также у учеников, мыслящих, преимущественно, инерционно, письменные упражнения (вариации на тему, заготовленные импровизационные фрагменты), вызывают рост творческих способностей, пробуждают фантазию, позволяют конкретно и детально поработать над каждым тактом, каждой фразой или ладо-гармонической проблемой. Не стоит пренебрегать и такой простой формой музицирования, как подбор на слух популярных тем и мелодий. Причем, педагог должен приучать ученика к максимально точному и выразительному исполнению музыки, независимо от того, играется она по нотам, подбирается на слух или импровизируется.








Список рекомендуемой методической литературы


  1. Программа «Сочинение» для музыкальных школ и школ искусств, Москва 1981 г.

  2. Программа «Импровизация» (составитель А.В.Квач) для ДМШ и ДШИ, утвержденной Научно-методическим центром по художественному образованию Москва 2006 г.

  3. Барабошкина А. «Практическое пособие для развития музыкального слуха» М.1984

  4. Борухзон,Л., Волчек «Азбука музыкальной фантазии» в 6 тетрадях

  5. Бриль И. Практический курс джазовой импровизации. М., 1982

  6. Булаева О, Геталова О. «Учусь импровизировать и сочинять» Творческие Тетради

  7. Зебряк Т. «Сочиняем на уроках сольфеджио» М,1998 г

  8. Калугина М, Халабузарь П. «Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио» М.1989 г

  9. Ляховицкая «Задания для развития навыков» М.,1974 г

  10. Методическая разработка «Развитие музыкального слуха и навыков

  11. Методическая разработка «Школа импровизации» для ДШИ и ДМШ автор Т.Родионова

  12. Подвала В. «Давайте сочинять музыку» 1-4 классы Киев «МузычнаУкрайина 1990 г

  13. Творческая тетрадь «Воспитание творческих навыков»

  14. Учебное пособие «Импровизируем на фортепиано» авт. А.Маклыгин

  15. Чугунов Ю.Н. Гармония в джазе. М.,



Список нотной литературы для анализа


  1. Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. - М., 1998

  2. Бетховен Л. Пьесы для фортепиано. Вып. 1,2. - М., 1974

  3. Боголюбова Н. Воспитание ладогармонического слуха на основе русской

  4. народной песни» М. 1976

  5. Белянова Г. Мелодии с сопровождением для гармонического анализа»

  6. М.1989 г

  7. Глинка М. Избранные фортепианные произведения. - М.,1975

  8. Глинка М. Романсы и песни для голоса с сопровождением фортепиано.

  9. Т.1, 2. - М., 1970

  10. Григ Э. Избранные произведения для фортепиано. - Л., 1978

  11. Даргомыжский А. Романсы и песни в сопровождении фортепианоТ.1, 2 - Л.,

  12. 1977

  13. Дебюсси К. Детский уголок. - М., 1972

  14. Лежнева О. Хрестоматия по сольфеджио, вып. 1,2- М., 1998

  15. Лукомская В. -Слуховой гармонический анализ в курсе сольфеджио

  16. Ленинград Музыка 1983

  17. Мендельсон Ф. Песни без слов. - М., 1977

  18. Моцарт В. Пьесы для фортепиано. Вып. 1-3. - М., 1974

  19. Популярная библиотека пианиста: сборник облегченных переложений. - М.,

  20. 1964

  21. Чайковский П. Детский альбом. - М., 1970

  22. Шуман Р. Альбом для юношества. - М., 1951







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Александрович Екатерина Анатольевна

Дата: 30.03.2016

Номер свидетельства: 312553


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства