kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Актуальные проблемы музыкального образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сообщении рассматриваются проблемы и перспективы развития культуры и музыкального образования в России на рубеже 20-21 в.в.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Актуальные проблемы музыкального образования»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 10»

г. Железногорска Курской области










Методическое сообщение

«Актуальные проблемы музыкального образования»



Педагог дополнительного образования в области музыкального искусства

Маркина М.Н.










2016 г.



В этом докладе мы рассматрим проблемы и перспективы развития культуры и музыкального образования России на рубеже ХХ−XXI вв. с целью выявления противоречий и особенностей реализации их взаимосвязей на современном этапе. Наиболее актуальной в данном контексте является задача сохранения традиций и позитивного опыта российской академической музыкальной школы, а также обоснование путей обновления музыкального образования в соответствии с современной ситуацией социокультурного развития России.

Рыночные отношения привели к изменению основных базовых представлений в обществе, в том числе в сфере культуры, которая постепенно утрачивает статус абсолютной ценности и приобретает статус товара: и культура, и образование уподобляются сфере услуг.

Сегодня взаимосвязь образования и культуры доказана в рамках большинства обществоведческих наук. Содержание образования непрерывно пополняется благодаря культурному наследию разных стран и народов, отраслей постоянно развивающейся науки, а также жизни и практическому опыту человека. Образование выступает и как процесс трансляции накопленных поколениями знаний и культурных ценностей, а также как ведущий фактор общественного прогресса и развития цивилизации.

Взаимодействие культуры и образования можно рассматривать с различных сторон и на разных уровнях. Это может быть уровень социума в его историческом контексте; уровень конкретных социальных институтов, сферы или среды развития человека; уровень учебных дисциплин. Характеризуя образование, нельзя не сказать о его социокультурных функциях. Образование можно рассматривать как способ социализации личности и преемственности поколений; среду общения и приобщения к мировым ценностям и достижениям; фактор ускорения процесса развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности. Особую значимость приобретает функция формирования духовности, мировоззрения, ценностных ориентаций и моральных принципов человека. Музыкальная культура, являясь важной частью духовной жизни общества, формирует взгляды, вкусы, а в некоторых случаях и характер человека. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости сохранения и продолжения традиций духовных ценностей, где музыкальная культура играет исключительно важную роль. Современная музыкальная культура России как целостное явление развивается с учетом использования многолетнего опыта, ранее накопленного в Советском Союзе, который в свою очередь взял за основу богатейшее наследие музыкальной культуры дореволюционного периода.

Самого пристального внимания заслуживает исследование таких структурных составляющих музыкальной культуры, как музыкальное образование и музыкальное воспитание, которые непосредственно влияют на формирование духовных ценностей современного российского общества. Характеризуя систему профессионального музыкального образования на рубеже ХХ–XXI вв., музыканты-педагоги и музыковеды указывают на многочисленные недостатки и отмечают противоречия и проблемы, имеющие генетические корни в ее истории. Для анализа системы культуры и музыкального образования России на рубеже столетий следует, прежде всего, обобщить и подчеркнуть позитивное начало развития музыкального образования в России советского периода.

Ко второй половине ХХ в. в России сложилась гигантская, но в то же время хорошо организованная, сбалансированная, структурно упорядоченная музыкально-образовательная система, не имевшая аналогов в мире. Миллионы детей и подростков обучались музыке, прежде всего игре на фортепиано, струнных, духовых и народных инструментах. Десятки тысяч людей различных возрастов занимались пением, участвовали в работе хоровых коллективов. Обучение при этом, как правило, было бесплатным. Успехи российской профессиональной музыкальной школы были подтверждены десятками и сотнями лауреатских дипломов самых престижных международных конкурсов и получили мировое признание. Однако при всем этом великолепии внутри него крылись противоречия и проблемы, определившие необходимость перехода к новой парадигме образования. Одним из кардинальных противоречий было отсутствие координации и нарушение преемственности в структурных звеньях музыкально-образовательной системы. Каждое из учебно-образовательных звеньев (школа – училище – вуз) существовало вполне автономно, действовало по своим собственным законам и правилам, было в определенной мере самодостаточным, практически не взаимодействуя с другими структурами. Единый процесс становления будущего специалиста искусственно расчленялся на отдельные фазы, ступени; содержание учебных дисциплин дублировалось на разных уровнях обучения, логические связи и взаимные проекции между отдельными дисциплинами и блоками учебных курсов фактически отсутствовали, что было прямым следствием разобщенности различных сегментов музыкально-образовательной системы. При управлении учебными заведениями страны использовался командно-административный стиль руководства. Педагогические коллективы фактически лишились права на автономное существование, творческую самостоятельность и инициативу, внутреннее самоуправление. Введенная и узаконенная жесткая регламентация учебно-воспитательного процесса привела к появлению и внедрению унифицированных единообразных учебных планов, которые практически исключали любые проявления вариативности преподавания, резко ограничивали творческую деятельность как музыкальных учебных заведений, так и преподавателей-практиков.

Широко распространилась в процессе музыкального обучения авторитарная педагогика, обусловливающая стандартный, единообразный подход к ученику как к пассивному объекту учения, подавляющая его творческую инициативу и свободное духовное развитие, реализующая принцип натаскивания – «делай как я». Укоренился узкотехнологический, ремесленный подход к воспитанию профессионального мастерства музыканта, направленный на овладение конкретными умениями и навыками в рамках узкой цеховой специализации, что выражалось в первенстве профессионального обучения над художественно-эстетическим и индивидуально-личностным развитием музыкантов.

Содержание и организация учебно-воспитательной работы в системе профессионального музыкального образования, формы и методы ее проведения, как правило, недостаточно ориентировались на достижения современной психолого-педагогической науки, социологии и культурологии. Данное обстоятельство привело к формированию узкопрофессиональной цеховой ментальности большей части педагогов-музыкантов.

Имеющееся в этот период позитивное начало в системе музыкального образования не скрывает и не сглаживает негативные факторы этой сферы, самым существенным из которых является отсутствие связей музыкальной педагогики с другими областями гуманитарного знания. Глубокие противоречия, охватившие все сферы жизни России конца ХХ – начала ХХI в., привели к кардинальной перестройке российского общества. Россия вступила на путь перемен – в сферу рыночных отношений, свободы вероисповедания, многоукладной экономики, многопартийной системы и т.д. Сфера художественной культуры вбирает в себя и актуализирует эстетические каноны прошлых эпох, различных стилевых направлений и художественных течений. В музыкальном сознании нашего современника сосуществуют и академическая музыка разных эпох и национальных школ, и эстрада, и джаз, и новые формы музыкального искусства, включая электронную музыку и пр., а также музыка досуга, быта, «социального фона». Понятия «стилистического плюрализма» современного музыкального творчества, «полифоничности сознания», «симультанности мировосприятия» стали приметой нашего времени. Тенденция к объединению, к синтезу разнонаправленных устремлений в культуре стала одним из знамений второй половины минувшего столетия.

Обозначенные тенденции нашли отражение и в системе образования. Гуманизация, понимаемая как ориентация на общечеловеческие ценности, интересы и потребности личности, утверждение субъект-субъектных отношений в учебно-воспитательном процессе провозглашается стратегическим курсом в реформировании образования, разрабатываются и широко внедряются в практику принципы «педагогики сотрудничества». Впервые после многолетнего господства принципа унификации (единообразия) образования допускается диверсификация учебно-образовательных структур, иными словами, создание многоукладной, плюралистической, разнообразной по формам образовательной системы. Обозначается курс на регионализацию образования, на включение в содержание образования ценностей региональной музыкальной культуры, а также на развитие практики местного самоуправления в сфере образования.

Все перечисленное дает основание говорить о новой парадигме образования, сущностными характеристиками которой являются демократизация, гуманизация, многоукладность, диверсификация, регионализация. Процесс демократизации, отход от тоталитаризма и идеологически регламентированного уклада жизни привели к бесспорно позитивным изменениям в музыкальном образовании. Музыкальным школам, училищам, вузам была предоставлена определенная свобода действий в определении и корректировании условий своего профессионального бытия, регулировании внутренней организации учебной деятельности, внесении конкретных изменений и дополнений в содержание образования, возможности выбора между различными педагогическими технологиями и методическими концепциями.

Несмотря на трудности в социально-экономическом развитии страны, продолжалось увеличение количества музыкально-образовательных учреждений и численности обучающихся. Так, по данным Министерства культуры РФ, на рубеже ХХ–ХХI вв. в России насчитывалось 5913 детских школ искусств, в которых обучалось 1250,5 тысяч детей; 249 музыкальных училищ и колледжей с контингентом в 72763 студента, 57 вузов (включая филиалы) с контингентом 55270 человек. Ежегодно вузы культуры и искусства выпускали более 9,7 тысяч специалистов, а средние специальные учебные заведения – около 16,5 тысяч специалистов. Однако статистические данные отражают лишь количественную сторону реформ, в качественном отношении результаты были не столь показательными. Реформирование системы музыкального образования в России до конца не искоренило существующие в ней в течение многих лет противоречия и проблемы. Преподаватели российских музыкальных учебных заведений все чаще публично выражали недовольство ходом преобразований, отмечая, что эффект от нововведений не оправдывает ожиданий, оптимистические прогнозы, высказывавшиеся на первоначальной стадии реформирования музыкального образования, сбываются далеко не полностью.

Одной из главных причин, не позволяющей отечественной музыкальной педагогике двигаться вперед ускоренно и динамично, по мнению музыкантов-педагогов, является инертность и малоподвижность прежней системы музыкального образования. Стереотипы старого мышления обнаруживаются на различных ступенях отечественной музыкального образования:

  • продолжают использоваться устаревшие и во многом изжившие себя формы и методы работы;

  • применяются педагогические технологии, сложившиеся много лет назад и в силу своего консерватизма не соответствующие новой ситуации в российском социуме;

  • не преодолены и проявления авторитаризма в музыкальной педагогике.

Совершенно очевидно, что для выведения музыкального образования на уровень современных технологий требуются внесение изменений из соответствующих отраслей гуманитарного знания (дидактика, психология, культурология, эстетика и др.) и их ассимиляция в сознании музыкантов-педагогов. Необходим выход за рамки узкопрофессиональной ориентации, так как в противном случае ущербность, одномерность педагогических воздействий оказывается неизбежной. Между тем деятельность большей части педагогов-музыкантов по-прежнему характеризуется замкнутостью в кругу узкопрофессиональных интересов. Есть данные, свидетельствующие, что лишь крайне незначительный процент музыкантов-педагогов обращается к специальной литературе с целью повышения своей профессиональной культуры.

Но самые серьезные противоречия, резко обострившееся за последние годы в связи с вступлением России в сферу рыночных отношений, – это противоречия между требованиями реальной окружающей действительности, уровнем подготовленности к профессиональной деятельности музыкантов; между профессиональными и личностными параметрами, которые необходимы в наши дни специалисту в области музыкальной культуры и искусства, и теми сторонами учебно-образовательного процесса, на которых чаще всего сконцентрировано внимание преподавателей училищ и вузов.

На рынке труда в последние десятилетия произошли кардинальные изменения. Специальные социологические исследования свидетельствуют, что сегодняшний российский рынок труда, подобно его западным аналогам, подвижен, мобилен, динамичен и в нем постоянно происходят те или иные неожиданные изменения и ситуации. Меняется содержание подходы и требования к традиционным музыкальным специализациям и видам профессиональной деятельности: возникает необходимость в профессионалах новой формации. Так, в последние годы в мире музыки актуальными стали профессии менеджера, управленца, специалиста по рекламе и т.д., которые ранее считались весьма далекими от этого мира.

По имеющимся данным, число выпускников музыкальных учебных заведений, которые находят себе работу по специальности, полученной во время учебы, колеблется примерно в пределах 35–40% от общего количества оканчивающих музыкальные училища и вузы. Почти каждый второй студент музыкальных учебных заведений не уверен, что сможет в дальнейшем трудоустроиться по специальности. Требования и нормативы нового, обретенного по окончании учебы вида деятельности, оказываются весьма далекими от тех, на которые их ориентировали в процессе профессиональной подготовки. Отсюда возникает необходимость перестраиваться, переквалифицироваться, переструктурировать весь комплекс профессиональных умений и навыков, сложившийся за годы занятий в музыкальных училищах, колледжах, вузах.

Конъюнктура рынка труда, в том числе и в музыкальной культуре, требует от специалиста широкой профильной подготовки, наличия гибкого пластичного мышления, глубоких знаний, которые в случае необходимости могут быть экстраполированы в смежные виды профессиональной деятельности. Если же этот аспект при подготовке специалиста не учитывается, то ему придется «добирать» недостающие знания, умения и навыки непосредственно в процессе трудовой деятельности. В системе оценки подготовленности музыкантов должны произойти весьма существенные изменения. Важно не только, насколько хорошо его обучили, но и как музыкант будет реагировать на всякого рода неожиданности профессиональной деятельности; в какой мере готов к адаптации на рабочем месте; насколько его знания, умения, навыки и личностные качества соответствуют сложным и многообразным запросам реальной жизни. В русле новых тенденций развития общества возникает потребность обосновать концептуальные и содержательные основы деятельности музыкально-образовательных учреждений нового типа, способных обеспечить подготовку профессионально компетентных специалистов-музыкантов, отвечающих потребностям современной социокультурной среды и запросам рынка труда



Переход России на рубеже ХХ–XXI вв. к глобальным общественно-политическим и социально-экономическим реформам знаменует третий период развития системы музыкального образования, основными чертами которого являются демократизация, гуманизация, многоукладность, диверсификация, регионализация. Вместе с тем наряду с позитивными изменениями, сохраняются и негативные факторы, унаследованные из прошлого: педагогический авторитаризм, узкотехнологический подход к обучению, цеховая ограниченность преподавательского корпуса.

Основные противоречия нового этапа развития российского музыкального образования связаны с изменившимися социально-экономическими условиями, внедрением в сферу культуры рыночных отношений, предъявляющих особые требования к молодому специалисту. Высококвалифицированный музыкант-педагог должен быть компетентен в различных областях гуманитарного знания; обладать социальной и профессиональной мобильностью; уметь адаптироваться к изменяющимся социально-культурным условиям и потребностям рынка труда; нести и сохранять мастерство и традиции российской академической музыкальной школы на основе преемственности и восприятия позитивного опыта прошлых поколений музыкантов.







Литература:



  1. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Челябинск, 2004;

  2. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004;

  3. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI в. М., 2002;

  4. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М., 2000;

  5. Зеер Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2000;

  6. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий. М., 2005;

  7. Каган М.С. Культурология: Учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М., 2005;

  8. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе (Парадоксы. Наследия. Векторы развития). М., 2000;

  9. Фомичева И.Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме. Новосибирск, 2004;

  10. Европейская культура: XХI век / под ред. Е.В. Водопьяновой. М.-СПб, 2013;

  11. Каган М.С. Музыка как выражение и предвосхищение культуры. СПб., 2004;

  12. Мартынов В. Зона OPUS POSTH или рождение новой реальности. М., 2005;




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Актуальные проблемы музыкального образования

Автор: Маркина Маргарита Николаевна

Дата: 17.10.2017

Номер свидетельства: 432993

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Презентация  на тему «Применение ИКТ в работе музыкального руководителя детского сада» "
    ["seo_title"] => string(97) "priezientatsiia-na-tiemu-primienieniie-ikt-v-rabotie-muzykal-nogho-rukovoditielia-dietskogho-sada"
    ["file_id"] => string(6) "138367"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417532552"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Из опыта работы музыкального руководителя по теме:«Применение ИКТ в работе музыкального руководителя детского сада» "
    ["seo_title"] => string(127) "iz-opyta-raboty-muzykal-nogho-rukovoditielia-po-tiemie-primienieniie-ikt-v-rabotie-muzykal-nogho-rukovoditielia-dietskogho-sada"
    ["file_id"] => string(6) "155260"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421254115"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "«Значение и роль дополнительного образования в системе развития ребёнка».(тематическое родительское собрание класса скрипки)"
    ["seo_title"] => string(122) "znachieniieiroldopolnitielnoghoobrazovaniiavsistiemierazvitiiariebionkatiematichieskoieroditielskoiesobraniieklassaskripki"
    ["file_id"] => string(6) "289782"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454859237"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "«Значение и роль дополнительного образования в системе развития ребёнка».(тематическое родительское собрание класса скрипки)"
    ["seo_title"] => string(123) "znachieniieiroldopolnitielnoghoobrazovaniiavsistiemierazvitiiariebionkatiematichieskoieroditielskoiesobraniieklassaskripki1"
    ["file_id"] => string(6) "289783"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454859244"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Проект: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей   группе  «Мишутка»  в соответствии с ФГОС  дошкольного  образования»."
    ["seo_title"] => string(156) "proiekt-orghanizatsiia-razvivaiushchiei-priedmietno-prostranstviennoi-sriedy-v-starshiei-ghruppie-mishutka-v-sootvietstvii-s-fgos-doshkol-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "308812"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458667365"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства