В 21 веке наблюдается повышенный интерес к проблемам читательского развития подрастающего поколения как в России, так и за рубежом. Мировая общественность обеспокоенна тем, что население планеты стало меньше читать, появилось такое явление, как функциональная неграмотность. В современном мире необходимо воспитание интереса к чтению у молодого поколения россиян.
Исследователи связывают падение интереса к чтению с изменением
информационной, социокультурной и образовательной среды, определяющей развитие человека читающего.
Сегодня одной из важнейших задач школы становится задача научить школьников быть творчески мыслящими личностями, способными ориентироваться в стремительно меняющихся потоках информации. Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, необходимые для успешного существования в современном информационном обществе,где знания играют важнейшую роль. Школьная библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность.
Для детей библиотека - теплый, гостеприимный дом, куда они приходят
за разнообразной информацией, за душевной беседой, за умным и добрым другом - книжкой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Детей дополнительного образования «Детская школа искусств» с. Барда
Пермского края
Педагогический проект
«В доме друзей»
Сроки выполнения проекта: 2012 - 2014годы.
География проекта (сфера реализации): Учащиеся школы искусств с. Барда Пермского края
Разработчик проекта: преподаватель вокала
Аптукова Ильзира Аухатовна
2013 г.
Проект «В доме друзей»
«Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной
потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет
«божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое»
В.А. Сухомлинский
1. Аннотация проекта.
В 21 веке наблюдается повышенный интерес к проблемам читательского развития подрастающего поколения как в России , так и за рубежом. Мировая общественность обеспокоенна тем, что население планеты стало меньше читать, появилось такое явление, как функциональная неграмотность. В современном мире необходимо воспитание интереса к чтению у молодого поколения россиян.
Исследователи связывают падение интереса к чтению с изменением информационной, социокультурной и образовательной среды, определяющей развитие человека читающего.
Сегодня одной из важнейших задач школы становится задача научить школьников быть творчески мыслящими личностями, способными ориентироваться в стремительно меняющихся потоках информации. Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, необходимые для успешного существования в современном информационном обществе ,где знания играют важнейшую роль. Школьная библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность.
Для детей библиотека - теплый, гостеприимный дом, куда они приходят
за разнообразной информацией, за душевной беседой, за умным и добрым другом - книжкой.
2. Проблема.
Современная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется падением престижа чтения среди детей и молодежи. Эта проблема носит масштабный характер.
Чтение является одним из основных средств формирования грамотности, образного мышления, развития творческого потенциала. Именно школьная библиотека является проводником книжной культуры среди учащихся, т.к. предоставляет первый читательский опыт ребенку, имеет самое удобное для пользователя расположение. Пути решения проблемы, предлагаемые данным проектом, соответствуют задачам и направлениям деятельности библиотеки Константиновской основной общеобразовательной школы повышению престижа чтения среди школьников.
В последнее время наши дети все реже берут в руки книги. Культуру чтения постепенно вытесняет телевидение, интернет и т. д. если учащиеся и читают, то только то, что проходят на уроках литературы. Как наших детей обратить к книге? Извечный вопрос: что делать?
Воспитание творческой личности становится для современного общества насущной потребностью. Осознавая всю важность этой проблемы, мы пытаемся найти пути приобщения ребенка к чтению, учитывая возрастные, индивидуальные особенности. Способность творчески мыслить, решать нестандартные задачи - это признак настоящего профессионала и гражданина. А человек творческий - это обязательно человек читающий. Проект по привлечению к чтению обучающихся «В доме друзей» - это цикл библиотечных мероприятий, направленных на формирование и развитие читательского таланта ребенка как основы его интеллектуального, духовно-нравственного и творческого развития. Как известно, любое дело, в том числе и обучение детей чтению, приносит больше плодов, если оно вызывает интерес.
Разработка проекта вызвана настоятельной необходимостью преодоления кризиса чтения сегодняшних школьников. Этот кризис выражается в резком преобладании так называемого «делового чтения», чтения «облегченной» литературы. Ни для кого не секрет, что сегодня все большее количество детей вырастает, так и не взяв в руки книги. Их литературный опыт в этом случае ограничивается рассказами из Азбуки и хрестоматий, впоследствии - вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.
Главными целями настоящего проекта являются привлечение к чтению детей, через книгу - развития творческого потенциала, формирование устойчивого интереса к чтению. В связи с этим необходимо: - организовать совместную деятельность учащихся и взрослых (библиотекарей, учителей, родителей) на основе общего интереса к книге. Поставленные цели достигаются через использование новых, соответствующих времени, форм привлечения к чтению, дающих возможность выйти за рамки традиционных библиотечных мероприятий, и интересных для современных школьников. На помощь приходят информационные технологии, которые идеально подходят для того, чтобы, вписавшись в процессы передачи знаний и информации, повысить эффективность работы библиотеки, в том числе и по привлечению обучающихся к чтению. Входят в повседневную жизнь школьных библиотек работа в Интернете с поисковыми системами и другими ресурсами; издательская и проектная деятельность. Организация и проведение различных мероприятий с использованием технических средств, таких как: литературные гостиные с презентациями, школьные проекты, способствует формированию образа библиотеки как современного образовательно-культурного и информационного центра школы. Новейшие информационные технологии делают библиотеку более привлекательной для так называемого «цифрового поколения» и позволяют выполнять библиотекарям свою работу лучше, интереснее, оставляя при этом чтение на первом месте. Для того чтобы успешно руководить чтение ребенка, библиотекарю нужно быть желанным собеседником и авторитетным советчиком. От первой встречи маленького читателя с библиотекарем многое зависит: нужно так построить беседу. Чтобы у ребенка остались яркие впечатления от первого посещения библиотеки, и возникло желание стать ее постоянным читателей. Отсюда и библиотечно - библиографические и информационные знания проводятся в форме игровых мероприятий. Первым таким мероприятием для младших школьником становится первое посещение библиотеки. Для этого Библиотека школы организует мероприятия: "Посвящение в читатели", "В гости "Читай - город". Форма проведения этого мероприятия разнообразна: первоклассникам нужно найти дорогу в библиотеку, для этого герои книг оставляют для них указатели (вещи героев - полено - Папа Карло, туфелька - Золушка и т.д). По этим указателям дети благополучно добираются до библиотеки. Где их встречают сказочные герои книг. Герои книг знакомят ребят с работниками библиотеки и проводят с ними игру "Герои любимых сказок".
Дети как бы оказываются в сказке, которая переплетается с реальностью. Видно как у ребят проявляется любознательность, интерес. Заметно как красочно оформленные книжные полки и выставки в библиотеке привлекают внимание детей. Книги, которые заинтересовали ребят, выдаются им на дом. Поэтому огромное значение для привлечения читателей имеет книжная выставка. Организуя, выставки книг для учащихся книги подбираются по темам доступных пониманию детей. На выставке библиотекарь может познакомить читателей не только с книгами на определенную тему, но и с материалами периодических изданий. Очень важно, чтобы структура выставки, расположение книг на ней были столько ясны, чтобы читатель мог самостоятельно в ней ориентироваться. Чтобы выставка была популярна, она должна отвечать интересам и возможностям маленьких читателей. Лишь в этом случает, выставка достигнет цели
"Неделя детской книги" традиционный праздник школьников. Цель этого мероприятия широкая пропаганда книг среди юных читателей, повышение их интереса к книгам и самостоятельному чтению, выявлению их запросов. Подготовка к мероприятию "Неделя детской книги" проходит в течение всего учебного года. Используются различные формы работы с книгой: литературные беседы, викторины, игры, разнообразные книжные выставки, посвященные юбилярам детских писателей и книгам-юбилярам. Праздник "Неделя Детской книги" проводится в библиотеке. Каждый день "Недели детской книги" посвящается определенной теме. После окончания праздника, дети приносят рисунки полюбившихся героев, пишут мини-заметки, стихи.
При проведении массовой работы должны учитываться возможности не только юных читателей, но и самой библиотеки. В работе должны использоваться приемы, стимулирующие познавательную активность учащихся, развивать творческую инициативу и читательские способности.
З.Цель и задачи проекта.
Цель проекта: привлечение к чтению детей, развития творческого потенциала через лучшего друга - книгу, формирование устойчивого интереса к чтению.
Задачи проекта:
Развитие творческих способностей, связанных с читательским восприятием
Воспитание потребности в постоянном, вдумчивом чтении
Повышение статуса чтения как творческого процесса;
Предоставление читателям возможность поделиться впечатлениями от прочитанного.
Организация совместной деятельности учащихся и взрослых (библиотекарей, учителей, администрации, родителей) на основе общего интереса к книге.
4. Мероприятия по проекту
Реализация проекта рассчитана с сентября 2012- по май 2014года.
1 этап: подготовительный. Разработка проекта.
ознакомление с планом мероприятии проекта администрацию, классных руководителей;
анкетирование школьников и родителей; (Приложение 1 - 2)
разработка тем исследований, проектов для школьников выпуск
брошюры «Твои чувства на бумаге или как написать отзыв»;
Разработка мероприятий, составление сметы для реализации проекта;
2 этап: реализация проекта:
Содержание проекта:
№
Направление деятельности
Содержание деятельности
1.
Приглашение в библиотеку
• Праздник «Посвящение в читатели»
в 1 классе;
• Экскурсия в библиотеку;
2.
Использование наглядной
агитации
• Яркая реклама мероприятий;
3.
Использование ИКТ, Интернет- ресурсов
Изготовление презентаций для
проведения мероприятий, также с использованием Интернет-ресурсов;
Громкие чтения на разные темы;
Презентации книг;
Обзоры выставок.
4.
Игровые и конкурсные формы работы проведения мероприятий
Командные игры по прочитанным произведениям;
«Неделя детской и юношеской книги «Читайка»
Конкурс «Дерево загадок»;
Конкурс кроссвордистов;
5.
Повышение авторитета читателя
• Выставки рисунков «Вот что мы читали!»;
• Выставка книг «Золотая полка книг»;
• Акция «Я рекомендую!»;
• Выставки с использованием различных изделий, предметов обихода, детских поделок и т.п.;
• Творческие выставки на заданную тему.
6.
Комплексные мероприятия
• Комплексные выставки (рисунков, книг, фотовыставки) на одну общую тему;
7.
Исследовательская
работа
• Предлагаемые темы исследований: «Роль Бабы Яги в русских народных сказках»,
Учимся по сказке: «Лиса и заяц или кто живет в лесу»...)
8.
«Я хочу написать
о книге».
• составление отзыва на прочитанную
книгу.
8.
Сохранение фонда
• Акция «Продли жизнь книги!»
• Работа «Книжкиной больницы»
9.
Пополнение
фонда библиотеки.
• Школьная ярмарка ;
• Акция «Подари книгу библиотеке»;
3. этап. Подведение итогов
Составление отчета проекта «В доме друзей».
Круглый стол по реализации проекта. Участники: администрация, библиотекарь, классные руководители, обучающиеся.
Награждение победителей по номинациям: (Вручение дипломов и памятных призов.)
самый активный класс;
самый интересный отзыв;
самый активный родитель;
самая оригинальная исследовательская работа;
самый читающий класс.
Я оставляю за собой обязанность отслеживать результаты проекта, Директор школы поможет организовать совместную работу с работниками культуры, сельской библиотекой на селе, оказывать всемерную помощь в организации выставок книг, праздников с приглашением родителей.
Освещением реализации педагогического проекта на страницах СМИ буду осуществлять я и учащиеся. Предусмотрен выход участников проекта на поселенческие, межпоселенческие, районные конкурсы и праздники.Участники проектной деятельности с распределением обязанностей подробно прописанно в рабочем плане проекта.
Ожидаемые результаты:
Библиотека для читателей станет домом, в котором они найдут настоящих друзей - книги.
Посетители библиотеки воспримут посещение в библиотеку как приятное время препровождение, поднимется приоритет чтения как формы культурного досуга;
Приобретут дополнительные навыки работы с фондом;
Смогут самореализоваться и повысить свой авторитет среди сверстников;
Приобретут навыки командной игры;
Почувствуют значимость своего вклада в общее дело по формированию и сохранению фонда библиотеки.
Ресурсное обеспечение
№
Статья расходов
Всего средств
Собственные средства
Привлеченные средства
1
Оборудование, инструменты
1000-00
-
1000-00
2
Расходные материалы и канцелярские принадлежности
1000-00
-
1000-00
8
Прочие расходы
-
-
-
Итого
2000-00
-
2000-00
Комментарий к бюджету проекта.
Вложение родителей для проведения праздников:
Для покупки новых книг – 1000-00 рублей;
Для покупки памятных призов – 500-00 рублей;
Приобретение грамот и дипломов – 500-00 рублей;
Используемая литература.
Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. - Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998
Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
ВолинаВ.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2005
Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001
Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980