Орг. момент и мотивация | Звучит « Песня о школе» Кабалевского Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем «Доброе утро». 1. Доброе утро! Разводят руки в стороны Улыбнись скорее! и слегка кланяются друг другу. И сегодня весь день «Пружинка». Будет веселее. Поднимают ручки вверх. 2. Мы погладим лобик, Выполняют движения по тексту. Носик, и щечки. Будем мы красивыми, Наклоны головы к правому Как в саду цветочки! и левому плечу поочередно. 3. Разотрем ладошки Движения по тексту. Сильнее, сильнее! А теперь похлопаем Смелее, смелее! 4. Ушки мы теперь потрем И здоровье сбережем. Улыбнемся снова, Будьте все здоровы! Разводят руки в стороны. Садитесь. Мы продолжаем наше путешествие в мир музыки. Скажите ребята какие гавани мы с вами посетили на прошлом уроке?( школьная гавань и гавань буквенная азбука) .слайд 2 - КТО ЖИВЁТ слайд 3 В ЭТОЙ ГАВАНИ? (БУКВЫ) - КАК НАЗЫВАЮТ БУКВЕННУЮ СЕМЬЮ? (АЗБУКА) - СКОЛЬКО БУКВ В НЕЙ ЖИВЁТ? (33) ЧТОБЫ ЗАПИСАТЬ МЫСЛЬ, слайд 4 НУЖНЫ БУКВЫ - ЧТОБЫ ЗАПИСАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЫСЛИ, НУЖНЫ ЦИФРЫ - ЧТОБЫ ЗАПИСАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ МЫСЛИ, НУЖНЫ НОТЫ Дальше в наше плавание по музыкальной стране мы отправимся на музыкальном корабле. Слайд 5 САМАЯ ЗАГАДОЧНАЯ ГАВАНЬ КТО ЗДЕСЬ ЖИВЁТ?( мнения детей) (НОТЫ. СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ. )слайд 6 - Я думаю, эта «гавань» для музыки - самая важная. Может быть, именно здесь и есть родной дом музыки Ключ к разгадке скрыт в самом названии «гавани» - «Музыкальная азбука». Попробуйте определить тему нашего урока, о чём мы будем говорить?( мнения детей) | - входят под музыку и передают в движении эмоциональный настрой на урок; - приветствуют учителя; Выполняют движения - отвечают на вопросы учителя; - определяют и формулируют тему урока. | Л-2 Формирование мотивации к учебной деятельности. Р-1 Понимать и принимать учебную задачу, искать способы её решения. Пр-2 Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. |
Осмысление учебной задачи. Открытие нового Знания | - Что такое Азбука? Слайд 7 (Азбука складывается из букв, затем буквы, соединяясь друг сдругом, образуют слова). - Может быть, и у музыки есть такие буквы, которые можно записать? Возможно, они помогут нам увидеть, как музыка живет. - Откроем учебник на странице 22. Ноты придумали не сразу. В далеком прошлом….. В Древней Греции музыку записывали при помощи букв алфавита. В средневековой Европе для этого использовали специальные значки , которые назывались - невмы. Они выглядели как точки, черточки и запятые. Слайд 8 - Как назвали итальянцы музыкальные буквы? (Ноты). - Сколько нот в музыкальной азбуке? (7). Кто из вас уже знает ноты? ( Ростомян Д ) слайд 9 Вот перед нами дом, А проживает в нем Семья веселых нот. Их каждый назовет: До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до. Фундамент дома - нота ДО, Она живет в пристройке, Квартира первая ее – Начало всей постройки. На первом этаже, смотри, Из всей большой семьи В квартире теплой номер три Живет тихонько МИ. А Си решила третий взять Этаж, ну, что ж, изволь! Второй этаж, квартира пять, Был занят нотой СОЛЬ. А нота ФА и нота ЛЯ В квартирах два и шесть. А нота РЕ, ах, нота РЕ Подняться не решилась И рядом с нотой ДО и МИ Тихонько поселилась.( дети выходят на голове написаны названия нот ) Ноты предлагают ваам отдохнуть ( зимняя физминутка) гиперссылка Работа с учебником с 22 Прочитайте информацию на стр. учебника ( хорошо читающий ученик) - Как называется такой дом для нот? ( нотный стан) слайд 10 Открывает нотоносец( скрипичный ключ) слайд 11 - А теперь давайте познакомимся с голосами наших нот слайд 12 ( гиперссылка) Песня « Семь подружек» 1.Семь подружек голосистых, Семь звоночков серебристых Дружно, весело живут, Звонко песенки поют. Припев: До-ре-ми-ре-до, Фа-фа-соль-ре-ми, До-ре-ми-ре-до, Ля-ля-ля-си-до. 2.Домик наш открыт всем детям, Заходите – мы вас встретим. Тайны музыки расскажем, В мир волшебный путь покажем. 3.Если будете стараться И усердно заниматься, То терпение и труд Вас к успеху приведут. | - слушают и анализируют новые вокальные произведения; - выдвигают аргументы, учатся размышлять и говорить развернуто; Инсценировка | П-1 Выдвигать предположения и подтверждающие их доказательства. |
| Учебник с 23 У нот есть помощник, а как его зовут, вы узнаете, прослушав песню «Домисолька»О. Слайд 13( гиперссылка) Музыкальная планета, сцена, залитая светом, Если есть у Вас минутка, приходите в гости к нам. Здесь Вас встретят оркестранты, музыкальные таланты И на берег доброй сказки, пригласит Вас дирижер. Домисолька, домисолька, мы с тобой споем сначала, Чтобы в сердце поселился музыкальный звук. Домисолька, домисолька, чтобы музыка звучала, Взявшись за руки, построим мы поющий круг. Музыкальная планета, сцена, залитая светом, Если есть у Вас минутка, приходите в гости к нам. Здесь Вас встретят оркестранты, музыкальные таланты И на берег доброй сказки, пригласит Вас дирижер. Домисолька, домисолька, мы с тобой споем сначала, Чтобы в сердце поселился музыкальный звук. Домисолька, домисолька, чтобы музыка звучала, Взявшись за руки, построим мы поющий круг. Игра «Живой звукоряд».Учитель-«дирижер» раздает таблички с названиями нот учащимся, выстраивает их по порядку и «играет» на них, словно нажимая определенные ноты на клавиатуре, а дети вместе с ним поют свои звуки. | - работа с учебником стр. 22;и 23 -знакомятся с понятиями; - учатся слушать | Пр-1 Познакомить с особенностями музыкальной грамоты и новыми понятиями. К. Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности. Л-1 Готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками. Пр-2 Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. |
Закрепление нового материала и самореализация. | - что для того, чтобы знать ноты нужно обязательно быть взрослым? (нет) -чтобы петь по нотам нужно знать названия нот? (да) - ноты имеют округлую форму? (да) -можно ли записать ноты в тетради в клетку? (нет) - а в специальной тетради - нотной? (да) . ( физминутка для глаз ) слайд 16 Давайте перенесём наши знания в тетрадь, как настоящие композиторы. Найдите ноты на клавиатуре. Постарайтесь запомнить на какой линейке живёт каждая нотка.( работа на листочках из рабочей тетради ) с 8 и 9 - коллективное выполнение на листочках в тетради | . - работа в рабочих тетрадях стр. 8-9. | П-2 Устанавливать ассоциативные и причинно-следственные связи. Р-1 Понимать и принимать учебную задачу, искать способы её решения. |
Итог урока. Рефлексия | Ребята , а можно ли в музыке обойтись без нот?( нет) А есть ещё один школьный предмет, на котором тоже нельзя обойтись без семи нужных подружек. ( изо, семь цветов радуги ) слайд 17 ( дети ноты выстраиваются ) А как вы думаете ребята, полезна ли музыка для нашего здоровья? .Докажите В современной медицине есть целое направление - музыкотерапия. Исследование свидетельствуют, что музыка может способствовать более быстрому излечению от многих болезней. Давайте проверим , что же вы узнали вовремя нашего путешествия по музыкальной азбуке? Слайд 18 Я предлагаю каждому вспомнить и поделиться с нами тем, что больше всего запомнилось и понравилось на сегодняшнем уроке , вы будете передавать этот скрипичный ключ по очереди друг другу и делиться своими впечатлениями. Мы возвращаемся в нашу школьную гавань, но чтобы туда попасть нужно исполнить песенку, но для этого подготовим свой язычок слайд 19 Физминутка Наш забавный язычок… Дети хором произносят слова. Щелк, щелк. Щелк, щелк. Щелкают языком Зубки чистим мы умело, Показывают, как чистят зубки Вправо-влево, вправо-влево. Мы ни сколько не устали. Высовывают язычок и «дразнят» Вверх вниз им двигать стали. Словно пчелки пожужжали Ж-ж-ж-ж-ж Как машина порычали Р-р-р-р-р-р Как, лошадки, вскачь цокают Вовремя остановились Исполняют песню « Вот и осень пришла» | Повторение основных цветов радуги Высказывают своё мнение Дети передают «скрипичный ключ» и говорят, что кому запомнилось и понравилось на уроке - оценивают свою деятельность. Поют песню | Р-2 Адекватно воспринимать оценку своих творческих возможностей. |