В музыкально-педагогической практике утверждается положение о том, что деятельность концертмейстера напрямую влияет на эффективность образовательного процесса, на музыкальное развитие учащихся-солистов, на уровень совместных концертных выступлений. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива. «Концертмейстер – это призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Специфика деятельности концертмейстера в ДМШ. »
Августовская конференция для педагогов дополнительного образования
Тема доклада:
«Специфика деятельности концертмейстера в ДМШ»
Выполнила преподаватель по классу
фортепиано и концертмейстер
ГККП «Детская музыкальная школа»
БР г.Аксай Австриян О.Н.
Введение
Концертмейстер – «пианист, помогающий хору, вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и на концертах». По мнению известного концертмейстера, профессора Московской консерватории К. Л. Виноградова «Нет, пожалуй, ни одной музыкантской профессии более всепроникающей в различные сферы музыкальной жизни, чем концертмейстер-пианист». Деятельность аккомпаниатора-пианиста подразумевает обычно лишь концертную работу, тогда как понятие концертмейстер включает в себя нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.
Если обратиться к истории данного вопроса, то можно отметить, что многие десятилетия понятие «концертмейстер» обозначало музыканта, руководившего оркестром, затем группой инструментов в оркестре. Концертмейстерство как отдельный вид исполнительства появился во второй половине ХIХ века, когда большое количество романтической камерной инструментальной и песенно-романсовой лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту. Этому также способствовало расширение количества концертных залов, оперных театров, музыкальных учебных заведений. В то время концертмейстеры, как правило, были «широкого профиля» и умели делать многое: играли с листа хоровые и симфонические партитуры, читали в различных ключах, транспонировали фортепианные партии на любые интервалы и т. д. Специфика работы концертмейстера в музыкальной школе состоит в том, ему приходится сотрудничать с представителями разных художественных специальностей, и в этом смысле он должен быть «универсальным» музыкантом, аналогично тому, как это было в позапрошлом веке.
Историческая справка
Знания и навыки необходимы концертмейстеру для профессиональной деятельности в музыкальной школе:
читать с листа фортепианную партию
любой сложности, понимать смысл воплощаемых в нотах звуков, их роли в построении целого, играя аккомпанемент, видеть и ясно представлять партию солиста, заранее улавливая индивидуальное своеобразие его трактовки и всеми исполнительскими средствами содействовать наиболее яркому его выражению;
владение навыками игры в ансамбле;
знание правил оркестровки; особенностей игры на инструментах
симфонического и народного оркестра, наличие тембрального слуха; умение играть клавиры (концертов, опер, кантат) различных композиторов в соответствии с требованиями инструментовки каждой эпохи и каждого стиля; умение перекладывать неудобные эпизоды в фортепианной фактуре в клавирах, не нарушая замысла композитора;
умение читать и транспонировать в пределах кварты вверх и вниз четырехголосные хоровые партитуры;
Работа концертмейстера с детским хором значительно отличается от занятий
с инструменталистами, хореографами, оркестром.
Основные задачи работы концертмейстера
Знать основы вокала: постановки голоса, дыхания, артикуляции, нюансировки.
Уметь задать хору тон, понимать такие приемы как цепное дыхание, вибрато, выразительная дикция .
Уметь «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент, используя навыки импровизации.
Без подготовки фактурно разрабатывать заданную тему. Подбирать по слуху гармонии к заданной теме в простой фактуре .
Без подготовки фактурно разрабатывать заданную тему.
Подбирать по слуху гармонии к заданной теме в простой фактуре .
Быть особенно чутким, чтобы уметь быстро подсказать солисту слова, компенсировать, где это необходимо темп, настроение, характер, а в случае надобности – незаметно подыграть мелодию.
Пианисту необходимо постоянно следить за жестами дирижера, поэтому он обязан знать основы дирижерской техники и уметь играть «по руке» дирижера. Важным моментом в работе концертмейстера является умение трансформировать звучание музыки в зависимости от жестов дирижера, порой даже наперекор логике исполнения произведения.
Именно концертмейстер помогает дирижеру в распевании участников хора, предлагая различные виды упражнений, а также способствует формированию вокально-хоровых навыков, задавая четкий ритм работы. Подчеркну, что не только от дирижера, но от профессионализма аккомпаниатора зависит правильность выбора упражнений для распевания хора.
Для успешной работы с вокалистами необходимо знание основ фонетики итальянского, желательно казахского, немецкого, французского языков, то есть знать основные правила произношения слов на этих языках, в первую очередь – окончаний слов, особенности фразировочной речевой интонации;
Знание русского и казахского фольклора, основных обрядов.
Возможные ошибки концертмейстера
Не согласованное с дирижером вступление на фортепиано
Неверное движение головы или любой другой необоснованный жест
Ошибка вступления и звучания хора
Несвоевременное взятие дыхания
Ритмическое расхождение хора и концертмейстера
Ошибочные динамические нюансы
Невыразительное исполнение произведения
Основные цели в работе с новым произведением
Преодоление клавирных трудностей
Увлечь и заинтересовать хоровой коллектив
Максимально
приблизить
звучание фортепиано
к хоровому
распределить
трудности
между руками
Уметь совместить хоровую партитуру с аккомпаниментом проигрывая все или отдельные голоса
Создать целостный художественный образ
Распределить темп, кульминацию, агогику.
Творческий
подход к
клавиру,
отступление
от подлинника
Упростить сложные аккорды, пассажи, не изменяя характера произведения
Уметь играть многострочные партитуры
Создание
собстенного рабочего варианта
аранжировки
Функции дирижёрского жеста для
концертмейстерского текста
Указания по строю,
Показ окончания
пения, снятие
коррекции трудных
в интонационном
отношении мест
Показ размера
произведения
Показ начала пения
или вступления
концертмейстера
Управление темпом
исполнения, показ
нюансов и характера
звуковедения
Как показывает опыт, специфика работы концертмейстера хора в ДМШ требует от него особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости переключиться на работу с учащимися различных специальностей.
В музыкально-педагогической практике утверждается положение о том, что деятельность концертмейстера напрямую влияет на эффективность образовательного процесса, на музыкальное развитие учащихся-солистов, на уровень совместных концертных выступлений. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива.
«Концертмейстер – это призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога».