Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение "Специфика работы концертмейстера в ДМШ"»
МАУ ДО
Детская музыкальная школа им. М.И. Глинки
Методическое сообщение
«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ДМШ»
Старший преподаватель
Кноль
Нина Аркадьевна
г. Калининград
2016г.
Значимость темы объясняется определенными изменениями в условиях профессиональной деятельности концертмейстеров. Меняются профили обучения в музыкальных школах. Появляются непривычные для ДМШ профессиональные направления, такие, как хореография, детские театральные коллективы и т.д. Практически в каждом из этих направлений предполагается музыкальная поддержка, и, как следствие, - присутствие концертмейстера. Поскольку в специальных музыкальных учебных заведениях подготовка пианистов к концертмейстерской работе именно в таких условиях никогда не проводилась, возникает педагогическая проблема - как адаптировать пианистов со стандартной академической подготовкой к концертмейстерской работе в условиях ДШШ.
Концертмейстер и аккомпаниатор - самая распространенная профессия среди пианистов. Работа концертмейстера необходима всем: и на занятиях по всем специальностям, на концертной эстраде, в хоровом коллективе, в хореографии. Без концертмейстера не обходятся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, эстетические центры, музыкальные и педагогические училища, вузы. Несмотря на это, многие музыканты склонны относиться к концертмейстерам свысока: игра по нотам якобы не требует большого мастерства. Странная и ошибочная позиция.
Искусство концертмейстера дано не каждому пианисту. Оно требует музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания. Термины «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не являются тождественными, хотя на практике и в литературе часто применяются как синонимы. Аккомпаниатор (от франц. «Akkompagner» - сопровождать) - музыкант, играющий партию сопровождения солисту (солистам) на эстраде. Огромная ответственность ложится на плечи аккомпаниатора. Он должен выполнить свое дело так, чтобы максимально способствовать художественному единству всех компонентов музыкального произведения.
Работа аккомпаниаторара-пианиста имеет целью лишь концертную работу. Понятие концертмейстера включает большее: разучивание с учениками-солистами их партий, контроль качества их исполнения, знания их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать верный путь к исправлению тех или иных недостатков. Работа концертмейстера объединяет творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях. Интересен тот факт, что в настоящее время термин «концертмейстер» чаще используется в контексте фортепианной методической литературы. Термин же «аккомпаниатор» в методической литературе чаще всего адресуют музыкантам-народникам, прежде всего баянистам.
Какими же качествами и навыками должен обладать пианист, чтобы быть хорошим концертмейстером? Прежде всего, он должен хорошо владеть своим инструментом, роялем - как в техническом, так и в музыкальном плане. Плохой пианист никогда не станет профессиональным концертмейстером, и наоборот - даже опытный пианист не достигнет значительных результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законов ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнеру, не почувствует художественного единства и взаимодействия между партией солиста и партией аккомпанемента.
Чтобы стать профессионалом в своем деле, концертмейстер должен быть наделён общей музыкальной одаренностью, сформированым музыкальным слухом, образным воображением, умением охватить содержание и форму произведения, артистизмом, способностью вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер обязан быстро осваивать музыкальный текст, отделяя существенное от менее важного, читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать значение реализуемых в нотах звуков, их роли в построении целого. Выполняя аккомпанемент, концертмейстер должен видеть и ясно представлять партию солиста, заранее ощущая индидивидуальное своеобразие его трактовки и всеми исполнительными средствами способствовать его воплощению, владеть навыками игры в ансамбле, уметь транспонировать текст, что необходимо при игре с духовыми инструментами, а также для работы с вокалистами, хором.
• Концертмейстер обязан знать правила оркестровки, особенности игры на инструментах камерного и народного оркестра, уметь исполнять тексты в ключе «До» - для того, чтобы правильно соотносить звучания фортепиано с различными штрихами и тембрами этих инструментов. Совершенно необходимо обладать ему хорошим тембральным слухом, знать особенности инструментовки разных эпох, стилей, умение переводить неудобные эпизоды в фортепианной фактуре в клавире, не нарушая замысла композитора, уметь читать и транспонировать на полутон и тон вверх и вниз.
• Для работы с хором концертмейстеру необходимо знание основных дирижерских жестов и приемов, знание основ вокала: постановки голоса, дыхания, артикуляции, нюансирования. Быть особенно чутким, чтобы уметь быстро подсказать солисту слова, компенсировать, где это необходимо, темп, настроение, характер, а в случае необходимости - незаметно подыграть мелодию.
• В работе с вокалистами (чаще музыкально-театральных отделений) концертмейстерам приходиться «на ходу» подбирать мелодию и аккомпанемент; нужны и навыки импровизации, то есть умение играть простые стилизации на темы известных композиторов; без подготовки фактурно разрабатывать заданную тему; подбирать по слуху гармонии с заданной темы в простой фактуре. Совершенно необходимо концертмейстеру знание истории музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы верно отразить стиль и образный строй произведений.
Концертмейстеру необходимо накопить большой музыкальный репертуар, чтобы чувствовать музыку различных стилей. Для практического овладения стилем любого композитора, нужно играть многие его произведения. Профессиональный концертмейстер должен постоянно совершенствоваться-проявлять постоянный интерес к познанию новой, неизвестной музыки, знакомиться с текстами различных произведений, слушать их в записи и на концертах. Концертмейстер не должен пренебрегать работать с различными жанрами исполнительского искусства, стремиться расширять свой опыт и понимать особенности каждого вида исполнения. Любой опыт не будет бесполезным, даже если у него со временем определится узкая сфера концертмейстерской деятельности. В выбранной области всегда в какой-то мере встречаются элементы других жанров.
Мобильность, скорость и активность реакции также очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера. В случае, когда солист на концерте или экзамене перепутает музыкальный текст, он обязан, не прекращая игры, вовремя подхватить солиста и благополучно довести произведение до конца. Опытный концертмейстер всегда может снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение солиста перед эстрадным выступлением. Лучшее средство для этого - сама музыка: особенно выразительная игра аккомпанемента, повышенный тонус выполнения. Творческое вдохновение передается партнеру и помогает ему обрести уверенность, психологическую, а за ней и мышечную свободу. Воля и самообладание - свойства, совершенно необходимы концертмейстеру. При возникновении таких музыкальных неурядиц, которые происходят на эстраде, он должен твердо помнить, что ни останавливаться, ни исправлять свои ошибки недопустимо, как и демонстрировать свою реакцию на ошибку мимикой или жестом.
Специфика игры концертмейстера заключается также в том, что он должен найти значение и удовлетворение в том, чтобы быть не солистом, а одним из участников музыкального действия, причем, участником якобы второпланового. Пианисту-солисту предоставлена полная свобода выявление творческой индивидуальности. Концертмейстеру же приходится приспосабливать свое видение музыки к исполнительской манере солиста. Еще труднее, но необходимо, сохранить при этом также и своё индивидуальное лицо.
При всей многогранности деятельности концертмейстера, в центре его внимания находятся, безусловно, творческие аспекты. Необходимым условием творческого процесса концертмейстера является наличие замысла и его воплощения. Реализация замысла органично связана с активным поиском, который выражается в раскрытии, корректировке и уточнении художественного образа произведения, заложенного в нотном тексте и воспроизводимого, прежде всего, во внутреннем представлении исполнителя. Творчество - это творение, открытие нового, источник материальных и духовных ценностей. Творчество - это активный поиск еще неизвестного, который расширяет наше познание, дает человеку возможность по-новому воспринимать окружающий мир и самого себя.