Пояснительная записка.
В 2006 году наша школа стала инициатором создания городского конкурса программной музыки «Звучащий мир». С тех пор прошло три городских фестиваля – конкурса. В каждом из них принимали участие учащиеся моего класса, большинство стали лауреатами, отмечены специальными грамотами жюри. Это послужило поводом для создания данного сборника. Появилось желание собрать, обобщить проделанную работу.
Пьесы, вошедшие в сборник, рассчитаны для учащихся младших классов. Построены они по принципу возрастания трудностей. Как предисловие, в начале помещено несколько слов об авторе, о самом произведении. Чтобы учащемуся стало легче воспринимать музыку, я попыталась раскрыть образ произведения в своем понимании при помощи рассказов, стихов, иллюстраций.
Программная музыка.
Программная музыка, род инструментальной музыки; музыкальное произведения, имеющие словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатленное в ней содержание. Программой может служить заглавие, указывающее, например, на явление действительности, которое имел в виду композитор. Программа раскрывает нечто недоступное для музыкального воплощения и потому не раскрытое самой музыкой; этим она принципиально отличается от любого анализа или описания музыки; придать её музыкальному произведению может только его автор.
Простейший вид программной музыки — картинная программность (музыкальной картины природы, народных празднеств, битв и т.п.). В сюжетно-программных произведениях развитие музыкальных образов в той или иной степени отвечает контурам сюжета, как правило, заимствованного из художественной литературы.
Второй основной вид музыкальной программности - сюжетная программность. Источником сюжетов для программных произв. этого вида служит прежде всего художественная литература. В сюжетно-программном музыкальном произведении развитие музыкальных образов в целом или в частностях отвечает развитию сюжета.
Программность явилась большим завоеванием музыкального искусства, стимулировала поиски новых выразительных средств, способствовала обогащению круга образов музыкальных произведений. П. м. равноправна с музыкой непрограммной и развивается в тесном взаимодействии с ней.
Программная музыка известна с глубокой древности (античная Греция). Среди программных произведений 18 в. — клавесинные миниатюры Ф. Куперена и Ж. Ф. Рамо, "Каприччо на отъезд возлюбленного брата" И. С. Баха. Ряд программных сочинений создан Л. Бетховеном — "Пасторальная симфония", увертюры "Эгмонт", "Кориолан" и др. Расцвет программной музыки в 19 в. во многом связан с романтическим направлением в музыкальном искусстве, провозгласившим лозунг обновления музыки с помощью единения её с поэзией. Среди программных произведений композиторов-романтиков — "Фантастическая симфония" и симфония "Гарольд в Италии" Берлиоза, симфонии "Фауст", "К “Божественной комедии” Данте", симфонические поэмы "Тассо", "Прелюды" и др. Листа. Крупный вклад в программную музыку внесли и русские композиторы-классики. Большой известностью пользуются симфоническая картина "Иванова ночь на Лысой горе" и фортепианный цикл "Картинки с выставки" Мусоргского, симфоническая сюита "Антар" Римского-Корсакова, симфония "Манфред", увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта", фантазия для оркестра "Франческа да Римини" Чайковского и др. Программные сочинения написаны также А. К. Глазуновым, А. К. Лядовым, А. И. Скрябиным, С. В. Рахманиновым и др. Национальные традиции в области П. м. находят своё продолжение и развитие в творчестве советских композиторов — Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича и др.
ru.wikipedia.org›ВикипедиЯ›
Из статьи Ю. Н. Хохлова.
2