kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Сборник программной музыки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пьесы, вошедшие в сборник, предназначены для музыкантов - домристов и рассчитаны для учащихся младших классов. Построены они по принципу возрастания трудностей. Как предисловие, в начале помещено несколько слов об авторе, о самом произведении. Чтобы учащемуся стало легче  воспринимать музыку, я попыталась раскрыть образ произведения в своем понимании при помощи рассказов, стихов, иллюстраций. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«1 вступительное слово»


Пояснительная записка.



В 2006 году наша школа стала инициатором создания городского конкурса программной музыки «Звучащий мир». С тех пор прошло три городских фестиваля – конкурса. В каждом из них принимали участие учащиеся моего класса, большинство стали лауреатами, отмечены специальными грамотами жюри. Это послужило поводом для создания данного сборника. Появилось желание собрать, обобщить проделанную работу.

Пьесы, вошедшие в сборник, рассчитаны для учащихся младших классов. Построены они по принципу возрастания трудностей. Как предисловие, в начале помещено несколько слов об авторе, о самом произведении. Чтобы учащемуся стало легче воспринимать музыку, я попыталась раскрыть образ произведения в своем понимании при помощи рассказов, стихов, иллюстраций.





























Программная музыка.



Программная музыка, род инструментальной музыки; музыкальное произведения, имеющие словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатленное в ней содержание. Программой может служить заглавие, указывающее, например, на явление действительности, которое имел в виду композитор. Программа раскрывает нечто недоступное для музыкального воплощения и потому не раскрытое самой музыкой; этим она принципиально отличается от любого анализа или описания музыки; придать её музыкальному произведению может только его автор.

Простейший вид программной музыки — картинная программность (музыкальной картины природы, народных празднеств, битв и т.п.). В сюжетно-программных произведениях развитие музыкальных образов в той или иной степени отвечает контурам сюжета, как правило, заимствованного из художественной литературы.

Второй основной вид музыкальной программности - сюжетная программность. Источником сюжетов для программных произв. этого вида служит прежде всего художественная литература. В сюжетно-программном музыкальном произведении развитие музыкальных образов в целом или в частностях отвечает развитию сюжета.

Программность явилась большим завоеванием музыкального искусства, стимулировала поиски новых выразительных средств, способствовала обогащению круга образов музыкальных произведений. П. м. равноправна с музыкой непрограммной и развивается в тесном взаимодействии с ней.

Программная музыка известна с глубокой древности (античная Греция). Среди программных произведений 18 в. — клавесинные миниатюры Ф. Куперена и Ж. Ф. Рамо, "Каприччо на отъезд возлюбленного брата" И. С. Баха. Ряд программных сочинений создан Л. Бетховеном — "Пасторальная симфония", увертюры "Эгмонт", "Кориолан" и др. Расцвет программной музыки в 19 в. во многом связан с романтическим направлением в музыкальном искусстве, провозгласившим лозунг обновления музыки с помощью единения её с поэзией. Среди программных произведений композиторов-романтиков — "Фантастическая симфония" и симфония "Гарольд в Италии" Берлиоза, симфонии "Фауст", "К “Божественной комедии” Данте", симфонические поэмы "Тассо", "Прелюды" и др. Листа. Крупный вклад в программную музыку внесли и русские композиторы-классики. Большой известностью пользуются симфоническая картина "Иванова ночь на Лысой горе" и фортепианный цикл "Картинки с выставки" Мусоргского, симфоническая сюита "Антар" Римского-Корсакова, симфония "Манфред", увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта", фантазия для оркестра "Франческа да Римини" Чайковского и др. Программные сочинения написаны также А. К. Глазуновым, А. К. Лядовым, А. И. Скрябиным, С. В. Рахманиновым и др. Национальные традиции в области П. м. находят своё продолжение и развитие в творчестве советских композиторов — Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича и др.

ru.wikipedia.org›ВикипедиЯ›

Из статьи Ю. Н. Хохлова.













2


Просмотр содержимого документа
«10 стар.куклы»

Танец старинных кукол.






Владислав Игоревич Казенин (21 мая 1937 года, Киров) — советский и российский композитор и музыкант. Работает в самых разных жанрах музыкального искусства, среди которых инструментальная, вокальная, симфоническая, камерная музыка, музыка для театра и кино. В творческом багаже В.И. Казенина - сочинения для оркестра (увертюры, сюиты, поэма, оратория); сольные произведения для фортепиано, камерные ансамбли с фортепиано.

Пьеса «Танец старинных кукол» имеет простую двухчастную форму. Первая часть написана в миноре, носит лирический характер. Разнообразие штрихов передает движение куклы в танце. Вторая часть звучит в одноименном мажоре. Тема у домры и фортепиано совпадают.

Старинные куклы, в своих красивых нарядах, всегда нравились детям. Они изящны, милы, таинственны. Сначала первая кукла легкими шагами бежит на сцену (стаккато) и начинает кружиться в танце (легато), приглашая подружку присоединиться. Вторая повторяет движение первой. И вот они уже кружатся вместе, завораживая своим изяществом и красотой движений.

1


Просмотр содержимого документа
«11 Веселая карусель.»

Веселая карусель.

Валерий Олегович Фадеев (р. 1946) - петербургский композитор, автор большого количества произведений в разнообразных музыкальных жанрах. Особое место в творчестве композитора занимают сочинения для детей, так как многие годы Валерий Фадеев преподает в музыкальной школе фортепиано и композицию. Духовный мир ребенка ему близок и понятен.

Пьеса «Веселая карусель» - это переложение фортепианных нот для домры. Она имеет простую трехчастную форму, где третья часть является репризой первой. Если крайние части носят веселый, жизнерадостный характер, то средняя часть противоположна им. Это лирическая, легкая мелодия, написанная в миноре.

Любимое развлечение маленьких детей - это карусель. Здесь можно покататься и на олене, и на слоне, и на лошадке. Выбирай, кого хочешь! Всем весело! Но время закончилось, карусель остановилась, и ребятам стало немножко грустно. Но их ждали мамы, папы и новые аттракционы. А на карусель сели другие мальчишки и девчонки. И вновь по кругу побежали олени, слоны, лошадки.



***



Карусели, карусели,

Сели, сели,полетели,

Завертелись, закрутились,

Зажужжали, покатились!

Задрожали, завизжали,

Вместе за руки держались.

Как захватывает дух,

Ух!

Ветер треплет нам кудряшки,

Мы смеемся, как барашки.

Достаем до верхней ветки,

Ветер нам срывает кепки.

Что же, что же вдруг случилось?

Карусель остановилась,

Дети тут другие ждут,

Мы катались пять минут!

А. Кулешова







34


Просмотр содержимого документа
«12 Марш лилипутов»

Марш лилипутов.





Вильгельм Попп — немецкий флейтист и композитор. Автор более 600 произведений для флейты, которые были очень популярны во время его жизни. В России в XIX веке была особенно популярна его "Школа игры на флейте", по которой преподавал. Произведения Поппа прочно вошли в репертуар начинающих флейтистов.

Произведение «Марш лилипутов» вошла в сборник романтических пьес для флейты. Она представляет собой простую трехчастную форму. Первая часть является репризой третьей. Обе части – это веселая, жизнерадостная мелодия на стаккато, которая передает легкое движение лилипутов. Вторая часть носит романтический характер. Это видно и по партии фортепиано, где аккомпанемент построен на арпеджио, и по партии флейты, которая проходит на легато. Написана она в тональности субдоминанты (G dur) к основной тональности пьесы (D Dur).

***

Жили-были лилипуты,

Лилипуты-чудаки.

Ели-пили лилипуты,

Примеряли колпаки.

Ю.Коваля




Содержание:



  1. Пояснительная записка.--------------------------------------------------------1

  2. Программная музыка.----------------------------------------------------------2

  3. М.Магиденко «Петушок»------------------------------------------------------4

  4. В.Ребиков «Лягушка»-----------------------------------------------------------6

  5. А.Караманов «Птички»---------------------------------------------------------8

  6. М.Парцхаладзе Плачет котик»-----------------------------------------------11

  7. С.Сарьян «Кукла спит»----------------------------------------------------------14

  8. М Белавин «Дразнилка»-------------------------------------------------------17

  9. В.Фадеев «Подражание шарманке»----------------------------------------22

  10. Ю.Забутов «Бабушкины ходики»--------------------------------------------26

  11. В.Казенин «Танец старинных кукол»----------------------------------------30

  12. В.Фадеев «Старинная карусель»----------------------------------------------33

  13. В.Попп «Марш лилипутов»-----------------------------------------------------37

1


Просмотр содержимого документа
«2 петушок»

Петушок.



Михаил Яковлевич - советский композитор. В 1940 окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Д. Б. Кабалевского. Как композитор выступает в разных жанра; писал для балалайки, духовых инструментов, оркестра народных инструментов.

Пьеса представляет собой период, состоящий из двух повторяющихся предложений. Мелодия носит веселый, неторопливый характер.

Петушок – любимый персонаж детских песенок и сказок. Вот он важно, неторопливо выхаживает по двору, осматривая свои владения.

***

Важный пёстрый петушок

Гордо носит гребешок.

На заре всегда встаёт,

На работу всех зовёт.

Т. Лаврова



1


Просмотр содержимого документа
«3 лягушка»

Лягушка.

В.Ребиков – русский композитор, принадлежащий к тому поколению композиторов, которые остались почти неизвестными в тени огромных фигур классиков русской музыки. Это—автор десяти опер, двух балетов, множества инструментальных пьес и романсов. Часть его произведений написана для детей.

Пьеса «Лягушка» представляет собой период и состоит из двух предложений. Она носит веселый, легкий характер.

Малыши, гуляя на природе, всегда интересуются этим маленьким существом. Вот она прыгает с одной кочки на другую (прием стаккато). А вот она притаилась, готовится к прыжку (прием легато).

***

Лягушата на пруду

Разыгрались в чехарду.

Через кочки прыг да скок,

Через прутик на песок.

В. Рули



1


Просмотр содержимого документа
«4 Птички»

Птички.







А. Караманов – советский композитор. Ученик В. А. Натансона и Д.Б. Кабалевского. Свое творчество он посвятил симфонической музыке. Но ряд произведений написаны для инструментов симфонического оркестра.

Пьеса представляет собой период, состоящий из двух предложений. Прием стаккато передает неугомонный, легкий, радостный характер птичек.

Наступила весна. Вся природа радуется теплу, солнышку. Птицы поют на все голоса. Вот зачирикали воробьи, оповещая всех, что скоро лето.





***

Чики-рики воробей

Прыгал по дорожке,

И таскал у голубей

Зернышки и крошки.

Чики-рики распевал

Весело и звонко,

Быть повсюду успевал

И дразнил котенка.

Чики-рики упорхнул,

Пересел на ветку,

Покачался, отдохнул –

Улетел в беседку!

Т. Второва









9


Просмотр содержимого документа
«5 Котик плачет»

Плачет котик.











М. Парцхаладзе – советский композитор, народный артист РСФСР (1986), заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1967). Значительное место в творчестве Мераба Парцхаладзе занимает музыка для детей (музыкальные сказки, хоры acapella, песни, инструментальные пьесы).

Пьеса представляет собой период, состоящий из трех предложений. Главная партия построена на повторяющихся просящих мотивчиках, передающих мяуканье котенка.

Не смотря на то, что Котик плачет, музыка светлая. Не так велико горе котенка. У него хорошие хозяева. Может ему просто забыли налить молочка?





***

Дождь идет,

Потоки льются.

Черный кот глядит на блюдце.

В блюдце нету молока,

Смотрит кот на облака:

"Хоть бы раз полил нарочно

С неба в блюдце дождь молочный!"

Шарль Бодлер







1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Сборник программной музыки"

Автор: Жемчугова Елена Михайловна

Дата: 31.05.2015

Номер свидетельства: 216674

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Методическая статья на тему "РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ ХОРЕОГРАФИИ" "
    ["seo_title"] => string(81) "mietodichieskaia-stat-ia-na-tiemu-rol-kontsiertmieistiera-v-klassie-khorieografii"
    ["file_id"] => string(6) "239304"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444754549"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект занятия по речевому развитию «Прекрасная страна слов»"
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt_zaniatiia_po_riechievomu_razvitiiu_priekrasnaia_strana_slov"
    ["file_id"] => string(6) "367545"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481251561"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Мини-центр "Балдаурен" СОШ№42 город Павлодар"
    ["seo_title"] => string(46) "mini_tsientr_baldaurien_sosh42_ghorod_pavlodar"
    ["file_id"] => string(6) "367546"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481251989"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект занятия по речевому развитию «Прекрасная страна слов»"
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt_zaniatiia_po_riechievomu_razvitiiu_priekrasnaia_strana_slov_1"
    ["file_id"] => string(6) "375171"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483468051"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Сборник  загадок  по  лексической  теме  "Животные""
    ["seo_title"] => string(47) "sbornikzaghadokpolieksichieskoitiemiezhivotnyie"
    ["file_id"] => string(6) "258457"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448500933"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства