Пьесы, вошедшие в сборник, предназначены для музыкантов - домристов и рассчитаны для учащихся младших классов. Построены они по принципу возрастания трудностей. Как предисловие, в начале помещено несколько слов об авторе, о самом произведении. Чтобы учащемуся стало легче воспринимать музыку, я попыталась раскрыть образ произведения в своем понимании при помощи рассказов, стихов, иллюстраций.
Просмотр содержимого документа
«1 вступительное слово»
Пояснительная записка.
В 2006 году наша школа стала инициатором создания городского конкурса программной музыки «Звучащий мир». С тех пор прошло три городских фестиваля – конкурса. В каждом из них принимали участие учащиеся моего класса, большинство стали лауреатами, отмечены специальными грамотами жюри. Это послужило поводом для создания данного сборника. Появилось желание собрать, обобщить проделанную работу.
Пьесы, вошедшие в сборник, рассчитаны для учащихся младших классов. Построены они по принципу возрастания трудностей. Как предисловие, в начале помещено несколько слов об авторе, о самом произведении. Чтобы учащемуся стало легче воспринимать музыку, я попыталась раскрыть образ произведения в своем понимании при помощи рассказов, стихов, иллюстраций.
Программная музыка.
Программная музыка, род инструментальной музыки; музыкальное произведения, имеющие словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатленное в ней содержание. Программой может служить заглавие, указывающее, например, на явление действительности, которое имел в виду композитор. Программа раскрывает нечто недоступное для музыкального воплощения и потому не раскрытое самой музыкой; этим она принципиально отличается от любого анализа или описания музыки; придать её музыкальному произведению может только его автор.
Простейший вид программной музыки — картинная программность (музыкальной картины природы, народных празднеств, битв и т.п.). В сюжетно-программных произведениях развитие музыкальных образов в той или иной степени отвечает контурам сюжета, как правило, заимствованного из художественной литературы.
Второй основной вид музыкальной программности - сюжетная программность. Источником сюжетов для программных произв. этого вида служит прежде всего художественная литература. В сюжетно-программном музыкальном произведении развитие музыкальных образов в целом или в частностях отвечает развитию сюжета.
Программность явилась большим завоеванием музыкального искусства, стимулировала поиски новых выразительных средств, способствовала обогащению круга образов музыкальных произведений. П. м. равноправна с музыкой непрограммной и развивается в тесном взаимодействии с ней.
Программная музыка известна с глубокой древности (античная Греция). Среди программных произведений 18 в. — клавесинные миниатюры Ф. Куперена и Ж. Ф. Рамо, "Каприччо на отъезд возлюбленного брата" И. С. Баха. Ряд программных сочинений создан Л. Бетховеном — "Пасторальная симфония", увертюры "Эгмонт", "Кориолан" и др. Расцвет программной музыки в 19 в. во многом связан с романтическим направлением в музыкальном искусстве, провозгласившим лозунг обновления музыки с помощью единения её с поэзией. Среди программных произведений композиторов-романтиков — "Фантастическая симфония" и симфония "Гарольд в Италии" Берлиоза, симфонии "Фауст", "К “Божественной комедии” Данте", симфонические поэмы "Тассо", "Прелюды" и др. Листа. Крупный вклад в программную музыку внесли и русские композиторы-классики. Большой известностью пользуются симфоническая картина "Иванова ночь на Лысой горе" и фортепианный цикл "Картинки с выставки" Мусоргского, симфоническая сюита "Антар" Римского-Корсакова, симфония "Манфред", увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта", фантазия для оркестра "Франческа да Римини" Чайковского и др. Программные сочинения написаны также А. К. Глазуновым, А. К. Лядовым, А. И. Скрябиным, С. В. Рахманиновым и др. Национальные традиции в области П. м. находят своё продолжение и развитие в творчестве советских композиторов — Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича и др.
ru.wikipedia.org›ВикипедиЯ›
Из статьи Ю. Н. Хохлова.
2
Просмотр содержимого документа
«10 стар.куклы»
Просмотр содержимого документа
«11 Веселая карусель.»
Веселая карусель.
Валерий Олегович Фадеев (р. 1946) - петербургский композитор, автор большого количества произведений в разнообразных музыкальных жанрах. Особое место в творчестве композитора занимают сочинения для детей, так как многие годы Валерий Фадеев преподает в музыкальной школе фортепиано и композицию. Духовный мир ребенка ему близок и понятен.
Пьеса «Веселая карусель» - это переложение фортепианных нот для домры. Она имеет простую трехчастную форму, где третья часть является репризой первой. Если крайние части носят веселый, жизнерадостный характер, то средняя часть противоположна им. Это лирическая, легкая мелодия, написанная в миноре.
Любимое развлечение маленьких детей - это карусель. Здесь можно покататься и на олене, и на слоне, и на лошадке. Выбирай, кого хочешь! Всем весело! Но время закончилось, карусель остановилась, и ребятам стало немножко грустно. Но их ждали мамы, папы и новые аттракционы. А на карусель сели другие мальчишки и девчонки. И вновь по кругу побежали олени, слоны, лошадки.
***
Карусели, карусели,
Сели, сели,полетели,
Завертелись, закрутились,
Зажужжали, покатились!
Задрожали, завизжали,
Вместе за руки держались.
Как захватывает дух,
Ух!
Ветер треплет нам кудряшки,
Мы смеемся, как барашки.
Достаем до верхней ветки,
Ветер нам срывает кепки.
Что же, что же вдруг случилось?
Карусель остановилась,
Дети тут другие ждут,
Мы катались пять минут!
А. Кулешова
34
Просмотр содержимого документа
«12 Марш лилипутов»
Просмотр содержимого документа
«2 петушок»
Просмотр содержимого документа
«3 лягушка»
Просмотр содержимого документа
«4 Птички»
Просмотр содержимого документа
«5 Котик плачет»