презентация для урока "Башкирские музыкальные инструменты"
Презентация для урока "Башкирские музыкальные инструменты"
Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно.
Исторически сложилось так, что из всех доступных музыкальных инструментов башкиры отбирали мелодические, а ритмообразующие инструменты редко использовались как солирующие, они только усиливали устои мелодики. Ударным инструментам башкиры отводили второстепенную роль, используя для этих целей бытовые предметы (думбурзяк, киле и др.).
В материальной и духовной культуре башкир значительное место занимают народные музыкальные инструменты, которые развивались наряду с песенным творчеством.
В глубину веков уводят исторические сведения о древнейших инструментах: курае и кубызе, домбре, кыл-кубызе, сорнае, дунгуре и др.
Актуальность обращения к этой теме обусловлена необходимостью познания наследия башкирского народа, потребностью изучения звучания башкирских музыкальных инструментов, истории башкирского народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«презентация для урока "Башкирские музыкальные инструменты"»
Башкирские музыкальные инструменты
Кубыз – щипковый музыкальный инструмент, один из самых древних. Широко распространен у многих народов. У русских он называется варган или зубная губанка , у якутов – хомус ,казахов- шанкобыз ,туркмен- гопуз , немцев- маультроммель . На сегодняшний день сохранились 2 вида кубыза- деревянный и железный
Мастер, прославивший башкирский кубыз всему миру, является музыкант, кураист и кубызист- Роберт Загретдинов. До XX века кубыз был женским и детским инструментом. Собираясь на «аулак», женщины обычно брали с собой кубыз и тайком музицировали на нем. Тихое звучание инструмента давало возможность играть, не привлекая внимания посторонних.
Австрийский город Мольн — одно из наиболее известных в этом плане исторических мест: в начале XIX века изготовление варганов являлось здесь потомственным бизнесом тридцати пяти семейств, в год выпускалось 2,5 миллиона инструментов! На варгане играли в основном представители высших сословий; в ансамбли входило до десяти варганистов.
Разновидности кубызов.
Забор кубыз (ҡойма ҡумыҙ)
Пальцевый кубыз (бармаҡ ҡумыҙ)
долбленный кылкубыз
Колёсный кубыз (Тәгәрмәс ҡумыҙ)
Хлопушка кубыз (шартлатҡыс ҡумыҙ)
Гармонь попала в Башкирию вместе в переселенцами из центральных губерний России во второй половине XIX века. Около 100 лет назад русский исследователь С.Г.Рыбаков впервые увидел в башкирском селе гармонь. Широко распространена гармоника в западном, северо-западном, северо-восточном регионах республики, а также у пермских и мензелинских башкир.
кыл-кубыз – является древним родственником скрипки. Только при игре он не прикладывается к плечу, а ставится на колени вертикально. Кыл-кубыз сегодня редко встречается в музыкальном быту башкир, его заменила скрипка, которую многие пожилые исполнители держат вертикально, подобно старинному прототипу. Кыл-кубыз имел деревянный долбленый корпус, деку из кожи длиной около 600 мл, гриф и 3 струны (средняя являлась ведущей). Смычок был из конского волоса на древке. Изначально звуки кыл-кубыза сопровождали обряд изгнания духов при лечении больных. На нем исполняли также протяжные напевы и ритуальные мелодии. Рядовым людям не разрешалось дотрагиваться до инструмента.
Еще в конце XIX столетия – известный этнограф-музыкант С.Рыбаков писал, что башкиры играют на струнном инструменте, который называется домбра(думбыра), указав, что она заимствована у казахов. Главной отличительной чертой является то,что у казахской две струны, а у башкирской –три.
Согласно многовековой традиции башкиры в качестве ударных использовали бытовые предметы: подносы, ведра, щипцы и др. для аккомпанемента к пению и танцам. Есть единичные случаи использования ударных инструментов, заимствованный у славянских народов, как например, «Думбурзяк» (в некоторых регионах - «Кэбэ») – инструмент, похожий на украинский «Бугай» - бочку с конским хвостом .
Курай - традиционный духовой инструмент. Название он получил от зонтичного растения (курай, дягиль, дудник) с полым стеблем, который шел на его изготовление. …Слушая курай в поле или среди гор, нельзя не почувствовать, что этот инструмент гармонично сливается с природой, словно он ее органическая часть.
Известные кураисты- Юмабай Исянбаев, Карим Дияров, Гата Сулейманов, Ишмулла Дильмухаметов ,Рустам Шарипов и др.
При исполнении гимна Башкортостана звучит тембр курая, а символическое изображение цветка курая входит в эмблему Республики. Это ,пожалуй, единственный случай в мировой практике, где музыкальный инструмент входит в государственную символику
Другие башкирские музыкальные инструменты
Говорящий конь (Һөйлёшеусе ат ҡумыҙ )
Петух (әтәскә ҡарата )
деревянная сигнальная труба
Птица скребок (Ҡош ҡырғыс)
рог барабан
башкирский рожок
Деревянный колокольчик (ағас ҡыңғырау)
Будда к башкирской музыке никакого отношения не имеет. Но интересно, что он играет сразу на двух кубызах: тимер-кубызе и кыл-кубызе