Тема урока: Пещера Шульган-Таш – уникальный памятник природы.
Цель урока:
1. Образовательные: - расширить представление о природных богатствах края через знакомство с пещерой Шульган-Таш; - сформировать у учащихся элементарные представления о достопримечательностях республики Башкортостан;
2. Развивающиеся: - развивать мышление, обогащать словарный запас;
3. Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к природе родного края, вызвать восхищение красотой природы Бурзянского района Республики Башкортостан.
Тип урока: урок введения нового знания.
Оборудование: презентация, кроссворд, логико-смысловая схема, картины.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Здравствуйте, садитесь.
- Сегодня урок истории и культуры Башкортостана буду вести я. Меня зовут Розалия Ахметовна.
- Ребята, на уроке за правильные ответы вы получите цветные жетоны, в конце урока оценим, кто как работал.
- Повторение.
- Сейчас мы с вами повторим то, что вы изучали на прошлых уроках, для этого необходимо разгадать кроссворд.
Вопросы кроссворда. (слайд каждое слово появляется отдельно)
- Хвойное дерево. (пихта)
- Отгадайте загадку «Рыжий маленький зверек, Под деревьями прыг да скок,
Он живет не на земле, А на дереве в дупле. ( белка)
- Ребята, вы познакомились с особенностями всех видов сказок. Попробуйте, по отрывку из сказки узнать о ком или о чем идет речь. «Сын взял санки и пошел на базар. С базара люди начали расходиться. Тут появился старик – он вел на поводу кого? (щенка).
- Что занимает около 40% территории нашего края? (леса)
- Жилище башкир. (юрта)
- Башкирский народный музыкальный инструмент. (курай)
- Ребята, какое ключевое слово получилось? (показ слайда готовый кроссворд).
- У вас на партах толковый словарь русского языка. Выясним значение слова ПЕЩЕРА в словаре.
Что такое пещера? Найдите значение этого слова.
(Пещера – находящееся под землей или внутри горного массива углубление, полое пространство с выходом наружу).
Значит, пещера находится под землей, в горах с выходом наружу.
- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о пещере).
III. Работа над темой.
- Вступительное слово учителя.
- Природа Башкортостана очень красива и разнообразна. Какими только богатствами не наградила природа этот край. Поэты в стихах, композиторы в музыкальных произведениях, художники в своих картинах воспевали красоту своей родины.
- Сегодня мы с вами познакомимся с природным памятником пещерой Шульган-Таш (Капова). Откройте тетради, запишите число и тему урока.
( Пещера Шульган-Таш – уникальный памятник природы).
- Объяснение нового материала.
- Ребята, как вы понимаете слово природный памятник? (Памятники, которые созданы природой. Они охраняются государством, их надо беречь.)
- Сегодня на уроке мы с вами составим схему ознакомления с пещерой Шульган-Таш.
( На доске карточка с записью ПЕЩЕРА ШУЛЬГАН-ТАШ ).
- -Сейчас нам надо разгадать тайну этого слова, в чем заключается значение этого слова. Шульган-Таш происходит из башкирского языка. «ТАШ» в переводе означает «КАМЕНЬ». ШУЛЬГАН – эта река рядом со входом в пещеру, впадающая в Агидель.
- О происхождении названия КАПОВА существует несколько вариантов. Первый– от звука капели (капать), а второй – от слова капище (храм). (На доске карточка ШУЛЬГАН (река) ТАШ (камень) КАПОВА ( капели).
- А где, находится эта пещера?
Шульган-Таш являются самым значительным памятником природы. Она находится в одном из красивых уголков нашего края, на территории Башкирского заповедника в Бурзянском районе РБ.
( на доске карточке БУРЗЯНСКИЙ РАЙОН РБ)- запись в тетради.
На карте РБ показываю место расположения Бурзянского района .
- А когда нашли, узнали об этой пещере?
Первые письменные упоминания об этой пещере говорится в сочинении русского путешественника и географа Петр Иванович Рычкова «Описание пещеры, находящийся при реке Белой» в 1760 году. Он писал, что пещера Шульган-Таш из всех пещер, находящихся в Башкирии считается самой почитаемой , т.е. уважаемой. Но, до 60-х годов XX века пещера Шульган-Таш не привлекала к себе особого внимания. В 1959 году пещеру осматривал биолог Александр Владимирович Рюмин. Он тщательно исследовал все доступные и недоступные уголки этой пещеры. Нашел уникальные рисунки на стенах пещеры.
(на доске карточка с записью П.И.Рычков -1760г. А.В.Рюмин – 1959г.)
- А теперь мы свами отдохнём проведем физминутку. Посмотрите на экран будете читать и сразу выполнять эти движения.
(СЛАЙД)
ФИЗМИНУТКА
Раз подняться, подтянутся,
Два согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка
На четыре - ноги шире,
Пять - руками помахать
Шесть за стол тихонько сесть.
- –А сейчас, мы узнаем, чем знаменита, уникальна эта пещера?
-Пещера Шульган-Таш известна благодаря наскальным рисункам первобытного человека. Вот этим она и привлекла к себе людей. Рисунки были открыты Александр Рюминым, биологом заповедника. Это- рисунки мамонтов , носорогов, диких лошадей и различных знаков.
(СЛАЙД наскальными рисунками)
Они выполнены красной охрой растворенной в животном жире. (Охра - минеральная краска желтого или красного цвета).
В пещере несколько этажей. Сейчас, второй этаж, где находится наскальные рисунки, закрыт для посещений. Копии этих рисунков расположены на верхних этажах. В пещере более 100 подземных дорог, около 15 залов, река Шульган и Голубое озеро. Вода в озере очень холодная и непригодна для питья. Вход в пещеру представляет собой огромную арку высотой около 30 метров. Имеется зал сталагмитов и сталактитов.
- Ребята, найдите в словаре значение этих слов. (Сталагмиты-капли, падающие с потолка, сталактиты – просачивающиеся капли)
(СЛАЙД с этими каплями).
Таких уникальных пещер в мире три: пещера Альтамир в Испании, пещера Ласко во Франции и в Башкортостане – Шульган-Таш.
(на доске карточка Наскальные рисунки, сталагмиты, сталактиты)
- Пещера Шульган-Таш ежегодно привлекает тысячи туристов из разных уголков нашей страны. В 1965 году пещера Шульган-Таш получила статус памятник природы. В наше время это очень важный и дорогой природный памятник. Но эту красоту может увидеть тот человек, кто умеет любить природу.
Без природы в мире людям,
Даже дня прожить нельзя.
Так давайте к ней мы буде
Относиться, как друзья.
(на доске карточка 1965 год - статус памятник природы)
(СЛАЙД - готовая логико - смысловая схема)
- Посмотрите все на экран, вот такая схема получилась. Такие схемы вы получите домой.
IV. Закрепление и обобщение.
- А теперь, обобщим все сказанное при помощи слайдов.
(Показываю презентацию «ШУЛЬГАН-ТАШ (КАПОВА ПЕЩЕРА))
- Вы послушали, посмотрели, подумали, теперь скажите, что нового открыли, узнали для себя сегодня на уроке?
V. Оценивание.
- Ребята, сосчитайте у кого сколько жетонов?
VI. Домашнее задание.
Пользуясь этой схемой и статьей в учебнике на с.35-38 письменно ответить на вопросы.
(обучающиеся получают вопросы и схемы).
- Что означает слово пещера?
- Где находится пещера Шульган-Таш?
- Кто открыл эту пещеру?
- Что интересного в этой пещере?
- В каком году пещера получила статус памятник природы?