kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по истории и культуры Башкортостана "Пещера Шульган-Таш - уникальный памятник природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Пещера Шульган-Таш – уникальный памятник природы.

 

Цель урока:

 1. Образовательные: -  расширить представление о природных богатствах края через знакомство с пещерой Шульган-Таш; - сформировать у учащихся элементарные представления о достопримечательностях республики Башкортостан;

2. Развивающиеся: - развивать мышление, обогащать словарный запас;

3. Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к природе родного края, вызвать восхищение красотой природы Бурзянского района Республики Башкортостан.

Тип урока: урок введения нового знания.

 

Оборудование: презентация, кроссворд, логико-смысловая схема, картины.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

 

- Здравствуйте, садитесь.

- Сегодня урок истории и культуры Башкортостана буду вести я. Меня зовут Розалия Ахметовна.

- Ребята, на уроке за правильные ответы вы  получите цветные жетоны, в конце урока оценим, кто как работал.

 

  1. Повторение.

 

- Сейчас мы с вами повторим то, что вы изучали на прошлых уроках, для этого необходимо разгадать кроссворд.

 

Вопросы кроссворда.  (слайд каждое слово появляется отдельно)

 

  1. Хвойное дерево. (пихта)
  2. Отгадайте загадку «Рыжий маленький зверек, Под деревьями прыг да скок,

                                        Он живет не на земле, А на дереве в дупле. ( белка)

  1. Ребята, вы познакомились с особенностями всех видов сказок. Попробуйте, по отрывку из сказки узнать о ком или о чем идет речь. «Сын взял санки и пошел на базар. С базара люди начали расходиться. Тут появился старик – он вел на  поводу кого? (щенка).
  2. Что занимает около 40% территории нашего края? (леса)
  3. Жилище башкир. (юрта)
  4. Башкирский народный музыкальный инструмент. (курай)

 

- Ребята, какое ключевое слово получилось?  (показ слайда готовый кроссворд).

- У вас на партах толковый словарь русского языка. Выясним значение слова ПЕЩЕРА в словаре.

Что такое пещера?  Найдите значение этого слова.

(Пещера – находящееся под землей или внутри горного массива углубление, полое пространство с выходом наружу).

Значит, пещера находится под землей, в горах с выходом наружу.

 

- Ребята, как вы думаете,  о чем мы будем говорить на уроке? (о пещере).

 

III. Работа над темой.

 

  1. Вступительное слово учителя.

 

- Природа Башкортостана очень красива и разнообразна. Какими только богатствами  не наградила природа этот край. Поэты в стихах, композиторы в музыкальных произведениях, художники в своих картинах воспевали красоту своей родины.

- Сегодня мы с вами познакомимся с природным памятником пещерой Шульган-Таш (Капова). Откройте тетради, запишите число и тему урока.

 ( Пещера Шульган-Таш – уникальный памятник природы).

 

  1. Объяснение нового материала.

 

- Ребята, как вы понимаете слово природный памятник?         (Памятники, которые созданы природой. Они охраняются государством, их надо беречь.)

                     

- Сегодня на уроке мы с вами составим схему ознакомления с пещерой Шульган-Таш.

( На доске карточка с записью ПЕЩЕРА  ШУЛЬГАН-ТАШ ).

 

  1. -Сейчас нам надо разгадать тайну этого слова, в чем заключается значение этого слова. Шульган-Таш  происходит из башкирского языка.  «ТАШ» в переводе означает «КАМЕНЬ». ШУЛЬГАН – эта река рядом со входом в пещеру, впадающая в Агидель.  
  2. О происхождении названия КАПОВА существует несколько вариантов. Первый– от звука капели (капать), а второй – от слова капище (храм). (На доске карточка ШУЛЬГАН (река) ТАШ (камень) КАПОВА ( капели).

 

- А где, находится эта пещера?

     Шульган-Таш являются самым значительным памятником природы. Она находится в одном из красивых уголков нашего  края, на территории Башкирского заповедника в Бурзянском районе РБ.

( на доске карточке БУРЗЯНСКИЙ РАЙОН РБ)- запись в тетради.

 

На карте РБ  показываю место расположения Бурзянского района .

 

  1. А когда нашли, узнали об этой пещере?

 

     Первые письменные упоминания об этой пещере говорится в сочинении русского путешественника и географа Петр Иванович Рычкова «Описание пещеры, находящийся при реке Белой» в 1760 году. Он писал, что пещера Шульган-Таш из всех пещер, находящихся в Башкирии считается самой почитаемой , т.е. уважаемой.   Но, до  60-х годов XX века пещера Шульган-Таш не привлекала к себе особого внимания. В 1959 году пещеру осматривал биолог Александр Владимирович  Рюмин. Он тщательно исследовал все доступные и недоступные уголки этой пещеры. Нашел уникальные рисунки на стенах пещеры.

(на доске карточка с записью П.И.Рычков -1760г.  А.В.Рюмин – 1959г.)

 

- А теперь мы свами отдохнём проведем физминутку.  Посмотрите на экран будете читать и сразу выполнять эти движения.

 

(СЛАЙД)

ФИЗМИНУТКА

Раз подняться, подтянутся,

Два согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка

На четыре - ноги шире,

Пять - руками помахать

Шесть за стол тихонько сесть.

 

  1. –А сейчас, мы узнаем, чем знаменита, уникальна эта пещера?

 -Пещера Шульган-Таш известна благодаря наскальным  рисункам первобытного человека. Вот этим она и привлекла к себе людей. Рисунки были открыты Александр Рюминым, биологом заповедника. Это- рисунки мамонтов , носорогов, диких лошадей и различных знаков.

(СЛАЙД наскальными рисунками)

 

 Они выполнены красной охрой растворенной в животном жире.  (Охра - минеральная краска желтого или красного цвета).

В пещере несколько этажей. Сейчас, второй этаж, где находится наскальные рисунки, закрыт для посещений. Копии этих рисунков расположены на верхних этажах. В пещере более 100 подземных дорог, около 15 залов, река Шульган и Голубое озеро. Вода в озере очень холодная и непригодна  для питья. Вход в пещеру представляет собой огромную арку высотой около 30 метров. Имеется зал сталагмитов и сталактитов.

-  Ребята, найдите в словаре значение этих слов.  (Сталагмиты-капли, падающие с потолка, сталактиты – просачивающиеся капли) 

(СЛАЙД с этими каплями).

 

Таких уникальных пещер в мире три: пещера Альтамир в Испании, пещера Ласко  во Франции и в Башкортостане – Шульган-Таш.

(на доске карточка  Наскальные рисунки, сталагмиты, сталактиты)  

 

 

  1. Пещера Шульган-Таш ежегодно привлекает тысячи туристов из разных уголков нашей страны. В 1965 году пещера  Шульган-Таш получила статус памятник природы. В  наше время это очень важный и дорогой природный памятник. Но эту красоту может увидеть тот человек,  кто умеет любить природу.

Без природы в мире людям,

Даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы буде

Относиться, как друзья.

 

(на доске карточка 1965 год - статус памятник природы)

 

(СЛАЙД - готовая логико - смысловая схема)

- Посмотрите все на экран, вот такая схема получилась. Такие схемы вы получите домой.

 

IV. Закрепление и обобщение.

 

- А теперь, обобщим все сказанное при помощи слайдов.

 (Показываю презентацию «ШУЛЬГАН-ТАШ (КАПОВА ПЕЩЕРА))

 

- Вы послушали, посмотрели, подумали, теперь скажите, что нового открыли, узнали для себя сегодня на уроке?

V. Оценивание.

- Ребята, сосчитайте у кого сколько жетонов?

VI. Домашнее задание.

Пользуясь этой схемой и статьей в учебнике на с.35-38 письменно ответить на вопросы.

(обучающиеся получают вопросы и схемы).

  1. Что означает слово пещера?
  2. Где находится пещера Шульган-Таш?
  3. Кто открыл эту пещеру?
  4. Что интересного в этой пещере?
  5. В каком году пещера получила статус памятник природы?

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории и культуры Башкортостана "Пещера Шульган-Таш - уникальный памятник природы" »

6


Тема урока: Пещера Шульган-Таш – уникальный памятник природы.


Цель урока:

1. Образовательные: - расширить представление о природных богатствах края через знакомство с пещерой Шульган-Таш; - сформировать у учащихся элементарные представления о достопримечательностях республики Башкортостан;

2. Развивающиеся: - развивать мышление, обогащать словарный запас;

3. Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к природе родного края, вызвать восхищение красотой природы Бурзянского района Республики Башкортостан.

Тип урока: урок введения нового знания.


Оборудование: презентация, кроссворд, логико-смысловая схема, картины.


Ход урока.

  1. Организационный момент.


- Здравствуйте, садитесь.

- Сегодня урок истории и культуры Башкортостана буду вести я. Меня зовут Розалия Ахметовна.

- Ребята, на уроке за правильные ответы вы получите цветные жетоны, в конце урока оценим, кто как работал.


  1. Повторение.


- Сейчас мы с вами повторим то, что вы изучали на прошлых уроках, для этого необходимо разгадать кроссворд.


Вопросы кроссворда. (слайд каждое слово появляется отдельно)


  1. Хвойное дерево. (пихта)

  2. Отгадайте загадку «Рыжий маленький зверек, Под деревьями прыг да скок,

Он живет не на земле, А на дереве в дупле. ( белка)

  1. Ребята, вы познакомились с особенностями всех видов сказок. Попробуйте, по отрывку из сказки узнать о ком или о чем идет речь. «Сын взял санки и пошел на базар. С базара люди начали расходиться. Тут появился старик – он вел на поводу кого? (щенка).

  2. Что занимает около 40% территории нашего края? (леса)

  3. Жилище башкир. (юрта)

  4. Башкирский народный музыкальный инструмент. (курай)


- Ребята, какое ключевое слово получилось? (показ слайда готовый кроссворд).

- У вас на партах толковый словарь русского языка. Выясним значение слова ПЕЩЕРА в словаре.

Что такое пещера? Найдите значение этого слова.

(Пещера – находящееся под землей или внутри горного массива углубление, полое пространство с выходом наружу).

Значит, пещера находится под землей, в горах с выходом наружу.


- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о пещере).


III. Работа над темой.


  1. Вступительное слово учителя.


- Природа Башкортостана очень красива и разнообразна. Какими только богатствами не наградила природа этот край. Поэты в стихах, композиторы в музыкальных произведениях, художники в своих картинах воспевали красоту своей родины.

- Сегодня мы с вами познакомимся с природным памятником пещерой Шульган-Таш (Капова). Откройте тетради, запишите число и тему урока.

( Пещера Шульган-Таш – уникальный памятник природы).


  1. Объяснение нового материала.


- Ребята, как вы понимаете слово природный памятник? (Памятники, которые созданы природой. Они охраняются государством, их надо беречь.)

- Сегодня на уроке мы с вами составим схему ознакомления с пещерой Шульган-Таш.

( На доске карточка с записью ПЕЩЕРА ШУЛЬГАН-ТАШ ).


  1. -Сейчас нам надо разгадать тайну этого слова, в чем заключается значение этого слова. Шульган-Таш происходит из башкирского языка. «ТАШ» в переводе означает «КАМЕНЬ». ШУЛЬГАН – эта река рядом со входом в пещеру, впадающая в Агидель.

  2. О происхождении названия КАПОВА существует несколько вариантов. Первый– от звука капели (капать), а второй – от слова капище (храм). (На доске карточка ШУЛЬГАН (река) ТАШ (камень) КАПОВА ( капели).


- А где, находится эта пещера?

Шульган-Таш являются самым значительным памятником природы. Она находится в одном из красивых уголков нашего края, на территории Башкирского заповедника в Бурзянском районе РБ.

( на доске карточке БУРЗЯНСКИЙ РАЙОН РБ)- запись в тетради.


На карте РБ показываю место расположения Бурзянского района .


  1. А когда нашли, узнали об этой пещере?


Первые письменные упоминания об этой пещере говорится в сочинении русского путешественника и географа Петр Иванович Рычкова «Описание пещеры, находящийся при реке Белой» в 1760 году. Он писал, что пещера Шульган-Таш из всех пещер, находящихся в Башкирии считается самой почитаемой , т.е. уважаемой. Но, до 60-х годов XX века пещера Шульган-Таш не привлекала к себе особого внимания. В 1959 году пещеру осматривал биолог Александр Владимирович Рюмин. Он тщательно исследовал все доступные и недоступные уголки этой пещеры. Нашел уникальные рисунки на стенах пещеры.

(на доске карточка с записью П.И.Рычков -1760г. А.В.Рюмин – 1959г.)


- А теперь мы свами отдохнём проведем физминутку. Посмотрите на экран будете читать и сразу выполнять эти движения.


(СЛАЙД)

ФИЗМИНУТКА

Раз подняться, подтянутся,

Два согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка

На четыре - ноги шире,

Пять - руками помахать

Шесть за стол тихонько сесть.


  1. –А сейчас, мы узнаем, чем знаменита, уникальна эта пещера?

-Пещера Шульган-Таш известна благодаря наскальным рисункам первобытного человека. Вот этим она и привлекла к себе людей. Рисунки были открыты Александр Рюминым, биологом заповедника. Это- рисунки мамонтов , носорогов, диких лошадей и различных знаков.

(СЛАЙД наскальными рисунками)


Они выполнены красной охрой растворенной в животном жире. (Охра - минеральная краска желтого или красного цвета).

В пещере несколько этажей. Сейчас, второй этаж, где находится наскальные рисунки, закрыт для посещений. Копии этих рисунков расположены на верхних этажах. В пещере более 100 подземных дорог, около 15 залов, река Шульган и Голубое озеро. Вода в озере очень холодная и непригодна для питья. Вход в пещеру представляет собой огромную арку высотой около 30 метров. Имеется зал сталагмитов и сталактитов.

- Ребята, найдите в словаре значение этих слов. (Сталагмиты-капли, падающие с потолка, сталактиты – просачивающиеся капли)

(СЛАЙД с этими каплями).


Таких уникальных пещер в мире три: пещера Альтамир в Испании, пещера Ласко во Франции и в Башкортостане – Шульган-Таш.

(на доске карточка Наскальные рисунки, сталагмиты, сталактиты)



  1. Пещера Шульган-Таш ежегодно привлекает тысячи туристов из разных уголков нашей страны. В 1965 году пещера Шульган-Таш получила статус памятник природы. В наше время это очень важный и дорогой природный памятник. Но эту красоту может увидеть тот человек, кто умеет любить природу.

Без природы в мире людям,

Даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы буде

Относиться, как друзья.


(на доске карточка 1965 год - статус памятник природы)


(СЛАЙД - готовая логико - смысловая схема)

- Посмотрите все на экран, вот такая схема получилась. Такие схемы вы получите домой.


IV. Закрепление и обобщение.


- А теперь, обобщим все сказанное при помощи слайдов.

(Показываю презентацию «ШУЛЬГАН-ТАШ (КАПОВА ПЕЩЕРА))


- Вы послушали, посмотрели, подумали, теперь скажите, что нового открыли, узнали для себя сегодня на уроке?

V. Оценивание.

- Ребята, сосчитайте у кого сколько жетонов?

VI. Домашнее задание.

Пользуясь этой схемой и статьей в учебнике на с.35-38 письменно ответить на вопросы.

(обучающиеся получают вопросы и схемы).

  1. Что означает слово пещера?

  2. Где находится пещера Шульган-Таш?

  3. Кто открыл эту пещеру?

  4. Что интересного в этой пещере?

  5. В каком году пещера получила статус памятник природы?







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шагиева Розалия Ахметзадовна

Дата: 15.01.2015

Номер свидетельства: 155531


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства