Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку музыки 5 класс "Что за прелесть эти сказки"»
Композиторы часто создают свои инструментальные произведения, обращаясь к литературным источникам. Эти произведения называют программной музыкой .
Они нередко имеют название литературного произведения или сопровождаются словесной программой, которая раскрывает их содержание.
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич(1844-1908)
Русский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Член «Могучей кучки».
Живописно-изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта; немаловажна роль и образов Востока.
Римский-Корсаков — мастер инструментовки, новатор гармонии.
15 опер (эпические, сказочные, историко-бытовые), в том числе «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже...» (1904), «Золотой петушок» (1907) и др.
«Испанское каприччио» (1887), «Шехеразада» (1888) и другие сочинения для оркестра, романсы, обработки русских народных песен. Завершил ряд произведений М.П. Мусоргского, А.П. Бородина.
Профессор Петербургской консерватории (с 1871), директор Бесплатной музыкальной школы, руководитель Беляевского кружка.
Глава композиторской школы.
Русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков сочинил симфоническую сюиту « Шехеразада » по мотивам известных арабских сказок « Тысяча и одна ночь ».
Сюита
музыкальное произведение,
состоящее из
самостоятельных пьес,
объединённых общим замыслом.
«Тысяча и одна ночь»
Султан Шахриар, убеждённый в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён, но султанша Шехерезада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая ему их на протяжении тысячи и одной ночи, так что пробуждаемый любопытством Шахриар постоянно откладывал её казнь и наконец совершенно оставил своё намерение.
Сюита «Шехерезада» состоит из 4х частей ,
каждая имеет своё название
"I часть - "Море и Синдбадов корабль"
Две темы в её вступлении- грозная тема Шахриара
и тема солирующей скрипки – Шехеразады
II часть - "Рассказ Царевича Календера" –
это повествование о битвах и скачках,
рассказ о чудесах Востока. В музыке проходит
тема Шахерезады – как напоминание о рассказчице.
III часть - "Царевич и царевна ",
построенная на двух восточных темах,
очень танцевальна. В середине вновь
солирующая скрипка напоминает нам о Шахеразаде.
IV часть объединяет две контрастные картины –
" Праздник в Багдаде " и "Корабль, разбивающийся
о скалу".
Тема Шахриара исполняется в унисондеревянными духовыми инструментами.
Она рисует образ сильного и властного султана, могучего владыки своего государства, который свободно распоряжается жизнью и смертью своих поданных.
Тема Шехеразады исполняется певучей скрипкой соло. Она нежная и томная, в ней слышится волшебство арабской ночи, чарующий голос молодой рассказчицы и восточный колорит дивных восточных повествований.
Все сказки, которые рассказывала султану Шахерезада, исподволь учили добру, правде, честности и любви.
Это стало главным лекарством для душевной болезни Шахрияра, а когда на Багдад напал его брат, участие в бою полностью излечило султана и вернуло ему потерянную радость к жизни. После победы он во всеуслышание заявил о своей жене, как о его самом близком и самом любимом существе, а славных двое ребятишек через несколько лет с увлечением слушали вместе с отцом все новые и новые сказки Шахерезады.
Симфонический оркестр
Итог урока
С каким музыкальным жанром мы сегодня познакомились?
/Сюита
С музыкой какого композитора мы сегодня познакомились?