Урок-конспект.
Учитель. Панова Любовь Николаевна МАОУ »СОШ121»
г. Верещагино Пермский край
Учебный предмет. Музыка УМК »Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева
Класс . 4
Тип урока .Усвоение новых знаний.
Цель: познакомить учащихся с музыкальными образами пушкинской сказки в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Задачи: познакомить учащихся с музыкой русского композитора- сказочника Н.А. Римского-Корсакова;
Развивать интерес к искусству, ритмический слух, вокально-хоровые навыки и умения;
Воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке.
Технологии и методы: игровая технология;
наглядно - слуховая , слушание музыки,
исполнение песен;
словесный , беседа;
создание проблемы, поиск ситуации.
Основные понятия: средства выразительности .
Оборудование: мультимедийная презентация, магнитофон, рисунки, наглядность, таблица ,музыкальные инструменты(бубен, ложки, металлофон).
Ход урока.
1 этап. Организационный. Создание рабочего настроения на уроке.
2этап. Постановка цели. На экране слайд №1 с заданием. Учитель предлагает сгруппировать слова и соотнести с правильным результатом. Предлагаю просмотр видеоролика (эпизоды из разных сказок).
-О каком литературном жанре пойдет речь на уроке?
Учитель заслушивает ответы учащихся, обобщает формулировки, цели и задачи урока, предложенные учащимися.
3этап Организационно – деятельностный.
Учащиеся поделены на группы. Идет прослушивание фрагментов из оперы Н.А.Римского – Корсакова» Сказка о царе Салтане «
Звучат три чуда:
«Белочка» , «33богатыря», «Царевна Лебедь».
Дети применяют средства выразительности к услышанной музыке . Слайд№2 Выясняем с детьми что тема белочки у композитора звучит в исполнении оркестра, с украшениями, присвистывает инструмент флейта. Белочка не только грызет орешки , но и поет русскую народную песню» Во саду ли , во городе». Учащиеся исполняют песню, используя народные инструменты.
Слайд 3 Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег крутой …
Предлагается детям придумать ритмический рисунок к образу богатырей. Дети пробуют промаршеровать в данном ритме.
Слайд 4 Учитель читает отрывок из сказки Пушкина и предлагает проанализировать.
За морем царевна есть
Что не можно глаз отвесть ,
Днем свет божий затмевает
Ночью землю освещает…
Учитель предлагает с помощью средств выразительности сочинить мелодию и пропеть. Идет прослушивание музыкального фрагмента из оперы композитора Римского- Корсакова» Царевна Лебедь». После анализа фрагмента приходим к выводу, что стихи А.С.Пушкина необычайно музыкальные.
Слайд4 Иллюстрация дуба .Обращаемся к поэме А.С.Пушкина « Руслан и Людмила» и находим строчки где кот любил не только сказки рассказывать, но и петь песни. Идет исполнение попевки «У лукоморья».
4 этап Домашнее задание. Дети демонстрируют рисунки к чуду»Царевна Лебедь», к сказкам А.С.Пушкина, карточки с названиями стихов А.С.Пушкина. 5 этап Рефлексия. Учащиеся осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цель и результат.
-Чудо бывает не только в сказах, но и в жизни.
Учитель показывает шкатулку.
-Отгадайте кто из героев приготовил нам сюрприз? (белочка)
Учитель угощает детей орешками.