Урок по ИЗО в 5 классе «Что за прелесть эти сказки», с применением технологии ТРИЗ.
Цель: закрепить знания учащихся на практике, тренировать внимание, уметь видеть ресурсы решения проблем, применить технологию ТРИЗ.
Задачи:
образовательные: учить применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с различными изо материалами; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения,вычленять проблемы. воспитательные: вовлечь учащихся в активную деятельность; формировать гуманные качества личности учащихся; совершенствовать навыки общения. развивающие: развивать творческие способности, фантазию детей, познавательный интерес к окружающей жизни, прививать интерес к предмету, развивать образное мышление, речь, память.
План урока.
1.Организационная часть.
2.Актуализация ранее полученных знаний.
3.Сообщение проблемы и поиск ее решения. Применение технологии ТРИЗ
4. Практическая деятельность учащихся.
5. Итог урока.
6. Домашнее задание.
Ход урока.
1.Организационная часть.
-Здравствуйте ребята, я очень рада вас всех видеть, надеюсь, что сегодняшний урок будет интересным и увлекательным. Проверьте готовность к уроку. Все ли изоматериалы приготовлены для работы?
2. Актуализация ранее полученных знаний.
Учитель: В мире много разных сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди,
Сказка в двери постучится –
Скажем гостье: «Заходи».
-Любите ли вы сказки? Я знаю, на уроке литературы вы знакомились с творчеством А.С.Пушкина и в частности с его сказками, но сначала ответьте мне на некоторые вопросы:
- Где и когда родился А.С.Пушкин ? (6 июня 1799 г. В г. Москве)
- От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? ( от няни Арины Родионовны)
- На каком языке сначала А.С.Пушкин писал стихи? (на французском)
- Только лишь, учась в лицее, Пушкин начал писать стихи на русском языке. Многие сказки и песни своей няни Пушкин пересказал в своих стихах.
-А вы знаете сколько всего сказок написал А.С. Пушкин? (6, одну не закончил)
-Назовите сказки.
1. «Сказка о рыбаке и рыбке»
2. «Сказка о царе Салтане…»
3. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
4. «Сказка о золотом петушке»
5. «Сказка о попе и его работнике Балде»
6. «Сказка о Медведихе»
3. Сообщение проблемы и поиск ее решения. Применение технологии ТРИЗ
Учитель:
-Молодцы ребята, сейчас вы попробуете свои силы в литературной разминке. (Презентация)
-Поговорим об этой сказке более подробно, потому что дальше будет для вас очень необычное задание. (Презентация-продолжение)
Викторина по сказке о золотой рыбке. Какое желание последним было у старухи? (ответы детей). Как же закончилась сказка? (ответы детей).
- Вот, сколько чудес, превращений и желаний исполняла одна маленькая рыбка. Ребята, а вы знаете сказочные чудеса, назовите их. (Слайд № ) (дети называют: ковер-самолет, волшебная лампа, сапоги-скороходы и тд. ).
- А так как в сказках большое количество разных чудесных предметов, я предлагаю вам пересочинить нашу сказку и перейти к следующему этапу нашего урока- «Старая-новая сказка». (учитель читает сказку с начала, но переделывает некоторые события ….воротился старик к синему морю, а моря то и нет, высохло…) Ребята начинают решать сказочную задачу. (Учитель задает наводящие вопросы: что может помочь старику исполнить желание старухи, может он что-то нашел среди камней, а может ему море и не нужно совсем…
Ученики выдвигают множество версий, и каждый отстаивает свою, кто-то предложил, что старик нашел среди камней лампу, кто-то хочет, чтобы старик полетел на ковре-самолете к другому морю и тд.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Рано утром все мы встанем,
Руки вверх с тобой потянем,
Сделаем по три наклона
Вправо, влево, прямо, снова
Пошагаем мы на месте,
Улыбнёмся друзьям вместе,
Раз - присядем, два – присядем
И на стул тихонько сядем.
4. Практическая деятельность.
Учитель:
- Вот и пришли ребята к единому мнению, и у нас получилась очень интересная сказка, давайте ее проиллюстрируем как настоящие художники-иллюстраторы. Вы подумайте, какими изоматериалами вы будете работать, в какой технике, что вам для этого понадобиться, приготовьте свое рабочее место и за работу. Во время работы звучит музыка «Времена года»
5. Итог урока.
Учитель:
- Понравилось ли вам решать сказочные задачи, что было самым сложным для вас, что самым интересным? Оцените наш урок вот такими фигурками они лежат у вас на столе. (смайлики: грустные, улыбающиеся и безразличные)
Домашнее задание: придумайте окончание сказки «Курочка Ряба»