kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыкотерапия или воздействие музыки на организм человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

виды музыкотерапии. Влияние музыки на организм человека

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыкотерапия или воздействие музыки на организм человека.»

Музыкотерапия


Музыка может вызвать различные состояния — от ностальгии, печали или жалости к себе до необыкновенной концентрации сознания, транса и вдохновения. В XX веке психологи подметили феномен воздействия музыки на человека, изучили его и взяли на вооружение.
То, что музыка — это не просто набор звуков, пусть даже подчас весьма приятных, подметил еще Платон в IV веке до н. э. Он твердил своим ученикам: «Музыка — самое мощное средство для просветления, потому что в душе человека живут ритм и мелодия. Музыка может обогатить ее, дополнить, дать ей блаженство и озарение».
Платон был прав, но, как выразился один из его близких друзей, истина дороже: после долгого изучения феномена музыкотерапии ученые пришли к выводу, что музыка обладает огромным влиянием не только на психику человека, но и на весь организм в целом. Дело в том, что человеческое тело само по себе является своего рода оркестром. Циркуляция крови, биение сердца, движение воздуха в легких, не говоря уже о пищеварительных процессах, — любая деятельность организма имеет свое уникальное звучание и ритм. Более того, наш организм играет не только свою музыку, но и взаимодействует с теми звуками, что слышит извне. Если внешнее звучание совпадает с внутренним, мы ощущаем гармонию, если же музыка чересчур агрессивна, это может расстроить и работу нашего биооркестра: спровоцировать сердечный или мышечный спазм, нарушить деятельность мозга, вызвать сильнейший стресс.
Японский исследователь Масару Эмото, автор нашумевшей книги «Послание воды», доказал, что структура воды меняется в зависимости от того, какую именно музыку она «слышит» (и не только музыку, но и речь, например). Доктору Эмото даже удалось сделать серию снимков кристаллов замороженной воды (которые и принесли ему всемирную популярность). Он заметил, что самые красивые и гармоничные формы вода принимает под звучание классической музыки, под пение мантр и молитв. А если на нее обрушить оглушительный рок или, например, звукоряд агрессивных криков разъяренных воинов-масаев, в этом случае кристаллы воды принимают хаотичный, скукоженный вид, словно хрупкую безупречную тончайшую форму грубо смяли в кулаке. Почему речь зашла о воде? Все просто, ведь клетки человеческого организма, как известно, на 60-80% состоят из молекул воды.
Другой ученый, француз Фабьен Маман, пошел чуть дальше: он не только наблюдал, как звук (прежде всего музыка) воздействует на клетки организма, но и разработал особую музыкально-терапевтическую технику. Он устанавливает камертоны на биологически активные зоны (которые взял из акупунктуры). Звуковая волна, проходя сквозь ткани и органы человека, в прямом смысле слова настраивает их на определенную частоту и тем самым заставляет самоисцеляться.
Интересно, что именно нервные клетки первыми реагируют на звуки, которые мы слышим. Поэтому, например, медленная, текучая мелодия помогает нам быстро успокоиться и даже уснуть, а ритмичная и «бойкая» композиция незаменима по утрам, когда необходимо взбодриться и прийти в тонус.
Психолог Говард Гарднер (Howard Gardner), профессор Гарвардского университета, провел массу исследований и доказал, что музыка, подобно игре в шахматы и разгадыванию кроссвордов, способна активизировать мозговую деятельность, улучшать память и воображение, повышать концентрацию внимания. Совместно с другими учеными-психологами и нейрофизиологами он попытался соотнести разные музыкальные стили с их воздействием на психику человека. Коротко классификация Гарднера выглядит следующим образом
.
— Классика. Помогает сосредоточиться, благотворно влияет на память, улучшает внимание и стимулирует процессы мышления. А также развивает пространственное восприятие мира.
Церковная музыка. Психологи считают, что любая музыка, которая исполняется в религиозном контексте, будь то пение псалмов, органная музыка, чтение буддистских сутр под аккомпанемент гонга или колокольный звон, обладает способностью вводить в транс, вдохновлять, вселять уверенность, укреплять дух человека, а также расслаблять мышцы и уменьшать болевые ощущения.
Барокко. Умиротворенные тягучие композиции Баха, Генделя, Вивальди, Монтеверди пробуждают у слушателя чувство стабильности и безопасности, помогают избавиться от гнева и раздражительности, прогоняют ощущение тревоги и страха. Считается, что этот музыкальный стиль способствует работе интеллекта.
Джаз, блюз, соул. С одной стороны, джазовые композиции тонизируют и пробуждают эмоции, с другой — настраивают на романтический лад, вызывают ностальгию, провоцируют воспоминания о прошлом.
Рок, металл, панк, гранж. Специалисты сходятся на том, что влияние этих стилей на психику очень индивидуально. Одних она вдохновляет, вселяя уверенность в себе, — например, робких может на время сделать отважными и дерзкими. Других, наоборот, подавляет, может вогнать в депрессивное состояние и даже сделать агрессивными.
Транс. Большинство меломанов из числа тех, кто всерьез увлечен трансовой музыкой (от этно до психоделики и электроники), утверждают, что эффект от прослушивания некоторых композиций сродни наркотическому «приходу»: одна яркая картина сменяет другую, восприятие мира обостряется в десятки раз, душа словно путешествует в таинственных просторах Вселенной. Кстати, этот стиль музыки активно используют трансперсональные психологи во время проведения сеансов холотропного дыхания.
В качестве дополнительных средств, усиливающих эффект музыкотерапии, психотерапевты применяют такие методы, как аутотренинг, гипноз, различные виды арт-терапии, например живопись или танец.
В практическом плане существуют две основные формы музыкотерапии: активная и пассивная. Активная музыкотерапия заключается в самостоятельном пении и танцах, целью которых является социальная адаптация пациента. Пассивная музыкотерапия предполагает прослушивание пациентами музыкальных произведений, которые положительно сказываются на психологическом и психическом состоянии здоровья пациентов.
Как известно, ритм присутствует не только в музыке, но в нашем теле. За наши биологические ритмы отвечают мозговые зоны. Следовательно, музыкальные ритмы способны воздействовать на наш мозг. Именно поэтому медленная музыка действует на нас расслабляюще, а энергичная – заставляет двигаться и танцевать.



Музыкотерапия - исцеление музыкой. Известно, что прослушивание музыки определенного типа способно замедлить сердцебиение и снизить кровяное давление. Чем же еще может помочь музыкотерапия?
Музыкотерапия применяется для расслабления и повышения настроения, для уменьшения чувства тревоги и неуверенности, и даже для снятия головной боли.

Виды музыкотерапии
Музыкотерапия- как наука родилась в XIX веке. Расцвет ее пришелся на середину XX века. Именно в этот период музыкотерапия стала отдельным направлением профилактики и лечения различных заболеваний.
Музыкотерапия подразделяется на два вида воздействия – психологическое и физиологическое. В первом музыка способна вызвать положительные эмоции, так как вызывает приятные ассоциации, воспоминания и может существенно улучшить настроение. Во втором случае некоторые участки мозга начинают активную работу, так как ритм и мотивы музыки начинают воздействовать на мозговые структуры.

Кому помогает музыкотерапия?
Музыкотерапия является очень популярным способом лечения детей. Музыкотерапия для детей способствует улучшению контакта с окружающим миром.
Музыкотерапия также помогает в семейных проблемах. Супругам предлагается выбрать несколько музыкальных произведений, которые нравятся им обоим. В данном случае, музыкотерапия помогает организовать совместную деятельность.
Нет таких музыкальных произведений, которые помогали бы всем людям. Однако, большинству людей помогает расслабиться музыка Моцарта. Далее по популярности идут Чайковский и Шопен.
• Для расслабления и повышения настроения рекомендуется Моцарт - особенно прослушивание сонаты ре-мажор для фортепиано;

• Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности рекомендуются Штраус, Шопен и Рубенштейн;

• Для расслабления и уменьшения раздражительности – Бетховен и Бах;

• Для общего успокоения помогают Брамс, Бетховен, Шуберт, Дебюсси и Шопен;

• Для улучшения контакта с людьми и снятия симптомов гипертонии рекомендованы Бах, Брукнер и Бартюк;

• Для улучшения сердечного ритма — арии Верди;

• Для снятия головной боли – Лист, Хачатурян и Моцарт.
Музыкотерапия рекомендуется беременным женщинам, так как несет успокоение и положительные эмоции плоду. Выбирая тот или иной стиль музыки, мы можем на какое-то время оградить себя от внешних проблем и побыть наедине с собой. Иногда это действительно нам необходимо.

Кстати, замечено, что «незнакомая уху» классическая музыка имеет больший позитивный эффект, чем знакомая. Поэтому - избегайте избитых шлягеров классики.

Хотя... Современному уху практически любая классическая музыка - незнакома. И это, пожалуй, единственная польза от века музыкальной деградации - нас исцелит всё, даже «К Элизе».

Да, что бы там ни говорили музыкотерапевты, лучшая психотерапия с помощью музыки - это домашнее музицирование своими силами. И не важно на чём и как Вы играете - на гитаре, на балалайке, на гармони-трёхрядке, на губной гармошке или на блок-флейте.
Умение играть самому - это как умение читать («не надо к маме приставать»). Это лекарство, которое всегда под рукой.

Cписк класической музыки.

Классическая музыка при депрессии:
• Вступление к Пятой симфонии П.И. Чайковского,
• Финал Шестой симфонии П.И. Чайковского,
• • Прелюдию до-минор Шопена,
• • и его же: марш из Сонаты №2 «си-бемоль-минор». (Третья часть этой сонаты).

Классическая музыка при невротической тревоге:


• «Мелодию» А.Г. Рубинштейна,
• прелюдии и мазурки Шопена,
• вальсы Штрауса.

Классическая музыка при агрессии и фрустрации:
• «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского,
• Первую часть Шестой симфонии его же,
• Финалы двух сонат: 14-ой и 23-ей Бетховена,
• «Порыв» Шумана,
• Кантату №2 И.-С. Баха,
• Сочинение №8 Скрябина,
• «Хор пилигримов» Вагнера,
• «Итальянский концерт» Баха,
• «Финляндию» Я. Сибелиуса.

Слушаем классическую музыку если мы хотим взбодриться:
• «Чардаш» Монти,
• «Аделита» Г. Пёрселла

Слушаем классическую музыку если мы хотим успокоиться и расслабиться:
• «Июнь. Баркарола» из «Времён года» П.И. Чайковского,
• «Старинная песенка» Бизе
• и его же «Пастораль».
Этой подборкой необходимо обзавестись в первую очередь психологу, когда он будет обустраивать свой кабинет.

Само слово Музыка пришло к нам из греческого языка –musa-«мыслящая».

Музами называли 9 дочерей Зевса, бога неба, молний, всего мира, и Мнемозины, олицетворяющей память, учение, а так же дочерей Гармонии. Слово Муза в нашем восприятии ассоциируется с творческой силой, вдохновением, энергией созидания. С ее помощью мы выражаем свои чувства, мысли. И, конечно же, музыка, ее воздействие на человека, было замечено людьми с глубокой древности, и использовалось в целительских практиках. Шаманы проводили свои исцеляющие ритуалы под звуки барабанов, бубнов. В Древней Греции звуками трубы лечили от расстройства нервной системы и радикулита, в Египте хоровое пение было средством от бессонницы. Сакральные ритуалы с древности и по сей день трудно представить без музыкального сопровождения.



Музыка – средство общения. Сколько существует стилей музыки, столько же и любителей каждого из них. Музыка способствует общению и коммуникации людей по вкусовым пристрастиям. Довольно часто люди, выбирающие один и тот же стиль музыки, становятся ближе и духовно.


Создавать ритм можно, например, с помощью хлопков или постукиваний. Главная цель в групповой работе — суметь влиться в коллектив, наладить коммуникативный контакт с другими участниками, переступить через свою застенчивость и робость, научиться самоконтролю. Сеансы музыкотерапии «отыграют свое», но все эти качества у человека останутся. И будут помогать в обычной жизни настраивать себя на успешное общение и взаимодействие с другими людьми.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Музыкотерапия или воздействие музыки на организм человека.

Автор: Агишева Светлана Николаевна

Дата: 20.12.2020

Номер свидетельства: 567896

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "Исследовательская работа на школьную научно-практическую конференцию «Шаг в будущее»  "Воздействие музыки на человека и окружающий мир." "
    ["seo_title"] => string(160) "issliedovatiel-skaia-rabota-na-shkol-nuiu-nauchno-praktichieskuiu-konfierientsiiu-shagh-v-budushchieie-vozdieistviie-muzyki-na-chielovieka-i-okruzhaiushchii-mir"
    ["file_id"] => string(6) "224826"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439205539"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) "Музыкотерапия"
    ["seo_title"] => string(15) "muzykotierapiia"
    ["file_id"] => string(6) "312545"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459352134"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Опыт работы музыкального руководителя «Здоровьесбрегающие технологии на музыкальных занятиях»"
    ["seo_title"] => string(109) "opyt-raboty-muzykal-nogho-rukovoditielia-zdorov-iesbrieghaiushchiie-tiekhnologhii-na-muzykal-nykh-zaniatiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "138353"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417530804"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Особенности использования технологий арт-терапии и здоровьесбережения в процессе музыкального обучения "
    ["seo_title"] => string(121) "osobiennosti-ispol-zovaniia-tiekhnologhii-art-tierapii-i-zdorov-iesbieriezhieniia-v-protsiessie-muzykal-nogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "147587"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419433577"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "«Как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе."
    ["seo_title"] => string(50) "kak-zhit-polnoi-zhizn-iu-i-nie-sghoriet-na-rabotie"
    ["file_id"] => string(6) "277899"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453019479"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства