kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыкотерапия или воздействие музыки на организм человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

виды музыкотерапии. Влияние музыки на организм человека

Просмотр содержимого документа
«Музыкотерапия или воздействие музыки на организм человека.»

Музыкотерапия


Музыка может вызвать различные состояния — от ностальгии, печали или жалости к себе до необыкновенной концентрации сознания, транса и вдохновения. В XX веке психологи подметили феномен воздействия музыки на человека, изучили его и взяли на вооружение.
То, что музыка — это не просто набор звуков, пусть даже подчас весьма приятных, подметил еще Платон в IV веке до н. э. Он твердил своим ученикам: «Музыка — самое мощное средство для просветления, потому что в душе человека живут ритм и мелодия. Музыка может обогатить ее, дополнить, дать ей блаженство и озарение».
Платон был прав, но, как выразился один из его близких друзей, истина дороже: после долгого изучения феномена музыкотерапии ученые пришли к выводу, что музыка обладает огромным влиянием не только на психику человека, но и на весь организм в целом. Дело в том, что человеческое тело само по себе является своего рода оркестром. Циркуляция крови, биение сердца, движение воздуха в легких, не говоря уже о пищеварительных процессах, — любая деятельность организма имеет свое уникальное звучание и ритм. Более того, наш организм играет не только свою музыку, но и взаимодействует с теми звуками, что слышит извне. Если внешнее звучание совпадает с внутренним, мы ощущаем гармонию, если же музыка чересчур агрессивна, это может расстроить и работу нашего биооркестра: спровоцировать сердечный или мышечный спазм, нарушить деятельность мозга, вызвать сильнейший стресс.
Японский исследователь Масару Эмото, автор нашумевшей книги «Послание воды», доказал, что структура воды меняется в зависимости от того, какую именно музыку она «слышит» (и не только музыку, но и речь, например). Доктору Эмото даже удалось сделать серию снимков кристаллов замороженной воды (которые и принесли ему всемирную популярность). Он заметил, что самые красивые и гармоничные формы вода принимает под звучание классической музыки, под пение мантр и молитв. А если на нее обрушить оглушительный рок или, например, звукоряд агрессивных криков разъяренных воинов-масаев, в этом случае кристаллы воды принимают хаотичный, скукоженный вид, словно хрупкую безупречную тончайшую форму грубо смяли в кулаке. Почему речь зашла о воде? Все просто, ведь клетки человеческого организма, как известно, на 60-80% состоят из молекул воды.
Другой ученый, француз Фабьен Маман, пошел чуть дальше: он не только наблюдал, как звук (прежде всего музыка) воздействует на клетки организма, но и разработал особую музыкально-терапевтическую технику. Он устанавливает камертоны на биологически активные зоны (которые взял из акупунктуры). Звуковая волна, проходя сквозь ткани и органы человека, в прямом смысле слова настраивает их на определенную частоту и тем самым заставляет самоисцеляться.
Интересно, что именно нервные клетки первыми реагируют на звуки, которые мы слышим. Поэтому, например, медленная, текучая мелодия помогает нам быстро успокоиться и даже уснуть, а ритмичная и «бойкая» композиция незаменима по утрам, когда необходимо взбодриться и прийти в тонус.
Психолог Говард Гарднер (Howard Gardner), профессор Гарвардского университета, провел массу исследований и доказал, что музыка, подобно игре в шахматы и разгадыванию кроссвордов, способна активизировать мозговую деятельность, улучшать память и воображение, повышать концентрацию внимания. Совместно с другими учеными-психологами и нейрофизиологами он попытался соотнести разные музыкальные стили с их воздействием на психику человека. Коротко классификация Гарднера выглядит следующим образом
.
— Классика. Помогает сосредоточиться, благотворно влияет на память, улучшает внимание и стимулирует процессы мышления. А также развивает пространственное восприятие мира.
Церковная музыка. Психологи считают, что любая музыка, которая исполняется в религиозном контексте, будь то пение псалмов, органная музыка, чтение буддистских сутр под аккомпанемент гонга или колокольный звон, обладает способностью вводить в транс, вдохновлять, вселять уверенность, укреплять дух человека, а также расслаблять мышцы и уменьшать болевые ощущения.
Барокко. Умиротворенные тягучие композиции Баха, Генделя, Вивальди, Монтеверди пробуждают у слушателя чувство стабильности и безопасности, помогают избавиться от гнева и раздражительности, прогоняют ощущение тревоги и страха. Считается, что этот музыкальный стиль способствует работе интеллекта.
Джаз, блюз, соул. С одной стороны, джазовые композиции тонизируют и пробуждают эмоции, с другой — настраивают на романтический лад, вызывают ностальгию, провоцируют воспоминания о прошлом.
Рок, металл, панк, гранж. Специалисты сходятся на том, что влияние этих стилей на психику очень индивидуально. Одних она вдохновляет, вселяя уверенность в себе, — например, робких может на время сделать отважными и дерзкими. Других, наоборот, подавляет, может вогнать в депрессивное состояние и даже сделать агрессивными.
Транс. Большинство меломанов из числа тех, кто всерьез увлечен трансовой музыкой (от этно до психоделики и электроники), утверждают, что эффект от прослушивания некоторых композиций сродни наркотическому «приходу»: одна яркая картина сменяет другую, восприятие мира обостряется в десятки раз, душа словно путешествует в таинственных просторах Вселенной. Кстати, этот стиль музыки активно используют трансперсональные психологи во время проведения сеансов холотропного дыхания.
В качестве дополнительных средств, усиливающих эффект музыкотерапии, психотерапевты применяют такие методы, как аутотренинг, гипноз, различные виды арт-терапии, например живопись или танец.
В практическом плане существуют две основные формы музыкотерапии: активная и пассивная. Активная музыкотерапия заключается в самостоятельном пении и танцах, целью которых является социальная адаптация пациента. Пассивная музыкотерапия предполагает прослушивание пациентами музыкальных произведений, которые положительно сказываются на психологическом и психическом состоянии здоровья пациентов.
Как известно, ритм присутствует не только в музыке, но в нашем теле. За наши биологические ритмы отвечают мозговые зоны. Следовательно, музыкальные ритмы способны воздействовать на наш мозг. Именно поэтому медленная музыка действует на нас расслабляюще, а энергичная – заставляет двигаться и танцевать.



Музыкотерапия - исцеление музыкой. Известно, что прослушивание музыки определенного типа способно замедлить сердцебиение и снизить кровяное давление. Чем же еще может помочь музыкотерапия?
Музыкотерапия применяется для расслабления и повышения настроения, для уменьшения чувства тревоги и неуверенности, и даже для снятия головной боли.

Виды музыкотерапии
Музыкотерапия- как наука родилась в XIX веке. Расцвет ее пришелся на середину XX века. Именно в этот период музыкотерапия стала отдельным направлением профилактики и лечения различных заболеваний.
Музыкотерапия подразделяется на два вида воздействия – психологическое и физиологическое. В первом музыка способна вызвать положительные эмоции, так как вызывает приятные ассоциации, воспоминания и может существенно улучшить настроение. Во втором случае некоторые участки мозга начинают активную работу, так как ритм и мотивы музыки начинают воздействовать на мозговые структуры.

Кому помогает музыкотерапия?
Музыкотерапия является очень популярным способом лечения детей. Музыкотерапия для детей способствует улучшению контакта с окружающим миром.
Музыкотерапия также помогает в семейных проблемах. Супругам предлагается выбрать несколько музыкальных произведений, которые нравятся им обоим. В данном случае, музыкотерапия помогает организовать совместную деятельность.
Нет таких музыкальных произведений, которые помогали бы всем людям. Однако, большинству людей помогает расслабиться музыка Моцарта. Далее по популярности идут Чайковский и Шопен.
• Для расслабления и повышения настроения рекомендуется Моцарт - особенно прослушивание сонаты ре-мажор для фортепиано;

• Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности рекомендуются Штраус, Шопен и Рубенштейн;

• Для расслабления и уменьшения раздражительности – Бетховен и Бах;

• Для общего успокоения помогают Брамс, Бетховен, Шуберт, Дебюсси и Шопен;

• Для улучшения контакта с людьми и снятия симптомов гипертонии рекомендованы Бах, Брукнер и Бартюк;

• Для улучшения сердечного ритма — арии Верди;

• Для снятия головной боли – Лист, Хачатурян и Моцарт.
Музыкотерапия рекомендуется беременным женщинам, так как несет успокоение и положительные эмоции плоду. Выбирая тот или иной стиль музыки, мы можем на какое-то время оградить себя от внешних проблем и побыть наедине с собой. Иногда это действительно нам необходимо.

Кстати, замечено, что «незнакомая уху» классическая музыка имеет больший позитивный эффект, чем знакомая. Поэтому - избегайте избитых шлягеров классики.

Хотя... Современному уху практически любая классическая музыка - незнакома. И это, пожалуй, единственная польза от века музыкальной деградации - нас исцелит всё, даже «К Элизе».

Да, что бы там ни говорили музыкотерапевты, лучшая психотерапия с помощью музыки - это домашнее музицирование своими силами. И не важно на чём и как Вы играете - на гитаре, на балалайке, на гармони-трёхрядке, на губной гармошке или на блок-флейте.
Умение играть самому - это как умение читать («не надо к маме приставать»). Это лекарство, которое всегда под рукой.

Cписк класической музыки.

Классическая музыка при депрессии:
• Вступление к Пятой симфонии П.И. Чайковского,
• Финал Шестой симфонии П.И. Чайковского,
• • Прелюдию до-минор Шопена,
• • и его же: марш из Сонаты №2 «си-бемоль-минор». (Третья часть этой сонаты).

Классическая музыка при невротической тревоге:


• «Мелодию» А.Г. Рубинштейна,
• прелюдии и мазурки Шопена,
• вальсы Штрауса.

Классическая музыка при агрессии и фрустрации:
• «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского,
• Первую часть Шестой симфонии его же,
• Финалы двух сонат: 14-ой и 23-ей Бетховена,
• «Порыв» Шумана,
• Кантату №2 И.-С. Баха,
• Сочинение №8 Скрябина,
• «Хор пилигримов» Вагнера,
• «Итальянский концерт» Баха,
• «Финляндию» Я. Сибелиуса.

Слушаем классическую музыку если мы хотим взбодриться:
• «Чардаш» Монти,
• «Аделита» Г. Пёрселла

Слушаем классическую музыку если мы хотим успокоиться и расслабиться:
• «Июнь. Баркарола» из «Времён года» П.И. Чайковского,
• «Старинная песенка» Бизе
• и его же «Пастораль».
Этой подборкой необходимо обзавестись в первую очередь психологу, когда он будет обустраивать свой кабинет.

Само слово Музыка пришло к нам из греческого языка –musa-«мыслящая».

Музами называли 9 дочерей Зевса, бога неба, молний, всего мира, и Мнемозины, олицетворяющей память, учение, а так же дочерей Гармонии. Слово Муза в нашем восприятии ассоциируется с творческой силой, вдохновением, энергией созидания. С ее помощью мы выражаем свои чувства, мысли. И, конечно же, музыка, ее воздействие на человека, было замечено людьми с глубокой древности, и использовалось в целительских практиках. Шаманы проводили свои исцеляющие ритуалы под звуки барабанов, бубнов. В Древней Греции звуками трубы лечили от расстройства нервной системы и радикулита, в Египте хоровое пение было средством от бессонницы. Сакральные ритуалы с древности и по сей день трудно представить без музыкального сопровождения.



Музыка – средство общения. Сколько существует стилей музыки, столько же и любителей каждого из них. Музыка способствует общению и коммуникации людей по вкусовым пристрастиям. Довольно часто люди, выбирающие один и тот же стиль музыки, становятся ближе и духовно.


Создавать ритм можно, например, с помощью хлопков или постукиваний. Главная цель в групповой работе — суметь влиться в коллектив, наладить коммуникативный контакт с другими участниками, переступить через свою застенчивость и робость, научиться самоконтролю. Сеансы музыкотерапии «отыграют свое», но все эти качества у человека останутся. И будут помогать в обычной жизни настраивать себя на успешное общение и взаимодействие с другими людьми.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Музыкотерапия или воздействие музыки на организм человека.

Автор: Агишева Светлана Николаевна

Дата: 20.12.2020

Номер свидетельства: 567896

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "Исследовательская работа на школьную научно-практическую конференцию «Шаг в будущее»  "Воздействие музыки на человека и окружающий мир." "
    ["seo_title"] => string(160) "issliedovatiel-skaia-rabota-na-shkol-nuiu-nauchno-praktichieskuiu-konfierientsiiu-shagh-v-budushchieie-vozdieistviie-muzyki-na-chielovieka-i-okruzhaiushchii-mir"
    ["file_id"] => string(6) "224826"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439205539"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) "Музыкотерапия"
    ["seo_title"] => string(15) "muzykotierapiia"
    ["file_id"] => string(6) "312545"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459352134"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Опыт работы музыкального руководителя «Здоровьесбрегающие технологии на музыкальных занятиях»"
    ["seo_title"] => string(109) "opyt-raboty-muzykal-nogho-rukovoditielia-zdorov-iesbrieghaiushchiie-tiekhnologhii-na-muzykal-nykh-zaniatiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "138353"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417530804"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Особенности использования технологий арт-терапии и здоровьесбережения в процессе музыкального обучения "
    ["seo_title"] => string(121) "osobiennosti-ispol-zovaniia-tiekhnologhii-art-tierapii-i-zdorov-iesbieriezhieniia-v-protsiessie-muzykal-nogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "147587"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419433577"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "«Как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе."
    ["seo_title"] => string(50) "kak-zhit-polnoi-zhizn-iu-i-nie-sghoriet-na-rabotie"
    ["file_id"] => string(6) "277899"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453019479"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства