«Использование упражнений для формирования ритмического и вокального слуха». «Искусство пения – искусство дыхания».
«Использование упражнений для формирования ритмического и вокального слуха». «Искусство пения – искусство дыхания».
Цель: Познакомить участников мастер – класса с комплексом упражнений способствующих формированию ритмического и вокального слуха, а так же с «Дыхательной гимнастикой» в классе вокального ансамбля.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование упражнений для формирования ритмического и вокального слуха». «Искусство пения – искусство дыхания».»
Мастер – класс
преподавателя вокала, высшей категории Унечской ДШИ Соломахиной В.Д. 30 марта 2015 г.
Тема:
«Использование упражнений для формирования ритмического и вокального слуха». «Искусство пения – искусство дыхания». Цель: Познакомить участников мастер – класса с комплексом упражнений способствующих формированию ритмического и вокального слуха, а так же с «Дыхательной гимнастикой» в классе вокального ансамбля. Задачи. Образовательная: -познакомить участников с планом проведения мастер – класса, его целевыми установками; -познакомить с идеями педагогики Карла Орфа; -показать актуальность технологий, направленных на развитие чувства ритма, координации, эмоциональной выразительности; - познакомить обучающихся с методами, приемами развития вокально – технических навыков; -формировать у обучающихся практические умения и навыки, такие, как чистота интонирования, артикуляция; -показать упражнения для укрепления диафрагмального дыхания воспитательная: научить применять полученные знания, как на занятиях, так и в дальнейших концертных и конкурсных выступлениях развивающая: формировать устойчивый интерес к ансамблевому творчеству. Музыкально – техническое и методическое обеспечение: Помещение для проведения мастер – класса с необходимым количеством посадочных мест, фортепиано, использование песенного материала: р.н.п. « Как пошли наши подружки», Муз. С. Никитина, Сл. Ю. Мориц « Сказка по лесу идет»; таблицы с указанием ритмических упражнений; методика Карла Орфа «Учись с удовольствием» - http://orff.ru/. «Комплексная дыхательная гимнастика»: Е.Емельянова, А Стрельниковой, И. Цукановой. Продолжительность проведения: 60 минут
Целевая аудитория: преподаватели ДШИ, преподаватели музыки общеобразовательных школ, воспитатели.
Год обучения - второй
Возраст учащихся – 7 -12 лет
Тип занятия: комбинированный
Форма проведения занятия: групповая.
Методы обучения: иформационные, наглядные, словесные, игровые, практические; объяснительно-иллюстративные, здоровьесберегающие.
План проведения мастер – класса:
Проведение имитационной игры:
- учитель – мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися;
- рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса), выполнение ритмических, и дыхательных упражнений с участниками мастер - класса. Предполагаемый результат: участники мастер-класса познакомятся с комплексом упражнений способствующих формированию ритмического и вокального слуха в классе вокального ансамбля. Педагоги будут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы, с теми, которые были представленными на мастер-классе.
Структура мастер-класса
№
Содержание
Время (минуты)
I.
Организационный этап.
Цель этапа: организация занятия, подготовка обучающихся к работе, приветствие, создание психологического настроя, организация мотивации, объявление темы и цели мастер-класса.
5
II.
Обучение через действие.
Беседа, основанная на раскрытие основополагающих
позиций методики Карла Орфа.
5
III.
Основной этап
Цель этапа: обеспечение мотивации обучающихся к восприятию нового материала.
Развитие ритмодвигательных умений, вокально- технических навыков на основе исполнения упражнений. Работа над дыханием.
3.1.
«Речевые игры»
Упражнение «Знакомство» - развитие координации движений
10
3.2.
Упражнение «Аист» - использование стихотворения, развитие интонационно-эмоциональной выразительности
3.3.
Упражнение «Ритм и метр» - скороговорки - внимание и координация движений
3.4.
Упражнение «Муха - цокотуха» - развитие навыка ансамблевого исполнительства при исполнении ритмического задания
3.5.
Комплекс дыхательной гимнастики: упражнение «Насос» - активный вдох, задержка, выдох.
15
3.6.
Упражнение «Сдувать пылинки» - работа над раскрепощением мышц шеи при правильном певческом дыхании.
3.7.
Упражнение «Комар» - работа над долгим ровным выдохом.
3.8.
Упражнения на связочную узость: ХА-ХО-ХУ. Упражнения дикционные на работу губ. (Ф)
3.9.
Распевание. Хоровое сольфеджио:
технология интонационного воспитания;
работа над кантиленой и stakkato.
Цель: уметь разогреть голосовые связки, подготовить голосовой аппарат к пению, работать над дикцией, произношением гласных звуков, работать над кантиленой, стаккато, дыханием, развитием гармонического слуха.
10
3.10
Р.н.п. «Как пошли наши подружки» - работа над формированием навыков a cappella, разучивание песни сольфеджио и со словами. Двухголосие.
5
3.11
Показательное выступление: муз. С Никитина, сл. Ю Мориц «Сказка по лесу идет».
IV.
Контрольно-рефлексивная часть
Цель этапа: выявление качества, уровня знаний; коррекционная работа; мобилизация обучающихся на самооценку занятия; выявления положительного результата исполнения упражнений.
10
V.
Итоговый этап
Цель этапа: оценка успешности достижения цели, анализ причин достижения или не достижения цели; практическое использование полученных умений при исполнении музыкального произведения.
Ход мероприятия
1. Организационный этап
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу показать вам, как использование упражнений влияет на формирование ритмического и вокального слуха. Познакомить вас с «Дыхательной гимнастикой». Поможет мне в этом ансамбль мальчиков, с которым я занимаюсь второй год. В состав ансамбля входят ребята, которые учатся на отделениях: сольное пение, струнно - народные инструменты, хореография.
Мы покажем вам:
«Речевые игры»;
Дыхательную гимнастику;
Хоровое сольфеджио;
Технологию интонационного воспитания;
Работу над кантиленой и stakkato.
II. Обучение через действие
Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым слухом. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция – являются характерными и для речи, Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.
Впервые идея использовать речь в музыкальном воспитании появилась в середине XX века и принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу ( 1895- 1982гг.) Впоследствии речевые упражнения, наряду с элементарным музицированием, стали широко применяться педагогами разных стран, в том числе и России, решая следующие задачи:
развивать музыкальные и творческие способности детей, в том числе:
эмоциональную отзывчивость на музыку;
слуховое внимание;
музыкальную память;
ладовое чувство;
тембровый, звуковысотный и динамический слух;
чувство ритма;
Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают её в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актёрский потенциал.
III. Основной этап
Воспитанники активно участвуют в распевании, в разогревании и подготовке голосового аппарата к пению, посредством игры. Процесс проходит в игровой форме, что создает на занятии атмосферу эмоционального подъема, радости, веселья - укрепляя тем самым психологическое здоровье ребенка. Используемый на занятиях комплекс упражнений универсален, его можно использовать как в вокальных детских коллективах, так и в дошкольных учреждениях в целях профилактики заболевания органов дыхания. Все упражнения с удовольствием выполняются детьми.
Одноголосные и двухголосные ритмические упражнения
1 упр. «Знакомство». Преподаватель, затем ученики, называют фамилию, имя, отчество, сопровождая хлопками каждый слог (развивает координацию движений).
2 упр. Использование стихотворного материала (развивает интонационно-эмоциональную выразительность, координацию движений и скорость реакции):
«Аист, аист длинноногий, укажи домой дорогу!
Топай правой, снова правой, топай левой, снова левой,
Теперь правой, теперь левой, снова правой, снова левой,
Правой, левой, правой, стой! Вот и мы пришли домой!»
3 упр. Метр. Ритм. Полный такт. Затакт. Со всеми обучающимися предварительно разучиваются ритмические упражнения на скороговорки:
« Из под топота копыт пыль по полю летит» - метр – двумя руками по столу; ритм – хлопки в ладоши.
«Ярило, Ярило по небу катило, а туча нашла и Ярило закрыло» -метр – двумя руками по столу, ритм – хлопки в ладоши, отмечая затакт ( развивает артикуляционный аппарат, внимание). Упражнения подготавливают обучающихся к восприятию двухголосия. Формируют ритмические основы простых размеров, воспитывают единые темповые ощущения
4 упр. «Муха цокотуха» (развивает навыки ансамблевого исполнительства при использовании ритмического задания).
Дети делятся на группы. Каждой из них даётся задание: 1-я – основной ритм, 2 - ритмический рисунок 2 – го голоса, 3 - подголосок. Каждый рисунок сопровождается проговариванием текста. Таким образом, формируется навык работы в ансамбле, умение чувствовать ритмическое 2-х и 3-голосие.
Комплекс дыхательной гимнастики: «Искусство пения – искусство дыхания».
Певческое дыхание требует постепенного развития, систематической тренировки. Вокальный педагог А. Умберто Мазетти, часто говорил своим ученикам: «Радуйтесь в пении. Лицо должно быть во время пения счастливым. Пение - это радость. Следите за выражением глаз - они выражают внутреннее состояние. «Глаза должны улыбаться, расцветать!
1.Представьте, что у каждого в руках «роза». Вдруг на ваших глазах роза раскрывается, становится пышной и большой. Мы удивляемся (задержка дыхания от удивления) и тихо, на выдохе, говорим «Ах».
Вдох должен быть активным, глубоким. Между вдохом и выдохом фиксируется еще одно действие: секундная задержка дыхания – «опора дыхания».
2.«Насос» - активный вдох через нос, задержка, выдох через рот (укрепление мускулов диафрагмы);
3.«Сдуваем пылинки» - вдох, более длинная задержка и более продолжительный выдох (раскрепощение мышц шеи при правильном певческом дыхании)
Эти упражнения полезны и для дыхания и вместо распевки, если нет возможности распеться в голос. Великолепно работают диафрагма и гортань.
Таким образом, весь комплекс дыхательной гимнастики напрямую связан с процессом «оздоровления».
3. Распевание, хоровое сольфеджио.
Следующий этап, это работа над дикцией и вокальной орфоэпией, формирование округлых гласных в распевках. Здесь огромную роль мы отводим работе языка. В разговорной речи он постоянно устремлен к верхнему небу, а в пении, необходимо, чтоб он упирался в корни нижних передних зубов и действовал с нижней челюстью, как единое целое. Для ровного звучания гласных, дети должны стремиться сохранять высокую позицию на всех звуках доступного диапазона. Пение упражнений на гласные, способствуют образованию округлого красивого звука. Если гласные надо тянуть, согласные произносятся четко, легко. Прежде чем взять какое – нибудь вокальное упражнение, надо поставить перед собой цель, какие навыки на данный момент надо закрепить. Исполнение упражнений не должно быть механическим, формальным, лишенным музыкальной формы. Надо обращать внимание на точное воспроизведение интонационного и ритмического рисунка. Основные задачи упражнений: освоение и тренировка певческого дыхания, развитие певучести, гибкости, подвижности голоса, выработка точной интонации, четкой дикции, свободного владения голосом на f и р, филировкой звука, stakkato и т.п.
Губы сомкнули, продолжим работу над вибрацией губ: движение по пентахорду вверх и вниз.
Поем гласные А, О, У, И, Е - следим за ровностью звука («вливать» одну гласную в другую, не толкая звук), чистой интонацией, правильно формируя (округляя) гласные (закреплять навыки вдоха и выдоха).
Поем слоги: ма – мэ – ми – мо, ба – бэ – би – бо, да – де – ди – до – выравнивая гласные на одном звуке.
Кантиленное пение – непрерывно льющийся звук. Упражнение «лёи» по пентахорду мажорной гаммы сверху вниз – первый высокий звук брать без подъезда, «сверху», затем спускаясь вниз, не терять высокой позиции.
Работа над хоровым сольфеджио: пентахорд мажорной гаммы в нисходящем движении с названием нот, оставляя гласную, «играть гортанью», т.е. петь на stakkato. Следить за активной работой диафрагмы.
Пение мажорной гаммы в нисходящем движении от «ре», «до#», «до». Работа над звуком, кантиленой, цепным дыханием.
В упражнении гамма «До мажор», петь на 2 голоса полный звукоряд вверх и вниз, на хорошем дыхании (следить за чистой интонацией в двухголосии)
Упражнение «Квинты» петь на 2 голоса. (Слушать интервал ч.5. , следить за чистой интонацией, плавным голосоведением, петь на крепкой опоре дыхания).
Упражнение «Здравствуйте» - повторить сольфеджио каждую партию, затем петь на 3 голоса со словами.
Русская народная песня «Как пошли наши подружки»
- формирование навыков a cappella, работа над чистым унисоном, как основой, для развития гармонического слуха (закреплять навык сольфеджирования).
Этапы работы:
Беседа с детьми о характере, настроении песни.
Пропевание каждой партии сольфеджио, затем со словами, обращая внимание на 2-х дольный размер и начало фразы из-за такта, на дыхание, единое звукообразование, чистоту интонации в 2 – х голосии, характер песни.
Исполнение двухголосия.
Следить за фразировкой, динамическим и темповым ансамблем внутри каждой партии.
Показательное выступление:
Муз. С Никитина, сл Ю. Мориц «Сказка по лесу идет»
IV. Контрольно-рефлексивная часть
Последний и обязательный этап – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер – класса.
Цель этапа: выявить качества, уровня знаний;
выявить результат исполнения упражнений;
провести мобилизацию обучающихся на самооценку занятия.
Определения места использования полученных знаний на практике.
Y.Заключительный этап.
Подведение итогов, формирование выводов.
Заключительное слово педагога – мастера по всем замечаниям и предложениям.
Аннотация
Тема: «Использование упражнений для формирования ритмического и вокального слуха». «Искусство пения – искусство дыхания».
Автор: преподаватель вокала, высшей категории Унечской ДШИ Соломахиной В.Д.
Развитие творческих способностей ребенка было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания. Эта задача решается не столько через объяснение и приобщение к музыке, сколько через процесс активного ее восприятия на основе собственной творческой деятельности детей в доступной для них форме. Занимаясь систематически, у детей вырабатываются определенные вокально - хоровые и творческие навыки, а главное, занятия вокалом способствуют улучшению работы сердечно – сосудистой системы, снижению риска развития хронических заболеваний дыхательных путей. Опираясь на здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется вокально – хоровой работе с учащимися, формируя у них обтимистические и жизнеутверждающие мировоззрения. Использование упражнений несет в себе начало следующих видов тренинга: интонационный, дикционный, образно – визуальный, ритмический, двигательный.
Актуальность. Обучение через действие. Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым слухом. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция - являются характерными и для речи, таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях (идея принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу 1895 - 1982гг.) в последствии, наряду с элементарным музицированием, стали широко применяться педагогами разных стпан, в том числе и Россия, решая следующие задачи:
эмоциональную отзывчивость на музыку;
слуховое внимание;
музыкальную память;
ладовое чувство;
тембровый, звуковысотный и динамический слух;
чувство ритма;
Проблематика.Опираясь на здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется формированию ритмического и вокального слуха, а так же работе над «Дыхательной гимнастикой» - профилактика заболеваний органов дыхания.
Цель: Познакомить участников мастер – класса с комплексом упражнений способствующих формированию ритмического и вокального слуха, а так же с «Комплексной дыхательной гимнастикой» Е.Емельянова, А Стрельниковой, И. Цукановой.
Задачи. Образовательная: -познакомить участников с планом проведения мастер – класса, его целевыми установками; -познакомить с идеями педагогики Карла Орфа; -показать актуальность технологий, направленных на развитие чувства ритма, координации, эмоциональной выразительности; - познакомить обучающихся с методами, приемами развития вокально – технических навыков; -формировать у обучающихся практические умения и навыки, такие, как чистота интонирования, артикуляция; -показать упражнения для укрепления диафрагмального дыхания воспитательная: научить применять полученные знания, как на занятиях, так и в дальнейших концертных и конкурсных выступлениях развивающая: формировать устойчивый интерес к ансамблевому творчеству.
Целевая аудитория: преподаватели сольного пения ДМШ, ДШИ, а так же преподаватели музыки общеобразовательных школ, музыкальные руководители дошкольных учреждений.
Условия реализации:
Музыкально – техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер – класса с необходимым количеством посадочных мест, фортепиано, использование песенного материала.
Продолжительность проведения: 60 минут.
Возраст учащихся – 7 -12 лет
Тип занятия: комбинированный
Форма проведения занятия: групповая.
Методы обучения: иформационные, наглядные, словесные, игровые, практические; объяснительно-иллюстративные, здоровьесберегающие.