«Каждый человек, — писал священник Александр Мень, — даже если он не знает о Боге или отрицает Его — в глубине души тянется к чему-то прекрасному, совершенному, что дает смысл жизни, перед чем можно преклоняться. Как свойственно людям дышать, мыслить, чувствовать, так свойственно им и верить в идеал. Убеждение в том, что есть нечто высшее, дает нам силы существовать».
Церковная музыкавсегда обращена к темам Священного Писания. Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа является основой развития духовной музыки.
В восточной, православной церкви это литургия и всенощная, венчание и молебен, в истоках которых лежитзнаменный распев.В западной, католической церкви — месса, реквием, страсти, кантаты и др. В их основе -хорал, многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра.
«Цель музыки — трогать сердца» — эти слова принадлежат Иоганну Себастьяну Баху (1685—1750), великому композитору XVIII в. Многочисленные обязанности Баха — придворного композитора, органиста, руководителя церковного хора и оркестра, педагога-музыканта — вызвали к жизни произведения, предназначенные для исполнения во время церковных богослужений, музыкальных празднеств, на публичных концертах, вечерах в придворных салонах.
Бах- токката и фуга ре минор
Самым величественным вокально-драматическим произведением, завершившим творческий путь Баха , который был глубоко верующим человеком, по праву считается «Высокая месса» (си минор).
«Высокая месса»
Хор«Kyrie, eleison!»
(«Господи, помилуй!»)
Какими чувствами
наполнена музыка?
И. С. Бах «Высокая месса»
ИДЕЯ МЕССЫ
страдание
радость
жизнь
смерть
Месса (от лат. missa — посылаю, отпускаю) как музыкальный жанр -это многочастное циклическое вокально-инструментальное произведение на текст определенных разделов главного богослужения католической церкви. Бах писал «Высокую мессу» несколько лет. Судьба «Высокой мессы» необычна — предназначенная для церковного богослужения, она никогда не исполнялась в церкви.
Русская духовная музыка
На Руси духовная (церковная) музыка получила распространение вместе с принятием
христианства в конце Х века, в ее основе лежала византийская музыкальная культура.
988 год – Крещение Руси
Церковное пение в древности было одноголосным, унисонным, мужским.
В. Маковский Певчие на клиросе
Отличительная черта русской православной музыки - пение без сопровождения (a capella)
Знаменный распев - основной вид древнерусского церковного пения (напевы записывались особыми знаками - знаменами, или крюками).
Очень важным в истории русского богослужебного искусства был XV век, когда из Киева в Москву пришло многоголосноепартесное пение,вытеснившее одноголосное сопровождение молитв.
Свое название новый вид храмового пения получил от латинского слова partes – партия.
Основу партесного пения составляло четырехголосие.
В XVIII веке в русской музыке появился новый жанр хорового творчества русских композиторов -духовный концерт
Основными жанрами в религиозно-духовной музыке являются Всенощная и Литургия - главные церковные службы, образующее суточный круг.Всенощная - вечерняя служба, состоит из двух частей: великой вечерни и утрени.
Литургия- утренняя служба, в ней три части:
проскомидия - приготовления Святых Даров к причастию,
литургия оглашенных - тех, кто еще не принял веру,
литургия верных, уже принявших крещение.
д
Жанры православной церковной музыки привлекали многих русских композиторов. Часто музыканты свободно обращались с каноническим текстом, привнося в эти произведения свое видение, черты своего собственного музыкального стиля
П.Г. Чесноков
Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) Всенощное бдение «Всенощная»
Это православное богослужение, которое совершается накануне воскресения, праздников и объединяет две службы вечернюю и утреннюю .
Всенощное бдение было написано в тяжелое для страны время Первой мировой войны (1915 год). Торжественная песнь, воспевающая красоту земли русской, доброту и силу людей, тепло материнского чувства, прозвучала как противостояние несправедливости, бесчеловечности войны, как отклик на людские страдания.
В мелодиях Всенощной оживают детские впечатления Рахманинова о колокольных звонах новгородского Софийского собора. «Четыре ноты, - вспоминал композитор,- складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему: четыре серебряные плачущие ноты, окруженные непрестанно меняющимся аккомпанементом».
«Всенощную» Рахманинова называют шедевром музыкального зодчества России, фундаментом которого явились древние песнопения. Многие поколения безвестных творцов-распевщиков сберегали драгоценный камень знаменного распева, а Мастер вывел на нем узор бессмертной красоты.
Во всем русском хоровом искусстве трудно найти другое такое сочинение, в котором бы русский характер, образы русской природы, высокое эпическое и нравственное чувство были бы выражены сильнее. Озвученный облик Родины – так можно определить художественную идею «Всенощной».
«Всенощное бдение» состоит из двух циклов. В нем 15 номеров большая часть которых основана на знаменных песнопениях, обогащённых композитором новыми мелодическими голосами и линиями.
Послушайте фрагмент «Богородице, Дево, радуйся», какие чувства вызывает у вас эта музыка?