kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья из опыта работы на тему: «Ансамблевое музицирование»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ансамблевое музицирование как эффективная форма музыкального воспитания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья из опыта работы на тему: «Ансамблевое музицирование»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дятьковская детская школа искусств»

Дятьковского района Брянской области















Статья из опыта работы на тему:

«Ансамблевое музицирование»











Подготовила: Солодовщикова

Олеся Владимировна, преподаватель высшей

квалификационной категории по классу «Гитара»

2020 г.

Вступление


Среди начинающих музыкантов гитара – самый популярный музыкальный инструмент. В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с ансамблями.

Существует много причин, по которым человек берёт гитару в руки. Возможно, он хочет воспроизвести понравившуюся музыку, а может быть, хочет выразить свои чувства, играя на гитаре; может, он просто хочет получить удовольствие от игры. Умение играть на гитаре помогает адаптироваться в малознакомой компании, привлечь к себе внимание сверстников, повысить свою самооценку.

Любой школьный ансамбль начинается с гитары. Гитара звучит и в концертных залах, и в парках, и возле лесного костра, и на школьной сцене, и в семейном кругу. Все это вызывает у ребёнка потребность учиться играть на гитаре.

При обучении игре на гитаре ребёнок приобщается к музыкальной культуре, учится ориентироваться в существующем современном музыкальном мире, в нем с раннего возраста закладывается фундамент хорошего вкуса.

Ансамбль как одна из эффективнейших форм музыкального воспитания, имеет и этическую сторону, а именно, воспитание чувства ответственности – сложно подвести товарищей, ибо общий успех в ансамбле зависит от успеха каждого. Коллективное музицирование привлекательно тем, что оно даёт неповторимые ощущения от совместной деятельности и общения единомышленников, при которой можно получить результаты недоступные по одиночке.

Своеобразие ансамблевой игры состоит и в том, что это форма музицирования вовлекает исполнителей в сам процесс и помогает им быстрее раскрыться эмоционально, развивает творческое начало.

Совместные занятия музыкой воспитывают эмоциональную отзывчивость и

умение сопереживать, что является одним из главных признаков не только

музыкальной культуры, но и общей культуры человеческого общения.

Ансамблевое исполнительство сегодня особенно актуально, так как через ансамблевое музицирование можно сформировать у учащегося стимул к освоению инструмента. Игра в ансамбле очень полезна для развития чувства ритма, слуха, музыкальной памяти, внимания.

Конечно же, не все дети одинаковы по уровню исполнительского мастерства, но в ансамбле имеется возможность проявить себя, исполняя несложную партию, необходимую и ответственную. При этом ребёнок оказывается на равных с другими участниками ансамбля, он тянется к другим детям. При ориентации на ансамблевое исполнительство многие дети находят не только

возможность приобщиться к концертной деятельности и реализовать себя на

сцене, но и возможность познакомиться с таким репертуаром, который в сольном исполнении просто недоступен.


Содержание


Цель учебного предмета:

Творческое развитие личности ребёнка через обучение его игре в

ансамбле классической гитары.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • Знакомство с устройством гитары, с приёмами настройки

инструмента;

  • Знакомство с историей гитары, с гитаристами-композиторами и

исполнителями, с репертуаром гитарной музыки;

  • Ознакомление с видами, формами и составами ансамблей и

оркестров;

  • Обучение правильной и естественной посадке и постановке рук;

  • Обучение музыкальной грамоте, умению читать ноты с листа;

  • Обучение необходимым техническим навыкам и специфическим

приёмам игры на инструменте;

  • Обучение приёмам ансамблевого исполнительства;

  • Обучение аккомпанементу;

  • Обучение качественной, художественно-выразительной игре

произведений из гитарного репертуара ансамбля и из индивидуального

репертуара гитариста;

  • Обучение умению самостоятельно разобрать, разучить и

исполнять произведение по своему выбору;

  • Обучение умению выступать на публике в ансамбле


Развивающие задачи:

  • развитие музыкальных способностей (слуха, чувства ритма,

музыкальной памяти);

  • развитие музыкально-слуховых представлений и музыкальнообразного мышления;

  • развитие воображения, фантазии и музыкального мышления;

  • развитие внимания;

  • расширение кругозора учащегося;

  • ознакомление ребёнка с миром музыки: с жанрами, стилями и

формами музыки, в том числе ансамблевой, оркестровой;

  • ознакомление с различными музыкальными инструментами;

  • знакомства со знаменитыми музыкальными коллективами и их

руководителями, а так же с их концертным исполнительством;

  • ознакомление с мастеровыми инструментами;

Воспитательные задачи:

  • воспитание творческой дисциплины и равной ответственности в

коллективе;

  • воспитание творческой инициативы, активности;

  • воспитание ответственности, аккуратности;

  • воспитание навыков самостоятельной работы;

  • воспитание способности трудиться планомерно и

систематически;

  • воспитание любви к музыке и к инструменту;

  • воспитание устойчивой мотивации к самопознанию и

самоусовершенствованию;

  • воспитание коммуникативных качеств, культуры общения и

поведения в коллективе.



Ансамблевое музицирование


Ансамблевое музицирование - одна из самых интересных и плодотворных форм работы с начинающими гитаристами. Она развивает гармонический, мелодический, полифонический слух, чувство темпа, ритма. Игра юных музыкантов становится более осмысленной и эмоциональной.

Я считаю, что в репертуар ансамбля должны входить произведения русской, зарубежной, старинной и современной музыкальной литературы различных жанров и форм, разной степени сложности, от лёгких упражнений до трудных пьес.

Играя в ансамбле с учениками я заметила, что этот вид музицирования наиболее любим юными гитаристами.

Разучивая с начинающими несложные одноголосные детские песенки (такие как «Елочка» М. Красева, «Веселые гуси»), я подбираю к ним аккомпанемент и подыгрываю ученикам. На таких простых произведениях дети получают первый опыт совместного музицирования. Игра с педагогом учит ребенка слышать не только свою партию, но и звучание пьесы в целом, воспитывает культуру звука, помогает раскрыться эмоционально.

С удовольствием дети играют вместе с учителем и двухголосные произведения (ребенок - мелодию, а я - бас и наоборот). Например, так мы проигрываем русскую народную песню «Во саду ли, в огороде» до того, как ребенок освоит двухголосие, затем я предлагаю ученику сыграть бас и мелодию одновременно.

Постепенно мы переходим к гитарным дуэтам. Это этюды А. Виницкого, написанные для двух гитар, в том числе любимый всеми детьми этюд «Дождик», несколько позже его же замечательный дуэт «В цирке», «Лиса – попрошайка» Ю. Гаврилова и т.п.

При работе над пьесой «Очень простой вальс» юный гитарист учится связной, певучей игре, вместе с педагогом работает над динамическими оттенками, знакомится с понятием «музыкальная фраза».

Если есть такая возможность, то я создаю трио. Это наиболее излюбленный мной состав ансамбля. Иногда я удваиваю партии и тогда состав ансамбля расширяется. Более сложную партию я разучиваю с более одаренным учеником, старшеклассником или исполняю ее сама. Я заметила, что при игре со своими сверстниками дети старательно учат свои партии, тянутся за более сильными учениками, в них просыпается дух соперничества. К тому же при изучении ансамблевых пьес можно осваивать и закреплять многие приемы гитарной техники (флажолеты, глиссандо, пиццикато, барре и т.д.).

Репертуар для игры квартетом я рекомендую подбирать в сборниках «Квартеты», составители О. Копенков и С. Кабанов и сборнике «На троих» № 4 (сборник включает сочинения О. Копенкова, С. Колгана, В. Мальганова). Мои ученики с удовольствием исполняют в этом году пьесу С. Колгана «Несказанная осень» из этого сборника.

Яркие, образные ансамбли для гитаристов написаны такими белорусскими композиторами как И. Кузьмицкий, В. Живалевский, Е. Гридюшко, И. Лонский, И. Шошин, С. Буров и мн. др.

Наиболее любимой и зрелищной формой ансамблевого музицирования является «театрализация», т. е. исполнение музыкальных номеров в костюмах. Я с успехом использую этот метод на внеклассных мероприятиях, концертах для родителей. Театрализация вовлекает юных гитаристов в театральное действо, игру, раскрывает их актерские дарования, оставляет незабываемое впечатления.

Гитара – уникальный инструмент. Она превосходно звучит в ансамбле с другими инструментами: флейтой, домрой, скрипкой, цимбалами. Игра в смешанных ансамблях знакомит гитаристов с возможностями этих инструментов, позволяет почувствовать себя как солистом, так и аккомпаниатором. И мои ученики с радостью поют под гитару на творческих зачетах и концертах для родителей.

Заключение


Ансамблевое музицирование – замечательный стимул к творчеству. Игра в ансамбле раскрепощает ученика, учит работать в коллективе, способствует его творческому росту. Ансамблевые номера на начальном этапе обучения более всего подходят для сценических выступлений. А главное, на мой взгляд, это самый лучший способ увлечь, заинтересовать ребенка, пробудить его любовь к музыке.

Игра в ансамбле развивает навыки чтения нот с листа; гармонический слух, ритм, память, музыкальное воображение, слуховой контроль учащихся, умение слушать себя и слышать партнёра, способность следить за текстом не только своей партии, но и партий других участников ансамбля. Ансамблевое музицирование формирует звуковую культуру исполнения, навыки синхронного исполнения темпа, метроритма, уровня динамики, атаки, артикуляции.

В ансамбле много внимания уделяется обеспечению психологической совместимости ребят, учитываются возрастные и физиологические особенности воспитанников. На занятиях расширяется их музыкальный кругозор, создаётся коллективная творческая атмосфера.

Конкретный репертуарный план состава ансамбля зависит от возможностей и склонностей его воспитанников.

Представленный ниже список не является исчерпывающим. Он должен пополняться новыми, вновь изданными сочинениями, а так же обработками,

аранжировками и переложениями, выполненными педагогом специально для состава ансамбля.

Список используемой и рекомендуемой литературы:

Для младшей группы (учащиеся 7-8 лет)

1. Гитман А. Педагогический репертуар гитариста. Мл.классы.Вып.1.- М.: Престо, 2005.

2. Вера Николаевна Донских «Я рисую музыку. Школа игры на гитаре для самых маленьких (от 3-х до 6-ти лет)», - С-Пб, «Композитор», 2004.

3. Иванова Л. «Школа радости. Сборник пьес для гитары. Для учащихся подготовительного и 1-го класса ДМШ и ДШИ», - СанктПетербург, « Союз художников», 2014.

4. 9. В. Калинин - Юный гитарист - пособие по игре на гитаре, Издательство: Музыка, 2008 г.

5. Косарев В.А. «Гитара. Первые шаги к успеху», Учебное пособие для малышей 4–6 лет. Стихи автора.- С-Пб, «Композитор», 2015.

6. Кондрусевич В.П. Урок музыки. – Минск.: Беларусь, 1988.

7. Рехин И. Альбом юного игтариста. Вып. 3. – М.: Рехин, 1992.

8. Хрестоматия юного гитариста : учебно-методическое пособие. 1-

3 класс ДМШ. Сост.и общая редакция О.В. Зубченко, Ростов-на Дону,

«Феникс», 2005.

9. Юному гитаристу: Учебно-методическое пособие. Москва, Издательство Владимира Катанского, 2000.



Для средней группы ( учащиеся 9-12 лет)

1. Виницкий А. Детский джазовый альбом. Вып. 1.- М.: Престо, 2001.

2. Гитман А. Педагогический репертуар гитариста. Мл.классы.Вып.1.- М.: Престо, 2005.

3. Донских В. Н. «Искусство гитарного ансамбля (Дуэты, трио, квартеты)». Выпуск 1. Для младших и средних классов ДМШ и ДШИ.,

4. . Иванова Л. Ансамбли для гитары для учащихся средних классов. – С-Пб: Союз художников

5. Иванова–Крамская Н. Школа исполнительского мастерства. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2009.

6. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002.

7. В. Калинин - Юный гитарист - пособие по игре на гитаре, Издательство: Музыка, 2008 г.

8. Паплянова Е. Счастливые башмаки. –Челябинск.:MPI, 2006.

9. Рехин И. Альбом юного игтариста. Вып. 3. – М.: Рехин, 1992.

10. Хрестоматия игры на шестиструнной гитаре для начинающих: авт.-сост. П.В. Иванников,

11. Хрестоматия юного гитариста : учебно-методическое пособие. 1- 3 класс ДМШ. Сост.и общая редакция О. В. Зубченко. - Ростов-на Дону , «Феникс», 2005.

12. Юному гитаристу: Учебно-методическое пособие. Москва, Издательство Владимира Катанского, 2000.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья из опыта работы на тему: «Ансамблевое музицирование»

Автор: Солодовщикова Олеся Владимировна

Дата: 08.12.2020

Номер свидетельства: 566032

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Методы и приемы развития музыкального интереса учащихся на факультативных занятиях музыкальной направленности (фортепиано)"
    ["seo_title"] => string(138) "mietody-i-priiemy-razvitiia-muzykal-nogho-intieriesa-uchashchikhsia-na-fakul-tativnykh-zaniatiiakh-muzykal-noi-napravliennosti-fortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "284126"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453918043"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства