Приложение к основной
образовательной программе
основного общего образования
(ФГОС ООО)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Берлёвой Веры Ивановны
по учебному курсу «Музыка»
5-7 класс
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» для 5-7 классов разработана на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы», авторов Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. - М.: Просвещение, 2014.
Цель рабочей программы- развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
Задачи:
приобщать к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознавать через музыку жизненные явления, овладевать культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающий духовный опыт поколений;
воспитывать потребность в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием;
воспитывать нравственные и эстетические чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине;
развивать общую музыкальность и эмоциональность;
осваивать жанровое и стилевое многообразие музыкального искусства;
овладевать художественно- практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
5 класс:
Сергеева Г.П. Музыка. 5 класс: учебник для. общеобразовательных учреждений / Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. - М.: Просвещение, 2012.
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. Творческая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
6 класс:
Сергеева Г.П. Музыка. 6 класс: учебник для. общеобразовательных учреждений / Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. - М.: Просвещение, 2012.
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. Творческая тетрадь. 6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
7 класс:
Сергеева Г.П. Музыка. 7 класс: учебник для. общеобразовательных учреждений / Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. 6-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. Творческая тетрадь. 7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012.
На изучение курса «Музыка» отводится следующее количество часов:
Программа/Класс | 5 | 6 | 7 |
Авторская | 35 | 35 | 35 |
Рабочая | 35 | 35 | 35 |
Авторская программа используется без изменений.
Формы организации учебного процесса: групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Преобладающие формы контроля: стартовый, промежуточный и итоговый тесты.
№ п\п | Форма контроля | 1 полугодие 5 класс 6 класс 7 класс | 2 полугодие 5 класс 6 класс 7 класс |
1 | Тест | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание обучения музыке базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства. Методологическим основанием служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной куртины мира и себя в этом мире. Приоритетным является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребёнка.
Основными методическими принципами программы являются: принцип увлеченности; принцип триединства деятельности композитора — исполнителя — слушателя; принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.
Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Музыка» изучается в 5-7 классах в объёме не менее 105 часов:
5 класс: всего-35 часов, 1 час в неделю, 35 учебных недель.
6 класс: всего-35 часов, 1 час в неделю, 35 учебных недель.
7 класс: всего-35 часов, 1 час в неделю, 35 учебных недель.
В случае выпадения даты урока на праздничные дни, переноса Правительством РФ дней отдыха, введения карантина (приказ на основании распорядительного акта учредителя) прохождение программы обеспечивается за счёт уплотнения программного материала, увеличения доли самостоятельного изучения, либо на занятиях неаудиторной занятости.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса имеется в авторской рабочей программе «Музыка» для 5-7 классов разработана на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы», авторов Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. - М.: Просвещение, 2014, стр.5-6.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса представлены в авторской рабочей программе «Музыка» для 5-7 классов разработана на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы», авторов Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. - М.: Просвещение, 2014, стр.6-9.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5 класс:
Музыка и литература (17 ч)
Что роднит музыку с литературой. Реальная жизнь – источник сюжетов, тем и образов в музыке и литературе. Интонация – единый стержень музыки и литературы. Вокальная музыка. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Русские народные песни.
Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека.
Вокальная музыка. Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс. Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Фольклор в музыке русских композиторов.
Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Жанры инструментальной и вокальной музыки
Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы. Вторая жизнь песни. Народные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование. Всю жизнь мою несу Родину в душе. Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Романтизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы. Музыка в театре, в кино, на телевидении.
Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл. Мир композитора. Литература обогащает искусство музыки. Нерасторжимая связь музыки со словом проявляется во всех видах вокальной музыки, фольклоре, операх, балетах, в инструментальной музыке, где использованы мелодии песен.
Музыка и изобразительное искусство (18 ч)
Что роднит музыку с изобразительным искусством. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Небесное и земное в звуках и красках. Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Звать через прошлое к настоящему. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Музыкальная живопись и живописная музыка.
Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Народные истоки русской профессиональной музыки. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Волшебная палочка дирижера. Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров. Образы борьбы и победы в искусстве. Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии. Застывшая музыка. Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Полифония в музыке и живописи.
Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Музыка на мольберте.
Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Импрессионизм в музыке и живописи. Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. О подвигах, о доблести, о славе. Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драматические, героические. В каждой мимолетности вижу я миры… Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке.
Мир композитора. С веком наравне. Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.
6 класс
Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч)
Удивительный мир музыкальных образов.
Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков. Два музыкальных посвящения. «Я помню чудное мгновенье». «И жизнь, и слезы, и любовь...». «Вальс-фантазия». Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. «Уноси мое сердце в звенящую даль...». Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Картинная галерея.
Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. Песня в свадебном обряде. Сцены свадьбы в операх русских композиторов.
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Старинной песни мир. Песни Франца Шуберта. Баллада. «Лесной царь». Картинная галерея.
Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка. Духовный концерт. «Фрески Софии Киевской». «Орнамент». Сюжеты и образы фресок. «Перезвоны». Молитва.
Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное» в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. Образы скорби и печали. «Stabat mater». Реквием. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».
Авторская песня: прошлое и настоящее. Песни вагантов. Авторская песня сегодня. «Глобус крутится, вертится...». Песни Булата Окуджавы.
Джаз — искусство ХХ в. Спиричуэл и блюз. Джаз — музыка легкая или серьезная?
Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония. Развитие темы. Стиль. Двухчастный цикл. Контрапункт. Хор. Оркестр. Орган. Кантата (сценическая кантата). Контраст образов. Тембры инструментов. Голоса хора.
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Авторская песня.
Гимн. Сатирическая песня Городской фольклор. Бард. Спиричуэл и блюз. Импровизация. Ритм. Тембр. Джазовая обработка.
Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)
Вечные темы искусства и жизни.
Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена. Вдали от Родины. Инструментальная баллада. Рождаются великие творения. Ночной пейзаж. Ноктюрн. Картинная галерея.
Инструментальный концерт. «Времена года». «Итальянский концерт». «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа — мозаика цветов?» Картинная галерея.
Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина. «Тройка». «Вальс». «Весна и осень». «Романс». «Пастораль». «Военный марш». «Венчание». «Над вымыслом слезами обольюсь».
Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.
Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». Скорбь и радость. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта». Мюзикл «Вестсайдская история». Опера «Орфей и Эвридика». Рок-опера «Орфей и Эвридика».
Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино ХХ века. Музыка в отечественном кино.
7 класс
Особенности драматургии сценической музыки (17 ч)
Классика и современность.
В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. «Судьба человеческая — судьба народная». «Родина моя! Русская земля».
Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.
В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. «Стон Русской земли». «Первая битва с половцами». «Плач Ярославны». «Молитва».
Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.
В музыкальном театре. «Мой народ — американцы...». «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля.
Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореадора.
Сюжеты и образы духовной музыки. «Высокая месса». «От страдания к радости». «Всенощное бдение». Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени».
Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда». Вечные темы. Главные образы.
Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты — извечные маги».
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (18 ч)
Музыкальная драматургия — развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.
Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.
Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» А. Шнитке. «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке. Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта.
Симфоническая музыка. Симфония № 103 («С тремоло литавр» Й. Гайдна. Симфония № 40 В.-А. Моцарта. Симфония № 1 «Классическая» С. Прокофьева. Симфония № 5 Л. Бетховена. Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония № 1 В. Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П. Чайковского. Симфония № 7 («Ленинградская») Д. Шостаковича.
Симфоническая картина. «Празднества» К. Дебюсси.
Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина.
Музыка народов мира.
Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.
Исследовательский проект (вне сетки часов).
Пусть музыка звучит!
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 класс
№ п/п | Наименование разделов | Характеристика деятельности учащихся (основные учебные умения и действия) | Часы учебного времени |
1 | Музыка и литература | Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании. Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом. Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы. Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя. Определять характерные признаки музыки и литературы. Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке. Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов. Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действах и т.п. Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики, края, региона и т.п. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах — элементарных и электронных). Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Самостоятельно работать в творческих тетрадях. Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями. Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы. Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений | 17 часов |
2 | Музыка и изобразительное искусство | Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира. Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров. Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке. Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.). Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений. Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов. Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Воплощать художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматизации, инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании. Импровизировать в пении, игре, пластике. Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства. Осуществлять поиск музыкально- образовательной информации в сети Интернет. Самостоятельно работать с обучающими образовательными программами. Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность и деятельность своих сверстников. Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов). | 18 часов |
6 класс
№ п/п | Наименование разделов | Характеристика деятельности учащихся (основные учебные умения и действия) | Часы учебного времени |
1 | Мир образов вокальной и инструментальной музыки | Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки. Характеризовать музыкальные произведения (фрагменты). Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы. Наблюдать за развитием музыкальных образов. Анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений. Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. Разыгрывать народные песни. Участвовать в коллективных играх-драматизациях. Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций. Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей. Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы. Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы, и др. Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения. Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Анализировать различные трактовки одного итого же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства. Принимать участие в создании танцевальных и вокальных композиций в джазовом стиле. Выполнять инструментовку мелодий (фраз) на основе простейших приемов аранжировки музыки на элементарных и электронных инструментах. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере). Приводить примеры преобразующего влияния музыки. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, театральных ит. п.). Исполнять музыку, передавая ее художественный смысл. Оценивать и корректировать собственную музыкально-творческую деятельность. Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики, края, региона. Подбирать простейший аккомпанемент в соответствии с жанровой основой произведения. Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов. Участвовать в разработке и воплощении сценариев народных праздников, игр, обрядов, действ. Находить информацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в стране и за ее пределами. Подбирать музыку для проведения дискотеки в классе, школе ит. п. Составлять отзывы о посещении концертов, музыкально-театральных спектаклей и др. Выполнять задания из творческой тетради. Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов) | 17 часов |
2 | Мир образов камерной и симфонической музыки | Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки. Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки. Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Инсценировать фрагменты популярных мюзиклов и рок-опер. Называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю —музыка классическая, народная, религиозная, современная. Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов. Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность. Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах. Импровизировать водном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Заниматься самообразованием (совершенствовать умения и навыки самообразования). Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений. Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов) | 18 часов |
7 класс
№ п/п | Наименование разделов | Характеристика деятельности учащихся (основные учебные умения и действия) | Часы учебного времени |
1 | Особенности драматургии сценической музыки | Определять роль музыки в жизни человека. Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель – слушатель). Эмоционально – образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора. Выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей. Выявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности. Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации. Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально – ритмического движения, импровизации. Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования. Решать творческие задачи. Участвовать в исследовательских проектах. Выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства. Анализировать художественно – образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Осуществлять поиск музыкально - образовательной информации в справочной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы. Самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов. Собирать коллекции классических произведений. Проявлять творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных конкурсов, фестивалей в классе, школе и т.д. Применять информационно – коммуникационные технологии для музыкального самообразования. Заниматься музыкально – просветительской деятельностью с младшими школьниками, сверстниками, родителями, жителями микрорайона. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведений. | 17 |
2 | Особенности драматургии камерной и симфонической музыки | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи. Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.). Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр. Называть крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи). Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров. Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Размышлять о модификации жанров в современной музыке. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Самостоятельно исследовать творческую биографию одного из популярных исполнителей, музыкальных коллективов и т.п. Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение. Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов. Самостоятельно исследовать жанровое разнообразие популярной музыки. Определять специфику современной популярной отечественной и зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности. Осуществлять проектную деятельность. Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий для освоения содержания музыкальных произведений. Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов) | 18 часов |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Оборудование и приборы
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Число | Оснащённость |
по требованиям | фактически |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» | Д | + | 100% |
Примерная программа основного общего образования по музыке | Д | + | 100% |
Рабочие программы по музыке | Д | + | 100% |
Хрестоматии с нотным материалом | Д | + | 100% |
Сборники песен и хоров | Д | + | 100% |
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки) Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки. Учебники по музыке | К | + | 100% |
Тетради для классных и домашних работ | К | + | 100% |
Печатные пособия |
Транспарант:поэтический текст Гимна России | Д | + | 100% |
Портреты композиторов | Д | + | 100% |
Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности | К | - | 0% |
Информационно-коммуникационные средства |
Электронные библиотеки по искусству | Д | - | 0% |
Технические средства обучения и оборудование кабинета |
Музыкальный центр | Д | + | 100% |
Ноутбук | Д | + | 100% |
Мультимедиапроектор | Д | + | 100% |
Экран (на штативе или навесной) | Д | + | 100% |
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке | Д | + | 100% |
Учебно-практическое оборудование |
Музыкальные инструменты: Фортепиано (пианино, рояль) | Д | + | 100% |
Комплект детских музыкальных инструментов: – барабан – треугольник – румба, – маракасы, | П П П П | + + - + | 100% 100% 0% 100% |
Расходные материалы: – нотная бумага – цветные фломастеры – цветные мелки | К Д Д | - + + | 0% 100% 100% |
Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др. | | + | 100% |
Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики) | | + | 100% |
Основная литература:
Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова]. — М.: Просвещение, 2014.- 104 с.- ISBN 978-5-09-032838-8
Сергеева Г.П. Музыка. 5 класс: учебник для. общеобразовательных учреждений / Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. - М.: Просвещение, 2012. – 159 с.: ил. – ISBN 978-5-09-020900-7.
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. Творческая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- 59 с.- ISBN 978-5-09-025666-7.
Сергеева Г.П. Музыка. 6 класс: учебник для. общеобразовательных учреждений / Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. - М.: Просвещение, 2012. – 168 с.: ил. – ISBN 978-5-09-028312-0.
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. Творческая тетрадь. 6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- 64 с.- ISBN 978-5-09-025666-7.
Сергеева Г.П. Музыка. 7 класс: учебник для. общеобразовательных учреждений / Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. 6-е изд. - М.: Просвещение, 2012. – 159 с.: ил. – ISBN 978-5-09-026698-7.
Дополнительная литература:
Сергеева Г.П. Уроки музыки. 5-6 кл.: пособие для учителя / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. — М.: Просвещение, 2011.- 228 с.
Сергеева Г.П. Уроки музыки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. — М.: Просвещение, 2013.- 119 с.
Учебно-методические материалы на электронных носителях
Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс» - (CD mp3. — М.: Просвещение, 2009)
Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс» - (CD mp3. — М.: Просвещение, 2009)
Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 7 класс» - (CD mp3. — М.: Просвещение, 2009)
Интернет-ресурсы:
Digital. 1 sptember.ru – Общероссийский проект Школа цифрового века
http://www.young-musicant.narod.ru/ - Музыкальное детство.
http://www.all-2music.com/- Музыкальные сайты.
http://music.mp.minsk.edu.by/main.-Музыка для детей
www.hermitage.ru –государственный Эрмитаж.
http://www.musicandi.ru/-Музыка и я, уроки музыки в школе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
По окончании 7 класса школьники научатся:
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;
понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;
раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров, стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее выражения в музыке;
понимать специфику и особенности музыкального языка;
осуществлять исследовательскую деятельность, участвуя в творческих проектах; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, выставок, конкурсов и др.;
определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной музыки разных эпох;
применять ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
КОНТРОЛЬНО- ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
5 класс
Стартовый тест
Какой праздник называют «Светлым праздником»?
а) Троица
б) Пасха
в) Рождество Христово
г) Масленица
Назовите произведение русского композитора, в котором передается звучание колокольного звона «Праздничный трезвон»
а) С.В.Рахманинов «Светлый праздник»
б) А.П.Бородин «Богатырская симфония»
в) М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»
3. Назовите народный праздник поклонения матушке-природе:
а) Масленица
б) Троица
в) Пасха
г) Ивана Купала
4. Выберите композитора, которого по-другому называют «музыкальным сказочником»
а) П.И.Чайковский
б) М.П.Мусоргский
в) Н.А.Римский-Корсаков
г) М.И.Глинка
5.Найди лишнее:
Произведения Н.А.Римского-Корсакова – это…
а) «Рассвет на Москве-реке»
б) «В пещере горного короля»
в) «Шехеразада»
г) «Садко»
д) «Снегурочка»
е) «Сказка о царе Салтане»
Ключ к тесту: 1-б, 2-в, 3-б, 4-в, 5-а
Критерии оцениванивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Баллы суммируются и переводятся в отметку следующим образом:
5 баллов- «5»
4 балла- «4»
3 балла- «3»
0-2 балла- «2»
Промежуточный тест
1. Высокий женский голос это –
А) альт
Б) сопрано
В) тенор
Г) бас
Человека, управляющего исполнением хорового коллектива, называют:
А) дирижёр;
Б) солист;
В) пианист.
Музыка, исполняемая двумя музыкантами.
А) трио
Б) соло
В) дуэт
Г) квартет
Как называется музыка, исполняемая голосом без слов.
А) песня
Б) вокализ
В) романс
Г) серенада
Это великий австрийский композитор, написавший известное вокальное произведение в память умершим, погибшим.
А) Э.Григ
Б) В.Моцарт
В) Ф.Шуберт
Г) Ф.Мендельсон
Что такое либретто, и что в переводе значит значение этого слова?
а) красота
б) гармония
в) книжечка
г) мелодия
Как называется небольшое вокальное произведение для голоса с сопровождением, в котором раскрываются чувства человека?
А) песня
Б) романс
В) кантата
Г) баллада
Кто является автором картины (триптих) «Александр Невский»
А) П.Корин
Б) В.Серов
В) И.Левитан
В каждой цепочке находится инструмент, не входящий в определенную группу состава симфонического оркестра. Зачеркните название инструмента, не подходящего для определенной группы инструментов.
А) Скрипка – виолончель – альт – гобой – контрабас
Б) Труба – туба – валторна – кларнет –тромбон
В) Флейта – гобой – саксофон – валторна
Г) Литавры – ксилофон – челеста – контрабас
Жанр, не относящийся к вокальным произведениям
А) романс
Б) кантата
В) симфония
Г) песня
Ключ к тесту: 1-б, 2-а, 3-в, 4-б, 5-б, 6-в, 7-б, 8-а, 9-а-гобой, б-кларнет, в-валторна, г-челеста, контробас, 10-в.
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Баллы суммируются и переводятся в отметку следующим образом:
10 баллов- «5»
8-9 баллов- «4»
5-7 баллов- «3»
0-4 балла- «2»
Итоговый тест
1. Назвать музыкальный жанр, не связанный с литературой: А) романс, В) опера,
С) этюд, D) балет.
2. «Программная музыка» - это: А) танцевальные произведения, В) музыка, у которой есть название, С) инструментальная музыка, D) музыка к кинофильмам.
3. Какой балет не принадлежит творчеству П.И. Чайковского: А) «Щелкунчик», В) «Любовь к трем апельсинам», С) «Лебединое озеро», D) «Спящая красавица».
4. Какие музыкальные произведения, звучавшие на уроках, напоминают эти иллюстрации?
«Снегурочка» Васнецова-----
«Богатыри» Васнецова ------
Изображение гнома-----
5. «Увертюра» - это: А) название музыкального инструмента, В) название оперы, С) оркестровое вступление, D) форма музыкального произведения.
6. Соединить названия произведений с именами композиторов:
1. «Богатырская» симфония 1. М. Мусоргский
2. «Баба-Яга» 2. П.Чайковский
3. «Апрель. Подснежник» 3. К. Дебюсси
4. «Лунный свет» 4. А. Бородин
7. Автор, написавший 15 сказочных опер:
А) В.А. Моцарт, В) Н.А. Римский-Корсаков, С) П.И. Чайковский, D) И.С. Бах
8. Жанр, объединяющий в себе музыку, сценическое действие, литературу, хореографию, живопись: А) симфония, В) песня, С) балет, D) баллада
9. Слово, употребляемое в музыке и живописи: А) этюд, В) фреска, С) тембр,
D) оркестр.
10. Жанр оперы «Борис Годунов»: А) эпическая сказка, В) историческая драма, С) лирика
D) сатира
Ключ к тесту: 1-С, 2-В, 3-В, 4- Опера «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, «Богатырская» симфония А.Бородина, пьеса «Гном» М. Мусоргского, 5-С, 6-1-4, 2-1, 3-2, 4-3, 7-В, 8-С, 9-А, 10-В
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Баллы суммируются и переводятся в отметку следующим образом:
10 баллов- «5»
8-9 баллов- «4»
5-7 баллов- «3»
0-4 балла- «2»
6 класс
Стартовый тест
1. Назвать музыкальный жанр, не связанный с литературой: А) романс, В) опера,
С) этюд, D) балет.
2. «Программная музыка» - это: А) танцевальные произведения, В) музыка, у которой есть название, С) инструментальная музыка, D) музыка к кинофильмам.
3. Какой балет не принадлежит творчеству П.И. Чайковского: А) «Щелкунчик», В) «Любовь к трем апельсинам», С) «Лебединое озеро», D) «Спящая красавица».
4. Какие музыкальные произведения, звучавшие на уроках, напоминают эти иллюстрации?
«Снегурочка» Васнецова-----
«Богатыри» Васнецова ------
Изображение гнома-----
5. «Увертюра» - это: А) название музыкального инструмента, В) название оперы, С) оркестровое вступление, D) форма музыкального произведения.
6. Соединить названия произведений с именами композиторов:
1. «Богатырская» симфония 1. М. Мусоргский
2. «Баба-Яга» 2. П.Чайковский
3. «Апрель. Подснежник» 3. К. Дебюсси
4. «Лунный свет» 4. А. Бородин
7. Автор, написавший 15 сказочных опер:
А) В.А. Моцарт, В) Н.А. Римский-Корсаков, С) П.И. Чайковский, D) И.С. Бах
8. Жанр, объединяющий в себе музыку, сценическое действие, литературу, хореографию, живопись: А) симфония, В) песня, С) балет, D) баллада
9. Слово, употребляемое в музыке и живописи: А) этюд, В) фреска, С) тембр,
D) оркестр.
10. Жанр оперы «Борис Годунов»: А) эпическая сказка, В) историческая драма, С) лирика
D) сатира
Ключ к тесту: 1-С, 2-В, 3-В, 4- Опера «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, «Богатырская» симфония А.Бородина, пьеса «Гном» М. Мусоргского, 5-С, 6-1-4, 2-1, 3-2, 4-3, 7-В, 8-С, 9-А, 10-В
Промежуточный тест
1. Годы жизни С.В. Рахманинова:
а) 1889-1945; б) 1854- 1895; в) 1873-1943.
2. К жанру инструментальной музыки не принадлежит:
а) вальс; б) соната; в) кантата; г) симфония.
3. Хорал – это: а) многоголосие; б) унисон; в) одноголосное песнопение, являющееся частью богослужения в церкви Западной Европы.
4. Творчеству М.И.Глинки не принадлежит опера:
а) «Руслан и Людмила»; б) «Князь Игорь»; в) «Иван Сусанин»;
5. К какому жанру вокальной музыки относится произведение Ф. Шуберта «Лесной царь»? а) романс; б) баллада; в) песня;
6. Вокализ – это музыкальное произведение, исполняемое голосом без слов?
а) да; б) нет;
7. Скоморохи – это: а) странствующие актеры, потешавшие народ пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах; б) первые композиторы; в) любители музыки.
8. Основная тема творчества С.В.Рахманинова:
а) сатира; б) тема борьбы; в) лирика; г) сказка.
9. Увертюра – это: а) название оперы; б) оркестровое вступление; в) форма музыкального произведения.
10. Программная музыка – это: а) музыка, у которой есть название; б) танцевальная музыка; в) музыка к кинофильмам; г) инструментальная музыка.
Ключ к тесту: 1-в, 2-в, 3-в, 4-б, 5-б, 6-а, 7-а, 8-в, 9-б, 10-а
Итоговый тест
1. Автор 15 сказочных опер:
А) И.С. Бах, В) С.В. Рахманинов, С) Н.А. Римский-Корсаков, D) П.И. Чайковский.
2. Кто из перечисленных композиторов не относится к числу венских классиков:
А) Л. Бетховен, В) И.С. Бах, С) В.А. Моцарт, D) И. Гайдн.
3. Балет «Ромео и Джульетта» написал:
А) С.Рахманинов; В) С. Прокофьев; С) Г. Свиридов.
4. «Рефрен» звучит:
А) в одночастной форме, В) в двухчастной форме, С) в форме рондо, D) в куплетной форме.
5. Кем является И.С. Бах:
А) композитором-романтиком, В) основоположником русской классической музыки, С) композитором-философом, D) основателем «Могучей кучки».
6. Творчество какого композитора отражает девиз: «Через борьбу – к победе!»
А) Л.Бетховена, В) Ф.Шопена, С) П.Чайковского.
7. «Увертюра» - это:
А) определение темпа, В) название балета, С) оркестровое вступление, D) имя оперного героя.
8. Жанр оперы «Иван Сусанин»:
А) эпическая сказка, В) историческая драма, С) лирика, D) сатира.
9. Название последней части симфонии:
А) адажио, В) финал, С) скерцо, D) аллегро.
10. Какой инструмент не относится к духовой группе симфонического оркестра:
А) гобой, В) виолончель, С) кларнет, D) фагот.
Ключ к тесту: 1-С, 2-В, 3-В, 4-С, 5-С, 6-А, 7-С, 8-В, 9-В, 10-В
Критерии оценивания тестовых работ:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Баллы суммируются и переводятся в отметку следующим образом:
10 баллов- «5»
8-9 баллов- «4»
5-7 баллов- «3»
0-4 балла- «2»
7 класс
Стартовый тест
1. Автор 15 сказочных опер:
А) И.С. Бах, В) С.В. Рахманинов, С) Н.А. Римский-Корсаков, D) П.И. Чайковский.
2. Кто из перечисленных композиторов не относится к числу венских классиков:
А) Л. Бетховен, В) И.С. Бах, С) В.А. Моцарт, D) И. Гайдн.
3. Балет «Ромео и Джульетта» написал:
А) С.Рахманинов; В) С. Прокофьев; С) Г. Свиридов.
4. «Рефрен» звучит:
А) в одночастной форме, В) в двухчастной форме, С) в форме рондо, D) в куплетной форме.
5. Кем является И.С. Бах:
А) композитором-романтиком, В) основоположником русской классической музыки, С) композитором-философом, D) основателем «Могучей кучки».
6. Творчество какого композитора отражает девиз: «Через борьбу – к победе!»
А) Л.Бетховена, В) Ф.Шопена, С) П.Чайковского.
7. «Увертюра» - это:
А) определение темпа, В) название балета, С) оркестровое вступление, D) имя оперного героя.
8. Жанр оперы «Иван Сусанин»:
А) эпическая сказка, В) историческая драма, С) лирика, D) сатира.
9. Название последней части симфонии:
А) адажио, В) финал, С) скерцо, D) аллегро.
10. Какой инструмент не относится к духовой группе симфонического оркестра:
А) гобой, В) виолончель, С) кларнет, D) фагот.
Ключ к тесту: 1-С, 2-В, 3-В, 4-С, 5-С, 6-А, 7-С, 8-В, 9-В, 10-В
Промежуточный тест
1.В каком жанре не сочинял музыку Шопен:
А) вальс
Б) опера
В) полонез
Г) мазурка
2.К какому музыкальному жанру относится произведение крупной формы для солирующего инструмента и оркестра?
А) рапсодия
Б) сюита
В) концерт
3.Какой элемент музыкальной речи остается неизменным:
А) динамика
Б) ритм
В) тембр
Г) темп
4. Выберите инструмент медно- духовой группы симфонического
оркестра:
А) жалейка
Б) труба
В) гусли
Г) скрипка
5. Музыкально- театрализованное произведение, в котором " главным выразительным средством является пение:
А) балет
Б) мюзикл
Г) серенада
6.Что обозначает слово «тембр»:
А) высота звука
Б) окраска голоса
В) сила звука
7. Оперу Иван Сусанин написал:
А) Л.В.Бетховен
Б) М.И.Глинка
В) А.П.Бородин
8.Назовите форму музыки, у которой чередуется главная тема и
эпизод:
А) вариационная форма
Б) двухчастная
В) рондо
Г) период
9. Вальс из оперы «Евгений Онегин» написал:
А) Н.А .Римский-Корсаков
Б) М.И.Глинка
В) П.И.Чайковский.
10. Какого номера нет в опере?
А) арии
Б) ансамбля
В) дуэта
Г) па-де-де.
Ключ к тесту: 1 – Б, 2 – В, 3 – Б, 4 – Б, 5 – Б, 6 – Б, 7 – Б, 8 – В, 9 – В, 10 – Г.
Итоговый тест
1.В опере какого композитора звучит ария «Ты взойдешь моя последняя заря»
а) С.С.Прокофьев
б) М.И.Глинка
в) П.И.Чайковский
2.Оркестровое вступление к опере, балету, муз. спектаклю:
а) баллада
б) серенада
в) увертюра
3.Жорж Бизе –
а) французский композитор
б) немецкий композитор
в) польский композитор
4.Медленный лирический танец главных героев в балете
а) па-де-де
б) адажио
в) кордебалет
5.Какой великий композитор начал свою концертную деятельность в 5 лет?
а) Л.Бетховен
б) Ф.Шопен
в) В.А.Моцарт
6 . Что означает термин транскрипция?
7. Автор оперы «Князь Игорь»
а) М.И.Глинка
б) П.И.Чайковский
в) А.П.Бородин
8.Произведение, в основу которого положена новелла Проспера Мериме
а) рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда»
б) опера «Кармен»
в) опера «Порги и Бесс»
9. Заполни таблицу:
Композитор | Название произведения | Жанр |
Б.И.Тищенко | | Балет |
Р.Щедрин | «Кармен -сюита» | |
| «Лесной царь»» | баллада |
Д.Гершвин | | опера |
| «Ленинградская» | симфония |
10.Узнай композитора:
___________________ ________________ _________________ __________________________
Ключ к тесту: 1-Б, 2-В, 3-А, 4-Б, 5-В, 6-переложение музыкальных произведений, 7-В, 8-Б, 9-Ярославна, опера, Шуберт, «Порги и Бесс», Шостакович;, 10-Гершвин, Бородин, Бизе, Глинка
Критерии оценивания тестовых работ:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Баллы суммируются и переводятся в отметку следующим образом:
10 баллов- «5»
8-9 баллов- «4»
5-7 баллов- «3»
0-4 балла- «2»