Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Музыка. 1 класс»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Методическим объединением
Заместитель директор по УВР
Директор
учителей
______________( )
______________( )
________________________________
Протокол №___________________
Приказ №_____________________
________________________________
от "____" ______________ 20___ г.
от "____" ______________ 20___ г.
Руководитель МО
______________( )
Протокол №___________________
от "____" ______________ 20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 348013)
учебного предмета
«Музыка»
для 1 класса начального общего образования
на 2022/2023 учебный год
Составитель:
Учитель музыки
2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 1 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной про-грамме воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным.
Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям: 1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы; 2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни; 3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются: 1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе: а) Слушание (воспитание грамотного слушателя); б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах); в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки); г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.); д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно. Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения: модуль № 1 «Музыкальная грамота»; модуль № 2 «Народная музыка России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Духовная музыка»; модуль № 5 «Классическая музыка»; модуль № 6 «Современная музыкальная культура»; модуль № 7 «Музыка театра и кино»; модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 1 классе составляет 33 часов (не менее 1 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль "КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА" Композитор — исполнитель — слушатель Кого называют композитором, исполнителем? Нужно ли учиться слушать музыку? Что значит«уметь слушать музыку»? Концерт, концертный зал. Правила поведения в концертном зале.
Композиторы — детям Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня, танец, марш.
Оркестр Оркестр — большой коллектив музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта —музыкальное соревнование солиста с оркестром.
Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА» Весь мир звучит Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр.
Звукоряд Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы.
Размер Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4.
Интонация Выразительные и изобразительные интонации.
Ритм Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта.
Музыкальный язык Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.)
Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» Главный музыкальный символ Гимн России — главный музыкальный символ нашей страны. Традиции исполнения Гимна России. Другие гимны.
Какой же праздник без музыки?
Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном празднике.
Танцы, игры и веселье Музыка — игра звуками. Танец — искусство и радость движения. Примеры популярных танцев.
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ» Край, в котором ты живёшь Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты Русский фольклор Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки) Русские народные музыкальные инструменты
Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки).
Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии Жанры музыкального фольклора Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные инструменты Народные праздники Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных праздников Первые артисты, народный театр Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп.
Модуль "МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА" Музыка наших соседей Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты)
Модуль "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА" Инструментальная музыка в церкви Орган и его роль в богослужении. Творчество И. С. Баха
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части: Гражданско-патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания: первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»: 1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия: - сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма; - выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; - устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.
Базовые исследовательские действия: на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально- исполнительских навыков; с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования; сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое, причина — следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.
Работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Невербальная коммуникация: воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания; выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе); передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество): стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки; переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»: с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах,
умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале; сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей; осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор; имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства; с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры; стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль «Музыка в жизни человека»: исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения; воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом); осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей.
Модуль «Народная музыка России»: определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России; определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты; группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные; определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству; различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических; создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни; исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль «Музыкальная грамота»: классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие; различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов; различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций; различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование; понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации; ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;
исполнять и создавать различные ритмические рисунки; исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль «Классическая музыка»: различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав; различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков; различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры; исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков; воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия; характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа; соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль «Духовная музыка»: определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение; исполнять доступные образцы духовной музыки; уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).
Модуль «Музыка народов мира»: различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров); различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки.
Просмотр видеозаписи концерта. Слушание музыки, рассматривание иллюстраций. Диалог с учителем по теме занятия. «Я — исполнитель». Игра — имитация исполнительских движений. Игра «Я — композитор» (сочинение небольших попевок, мелодических фраз).;
Слушание музыки, определение основного характера, музыкально-выразительных средств, использованных композитором. Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке. Определение жанра. ;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/
1.3.
Оркестр
2
0
1
П. Чайковский фрагменты из балета "Щелкунчик" в исполнении симфонического оркестра
"Пестрй колпачок"
"Грустная песенка". Муз. Г. Свиридова.
23.09.2022 30.09.2022
«Я — дирижёр» — игра — имитация дирижёрских жестов во время звучания музыки.
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/
Итого по модулю
5
Модуль 2. Музыкальная грамота
2.1.
Весь мир звучит
1
0
0
"Что ты рано, осень, в гости к нам пришла"
"Что ты рано, осень, в гости к нам пришла"
"Веселые путешественники". Муз. М.
Старокадомского, сл. С. Михалкова.
07.10.2022
Знакомство со звуками музыкальными и шумовыми. Различение, определение на слух звуков различного качества. ;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/
2.2.
Звукоряд
1
0
0
"Осень" М.Садовского
"Осень". Муз. Н. Елисеева, сл. К. Бальмонта.
"До, ре, ми"
14.10.2022
Знакомство с элементами нотной записи.
Различение по нотной записи, определение на слух звукоряда в отличие от других последовательностей звуков.
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/
2.3.
Размер
1
0
1
«Осенняя песенка», П.Чайковский
"Веселые путешественники". Муз. М.
Старокадомского, сл. С. Михалкова.
«Бременские музыканты», муз.
Г.Гладкова
21.10.2022
Пение с названием нот, игра на металлофоне звукоряда от ноты «до».;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/
Итого по модулю
3
Модуль 3. Музыка в жизни человека
3.1.
Главный музыкальный символ
1
0
1
Гимн России
Гимн Республики Татарстан
Гимн России
28.10.2022
Разучивание, исполнение Гимна Российской Федерации. Знакомство с историей создания, правилами исполнения.
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/
Итого по модулю
1
Модуль 4. Народная музыка России
4.1.
Русский фольклор
1
0
0
"Неаполитанская песенка". Муз. П. Чайковского.
Русские народные песни: "Дудка".
"Калинка- малинка"
11.11.2022
Разучивание, исполнение русских народных песен разных жанров.;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/
4.2.
Русские народные музыкальные инструменты
1
0
0
Осень, муз Вивальди.
Русские народные песни: "Сидит ворон на дубу".
"Барыня"
18.11.2022
Двигательная игра — импровизация-подражание игре на музыкальных инструментах.;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/
4.3.
Народные праздники
3
0
0
П. Чайковский "Камаринская"
"Про лягушек и комара". Муз. А.
Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
Музыка Рождества
25.11.2022 09.12.2022
Знакомство с праздничными обычаями, обрядами, бытовавшими ранее и сохранившимися сегодня у различных народностей Российской Федерации.;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/
4.4.
Первые артисты, народный театр
1
0
0
"Ноябрь" (на тройке). Муз. П. Чайковского.
"Ёлка-ёлочка". Муз. Ф. Вокуева, сл. И. Черницкой.
"Песенка о школе" (Белочки). Муз. М. Парцхаладзе, сл.
В. Викторова.
16.12.2022
Просмотр фильма/ мультфильма, фрагмента музыкального спектакля. Творческий проект —театрализованная постановка;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/
Итого по модулю
6
Модуль 5. Музыкальная грамота
5.1.
Звукоряд
1
0
0
Вальс "Елка". Муз. В. Ребикова.
Песня про зиму
Д. Кабалевский "Труба и барабан"
23.12.2022
Знакомство с элементами нотной записи.
Различение по нотной записи, определение на слух звукоряда в отличие от других последовательностей звуков. ;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/
5.2.
Интонация
1
0
0
«Снежная Королева», муз.
К.Майлер
"Шёл по лесу Дед Мороз"
"Колыбельная песня"
13.01.2023
Разучивание, исполнение попевок, вокальных упражнений, песен, вокальные и инструментальные импровизации на основе данных интонаций.
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/
5.3.
Ритм
1
0
0
«Снежная Королева», муз.
К.Майлер
"Дед Мороз". Муз. Н. Елисеева, сл. 3. Александровой.
П. Чайковский "Марш деревянных солдатиков"
20.01.2023
Игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание с использованием ритмослогов. Разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры.;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/
Итого по модулю
3
Модуль 6. Народная музыка России
6.1.
Край, в котором ты живёшь
1
0
0
"Песня жаворонка". Муз. П.
Чайковского.
"То березка, то рябина"
П. Чайковский "Полька"
27.01.2023
Просмотр видеофильма о культуре родного края.;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/
6.2.
Жанры музыкального фольклора
2
0
0
"Песня жаворонка". Муз. П.
Чайковского.
"Во поле береза стояла"
П. Чайковский "Вальс"
03.02.2023 10.02.2023
Определение тембра музыкальных инструментов, отнесение к одной из групп (духовые, ударные, струнные).;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/
Итого по модулю
3
Модуль 7. Музыка в жизни человека
7.1.
Какой же праздник без музыки?
2
0
0
Спортивный марш, музыка цирка
Песни про весну
Плясове наигрыи
17.02.2023 24.02.2023
Диалог с учителем о значении музыки на празднике.;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/
7.2.
Танцы, игры и веселье
2
0
1
Танцы разных народов
Песни про весну
Народные танцы
03.03.2023 10.03.2023
Слушание, исполнение музыки скерцозного характера. Разучивание, исполнение танцевальных движений. Танец-игра.;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/
Итого по модулю
4
Модуль 8. Музыкальная грамота
8.1.
Ритмический рисунок
1
0
0
Весна.Муз.А.Вивальди.
Песни про весну
Д. Кабалевский "Барабан и труба"
17.03.2023
Слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками).;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/
8.2.
Музыкальный язык
1
0
0
Лето. Муз.
А.Вивальди.
Песни о войне
Д. Кабалевский "Песня, танец и марш"
24.03.2023
Знакомство с элементами музыкального языка, специальными терминами, их обозначением в нотной записи.;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/
Итого по модулю
2
Модуль 9. Музыка народов мира
9.1.
Музыка наших соседей
2
0
0
"Апипа" татарсая плясовая
Военные песни
Народные песни и танцы
07.04.2023 14.04.2023
Знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран. Определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации).
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/
Итого по модулю
2
Модуль 10. Музыкальная грамота
10.1.
Музыкальный язык
1
0
0
"Весело-грустно". Муз. Л. Бетховена.
«Том и Джерри». Муз. А.Варламова.
А. Вивальди "Весна. Лето". Г. Свиридов "Осень.
Весна"
21.04.2023
Исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий с ярко выраженными динамическими, темповыми, штриховыми красками. ;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/
Итого по модулю
1
Модуль 11. Духовная музыка
11.1.
Инструментальная музыка в церкви
1
0
0
И. Бах "Органная прелюдия"
Песенка о лете
"Попрыгунья".
Муз. Г. Свиридова.
28.04.2023
Просмотр познавательного фильма об органе.;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/
Итого по модулю
1
Модуль 12. Классическая музыка
12.1.
Композиторы —детям
2
0
0
С. Прокофьев "Дождь и радуга"
"Песенка о лете"
"Попрыгунья".
Муз. Г. Свиридова.
05.05.2023 12.05.2023
Музыкальная викторина.;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/
Итого по модулю
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
33
0
4
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
Количество часов
Дата изучения
Виды, формы контроля
всего
контрольные работы
практические работы
1.
Модуль 1. Классическая музыка. Композитор-исполнитель-слушатель. Правила поведения в концертном зале.
1
0
1
08.09.2022
Устный опрос;
2.
Композиторы – детям.
1
0
1
15.09.2022
Практическая работа
3.
Понятие жанра: песня, танец, марш
1
0
1
21.09.2022
Практическая работа
4.
Оркестр.
1
0
1
28.09.2022
Практическая работа
5.
Дирижёр – партитура – репетиция.
1
0
1
.09.2022
Практическая работа
6.
Модуль 2. Музыкальная грамота. Весь мир звучит.
1
0
1
07.10.2022
Практическая работа
7.
Звукоряд лада.
1
0
1
14.10.2022
Практическая работа
8.
Размер в длине нот.
1
0
1
21.10.2022
Практическая работа
9.
Модуль 3. Музыка в жизни человека. Гимн России - главный музыкальный символ нашей страны. Традиции исполнения Гимна России. Другие гимны.
1
0
1
04.11.2022
Практическая работа
10.
Модуль 4.Народная музыка России. Русский фольклор.
1
0
1
11.11.2022
Практическая работа
11.
Русские музыкальные инструменты
1
0
1
18.11.2022
Практическая работа
12.
Народные праздники. Обряды, игры, хороводы
1
0
1
25.11.2022
Практическая работа
13.
Праздничная символика — на примере одного или нескольких народных праздников
1
0
1
02.12.2022
Практическая работа
14.
Первые артисты, народный театр.
1
0
1
09.12.2022
Практическая работа
15.
Скоморохи. Ярмарочный балаган.
1
0
1
16.12.2022
Практическая работа
16.
Модуль 5.Музыкальная грамота. Звукоряд лада.
1
0
1
23.12.2022
Практическая работа
17.
Интонация мелодии.
1
0
1
13.01.2023
Практическая работа
18.
Ритм мелодии.
1
0
1
20.01.2023
Практическая работа
19.
Модуль 6.Народная музыка России. Край, в котором ты живёшь
1
0
1
27.01.2023
Практическая работа
20.
Музыкальные традиции малой Родины.
1
0
1
03.02.2023
Практическая работа
21.
Жанры музыкального фольклора.
1
0
1
10.02.2023
Практическая работа
22.
Модуль 7. Музыка в жизни человека. Какой же праздник без музыки?
1
0
1
24.02.2023
Практическая работа
23.
Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном празднике.