Рабочая программа внеурочной деятельности "Звонкие голоса"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Звонкие голоса"
Программа познакомит детей с такой вокальной музыкой, которая оставит глубокий след в сердце, приобщит к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства, способствует формированию устойчивого интереса к пению, музыкально-творческой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
средняя общеобразовательная школа №6 имени Героя Советского Союза В.Н.Банцекина городского округа Сызрань Самарской области
РАССМОТРЕНО
Протокол № _______
«_____»____________2015г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
ГБОУ СОШ № 6
______________________
«___»____________2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СОШ № 6
_______________/Н.И.Соловьева/
«________»_____________2015 г.
Приказ № ___ «___» _____2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«ЗВОНКИЕ ГОЛОСА»
Класс 5
Год составления программы 2015
Количество часов за год 34
Количество часов в неделю 1
Программу разработала
учитель музыки:
Доманская Наталия Валентиновна
Сызрань, 2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыкально- эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязно и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения. В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход. Приобщение учащихся к музыкальному искусству через пение как один из доступнейших видов музыкальной деятельности является важным средством улучшения их художественного и эстетического вкуса.
На современном этапе возрос интерес к новым музыкальным синтетическим жанрам, и одна из задач педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку разобраться во всем многообразии музыкальной палитры и дать возможность каждому ученику проявить себя в разных видах музыкальной деятельности.
По всей целевой направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области хорового искусства. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчётом на голосовые возможности детей.
В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
По всей целевой направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирования практических умений и навыков в области хорового искусства.
Цель: познакомить детей с такой вокальной музыкой, которая оставит глубокий след в сердце, приобщить к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства, способствовать формированию устойчивого интереса к пению, музыкально-творческой деятельности, воспитывать художественно-эстетический вкус.
Задачи:
Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
освоение образцов национальной и зарубежной классической и современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, её интонационно-образной природе жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;
овладение практическими умениями и навыками различных видах музыкально – творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по английскому языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Место проведения занятий:
Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, но и в игровой комнате, спортивном зале, кабинетах изобразительного искусства и музыки, в актовом зале, в библиотеке и на игровой площадке (в зависимости от вида деятельности на занятии).
Виды деятельности:
Речевые и фонетические разминки.
игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
чтение, литературно-художественная деятельность;
постановка драматических сценок, спектаклей;
прослушивание песен и стихов;
разучивание стихов;
разучивание и исполнение песен;
проектная деятельность;
диалоги;
выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Перспективное развитие навыков вокального мастерства, подчинение основному образовательному принципу –от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и вокальным концертам.
Программа рассчитана на 1 год обучения – 34 часа. Группа занимается 1 раз в неделю. Возрастная характеристика группы- c 5 по 7 классы.
Наиболее подходящей формой для реализации данной программы – форма кружка. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Личностные результаты и метапредметные результаты.
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе вокальной студии являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
Уровни воспитательных результатов.
К концу курса обучения учащиеся научатся:
Первый уровень – принцип успешности;
-принцип творческого развития;
-принцип гармонического воспитания личности.
Второй уровень - формирование осознанного восприятия музыкального произведения;
-иметь четкое представление о специфике музыкального жанра эстрадная песня;
-знать приемы работы над песней;
- иметь представления о средствах создания сценического имиджа;
-уметь соблюдать певческую установку.
Третий уровень - самостоятельно создавать образ исполняемой песни;
-уметь петь сольно и в ансамбле;
-видеть другие сферы применения своим знаниям, умениям и навыкам;
-самостоятельно создавать образ исполняемой песни.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
№
п/п
Дата
Тема
Кол-во часов
1
1
Введение.
1
2
2
Знакомство с голосовым аппаратом
1
3,4
3
Детские песни в нашей жизни.
2
5,6
4
Песенки из мультфильмов.
2
7
5
Колыбельные песни.
1
8,9
6
Осенние песни.
2
10,11
7
Музыкальные игры и загадки.
2
12
8
Волшебная страна звуков.
1
13,14
9
В гостях у сказки.
2
15
10
Добрым быть совсем не просто…
1
16
11
Новогодний карнавал.
1
17,18
12
Хороводные песни и шутки. Игры.
2
19,20
13
Необычные звуки и голоса.
2
21,22
14
Веселей встречай друзей.
2
23,24
15
Весенний вальс.
2
25
16
Мелодии дня.
1
26
17
Музыкальные инструменты.
1
27,28
18
Краски музыки и голоса.
2
29,30
19
Музыкальная страна.
2
31,32
20
Весело – грустно.
2
33,34
21
Летний день, замечательный праздник.
1
Содержание учебной программы
1. Введение. – 1 час
Содержание. Организационное занятие. Объяснение целей и задач внеурочной деятельности. Распорядок работы, правила поведения.
Форма: Занятие-беседа.
2. Знакомство с голосовым аппаратом. – 1 час
Содержание. Что такое голос? Беседа о том, как нужно беречь голос, о певческой посадке и постановке корпуса.
Форма. Занятие – знакомство.
3. Детские песни в нашей жизни. -2 часа.
Содержание. Путешествие по детским песням. Слушание и разучивание песен из детского репертуара.
Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений.
4. Песенки из мультфильмов. – 2 часа.
Содержание. Путешествие по музыкальным мультфильмам, популярным и любимым песням. Просмотр видеороликов.
Форма. Занятие-путешествие (игровая деятельность)
5. Колыбельные песни. – 1 час
Содержание. Знакомство с колыбельными песнями, особенностями их исполнения. История возникновения колыбельных песен.
Форма. Комплексное занятие.
6. Осенние песни.- 2 часа
Содержание. Понятия характер, интонация, темп, динамика, лад, образ на примере песен об осени.
Форма. Занятие – знакомство.
7.Музыкальные игры и загадки.- 2 часа
Содержание. Музыкальные игры и загадки, направленные на развитие музыкально-слуховых способностей, отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Практическая, дидактические и музыкальные игры.
8. Волшебная страна звуков. – 1 час
Содержание. Беседа «Безграничный мир звуков», «Что такое звук?». Звук – это вибрация. Свойства звука. Звуки шумовые и звуки музыкальные. Звуки природы. Сила звука. Длительность звука. Тембровая окраска.
Форма. Занятие – исследование.
9. В гостях у сказки.- 2 часа
Содержание. Инсценирование музыкальных сказок: «Волк и семеро козлят», «Репка». Прослушивание отрывка « Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.
Форма. Музыкальный спектакль (игровая деятельность)
10. Добрым быть совсем не просто…-1 час
Содержание. Исполнение песен как дар, пожелание добра и взаимного счастья. Мелодия состояния, мелодия человека. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.
Форма. Занятие – впечатление.
11. Новогодний карнавал.- 1 час
Содержание. Музыкальное путешествие по странам, знакомство с новогодними обычаями и традициями разных стран.
Форма. Занятие – путешествие по странам (игровая деятельность)
12. Хороводные песни и шутки. Игры.- 2 часа
Содержание .Прослушивание русских народных хороводных песен. Инсценирование песен: «Как на тоненький ледок», «Вдоль по улице метелица метет», «Тень-тень-потетень». Пословицы, поговорки, игры.
Форма. Занятие, с использованием музыкально – сценического действия.
13. Необычные звуки и голоса.- 2 часа.
Содержание. Прослушивание и сравнение различных звуков природы, звуков города и села, голоса животных и птиц.
Форма. Занятие-экскурсия (игровая деятельность).
14. Веселей встречай друзей.- 2 часа
Содержание. Песни о дружбе, о верных друзьях. Рисование голосом как кистью. Выражение внутреннего состояния в пении и движении.
Форма. Тематическое занятие.
15. Весенний вальс.- 1 час
Содержание. Творческая мастерская под музыку Ф.Шопена «Весенний вальс». Голос «рисует», «танцует», «поет».
Форма. Литературно – музыкальная гостиная.
16. Мелодии дня.- 1 час
Содержание. Песни «солнечные» и «цветные». Песни хорошего настроения. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.
Форма. Комплексное занятие.
17. Музыкальные инструменты от древности до современности.-1 час
Содержание. Занимательные истории, легенды и сказания о возникновении музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты 21 века.
Форма. Занятие – погружение, исследование.
18. Краски музыки и голоса.- 2 часа
Содержание. Красочность, многоцветье человеческого голоса, семь цветов радуги – семь ступеней гаммы, композиции голосов: единый живописный тон. Звук голоса и жест.
Форма. Занятие – исследование.
19. Музыкальная страна.- 2 часа
Содержание. Импровизация на звукоподражания, на заданный текст, с использованием стихов, ритмико-двигательная импровизация.
Форма. Занятие, с использованием музыкально – сценического действия.
20. Весело – грустно.- 2 часа
Содержание. Понятие лада: мажор (весело) – минор (грустно). Сравнительная характеристика произведений с разными интонациями (весело- грустно).
Форма. Занятие – рассуждение.
21. Летний день, замечательный праздник.- 1 час
Содержание. Песни мира, Песни о моем городе, Песни о дружбе, Песни о маме и для мамы, Песни лета, Песни моря, Песни – шутки, Песни – игры, Песни – загадки.
Форма. Игровая и концертная деятельность.
ПРЕДПОЛОГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
К концу курса обучения учащиеся научатся:
Первый уровень –принцип успешности;
-принцип творческого развития;
-принцип гармонического воспитания личности.
Второй уровень- формирование осознанного восприятия музыкального произведения;
-иметь четкое представление о специфике музыкального жанра эстрадная песня;
-знать приемы работы над песней;
- иметь представления о средствах создания сценического имиджа;
-уметь соблюдать певческую установку.
Третий уровень- самостоятельно создавать образ исполняемой песни;
-уметь петь сольно и в ансамбле;
-видеть другие сферы применения своим знаниям , умениям и навыкам;
-самостоятельно создавать образ исполняемой песни
6. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ:
беседа;
практические занятия;
занятие –постановка, репетиция;
заключительное занятие;
система специальных вокальных упражнений;
индивидуальная работа с учащимися
выездное занятие.
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
Методика работы с детьми при реализации программы позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы, должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с учащимся, акцентирована на самостоятельную поисковую (импровизации) активность детей
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты
Все направления учебно-тематического плана программы в условиях репетиции органически переплетаются. Данная программа реализовывается при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:
1.Общие требования к обстановке в кабинете
оформление и техническое обеспечение кабинета соответствует содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями;
свободный доступ или возможность организации занятий на сцене актового зала.
2.Техническое и материальное обеспечение:
кабинет, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами;
музыкальный центр, фортепиано,DVD-плеер, телевизор, микрофоны;
CD-диски, кассеты.
3. Кадровое обеспечение:
Педагог, руководитель, реализующий программу должен владеть следующими профессиональными и личностными качествами:
обладает специальным музыкально-педагогическим образованием;
владеет навыками и приемами организации музыкальных занятий;
знает физиологию и психологию детского возраста;
умеет видеть и раскрывать творческие способности воспитанников
4 Методическое обеспечение программы:
методические разработки и планы
конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
развивающие и дидактические процедуры: дидактические и психологические игры
8. МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
количество
1
1 .Библиотечный фонд
2
Авторская программа по вокалу
1
3
Хрестоматия с нотным материалом
6
4
Сборники песен и хоров
5
5
Методические пособия
1
6
Книги о музыке и музыкантах.
3
7
Справочные пособия, энциклопедии
1
8
2.Печатные пособия
9
Портреты композиторов и исполнителей
10
Таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания
11
3.Экранно-звуковые пособия
12
Видеофильмы выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов известных хоровых детских коллективов
13
4.Учебно-практическое оборудование
14
Музыкальные инструменты: синтезатор,
Детские музыкальное оборудование:
Микрофоны
Компьютер
Мультемедийный проэктор
Электронные носители с фонограммами (+ и -)
1
8
1
1
1
1
9. Учебно - методическое обеспечение программы
Для учителя:
Стумева Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., «Прометей», 1992 г.
Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М., Изд. МГПИ, 1983 г.
Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе. М., Музыка, 1972 г.
Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Развитие детского голоса (материалы научной конференции по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков, молодежи 26-30 III 1961 / Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1963 г.
Сергеев А. Воспитание детского голоса. Пособие для учителей. Изд. Акад. пед. наук, 1950 г.
Сафонова В.И. Некоторые особенности вокального воспитания, связанные с охраной детского голоса. Сб. ст. Работа с детским хором. М., «Музыка», 1981 г.
Брылина В.Л. Формирование эстетического идеала в процессе вокальной работы с подростками. Киев. 1985 г.
Горюнова А.П. О развитии музыкальной культуры подростка. Новосибирск. 1969 г.
Понылко К.М. Воспитание вокальных навыков у детей школьного возраста. Свердловск, 1965 г.
Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Методическое пособие. Л., «Музыка», 1972 г.
Миловский С.А. Распевание на уроках пения. М., «Музыка», 1977 г.
Добровольская Н.Н. Распевания в школьном хоре, 1-8 кл. М., «Музыка», 1969 г.
Соболев А.С. Речевые упражнения на уроках пения. Пособие для учителей пения. М-Л., «Просвещение». 1965 г.
Комиссаров О.В. Фонетический метод в формировании вокально-артикуляционных навыков у учащихся младших классов.
Носорев Ю.А. Вокальные особенности музыкальных произведений как условия певческого развития младших школьников. 1993 г.
Чернова Л.В. Совершенствование способов самоконтроля в процессе формирования вокальной интонации у младших школьников. Изд. МГПИ им. Ленина, М., 1990 г.
Алиева Э.В. Теоретические основы гармонического развития вокального слуха младших школьников.
Гамбицкая Е.Я. К обучению мальчиков в хоре начальной школы. Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1955 г.
Машевский Г.П. Вокально-исполнительские и педагогические принципы А.С. Даргомыжского. Л., «Музыка», 1976 г.
Мекабени А.Г. Методика обучению сольного пения. «Просвещение», 1987 г.
Дмитриева Л.Г., Черноиваненка Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. «Просвещение», 1989 г.
Для обучающихся:
Ковалевский Д.Е. «Чтобы утро было добрым», Москва «Просвещение»1983год
Пахмутова Л. «Знать и любить музыку», Ленинград «Просвещение»1981 год
Финкельштейн Э. «Музыка от А до Я», Москва Издательство «Новая школа» 1992г.
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов известных хоровых детских коллективов.
4.4. Аудиоматериалы.
«Детский праздник» - фонограммы песен для прослушивания, разучивания и исполнения «Здравствуй, осень золотая».
«Детский праздник» - фонограммы песен для прослушивания, разучивания и исполнения «Мамочка моя».
«Детский праздник» - фонограммы песен для прослушивания, разучивания и исполнения «Новый год».