Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Звонкие голоса"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Икшинская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор школы
________ Е.А. Чунихина
«___» августа 2016
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Звонкие голоса»
( общекультурное направление)
5-7 класс
Составитель: Майорова М.Ю.
Срок – реализации 2016-2020г.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа «Звонкие голоса» разработана в соответствии с
ФЗ № 273 РФ «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе Основной образовательной программы основного общего образования МОУ Икшинская средняя общеобразовательная школа, авторской программы
«Звонкие голоса» Е.И. Коротеевой и адресована обучающимся 5-7 классов.
На изучение программы в 5-7 классах, в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком школы, отводится 102 часа . Программа рассчитана на 1 час в неделю.
Цель программы:
формирование основ музыкальной культуры учащихся для осуществления социально-значимой творческой деятельности и развития музыкально-эстетического вкуса через вокально-хоровое исполнительство.
Задачи:
формирование знаний о строении голосового аппарата и охране певческого голоса;
формирование знаний основ хорового пения
формирование осознанного подхода к исполнению музыкального произведения (восприятие идей композитора и поэта, включение воображения, фантазии, постижение образно-эмоционального содержания произведения, внесение творческих идей в исполнение).
развивать музыкальные способности;
стимулировать развитие образного мышления, воображения, эмоционального восприятия музыки, культуры чувств;
развивать осмысленное выразительное исполнение вокально-хоровых произведений;
создать условия для творческой самореализации ребенка.
воспитывать коммуникативные качества личности, содействовать формированию культуры общения;
способствовать воспитанию любви к родному краю, уважения к его истории и традициям, воспитывать уважение к другим национальным культурам и народам разных стран.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе слушания и исполнения русских народных песен, а также песен современного музыкального искусства России;
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка;
умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, села и др.;
уважительное отношение к культуре других народов;
сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие мотивов исполнительской деятельности и личностного смысла участия в хоровом коллективе; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного и сольного исполнительства;
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимания его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт обучающихся в музыкально-творческой деятельности:
формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
формирование устойчивого интереса к вокально-хоровому искусству;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
умение понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений, воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений;
уметь петь мягким округлым, полетным звуком, используя мягкую атаку;
владеть правильным певческим дыханием, постепенно распределяя дыхание на фразу;
владеть навыком пения;
слышать себя в процессе пения, контролировать и оценивать качество звука своего голоса, а также качество звучания всего хорового коллектива в целом;
петь чисто и слаженно;
уметь петь каноны, простейшее двухголосие;
петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
принимать активное участие в творческой жизни школы, участвовать в различных конкурсах.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Программа определяет 2 направления обучения детей: вокально-хоровая работа и концертно-исполнительская деятельность. Первое направление состоит из 10 тематических блоков, объединяющих несколько вопросов теоретического и практического характера, которые реализуются на разных этапах обучения (содержание обучения усложняется со 2 года обучения). Основное содержание программы позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности - это обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты, которые сопровождают все практические занятия, на которых основное внимание уделяется постановке голоса и сценическому искусству.
Программа включает следующие разделы:
Раздел I. Вокальная работа в хоре.
1. Певческая установка.
2. Работа над дыханием.
3. Работа над звуком.
4. Артикуляция
5. Работа над дикцией.
Раздел II. Распевание хора.
6. Вокально-интонационные упражнения.
Раздел III. Работа над ансамблем хора и над хоровым строем.
7. Ансамбль.
8. Строй
9. Стили хоровых произведений.
10. Разучивание хоровых произведений.
Раздел 1. Вокальная работа в хоре.
Тема 1. Певческая установка.
Посадка хорового певца, положение корпуса, головы. Отработка навыков пения, сидя и стоя. Пение знакомых песен. Техника безопасности. Знакомство с голосовым аппаратом, строение голосового аппарата.
Тема 2. Дыхание.
Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер пения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приёмы. Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания. Роль певческого дыхания в звукообразовании. Пение упражнений на разные виды дыхания. Опорное дыхание.
Тема 3. Атака звука.
Атака – начало певческого звука. Виды атаки: мягкая, твёрдая, придыхательная.
Тема 4. Артикуляция.
Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности. Тембр певческого и речевого голоса. Дикция и механизм ее реализации. Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок). Переход от гласной к согласной и наоборот. Механизм перехода от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Маскировочная артикуляция. Основные выводы вокальной педагогики о требованиях к пению гласных.
Тема 5. Дикция.
Освободит и разовьёт весь артикуляционный аппарат детей, при помощи различных скороговорок, упражнения на различные сочетания согласных с гласными.
Раздел 3. Работа над ансамблем хора и над хоровым строем.
Тема 7. Ансамбль.
Интонационная слаженность, единообразие манеры звукообразования, ритмическая и темповая слитность, динамическая одноплановость партии в каждый данный момент, одновременное начало и окончание произведения целиком и отдельных его частей, и т.д.
Тема 8. Строй.
Строй: мелодический и гармонический. Особенности тонов, полутонов. Пение a capella. Канон. Двухголосие. Воспитание унисона, мелодический гармонический слух
Раздел 4. Хоровой репертуар.
Тема 9. Стили хоровых произведений.
Хоровой коллектив в своём репертуаре должен иметь произведения, как современных авторов, так и классиков. Исполнение русских народных песен, произведения других народов. Полезно изучать произведения разных жанров и стилей.
Тема 10. Разучивание хоровых произведений.
Язык жестов дирижёра: «внимание», «дыхание», «начало пения», «окончание пения». Работа с нотным текстом. Анализ словесного текста и его содержания. Разбор фразировки вытекающей из музыкального и текстового содержания. Разбор различной динамики. При разучивании одноголосного произведения работа идёт со всей группой хора.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ п/п
Тема занятий
Общее кол-во часов
Теория
Практика
Формы проведения занятий
1.
Вокальная работа в хоре.
1)певческая установка;
1
1
-
групповое
2)работа над дыханием;
3
1
2
Групповое/ подгрупповое
3)работа над звуком;
2
1
1
Групповое / подгрупповое
4)артикуляция;
2
1
1
Групповое / индивидуальное
5)работа над дикцией;
4
1
3
Групповое / индивидуальное
2.
Распевание хора.
6) вокально - интонационные упражнения
5
1
4
Групповое / индивидуальное
3.
Работа над ансамблем хора и над хоровым строем.
7)ансамбль;
4
2
2
Групповое / индивидуальное
8)строй;
2
1
1
Групповое / индивидуальное
9)стили хоровых произведений;
3
1
2
Групповое / подгрупповое
10)разучивание хоровых произведений.
8
2
6
Групповое / индивидуальное
Всего:
34
12
22
6 класс
Тема занятий
Общее кол-во часов
Теория
Практика
Формы проведения занятий
1.
Вокальная работа в хоре.
1)певческая установка;
1
1
-
групповое
2)работа над дыханием;
2
1
1
Групповое/ подгрупповое; индивидуальное
3)работа над звуком;
2
1
1
Групповое / подгрупповое
4)артикуляция;
2
1
1
Групповое / индивидуальное
5)работа над дикцией;
2
0
2
Групповое / индивидуальное
2.
Распевание хора.
6) вокально - интонационные упражнения
3
1
2
Групповое / индивидуальное
3.
Работа над ансамблем хора и над хоровым строем.
7)ансамбль;
6
1
5
Групповое/ подгрупповое
8)строй;
2
1
1
Групповое / индивидуальное
9)стили хоровых произведений; Знакомство с музыкальными жанрами.
3
1
2
Групповое / подгрупповое
10)разучивание хоровых произведений; разучивание элементов ритмики.
11
2
9
Групповое / подгрупповое; индивидуальное
Всего:
34
10
24
7 класс
Тема занятий
Общее кол-во часов
Теория
Практика
Формы проведения занятий
1.
Вокальная работа в хоре.
1)Введение; владение голосовым аппаратом; использование певческих навыков; певческая установка;
1
0
1
групповое
2)работа над дыханием; певческая позиция;
2
1
1
Групповое/ подгрупповое; индивидуальное
3)работа над звуком;
2
1
1
Групповое / подгрупповое
4)артикуляция;
2
1
1
Групповое / индивидуальное
5)работа над дикцией;
2
0
2
Групповое / индивидуальное
2.
Распевание хора.
6) вокально - интонационные упражнения
3
1
2
Групповое / индивидуальное
3.
Работа над ансамблем хора и над хоровым строем.
7)ансамбль;
6
1
5
Групповое/ подгрупповое
8)строй;
2
1
1
Групповое / индивидуальное
9)стили хоровых произведений; Знакомство с музыкальными жанрами.
3
1
2
Групповое / подгрупповое
10)разучивание хоровых произведений; разучивание элементов ритмики.
11
2
9
Групповое / подгрупповое; индивидуальное
Всего:
34
9
25
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Технические средства обучения (компьютер, музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R,CD-RW,а также магнитных записей,видеопроектор),музыкальный инструмент фортепиано, видеоаппаратура,наглядные пособия - презентации Microsoft Power Point, портреты композиторов, таблицы по нотной грамоте
2.Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».
3.Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».
4.Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».
5.Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».
6.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».