Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музыкальная фантазия» (5 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музыкальная фантазия» (5 класс)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Музыкальная фантазия» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственногообразовательного стандарта общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации и на основе авторской программы «Проектные задачи А.Б Воронцова»:пособие П79 для учителя /А.Б.Воронцов,В.М.Заславский,С.В.Егоркина и др.;подред.А.Б.Воронцова.-3- е изд.-М.: Просвещение,2011.-176с.(Стандарты второго поколения).-ISBN978-5-09-025237-9).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музыкальная фантазия» (5 класс)»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Музыкальная фантазия» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации и на основе авторской программы «Проектные задачи А.Б Воронцова»: пособие П79 для учителя /А.Б.Воронцов , В.М.Заславский ,С.В.Егоркина и др.;под ред.А.Б.Воронцова .-3- е изд.-М.: Просвещение ,2011.-176с.(Стандарты второго поколения).-ISBN978-5-09-025237-9).
Данная рабочая программа ориентирована на достижение личностных и метапредметных результатов, создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает поверить в себя, в свои способности.
Цели программы:
-выявление и развитие творческих способностей обучающихся МАОУ СОШ №35 г.Томска,заинтересовать детей микрорайона Степановка музыкальным искусством, развить музыкально- эстетический вкус детей. Обогащать методические возможности занятия, придать ему современный уровень.
-способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре.
-формировать духовный мир ребенка.
Задачи
Образовательные:
постановка голоса, формирование вокально-хоровых навыков, знакомство с вокально-хоровым репертуаром, знакомство с историей зарождения песни, историей музыкальных инструментов, их звучанием;
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебно- проектной деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные способности школьников;
закрепить и расширить знания ,полученные на уроке музыки;
привить любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально– хоровые навыки, чувство музыки, стиля;
воспитать музыкальную и певческую культуру;
развить музыкально-эстетический вкус детей;
Воспитательные:
воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения.
Развивающие:
развитие музыкальных способностей детей и потребности школьников в хоровом и сольном пении, а так же развитие навыков эмоционального, выразительно пения.
Связь
Программа предусматривает связь музыки с литературой, сценическим искусством, ритмикой и раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Музыкальную основу программы составляют разнообразные песни для детей современных композиторов и исполнителей, т.к. песенный материал играет важную роль в освоении содержания программы.
При разучивании песенного репертуара педагог обращается к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка – умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, умение соблюдать правильную интонацию при произношении; на уроках литературы – начальное понятие языка художественной литературы: эпические, лирические, драматические произведения, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах.
Идеи, подходы..
Основная идея программы ориентирована на решение обучающимися системы проектных задач, что способствует более высокому (компетентностному) уровню усвоения программного содержания. Специфика программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской, проектной деятельности в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в основной и средней школы. Программа курса знакомит обучающихся с организацией коллективного и индивидуального исследования, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы в обучении и воспитанию в процессе развития музыкальной, мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования коммуникативной и певческой компетенций. Создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской и проектной деятельности.
Программа курса состоит из двух разделов: пение и оркестры. Раздел «Пение» предусматривает овладение вокально–хоровыми навыками. Раздел «Оркестр» предусматривает изучение видов оркестров и инструментов, входящих в состав оркестра.
Программа курса «Музыкальная фантазия» для 5-х классов содержит теоретическую и практическую составляющую:
- теоретическая часть курса включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала.
- практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках внеурочной деятельности. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Принципы
В основу отбора содержания внеурочной деятельности обучающихся были положены следующие принципы:
- принцип согласованности требований в части отражения новых ценностных ориентиров образования; направленности на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения; выстраивания деятельностной парадигмы обучения; формирования социальных компетенций обучающихся и т.д.
- принцип последовательности и систематичности, обеспечивающий последовательную (непрерывную) логику разворачивания содержания образования, движение от частного к общему.
- принцип доступности, при котором представление содержания в рамках программы осуществляется с учетом дифференцированного подхода (в том числе уровневой дифференциации) и вариативности системы освоения учебного материала (включая способы деятельности); следования логике от известного к неизвестному, от легкого к трудному и определяется не упрощением материала, подлежащего усвоению, а предоставлением систем поиска и освоения (постижения) нового знания; доступность базируется на организации познавательной деятельности, сообразной зоне ближайшего развития ребенка.
- принцип сознательности и активности, предполагающий определение и отражение условий, способствующих формированию активного отношения обучающихся к поставленным учебным задачам, в т.ч. возможность постановки собственных задач, выход за рамки алгоритма и «учебной заданности».
- принцип связи теории и практики, рассматривающий практику как форму применения теории, а практическую применимость — не только как критерий обученности, но и как инструмент обучения.
Обоснование выбора содержания
Реализация данной программы предполагается в рамах такого вида внеурочной деятельности как художественное творчество по средствам направления, содержащего проектную деятельность. Значительное внимание уделено системности и сбалансированности содержания материала.
Продолжительность занятий.
Программа по курсу «Музыкальная фантазия» рассчитана на 34 часа в год, в том числе на практическую часть отводится 50% от общего количества часов, на резерв выделяется 2 часа. Предполагается проведение в 5 классе 1-го. часа в неделю.
прогнозируемые результаты
Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа.
Виды ВУД
Уровнивоспитательных результатов
I
II
III
Приобретение школьником новых социальных знаний
Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям
Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия
Формыдостижения воспитательных результатов
Художественное творчество
- групповые занятия по отработке специальных умений;
- художественные акции: концерты, фестивали, выставки, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД.
- художественные акции: концерты, фестивали, выставки, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей;
- художественные акции: концерты, фестивали, выставки, совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданскойидентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учётапозиций участников дилеммы, ориентации на их мотивыи чувства; устойчивое следование в поведении моральнымнормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживаниячувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельнои адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения целии выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудностькак меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достиженияцели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудностии препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учётаинтересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместнойдеятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместногодействия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссиии аргументировать свою позицию, владеть монологическойи диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическимпринципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого,адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказыватьпомощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процесседостижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулироватьцели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Обращение с устройствами
Выпускник научится:
• подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;
• соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;
• правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
• осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
• входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
• выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
• соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятияинформации человеком.
Фиксация изображений и звуков
Выпускник научится:
• осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;
• учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;
• выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью;
• проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;
• проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, проводить транскрибирование цифровых звукозаписей;
• осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений;
• использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством;
• осуществлять трёхмерное сканирование.
Создание письменных сообщений
Выпускник научится:
• создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
• сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;
• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответст-вии с его смыслом средствами текстового редактора;
• создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;
• использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать текст на иностранном языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
• использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей.
Создание графических
Выпускник научится:
• создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
• создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами;
• создавать специализированные карты и диаграммы: географические, хронологические;
• создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать мультипликационные фильмы;
• создавать виртуальные модели трёхмерных объектов.
Создание музыкальных и звуковых сообщений
Выпускник научится:
• использовать звуковые и музыкальные редакторы;
• использовать клавишные и кинестетические синтезаторы;
• использовать программы звукозаписи и микрофоны.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать музыкальные редакторы, клавишные и кинестетические синтезаторы для решения творческих задач.
Создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений
Выпускник научится:
• использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки;
• формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;
• избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
• проектировать дизайн сообщений в соответствиис задачами и средствами доставки;
• понимать сообщения, используя при их восприятиивнутренние и внешние ссылки, различные инструменты поиска, справочные источники (включая двуязычные).
Коммуникация и социальное взаимодействие
Выпускник научится:
• выступать с аудио видео поддержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
• участвовать в обсуждении (аудио видео форум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
• использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
• вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
• осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
• соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Выпускник получит возможность научиться:
• взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);
• участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;
• взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).
Примечание: результаты достигаются в рамках всех предметов, а также во внеурочной деятельности.
Поиск и организация хранения информации
Выпускник научится:
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
• искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;
• формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать и заполнять различные определители;
• использовать различные приёмы поиска информациив Интернете в ходе учебной деятельности.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контр пример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
• использовать такие естественно-научные методыи приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов,проверка на совместимость с другими известными фактами;
• использовать некоторые методы получения знаний,характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверностьполученных знаний, за качество выполненного проекта.
Стратегия смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение схемы, рисунка.
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять главную и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динами-ческие, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковыхсредств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
• откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречии-вой или конфликтной ситуации.
III.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 класс, 34 часа в год, 1 час в неделю
«Пение»-24 часов.
«Оркестр»-10 часов
IV.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Темы раздела
Виды деятельности учащихся
Пение -24 часа
1.Певческая установка.
Певческое дыхание.
Четко воспринимать и исполнять поставленные задачи.
2.Музыкальный звук.
Работа над вуковедением и чистотой интонирования.
Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации.
3.Работа над дикцией и артикуляцией.
Разучивать и исполнять образы народного творчества ( прибаутки, скороговорки).Сравнивать музыкальные произведения различных жанров. Воплощать художественно- образное содержание исполняемых песен.
4.Формирование чувства ансамбля.
Уметь общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого и коллективного исполнения.
5.Формирование сценической культуры.
Работа с фонограммой.
Импровизировать в пении, игре, пластике. Эмоционально исполнять песни различных по характеру. Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность и деятельность своих сверстников. Исполнять песни отечественных и зарубежных композиторов.
Оркестр- 10 часов
Проектная работа «Оркестр».
Защищать творческие исследовательские проекты. Участвовать в совместной деятельности при создании единого проекта. Исследовать интонационно- образную природу музыкального искусства. Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий. Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.
V. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕЕЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ
Обозначение необходимого количества:
Д - демонстрационный
У – у каждого обучающегося
Ф – для фронтальной работы (на парту для 2-х учащихся)
К, М – для класса, мастерской
П – комплект или оборудование, необходимое для работы в группах (4-5 человек)
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Печатные пособия
Комплект портретов композиторов.
Д
Серия справочных таблиц «Оркестр»
Д
Технические средства обучения
Компьютер, интерактивная доска, нотная доска, музыкальный центр, электро-пианино
Д
Информационно-коммуникативные средства
Видеофильмы по разделам
Ф
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
Ф
Учебно-практическое оборудование
Комплект детских музыкальных
П
Специализированная учебная мебель:индивидуальные столы и стулья для учащихся
К
Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др