Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "До,ми,соль-ка"
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "До,ми,соль-ка"
Рабочая программа по духовно-нравственному направлению «До, ми, соль-ка» составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по музыке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "До,ми,соль-ка"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СЕЛА НАЙТОПОВИЧИ УНЕЧСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАССМОТРЕНО на МО
руководитель МО
_________ / /
«_____ »_________20_____ г.
Протокол №1
СОГЛАСОВАНО
зам.директора по УВР
________/Холощак Л.А. /
«____»_______20_____ г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
____________/Яськова О.М./
«___»________20____г.
Рабочая программа кружка
«Домисолька»
возраст обучающихся: 8 – 14 лет,
срок реализации : 3 года, 1 год обучения
Программа разработана:
Фисенко Натальей Александровной
учителем высшей категории
Пояснительная записка
Рабочая программа по духовно-нравственному направлению «До, ми, соль-ка» составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по музыке. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи Минобразования России по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Введение
Хоровое пение – основа музыкальной культуры русского народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Пение – природная способность человека, а человеческий голос – самый древний музыкальный инструмент. Тяга к хоровому пению, как средству самовыражения, известна с древности и заложена у человека на генетическом уровне. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную культуру и художественную самодеятельность школы. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой работе. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству.
Направленность дополнительной образовательной программы
Художественно-эстетическая – направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.
Новизна
Новизна данной общеобразовательнойпрограммы состоит в том, чтодетям прививается интерес к традициям русской хоровой культуры. Хоровое пение – мощное средство патриотического и нравственного воспитания, поэтому в данной программе важное место занимает тщательный подбор репертуара. Занятия в хоре способствуют развитию определенных черт характера: внимания, усидчивости. Целеустремленности, чувства ответственности. Значимость совместной деятельности, общность целиспособствуют интенстивному развитию личности ребенка.
Хоровое пение положительно влияет на здоровье детей. При овладении вокально - хоровыми навыками используются дыхательные упражнения, мимическая гимнастика, положительно влияющие на здоровье.
Актуальностьпрограммыобусловлена тем, что в настоящее время вокально-хоровое пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке.Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им и не осознаваемых. Поэтому в руках умелогоруководителя вокально-хоровое пение – действенное средство музыкально-эстетического воспитания. В пении соединены такие многогранные средства воздействия на молодого человека, как слово и музыка. С их помощью можно воспитать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, жизни, природе.
Наблюдения педагогов и специальные исследования убедительно показали, что пение – это одно из эффективных средств физического воспитания и развития детей. В процессе пения: сольного и хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует формированию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья, а также развивает у детей внимание, наблюдательность, дисциплинировать, ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека, повышает умственную активность мозга.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность данной программы проявляется в том, что успешное её освоение даёт учащимся возможность дальнейшего продолжения музыкального образования в средних и высших музыкальных учебных заведениях.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель:
Комплексное эстетическое развитие личности обучающихся посредством изучения основ вокально – хорового искусства, навыков владения певческим голосом.
Задачи:
образовательные:
- сформировать у обучающихся теоретические знания об устройстве голосового аппарата, об охране голоса, - сформировать представление о композиторах осваиваемых музыкальных произведений и авторах поэтических текстов, об эпохе, в которой они жили; - научить детей петь в хоре, слышать себя и других участников коллектива; - сформировать умение следить за развитием музыкального образа;
развивающие: - развить вокально-хоровые навыки; - развить музыкальный слух детей; - развить эмоциональную отзывчивость на музыку; - развивать музыкальную память; - развить музыкально-творческие способности детей;
воспитательные: - воспитать любовь к музыке, художественно-эстетический вкус; - воспитать исполнительскую и слушательскую культуру; - развить в детях творческую активность и самостоятельность.
Данная программа предусматривает использование в репертуаре национально – региональный компонент (Песня «Анне» В. Селиховой)
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Программа адресована подросткам 8 – 10 лет. Занятия проводятся по группам и индивидуально. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группе составляет: 21 человек из 2 - 4 классов.
Репертуар
1. «Выше радуги» муз. Ю. Чернавского сл. Л. Дербенёва
2.«Домовой» муз. К. Костина сл. В. Орлова
3. «Шарики воздушные» муз. и сл. А. Петряшовой
4. «Разукрасим все планеты» гр. Барбарики
5. «Рыжий кот» муз. и сл. А. Петряшовой
6. «Принцесса» муз. и сл. А Петряшевой
7. «Цветик – семицветик» сл. и муз А. Петряшевой
8. «Золотая рыбка» муз. и сл. А. Петряшовой
9. «Мой папа» сл. и муз. А. Ермолова
10. «Ой вставала я ранёшенько» рус. нар. песня
11. «Дигидоша» муз. А. Петрова
12. «Поросенок» муз и сл. А. Петрова
13. «Край родной» муз . Е. Гориной сл. А. Смелиной
Сроки и режим реализации дополнительной образовательной программы
Программа рассчитана на 3 года обучения: 34 часа в год по 1 аккадемическому часу в неделю.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу
Всего за год – 34 занятий
Расписание занятий
Дни недели
Время
Вторник
13.30 – 14.30
Формы занятий
Групповая, ансамблевая, индивидуальная
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Программа имеет поэтапную структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод “шаг за шагом”).
Первый год обучения. “ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС”. Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.
Второй год обучения. “МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ…”. Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни с усложненным ритмом и метром. Предполагаются голосовые импровизации, пунктирный ритм.
Третий год обучения. “ЗВУЧИТ, ПОЕТ МОЯ ДУША!” Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет и сочнеет. Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться популярные произведения. Обязательной является голосовая импровизация. Бек-вокал вносит определенный колорит в вокальные произведения. Повышается исполнительское мастерство.
Нужно отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель, пение «по нотам» и не ставится во главу угла. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.
Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты, “легкая” музыка. Все это помогает в незамысловатой работе- игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
Данная программа помогает четко организовать работу вокального кружка. Но четкая разграниченность не должна отражаться на творческих способностях ребенка и педагога, на вокальных занятиях. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога, это значит, что музыкальные произведения могут быть взаимосвязаны и заменять друг- друга. Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимо произведения “подгонять” под те или иные праздники и даты. Все это придаёт определённый тематический смысл занятиям вокального кружка. Теоретическими навыками дети занимаются в процессе обучения в вокальной группе, параллельно с изучением нового песенного материала. Теоретический курс по каждой возрастной группе приводится ниже. А песенный репертуар подбирается в течение года.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
выработать повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в концертной деятельности );
увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
проявлять навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное отдаление и сближение голосов, усложненные вокальные произведения);
научаться исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на большой сцене, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Планируемые результаты
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему
правильно и красиво петь,ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
воплощать художественно-образное содержание в пении и своей пластике
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 четверть – 8 недель, 8 часов
№
Разделы
Кол-во
часов
Дата
Вокально-хоровая работа
1
Организационный момент.
Певческая установка и певческая позиция. Дыхание.
1
2
Отработка полученных вокальных навыков.
1
3
Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения.
1
4
Дикция. Артикуляция.
Сценическая культура и сценический образ.
1
5
Работа над чистотой интонирования. Основы нотной грамоты.
1
6
Движения вокалистов под музыку.
1
7
Вокально-хоровая работа.
1
8
Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.