Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 7 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 14» г. Брянска
«Рассмотрено»
на методическом объединении
МБОУ СОШ №14
Протокол № от
« 29 » августа 2018 года
Руководитель МО
---------------- Комовский Н.В.
« Согласовано»
Заместитель директора школы
по УВР МБОУ СОШ № 14
---------------- Янченко И. А.
« 29 » августа 2018 года
« Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 14
---------------- Ганичева Л. И.
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А П Е Д А Г О Г А
А Ф А Н А С Ь Е В О Й А Н Н Ы Н И К О Л А Е В Н Ы
(ПЕРВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ)
по « МУЗЫКЕ»
7 класс
2018– 2019 учебный год
7 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
Письма Департамента образования и науки Брянской области от 27апреля 2018года №4118-04-О« О примерном учебном плане 5-9 классов образовательных организаций Брянской области на 2018-2019 учебный год.(ФГОС ООО),примерная программа основного общего образования по музыке 5-7 кл. М.: Просвещение 2011год
авторской программой"Музыка"5-7 классов авторы В,О, Усачёва, Л,В, Школяр,В,А, Школяр, М; " Вентана Граф" 2014
Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС. Содержание соответствует целям основного общего образования в предметной области «Искусство», куда входит музыка, и базируется на положениях «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».
Особенностью программы является то, что она не просто создана с опорой на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, основные принципы и методы которой являются до настоящего времени прогрессивными и новаторскими, а строго следует логике тематического развития программы и поурочного планирования в целом. Для современного состояния музыкальной педагогики это имеет большое значение, поскольку идеи концепции, содержание и сама структура программы Д.Б. Кабалевского не только заложили основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования, но, по сути дела, представляют собой научно обоснованный курс музыкальной эстетики, соответствующий школьному возрасту детей, в котором процесс познания музыкального искусства совершается с целью воспитания музыкальной культуры учащихся как части всей их духовной культуры.
Содержание программы также наглядно доказывает, насколько многообразно и эффективно музыка участвует в реализации фундаментальных функций искусства –коммуникативной, эмоционально-оценочной, преобразовательной и познавательной, соответствующих основным направлениям системы человеческой деятельности.
Музыка играет важнейшую роль в формировании нравственно-эстетических воззрений человека, в воспитании его духовного мира. Необходимо понимать, что на современном этапе модернизации российского образования задача приобщения подростков к музыкальному искусству, а значит, и преподавания музыки в основной школе на высоком уровне является особенной, специальной задачей. В пору настойчивого размывания культурных ценностей, создаваемых поколениями русского народа на протяжении веков, нивелирования чувства уважения к национальным традициям и чувства ответственности за сохранение классического искусства ее решение поможет в освоении и сохранении духовного опыта поколений, созидавших русскую культуру.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса,
музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
развитие творческих сил подростка, которые сделали бы успешным и плодотворным процесс формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры.
Для этого необходимо решение такихзадач, как
развитие у подростков способности к эстетическому освоению мира и оценке музыкальных произведений по законам гармонии и красоты;
воспитание художественного мышления, постигающего жизненные и музыкальные явления во всей их сложности и совокупности противоречий;
освоение музыки в союзе с другими видами искусства, понимание сущности их взаимодействия в восприятии целостной картины мира;
изучение музыки как вида искусства в многообразии форм и жанров, усвоение особенностей музыкального языка, способов исполнительства;
знание лучшего, что создано в отечественной и зарубежной классике, в творчестве современных композиторов, народной музыке;
развитие художественных умений и навыков, слушательской и исполнительской культуры учащихся, их творческой индивидуальности, проявляющихся в хоровом и сольном пении, импровизации на музыкальных инструментах, выражении музыкального образа через образ живописный, танцевальный, поэтический.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального государственного стандарта основного общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА».
Общая характеристика предмета. Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся.
Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию.
Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности, и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Таким образом, целью преподавания учебного предмета «музыка» в основной школе является развитие творческих сил подростка в процессе формирования его музыкальной культуры как части всей духовной культуры.
Это реализуется через решение следующих задач:
Развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать музыкальные произведения по законам гармонии и красоты;
Воспитание художественного мышления как мышления, постигающего музыкальные и жизненные явления в их диалектическом развитии;
Воспитание художественных умений и навыков, лежащих в основе слушательской и исполнительской культуры учащихся, позволяющих проявить творческую индивидуальность в выборе той или иной музыкальной деятельности (хоровое и сольное пение, импровизация на музыкальных инструментах, выражение музыкального образа через образ живописный, танцевальный, поэтический).
Реализация данной программы опирается на следующие методымузыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы;
метод игры.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений0. Самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.
Программа опирается на следующие принципы:
- преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
- раскрытие школьникам содержания музыкального искусства как проявления духовной деятельности человека, как концентрированного нравственного опыта человечества;
- возвышение подростка до философско-эстетической сущности искусства (проблематизация образования, выведение деятельности в искусстве на уровень содержательных обобщений);
- проникновение в природу искусства и его закономерности, овладение интонационно-образным языком музыки.
Методы, используемые в работе по программе:
- моделирование художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр). Данный метод призван формировать активное, деятельное освоение произведений искусства. Он углубляет проблемный метод, направляя мышление учащихся в русло выявления истоков происхождения изучаемого явления.
- «сочинение сочиненного» и импровизация музыки (В.О. Усачева). Метод выявляет общефилософскую сущность проблемы бытия: каждый человек приходит в этот уже созданный («сочиненный») мир, чтобы прожить («сочинить») свою жизнь, но открывает для себя то, что существовало до него и существует в рамках уже сочиненного. Суть метода – в осмыслении с помощью музыкального языка значимой идеи, жизненной ситуации либо отношения к чему-нибудь, что требует первичной музыкальной «формулировки» предмета осмысления, дальнейшего ее рассмотрения. Развития и обобщения – вывода или другого, художественно целесообразного и содержательно обоснованного завершения.
- содержательный анализ музыки (В.А. Школяр). Его суть состоит в следующем: анализ произведения начинается с выдвижения содержательного положения (художественной идеи), которое затем конкретизируется в процессе его музыкально-драматургического воплощения. Благодаря этому анализ протекает с самого начала целостно и на теоретическом уровне – как движение от содержания к форме, от общего к частному, а деятельность школьников приобретает творческий характер.
В качестве видов музыкальной деятельности в музыкальной педагогике выделяют:
- слушание музыки;
- хоровое пение;
- движение под музыку;
- драматизация музыкальных произведений;
- импровизация.
Учебный предмет «музыка» имеет межпредметные связи со следующими учебными предметами: изобразительное искусство, литература, история.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Учебный предмет «музыка» входит в предметную область «искусство».
В соответствии с базисным планом в 7 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов в год (из расчета 1 час в неделю),но в связи с тем, что федеральные праздники (1.05.2019г) выпадают на учебные дни,то количество часов уменьшается до 34час. Количество часов в год – 34 час.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) — показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти — важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.
Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
В основной школе личностными результатами обучения музыке являются формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Этому способствует определенный метод подачи материала, который стимулирует интерес учащихся к самостоятельной интеллектуальной деятельности, основанной на поиске тех или иных решений, связанных с индивидуальными особенностями каждого, жизненными реалиями и констатирующих в итоге необходимость музыкально-художественной деятельности и ее значение для личности учащегося. Такого рода результаты проявляются, например, в исследовательской деятельности учащихся по освоению раздела учебника «Самостоятельно работаем: читаем, слушаем, поём, размышляем».
Личностные результаты
- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни;
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его стилей, форм и жанров;
- потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира;
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
- овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
- анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;
- наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира;
- убежденность в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом;
- умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.
Предметные результаты
- понимание роли и значения музыки в жизни подростка, школьной среды и окружающей жизни;
- наличие эстетическое восприятия произведений музыкального искусства и явлений действительности;
-общие представления о закономерностях и интонационно-образной природе музыки, выразительности музыкального языка, о единстве содержания и формы;
- знания о музыкальных и культурных традициях своего народа и народов других стран;
- сформированность опыта творческой деятельности, практических умений и навыков в исполнении музыки разных форм и жанров;
- использование музыкальной терминологии для обозначения содержания, средств выразительности и их свойств в произведениях искусства;
- понимание значения деятельности композитора, исполнителя, слушателя, знание творческих биографий, конкретных произведений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
К концу 7-го класса учащиеся научатся:
- понимать, что искусство способно передавать атмосферу исторических событий, эмоции и чувства людей и тем самым преобразовывать жизнь и духовный мир целых поколений;
- знать наиболее яркие классические произведения отечественных и зарубежных композиторов;
- знать важные вехи жизненного и творческого пути выдающихся композиторов, музыкантов-исполнителей;
- уметь определять специфические черты русской народной музыки, основные ее жанры, звучание народных инструментов, ансамбля, оркестра;
- уметь пропевать (петь) главные произведений изучаемых музыкальных произведений, по характерным признакам определять их авторов и названия;
- уметь приводить примеры воздействия музыки на окружающую действительность, отдельных людей, самих школьников;
- уметь сопоставлять музыкальные образы произведений, различать способы их драматургического развития.
Ученик получит возможность научиться
- высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
- структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 классов
В результате изучения музыки ученик должен:
Знать/понимать:
- знать и понимать соотношение содержания и формы в становлении и развитии музыки как вида искусства;
- понимать значение музыкального образа и музыкальной драматургии для развития художественного замысла изучаемого произведения;
- знать выразительные возможности музыкального языка в воплощении художественной идеи сочинений разных стилей, жанров и форм;
- понимать специфику оперной драматургии как синтетического театрально-музыкального действия;
- знать произведения, вошедшие в золотой фонд музыкального искусства, преодолевшие временные границ
Уметь:
- уметь исследовать содержание музыкальных произведений, выявлять взаимосвязи музыкальных образов, контрасты и противоречия в их развитии;
- различать особенности музыкальной драматургии музыкальных произведений разных эпох и индивидуальных композиторских стилей;
- рассказывать о композиторе и событиях его времени в их звуковом осмыслении;
- воспринимать и сравнивать различные образы музыки легких и серьезных жанров;
- размышлять и высказывать собственные мнения о художественных ценностях произведений современной популярной музыки разных стилей и направлений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Развития общей музыкальной культуры как части всей духовной культуры, для организации содержательного досуга ,посещения филармонических концертов, прослушивания музыки в домашних условиях ,коллекционирования книг о музыке и музыкантах, записей музыкальных произведений, для участия в деятельности музыкальных коллективов школы, домов творчества, студий звукозаписи и элементарного музыкального творчества.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся 7 класса возможность:
понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО курса «МУЗЫКА»
Программа создана на основе педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, в соответствии с его программой по музыке в основной школе и с учетом современного социального контекста. Ее содержание направлено на формирование культуры личности, развитие и углубление интереса к музыке, музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения. В программе отражены культурологический и гуманистический принципы обучения, усилены межпредметные связи музыки с другими предметами: историей, географией, литературой, изобразительным искусством. Значительное внимание уделяется практическим видам деятельности: пению, движению, музицированию на элементарных музыкальных инструментах, некоторых разновидностях народных инструментов. Предполагается, при определенной подготовленности учителя, развитие информационной компетенции с использованием современных технологий (Интернет, работа с электронными словарями, энциклопедиями, нотными и аудио ресурсами, различными поисковыми системами).Программа, несомненно, ставит высокую планку для педагогического мастерства учителя, уровня подготовки учащихся, условий работы конкретной школы.В сравнении с исходным вариантом программы, созданной под руководством Д.Б. Кабалевского, в предлагаемом варианте скорректирован и несколько сокращен репертуар, предназначенный для вокально-хоровой работы, а также те произведения, которые не вписываются в современный социальный контекст. Сделана также попытка предоставить учащимся 5 класса более широкое поле для самостоятельной деятельности в освоении новых музыкальных произведений, с учетом того, что на протяжении 4-х лет обучения была заложена довольно серьезная теоретическая и практическая база знаний о музыкальном искусстве. Возрастные особенности учеников-подростков (устремленность к интенсивному взрослению) и опыт проектной деятельности по другим предметам, обширная информационная база и развивающаяся стремительными темпами интернет-культура – все это при тактичном и умелом руководстве учителя, твердо опирающегося в своей деятельности на основные принципы и методы Д.Б. Кабалевского, позволяет нам надеяться, что пожелание автора, обращенное к ребятам в конце своей книги о трех китах: «Счастливого плавания!», – осуществится: самостоятельное, время от времени, вхождение в музыкальную стихию будет проходить умело, с воодушевлением, плодотворно и действительно принесет счастье понимать и любить музыку. Ориентирами (помимо тех, что определены программой Д.Б. Кабалевского) для целенаправленного движения к овладению музыкальным искусством, включающим в себя философские, этические и культурологические аспекты, служат размышления выдающегося ученого, теолога, музыканта и врача Альберта Швейцера. Его философско-этическая идея «Уважение к жизни», несомненно, обогащает одну из важнейших содержательных линий концепции программы «музыка и жизнь». «Изучая музыку, ребята почувствуют, что музыка – это сама жизнь», – так написано во вступительной статье к программе Д.Б. Кабалевского. Такое понимание музыки, формирующееся с 1-го класса, к 5-му классу становится устойчивым и многосторонним, что позволяет выдвинуть следующее, очень важное положение: если музыка – сама жизнь «то она, естественно, подвластна законам жизни, по этим законам существует, развивается и воздействует на людей». «Добро – это сохранять жизнь, содействовать жизни. Зло – это уничтожать жизнь, вредить жизни» – главная интонация швейцеровской концепции. Следовательно, чтобы не сотворить зло, даже неумышленно, нужно особое отношение к жизни. А оно диктует и особое отношение к искусству как одному из проявлений «воли -к- жизни», когда «мотивом -к-жизни» (зерном-интонацией) становится поиск правды и красоты, а значит, соответствующих образов и их жизни (развития, драматургии) в искусстве. Таков уровень обобщения идей программы и их тематического стержня.
Тема " Законы жизни- законы музыки" Итак, содержание искусства в целом- это вся человеческая история ,но оценённая по законам нравственности и красоты и представленная нашему восприятию в художественной(знаково-символической)форме. Школьники должны усвоить ,что в искусстве жизнь отражается не «один к одному»,а её законы переводятся на язык абстрактных философских формул и затем конкретизируются в живых человеческих образах ,но в их диалектической сущности представленной в концентрированном виде.
Музыкальный образ- конкретная смысловая единица музыкального искусства, в которой выявление диалектики жизненного явления является самоцелью и выражается во взаимопереходепротивоположных интонаций друг в друга (пример-«Бедный сиротка» Р. Шумана).
Музыкальная драматургия-это масштабное звуковое полотно ,которое разворачивается в рамках классической формулы драматургии в движении от художественной идеи общечеловеческого содержания к её конкретному воплощению путём логической организации взаимоотношений музыкальных образов. Например, анализируя сонату си минор Ф. Листа ,дети убеждаются, что музыкальная драматургия действительно является теоретической системой ,,в которой стратегия мышления философа и логика художественного мышления композитора достигают абсолютного тождества. Закон единства содержания и формы. Новый уровень понимания «поправки» к закону: содержание определяет форму (закон жизни),художественный замысел конструирует средства своего воплощения и раскрывает себя в исторически сложившейся логико-драматургической схеме (закон музыкального искусства).
Двойственность формы(Г. Гегель) как выражение диалектики в жизни и в музыке -форма одновременно и внешняя, «равнодушная» к содержанию и внутренняя, которая и есть содержание.
Музыкальная форма как процесс, «в котором все звенья (все стадии, все моменты) соотносятся друг с другом диалектически (Б.В. Асафьев),как живое интонационное воспроизведение духовной жизни человека. Энергия его рождается из интонационных противоречий ,благодаря чему движение музыкальной материи организуется композитором как развитие, т.е.как смысловое изменение первоначального материала в логике ,продиктованной художественной идеей.
Драматургические возможности музыкального языка и музыкальных жанров и форм
(трёхчастная,сонатная,рондообразная,циклическая,вариационная,рондо,сюита и т.п.).Особенности музыкальной драматурги и разных эпох и индивидуальных композиторских стилей.
Тема «Оперная драматургия как синтетическое действие»
Опера- синтетическое искусство органическое соединение музыки и театра на основе единства законов эмоционально-драматургического развития музыкальной драмы, симфонии, театрального спектакля.
Опера и драма—их роднит общая понятийная канва ( в опере – либретто ,в драме -текст),которая обеспечивает прочтение содержания жизни через символико-смысловое сопоставление полярных образов (добра и зла ,мрака и света ,любви и ненависти, мечты о счастье и гнетущей повседневной действительности и т.д.)
Преимущество музыкальной драматургии в сравнении с внемузыкальной в том, что она оказывает прямое воздействие на духовный мир человека через систему лейтмотивов (Р. Вагнер довёл её до совершенства) и механизмы «заражения и внушения». Решающим становится то, что взаимодействие лейтмотивов (в том числе образов тем во внепрограммной симфонической музыке) не просто реально уподобляется взаимоотношениям персонажей в музыкальном театре. Оно уподобляется на столько что, например ,балет можно не смотреть, а просто слушать и буквально писать своё собственное его « либретто»
Стратегическая цель музыкальной педагогики – воспитание художественного мышления как мышления философского.
Тема «Композитор и время»
Свойство музыки быть «звуковой печатью» своего времени. Краткий обзор истории развития музыкального искусства в сложившейся логике чередования в мировой художественной культуре эпох, художественных направлений, стилей ,школ и пр. Классика-своего рода знак качества отобранный «социальным ухом» (Б.В. Асафьев) музыке преодолевшей время.
Духовная ( церковная) музыка – огромный пласт мировой музыкальной культуре ,характеризующийся специфически образным содержанием и строгим отбором
средств выражения. Способность многоголосной ткани передать многообразие человеческих чувств _от героики в воде до смирения и скорби. Возвышеннось, высказывания- генеральная отличительная черта (и требование)
« Художник и его модель» (П. Пикассо)- взаимоотношения внутреннего мира художника с миром внешним. Творчество композитора- живые события эпохи в их звуковом осмыслении. Революционные изменения в музыкальном языке XX века(творчество И.Ф. Стравинского, А. Шёнберга и др.) как выражение социальных и духовных изменений, происшедших в России и во всём мире.Стиль, почерк, манера композитора. Возможность составить «портрет» композитора на основании интонационных комплексов, характерных для того или иного времени. Стилизация, коллаж как популярные средства смысловой выразительности.
Джаз ,его эпохальное значение. Выражение в джазе первозданной природы музыкального искусства, его влияние на композиторское творчество и исполнительство. Классика и джаз: симфоджаз как самостоятельный джаз в музыкальной культуре, инструменты симфонического оркестра в джазе. Основные формы и жанры джазовой музыки – ансамбль (трио, квартет и т.д),блюз ,спиричуэлс, диксиленд ,биг-бэнд.
Происхождение джаза и закономерность превращения его в ведущий жанр современной массовой музыкальной культуры. Импровизационность джаза ,конкретность эмоционально-интонационного общения ,диалектика художественного времени и интонирования (blue-notes)-выражение подлинной природы музыкального искусства. Понятие «свинг». Катарсис в джазе. Влияние джаза на композиторское и исполнительское искусство.
Ведущие жанры современной массовой музыкальной культуры (бардовская песня, рок, рэп, блюз, шансон и пр.), их положительное и отрицательное влияние на развитие духовного мира личности. Мюзикл и рок-опера, эстрадная музыка ,разновидности рока ,поп- музыка ,рэп и др. Понимание диалектики массовой музыкальной культуры - её высокие образцы и «попса». Противопоставление джаза стандартной продукции шоу-бизнеса как частный случай выражения диалектики возвышенного и низменного.
Электронно-компьютерные технологии в музыке ,вызвавшие изменения музыкально-интонационной сферы, принципиально новые способы звукоизвлечения, обусловившие тембрально- интонационное обогащение музыкального исполнительства.
Формы контроля:
устный опрос,
творческие задания,
самостоятельная работа,
тестирование.
Учебно-тематический план
№
Название раздела
Количество часов
1
Законы жизни- законы музыки
6
2
Оперная драматургия как синтетическое действие
17
3
Композитор и время
11
Всего
34
Тематическое планирование 7 класс ФГОС Тема года «Музыкальный образ и музыкальная драматургия» (34час)
Номер
Урока
Тема урока
тип урока
Количество
часов
Вид учебной деятельности
Виды контроля
Дата
план
Дата
факт
Законы жизни- законы музыки
6 ч
1
1.Отражение в произведениях искусства диалектической сущности жизни.
Усвоение новых знаний
1
Слушание музыки, работа с учебником, анализировать многообразие связей музыки и литературы.
Исполнение песни в коллективе сверстников понимая их драматургическое построение и зависимость средств выражения от эмоционального содержания музыки
текущий
5.09
5.09
Умение слушать и вступать в диалог.
Учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
2
2.Общность законов жизни и законов музыки
Комбинированный
1
Слушание музыки, работа с учебником,
Рассмотреть взаимосвязь музыки и речи.
Хоровое пение. Исполнение песни в коллективе сверстников понимая их драматургическое построение и зависимость средств выражения от эмоционального содержания музыки
текущий
.12.09
12.09
Разучивать и исполнять песни
Уметь выражать свое впечатление в пении
Принимать и сохранять учебную задачу,
3
3.Фиилософский смысл художественной идеи и его воплощение в контрастных музыкальных образах: жизнь и смерть, любовь и ненависть, страдание и борьба и т.д.
Комбинированный
1
Слушание музыки, работа с учебником,
Рассмотреть взаимосвязь музыки и речи.
Хоровое пение. Исполнение песни в коллективе сверстников понимая их драматургическое построение и зависимость средств выражения от эмоционального содержания музыки
текущий
19.09
19.09
4
4.Закон единства содержания и формы и «поправка» к нему: содержание определяет форму.
Комбинированный
1
Слушание музыки, работа с учебником,
Рассмотреть взаимосвязь музыки и речи.
Хоровое пение. Исполнение песни в коллективе сверстников понимая их драматургическое построение и зависимость средств выражения от эмоционального содержания музыки
Текущий
26.09
26.09
5
5.Художественный замысел, его»конструирующая» роль в разработке драматургического развития и выборе средств интонационно-образного воплощения.
Комбинированный
1
Слушание музыки. Различать особенности построения музыки Исполнение песенного репертуара. Исполнение песни в коллективе сверстников понимая их драматургическое построение и зависимость средств выражения от эмоционального содержания музыки
Текущий
3.10
3.10
6
6.Исторически сложившаяся формула драматургии, отражение в ней диалектической процессуальности жизни.
Комбинированный
1
Слушание музыки. Различать особенности построения музыки Исполнение песенного репертуара. Исполнять песни в коллективе сверстников понимая их драматургическое построение и зависимость средств выражения от эмоционального содержания музыки. Выполнение тестового задания.
Тематический
10.10
10.10
Оперная драматургия как синтетическое действие
17 ч
7
1.Опера как синтетический жанр искусства.
Комбинированный
1
Слушание музыки. Определение характера и настроения музыкальных произведений
Хоровое пение. Работа над вокальной и исполнительской культурой.
Текущий
17.10
17.10
8
2.Опера как особая форма отражения проблем человеческого бытия.
Комбинированный
1
Слушание музыки. Определение характера и настроения музыкальных произведений
Хоровое пение. Работа над вокальной и исполнительской культурой.
Текущий
24.10
24.10
9
3.Опера как особая форма отражения наиболее важных исторических событий.
Комбинированный
1
Слушание музыки, определение характера и настроения муз. произведения, сравнительный анализ музыкальных тем, пластическая импровизация в форме дирижёрских жестов, работа с учебником, Хоровое пение. Работа над вокальной и исполнительской культурой.
Текущий
31.10
31.10
10
4. Опера как способ продления жизни выдающихся произведений мировой художественной культуры.
Комбинированный
1
Слушание музыки, интонационно- образный анализ, пластическая импровизация в форме дирижёрских жестов, работа с учебником, хоровое пение. Работа над вокальной и исполнительской культурой.
Текущий
14.11
14.11
11
5. Единство законов эмоционально-драматургического развития музыкальной драмы и театрального спектакля.
Комбинированный
1
Слушание музыки, интонационно- образный анализ, работа с учебником, пластическая импровизация в форме дирижёрских жестов, хоровое пение. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись
Текущий
21.11
21.11
12
6. Либретто -общая понятийная канва.
Комбинированный
1
Слушание музыки, интонационно- образный анализ, работа с учебником, хоровое пение. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.
Текущий
28.11
28.11
13
7.Взаимодействие персонажей в театральном и оперном спектакле: общее
Комбинированный
1
Слушание музыки, интонационно- образный анализ, размышлять о средствах выразительности работа с учебником, выполнение творческих заданий, хоровое пение, работа над правильным дыханием.
Текущий
5.12
5.12
14
8. Взаимодействие персонажей в театральном и оперном спектакле:
различное
Комбинированный
1
Слушание музыки, интонационно- образный анализ, Размышлять о средствах выразительности работа с учебником, выполнение творческих заданий хоровое пение, работа над правильным дыханием, Выполнение тестового задания.
Тематический
12.12
12.12
15
9. Взаимодействие персонажей в театральном и оперном спектакле: особенное
Комбинированный
1
Слушание музыки, интонационно- образный анализ, стилевой разбор, определение характера и настроения музыкального произведения, работа с учебником, хоровое пение, работа над правильным дыханием.
Текущий
.19.12
19.12
16
10. Взаимодействие персонажей в театральном и оперном спектакле: специфическое
Комбинированный
1
Слушание музыки, интонационно- образный анализ, стилевой разбор, определение характера и настроения музыкального произведения, работа с учебником, хоровое пение, работа над правильным дыханием.
Текущий
26.12
26.12
17
11. Система лейтмотивов в опере как спектакль символических персонажей.
Комбинированный
1
Слушание музыки, интонационно- образный анализ, определять образный строй музыки, работа с учебником, хоровое пение, выразительное исполнение песенного репертуара.
Текущий
18
12.Преимущество музыкальной драматургии «в чистом виде
Комбинированный
1
Слушание музыки ,определять автора конкретного музыкального произведения по интонационным проявлениям интонационно- образный анализ, работа с учебником, хоровое пение. Выразительное исполнение песенного репертуара
Текущий
19
13.Прямое воздействие музыкальной драматургии на духовный мир человека через систему лейтмотивов.
Комбинированный
1
Слушание музыки, определять автора конкретного музыкального произведения по интонационным проявлениям интонационно- образный анализ, работа с учебником, хоровое пение. Выразительное исполнение песенного репертуара
Слушание музыки, узнавать характерные черты и специфику музыкального языка народов России, интонационно- образный анализ, работа с учебником, хоровое пение, исполнение вокальных произведений в народном стиле
Текущий
21
15.Наличие в музыке механизмов» заражения»
Комбинированный
1
Слушание музыки, узнавать характерные черты и специфику муз. языка народов России, усвоение музыкальных терминов, работа с учебником, Хоровое пение, исполнение вокальных произведений в народном стиле.
Текущий
22
16.Наличие в музыке механизмов «внушения»
Комбинированный
1
Слушание музыки, узнавать характерные черты и специфику музыкального языка народов России, усвоение музыкальных терминов, работа с учебником, Хоровое пение, исполнение вокальных произведений в народном стиле
Текущий
23
17Лейтмотивы инструментальных и симфонических произведений как «действующие лица» оперного спектакля
Комбинированный
1
Слушание музыки, усвоение музыкальных терминов, работа с учебником, Хоровое пение, исполнение вокальных произведений в народном стиле. Выполнение тестового задания.
Тематический
Композитор и время
11 ч
24
1.Наиболее значимые(знаковые)произведения музыкального искусства разных эпох, художественных направлений ,стилей, школ.
Комбинированный
1
Слушание музыки, усвоение музыкальных терминов, работа с учебником, Хоровое пение
Текущий
25
2.Классическая музыка, её непреходящее значение для мировой культуры.
Комбинированный
1
Слушание музыки, усвоение музыкальных терминов, работа с учебником, Хоровое пение
Текущий
26
3.Духовная(церковная) музыка как искусство, проявляющее нравственные устои человечества.
Комбинированный
1
Слушание музыки, усвоение музыкальных терминов, работа с учебником, Хоровое пение
Текущий
27
4.Отличительные черты и специфические особенности жанров духовной музыки(мессы ,страстей ,магнификата, псалма, хорала и пр.)
Комбинированный
1
Слушание музыки, усвоение музыкальных терминов, работа с учебником, Хоровое пение
Текущий
28
5.Особенности музыкального языка XX столетия в творчестве выдающихся композиторов-новаторов (И.Ф.Стравинского, С.С.Прокофьева и др.)
Комбинированный
1
Слушание музыки, усвоение музыкальных терминов, работа с учебником, Хоровое пение
Текущий
29
6.Джаз- искусство воспроизводящее исторически сложившуюся природу музыки.
Комбинированный
1
Слушание музыки, усвоение музыкальных терминов, работа с учебником, Хоровое пение
Текущий
30
7.Влияние джаза на современное композиторское и исполнительское творчество.
Комбинированный
1
Слушание музыки, усвоение музыкальных терминов, работа с учебником, Хоровое пение
Текущий
31
8.,Наиболее распространённые жанры массовой музыкальной культуры. Противостояние в ней положительного и отрицательного(возвышенных переживаний и примитивных эмоций)
Комбинированный
1
Слушание музыки, интонационно-образный анализ, работа с учебником, пластическая импровизация, хоровое пение
Текущий
32
9. Промежуточная аттестация.
Систематизация и обобщение
знаний
и умений
1
Слушание музыки, интонационно-образный анализ, работа с учебником, пластическая импровизация, хоровое пение
Выполнение тестового задания
Промежуточный
33
10. Электронно-компьютерные технологии в музыке.
Комбинированный
1
Слушание музыки, интонационно-образный анализ, работа с учебником, пластическая импровизация, хоровое пение
Текущий
34
Влияние электронно- компьютерных технологий на современную музыкальную культуру.
Комбинированный
ВСЕГО
1
34
Слушание музыки, интонационно-образный анализ, работа с учебником, пластическая импровизация, хоровое пение
текущий
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ и используемая литература
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект.
Программа Музыка 5-7 класс сост В.О. Усачёва, Л.В. Школяр.--М. "Вентана Граф" 2014г
Музыка. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / В.О Усачева, Л.В. Школяр. – М. " Вентана Граф" 2017г.