Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 5 класс.»
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г №287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции преподавания предметной области « Музыка» в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637-р), Примерной программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания музыки в основной общеобразовательной школе с учётом методических традиций построения школьного курса музыки, реализованных в большей части входящих в Федеральный перечень УМК по музыке.
Цели и задачи изучения учебного предмета «музыка»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основной целью реализации программы является воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
-становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
-развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа авто коммуникации;
-формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности.
Задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
-Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания.
-Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развитиям музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека.
-Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства.
-Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. -Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
-Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей.
-Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных
инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в
том числе с использованием цифровых программных продуктов);
г)музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное
моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали,
представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
-Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре.
Место учебного предмета «музыка» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс, включительно.
Содержание учебного предмета «Музыка», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 5 классе составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю).
УМК учебного предмета для педагога
-Примерная основная образовательная программа основного общего образования.Музыка. 5—8 классы. Искусство. 8—9 классы. Сборник рабочихпрограмм. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской :учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова.— М. : Просвещение, 2018. , и в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ мкр.Вынгапуровский.
УМК учебного предмета для обучающихся
-Музыка. 5 класс. Учебник. учеб.дляобщеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская.- М.: Просвещение, 2019.
Содержание учебного предмета
Общая характеристика учебного предмета «музыка».
Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационновыразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщённости, с другой — глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком — подсознательном — уровне.
Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом, музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы ценностей.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль «Музыка моего края»;
модуль «Народное музыкальное творчество России»;
модуль «Музыка народов мира»;
модуль «Европейская классическая музыка»;
модуль «Русская классическая музыка»;
модуль «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки
модуль «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль «Жанры музыкального искусства».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др.
Модуль «Музыка моего края» Фольклор — народное творчество
Традиционная музыка — отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы и др.).
Mодуль «Народное музыкальное творчество России» Россия — наш общий дом
Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны. Музыка наших соседей, музыка других регионов.
Mодуль «Жанры музыкального искусства» Камерная музыка
Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ идр.). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс и др.). Одночастная, двухчастная, трёхчастная репризная форма.
Куплетная форма.
Mодуль «Русская классическая музыка» Образы родной земли
Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, В. А. Гаврилина и др.).
Mодуль «Музыка народов мира» Музыкальный фольклор народов Европы
Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора. Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов.
Mодуль «Европейская классическая музыка» Национальные истоки классической музыки
Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и др.
Значение и роль композитора — основоположника национальной классической музыки.
Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка.
Mодуль «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки Храмовый синтез искусств
Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение a capella / пение в сопровождении органа).
Основные жанры, традиции. Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения.
Mодуль «Связь музыки с другими видами искусства» Музыка и живопись
Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия — мелодия, пятно — созвучие, колорит — тембр, светлотность — динамика и т.д.
Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов,
К. Дебюсси, А. К. Лядова и др.)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей
действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объёма специальной терминологии.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия
произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе,
настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том
числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства;
смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового,
способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психо-эмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать
основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;
сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили
музыкального и других видов искусства; обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств,
используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;
выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания; самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого слухового наблюдения-исследования.
Базовые исследовательские действия:
следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе
исполнительских и творческих задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
слухового исследования.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями; использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из
одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать,
интерпретировать их в соответствии с учебной задачей; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема,
презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления.
воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоциональнообразное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение,
чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные
нормы и значение интонации в повседневном общении;
эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного
выступления; распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как
полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.
Вербальное общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога; публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
Совместная деятельность (сотрудничество):
развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, опереживания впроцессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;
понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной
деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе вчасти творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;
планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать
решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины
неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту;
использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим
психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и т. д.
Эмоциональный интеллект:
чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать
возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной
жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека,
анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций. Принятие себя и других:
уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим
предпочтениям и вкусам;
признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней
самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
— осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;
— воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
— сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);
— понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
Модуль «Музыка моего края»:
знать музыкальные традиции своей республики, края, народа; характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края;
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой
родины.
Модуль «Народное музыкальное творчество России»:
определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к
музыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее трёх региональных фольклорных традиций на выбор учителя);
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
струнных, ударно-шумовых инструментов; объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности
профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны.
Модуль «Музыка народов мира»:
определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западно-европейской, латино-
американской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурно-национальным традициям;
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
струнных, ударно-шумовых инструментов; различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях
профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров).
Модуль «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей
(барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм); исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором,
способы развития и форму строения музыкального произведения; характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее
известных сочинений.
Модуль «Русская классическая музыка»:
различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение,
исполнительский состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором,
способы развития и форму строения музыкального произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов; характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить
примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»:
различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки; исполнять произведения русской и европейской духовной музыки; приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.
Модуль «Современная музыка: основные жанры и направления»:
определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки;
различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов,
входящих в их состав; исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности.
Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»:
определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств; различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств; импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия
произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора; высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях,
жанре, исполнителях музыкального произведения.
Модуль «Жанры музыкального искусства»:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и
инструментальные и т..д.), знать их разновидности, приводить примеры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра; выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВАИХ ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Электронные(цифровые)образовательные
ресурсы
всего
Контрольные работы
практическиеработы
Модуль 1. Музыка моего края
1.1
Фольклор-народноетворчество
4
Урок Фольклорно-народное творчество https://resh.edu.ru/subject/lesson/7421/main/314770/
Модуль "Музыка моего края" (А). Музыка — отражение жизни народа
1
0
0
Устный опрос;
2.
Модуль "Музыка моего края" (А). Богатство и разнообразие фольклорных традиций. Музыкальные произведения по выбору: народные музыкальные произведения России, народов РФ
1
0
0
Устный опрос;
3.
Модуль "Музыка моего края" (А). Фольклор в музыке русских композиторов. Музыкальные произведения по выбору: А. Лядов. Кикимора (народное сказание для оркестра); М. И.
Глинка. Камаринская
1
0
0
Устный опрос;
4.
Модуль "Музыка моего края" (А). Песня как жанр музыкальнолитературного творчества. Музыкальные произведения по выбору: Русская народная песня «Бородино», сл. М. Лермонтова, обработка М. Иорданского
1
0
0
Устный опрос;
5.
Модуль "Музыка моего края" (А).
Как рождается народная песня. Певческие голоса. Музыкальные произведения по выбору: В. Кикта. «Мой край тополиный» (сл. И. Векшегоновой); Н.
Римский-Корсаков. Опера
«Снегурочка» ("Проводы
Масленицы)
1
0
0
Устный опрос;
6.
Модуль "Музыка моего края" (А).
Как рождается народная песня. Певческие голоса. Музыкальные произведения по выбору: В. Кикта. «Мой край тополиный» (сл. И. Векшегоновой); Н.
Римский-Корсаков. Опера
«Снегурочка» ("Проводы
Масленицы)
1
0
0
Устный опрос;
7.
Модуль "Музыка моего края" (А). Народный хор. Музыкальные произведения по выбору: Н.
Римский-Корсаков. Опера
«Снегурочка» (хороводная песня «А мы просо сеяли»); Кубанский казачий хор. «Распрягайте, хлопцы, коней»; детский фольклорный ансамбль «Зоренька», Государственный академический русский народный хор имени М. Е. Пятницкого. «Вдоль по улице широкой»
1
0
0
Устный опрос;
8.
Модуль "Музыка моего края" (Б).
Календарный фольклор. Музыкальные произведения по выбору: веснянки, колядки, масленичные песни, осенние песни, обрядовые песни на
Троицу
1
0
0
Устный опрос;
9.
Модуль "Русская классическая музыка (А). Образы родной земли. Писатели и поэты о русской музыке. Музыкальные произведения по выбору: Г. Свиридов. «Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» («Тройка»,
«Вальс», «Весна и осень»,
«Романс», «Пастораль»,
«Военный марш», «Венчание»); П. Чайковский. Фортепианный цикл «Времена года» («На тройке», «Баркарола»); М. Мусоргский. Опера (вступление); С. Рахманинов. Сюита для двух фортепиано № 1; Н. РимскийКорсаков. Опера "Снегурочка"
(Третья песня Леля (ΙΙΙ д.),
1
0
0
Устный опрос;
10.
Модуль "Русская классическая музыка" (А). Отвага и героизм, воспетые в искусстве.
Музыкальные произведения по выбору: Д. Кабалевский.
«Реквием» на стихи Р.
Рождественского («Наши дети», «Помните!»); М. Глинка.
«Патриотическая песня» (сл. А.
Машистова); С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский» (Ледовое побоище); П. Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год»; М. Мусоргский. Опера «Борис
Годунов» (Вступление, Песня Варлаама, Сцена смерти Бориса, сцена под Кромами); А. Бородин. Опера «Князь Игорь» (Хор из пролога «Солнцу красному слава!», Ария Князя Игоря из II
д., Половецкая пляска с хором из II д., Плач Ярославны из IV д.)
1
0
0
Устный опрос;
11.
Модуль "Русская классическая музыка" (А). Традиции и новаторство в творчестве русских композиторов. Музыкальные произведения по выбору: М. Мусоргский. Фортепианная сюита «Картинки с выставки». Опера «Хованщина»
(Вступление, Пляска персидок)
1
0
0
Устный опрос;
12.
Русская классическая музыка (А). Колокольность. Вариации колокольного звона.
Музыкальные произведения по выбору: С. В. Рахманинов. Поэма
"Колокола", Кантата «Александр Невский» ("Вставайте, люди русские")
1
0
0
Устный опрос;
13.
Модуль "Русская классическая музыка" (А). Вокальная музыка отечественных композиторов. Музыкальные произведения по выбору: С. Рахманинов.
«Вокализ»
1
0
0
Устный опрос;
14.
Модуль "Русская классическая музыка" (Д). Поэтическое звучание романса. Музыкальные произведения по выбору: Н.
Римский-Корсаков. Романс «Горные вершины» (ст. М.
Лермонтова); А. Рубинштейн.
Романс «Горные вершины» (ст.
М. Лермонтова)
1
0
0
Устный опрос;
15.
Модуль "Русская классическая музыка" (Д). Композитор, исполнитель, слушатель. Музыкальные произведения по выбору: А. Варламов. «Горные вершины» (сл. М. Лермонтова).
«Красный сарафан» (сл. Г. Цыганова); М. Глинка. Романс "Жаворонок"; С. Рахманинов.
Романс «Сирень» (сл. Е.
Бекетовой)
1
0
0
Устный опрос;
16.
Модуль "Европейская классическая музыка (А). Национальные истоки
классической музыки. Творчество Ф. Шопена. Музыкальные произведения по выбору: трио для фортепиано, скрипки и виолончели; соч. 8 соль минор; Этюд Ор. 10, № 3; Полонез op. 53
As-dur (Героический)
1
0
0
Устный опрос;
17.
Модуль "Европейская классическая музыка (А). Национальные истоки
классической музыки. Творчество Э. Грига. Музыкальные произведения по выбору:
фортепианные миниатюры из сборников «Лирические пьесы», песни «Лебедь», «Избушка», «Люблю тебя!», «Сердце поэта», две сюиты к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт», Концерт для фортепиано с оркестром
1
0
0
Устный опрос;
18.
Модуль "Европейская классическая музыка (А). Писатели и поэты о западноевропейской музыке. Музыкальные произведения по выбору: В. Моцарт. Фантазия для фортепиано до минор. Фантазия для фортепиано ре минор. Соната до мажор (эксп. Ι ч.). «Маленькая ночная серенада» (Рондо). Фрагменты из оперы «Волшебная флейта»; Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез минор). Вальс № 10 (си минор); И. Бах. Маленькая прелюдия для органа соль минор (обр. для ф-но Д.Б.
Кабалевского); Л. Бетховен.
Соната № 14 («Лунная»)
1
0
0
Устный опрос;
19.
Модуль "Европейская классическая музыка (А). Значение и роль композитора — основоположника национальной классической музыки
1
0
0
Устный опрос;
20.
Модуль "Европейская классическая музыка (А). Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка
1
0
0
Устный опрос;
21.
Модуль "Европейская классическая музыка (Б). Кумиры публики (на примере творчества
В. А. Моцарта)
1
0
0
Устный опрос;
22.
Модуль "Европейская классическая музыка (Б). Кумиры публики (на примере творчества
Н. Паганини, Ф. Листа)
1
0
0
Устный опрос;
23.
Модуль "Европейская классическая музыка (Б). Понятие виртуозного исполнения. Музыкальный талант
1
0
0
Устный опрос;
24.
Модуль "Европейская классическая музыка (Б). Музыкант и публика. Миссия композитора и исполнителя
1
0
0
Устный опрос;
25.
Модуль "Европейская классическая музыка (Б). Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня
1
0
0
Устный опрос;
26.
Модуль "Связь музыки с другими видами искусства" (А). Единство слова и музыки в вокальных жанрах. Музыкальные произведения по выбору: С. Прокофьев. Кантата «Александр
Невский» (Ледовое побоище);
1
0
0
Устный опрос;
27.
Модуль "Связь музыки с другими видами искусства" (А). Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке
1
0
0
Устный опрос;
28.
Модуль "Связь музыки с другими видами искусства" (А, Б). Картины исторических событий в музыке. Музыкальные произведения по выбору: П. Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год»; М. Мусоргский. Опера «Борис
Годунов» (Вступление, Песня Варлаама, Сцена смерти Бориса, сцена под Кромами); А. Бородин. Опера «Князь Игорь» (Хор из пролога «Солнцу красному слава!», Ария Князя Игоря из II
д., Половецкая пляска с хором из II д., Плач Ярославны из IV д.); К.
Волков. Кантата "Слово"
1
0
0
Устный опрос;
29.
Модуль "Связь музыки с другими видами искусства" (Б). Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Музыкальные произведения по выбору: П. И. Чайковский. "Вальс цветов"; М. П. Мусоргский. «Картинки с выставки»; Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» ("Утро"); А. Вивальди. Цикл концертов для скрипки соло, струнного квинтета, органа и чембало «Времена года» («Весна», «Зима»), С.
Рахманинов. Романс «Весенние воды» (сл. Ф. Тютчева).
"Островок"; Народная песня "Вот мчится тройка удалая"; Л.
Бетховен. Соната № 14
(«Лунная»); П. Чайковский. Опера «Евгений Онегин» (Хор девушек "Девицы, красавицы")
1
0
0
Устный опрос;
30.
Модуль "Связь музыки с другими видами искусства" (Б). Небесное и земное в звуках и красках.
Музыкальные произведения по выбору: Знаменный распев; Д.
Каччини. Ave Maria; Ф. Шуберт.
Ave Maria (сл. В. Скотта); В. Моцарт. Мотет «Ave, verum corpus»
1
0
0
Устный опрос;
31.
Модуль "Связь музыки с другими видами искусства" (Б). Интерпретации в музыке и изобразительном искусстве. Музыкальные произведения по выбору: С. Прокофьев.
Фортепианные миниатюры
«Мимолетности»
1
0
0
Устный опрос;
32.
Модуль "Связь музыки с другими видами искусства" (Б). Импрессионизм в музыке и живописи. Цветовая гамма и звуковая палитра. Музыкальные произведения по выбору: К.
Дебюсси. «Бергамасская сюита»
(«Лунный свет»); А. Н. Скрябин.
"Прометей"; А. К. Лядов
"Волшебное озеро"
1
0
0
Устный опрос;
33.
Модуль "Связь музыки с другими видами искусства" (Б). Гармония и синтез: скульптура, архитектра, музыка. Музыкальные произведения по выбору:
Греческий распев XVII в.
"Богородице Дево, радуйся»; И.С. Бах. Органная прелюдия Сольминор; С. В. Рахманинов “Богородица Дева, радуйся”; П.
И. Чайковский. «Богородице
Дево, радуйся!»
1
0
0
Устный опрос;
34.
35
Модуль "Связь музыки с другими видами искусства" (А, Б). Уроквикторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений
1,2
0
0
Устный опрос;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
35
0
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка, 5 класс /Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Оборудование кабинета музыки
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://school-collection.edu.ru/catalog/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА