Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 2022-23 учебный год»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 746539)
по музыке
для учащихся 5 классов
учитель Кравцова Е.А.
2022 - 2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 5 класса основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка», Примерной программы воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационно- выразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщённости, с другой — глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком — подсознательном — уровне.
Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы ценностей.
Рабочая программа позволит учителю:
реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. приказом
2
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию); Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20);
разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации;
формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания.
Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека.
Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей.
Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки;
3
аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали, представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
Раздел 1 «Музыка и литература»
Раздел 2 «Музыка и изобразительное искусство»
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно.
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 5 классе составляет 32 часа (не менее 1 часа в неделю).
4
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Чтороднитмузыкуслитературой
Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.
Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Поэма, былина, сказка. Песня, романс. Роль музыки в семье искусств, еевлияние на другие искусства. Значение слов в песне. Вокализ. Сходствовыразительных средствживописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка,перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Интонационно-образная, жанровая, стилевая основы музыки в картинах и мелодиях, музыкальногоискусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания,установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке.
Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…
Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.
Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Песня – верный спутник человека.
Вокальнаямузыка. Песня русская в березах, песня русская в хлебах.
Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).
Знакомство с различными жанрами русской народной песни: формирование необходимых вокально-хоровых навыков. Особенности песенных жанров. Календарные песни. Разнохарактерные песенные Жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные, шуточные, сатирические, игровые, хороводные,лирические песни. Песни – заклички. Взаимосвязь музыкальных, литературных ихудожественных образов. По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной направленности – на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др. Занимаясь хозяйством или собираясь на охоту, изготовляя предметы народного промысла или качая колыбель, лесные ненцы сопровождают свои дела поэтическим языком души, размышляя о счастье, о дружбе, о жизни, выражая пожелания, чтобы сбылись мечты и надежды. Песни в исполнении лесных ненцев – это мотивированная, монологическая внутренняя речь. Впервые услышав эту песню-речь, трудно назвать ее песней. Песней становится только лучший вариант, полюбившийся народу и исполняемый для всех. Выполняя множество трудовых операций, автор песни старается рассказать о том, как это было ему трудно и тяжело, как приходилось побеждать себя, бороться, чтобы содержать свою семью, воспитать детей. В песнях лесных ненцев условно можно выделить следующие тематические виды: личные, лирические, песни о женщине, колыбельные песни, песни колорита печального, песни о животных, песни-думы, увеселительные или «застольные» («хмельные») песни, эпические песни, песни об огне, песни об олене, песни-кивы, «богатырские» песни и др.
Вокальная музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно.
Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс.
Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс.
Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…»
Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.
Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой. Вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных народов и др.) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как
5
способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры.
Фольклор в музыке русских композиторов. «Что за прелесть эти сказки».
Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность.
Жанры инструментальной и вокальной музыки. «Мелодией одной звучат печаль и радость…»,
«Песньмоялетитсмольбою»
Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.
Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой- либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительностипесни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы. Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии. Втораяжизнь песни. Живительный родниктворчества.
Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.
Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: “Создает музыку народ, а мы, художники только ее аранжируем”. Раскрытие терминов и осмысление понятий: интерпретация,обработка, трактовка.
Всюжизньмоюнесу Родинувдуше…»Перезвоны»
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы. Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов, а также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа родной страны, судьба человека…
Вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество.
Всю жизнь свою несу Родину в душе. «Скажи, откуда ты приходишь, красота?»
Осознать значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф.Шопена, В. Моцарта.
Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд.
Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф.Шопен. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.
Писателиипоэтыо музыкеимузыкантах. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь»Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен)
Осознание обучающимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – В.А. Моцарт и Ф.Шопен. Реквием. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя, характеры, ситуации, события. Произведения В.Моцарта открывают бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров.
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера
6
Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.
Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы – (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).Второепутешествиевмузыкальныйтеатр.Балет
Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.
На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты, кордебалет- массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации).
Музыка в театре, кино и на телевидении
Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении. Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Музыка неотъемлемая часть произведений киноискусства, которое существует на основе синтеза литературы, театра, изобразительного искусства и музыки. Киномузыка – одно из важнейших средств создания экранного образа реального события, которое специально инсценируется или воссоздается средствами мультипликации. Динамика развития кинообраза,
быстрая смена действия в кино, короткое дыхание кинематографических фраз, свободное владение пространством и временем получили отражение и в музыке к фильмам.
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.
Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.
Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом “Кошки” Э.-Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота. Жанры внутри самого мюзикла близки оперным номерам. Как и в опере, здесь сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все действующие лица, исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении.
Обобщение изученного по разделу: “Музыка и литература”
Что роднит музыку с изобразительным искусством.
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).
Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи
Небесное и земное в звуках и красках.
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.
Звать через прошлое к настоящему.
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их драматургического развития (контраст).
Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.
Звать через прошлое к настоящему.
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико-эпические) и особенности их драматургического развития.
Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.
Музыкальная живопись и живописная музыка.
Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве вразличных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.
Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности
7
музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность. Музыкальная живопись и живописная музыка.
Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве вразличных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.
Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет. Колокольностьвмузыкеи изобразительномискусстве.
Народные истоки русской профессиональной музыки.
Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей. Портрет вмузыкеиизобразительном искусстве.
Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры. Волшебнаяпалочка дирижера.
Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.
Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.
Образы борьбы и победы в искусстве. Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.
Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития.
Застывшая музыка.
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).
Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.
Полифония в музыке и живописи.
Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).
Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.
Музыка на мольберте.
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.
Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. . Композиция. Форма. . Соната. Allegro, Andante.
Импрессионизм в музыке и живописи.
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.
Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.
О подвигах, о доблести и славе...
Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов – драматические, героические.8
Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр – Реквием.
В каждой мимолетности вижу я мир…
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном– инструментальной музыке.
Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства.
Мир композитора.
Обобщение представлений о стилевом сходстве и различии произведений русских и зарубежных композиторов.
9
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование 10
доступного объёма специальной терминологии.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства;
смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психо-эмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладениеуниверсальнымипознавательнымидействиями
Базовыелогическиедействия:
устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;
сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;
обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;
выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания; самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого слухового
11
наблюдения-исследования.
Базовыеисследовательскиедействия:
следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.
Работасинформацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления.
воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально- образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;
распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.
Вербальноеобщение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями
12
общения;
выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;
публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
Совместнаядеятельность(сотрудничество):
развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;
понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;
планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль(рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту;
использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и т. д.
Эмоциональныйинтеллект:
13
чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использоватьвозможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневнойжизни, так и в ситуациях музыкально- опосредованного общения;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека,анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятиесебяидругих:
уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическимпредпочтениям и вкусам;
признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на нейсамой, а на способе улучшения результатов деятельности;
принимать себя и других, не осуждая;проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесияи т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки вактуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывнуюсвязь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;
воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры,испытывают гордость за них;
сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции,понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культурысвоего народа);
понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы инастроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества. 14
Тематическое планирование.
Темы
Кол-во часов
Ключевые воспитательные задачи
Раздел I. “Музыка и литература”
15 часов
Развитие образно - ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
Раздел II. “Музыка и изобразительное искусство”
17 часов
Воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности, обогащение знаний о музыкальном искусстве;
№ п/п
Наименованиеразделов и темпрограммы
Количествочасов
Репертуар
Датаизучения
Видыдеятельности
Виды,формыконтроля
Электронные(цифровые)образовательныересурсы
всего
контрольныеработы
практическиеработы
дляслушания
дляпения
длямузицирования
Раздел 1. Музыкаилитература
1
Что роднит музыку с литературой й
1
0
0
Э.Григ сюита
«Пер Гюнт»
Русская народная песня
«Во поле берёза стояла»
0
02.09.2022
Диалог с учителем о значение красоты и вдохновени и в жизни человека.
Устный опрос
http://www.muz zal.ru/index.htm
2
Вокальная музыка
1
0
0
П.И.Чайк овский финал Симфони и №4
0
0
09.09.2022
Слушание музыки, концентрац ия на её восприятие, своём внутреннем состоянии.
Устный опрос
http://www.muz
-
urok.ru/index.ht m
3
Вокальная музыка
1
0
0
А.Е.
Варламов
«Горные вершины
»
0
0
16.09.2022
Разучивание исполнение красивой песни родного края.
Устный опрос
http://www.muz
-
urok.ru/index.ht m
4
Вокальная музыка
1
0
0
А.Г.
Рубинште йн
«Горные вершины
»
0
0
23.09.2022
Диалог с учителем о значение красоты и вдохновени и в жизни человека.
Устный опрос
http://www.muz
-
urok.ru/index.ht m
5
Фольклор в
1
0
0
А. Лядов
0
0
30.09.2022
Разучивание
Устный
http://www.muz
15
музыке русских композиторов
«Кикимо ра»
исполнение красивой песни.
опрос
-
urok.ru/index.ht m
6
Фольклор в музыке русских композиторов
1
0
1
Н.А.Римс кий- Корсаков
«Шехераз ада»
0
Сочинение мелодии для персонажа сказки
07.10.2022
Выстраиван ие хорового унисона.
Практиче ская работа
http://www.muz
-
urok.ru/index.ht m
7
Жанры инструменталь ной и вокальной музыки
1
0
1
Ф.Менде льсон
«Песня венециан ских гондолье ров»
С.С.Рахм анинов
«Вокализ
»
0
14.10.2022
Диалог с учителем о значение красоты и вдохновени и в жизни человека.
Практиче ская работа
http://www.muz
-
urok.ru/index.ht m
8
Вторая жизнь песни
1
0
0
П.И.Чайк овский
«Детский альбом»
0
0
21.10.2022
Диалог с учителем о значение красоты и вдохновени и в жизни человека.
Устный опрос
http://www.muz
-
urok.ru/index.ht m
9
Всю жизнь мою несу родину в душе
1
0
0
В.А.
Гаврилин
«Перезво ны»
0
0
11.11.2022
Двигательна я импровизац ия под
музыку.
Устный опрос
http://www.muz
-
urok.ru/index.ht m
16
10
Писатели и поэты о музыке и музыкантах
1
0
1
Г.В.Свир идов
«Снег идёт»
Г.В.Свир идов
«Метель
»
0
18.11.2022
Диалог с учителем о значение красоты и вдохновени и в жизни человека.
Практиче ская работа
http://www.muz
-
urok.ru/index.ht m
11
Писатели и поэты о музыке и музыкантах
1
0
1
В.А. Моца рт
«Маленькая ночная серенада»
«Реквием»
Главные темы В.А.
Моцарта
« День, исполнен ный слёз»
0
25.11.2022
Двигательна я импровизац ия под
музыку.
Практиче ская работа
http://www.muz
-
urok.ru/index.ht m
12
Первое путешествие в музыкальный театр
1
0
0
М.И.
Глинка
«Руслан и Людмила
»
0
0
02.12.2022
Диалог с учителем о значение красоты и вдохновени и в жизни человека.
Устный опрос
http://www.muz zal.ru/index.htm
13
Второе путешествие в музыкальный театр
1
0
0
П.И.
Чайковск ий
«Щелкун чик»
0
0
09.12.2022
Разучивание исполнение красивой песни.
Устный опрос
http://www.muz zal.ru/index.htm
14
Музыка в театре, кино на телевидении
Контрольная работа
1
1
1
Г.Гладко в
«Бременс кие музыкант ы»
Песни из кинофил ьмов
0
16.12.2022
Разучивание исполнение красивой песни.
Практиче ская работа
http://www.muz zal.ru/index.htm
17
15
Третье путешествие в музыкальный театр
1
0
1
Э.Л.Уэбб ер
«Кошки»
Спеть полюбив шиеся мелодии мюзикла
0
23.12.2023
Диалог с учителем о значение красоты и вдохновени и в жизни человека.
Практиче ская работа
http://www.muz zal.ru/index.htm
16
Мир композитора
1
0
0
Произвед ения классиков
0
0
13.01.2023
Слушание музыки, её восприятие, своём внутреннем состоянии.
Устный опрос
http://www.muz zal.ru/index.htm
Итого по разделу
16
Раздел 2. Музыкаиизобразительноеискусство
17
Что роднит музыку с изобразительн ым искусством
1
0
0
М.П.
Мусоргск ий
«Картинк и с
выставки
»
0
0
20.01.2023
Слушание музыки, концентрац ия на её восприятие, своём внутреннем состоянии.
Устный опрос
http://www.muz zal.ru/index.htm
18
Небесное и земное в звуках и красках
1
0
1
С.С.Рахм анинов Концерт
№3 для фортепиа но с
оркестро м
Г.Свирид ов
«Любовь святая»
0
27.01.2023
Диалог с учителем о значение красоты и вдохновени и в жизни человека.
Практиче ская работа
http://www.muz zal.ru/index.htm
18
19
Звать через прошлое к настоящему
1
0
0
С.С.
Прокофье в Кантата
«Алексан др Невский»
0
0
03.02.2023
Слушание музыки, её восприятие, своём внутреннем состоянии.
Устный опрос
http://www.muz zal.ru/index.htm
20
Звать через прошлое к настоящему
1
0
1
С.С.
Прокофье в Кантата
«Алексан др Невский»
Песни о подвигах
, о славе
0
10.02.2023
Слушание музыки, её восприятие, своём внутреннем состоянии.
Практиче ская работа
http://www.muz zal.ru/index.htm
21
Музыкальная живопись и живописная музыка
1
0
1
С.С.
Рахманин ов
«Острово к»
Разучива ние песни Г.Струве
«Музыка
»
0
17.02.2023
Двигательна я импровизац ия под
музыку.
Практиче ская работа
http://www.muz zal.ru/index.htm
22
Музыкальная живопись и живописная музыка
1
0
1
С.С.
Рахманин ов
«Весенни е воды»
Разучива ние песни Ф.Шубер та
«Форель
»
0
03.03.2023
Двигательна я импровизац ия под
музыку.
Практиче ская работа
http://www.muz zal.ru/index.htm
23
Колокольность в музыке и изобразительно м искусстве
1
0
0
В.Г.
Кикта Симфони я
«Фрески Софии Киевской
0
0
10.03.2023
Слушание музыки, её восприятие, своём внутреннем
Устный опрос
http://www.muz zal.ru/index.htm
19
»
состоянии.
24
Портрет в
музыке и изобразительно м искусстве
1
0
0
Н.Пагани ни
«Каприс
№24»
0
0
17.03.2023
Слушание музыки, её восприятие, своём внутреннем состоянии.
Устный опрос
http://www.muz zal.ru/index.htm
25
Волшебная палочка дирижёра
1
0
0
Л.в.Бетхо вен Симфони я №3
0
0
24.03.2023
Двигательна я импровизац ия под
музыку.
Устный опрос
http://www.muz zal.ru/index.htm
26
Застывшая музыка
1
0
1
Дж.Каччи ни «Аве, Мария»
Хор
«Богород ице Дево, радуйся»
0
07.04.2023
Двигательна я импровизац ия под
музыку.
Практиче ская работа
http://mosoblcul ture.ru/
27
Полифония в музыке и живописи
1
0
0
И.С.Бах
Органная музыка
0
0
14.04.2023
Слушание музыки, её восприятие, своём внутреннем состоянии.
Устный опрос
http://mosoblcul ture.ru/
28
Музыка на мольберте
1
0
0
М.К.
Чюрлёни
0
0
21.04.2023
Слушание музыки,
Устный опрос
http://mosoblcul ture.ru/
20
с «Фуга»
восприятие, своём внутреннем состоянии.
29
Импрессиониз м в музыке и живописи
1
0
0
К.Дебюсс и «Море»
0
0
28.04.2023
Двигательна импровизац ия под
музыку.
Устный опрос
http://mosoblcul ture.ru/
30
О подвигах, о доблести, о славе
Контрольная работа
1
1
1
Д.
Кабалевс кий
«Реквием
»
Песни военных лет
0
05.05.2023
Слушание музыки, восприятие, своём внутреннем состоянии.
Практиче ская работа
http://mosoblcul ture.ru/
31
В каждой мимолётности вижу я миры
1
0
0
С.
Прокофье в
«Мимолё тности»
0
0
12.05.2023
Разучивание исполнение красивой песни.
Устный опрос
http://mosoblcul ture.ru/
32
Мир композитора
1
0
1
0
0
0
19.05.2023
Исполнение красивых песен.
Исследов ательский проект
http://mosoblcul ture.ru/
Итого по разделу
16
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
32
2
13
21
Поурочное планирование
№
Тема урока
Количество часов
Дата изучения
всего
кр
пр
1.
Что роднит музыку с литературой
1
0
02.09.2022
2.
Вокальная музыка
1
0
09.09.2022
3.
Вокальная музыка
1
0
16.09.2022
4.
Вокальная музыка
1
0
23.09.2022
5.
Фольклор в музыке русский композиторов
1
30.09.2022
6.
Фольклор в музыке русских композиторов
1
1
07.10.2022
7.
Жанры вокальной и инструментальной музыки
1
0
1
14.10.2022
8.
Вторая жизнь песни
1
0
21.10.2022
9.
Всю жизнь мою несу родину в душе
1
0
11.11.2022
10.
Писатели и поэты о музыке и музыкантах
1
0
1
18.11.2022
11.
Писатели и поэты о музыке и музыкантах
1
0
1
25.11.2022
12.
Первое путешествие в музыкальный театр
1
0
02.12.2022
13.
Второе путешествие в музыкальный театр
1
0
09.12.2022
14.
Музыка в театре, кино на телевидении
Контрольная работа
1
0
1
16.12.2022
15.
Третье путешествие в музыкальный театр
1
0
1
23.12.2022
16.
Мир композитора
1
13.01.2023
17.
Что роднит музыку с изобразительным искусством
1
0
20.01.2023
18.
Небесное и земное в звуках и красках
1
0
1
27.01.2023
19.
Звать через прошлое к настоящему
1
0
03.02.2023
20.
Звать через прошлое к настоящему
1
0
1
10.02.2023
21.
Музыкальная живопись и живописная музыка
1
0
1
17.02.2023
22.
Музыкальная живопись и живописная музыка
1
0
1
03.03.2023
23.
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве