Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке»
1.Пояснительная записка
Учебный план по предмету «Музыка и пение» разработан в соответствии с нормативными правовыми актами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанная на основе ФГОС для детей с ОВЗ;
Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015г №26 (СанПиН 2.4.2.3286-15) "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 сентября 1997 года № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIIIвидов» (с изменениями на 26 декабря 2000 года)
Приказ комитета образования и науке Волгоградской области №856 от 31.08.2017г «Об утверждении примерного учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в государственных образовательных организациях, подведомственных комитету образования и науки Волгоградской области»;
Приказ комитета по образованию и науке администрации Волгоградской области от 14 февраля 2012 г. n 123 "Об утверждении примерного учебного плана индивидуального обучения на дому лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих общеобразовательные учреждения";
Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения (письмо Управления специального образования Министерства образования РФ от 28.02.2003 г. № 27/2643-6);
Письмо Министерства образования РФ №01-50-25/32-05 от 24.01.03 "О защите конституционных прав на образование и иных социальных прав детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью";
Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья»;
Письмо Минобразования РФ от 06.09.2002 № 03-51-127ин/13-03 «Об объемных показателях для разработки федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования»);
Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2001 года №29/1448-6 «Рекомендации по порядку проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.12.2011 № 19337 "О введении третьего часа физической культуры";
Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
Устав образовательной организации ГКОУ «Котовская школа-интернат».
Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.
Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения.
Задачи образовательные:
· формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
· формировать музыкально-эстетический словарь;
· формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
· совершенствовать певческие навыки;
· развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
Задачи воспитывающие:
· помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;
· способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
· содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
· активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
· корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
· корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Сроки реализации программы-1 год. Программа рассчитана на 1 час в неделю.
2.Общая характеристика учебного предмета Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.
Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению Л. С. Выготского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.
Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков.
Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия — убеждение и внушение.
После достижения состояния готовности класса происходит плавный переход к основному этапу урока, в ходе которого используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен.
Организационная структура: Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.
Форма организации занятий
• Слушание музыки • Исполнительская деятельность • Пение • Музыкально – познавательная деятельность
·Методы поощрения и порицания. ·Методы контроля и самоконтроля. · Методы, используемые для приобретения новых знаний, их закрепления и выработки умений и навыков. Используются ТСО: музыкальные композиции (Ноутбук). Типы уроков: - актуализация знаний и умений урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала; - комплексное применение знаний и умений урок закрепления знаний, умений, навыков; - выработка практических умений; - обобщение и систематизация знаний и умений; - контроль и коррекция знаний и умений; - урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок); - комбинированный урок; - игровой; - нестандартные уроки (урок-путешествие)
3.Место учебного предмета в учебном плане.
Данный учебный предмет относится к предметной области «Исскусство». Уроки по музыке и пению проводятся с сентября 2019 года по май 2020 года. Выделено планом 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год. Количество учебных недель – 34
Количество часов по четвертям
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Всего за год
8 ч
8 ч
10 ч
8 ч
34 ч
4. Содержание учебного предмета.Урок музыки и пения включает следующие разделы «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков.
№п/п
Название раздела
Краткое содержание раздела
1
Пение
Обучение певческой установке. Работа над напевным звучанием на основе овладения элементарным певческим дыханием.
Певческий диапазон РЕ 1- СИ 1. Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива. Активизация внимания к единой правильной интонации. Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях. Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, отработка навыков экономного выдоха, удержания дыхания на более длинных фразах. Развитие умения петь легким звуком песни подвижного характера и плавно – песни напевного характера. Продолжение работы над пением в унисон. Выразительно - эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков. Развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников. Развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии ( веселого, грустного, спокойного ) и текста. Получение эстетического наслаждения от собственного пения.
2
Слушание музыки
Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера. Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению. Развитие умения дифференцировать различные части песни: вступление, запев, припев, проигрыш, окончание. Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения: марш, песня - веселая, грустная, спокойная. Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: баян, гитара, труба.
Развитие умения передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений. Игра на музыкальных инструментах бубен, треугольник .
3
Элементы музыкальной грамоты
Знакомство с понятиями: «нота», «нотный стан», «скрипичный ключ», высота и длительность ноты
5.Требование к уровню подготовки учащегося.
Ученица должна знать и уметь:
определять характер и содержание музыкальных произведений;
различать музыкальные инструменты и их звучание труба, баян, гитара .
петь с сопровождением и без него с помощью педагога;
выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков;
одновременно начинать и заканчивать песню, не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно;
правильно формировать гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слова;
правильно передавать мелодию в диапазоне ре 1 – си 1;
различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание в песне;
различать марш, песню, танец;
передавать ритмический рисунок попевок;
определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения веселые, грустные, спокойные.
.
6 .Критерии нормы оценки.
Оценивание достижений обучающегося ведётся по пятибалльной системе. Главными требованиями при оценивании умений и навыков является исполнение изученной песни учеником.
Оценка «5» ставится, если ученик может определять характер и содержание музыкальных произведений, различать музыкальные инструменты, выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни, различать марш, песню, танец.
Оценка «4» ставится, если ученик при исполнении песни допустил 1-2 ошибки в динамических оттенках.
Оценка «3» ставится в случае, когда при исполнении песни ученик допускает 3 или более ошибок, путает музыкальные инструменты, не достаточно эмоционально исполняет выученные песни, путает марш, песню, танец.
7.Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Количество
часов
Дата
Примечание
1
1 чет
«Три кита в музыке».
2
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об инновационной природе музыке во всем многообразии ее видов, жанров и форм.
Музыкальные произведения для слушания:
- И. Бах. Прелюдия до мажор. Из «Хорошо темперированного клавира», т. 1.
- К. Вебер. Хор охотников. Из оперы «Волшебный Стрелок».
- Е. Крылатое — Ю. Энтин. Песенка о лете. Из мультфильма «Дед Мороз и лето».
- Д. Кабалевский. Клоуны.
- М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка».
- И. Бах. Шутка. Из сюиты 2, 1067.
- А. Вивальди. Аллегро. Из концерта для скрипки с оркестром. Ля минор.
- М. Глинка. Полька.
- П. Чайковский. Танец маленьких лебедей. Из балета «Лебединое озеро».
- Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Муз. Б. Савельева, сл. А. Хаита.
- Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения Кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита.
- На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и Золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита
- Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, слова 3. Александровой.
- Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина.
2
«Музыка вокруг нас»
Разучивание песни- Урожай собирай. Муз. А. Филиппенко, сл. Т.Волгиной.
2
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
3
- Во поле береза стояла. Русская народная песня
1
Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива.
4
- Савка и Гришка. Белорусская народная песня.
2
Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива.
5
Веселые гуси. Украинская народная песня.
1
Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива.
2 чет
1
Что за дерево такое? Музыка М. Старокадомского, слова Л. Некрасовой.
2
Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива.
2
- Елочка. Музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской (перевод с украинского А. Ковальчука).
2
Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива.
3
- К нам гости пришли. Муз. А. Александрова, сл. М. Ивенсен.
2
Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива.
4
- Частушки-топотушки. Муз. Л. Маковской, сл. И. Черницкой
2
3 чет
1
Музыкально – ритмическая игра: К. Орф: «Курицы и петух».
1
2
Ракеты.» Музыка Ю. Чичкова, слова Я. Серпина.
2
3
Песня друзей. Из Мультфильма «Бременские музыканты». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина.
4
- Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.
2
Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива.
5
Отработка навыков экономного выдоха
Музыкально – ритмическая игра:
К. Орф: «Капризка».
2
Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива.
6
Музыкально – ритмическая игра:
«Мы на луг ходили» - русская народная песня.
1
7
- Все мы делим пополам. Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского
2
4 чет
1
Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта. ·
2
Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива.
2
Музыкально – ритмическая игра:
А. Филиппенко: «Я на скрипочке играю».
1
3
На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и Золотая рыбка» Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.
2
Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива.
4
Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина.
1
5
Музыкально – ритмическая игра: «Мы на луг ходили» - русская народная песня.
1
6
Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, слова З. Александровой.
1
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Программно-методическое обеспечение: Музыкальные произведения для слушания:
- И. Бах. Прелюдия до мажор. Из «Хорошо темперированного клавира», т. 1.
- К. Вебер. Хор охотников. Из оперы «Волшебный Стрелок».
- Е. Крылатое — Ю. Энтин. Песенка о лете. Из мультфильма «Дед Мороз и лето».
- Д. Кабалевский. Клоуны.
- М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка».
- И. Бах. Шутка. Из сюиты 2, 1067.
- А. Вивальди. Аллегро. Из концерта для скрипки с оркестром. Ля минор.
- М. Глинка. Полька.
- П. Чайковский. Танец маленьких лебедей. Из балета «Лебединое озеро».
- Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Муз. Б. Савельева, сл. А. Хаита.
- Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения Кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита.
- На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и Золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита
- Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, слова 3. Александровой.
- Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина.
Учебно-практическое оборудование:
Технические средства обучения:
Компьютер
Контрольно-измерительный материал
1.Композитор – это… - автор слов; - автор музыки; - автор картины.
2. Ансамбль из трех исполнителей – это… -дуэт; -соло; -трио.
4. Динамика в музыке – это… - скорость в музыке; - сила звучания музыки; - высота звуков.
5. Коллектив музыкантов, исполняющих музыку на народных инструментах – это…- симфонический оркестр; - оркестр народных инструментов; - духовой оркестр.
6. К группе струнных инструментов относятся… - фортепиано; - баян; - гитара; - ложки; гусли; - скрипка.
7. Темп в музыке – это… - сила звучания; - скорость в музыке; - высота звуков.
8. Песня – это музыка… - под которую танцуют; - которую поют; - под которую маршируют.
9. Исполнитель – это … - тот, кто сочиняет музыку; - тот, кто исполняет музыку; - тот, кто слушает музыку.
10. Тембр в музыке – это… - сила звучания; - скорость в музыке; - высота звучания.