Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и поурочное планирование уроков музыки 6 класс школа 8 вида»
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида /под ред.В.В. Воронковой.
Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение музыки в 6 специальном (коррекционном) классе VIII вида отводится 1 час в неделю(34 часа).
Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.
Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.
Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня-основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.
В работе с солистами и при инсценированнии песен внимание учителя должно быть направлено на чистоту интонации, строя и ансамбля. Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приёмы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.
Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определёнными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Школьникам не рекомендуется громко петь.
В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмсфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.
Раздел «Элементы музыкальной грамотности» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.
При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывать о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.
В ходе планирования учитель продумывает перспективные и ретроспективные связи уроков музыки в течение одной четверти, учебного года, в начальных, средних и старших классов.
Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученикам вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своём репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению.
Оценка по предмету «Пение и музыка» должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника. Интенсивность его формирования музыкально-слуховых представителей, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий учащихся не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.
Примерный музыкальный материал дан в виде списка музыкальных произведений для различных видов музыкальной деятельности. Песенный репертуар выделен в самостоятельный раздел и подразумевает свободный выбор песен учителем. Пьесы для слушания способны выполнять несколько функций:
- дети могут слушать произведение;
- беседовать о характере, особенностях формы произведения;
- пропевать главную тему инструментального произведения голосом;
- выполнять индивидуальные задания творческого характера;
- рисунки на тему произведения, сочинять небольшие сочинения, рассказы о музыке;
- исполнять ритмическое сопровождение к ней на музыкальных инструментах;
- включать её звучание в инсценировку сказок. Жизненных ситуаций и т.д.
Цель программы – овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.
Задачи: -
Задачи воспитывающие:
помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы.
В соответствии учебным планом в 6 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).
Место и роль предмета «Музыка и пение» в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся:
Предмет «Музыка и пение» является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.
Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.
Технологии обучения:
Формы и виды контроля: текущий, итоговый.
Контроль за качеством знаний.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- вводный, текущий, корректирующий, итоговый.
Формы контроля:
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка и пения » 6 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, интерпретация музыки через рисунок, вокально – хоровое исполнение
Виды организации учебной деятельности:
- конкурс
- викторина
- концерт
- элементарное музицирование
-индивидуальное и хоровое исполнение песен
- интонационное варьирование мелодий, песен
- двигательная ритмизация
- беседа, рассказ о музыке и впечатлениях и др.
Ключевые компетенции:
ценностно-смысловая компетенция, через музыкальные произведения формировать свои ценностные ориентиры по отношению к жизни; осуществлять действия и поступки в жизни на основе нравственных позиций;
учебно-познавательная компетенция задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отвечать на них, искать ответ на вопрос, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к музыкальному произведение; выступать устно и письменно о результатах своих впечатлений.
социокультурная компетенция формируются через музыкальные произведения, учащиеся осваивают познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов и т.д; накапливать опыт жизни в многонациональном, многокультурном обществе; владеть элементами элементарного музыкального
творчества.
коммуникативная компетенция (знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями):
владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
владеет разными видами речевой деятельности (монолог, диалог и др.)
владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанном на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Информационная компетенция (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями):
владеть навыками работы с различными источникам информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD - ROM , Интернетом;
применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио- видеозапись, электронная почта, Интернет.
здоровьесберегающая компетенция формируется в области эмоциональной саморегуляции, учить организовывать свой досуг при помощи музыки положительно влияющая на собственное эмоциональное состояние .
Уровень подготовки выпускников на конец учебного года
Учащиеся 6 класса должны знать:
несколько песен и самостоятельно исполнять их;
музыкальные профессии, специальности;
инструменты симфонического оркестра и их звучание: духовые деревянные (гобой, кларнет, фагот), духовые медные (туба, тромбон, валторна),ударные (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнные инструменты.
правила поведения при занятиях любыми видами музыкальной деятельности. Учащиеся должны уметь:
самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;
сдерживать эмоционально-поведенческие отклонения на занятиях музыкой и во время концертных выступлений;
инсценировать песни.
Содержание рабочей программы 6 класс
Пение
Формирование легкого, певучего звучания голосов учащихся. Отработка четкого, ясного произношения текстов песен. Контроль за тем, чтобы широкие скачки в мелодии не нарушали вокальную мелодическую линию и ровность звуковедения.
Углубление навыков кантиленного пения: ровность, напевность звучания; протяженное и округлое пение гласных, спокойное, но вместе с тем, относительно быстрое произнесение согласных; длительность фраз, исполняемых на одном дыхании.
В произведениях маршеобразного характера наряду с требованиями четкости, решительности, добиваться напевности и мягкости звучания.
В случаях дикционной трудности необходимо проведение специальной работы, включающей анализ слов и использование выразительного чтения текста в ритме музыки.
Развитие умения выразительного пения, передавая разнообразный характер содержания (бодрый, веселый, ласковый, напевный и др.).
Повторение песен, изученных в 6-м классе.
Слушание музыки
Музыка и изобразительное искусство. Картины природы в музыке и в живописи. Способность музыки изображать слышимую реальность и пространственные соотношения. Программная музыка, имеющая в основе изобразительное искусство.
Музыка, театр, киноискусство и анимация. Музыка, как эмоциональный подтекст происходящего на сцене и на экране, ее самостоятельное значение. Роль музыки в раскрытии содержания спектакля, фильма, в изображении образов героев, в характеристике явлений и событий.
Сопоставление характера настроения прослушанных произведений. Выводы учащихся о музыкальных образах этих произведений.
Особенности творчества композиторов: В. Моцарт, Л. Бетховен, Э. Григ.
Развитие умения саморегуляции различных эмоциональных расстройств с помощью специально подобранного музыкального материала.
Формирование представлений о составе и звучании симфонического оркестра. Знакомство с инструментами симфонического оркестра: духовыми деревянными (гобой, кларнет, фагот), духовыми медными (туба, тромбон, валторна), ударными (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнными Инструментами.
Повторное прослушивание произведений из программы 5-го класса.
Проведение музыкальных викторин «Угадай мелодию».
Музыкальная грамота
Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности, используемых композитором: лад (мажор, минор); динамические оттенки (громко, тихо, умеренно громко, умеренно тихо, усиливая, затихая); регистр (высокий, средний, низкий).
Элементарные сведения о музыкальных профессиях, специальностях: композитор, дирижер, музыкант, пианист, скрипач, гитарист, трубач, солист, артист, певец и т. д.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
несколько песен и самостоятельно исполнять их;
музыкальные профессии, специальности;
инструменты симфонического оркестра и их звучание: духовые деревянные (гобой, кларнет, фагот), духовые медные (туба, тромбон, валторна), ударные (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнные инструменты.
правила поведения при занятиях любыми видами музыкальной деятельности.
Учащиеся должны уметь:
самостоятельно заниматься музыкальной деятельности;
сдерживать эмоционально-поведенческие отклонения на занятиях музыкой и во время концертных выступлений;
инсценировать песни.
Поурочное календарно - тематическое планирование 6 класс
№ урока
Название раздела,
тема урока
Кол-во
часов
Тип урока
Требование к уровню подготовки обучающихся.
Методы, приёмы и формы работы
Дата
план
факт
1
Слушание и разучивание песни «Ходит песенка по кругу» — музыка О. Фельцмана, слова М. Ганича , 1 куплет.
1
Изучение нового материала.
Знать: характер и содержание музыкальных произведений;
Уметь: выполнять учебные действия в качестве слушателя
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
2
Разучивание песни «Ходит песенка по кругу» — музыка О. Фельцмана, слова М. Ганича, 2 куплет.
1
Комбинированный
Знать: характер и содержание музыкального произведения;
Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
Репродуктивный.
Пение.
Групповая.
3
Песня «Ходит песенка по кругу» — музыка О. Фельцмана, слова М. Ганича, наизусть.
1
Закрепление знаний
Знать: характер и содержание музыкального произведения;
Уметь: выразительно и эмоционально исполнять изученную песню
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Групповая.
4
Слушание и разучивание песни
«Маленькая страна», слова и музыка И. Николаева, 1 куплет.
1
Изучение нового материала.
Знать: характер и содержание музыкального произведения;
Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
5
Разучивание песни «Маленькая страна», слова и музыка И. Николаева, 2 куплет.
1
Комбинированный
Знать: характер и содержание музыкального произведения;
Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
Репродуктивный.
Пение.
Групповая.
6
Песня «Маленькая страна», слова и музыка И. Николаева, наизусть.
1
Закрепление знаний
Знать: характер и содержание музыкального произведения;
Уметь: выразительно и эмоционально исполнять изученную песню
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Групповая.
7
Слушание и разучивание песни «Лесной олень», музыка
Е. Крылатова, слова. Ю. Энтина,
1 и 2 куплет.
1
Изучение нового материала.
Знать: характер и содержание музыкального произведения;
Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
8
Песня «Лесной олень», музыка
Е. Крылатова, слова. Ю. Энтина, наизусть.
1
Закрепление знаний
Знать: характер и содержание музыкального произведения;
Уметь: выразительно и эмоционально исполнять изученную песни
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Индивидуальная.
9
Слушание Е. Дога. «Вальс». Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».
1
Изучение нового материала.
Знать: характер и содержание музыкального произведения;
Уметь: различать марши, формировать понятие «выразительность звучания музыкальной речи».
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
10
Слушание и разучивание песни
«Кабы не было зимы», музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина, 1 и 2 куплет.
1
Изучение нового материала.
Знать: характер и содержание музыкального произведения;
Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
11
Песня
«Кабы не было зимы», музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина, наизусть.
1
Закрепление знаний
Знать: характер и содержание музыкального произведения;
Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
Репродуктивный.
Пение.
Групповая.
12
Слушание и разучивание песни «Три белых коня»
музыка. Е. Крылатова, слова Л. Дербенева, 1 куплет.
1
Изучение нового материала.
Знать: характер и содержание музыкального произведения;
Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
13
Разучивание песни «Три белых коня»
музыка. Е. Крылатова, слова Л. Дербенева, 2 куплет.
1
Комбинированный.
Знать: характер и содержание музыкального произведения;
Уметь: выразительно и эмоционально исполнять изученную песню
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
14
Песня «Три белых коня»
музыка. Е. Крылатова, слова Л. Дербенева, наизусть.
1
Закрепление знаний
Знать: характер и содержание музыкального произведения;
Уметь: выразительно и эмоционально исполнять изученную песни
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Групповая.
15
Слушание и разучивание песни
«Мы желаем счастья вам» музыка. С. Намина, слова И. Шаферана, 1 куплет.
1
Изучение нового материала.
Знать: характер и содержание музыкального произведения;
Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
16
Разучивание песни
«Мы желаем счастья вам» музыка С. Намина, слова И. Шаферана, 2 куплет.
1
Комбинированный.
Знать: характер и содержание музыкального произведения;
Уметь: выразительно и эмоционально исполнять изученную песню.
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
17
Песня «Мы желаем счастья вам» музыка С. Намина, слова И. Шаферана, наизусть.
1
Закрепление знаний
Знать: характер и содержание музыкального произведения;
Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
Репродуктивный.
Пение.
Групповая.
18
Слушание и разучивание песни
«Герои России» музыка и слова Стаса Михайлова, 1 куплет.
1
Изучение нового материала.
Знать: характер и содержание музыкального произведения;
Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
19
Разучивание «Герои России» музыка и слова Стаса Михайлова, 2 куплет.
1
Комбинированный.
Знать: характер и содержание музыкального произведения;
Уметь: выразительно и эмоционально исполнять изученную песню
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
20
Песня «Герои России» музыка и слова Стаса Михайлова, наизусть.
1
Закрепление знаний
Знать: характер и содержание музыкального произведения;
Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
Репродуктивный.
Пение.
Групповая.
21
Слушание и разучивание песни «Мамино сердце», музыка К. Брейтбурга, слова
Э. Мельник, 1 и 2 куплет.
1
Изучение нового материала.
Знать: характер и содержание музыкального произведения;
Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
22
Разучивание песни «Мамино сердце», музыка К. Брейтбурга, слова Э. Мельник, 3 куплет.
1
Комбинированный.
Знать: характер и содержание музыкального произведения;
Уметь: выразительно и эмоционально исполнять изученную песню
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
23
Песня «Мамино сердце», музыка К. Брейтбурга, слова
Э. Мельник, наизусть.
1
Закрепление знаний
Знать: характер и содержание музыкального произведения;
Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
Репродуктивный.
Пение.
Групповая.
24
Слушание танца «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьев.
1
Изучение нового материала.
Знать: что такое опера, симфонический оркестр.
Уметь: различать марши, формировать понятие «выразительность звучания музыкальной речи».
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
25
Слушание и разучивание песни «Не дразните собак» музыка. Е. Птичкина, слова М. Пляцковского,
1 куплет.
1
Изучение нового материала.
Знать: характер и содержание музыкального произведения;
Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
26
Разучивание песни «Не дразните собак» музыка. Е. Птичкина, слова М. Пляцковского,
2 куплет.
1
Комбинированный.
Знать: характер и содержание музыкального произведения;
Уметь: выразительно и эмоционально исполнять изученную песню.
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
27
Песня «Не дразните собак» музыка. Е. Птичкина, слова М. Пляцковского,
наизусть.
1
Закрепление знаний
Знать: характер и содержание музыкального произведения;
Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
Репродуктивный.
Пение.
Индивидуальная.
28
Слушание и разучивание песни «Наша школьная страна», музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева, 1 куплет.
1
Изучение нового материала.
Знать: характер и содержание музыкального произведения;
Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
29
Разучивание песни «Наша школьная страна» музыка
Ю. Чичкова, слова К. Ибряева.
2 куплет.
1
Комбинированный.
Знать: характер и содержание музыкального произведения;
Уметь: выразительно и эмоционально исполнять изученную песню.
Обьяснительно-иллюстрированный.
Слушание.
Коллективная.
30
Песня «Наша школьная страна» музыка
Ю. Чичкова, слова К. Ибряева, наизусть.
1
Закрепление знаний
Знать: характер и содержание музыкального произведения;
Уметь: одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
Репродуктивный.
Пение.
Индивидуальная.
31
Инструменты симфонического оркестра и их звучание: духовые медные (туба, тромбон, валторна).