Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке в 7 классе»
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 7 «Б» класса разработана в соответствии с
- федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.,
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
-приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,
- приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,
- федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
- учебным планом Лицея;
на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерных программ по учебным предметам, авторской программы «Музыка» Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской.- М.: Просвещение, 2011 , с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая учебная программа по «Музыке» для обучающихся 7 класса составлена из расчета часов, указанных в учебном плане МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка, Чамзинского муниципального района. Предмет «Музыка» изучается в объеме 34 часа учебного плана лицея при нагрузке 1 часа в неделю.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
— признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик 7 класса научится:
- анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи
и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства;
- выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
-понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств;
- различать особенности видов искусства;
- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении.
Ученик 7 класса получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
- принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы;
- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах,
художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения;
- раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей;
- определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов,
особенности (типы) музыкальной драматургии;
- высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;
- понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать
содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании,
поэтическом слове, изобразительной деятельности;
- осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую
деятельность художественно - эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов;
- уметь определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели,
распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- формировать развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик 7 класса научится:
сформировать основы музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформировать потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
сформировать мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
- воспитать эстетическое отношения к миру, критическое восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладеть основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
- приобрести устойчивые навыки самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности.
Ученик 7 класса получит возможность научиться:
- высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
- структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный
материал и разнообразную информацию, полученную из других источников;
- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
- передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки,
самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров;
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик 7 класса научится:
- ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
- наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- применять знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Ученик 7 класса получит возможность научиться:
- определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка);
- применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого
понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных
инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве Интернета;
- высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах,
воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения
в ситуации выбора;
- структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный
материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.
Предметные результаты
Ученик 7 класса научится:
- сформировать основы музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- развить художественный вкус и интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- уметь воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению;
- использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Ученик 7 класса получит возможность научиться:
- наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- применять знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии;
- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.
Календарно-тематический план
№ п/п
Наименование разделов и тем
Вид
занятия
Кол-во часов
Виды
самостоятельной
работы
Дата проведения
Планир.
Фактич.
I.
Особенности драматургии сценической музыки
17
1.
Классика и современность
Вводный
1
Написать примеры классической и современной музыки
2.
В музыкальном театре. Опера
2
2.1
Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русском музыкальном искусстве
Расширение и углубление знаний
1
Подготовить сюжет оперы
2.2
«Судьба человеческая – судьба народная».
«Родина моя! Русская земля»
Расширение и углубление знаний
1
Задание в творческой тетради
3.
Опера «Князь Игорь»
2
3.1
Русская эпическая опера. Ария князя Игоря
Сообщение и усвоение знаний
1
Найти либретто к опере
3.2
Портрет половцев. «Плач Ярославны»
Сообщение и усвоение знаний
1
Задание в творческой тетради
4.
В музыкальном театре. Балет
2
4.1
Балет «Ярославна». Вступление. «Стон Русской земли»
Сообщение и усвоение знаний
1
4.2
«Первая битва с половцами». «Плач Ярославны». «Молитва»
Расширение и углубление знаний
1
5.
Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов
Повторение и обобщение полученных знаний
1
Задание в творческой тетради
6.
В музыкальном театре
2
6.1
«Мой народ – американцы…».
«Порги и Бесс».
Первая американская национальная опера
Урок обобщения
1
Сообщение на тему: «Творчество создателя американской национальной классики Дж. Гершвина»
6.2
Развитие традиций оперного спектакля
Сообщение и усвоение знаний
1
Прослушать музыку дуэта Порги и Бесс и написать какими чувствами наполнен этот дуэт
7.
Опера «Кармен»
3
7.1
Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо
Сообщение и усвоение знаний
1
Сообщение на тему: «Творчество Ж. Бизе»
7.2
Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе
Сообщение и усвоение знаний
1
Найти сюжет оперы
7.3
Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора
Сообщение и усвоение знаний
1
8.
Сюжеты и образы духовной музыки
1
8.1
«Высокая месса». «От страдания к радости». «Всенощное бдение». Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени»
Расширение и углубление знаний
1
Задание в творческой тетради
9.
Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда»
2
9.1
Вечные темы
Расширение и углубление знаний
1
Задание в творческой тетради
9.2
Главные образы
Расширение и углубление знаний
1
Задание в творческой тетради
10.
Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта»
1
10.1
Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра
Тестирование
1
II.
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки
18
1.
Музыкальная драматургия – развитие музыки
2
1.1
Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка
Расширение и углубление знаний. Сообщение новых знаний
1
Написать примеры духовной музыки
1.2
Светская музыка
Расширение и углубление знаний
1
Написать примеры светской музыки
2.
Камерная инструментальная музыка
2
2.1
Этюд
Расширение и углубление знаний
1
2.2
Транскрипция
Расширение и углубление знаний
1
Задание в творческой тетради
3.
Циклические формы инструментальной музыки «Кончерто гроссо» А. Шнитке