Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке в 4 классе "Школа 2100"»
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 4 «А», 4 «В» классов разработана в соответствии с
- федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.,
- приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. №1060«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1643«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 г. № 507«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования
учебным планом Лицея;
на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, на основе «Примерных программ по учебным предметам», концепции ОС «Школа 2100», авторской программы «Музыка» В.О. Усачева, Л.В. Школяр - М.: Баласс 2012. (ОС «Школа 2100»), с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая учебная программа по «Музыке» для обучающихся 4 классов составлена из расчета часов, указанных в учебном плане МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка, Чамзинского муниципального района. Предмет «Музыка» изучается в объеме 34 часа учебного плана лицея при нагрузке 1 часа в неделю.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса,
нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального
искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного
мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в
различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками
в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах,
музыкально – пластическое движение и импровизация).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
— признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик 4 класса научится:
- анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи
и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства;
- выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
-понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств;
- различать особенности видов искусства;
- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении.
Ученик 4 класса получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
- принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы;
- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах,
художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения;
- раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей;
- определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов,
особенности (типы) музыкальной драматургии;
- высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;
- понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать
содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании,
поэтическом слове, изобразительной деятельности;
- осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую
деятельность художественно - эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов;
- уметь определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели,
распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- формировать развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик 4 класса научится:
сформировать основы музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформировать потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
сформировать мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
- воспитать эстетическое отношения к миру, критическое восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладеть основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
- приобрести устойчивые навыки самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности.
Ученик 4 класса получит возможность научиться:
- высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
- структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный
материал и разнообразную информацию, полученную из других источников;
- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
- передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки,
самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров;
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик 4 класса научится:
- ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
- наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- применять знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Ученик 4 класса получит возможность научиться:
- определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка);
- применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого
понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных
инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве Интернета;
- высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах,
воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения
в ситуации выбора;
- структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный
материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.
Предметные результаты
Ученик 4 класса научится:
- сформировать основы музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- развить художественный вкус и интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- уметь воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению;
- использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Ученик 4 класса получит возможность научиться:
- наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- применять знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии;
- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.
СОДЕРЖАНИЕ
Музыка моего народа – 16 ч.
Триединство «композитор – исполнитель – слушатель» – сквозная линия содержания программы 4-го класса. Обобщение первоначальных представлений и знаний о творчестве композиторов-классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях. Формирование на этом материале умений и навыков хорового, ансамблевого, инструментального, вокально-инструментального музицирования.
Включение в занятия образцов музыкального фольклора (аутентичного, подлинного и стилизованного), духовной музыки, произведений «золотого фонда» русской классики, которые осваиваются в различных формах и видах музыкально-исполнительской и творческой (сочинение, импровизации) деятельности школьников.
Музыка Русской православной церкви как часть отечественной художественной культуры, как «звено» в храмовом синтезе искусств (слово, иконопись, архитектура). Богатство содержания русских народных песен, их жанровое многообразие (лирические, протяжные, былины, хороводные, обрядовые, солдатские, частушки и др.), особенности музыкального языка. Детский музыкальный фольклор. Значение музыки в народных праздниках на Руси.
«Академическая» и «народная» манеры исполнения. Певцы, ансамбли, хоры. Известные исполнители – певцы, инструменталисты, дирижёры, хоры, оркестры. Русские народные музыкальные инструменты (гусли, балалайка, рожок, гармонь и др.). Оркестр русских народных инструментов.
Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором: общность тем, сюжетов, образов, приёмов развития.
Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ – 18 ч.
Каждый народ имеет свой музыкальный и разговорный (литературный) язык. Богатство и многообразие музыкальной культуры разных стран и народов.
Музыкальный язык интернационален, понятен всем без перевода. Музыка – это язык, который выражает чувства и мысли людей.
Многообразие жанров, тем, сюжетов и образов в народной и профессиональной музыке разных стран и народов.
Сходство и различие музыкального языка русской музыки с музыкой ближнего зарубежья, западноевропейской музыкой, музыкой других национальных школ. Поиск интонационно-образных особенностей, характерных черт музыкального языка.
Тематическое планирование
№
п/п
Наименование разделов и тем
Максимальная нагрузка учащегося, ч.
Теоретическое обучение, ч.
Вид контроля
Формы контроля
1.
Музыка моего народа
16 ч.
16 ч.
Промежуточный
Контрольное тестирование
2.
Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ
18 ч.
18 ч.
Итоговый
Контрольное тестирование
Итого:
34 ч.
34 ч.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п
Наименование
разделов и тем
Кол-во часов
Вид
занятия
Планируемые результаты обучения
Универсальные учебные действия
Виды самостоятельной работы
Дата проведения
План.
Факт.
Музыка моего народа.
16
1.
Музыка моего народа
1
Комбинированный урок
Наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нём;
проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость
сравнивать музыкальные произведения разных стилей и жанров;
исполнять различные по характеру музыкальные произведения;
соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров;
импровизировать (вокальная, танцевальная, инструментальная импровизации) в характере основных жанров музыки;
осуществлять собственный музыкально-исполнительный замысел в пении и импровизациях.
исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства;
распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки;
сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия;
выявлять различные по смыслу интонации;
воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение);
анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации;
применять знание основных средств выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения;
приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение и сочинение;
корректировать собственное исполнение;
оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
Р.
в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи и планировать свою деятельность.
П.
осуществлять анализ произведений, проводить сравнение.
К.
формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание.
Л.
проявление интереса к различным видам искусства, целостное и гармоничное восприятие мира, эмоциональная отзывчивость и культура восприятия музыкальных произведений искусства.
Р.
уметь планировать и контролировать свою деятельность,
вносить необходимые коррективы в творческую работу.
П.
строить сообщения в устной и письменной форме, используя примеры музыкальной записи
К.
в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей персонажа музыкального
произведения.
Л.
развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира.
Слушание музыки
2.
Многообразие жанров русской музыки.
1
Комбинированный урок
Слушание музыки
3.
Взаимосвязь русской музыки: народной и профессиональной.
1
Комбинированный урок
Слушание музыки
4.
Русские народные инструменты.
1
Комбинированный урок
Слушание музыки
5.
Оркестр народных инструментов.
1
Комбинированный урок
Слушание музыки
6.
Маршевые и трудовые русские народные песни.
1
Комбинированный урок
Слушание музыки
7.
Обрядовые песни.
1
Комбинированный урок
Слушание музыки
8.
Традиции и праздники русского народа.
1
Комбинированный урок
Слушание музыки
9.
Калейдоскоп русских народных песен.
1
Комбинированный урок
10.
М.И. Глинка и русский фольклор.
1
Комбинированный урок
Слушание музыки
11.
Традиции русской музыки в творчестве Н.А. Римского-Корсакова
1
Комбинированный урок
Слушание музыки
12.
Музыка Русской православной церкви, как часть отечественной художественной культуры.
1
Комбинированный урок
Слушание музыки
13.
Музыка Русской православной церкви, как часть отечественной художественной культуры.
1
Комбинированный урок
Слушание музыки
14.
Колокольные звоны России.
1
Комбинированный урок
Слушание музыки
15.
Народная песня в творчестве П.И. Чайковского.
1
Комбинированный урок
Слушание музыки
16.
Песенные интонации в концерте С.В. Рахманинова
1
Тестирование
Слушание музыки
Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ
18
17.
Плясовые народные интонации в опере «Хованщина» М.П. Мусоргского
1
Комбинированный урок
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов;
воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении: пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении;
знать основные принципы развития (повтор, контраст, вариационность);
предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;
оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;
инсценировать произведения различных жанров;
выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам и в слове, рисунке, жесте, пении.
чувствовать кульминацию музыкального произведения, передавать её средствами исполнения
соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов;
приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение;
сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров;
соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения;
определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний;
анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений;
оценивать собственную музыкально-творческую деятельность
Р.
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
П.
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, связях.
К.
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Л.
формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и музыкальное наследие мира.
18.
Русский фольклор в современной композиторской музыке.
1
Комбинированный урок
Слушание музыки
19.
Праздник «Масленница»
1
Комбинированный урок
Слушание музыки
20.
Музыка других народов
1
Комбинированный урок
Слушание музыки
21.
Музыка славянских народов.
1
Комбинированный урок
Слушание музыки
22.
Молдавская народная музыка
1
Комбинированный урок
Слушание музыки
23.
Музыка народов Закавказья.
1
Комбинированный урок
Слушание музыки
24.
Музыка народов Средней Азии.
1
Комбинированный урок
Слушание музыки
25.
Музыка народов Прибалтики
1
Комбинированный урок
Слушание музыки
26.
Музыкальная викторина
1
Комбинированный урок
27
Музыка русского композитора М.И. Глинки в духе итальянской баркаролы.
1
Комбинированный урок
Слушание музыки
28.
Французская народная песня в творчестве австрийского композитора В.А. Моцарта.
1
Комбинированный урок
Слушание музыки
29.
Японская народная песня в музыке Д.Б. Кабалевского
1
Комбинированный урок
Слушание музыки
30.
Ф.Шопен – основоположник польской музыки
1
Комбинированный урок
Слушание музыки
31.
Между музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ.
1
Комбинированный урок
Слушание музыки
32.
Между музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ.