Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 1класс»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке для 1 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (от 26. 11. 2010г. № 1241),
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»,
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009,
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015.
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ состав. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 204с. (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-022564 – 9,
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 4» г. Курчатова
Положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, реализующего ФГОС второго поколения
Данная программа составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений : Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагина, «Музыка». 1-4 класс» (учебно-методический комплект «Школа России Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, словом все науки» (Л.В.Горюнова). Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом. Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, посещение театров, кино и концертных залов. На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т.п. – становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися. Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства. Узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных жанров и видов искусства; применять художественно-выразительных средства различных видов искусств в своем творчестве.Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла. При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретации учителем и учащимися.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
освоениемузыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.
обогащение знаний о музыкальном искусстве;
развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
изучение особенностей музыкального языка;
формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей воспитание художественного вкуса;
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
формирование учений и навыков художественного самообразования.
Цель, задачи и содержание данной программы отражают следующие методы музыкального обучения:
- концентричности организации музыкального материала;
- забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
- создание «композиций», (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
- игры;
- художественного контекста (выхода за пределы музыки).
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Специфика уроков музыки в начальной школе.
Музыкальное искусство обращено ко всем и каждому в отдельности. Чтобы музыка стала исповедью души, необходимо сочетание принципов коллективного обучения с индивидуальными.
Музыка непосредственно связана с психологическими движениями и прямо адресована душе каждого школьника, тотчас же вызывая ее резонанс.
Специфика уроков музыки у младших школьников связана также с их возрастной особенностью – особой художественной одаренностью, в уникальным творческим потенциалом, эмоциональной отзывчивостью на прекрасное: детям изначально присуща талантливость. И важно не упустить уникальной возможности детского возраста для развития художественно-творческих способностей, так как позднее компенсировать их невозможно.
Музыка пробуждает и стимулирует творческий потенциал детей, ибо эмоциональная сфера и воображении тесно взаимосвязаны с творческими способностями.
Музыкально-творческая деятельность – это деятельность школьника в области искусства, направленная на создание новых духовных ценностей, материализованных в художественных произведениях.
Творческий потенциал – это чувство нового художественного ценного, связанное с высокой степенью развития мышления и способностью быстро действовать в новой ситуации.
Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.
Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности.
В сферу исполнительской деятельности учащихся входят:
хоровое и ансамблевое пение;
пластическое интонирование
музыкально-ритмические движения;
игра на музыкальных инструментах;
инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;
освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Процесс обучения музыке опирается на два принципиальных положения:
целостный подход к музыкальной деятельности
объединение всех видов деятельности музыкальными темами.
Целостный подход включает в себя: исполнение, слушание и импровизирование музыки. Каждый из этих видов деятельности имеет свое линейное развитие, т.е. постепенное и последовательное усложнение музыкального материала и навыков его освоения. При этом одни и те же навыки по возможности осваиваются в разных видах деятельности, в том числе и в импровизации. Все виды музыкальной деятельности направлены на осознание учащимися языка музыкального искусства и протекают как творческий познавательный процесс, в ходе которого раскрываются индивидуальные возможности ребенка, проявляется его творческая активность.
Тематизм программы отражает содержание музыкального искусства: сказочные сюжеты, образы природы, исторические сюжеты, героические образы в музыке; русское народное музыкальное творчество и творчество других народов; исполнительское мастерство инструменталистов и вокалистов. Такой тематизм несет в себе возможности для реализации задач воспитания детей, развития их нравственных чувств и переживаний. Кроме того, в условиях данного тематизма легче возникают аналогии между музыкальными произведениями и произведениями других искусств. Привлечение рисунков, поэтических строк, художественной прозы, ярких по своей образности и отвечающих теме музыкальных занятий, помогают детям обобщать свои жизненные наблюдения и глубже чувствовать настроение и характер музыкальных произведений, которые они слушают и исполняют. Темы усложняются от класса к классу.
Творческое развитие, на которое направлен процесс обучения, - это развитие музыкальности, комплекса музыкальных способностей ребенка и его творческой активности. Комплекс музыкальных способностей включает в себя эмоциональную отзывчивость на музыку и познавательные музыкальные способности (мелодический, тембровый, динамический и гармонический компоненты интонационного музыкального слуха и чувство ритма), творческое мышление и воображение, музыкальную память. Творческая активность ребенка проявляется в суждениях о музыке, в поисках нужных исполнительских красок, в попытках импровизирования, т.е. создания собственного музыкального продукта в виде ритмов, мелодий, театрализации, движений под музыку. Таким образом, возможности музыкального воспитания детей реализуются при такой организации процесса обучения, которая создает условия для наиболее полного и эффективного музыкального развития школьников. Музыкальное искусство обращено к духовному миру ученика, поэтому цель курса заключается в закладывании основ музыкальной культуры школьника как части его духовной культуры.
Характеристика организации учебного процесса
При организации учебного процесса используются:
Информационно - коммуникационные технологии;
проблемно-диалогическая технология;
организации учебного сотрудничества;
проектно-исследовательская деятельность.
Формы организации учебного процесса
групповые,
коллективные,
классные,
внеклассные.
Методы организации учебного процесса
методы организации учебно-познавательной деятельности:
– словесные, наглядные, практические;
– проблемно-поисковый, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего: наблюдения за явлениями природы и общественной жизни; выполнение практических работ и опытов, в том числе исследовательского характера;
– методы самостоятельной работы и работы под руководством;
методы стимулирования и мотивации:
– методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);
– методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания);
методы контроля и самоконтроля
интерактивные методы обучения
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся по предмету музыки проводится в форме беседы, фронтального и индивидуального опроса, работы по карточкам, подготовки творческих работ, тестирования.
В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение жанров песни, танца и марша; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания; тестирование, разработанное автором
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный курс «Музыка » в классе соответствует образовательным областям «Искусство» базисного учебного плана.
На изучение курса «Музыка» в каждом классе начальной школы отводится 1 ч в неделю.
Программа рассчитана на 135 ч за 4 года обучения.
В 1 классе — 33 ч за год (33 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
приобретение знаний и умении;
овладение УУД
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В основе метапрограмности лежит мыслительный тип интеграции учебного материала. Говоря о каком-либо предмете, явлении, понятии ученик не запоминает какие- либо определения, а осмысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий,которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или иного знания, он «переоткрывает» открытие, некогда сделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания. Осуществив работу на разном предметном материале, он делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлексировать собственный процесс работы: что именно он мысленно проделал, как он мысленно «двигался», когда восстанавливал генезис того или другого понятия. И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью мышления.
Личностные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально-ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки (народной и профессиональной);
планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки;
прогнозирование результатов музыкальной деятельности: форма выполнения, осмысленность, обобщенность действий, умение применять знания в новой учебной и жизненной ситуациях;
понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей; формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия;
совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной деятельности.
Познавательные УУД:
поиск и использование в практической деятельности информации о музыке (жанры, стили, язык), композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах;
познание разнообразных явлений окружающей действительности, мира человеческих отношений, музыкальной культуры, обычаев и традиций своего региона, России, мира в процессе эмоционально-осознанного восприятия жизненного содержания музыкальных сочинений;
владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке и словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки;
выполнение диагностических тестов, самостоятельных и контрольных работ;
владение формами рефлексивной оценки восприятия и исполнения музыкальных произведений разных жанров, стилей, эпох; знаний о музыке и музыкантах.
понимание знаково-символических средств воплощения содержания (информации) в музыке; соотнесения графической записи с музыкальным образом.
Коммуникативные УУД:
формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;
развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе восприятия и музицирования, а также поиска и сбора информации о музыке и музыкантах;
формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий), ее оценки и представления в творческих формах работы;
поиск способов разрешения конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, ее исполнения.
Предметные результаты
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения музыки ученик 1 класс должензнать/уметь:
· определять художественную идею произведения;
· участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение;
· размышлять об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений,
· узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
· анализировать результаты сравнения;
· воспринимать и наблюдать музыкальные явления;
· объединять произведения искусства по общим видовым и жанровым признакам;
· решать творческие задачи на уровне импровизаций (музыкальной, танцевальной, пластической),
· самостоятельно планировать свои действия в исполнительской деятельности, осуществлять учебное сотрудничество в хоровом пении, ансамблевом музицировании.
Содержание курса (135ч)
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека»,«Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека.
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками для общеобразовательных учреждений авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной: «Музыка. 1 класс», «Музыка. 2 класс», «Музыка. 3 класс», «Музыка. 4 класс».
Содержание учебного предмета 1 класс (33 ч)
Содержание программы первого года делится на два раздела: “Музыка вокруг нас” (посвящены музыке и ее роли в повседневной жизни человека) и второго полугодия “Музыка и ты” (знакомство с музыкой в широком культорологическом контексте). Учащиеся должны почувствовать, осознать и постичь своеобразие выражения в музыкальных произведениях чувств и мыслей человека, отображения окружающего его мира.
Раздел 1. «Музыка вокруг нас»
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.
Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Раздел 2. «Музыка и ты»
Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Содержание музыкального материала:
Раздел 1. «Музыка вокруг нас»
«Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайковский. Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский. «Октябрь» («Осенняя песнь») из цикла «Времена года». П. Чайковский. «Колыбельная Волховы», песня Садко («Заиграйте, мои гусельки») из оперы «Садко». Н. Римский- Корсаков. «Петя и волк», фрагменты из симфонической сказки. С. Прокофьев. Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. «Гусляр Садко». В. Кикта. «Фрески Софии Киевской», фрагмент 1-й части Концертной симфонии для арфы с оркестром. В. Кикта. «Звезда покатилась». В. Кикта, слова В. Татаринова. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк. «Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах. «Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. «Пастушья песенка» на тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой. «Капельки». В. Павленко, слова Э. Богдановой; «Скворушка прощается». Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; «Осень», русская народная песня и др. «Азбука». А. Островский, слова З. Петровой; «Алфавит». Р. Паулс, слова И. Резника; «Домисолька». О. Юдахина, слова В. Ключникова; «Семь подружек». В. Дроцевич, слова В. Сергеева; «Песня о школе». Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др. «Дудочка», русская народная песня; «Дудочка», белорусская народная песня. «Пастушья», французская народная песня; «Дударики-дудари», белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; «Веселый пастушок», финская народная песня, русский текст В. Гурьяна. «Почему медведь зимой спит». Л. Книппер, слова А. Коваленкова. «Зимняя сказка». Музыка и слова С. Крылова. Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.
Раздел 2. «Музыка и ты»
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. «Добрый день». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
«Утро». А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина. «Солнце», грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили. «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. «Пастораль» из Сюиты в старинном стиле. А. Шнитке. «Наигрыш». А. Шнитке. «Утро». Э. Денисов. «Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря. «Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтению В. Шукшина). В. Гаврилин. «Вечер» из «Детской музыки». С. Прокофьев. «Вечер». В. Салманов. «Вечерняя сказка». А. Хачатурян. «Менуэт». Л. Моцарт. «Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто. «Баба Яга». Детская народная игра. «У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен. Главная мелодия из Симфонии № 2 («Богатырской»). А. Бородин. «Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня. «Песня о маленьком трубаче». С. Никитин, слова С. Крылова. «Учил Суворов». А. Новиков, слова М. Левашова. «Волынка». И. С. Бах. «Колыбельная». М. Кажлаев. «Колыбельная». Г. Гладков. «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин. Лютневая музыка. Франческо да Милано. «Кукушка». К. Дакен. «Спасибо». И. Арсеев, слова З. Петровой. «Праздник бабушек и мам». М. Славкин, слова Е. Каргановой. Увертюра из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский. «Клоуны». Д. Кабалевский. «Семеро козлят», заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой. Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского. «Добрые слоны». А.Журбин, слова В. Шленского. «Мы катаемся на пони». Г. Крылов, слова М. Садовского. «Слон и скрипочка». В. Кикта, слова В. Татаринова. «Бубенчики», американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова. «Ты откуда, музыка?». Я. Дубравин, слова В. Суслова. «Бременские музыканты» из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Г. Гладков, слова Ю. Энтина.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Критерии оценивания
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Критериями оценивания являются:
соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Критерии уровня музыкального развития обучающихся: - насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлеченность ею, любовь к ней; - умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание; - умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них; - каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях содержание и характер исполняемых произведений.
Оценка предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Виды контроля:
входной, текущий, итоговый
фронтальный, комбинированный, устный.
Формы (приемы) контроля:
наблюдение,
самостоятельная работа,
работа по карточке,
тест.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления третьеклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
Измерители качества выполнения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся
Наименование раздела
программы, тема
Характеристика деятельности учащихся
(основные учебные умения и действия)
Кол-во часов
«Музыка вокруг нас»
16
«И Муза вечная со мной!» (Урок – путешествие)
Хоровод муз. (Урок – экскурсия)
Понимать: правила поведения на уроке музыки. Правила пения. Смысл понятий «Композитор – исполнитель – слушатель», муза. Определять настроение музыки, соблюдать певческую установку.Владеть первоначальными певческими навыками. Участвовать в коллективном пении.
Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражая свое впечатление в пении, игре или пластике. Узнавать на слух основную часть музыкальных произведений. Передавать настроение музыки в пении.
Выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку.
Давать определения общего характера музыки.
2
Повсюду музыка слышна.
( Урок – игра)
Душа музыки - мелодия. (Урок – путешествие)
Определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок. Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности.
Выявлять характерныеособенности жанров: песни, танца, марша. Откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.
Определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях. Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш).
Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление.
2
Музыка осени.
Сочини мелодию.
Различатьтембр музыкального инструмента - скрипки, Выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку, Осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней.
Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
Владеть элементами алгоритма сочинения мелодии.
Самостоятельно выполнять упражнения.
Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.
2
«Азбука, азбука каждому нужна…».
Музыкальная азбука.
Узнавать изученные произведения.
Участвовать в коллективном исполнении ритма, изображении звуковысотности мелодии движением рук.
Правильно передавать мелодию песни. Узнавать изученные произведения. Участвовать в коллективном исполнении ритма, изображении звуковысотности мелодии движением рук.
2
Обобщающий урок
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
- задавать вопросы;
- отвечать на вопросы;
- умение выражать свои мысли
1
Музыкальные инструменты.
«Садко». Из русского былинного сказа.
Сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов. Выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку. Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении. Давать определения общего характера музыки.
Внимательно слушатьмузыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах. Определять на слух звучание народных инструментов.
2
Музыкальные инструменты
Звучащие картины.
Распознавать духовые и струнные инструменты.
Вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания народных инструментов.
Исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения. Находить сходства и различия в инструментах разных народов. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.Узнавать музыкальные инструменты по изображениям. Участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты.
2
Разыграй песню.
Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.
Планировать свою деятельность, выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста. Находить нужный характер звучания. Импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера. Соблюдать при пении певческую установку, петь выразительно, слышать себя и товарищей. Вовремя начинать и заканчивать пение. Понимать дирижерские жесты.
2
Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок по теме «Музыка вокруг нас»
Узнавать освоенные музыкальные произведения.
Давать определения общего характера музыки.
Принимать участие в играх, танцах, песнях.
Высказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям.
Создавать собственные интерпретации.
Исполнять знакомые песни.
1
«Музыка и ты»
17
Край, в котором ты живешь.
Высказывать, какие чувства возникают, когда исполняешь песни оРодине.
Различать выразительные возможности – скрипки.
1
Художник, поэт, композитор.
Воспринимать художественные образы классической музыки. Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении. Давать определения общего характера музыки. Ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне.
1
Музыка утра.
По звучавшему фрагментуопределять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе. Находить нужные слова для передачи настроения.
1
Музыка вечера.
По звучавшему фрагментуопределять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе. Уметь сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки.
1
Музыкальные портреты.
Вслушиваться в музыкальную ткань произведения.
На слух определять характер и настроение музыки.
Соединять слуховые впечатления детей со зрительными.
1
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.
Выделять характерныеинтонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные
1
Музы не молчали.
Определять характер музыки и передавать ее настроение. Описывать образ русских воинов. Сопереживать музыкальному образу, внимательно слушать.
1
Мамин праздник.
Передавать эмоционально во время хорового исполнения разные по характеру песни, импровизировать.
Выделять характерныеинтонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями.
1
Обобщающий урок.
Приобретать (моделировать) опыт музыкально - творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание, продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями
1
Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент.
Вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения. Выделять характерныеинтонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах.
1
Музыкальные инструменты.
Сравнивать звучание музыкальных инструментов.
Узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию. Имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах.
1
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.
Размышлять о возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия.
Обобщать характеристику музыкальных произведений. Воспринимать художественные образы классической музыки. Расширять словарный запас.
Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении.
1
Музыка в цирке.
Определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении.
1
Дом, который звучит.
Вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения. Выделять характерныеинтонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.
1
Опера-сказка.
Называть понравившееся произведение, давая его характеристику. Уметь сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки.
1
«Ничего на свете лучше нету».
Через различные формы деятельности систематизировать словарный запас детей.
1
Обобщающий урок. (Урок-концерт.)
Уметь размышлять о музыке.
Высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям.
Создавать собственные исполнительские интерпретации.
1
Виды контрольно- измерительных материалов
№
Тема
Количество часов
В том числе:
Практические работы
Экскурсии
Контрольные
(проверочные) работы
1.
Музыка вокруг нас
16
1
1
2.
Музыка и ты
17
1
1
33
1
1
2
Описание учебно-методического и материально-технического
Дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2011.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
Оборудование и приборы:
ученические столы двухместные с комплектом стульев;
Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.
Регулятивные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.
Коммуникативные: потребность в общении с учителем.
Личностные: формирование положительного отношения к учению.
28.10
ІІ четверть
10.
Музыкальные инструменты.
Свирель, дудочка, рожок, гусли.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Слушание, восприятие музыки.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Знать: понятие: музыка авторская (композиторская).Уметь: определять на слух звучание флейты, арфы, фортепиано. Знакомство с понятием профессиональная музыка, с музыкальными инструментами
Текущий
Предметные: знать понятие народная музыка. Уметь определять на слух звучание свирели, рожка, гуслей. Знакомство с народной музыкой и инструментами.
Познавательные: классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
Личностные: формирование социальной роли.
11.11
11.
«Садко». Из русского былинного сказа.
Комбинированный урок
Слушание, восприятие музыки.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Знать: понятие народная музыка. Уметь: определять на слух звучание свирели, рожка, гуслей Знакомство с народной музыкой и инструментами. «Садко» (из русского былинного сказа)
Текущий
Предметные: уметь: определять на слух звучание гуслей. Знакомство с понятием - былинная музыка, с музыкальными инструментами.
Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.
Регулятивные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.
Коммуникативные: потребность в общении с учителем.
Личностные: формирование положительного отношения к учению
18.11
12.
Музыкальные инструменты: арфа, флейта.
.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Слушание, восприятие музыки.
Игра на детских музыкальных инструмента.
Знать: понятие: музыка авторская (композиторская).
Уметь: определять на слух звучание флейты, арфы, фортепиано. Знакомство с понятием профессиональная музыка, с музыкальными инструментами
Текущий
Предметные: знать понятие народная музыка. Уметь определять на слух звучание свирели, рожка, гуслей. Знакомство с народной музыкой и инструментами.
Познавательные: классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
Личностные: формирование социальной роли.
25.11
13.
Звучащие картины.
Комбинированный урок.
Слушание, восприятие музыки.
Разучивание, исполнение музыкального произведения.
Знать: отличия народной от профессиональной музыки.
Уметь: приводить примеры; отвечать на проблемные вопросы. Определение «звучания» в картинах народной или профессиональной музыки. Слушание музыки, хоровое пение
Текущий
Предметные: знать отличия народной от профессиональной музыки. Уметь приводить примеры.
Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.
Регулятивные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.
Коммуникативные: потребность в общении с учителем.
Личностные: формирование положительного
отношения к учению
02.12
14.
Разыграй песню.
Комбинированный урок.
Слушание, восприятие музыки.
Разучивание, исполнение музыкального произведения.
Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни; составление исполнительского плана песни. Выразительное исполнение песни «Почему медведь зимой спит» Л. К. Книппер, А. Коваленковой
Текущий
Предметные: развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни; составление исполнительского плана песни.
Познавательные: классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
Личностные: формирование социальной роли
09.12
15.
Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Слушание, восприятие музыки.
Разучивание, исполнение музыкального произведения.
Народные праздники, духовная жизнь людей; рождественские песни. Знать: понятия: народные праздники, рождественские песни
Текущий
Предметные: народные праздники, духовная жизнь людей; рождественские песни.
Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. Знать: понятия: народные праздники, рождественские песни.
Регулятивные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.
Коммуникативные: потребность в общении с учителем.
Личностные: формирование положительного
отношения к учению.
16.12
16.
Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок
Комбинированный урок.
Слушание, восприятие музыки.
Импровизация произведения.
Уметь: определять настроение, характер музыки; посильным образом участвовать в ее исполнении.
Сказка Т. Гофмана и музыка из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»
Тематический
Предметные: развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни; составление исполнительского плана песни.
Познавательные: классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
Личностные: формирование социальной роли
23.12
ІІ раздел «Музыка и ты» (17ч.)
17.
Край, в
котором ты живешь.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Слушание, восприятие музыки.
Разучивание, исполнение музыкального произведения.
Знать: понятия: родина, малая родина. Уметь: объяснять их Слушание музыки. Исполнение песен о Родине
Текущий
Предметные: Знать понятия: Родина, малая Родина.
Познавательные: классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
Личностные: формирование социальной роли
30.12
ІІІ четверть
18.
Художник, поэт, композитор.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Слушание, восприятие музыки.
Разучивание, исполнение музыкального произведения.
Уметь: находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже. Образный анализ картины. Интонационно-образный анализ музыки. Пластический этюд стихотворения. Хоровое пение
Текущий
Предметные: проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения.
Познавательные: классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
Личностные: формирование социальной роли
13.01
19.
Музыка утра.
Комбинированный урок.
Слушание, восприятие музыки.
Разучивание, исполнение музыкального произведения.
Уметь: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения (чувства, характер, настроение) Музыкальный пейзаж. Фортепианное и оркестровое исполнение музыки
Текущий
Предметные: музыкальный пейзаж. Фортепианное и оркестровое исполнение музыки.
Познавательные: классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
Личностные: формирование социальной роли
20.01
20.
Музыка вечера.
Комбинированный урок.
Слушание, восприятие музыки.
Разучивание, исполнение музыкального произведения.
Уметь: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения (чувства, характер, настроение) Музыкальный пейзаж. Фортепианное и оркестровое исполнение музыки
Предметные: уметьпроводить интонационно-образный анализ инструментального произведения (чувства, характер, настроение) Музыкальный пейзаж..
Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.
Регулятивные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.
Коммуникативные: потребность в общении с учителем.
Личностные: формирование положительного отношения к учению.
27.01
21.
Музыкальные портреты.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Слушание, восприятие музыки.
Уметь: сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия; выявлять различные образы – портреты персонажей можно передать с помощью музыки, сходства и различия разговорной и музыкальной речи.
Текущий
Предметные: уметьпроводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений .
Слушание и анализ музыки. Пластическое интонирование «Менуэта». Игра на инструментах;
выразительно исполнять песни 8 Марта – мамин праздник. Музыка и песни о маме.
Познавательные: классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
Личностные: формирование социальной роли
03.02
22.
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.
Комбинированный урок.
Слушание, восприятие музыки.
Драматизация произведения.
Уметь: выделять характерныеинтонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные.
Текущий
Предметные: знать понятие народная музыка.
Знакомство с народной музыкой и инструментами.
Познавательные: классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
Личностные: формирование социальной роли.
10.02
23.
Музы не молчали.
Комбинированный урок.
Слушание, восприятие музыки.
Разучивание, исполнение музыкального произведения.
Предметные: уметьнаходить общее в стихотворном, художественном и музыкальном. Образный анализ вечного - памятников. Хоровое пение.
Познавательные: классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
Личностные: формирование социальной роли.
24.02
24.
Мамин праздник.
Комбинированный урок.
Слушание, восприятие музыки.
Разучивание, исполнение музыкального произведения.
Импровизация произведения.
Уметь: анализировать музыкальные сочинения; импровизировать на музыкальных инструментах; выразительно исполнять песни 8 Марта – мамин праздник. Музыка и песни о маме
Текущий
Предметные: выражать чувства, эмоции и мысли о маме.
Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.
Регулятивные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.
Коммуникативные: потребность в общении с учителем.
Личностные: формирование положительного
отношения к учению.
03.03
25.
Обобщающий урок.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Исполнение музыкального произведения.
Импровизация произведения.
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений.
Тематический
Предметные: слушание и анализ музыкальных инструментов и их интонирование. Хоровое пение.
Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.
Регулятивные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.
Коммуникативные: потребность в общении с учителем.
Личностные: формирование положительного
отношения к учению.
10.03
26.
Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент.
Урок изучения и закрепления новых знаний
Слушание, восприятие музыки.
Разучивание, исполнение музыкального произведения.
Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений; обобщать, формулировать выводы.
Слушание и анализ музыки. Пластическое интонирование. Хоровое пение.
Текущий
Предметные: уметь— анализировать музыкальные сочинения; импровизировать на музыкальных инструментах. развитие навыков выразительного исполнения детьми песни; составление исполнительского планапесни.
Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.
Регулятивные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.
Коммуникативные: потребность в общении с учителем.
Личностные: формирование положительного
отношения к учению.
17.03
27.
Музыкальные инструменты.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Слушание, восприятие музыки.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Знать понятия: старинные, современные инструменты.
Текущий
Предметные: Знать понятия: старинные, современные инструменты .
Уметь на слух определять звучание лютни и гитары, клавесина и фортепиано.
Познавательные: классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
Личностные: формирование социальной роли
31.03
IV четверть
28.
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Слушание, восприятие музыки.
Игра на детских музыкальных инструмента.
Уметь на слух определять звучание лютни, гитары, клавесина и фортепиано
Текущий
Предметные: слушание и анализ музыкальных инструментов и их интонирование. Хоровое пение.
Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.
Регулятивные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.
Коммуникативные: потребность в общении с учителем.
Личностные: формирование положительного
отношения к учению
07.04
29.
Музыка в цирке.
Песни о животных.
Комбинированный урок.
Слушание, восприятие музыки
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений
Текущий
Предметные: Знать понятия: старинные, современные инструменты .
Уметь на слух определять звучание лютни и гитары, клавесина и фортепиано.
Познавательные: классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
Личностные: формирование социальной роли
14.04
30.
Дом, который звучит.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Слушание, восприятие музыки;
Разучивание, исполнение музыкального произведения;
Знать: что такое балет и опера. Уметь: различать в музыке песенность, маршевость, танцеваль-ность. Музыкальная «Угадай-ка!». Слушание и анализ музыки. Хоровое пение
Текущий
Предметные: знать, что такое балет и опера.
Уметь: различать в музыке маршевость, песенность
Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.
Регулятивные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.
Коммуникативные: потребность в общении с учителем.
Личностные: формирование положительного
отношения к учению.
21.04
31.
Опера-сказка.
Урок изучения новых знаний.
Слушание, восприятие музыки;
Драматизация произведения.
Знать: понятие опера. Уметь: выразительно исполнять фрагменты из опер. Знакомство с детскими операми: «Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Муха-Цокотуха» М. Красева
Текущий
Предметные: понятие опера. Уметь: выразительно исполнять фрагменты из опер. Знакомство с детскими операми: «Волк и семеро козлят» М. Коваля.
Познавательные: классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа
действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
Личностные: формирование социальной роли
28.04
32.
«Ничего на свете лучше нету».
Комбинированный урок.
Слушание, восприятие музыки;
Разучивание, исполнение музыкального произведения.
Уметь: выразительно исполнять фрагменты из музыки к мультфильму. Познакомить учащихся с музыкой Г. Гладкова, написанной для мультфильма «Бременские музыканты»
Текущий
Предметные: выразительно исполнять фрагменты из музыки к мультфильму. Познакомить учащихся с музыкой Г. Гладкова, написанной для мультфильма
Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.
Регулятивные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.
Коммуникативные: потребность в общении с учителем.
Личностные: формирование положительного
отношения к учению.
05.05
33.
Обобщающий урок. (Урок-концерт.)
Урок обобщения и систематизации знаний
Исполнение музыкальных произведений.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Подведение итогов года Знать: понятия: композитор, исполнитель, слушатель; музыкальная азбука; основные жанры; мелодия, аккомпанемент; старинные и современные музыкальные инструменты; народная и композиторская музыка; музыка изобразительная и выразительная Слушание и выразительное исполнение музыки, хоровых произведений, больше всего понравившихся учащимся
Итоговый
Предметные: подведение итогов года.
Знать: понятия: композитор, исполнитель, слушатель; музыкальная азбука; основные жанры; мелодия, аккомпанемент; старинные и современные
музыкальные инструменты; народная и композиторская музыка; музыка изобразительная и выразительная Слушание и выразительное исполнение музыки, хоровых произведений, больше всего понравившихся учащимся.