Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 1 - 4 классы»
Рабочая программа по музыке (УМК «Перспективная начальная школа»)
1.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Программы по учебным предметам. Реализация образовательного стандарта второго поколения.
УМК «Перспективная начальная школа» Авторы-составители программы Т. В. Челышева, В. В. Кузнецова. Учебник «Музыка» 1-4 класс М.: Академкнига / Учебник, 2011.
Цели и задачи учебной программы «Музыка»
Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено на достижение следующих целей:
формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа и других народов мира;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Актуальной задачей программы является формирование у учащихся интереса и уважения к своим истокам. Включение в учебный процесс регионального компонента: изучение лучших музыкальных, художественных произведений, народных песенных напевов, культурных ценностей - изучение лучших музыкальных, художественных произведений, народных песенных напевов, культурных ценностей региона.
Данные цели достигаются путем решения ключевых задач.
Личностное развитие обучающихся направлено на:
реализацию их творческого потенциала;
выработку готовности выражать свое отношение к искусству;
формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности;
проявление ценностно-смысловых ориентаций и духовно- нравственных оснований
формированием целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе;
познанием языка музыки, многообразия ее форм и жанров;
Коммуникативное развитие школьников определяет:
умение слушать, уважение к мнению других;
способность встать на позицию другого человека;
готовность вести диалог;
продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Социальное развитие растущего человека проявляется:
в формировании у него целостной художественной картины мира;
в воспитание его патриотических чувств;
в сформированности основ гражданской идентичность
в овладении социальными компетенциями.
Эстетическое развитие учащихся направлено на:
приобщение к эстетическим ценностям;
формирование эстетического отношения к действительности;
развитие эстетических чувств;
развитие потребности жить по законам красоты;
формирование эстетических идеалов и потребностей;
воспитание художественного вкуса;
выработку стремления быть прекрасным во всем-в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.
2. Общая характеристика учебного предмета «Музыка».
Мир детства и мир искусства очень близки друг другу, потому что одинаково образно откликаются на окружающую действительность, открыты ей, эмоционально отзывчивы на нее. Это делает необходимым общение ребенка с произведениями искусства, вызывает потребность в его художественном творчестве.
Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, так как (наряду с другими видами искусства) организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни.
Школьный предмет «Музыка» обладает широкими возможностями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъекта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.
«Общение» с музыкальными произведениями является специфическим путем освоения ребенком социально-культурного опыта, оказывает влияние как на формирование эмоционально- чувственной, так и абстрактно-логической сферы личности младшего школьника. Это, в свою очередь, способствует его познанию себя в современном культурном пространстве.
Наиболее совершенный способ реаадаптации в окружающем мире, пониманию и сопереживанию природе и людям, осозлизации функций музыкального искусства в школьном образовании был разработан и внедрен в педагогическую практику академиком АПН, композитором Д.Б. Кабалевским. Его концепция музыкального воспитания школьников полностью созвучна ведущим идеям УМК «Перспективная начальная школа», которые, в свою очередь, отражают основные положения концепции модернизации российского образования. Это созвучие проявляется:
в опоре на жизненный опыт детей;
в формировании у них увлеченного отношения к музыкальному искусству, процессу художественного познания;
в развитии творческого мышления и воображения, музыкально-творческих способностей школьников;
в воспитании их эстетического чувства и музыкального вкуса;
в освоении нравственных основ музыкального искусства и выработке способности к применению освоенного ими опыта эмоционально-ценностных отношений предшествующих поколений людей в собственной жизненной практике.
То есть речь идет о тождественности главных целевых установок проекта «Перспективная начальная школа» и музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского – оптимальном развитии каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Соответственно, наблюдается и совпадение принципов данных концепций.
Так, принцип непрерывности общего развития каждого школьника, развернутый в проекте «Перспективная начальная школа», воплощается в тематическом построении содержания образования у Д.Б. Кабалевского, направленном на последовательное и систематическое музыкальное развитие младших школьников. Кроме того, благодаря музыкальному тематизму, выстроенному в системе от «простого к сложному», осуществляется преемственность занятий по музыке в начальной и основной школе. Логика тематического построения содержания занятий обусловлена у Кабалевского существующими априори закономерностями самого музыкального искусства. Следовательно, «погружение» в искусство происходит естественно и логично: ЧЕРЕЗ рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижение закономерности), от ОБЩЕГО, то есть от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, то есть к способу решения конкретной учебной задачи.
Принципиальное созвучие двух образовательных подходов обусловило интерпретацию музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского в УМК «Перспективная начальная школа» по музыке. Это проявилось:
в реализации сверхзадачи музыкального образования (связи музыки с жизнью) как художественно-педагогического замысла программы 1 класса «Мир музыки в мире детства» и последующего его воплощения во 2—4 классах;
в заимствовании тематического построения программы Д.Б. Кабалевского во 2-4 классах; определении художественно-педагогического замысла каждого класса: 2 класс - «Музыка как вид искусства», 3 класс – «Музыка – "искусство интонируемого смысла"», 4 класс – «Музыка мира»;
в опоре на методические основы преподавания предмета «Музыка», предложенные Д.Б. Кабалевским – автором нетрадиционной музыкально-педагогической концепции.
Вместе с тем основные положения музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского нашли свое воплощение в стратегии развития отечественного музыкального образования, выраженной Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (нового поколения), а также в рекомендованной примерной программе по музыке.
Таким образом, авторская программа «Музыка» для 1-4 классов общеобразовательных школ развивает концепцию Д.Б. Кабалевского массового музыкального воспитания, направлена на выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (нового поколения) и учитывает рекомендации примерной программы по музыке.
Основные принципы и ведущие методы реализации учебной программы по курсу «Музыка»
Содержание занятий учебного курса «Музыка» строится на принципах музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, опирается на современную интерпретацию музыкального образования школьников (Л.В. Школяр, Е.Д. Критская, В.А. Школяр, Г.П. Сергеева и др.) и на типические свойства методических систем начального образования школьников, отраженные в образовательном проекте «Перспективная начальная школа».
«Созвучие» двух систем («Перспективной начальной школы» и системы музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского) обусловлено сопряженностью их принципов и методическими особенностями проведения занятий.
Принцип непрерывного общего развития ребенка:
обеспечивается социальными функциями музыкального искусства: преобразовательной, познавательной, коммуникативной, оценочной (ценностно-ориентированной) и эстетической;
он коррелятивен с принципом связи музыки и жизни-сверхзадачей музыкального воспитания;
проявляется в тематическом построении программного содержания занятий.
Принцип целостности картины мира связан с формированием эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности на основе художественного пути познания мира (предмет познания — отношение к действительности, инструмент познания - музыкальный образ, способ познания — проживание содержания музыки).
Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников коррелятивен с принципами:
увлеченности музыкой, необходимостью развития мотивации учащихся на ее прослушивание и исполнение;
активности, сознательности и самостоятельности, который обеспечивается в том числе созданием проблемно-поисковых ситуаций в процессе занятий;
доступности, связанный с отбором музыкального материала (художественная ценность и педагогическая целесообразность) и методами его преподнесения в контексте тематического содержания занятий. А также в соответствии с возрастными психологическими особенностями детей, со спецификой восприятия ими искусства.
Принцип прочности и наглядности обеспечивается структурой программы по музыке, распределением материала «от простого-к сложному»: через рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижение закономерности), от ОБЩЕГО, то есть от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, то есть к способу решения конкретной учебной задачи. Благодаря реализации данного принципа «погружение» школьников в искусство происходит естественно и логично.
Принцип охраны и укрепления здоровья учеников. Данный принцип реализуется благодаря учету возрастных психологических особенностей школьников, учету специфики восприятия ими музыкального искусства, что положительно влияет на охрану их психического здоровья.
Эмоционально-образное развитие способствует укреплению духовного здоровья школьников. Исполнение музыки (пение, движение под музыку) укрепляет их физическое здоровье, так как оказывает влияние на развитие гортани, голосового аппарата (при пении), костно-мышечной системы (при движении).
Ведущими методами освоения учебной программы являются:
метод музыкально-педагогической драматургии, естественность и логичность «погружения» в искусство, драматургическая логика развития интриги, связанная со степенью «погруженности» главных героев в музыкальное искусство);
метод забегания вперед и возвращения к пройденному (выстраивание воспитательных и образовательных линий – патриотической, поликультурной, традиционно-календарной, музыкально-теоретической, композиторской, исполнительской); неоднократное возвращение к произведениям одного и того же композитора по разным основаниям и с разными целями, к специальным прикладным понятиям и терминам, к разным жанрам песенного творчества и прочее;
метод проблемно-поисковых ситуаций (создание условий для самостоятельного поиска ответа на поставленный вопрос, для поиска исполнительского плана произведения и конкретных приемов исполнения, для активного творческого участия в музыкальных играх и постановках музыкальных спектаклей).
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Количество часов за год в 1 классе – 34 часа.
Количество часов за год 2 - 4 классы – 35 часов (в каждом классе).
Количество часов в неделю – 1 час в каждом классе.
Уровень обучения – базовый.
Учебно-тематический план с указанием основных видов деятельности учащихся
1 класс
Темы
программы
по четвертям
Основные виды деятельности учащихся
1 -я четверть «Звуки вокруг нас»
(9ч)
Воспринимать звуки природы,
сравнивать их с музыкальными звуками.
Наблюдать за использованием музыки в жизни человека.
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Размышлять об истоках возникновения музыкальных звуков.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Исполнять песни, играть на детских элементарных м электронных музыкаль-ных инструментах
Импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях. Осуществлять первые опыты сочинения
2-я четверть «Музыкальные встречи Маши и Миши» (7ч)
Сравнивать разные музыкальные произведения.
Определять, от чего зависит музыкальное окружение жизни ребенка.
Находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций. Размышлять об особенностях воплощения сказки в музыке. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и пр.
Выявлять в музыкальном тексте характеристики образа Родины, родной сторонки.
Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и импровизации
3-я четверть «Так и льются сами звуки из души!»
(9 ч)
Выявлять выразительные возможности музыки.
Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках по музыкальным произведениям.
Разучивать и исполнять
песни в сотворчестве с одноклассниками.
Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. • Размышлять, рассуждать об отражении в музыке времен года, жизни животных, птиц, зверей, людей.
Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.
Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) с учетом выразительных возможностей музыки. Инсценировать песни,
фрагменты опер
4-я четверть «Волшебная сила музыки»
(9 ч)
Осознавать преобразующие функции музыки. Сравнивать музыкальные характеристики разных героев.
Проявлять интерес к взаимосвязи композитора, исполнителя и слушателя как субъектов музыкально-творческой деятельности
Рассуждать о роли музыки в жизни человека. Отражать в исполнении интонационно-мелодические особенности музыкальных образов. Воплощать
художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке
2 класс
Темы
программы
по четвертям
Основные виды деятельности учащихся
1-я четверть
«Три кита» в музыке: песня, танец и марш» (9ч)
Выявлять разницу в характере музыки марша, танца и песни.
Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров. Сопоставлять разнообразие маршей, танцев, песен с многообразием жизненных ситуаций, при которых они звучат.
Определять мелодию как «душу музыки». Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.
Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских .элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.) в процессе коллективного музицирования
2-я четверть
«О чем говорит музыка»
(7ч)
Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Осознавать языковые особенности выразительности и изобразительности музыки.
Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров. Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении)
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов
3-я четверть «Куда ведут нас «три кита»
(10ч)
Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
Соотносить простейшие жанры (песни, танцы, марши) с их воплощением в крупных музыкальных жанрах. Различать крупные жанры: оперу, балет, симфонию, концерт.
Передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы.
Ориентироваться
в нотном письме, как в графическом изображении интонаций (вопрос-ответ, выразительные и изобразительные интонации и т. д.). Создавать на основе полученных знаний музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра)
4-я четверть
« Что такое музыкальная
речь?»
(9ч)
Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров.
Называть средства музыкальной выразительности. Соотносить различные элементы музыкальной речи с музыкальными образами,их развитием. Воплощать художественно-образное содержание на-родной и композиторской музыки в пении, слове, пластике,рисунке.
Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).
Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации).
Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации
3 класс
Темы
программы
по четвертям
Основные виды деятельности учащихся
1-я четверть
« Песня, танец и марш
перерастают в песенность, танцевальность
и маршевость»
( 9 ч)
Различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке.
Анализировать жанрово-стилевые особенности музыкальных произведений и сравнивать их специфические особенности.
Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкальной деятельности
( пение, игра на ЭМИ, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.)
Узнавать и определять различные составы оркестров ( симфонический, духовой, народных инструментов)
Создавать музыкальные композиции в различных видах исполнительской деятельности
2-я четверть «Интонация»
(7ч)
Импровизировать на
заданную и свободную темы.
Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.
Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.
Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
Осознавать жизненную основу музыкальных интонаций. Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. Исполнять и инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров. Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись.
3-я четверть
«Развитие
музыки»
(10ч)
4-я четверть «Построение (формы) музыки»
(9 ч)
Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл.
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров.
Распознавать и объяснять разные виды развития музыкальных произведений. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
Воплощать в исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении) эмоциональное восприятие различных музыкальных образов и их развитие
Соотносить
художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения в процессе коллективного музицирования.
Выражать собственные чувства и эмоции как отклик на услышанное музыкальное произведение. Перечислять простые музыкальные формы.
Распознавать художественный замысел различных форм (построений) музыки (одночастные, двух-и трехчастные, вариации, рондо и др.).
Сравнивать музыкальные формы по принципу сходства и различия.
Исследовать и определять форму построения музыкального произведения.
Сольмизировать и соль-феджировать мелодии.
Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации
4 класс
Темы
программы по четвертям
Основные виды деятельности учащихся
1-я четверть «Музыка моего народа»
(9ч)
Наблюдать и оценивать
интонационное богатство музыкального мира.
Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений своего народа. Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества своего народа. Воспроизводить мелодии: сольфеджируя; пропевая с текстом с ориентацией на нотную запись. Участвовать в инсценировках традиционных народных обрядов. Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др.
2-я четверть «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ»
( 7 ч)
Воспроизводить мелодии
ориентацией на нотную запись. Анализировать
художественно - образное содержание, музыкальный язык произведений эазных народов. Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества разных народов. Моделировать варианты интерпретации музыкальных произведений.
Осуществлять коллективную музыкально-поэтическую деятельность (на основе музыкально-исполнительского замысла), корректировать собственное исполнение. Определять разновидности хоровых коллективов (детский, женский, мужской, смешанный). Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе современных электронных
3-я четверть «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» (10ч)
Воспринимать профессиональное творчество и музыкальный фольклор народов мира.
Соотносить
интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран.
Инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.
Сольмизировать и соль-феджировать мелодии
Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность
4-я четверть
«Композитор — исполнитель — слушатель» (9 ч)
Сравнивать особенности музыкальной речи разных композиторов.
Называть изученные музыкальные сочинения и их авторов.
Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и испол нительские коллективы(в пределах изученного).
Узнавать и определять различные виды музыки(вокальная, инструмен- тальная, сольная, хоровая, оркестровая).
Узнавать и определять
различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая).
Участвовать в коллективной, ансамблевой, певческой деятельностях.
Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).
Импровизировать, передавать опыт музыкально-творческой деятельности в сочинении, исполнении.
Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др. Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Содержание курса обеспечивает возможность разностороннего развития обучающихся благодаря:
- наблюдению, восприятию музыки и размышлению о ней;
- воплощению музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций;
- разучиванию и исполнению вокально-хоровых произведений;
- игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
- импровизации в разнообразных видах музыкально-творчес- кой деятельности.
Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад).
Учащиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, о народных музыкальных традициях родного края, о сочинениях профессиональных композиторов, о музыкальном фольклоре народов России, народов мира и своего региона,
В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально- пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально- личностное выражение образного содержание музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
5. Личностные, матапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностными результатами изучения музыки являются:
— наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
— реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Предметными результатами изучения музыки являются:
— устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
— общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
— элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
— развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;
— ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;
— участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
— продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
— наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Обобщенный результат освоения обучающимися учебной программы выражается в следующих личностных характеристиках выпускника:
• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир посредством музыкального искусства;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной учебной и музыкально-творческой деятельности;
• любящий свой народ и его музыкальные традиции, свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий художественные ценности общества;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
• стремящийся жить по законам красоты;
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
• обладающий развитым эстетическим чувством и художественным вкусом;
• использующий разные виды музыкально-творческой деятельности для охраны и укрепления своего психического, физического и духовного здоровья.
Выпускник научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе фольклора Вологодской области, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Личностными результатами изучения музыки являются:
-наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
-реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Предметными результатами изучения музыки являются:
-устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
-общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
-элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
-развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;
-ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;
-участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
-наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Музыка» к концу первого года обучения
По итогам освоения программы 1 класса учащиеся должны
-основные средства музыкальной выразительности: темп, динамика, ритм, тембр;
уметь:
-узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
-определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);
-определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
-передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на детских музыкальных инструментах;
-исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
-вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест;
-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: исполнения знакомых песен; участия в коллективном пении; музицировании на детских музыкальных инструментах; передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Музыка» к концу второго года обучения
знать/понимать:
- музыкальные жанры (песня, танец, марш)
- главные отличительные особенности музыкально-театральных жанров-оперы, балета;
- определять на слух жанры симфония и концерт.
-особенности звучания знакомых музыкальных инструментов;
уметь:
-выявлять жанровое начало музыки;
-оценивать эмоциональный характер музыки с учётом терминов и образных определений, определять её образное содержание;
- определять характер и настроение музыки с учётом терминов: мажорный и минорный лады (весело, грустно), мелодия, аккомпанемент;
- Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять ударения, чётко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижёрский жест;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших музыкальных инструментах);
- узнавать по изображениям на иллюстрации и в определении на слух тембров музыкальных инструментов, с которыми познакомились в1и 2 классе, а так же органа и клавесина.
6. Содержание тем учебного курса.
Темы программы по четвертям и смысловое содержание тем.
1 КЛАСС
«Мир музыки в мире детства»
1-я четверть – «Звуки вокруг нас»
Темы: Звуки в доме Маши и Миши. Рождение песни. Колыбельная. Поющие часы. «Кошкины» песни. О чем «поет» природа?
2-я четверть – «Музыкальные встречи Маши и Миши» Темы: Музыка про разное. Звучащий образ Родины. Здравствуй, гостья-зима.
3-я четверть – «Так и льются сами звуки из души!»
Темы: Зимние забавы. Музыкальные картинки. Мелодии жизни. Весенние напевы. «Поговорим» на музыкальном языке.
4-я четверть –«Волшебная сила музыки»
Темы: Композитор – исполнитель – слушатель. Музыка в стране «Мульти-пульти». Всюду музыка живет.
В соответствии с азбучным характером учебная программа включает музыкальные произведения, которые отличаются житейскими истинами и отражают детский взгляд на мир. В ней представлены 34 песни и попевки, как народные, так и авторские. Среди них незаслуженно забытые авторские песни прошлых лет: А. Киселёва, 3. Компанейца, Н. Метлова, А. Островского, Т. Попатенко, Е. Тиличеевой, А. Филиппенко и др. Немало и новых песен современных авторов: Г. Гладкова, А. Зарубы, И. Красильникова, Е. Крылатова, В. Павленко, В. Семенова, Г. Струве, С. Соснина и др.
В программу 1 класса включены произведения русских и зарубежных композиторов-классиков: А.К. Лядова, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Б. Кабалевского, СМ. Слонимского, Э. Грига, К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля и др.
Содержание тем раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребёнка. На протяжении этого года учащиеся узнают, что музыка звучит повсюду – в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках. Дети узнают об основных средствах музыкальной выразительности, знакомятся с нотной грамотой.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых:
слушание музыки и размышление о ней;
пение;
инструментальное музицирование;
музыкально-пластическое движение;
драматизация музыкальных произведений.
Музыкальный материал программы составляют: произведения композиторов-классиков (преимущественно отечественных композиторов), народные и композиторские песни, музыкальные упражнения с использованием элементов пластического интонирования, музыкальные партитуры с применением элементарных музыкальных инструментов. Сочинения, предназначенные для прослушивания, звучат не более одной - двух минут.
В качестве главных методов программы избраны следующие методы:
метод наблюдения за музыкой;
метод убеждения и увлечения музыкой;
метод импровизации;
метод переинтонирования;
метод «сочинения уже сочинённого»;
метод размышления о музыке;
метод междисциплинарных взаимодействий;
метод восхождения от частного к общему.
2 КЛАСС
1-я четверть – «Три кита» в музыке: песня, танец и марш»
Темы. Главный «кит» – песня. Мелодия – душа музыки. Каким бывает танец. Мы танцоры хоть куда! Маршируют все. «Музыкальные киты» встречаются вместе.
Идея четверти: восприятие музыки как звучащего вида искусства, обладающего выразительными и изобразительными возможностями.
Осознание учащимися, что музыка может выражать чувства, мысли и настроение человека, рисует музыкальные портреты, выражает черты его характера.
Музыка может подражать звучанию голосов разных музыкальных инструментов, изображать движение, разнообразные звуки, шумы и картины окружающей природы.
Все это – музыкальное окружение жизни ребенка, прочувствованное и осознанное им как органичная часть самой жизни со сменой времен года, с каждодневными заботами и делами, с буднями и праздниками
2-я четверть – «О чем говорит музыка»
Темы: Маша и Миша узнают, что умеет музыка. Музыкальные портреты. Подражание голосам. Как музыка изображает движение? Музыкальные пейзажи.
Идея четверти: восприятие музыки как звучащего вида искусства, обладающего выразительными и изобразительными возможностями.
Осознание учащимися, что музыка может выражать чувства, мысли и настроение человека, рисует музыкальные портреты, выражает черты его характера.
Музыка может подражать звучанию голосов разных музыкальных инструментов, изображать движение, разнообразные звуки, шумы и картины окружающей природы.
Все это - музыкальное окружение жизни ребенка, прочувствованное и осознанное им как органичная часть самой жизни со сменой времен года, с каждодневными заботами и делами, с буднями и праздниками
3-я четверть – «Куда ведут нас «три кита»
Темы: «Сезам, откройся!». «Путешествие по музыкальным странам». Опера. Что такое балет? «Страна симфония». Каким бывает концерт?
Идея четверти: вхождение в мир большой музыки с помощью простейших музыкальных жанров - песни, танца и марша.
Образность песен, танцев и маршей.
Песенные основы оперы, танцевальные основы балета.
Оперные и балетные марши.
Ощущение органичного перехода от песни – к песенности, от танца – к танцевальнсти, от марша – к маршевости.
От народной песни – к симфонической музыке.
Превращение песни в музыку фортепьянную, симфоническую, хоровую, оперную, балетную.
Песня как основа любого крупного музыкального жанра.
Самостоятельная жизнь танцевальной музыки.
Танцевальность в разных областях музыки.
Проникновение танца в оперу, балет, симфонию, концерт. Многоликость маршей: простые бытовые марши – марши для исполнения в концертах, марши в симфониях, в ораториях, операх, балетах.
Взрослые и детские оперы. Знакомство с оперой «Волк и семеро козлят».
Разучивание тем главных героев. Темы - песни, песни - танцы, песни - марши.
Участие в исполнении финала оперы. Музыкальный театр - храм, где царят опера и балет.
Назначение концертного зала.
4-я четверть «Что такое музыкальная речь?»
Темы: Маша и Миша изучают музыкальный язык. Занятная музыкальная сказка. Главная песня страны.
Идея четверти: восхождение по ступенькам музыкальной грамотности.
Признаки, которые помогают различать музыкальные произведения, их характеры, настроение, жанры. Причины своеобразия каждого музыкального произведения. Осознание роли средств музыкальной выразительности как «строительных кирпичиков» музыкальных образов и их развития.
Формирование музыкальной грамотности как особого чувства музыки.Активное восприятие музыки через разные формы приобщения к ней: пение, слушание, музыкально - ритмические движения, исполнение игра на музыкальных инструментах. Обобщение темы года на терминологическом уровне.
Темы. Маша и Миша открывают для себя новые качества музыки. Мелодичность — значит песенность? Танцевальность бывает не только в танцах. Где слышится маршевость? Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой.
2-я четверть — «Интонация»
Темы. Сравниваем разговорную и музыкальную речь. Зерно-интонация в музыке. Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации?
3-я четверть — «Развитие музыки»
Темы: Почему развивается музыка? Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? Что такое исполнительское развитие? Развитие, заложенное в самой музыке. Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк».
4-я четверть — «Построение (формы) музыки»
Темы. Почему музыкальные произведения бывают одночастными? Когда сочинения имеют две или три части? Рондо — интересная музыкальная форма. Как строятся вариации? О важнейших средствах построения музыки.
Содержание программы 3 класса позволяет погрузить обучающихся в специфику музыкального искусства и является узловым в осознании его закономерностей. Музыка, как звучащее искусство, воспринимается как «искусство интонируемого смысла».
Благодаря методу «забегания вперед и возвращения к пройденному» обучающиеся уже встречались в 1—2 классах с музыкой песенного, танцевального и маршевого характера. В 3 классе они осознают, что эти качества музыки весьма важны и играют в ней большую роль. Часто музыка бывает пронизана песенной мелодичностью, но не предназначена для пения. Или музыка охвачена танцевальными ритмами, но не создана для того, чтобы под нее танцевать. Маршевость, хотя и насыщена маршевыми ритмами, но не обязательно предназначена для марширования. Эти свойства музыки делают ее доступной и понятной для любого слушателя.
Узловой темой 3-го года обучения является тема «Интонация». Она рассматривается в двух музыковедческих смыслах: в широком смысле — как воплощение художественного образа в музыкальных звуках; в узком смысле — как мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение.
К 3 классу обучающиеся уже осознали, что мелодия - «душа музыки», а мелодичность всегда связана прежде всего с песенностью, с пением, с интонацией человеческого голоса, с интонированием. Интонационная природа мелодии свидетельствует о песенном происхождении музыки, а сама мелодия связана с речевым и вокальным интонированием. Это позволяет воспринимать мелодию как интонационное содержание музыки.
Реализация принципа сходства и различия позволяет обучающимся сравнивать разговорную и музыкальную речь, рассматривать наличие в музыке зерна-интонации, постигать особенности и взаимосвязи выразительных и изобразительных интонаций.
Если музыка — «искусство интонируемого смысла», значит, она находится в постоянном движении. Музыковедческая проблема развития музыки освещается в 3 классе на основе принципов повтора и контраста. На том, что музыка располагает множеством элементов музыкальной речи, которые по аналогии с разговорной речью делят ее на предложения, эпизоды, периоды, части и пр. - пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и т. д.
Данная проблема рассматривается с точки зрения исполнительского развития и развития, заключенного в самой музыке. Опираясь на понимание «зерна-интонации», обучающиеся могут проследить за развитием мелодии, заложенном в произведении. Например, с помощью симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк». Герои сказки, с темами которых школьники познакомились во 2 классе, вступают во взаимодействие. Знакомые интонации видоизменяются, развиваются, поскольку на протяжении всей сказки с героями происходят разные события.
Развитие музыки непременно требует особой ее организации, оформления, формы. Это следующая узловая музыковедческая проблема, которая нашла свое отражение в содержании программы 3 класса в смысле конструкции музыкальных произведений. Построение (формы) музыки представлены в программе одночастными, двухчастными и трехчастными произведениями; музыкой, написанной в форме рондо и вариаций. При этом в качестве важнейших средств построения музыки рассматриваются простое и измененное (варьированное) повторение и контраст.
Все эти музыковедческие проблемы раскрываются перед обучающимися в простой и доступной форме - с помощью включенных в программу музыкальных произведений для разных видов музыкально-творческой деятельности. Так, программа содержит произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков: А. Аренского, А. Алябьева, М.И Глинки, А. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, И. Стравинского, Р. Щедрина, И.С. Баха, Людвига ван Бетховена, В.А. Моцарта, К. Дебюсси, Ж. Визе, Э. Грига, Ф. Шопена, Ф. Шуберта. А также народные песни и песни композиторов: А. Александрова, А. Аренского, И. Арсеева, С. Баневича, С. Бодренкова, Р. Бойко, Я. Дубрави-на, И. Дунаевского, Д. Кабалевского, М.М. Калининой, В. Калинникова, Е. Крылатова, Н. Метлова, М. Минкова, Славкина, С. Соснина, Г. Струве, Л. Хафизовой.
4 класс
«Музыка мира»
1-я четверть — «Музыка моего парода»
Темы: Россия — Родина моя. Народная музыка как энциклопедия жизни. «Преданья старины глубокой». Музыка в народном духе. Сказочные образы в музыке моего народа. .
2-я четверть — «Между музыкой моего народа и музыкой других пародов моей страны нет непереходимых границ»
Темы: «От Москвы — до самых до окраин». Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. Маша и Миша знакомятся с интонационными портретами музыки народов России.
3-я четверть ~ «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»
7емы: Выразительность и изобразительность музыки народов мира. Своеобразие музыкальных интонаций в мире. Как музыка помогает дружить народам? Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? Как прекрасен этот мир!
Темы: Композитор — творец красоты. Галерея портретов исполнителей. Вслушивайся и услышишь!
Если содержание программы 3 класса рассматривается как экспозиция наиболее значимых музыковедческих аспектов в структуре школьного музыкального образования, то задачей программы 4 класса является преломление этих аспектов в музыке разных народов мира.
Обучающиеся, освоившие интонационные основы музыки, принципы ее развития и построения, могут с интересом наблюдать за проявлением этих закономерностей музыкального искусства в музыке своего народа и в музыке других народов России и мира.
Приобщение к музыке народов России и мира происходит на основе сходства и различия музыкальной речи, имеющей свои характерные особенности как в народных, так и в композиторских произведениях.
Сначала обучающиеся погружаются в русскую музыку. Обращаясь к народным песням и песням композиторов, а также к фортепианной, симфонической, вокальной, оперной и балетной музыке, они осознают самые главные отличительные черты русской музыки: песенность, певучесть, широту, преобладающую в песенной, танцевальной и маршевой музыке; распевность, наличие распевов; наличие солиста-запевалы; поступенное движение мелодии; вариационность.
Здесь обучающиеся имеют возможность приобщиться к разным жанрам народной песни — обрядовым, лирическим, хороводным, эпическим песням-былинам, шуточным песням, частушкам, солдатским, трудовым песням. Народные песни сопровождали школьников с 1 класса. Они — живое воплощение жизни русского народа, сердечности и широты его души, красоты русской природы. Четвероклассники осознают, что русская народная песня нашла достойное продолжение в произведениях русских композиторов. Важно, чтобы они поняли, что композиторы всегда, на протяжении всей истории существования страны учились «у своего народа думать, чувствовать и творить».
Далее обучающиеся знакомятся с народной и композиторской музыкой других народов России и мира. Они сравнивают тематику музыкальных произведений, их интонационный склад, средства выразительности, образно-смысловое содержание.
Сопоставляя разные музыкальные примеры, учащиеся отмечают общие черты и различия, находят объяснение этому, делают обобщение, что музыка народов России и мира представляет собой очень яркую и разнообразную картину. Но главный вывод состоит в том, что музыкальный язык не требует перевода, он одинаково понятен всем народам на Земле, сближает их, помогает им общаться и дружить.
4 класс завершает музыкальное образование в начальной школе. Поэтому, с одной стороны, содержание программы этого класса начинает «разработку» основных закономерностей музыки (интонация, развитие музыки, построение музыки), которые найдут свое продолжение в основной школе. С другой — имеет логическое завершение для школьников данной возрастной категории, которое выразилось в возвращении к теме «Композитор - Исполнитель - Слушатель». Это своего рода обобщение содержания музыкального образования обучающихся начальной школы, которое имеет арочное построение (см. музыкальный тематизм программы 1 класса) и позволяет школьникам накопить слушательский опыт, приобрести опыт исполнителей и приобщиться к композиторскому творчеству.
В 4 классе обучающимся предлагаются для прослушивания различные музыкальные произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков: А. Аренского, М. Балакирева, А.П. Бородина, М.И. Глинки, А.С. Грибоедова, А. Даргомыжского, Ц. Кюи, А. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Г. Свиридова, И.Ф. Стравинского, Д.Б. Кабалевского, Р. Щедрина, А. Эшпая, К. Караева, Э. Бальсиса, К. Хачатуряна, И.С. Баха, Л. Бетховена, В.А. Моцарта, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Э. Грига, К. Дебюсси, М. Равеля, Д. Гершвина.
Кроме этого, в программе представлено большое количество народных и композиторских песен (М. Балакирев, Р. Бойко, В. Голиков, М. Дунаевский, Г. Струве, В. Темное. Д.Б. Кабалевский, Т. Попатенко, Н. Финк, И. Кириллина, А.Н. Пахмутова и др.), произведений для игры на элементарных музыкальных инструментах, драматизации. Общее количество песен и музыкальных произведений — 44. Из них народных песен — 14, композиторских — 22.
7.1. Тематическое планирование уроков музыки по программе Челышевой Т.В.,