kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по музыке ФГОС 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по музыке разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе учебной пограммы "Музыка 1-4 класс", авторов Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.Включает следующие разделы:Пояснительная записка; общая характеристика; результаты освоения учебного предмета; планируемые результаты; содержание курса; учебно-тематический план; тематическое планирование.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке ФГОС 3 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа по музыке разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе учебной программы «Музыка 1- 4 классы», авторов Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.,«Просвещение » 2011г. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и РФ».

Программа по предмету «Музыка» для I–IV классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными программами и основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. При создании программы авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно

отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников:

  • воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу,

  • к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

  • воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

  • развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

  • накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА


Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора,

музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как

синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:

хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.



МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в I–IV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа – во II–IV классах).



ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе

постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.





РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и

национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений

русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;


– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на

электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).


Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

– формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной

речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.




СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека»,«Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность,

танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.


Основные закономерности музыкального искусства.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.




Музыкальная картина мира.

Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,

женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Планирование учебного процесса

3 класс

Планируемые результаты обучения


Требования к уровню подготовки учащихся

  • обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопостав­ление особенностей их языка, творческого почерка рус­ских и зарубежных композиторов;

  • накопление впечатлений от знакомства с различными жан­рами музыкального искусства (простыми и сложными);


  • выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущи­ми годами обучения) миром музыкальных образов;

  • совершенствование представлений о триединстве му­зыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);

  • развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пе­ния, выразительное исполнение песен, вокальных импро­визаций, накопление песенного репертуара, формирова­ние умений его концертного исполнения;

  • совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в вырази­тельных движениях (пластические этюды); развитие на­выков «свободного дирижирования»;

  • освоение музыкального языка и средств музыкальной вы­разительности в разных видах и форматах детского музи­цирования;

  • развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;

  • развитие умения оценочного восприятия различных явле­ний музыкального искусства.


Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 3класса

обучающиеся научатся:

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;


  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

  • выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);

  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).


Учебно- тематический план



№ п/п




Название темы

Количество часов


Форма контроля


1



2





3


4




5




6




7



итого


Россия-Родина моя



День, полный событий.





О России петь –что стремиться в храм.


Гори, гори ясно ,чтобы не погасло!






В музыкальном театре.




В концертном зале.




Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.





5



4





4


4





6




6




5



34


Творческие работы, устный опрос, групповое и хоровое исполнение.


Творческие работы, устный опрос, выразительное хоровое и групповое исполнение, определение на слух звучание музыкальных инструментов


Устный опрос, творческие работы, выразительное хоровое и групповое исполнение.


Определение на слух звучание русских музыкальных инструментов, творческие работы, устный опрос ,

выразительное исполнение вокальных произведений.


Устный опрос, выразительное хоровое и групповое исполнение, творческие работы.


Определение на слух звучание инструментов симфонического оркестра, творческие работы, выразительное вокальное исполнение, устный опрос.


Творческие работы,

устный опрос, определение на слух звучание музыкальных инструментов, выразительное хоровое и групповое исполнение.












Тематическое планирование


Тематическое планирование

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

3класс (34 ч.)

Россия-Родина моя (5ч).


1

2

3


4

5

Мелодия- душа музыки.

Природа и музыка.

Виват, Россия! Наша слава – русская держава.

Кантата « Александр Невский».

Опера « Иван Сусанин».

Раскрываются следующие содержательные линии. Песенность музыки русских композиторов.

Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокаль­ной музыки. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная пес­ня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка .

Примерный музыкальный материал.

Главная мелодия 2-й части. Из

Симфонии № 4. П. Чай­ковский.


Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.


Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А. Толстого.


Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.


Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пуш­кина «Метель». Г. Свиридов.

Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в.


Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни.


Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.


1

1

1


1

1

Выявлять настроения и чувства, выраженные в музыке.

Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений ( пение, художественное движение, пластическое интонирование и др. )

Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи.

Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров.

Выполнять творческие задания .

День, полный событий ( 4ч.)


6

7


8

9



Утро.

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

В детской. Игры и игрушки. На прогулке.

Вечер.


Раскрываются следующие содержательные линии. Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до ве­чера. Образы природы, портрет в вокальной и инструменталь­ной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, во­кальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусорг­ский, Э. Григ).


Примерный музыкальный материал

Колыбельная. П. Чайковский, слова А. Майкова.


Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.


Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко.


Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева.


Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.


Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.


Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев.


С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского.


Прогулка. Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с вы­ставки». М. Мусоргский.


Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.




1

1


1

1




Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Понимать художественно – образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.

Передавать интонационно – мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.

Находить ( обнаруживать ) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии.

Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера, разыгрывать их и исполнять во время досуга.

Выразительно ,интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре.

Выявлять ассоциативно – образные связи музыкальных и живописных произведений.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера.

Выполнять творческие задания.

О России петь – что стремиться в храм (4я.)


10


11



12

13



Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся.

Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, добрая моя, мама!


Вербное воскресенье. Вербочки.

Святые земли Русской.


Раскрываются следующие содержательные линии. . Образы Богородицы (Де­вы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве, икона Владимирской Богоматери — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Свя­тые земли Русской — княгиня Ольга и князь Владимир. Пес­нопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном бого­служении, песни и хоры современных композиторов, воспе­вающие красоту материнства, любовь, добро.


Примерный музыкальный материал

Богородице Дево, радуйся. № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.


Тропарь иконе Владимирской Божией Матери.


Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева.


Прелюдия 1 до мажор. Из I тома «Хорошо темпериро­ванного клавира». И.-С. Бах.


Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.


Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Л. Уэббер.


Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока.


Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.


Величание князю Владимиру и княгине Ольге.


Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого.


1


1



1

1




Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства ( музыка, архитектура, живопись).


Определять образный строй музыки с помощью « словаря эмоций».

Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты.

Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания .

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4ч. )


14


15

16


17

Настрою гусли на старинный лад. Былина о Садко и Морском царе.

Певцы русской старины. Лель, мой Лель.

Звучащие картины. Прощание с Масленицей.

Обобщающий урок.

Раскрываются следующие содержательные линии. Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особен­ности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), пев­цов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в му­зыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звуча­нии симфонического оркестра.

Примерный музыкальный материал

Былина о Добрыне Никитиче, обраб. Н. Римского-Корсакова.


Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская стари­на).


Песни Бояна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.


Песни Садко, хор Высота ли, высота. Из оперы «Сад­ко». Н. Римский-Корсаков.


Третья песня Леля; Проводы Масленицы, хор. Из про­лога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.


Веснянки, русские и украинские народные песни


1


1

1


1

Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества.

Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки.

Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх –

драматизациях

Принимать участие в традиционных праздниках народов России.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей.

Выразительно ,интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания.

В музыкальном театре (6ч.)


18

19

20

21

22

23

Опера « Руслан и Людмила».Увертюра.

Опера « Орфей и Эвридика».

Опера « Снегурочка».

Океан – море синее.

Балет « Спящая красавица».

В современных ритмах.

Раскрываются следующие содержательные линии. Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и система­тизация жизненно-музыкальных представлений школьников об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравни­тельный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М. Глинка, К.-В. Глюк, Н. Римский-Корсаков, П. Чайков­ский). Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбни­ков). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.


Примерный музыкальный материал


Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.


Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.


Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.


Океан-море синее. Вступление к опере «Садко». Н. Рим­ский-Корсаков.


Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.


Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной.


Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбни­ков, сценарий Ю. Энтина.




1

1

1

1

1

1


Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника- постановщика в создании музыкального спектакля.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля ( дирижер, режиссер, действующие лица и др. )

Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету.

Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.

Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах.

Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов.

В концертном зале (6ч.)


24

25


26

27

28

29









Музыкальное состязание.

Музыкальные инструменты. Звучащие картины.

Музыкальные инструменты.

Сюита « Пер Гюнт».

« Героическая» Призыв к мужеству.

Мир Бетховена.

Раскрываются следующие содержательные линии. Жанр инструментального концерта. Мастерство компози­торов и исполнителей в воплощении диалога солиста и сим­фонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка, их выразительные возможнос­ти (И.-С. Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфо­нии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двух­частная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и обра­зы музыки Л. Бетховена. Музыкальные инструменты : скрипка.


Примерный музыкальный материал

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). ГГ Чайковский.


Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.


Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.


Мелодия для скрипки и фортепиано. П. Чайковский.


Каприс 24 для скрипки соло. Н. Паганини.


Пер Гюнт. Сюита 1 (фрагменты);


Сюита 2 (фраг­менты). Э. Григ.


Симфония 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен.


Соната 14 («Лунная») (фрагменты). 1-я часть. Л. Бетховен.


Контрданс; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен.


Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского.


Волшебный смычок, норвежская народная

Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.


1

1


1

1

1

1








Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.

Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов.

Определять виды музыки , сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

Различать на слух старинную и современную музыку.

Узнавать тембры музыкальных инструментов.

Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей.



Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…(5ч.)


30

31

32

33


34




Чудо- музыка.

Острый ритм- джаза звуки.

Люблю я грусть твоих просторов.

Мир С. Прокофьева. Певцы родной природы.

Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.

Раскрываются следующие содержательные линии. Музыка — источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в созда­нии и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и раз­личие музыкальной речи разных композиторов. Образы при­роды в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.

Джаз — искусство XX века. Особенности мелодики, рит­ма, тембров инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители. Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ — певцы родной природы. Ода как жанр литературного и музы­кального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.

Примерный музыкальный материал


Мелодия для скрипки и фортепиано. П. Чайковский.


Утро. Из сюиты «Пер Гюнт», Э. Григ.


Шествие солнцаС. Прокофьев.


Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.


Снег идет. Из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.


Запевка. Г. Свиридов, стихи И. Северянина.


Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт.


Симфония 40. Финал. В.-А. Моцарт.


Симфония 9. Финал. Л. Бетховен.


Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст П. Си­нявского.


Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александровой.


Всюду музыка живет. Я. Дубравин, слова В. Суслова.


Музыканты, немецкая народная песня.


Камертон, норвежская народная песня.


Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.


Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гер­швин.



1

1

1

1


1




Выявлять изменения музыкальных образов , озвученных различными инструментами.

Разбираться в элементах музыкальной грамоты.

Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша.

Определять особенности построения ( формы) музыкальных сочинений.

Различать характерные черты языка современной музыки.

Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру.

Инсценировать музыкальные образы песен, пьес программного содержания.

Участвовать в подготовке заключительного урока – концерта.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Выполнять творческие задания.



Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Книгопечатная продукция

Авторы Е.Д.Критская ,Г.П.Сергеева ,Т.С.Шмагина

Учебники

*«Музыка.3 класс».

Пособия для учителей

*«Музыка. Хрестоматия музыкального материала.3 класс».

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

*«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала.3 класс» (МР3).

Библиотечный фонд

* Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» .

* Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).

* Книги о музыке и музыкантах.

* Справочные пособия ,энциклопедии.

Печатные пособия

* Таблицы:

– нотные примеры;

– признаки характера звучания;

– средства музыкальной выразительности.

* Схемы:

– расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров;

– расположение партий в хоре;

* Портреты композиторов;

* Портреты исполнителей;

* Атласы музыкальных инструментов.

Технические средства обучения

* Музыкальный центр.

* Мультимедийный компьютер.

Экранно-звуковые пособия

* Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке;

* Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;

* Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей;

* Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов;

* Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов;

* Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.

* Слайды :

- фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры;

- изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.

Учебно-практическое оборудование

* Музыкальные инструменты:

- Фортепиано,

- Комплект детских музыкальных инструментов.

* Специализированная учебная мебель:

- Индивидуальные столы и стулья для учащихся;

- Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др.


Календарно- тематическое планирование

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Виды контроля

Тема «Россия – Родина моя» (5ч. )


1

Мелодия –душа музыки.

1

Изучение нового материала.

Мелодия, песенность.

Слушание музыки, хоровое пение.

2

Природа и музыка.

1

Расширение и углубление знаний.

Мелодия, аккомпанемент, романс.

Устный опрос, слушание музыки, хоровое пение.

3



Виват, Россия! Наша слава – русская держава.

1

Изучение нового материала.

Песенность, маршевость.

Творческая работа.

4

Кантата «Александр Невский».

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Кантата, народная и профессиональная музыка.

Выразительное , интонационно осмысленное исполнение произведений.

5

Опера «Иван Сусанин».

1

Урок обобщения.

Опера, образ защитника Отечества.

Слушание музыки, хоровое исполнение.

Тема «День, полный событий» (4ч. )

6

Утро.

1

Расширение и углубление знаний.

Выразительность и изобразительность в музыке.

Слушание музыки, разучивание песен.

7

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

1

Изучение и закрепление новых знаний.

Выразительность и изобразительность в музыке.

Чтение стихов, хоровое пение, слушание музыки.

8

В детской. Игры и игрушки. На прогулке.

1

Расширение и углубление знаний.

Песенность, танцевальность, маршевость.

Пластическое интонирование музыки.

9

Вечер.

1

Урок обобщения.

Определять на слух музыку.

Слушание музыки, пластическое интонирование музыки.

Тема «О России петь - что стремиться в храм» ( 4ч. )

10

Радуйся Мария! Богородица Дево, радуйся!

1

Изучение и закрепление новых знаний.

Духовная музыка в творчестве композиторов.

Слушание музыки, хоровое пение.

11

Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, мама!

1

Интегрированный урок.

Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

Выполнение творческих заданий.

12

Вербное воскресенье. Вербочки.

1

Расширение и углубление знаний.

Духовная музыка в творчестве композиторов.

Хоровое пение.

13

Святые земли Русской.

1

Интегрированный урок.

Духовная музыка в творчестве композиторов.

Выразительно исполнять песен.

14

Настрою гусли на старинный лад. Былина о Садко и Морском царе.

1

Изучение и закрепление новых знаний.

Былина, гусли.

Определи на слух звучащие инструменты,

15

Певцы русской старины. Лель, мой Лель.

1

Обобщение и усвоение новых знаний.

Певцы- гусляры.

Пластическое интонирование, хоровое пение.

16

Звучащие картины. Прощание с Масленицей.

1

Урок контроля.

Музыкальный и поэтический фольклор России.

Чтение стихов, выразительное исполнение песен.

17

Обобщающий урок.

1

Обобщение полученных знаний.

Народная и профессиональная музыка.

Чтение стихов, выразительное исполнение песен.

Тема « В музыкальном театре» (6ч. )


18

Опера « Руслан и Людмила». Увертюра.

1

Изучение и закрепление знаний.

Певческие голоса. Увертюра.

Интонационно- образный анализ.

19

Опера « Орфей и Эвридика»

1

Обобщение и систематизация знаний.

Хор, опера, солист

Слушание музыки, хоровое исполнение.

20

Опера

« Снегурочка».

1

Расширение и углубление знаний.

Песня, романс, вокализ, сюита.

Выполни рисунок «Сказочные герои».

21

Океан- море синее.

1

Изучение и закрепление новых знаний.

Ария, каватина, тенор.

Устный опрос, хоровое исполнение.

22



Балет « Спящая красавица».


1



Изучение и закрепление новых знаний.

Балет.



Творческая работа.



23

В современных ритмах.

1

Изучение и закрепление новых знаний.


Мюзикл.

Творческая работа.

Тема « В концертном зале» (6ч. )


24

Музыкальное состязание

1

Изучение и закрепление новых знаний.

Концерт, композитор- исполнитель- слушатель.

Слушание музыки, хоровое исполнение.

25

Музыкальные инструменты. Звучащие картины.

1

Обобщение полученных знаний.

Флейта.

Выполнить рисунок .

26

Музыкальные инструменты.

1

Обобщение и усвоение новых знаний.

Скрипка.

Творческая работа.

27

Сюита « Пер Гюнт».

1

Изучение и закрепление знаний.

Сюита.

Слушание музыки, хоровое исполнение.

28




« Героическая». Призыв к мужеству.


1




Изучение и закрепление новых знаний.


Симфония.




Слушание музыки, хоровое исполнение.



29

Мир Бетховена.

1

Расширение и углубление темы.

Соната, симфония.

Устный опрос, хоровое исполнение.

Тема «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5ч. )


30

Чудо- музыка.

1

Изучение и закрепление знаний.

Композитор – исполнитель- слушатель.

Слушание музыки.

31

Острый ритм- джаза звуки.

1

Расширение и углубление знаний.

Джаз.

Пластическое интонирование музыки.

32

Люблю я грусть твоих просторов.

1

Изучение и закрепление новых знаний.

Композитор – исполнитель - слушатель

Выполни рисунок.

33

Мир

С. Прокофьева. Певцы родной природы.

1

Интегрированный урок.

Композитор – исполнитель - слушатель

Чтение стихов, сольное и хоровое исполнение.

34

Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.

1

Урок – беседа.

Композитор-исполнитель-слушатель.

Выразительное исполнение произведений.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по музыке ФГОС 3 класс

Автор: Большакова Надежда Владимировна

Дата: 20.02.2016

Номер свидетельства: 296330

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа по ФГОС для 3 класса  УМК " Планета знаний" "
    ["seo_title"] => string(62) "rabochaia-proghramma-po-fgos-dlia-3-klassa-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "129528"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415721068"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа МУЗЫКА 2-4 класс 2017-2018 уч.год.ФГОС"
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia_proghramma_muzyka_2_4_klass_2017_2018_uch_ghod_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "423848"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1499505224"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Рабочая программа МУЗЫКА 5-7 класс 2017-2018 уч.год. ФГОС"
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia_proghramma_muzyka_5_7_klass_2017_2018_uch_ghod_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "423849"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1499505326"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Рабочая программа музыка 1-4 классы фгос"
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia_programma_muzyka_1_4_klassy_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "555213"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1596101532"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "рабочая программа по музыке 1-4 класс в соответствии с ФГОС "
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-proghramma-po-muzykie-1-4-klass-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "183060"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425711514"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства