Рабочая программа по музыке для 8-9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной основной образовательной программы, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, с учетом авторской программы по музыке основного общего образования «Искусство. Музыка. 5-9 классы» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (М.: Дрофа, 2014).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 8-9 класс»
Департамент образования Администрации города Ноябрьска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
муниципального образования город Ноябрьск
«Рассмотрено»:
на заседании методического
объединения учителей
технологии, изо, музыки
«Согласовано»:
Заместитель директора по УВР _____________ФИО
от «29» августа 2015 года
«Утверждаю»:
Директор МБОУ СОШ №6 ___________ФИО
Приказ №
от «31 » августа 2015 года
Протокол №_1_____
от «29» августа 2015 года
Руководитель ШМО
___________ФИО
Рабочая программа
по музыке
для 8-9 классов
0,5 час в неделю (всего 35 часов)
Составитель:
учитель музыки
Решетникова
Светлана Георгиевна
2015-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 8-9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной основной образовательной программы, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, с учетом авторской программы по музыке основного общего образования «Искусство. Музыка. 5-9 классы» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (М.: Дрофа, 2014).
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Приказ МОиН Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2017 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1067 от 19.12.2012г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2017 учебный год»
Рабочая программа ориентирована на использование:
- Музыка. 8 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. – 141, [3] с.: ил., нот.
- Музыка. 8 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 6-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2007г.
- Музыка. 8 кл.: Фонохрестоматия, CD / Т.И. Науменко, В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2014г.
- Музыка. 9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2014. – 144 с.: ил., нот.
- Музыка. 9 кл.: Фонохрестоматия, CD / Т.И. Науменко, В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2014г.
Программа рассчитана на 35ч. (0,5 час в неделю),
8 класс: 17 часов, в том числе контрольных работ – 3;
9 класс: 18 часов, в том числе контрольных работ – 3.
Итоговая аттестация проводится в соответствии с Уставом школы, Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУСОШ № 6 в форме теста.
Выбор авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего. Отличительные особенности программы:
- во взгляде на музыку не только с точки зрения её эстетической ценности, но и с позиции её универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всём богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;
- в системном погружении в проблематику музыкального содержания;
- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учётом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;
- в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника («Книга открывает мир»);
- в обновлённом музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
Рабочая программа имеет целью:
-становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
-духовно-нравственное воспитание через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Цели музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач: личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.
Личностные задачи:
- формировать ценностно-смысловые ориентации и духовно-нравственные основания;
- развивать творческий потенциал учащихся, готовность открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;
- развивать самосознание, позитивную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм.
Познавательные и социальные задачи:
- приобщать к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству;
- привить интерес, любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- воспитывать и развивать нравственно-патриотические чувства (любви к Родине, уважения к её истории и традициям), толерантность жизни в поликультурном обществе;
- привить основы художественного вкуса;
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
- развивать творческое, символическое, логическое мышление, продуктивное воображение, произвольные память и внимание, рефлексию.
Коммуникативные задачи:
- формировать умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
- формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры;
- духовно-нравственное воспитание через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Виды и формы текущего, тематического, промежуточного, итогового контроля
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- взаимоопрос;
- синквейн;
- творческая работа;
- музыкальная викторина;
- тест.
Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Особенности организации учебной деятельности:
классно-урочная система, индивидуальная, фронтальная и групповая работы.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме теста.
Общая характеристика учебного предмета
В 8-9 классах в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыка в формировании духовной культуры личности», где рассматриваются вопросы традиции и современности в музыке. Она обращена к воплощению в музыке проблемы вечной связи времён. Музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся «вечные темы» искусства – мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение для музыкального искусства. Современность трактуется двояко: это и вечная актуальность высоких традиций, и новое, пришедшее вместе с XX веком. Таким образом, представляется возможность путём сравнения установить, какие музыкальные произведения продолжают идеи высокого и вечного, а какие являют собой проявление моды или злободневных течений.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки, II – выполнение проблемно-творческих заданий, III – хоровое пение. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Ценностные ориентиры содержания программы заключаются:
- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;
- в формировании основ художественного мышления;
- в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.
- в формировании художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров; -в принятии мультикультурной картины современного мира; -в становлении музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; -в формировании навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; -в умении познавать мир через музыкальные формы и образы. - в активном использовании основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки; -в умении организовывать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей;
-в умении оценивать достигнутые результаты; -в умении работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства; -в формировании ключевых компетенций: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения. - в умении различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа; -в умении различать основные жанры народной и профессиональной музыки; -в умении описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную терминологию;
-в умении классифицировать изученные объекты и явления музыкальной культуры; -в умении структурировать и систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других источников на основе эстетического восприятия музыки.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Учебный план МБОУ СОШ№6 предусматривает обязательное изучение музыки на уровне основного общего образования в объёме 140 часов. В том числе: в 5 классе-35часов; в 6 классе – 35 часов; в 7 классе – 35 часов; в 8-9 классах – 35 часов (0,5 часа в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
- совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
- наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
- понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
- осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог;
- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, оптимизм в восприятии мира.
РегулятивныеУУД:
- самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;
- совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;
- саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;
- развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
- сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках;
- приобретение навыков работы с сервисами Интернета.
Познавательные УУД:
- стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию особенностей их музыкального языка;
- формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;
- расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
- идентификация терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;
- применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Коммуникативные УУД:
- передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией;
- инициирование взаимодействия в группе, коллективе;
- знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;
- самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализации, драматизации музыкальных образов.
Информационные УУД:
- владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, в том числе электронными, сетью Интернет;
- самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, ее организация, преобразование, сохранение и передача;
- ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умения осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию;
- развитие критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации, умение аргументировать ее влияние на формирование музыкального вкуса, художественных предпочтений;
- применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской деятельности информационных и телекоммуникационных технологий: аудио и видеозаписи, электронной почты, Интернета;
- увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ;
- осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.
Содержание рабочей программы предмета «Музыка» 8 класс
Тема года: «Традиции в музыке» (17 часов)
Раздел: « Музыка «старая» и «новая»». (2 часа)
1.Настоящая музыка не бывает «старой» (1 час)
Главная тема года – «Традиция и современность в музыке»; её осмысление сквозь призму вечных тем. Три направления, три вечные темы, связанные с фольклорно-мифологическими источниками, религиозными исканиями, проблемами человеческих чувств и взаимоотношениями. Понимание «старой» и «новой» музыки с точки зрения вечной актуальности великих музыкальных произведений для всех времён и поколений.
Традиции и новаторство в деятельности человека. Относительность понятий «старое» и «новое» применительно к искусству.
Музыкальный материал:
Х. Родриго. «Пастораль» (слушание); Л. А. Лебрен. Концерт № 4 для гобоя с оркестром. III часть, фрагмент (слушание);
А. Островский, стихи О. Острового. «Песня остаётся с человеком» (пение).
Введение в тему года «Традиция и современность в музыке». Осмысление пройденных и новых произведений с точки зрения их взаимодействия с историей музыки, историей человеческой мысли, с вечными проблемами жизни.
Вечные истоки (темы) искусства. Понятие «история» в искусстве. Настоящая музыка не бывает «старой», она созвучна душе человека, в которой заключена великая и непостижимая тайна бессмертия (В. Моцарт Симфония №40).
2. Живая сила традиции (1 час)
Традиции в музыке. Связь музыкальных произведений с прошлым, памятью культуры.
Традиция как хранитель памяти и культуры человечества. Летописи и предания «старинных» людей. Образ летописца Пимена в опере М. Мусоргского «Борис Годунов».
Художественный материал:
Литература.
А. Пушкин. «Борис Годунов», фрагмент.
Живопись
И. Билибин. «Келья в Чудовом монастыре» Эскиз декорации к первой картине I действия оперы М.Мусоргского «Борис Годунов».
Музыка
М. М.Мусоргский. Монолог Пимена. Из оперы «Борис Годунов». I действие (слушание);
Т. Хренников, стихи М. Матусовского. «Московские окна» (пение).
2. Раздел: «Сказочно-мифологические темы» - 3 часа
Искусство начинается с мифа (К. Глюк фр-ты из оперы «Орфей и Эвридика»; А. Журбин фр-ты из рок-оперы «Орфей и Эвридика»). Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского. Поэма радости и света: К. Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна». Заключительный урок по теме «Сказочно-мифологические темы».
Сказка и миф как вечные источники искусства. Единение души человека с душой природы в легендах, мифах, сказках. Сочетание реального и вымышленного в опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Влияние сказочно-мифологической темы на музыкальный язык оперы.
Музыкальный материал:
Н. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко «Ой ты, темная дубравушка», из оперы «Садко» (слушание); Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка» (слушание); Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Песня о земной красоте (пение).
Особенности тем и образов в музыке начала XX века. Воплощение образа языческой Руси в балете И. Стравинского «Весна священная» (синтез прошлого и настоящего, культ танца как символа энергии жизни, могучая стихия ритма).
Музыкальный материал:
И. Стравинский.«Весенние гадания», «Пляски щеголих», из балета «Весна священная» (слушание);Л. Квинт, стихи В. Кострова. «Здравствуй, мир» (пение).
К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых Фавна»: поэма радости, света и языческой неги. Утончённость выразительно-изобразительных характеристик музыкального образа произведения.
Музыкальный материал:
К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», фрагмент (слушание);
В. Чернышев, стихи Р. Рождественского. «Этот большой мир», из кинофильма «Москва-Кассиопея» (пение).
Тест.
3. Раздел: «Мир человеческих чувств» - (5 часов)
Музыка - выражение эмоционального мира человека. Образы радости в музыке (Н. Римский-Корсаков хороводная песня Садко из оперы «Садко».). «Мелодией одной звучат печаль и радость» (В. Моцарт Концерт №23 для ф-но с оркестром I, II, III ч.; С. Рахманинов «Здесь хорошо…»; Д. Шостакович «Бессмертие»). «Слёзы людские, о слёзы людские…» (П. Чайковский «Болезнь куклы»; Р. Шуман «Порыв»). Бессмертные звуки «Лунной» сонаты (Л. Бетховен соната№14 для ф-но I ч.). Тема любви в музыке. П. Чайковский «Евгений Онегин». М. Трагедия любви в музыке (Р. Вагнер вступление к опере «Тристан и Изольда».). Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен увертюра «Эгмонт».
Воплощение эмоционального мира человека в музыке. Многообразие светлых и радостных музыкальных образов. Безраздельная радость и веселье в Хороводной песне Садко (из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»).
Музыкальный материал:
Н. Римский-Корсаков. Хороводная песня Садко из оперы «Садко» (слушание);
В. А.Моцарт, русский текст А. Мурина. «Слава солнцу, слава миру» (пение).
Изменчивость музыкальных настроений и образов – характерная особенность музыкальных произведений. Сравнение характеров частей в произведении крупной формы – Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта.
Музыкальный материал:
В. А.Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром (слушание);
Б. Окуджава. «Песня о Моцарте» (пение).
Образы скорби и печали в музыке, глубина их содержания. Способность музыки грустного характера приносить утешение (на примере пьесы «Грёзы» из фортепианного цикла «Детские пьесы» Р. Шумана). Чувства одиночества, неразделённой любви, воплощённые в музыке «Лунной» сонаты Л. Бетховена. Понимание смысла метафоры «Экология человеческой души».
Музыкальный материал:
П. Чайковский. «Болезнь куклы», из «Детского альбома» (слушание); Р. Шуман «Грезы», из фортепианного цикла «Детские сцены» (слушание); Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано, I часть (слушание); А. Рыбников, стихи А. Вознесенского. «Я тебя никогда не забуду», из рок-оперы «Юнона и Авось» (пение).
Сила искренности образа Татьяны Лариной в опере П. Чайковского «Евгений Онегин». Воплощение психологического портрета героини в Сцене письма. Традиция в искусстве. Смысл изречения Ф. Шатобриана: «Счастье можно найти только на исхоженных дорогах». Тема нарушенного запрета в произведениях искусства. Воплощение коллизии в увертюре-фантазии П. Чайковского «Ромео и Джульетта» (конфликт между силой вековых законов и силой любви). Реализация содержания трагедии в сонатной форме. Роль вступления и коды в драматургии произведения.
Музыкальный материал:
П. Чайковский. Сцена письма из оперы «Евгений Онегин», фрагмент (слушание); Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (слушание); А. Макаревич. «Пока горит свеча» (пение).
Пафос революционной борьбы в увертюре Л. Бетховена «Эгмонт». Автобиографические мотивы в этом произведении. Сходство и отличия между увертюрами П. Чайковского и Л. Бетховена.
Музыкальный материал:
Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (слушание); В. Высоцкий. Песня о друге. Из кинофильма «Вертикаль» (пение).
Понятия путь и дорога,. как символы жизни и судьбы. Переплетение мотивов вьюги, метели, дороги как характерная примета русского искусства. Множественность смыслов музыкального образа в пьесе «Тройка» из оркестровой сюиты Г. Свиридова «Метель».
Музыкальный материал:
Г. Свиридов. «Тройка», из оркестровой сюиты «Метель» (слушание); К. Кельми, стихи А. Пушкиной. «Замыкая круг» (пение).
Тест.
4. Раздел: «В поисках истины и красоты» - (2 часа)
Мир духовной музыки (М. Глинка «Херувимская песнь»). Колокольный звон на Руси (М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» вступление к опере «Хованщина», Пролог из оперы «Борис Годунов»; С. Рахманинов «Колокола» №1). От Рождества до Крещения (П. Чайковский «Декабрь. Святки»; Н. Римский-Корсаков «Колядные песни» из оперы «Ночь перед Рождеством»). «Светлый праздник». Православная музыка сегодня (Н. Римский-Корсаков увертюра «Светлый праздник»; Р. Щедрин «Запечатленный ангел» №1).
Мир красоты и гармонии в духовной музыке. Великие композиторы – авторы духовных сочинений. Роль гармонии и фактуры в создании художественного образа хора М. Глинки «Херувимская песнь».
Музыкальный материал:
М. Глинка. «Херувимская песнь» (слушание); Д. Бортнянский. «Тебе поем», из «Трёхголосной литургии» (пение); гимн «Достойно есть», русское песнопение (пение).
Роль колокольного звона в жизни русского человека. Колокольная симфония старой Москвы в описании М. Лермонтова. Музыка утренних колоколов во Вступлении к опере «Хованщина» М. Мусоргского. Праздничное многоголосие колоколов в Сцене венчания Бориса на царство (опера М. Мусоргского «Борис Годунов»). Радостный перезвон в музыкальной поэме «Колокола» С. Рахманинова.
Музыкальный материал:
М. Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина» (слушание); Пролог из оперы «Борис Годунов», фрагмент (слушание); С. Рахманинов «Колокола» № 1, из поэмы для солистов, хора и симфонического оркестра, фрагмент (слушание); Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Колокола» (пение).
Значение праздника Рождества в христианской культуре. Тема Рождества в искусстве (образы, символы, атрибуты). Рождественские праздники на Руси: Святки. Обряд колядования (на примере фрагмента из повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством»).
Художественный материал:
Поэзия
В.Жуковский. «Светлана», фрагмент.
Н. Гоголь. «Ночь перед Рождеством», фрагмент.
Живопись
Н. Кожин. «Святочное гадание»;
Н. Пимоненко. «Святочное гадание»;
К. Трутовский. «Колядки в Малороссии».
Музыка
А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш» (слушание); П. Чайковский. «Декабрь. Святки», из фортепианного цикла «Времена года» (слушание); украинская щедривка «Небо ясне» (пение).
Празднование Пасхи на Руси. Содержание увертюры Н. Римского-Корсакова «Светлый праздник». Возрождение традиций духовной музыки в творчестве современных композиторов (на примере фрагмента хорового произведения Р.Щедрина «Запечатленный ангел»).
Музыкальный материал:
Н. Римский-Корсаков. Увертюра «Светлый праздник», фрагмент (слушание); «Запечатленный ангел» № 1, фрагмент (слушание); М. Парцаладзе. стихи Е. Черницкой. «Христос воскрес» (пение).
Итоговый тест.
5. Раздел: «О современности в музыке» - (4 часа)
Трактовка понятия современность в музыке. Новые темы в искусстве начала ХХ века. Выражение темы промышленного пейзажа в оркестровой пьесе А. Онеггера «Пасифик 231». Романтизация индустриальной темы в искусстве (на примере стихотворения М. Герасимова «Песнь о желеэе»).
Художественный материал:
Поэзия
М. Герасимов. Песнь о железе. Фрагменты. Музыка
А. Онеггер, Пасифик 231. Фрагмент(слушание);
М. Глинка, стихи Н. Кукольника. Попутная песня (пение)
Воплощение вечных тем и сюжетов в музыке ХХ века. Балет А. Хачатуряна «Спартак»:
содержание, некоторые особенности музыкальной драматургии и средств музыкального выражения.
Музыкальный материал:
А. Хачатурян; Смерть гладиатора; Адажио Спартака и Фригии. Из балета «Спартак»
(слушание);
М.Дунаевский, стихи Ю. Рялиинцееа.
Песня о дружбе. Из кинофильма «Три мушкетера» (пение)
6. Раздел: Обобщающий урок по теме года «Традиции и современность в музыке» - (1 час)
Подведение итога. «Вечные темы» искусства – мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение для музыкального искусства. Тест. Музыкальная викторина.
Содержание рабочей программы предмета «Музыка» 9 класс
Тема года: «Музыка как часть духовной культуры человека» (18 часов)
Раздел «Что такое музыка сегодня» (5 часов)
О понятии «Современная музыка». Г. Канчели Симфония №6, I часть. Почему и как меняется музыка. Г. Свиридов Поэма «Отчалившая Русь»; Б. Чайковский Концерт для ф-но с оркестром I часть. О неизменном в музыке. Б. Чайковский Концерт для кларнета и камерного оркестра I часть; А. Караманов «Ave Maria». «Новая» жизнь «старой» музыки. Ф. Шуберт Симфония №8 «Неоконченная» I часть. Виды музыки в современном мире.
Полисемичность понятия «современная музыка». Тема утраченной гармонии в современной музыке (на примере Симфонии № 6 Г. Канчели).
Музыкальный материал:
Г. Канчели. Симфония №6. I часть, фрагменты (слушание); А. Рыбников «Я тебя никогда не забуду» (пение).
Эволюционные процессы в музыке как следствие эволюции в окружающем мире. Образы ушедшего прошлого в произведениях искусства (на примере стихотворения Д. Самойлова «Двор моего детства» и вокальной пьесы Г. Свиридова «По-осеннему кычет сова»).
Художественный материал:
Поэзия
Д. Самойлов. «Двор моего детства».
Музыка
Г. Свиридов. «По-осеннему кычет сова», из поэмы для баритона и фортепиано «Отчалившая Русь» на стихи С. Есенина (слушание); В. Высоцкий «Песня о друге» (пение).
Живопись
Е. Куманьков. «У Сивцева Вражка»; «Петровские ворота»; «Последние дни»; «Гнездниковский переулок»; В. Семенов. «Шарманщик».
Воплощение красоты и гармонии в музыке ХХ века (на примере I части концерта для кларнета и камерного оркестра Б. Чайковского). Преходящее и неизменное в искусстве (на примере стихотворения Р. Гамзатова «Вернулся я...»).
Художественный материал:
Музыка
Б. Чайковский. Концерт для кларнета и камерного оркестра. I часть (слушание); К. Кельми «Замыкая круг» (пение).
Поэзия
Р. Гамзатов. «Вернулся я...»
«Старая» музыка в условиях духовных запросов нашего современника. Новые варианты интерпретаций «старых» произведений (на примере I части «Неоконченной» симфонии Ф.Шуберта).
Музыкальный материал:
Ф. Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная», I часть, экспозиция (слушание); Е. Крылатов «Будь со мной» (пение).
Многообразие стилей и жанров в области академической и массовой музыки XX века. Знакомство с некоторыми из них и их обсуждение.
Музыкальный материал: по выбору учащихся.
Тест, синквейн.
Раздел: «Человек в музыке» - (5 часов)
«Искусство – это твой собственный голос». Музыка и музицирование. О любительской музыке. Ш. Гуно фрагменты из оперы «Фауст»; Р. Щедрин «Весёлый марш монтажников-высотников». Авторская песня и её герой. Песни В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора, Ю. Кима. Рок-музыка и её герой. Фрагменты песен рок-групп. О разности вкусов.
Любительское пение как форма самовыражения человека. Коллективное обсуждение вопросов, связанных с любительским пением.
Музыкальный материал:
Примеры вокальной музыки (слушание); Е. Крылатов «Будь со мной» (пение).
Облагораживающая роль музицирования в жизни людей. Различные виды музицирования. Домашние концерты как средство досуга, как воплощение душевного единения семьи, друзей. Различные культуры музицирования. Жанры и жанровые разновидности «прошлой» и современной любительской музыки. Вторая половина XX века - период расцвета любительской песни (репертуар, тематика, обстановка исполнения).
Художественный материал:
Литература
М. Булгаков. «Белая гвардия», фрагмент.
Музыка
Ш. Гуно. Каватина Валентина; Куплеты Мефистофеля, из оперы «Фауст» (слушание); Романс «Когда на него ты глядишь» (в исполнении В. Паниной, слушание); А. Дольский. «Исполнение желаний» (слушание, участие в исполнении); Р. Щедрин. «Веселый марш монтажников-высотников», из кинофильма «Высота» (слушание).
Отличительные особенности авторской песни (время возникновения, лирическая и гражданская направленность, соотношение стихов и музыки). Кто был создателем авторской песни. Авторская песня как социальное явление. «Осуществление» идеологических противоречий советского времени в произведениях искусства. Образ героя авторской песни; его приоритеты и ценности.
Музыкальный материал:
В. Высоцкий. «Песня о друге», из кинофильма «Вертикаль» (слушание, участие в исполнении); Б. Окуджава. «Песенка об Арбате» (слушание, участие в исполнении); «Настоящих людей так немного» (слушание, участие в исполнении); А. Галич. «Я в путь собирался всегда налегке» (слушание, участие в исполнении).
Революционное значение рок-музыки в массовой музыкальной культуре. Черты общности и отличия авторской песни и рок-песни. «Битлз» и «битломания». Современные направления рок-музыки. Образ героя рок-песни.
Музыкальный материал:
Песни из репертуара группы «Битлз»: «Мишель»; «Вчера»; «Земляничные поляны»; «Помогите!» (слушание); А. Макаревич. «Однажды мир прогнётся под нас» (слушание); Ю. Шевчук. «Родина»; «Осень» (слушание); В. Цой. «Хочу перемен»; «Звезда по имени солнце» (пение).
Музыкальные вкусы человека, формируемые временем, в котором он живёт. Несовпа-дения, конфликты музыкальных интересов и предпочтений между различными поколениями; причины этого явления, пути преодоления взаимных непониманий.
Музыкальный материал: Повторение пройденного.
Ю. Шевчук «Родина» (пение).
Тест, музыкальная викторина.
3 раздел: «Новые музыкальные взаимодействия» - (7 часов)
О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: история. М. Глинка «Не искушай меня без нужды»; И. Штраус «Сказки Венского леса». О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность. Музыка к кинофильмам А. Эшпая, Т. Хренников и др. Стилевые взаимодействия. А Шнитке «Серенада»; А. Вивальди «Бури» из «Времён года» (исп. В. Мэй); Ф. Меркьюри «Exercises in Free Love». Об особенностях музыкального концерта: музыка и зрелище. Фрагменты произведений В. Моцарта, Н. Паганини; рок-группа Rammstein «Солнце»; видеофрагменты различных исполнителей. Музыкальная сцена сегодня. А. Пярта «Коллаж на тему BACH». Выход за пределы сцены. Г. Гендель «Музыка на воде»; Дж. Пуччини фрагмент из оперы (в исполнении Л. Паваротти, П. Доминго, Х. Каррераса). Музыка – целый мир. Р. Вагнер Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» (в исполнении «Оркестра мира»).
«Лёгкая» и «серьёзная» музыка в творчестве композиторов прошлых столетий (на примере творчества М. Глинки и И. Штрауса). Понятие «музыкальный шлягер». Интонационные особенности некоторых музыкальных жанров, размывающие границы музыкального академизма.
Музыкальный материал:
М. Глинка «Не искушай меня без нужды»; И. Штраус «Сказки Венского леса» (слушание); А. Якушев «Вечер бродит» (пение).
Размежевание и сближение «лёгкой» и «серьёзной» музыки в отечественной музыкальной культуре XX-XXI веков. Обращение композиторов-академистов к киномузыке (на примере творчества Д. Шостаковича, А. Эшпая, А. Шнитке, С. Губайдулиной, Г. Канчели). Критерии оценки «лёгкой» и «серьёзной» музыки.
Музыкальный материал: Музыка к кинофильмам А. Эшпая, Т. Хренников и др (слушание); Д. Шостакович «Песня о встречном» (пение).
Различные виды стилевых взаимодействий в музыкальном искусстве XX - начала XXI века.
1. Полистилистика в творчестве композиторов академического направления (на примере Серенады А. Шнитке).
2. Слияние академической и массовой музыки в современных аранжировках (на примере творчества В. Мэй).
3. Синтез различных музыкальных культур в условиях современной концертной жизни (на примере дуэта М. Кабалье и Ф. Меркьюри).
Музыкальный материал:
А Шнитке «Серенада»; А. Вивальди «Бури» из «Времён года» (исп. В. Мэй); Ф. Меркьюри «Exercises in Free Love» (слушание); М. Минков «Старый рояль» (пение).
Различные формы концерта; особенности его составного характера. Синтетическая природа концерта, ориентированная одновременно на слуховое и зрительное восприятие. Музыкально-визуальное выражение в лазерном шоу «В ожидании Кусто» Ж. М. Жарра. «Жанровая мозаика» в кукольном спектакле-пародии «Необыкновенный концерт». Коллективное обсуждение вопроса: «Роль композитора и исполнителя во время проведения концерта».
Музыкальный материал:
Ж. М.Жарр. «В ожидании Кусто», фрагмент (слушание); музыкальные фрагменты из кукольного спектакля «Необыкновенный концерт» (слушание); рок-группа Rammstein «Солнце» (слушание); А. Пахмутова «Как молоды мы были» (пение).
Взаимосвязь между содержанием концерта и местом его проведения. Характер концерта в расчёте на состав аудитории. Специфика «синтетических» концертов (на примере «Декабрьских вечеров» в ГМИИ им. А. С. Пушкина).
Художественный материал:
Живопись
Д. Веласкес. «Портрет инфанты Маргариты»; П. Пикассо. «Портрет инфанты Маргариты» (по Веласкесу).
Музыка
А. Пярта «Коллаж на тему BACH» (слушание); А. Пахмутова «Как молоды мы были» (пение).
Концерты на открытом воздухе. Сближение «лёгкой» и «серьёзной» музыки в условиях демократизации концертной жизни: музыка на стадионах.
Музыкальный материал:
Г. Гендель «Музыка на воде»; Дж. Пуччини фрагмент из оперы (в исполнении Л. Паваротти, П. Доминго, Х. Каррераса) (слушание); О. Митяев «Как здорово» (пение).
Роль музыки в духовной жизни человека. «Оркестр мира» как выражение межнационального единства музыкальной культуры.
Музыкальный материал:
Р. Вагнер Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» (в исполнении «Оркестра мира») (слушание); И. Грибулина «Прощальная» (пение).
4. Раздел: Обобщающий урок по теме года «О современности в музыке» (1 час)
Разнообразие современной музыки с присущим ей множеством стилей и направлений, главная задача которой пробуждать в человеке лучшие, возвышенные чувства. Она призвана нести в мир гармонию и смысл. Тест, музыкальная викторина. Диагностика мотивационного компонента музыкально-эстетических вкусов.
Музыкальный материал: по выбору учащихся.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся 8 класса
№
Тема
Характеристика видов деятельности
Тема года: «Традиция и современность в музыке»
1 раздел: «Музыка «старая» и «новая»»-2 часа
1
Настоящая музыка не бывает «старой».
Размышлять о значении музыкального искусства в жизни современного человека (с учетом критериев, представленных в учебнике)
Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в музыкальном искусстве(с учетом критериев, представленных в учебнике)
Осваивать отдельные образцы, характерные черты западноевропейской музыки разных эпох.
Сравнивать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, форме) музыку отдельных композиторов прошлого и современности (с учетом критериев, представленных в учебнике).
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.
Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника
2
Живая сила традиции.
Рассуждать о роли и значении художественно-исторических традиций в произведениях искусства(с учетом критериев, представленных в учебнике).
Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
Воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства и средств выражения.
Искусство начинается с мифа. Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Понимать роль мифологии в сохранении и развитии общей культуры народов.
Воспринимать и выявлять внешние связи между музыкой и окружающим миром природы
Осваивать отдельные образцы русской классической музыкальной школы
Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем его многообразии.
Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.
Понимать характерные особенности музыкального языка.
Осваивать стилевые черты русской классической музыкальной школы
4
Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского.
5
Обобщающий урок по теме «Сказочно-мифологические темы».
3 раздел: «Мир человеческих чувств» - (5 часов)
6
Образы радости в музыке.
Исследовать разнообразие музыки XX века.
Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые основы музыки ХХ века (с учетом критериев, представленных в учебнике).
Воспринимать и оценивать музыкальные про изведения с точки зрения единства содержания
и формы.
4. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
5. Понимать характерные особенности музыкального языка
7
«Мелодией одной звучат печаль и радость».
8
«Слёзы людские, о слёзы людские…». Бессмертные звуки «Лунной»
9
Тема любви в музыке.
Трагедия любви в музыке.
Подвиг во имя свободы.
Л. Бетховен увертюра «Эгмонт».
10
Мотивы пути и дороги в русском искусстве.
4 раздел: «В поисках истины и красоты» - (2 часа)
11
«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы.
Колокольный звон на Руси.
1. Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа.
2. Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов.
3. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
4. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы русской духовной музыки.
5. Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет
12
Рождественская звезда. От Рождества до Крещения.
«Светлый праздник». Православная музыка сегодня.
5 раздел: «О современности в музыке» - (4 часа)
13
Как мы понимаем современность. Вечные сюжеты
1. Анализировать стилевое многообразие музыки ХХ века.
2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств
выражения.
3. Воспринимать и анализировать особенности языка в музыке ХХ века (с учетом критериев, представленных в учебнике).
4. Самостоятельно подбирать сходные музыкальные, литературные и живописные произведения к изучаемой теме.
5. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска художественных произведений
6. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях (частях музыкального произведения).
7. Наблюдать за сопоставлением контрастных музыкальных образов.
8. Понимать характерные особенности музыкального языка.
9. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и содержания.
10. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи
14
Философские
образы ХХ века:
15
Диалог Запада
и Востока в твор-честве отечественных современных композиторов
16
Новые
области в музыке
ХХ века
6 раздел: Обобщающий урок по теме года «Традиции и современность в музыке» - (1 час)
17
Лирические
страницы советской музыки
Диалог времен
в музыке
Подводим
итоги
1. Осознавать значение музыкального искусства в жизни современного человека.
2. Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в музыкальном искусстве.
Характеристика видов деятельности
3. Сотрудничать со сверстниками в процессе обсуждения проблемных вопросов учебника (отстаивать собственную точку зрения, учитывать мнения товарищей)
Учебно-тематический план
8 класс
№
Наименование темы
Всего
часов
Контрольные работы
Тема года: «Традиции в музыке»17 часов
1
Музыка «старая» и «новая».
Настоящая музыка не бывает «старой».
1
Живая сила традиции.
1
2
Сказочно-мифологические темы
Искусство начинается с мифа. Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».
3
1
Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского.
Обобщающий урок по теме «Сказочно-мифологические темы».
3
Мир человеческих чувств
Образы радости в музыке.
5
1
«Мелодией одной звучат печаль и радость».
«Слёзы людские, о слёзы людские…». Бессмертные звуки «Лунной»
Тема любви в музыке.
Трагедия любви в музыке.
Подвиг во имя свободы.
Л. Бетховен увертюра «Эгмонт».
Мотивы пути и дороги в русском искусстве.
4
В поисках истины и красоты
«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы.
Колокольный звон на Руси.
2
Рождественская звезда. От Рождества до Крещения.
«Светлый праздник». Православная музыка сегодня.
5
О современности в музыке
Как мы понимаем современность. Вечные сюжеты
4
Философские
образы ХХ века:
Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов
Новые
области в музыке
ХХ века
6
Обобщающий урок по теме года «Традиции в музыке»
Лирические
страницы советской музыки.
Диалог времен
в музыке
1
1
Итого
17
3
Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся 9 класса
№
Тема
Характеристика видов деятельности
Тема года: «Музыка как часть духовной культуры человека» - (18 часов)
1 раздел: «Что такое музыка сегодня» - (5 часов)
1
О понятии «Современная музыка».
1. Анализировать специфику воплощения жизненных проблем в музыкальном искусстве.
2. Анализировать стилевое своеобразие музыки ХХ века.
3. Анализировать приемы взаимодействия и развития образов в музыкальном произведении.
4. Эмоционально воспринимать художественные образы музыкального произведения
5.Эмоционально воспринимать образы различных видов искусства.
6. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.
7. Анализировать специфику воплощения жизненных проблем в различных видах искусства.
8. Анализировать стилевое многообразие музыки ХХ века.
9. Ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства
2
Почему и как меняется музыка.
3
О неизменном в музыке. Музыкальная среда
4
«Новая» жизнь «старой» музыки.
5
Виды музыки в современном мире.
2 раздел: «Человек в музыке» - (5 часов)
6
«Искусство – это твой собственный голос».
1. "Участвовать в различных видах вокального исполнительства.
2. Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при
их исполнении.
3. Передавать в вокально-исполнительской деятельности интонационные черты исполняемой музыки.
4. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении
5. Сотрудничать со сверстниками
в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов.
6. Принимать участие в коллективном проведении литературно-музыкальных композиций.
7.Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений литературы и изобрази-
тельного искусства к изучаемой теме-
ной деятельности при подготовке
8. Осознавать значение искусства в жизни современного человека.
9. Исследовать разнообразие и специфику современной музыки.
10. Высказывать собственное мнение
о художественных достоинствах отдельных музыкальных стилей
7
Музыка и музицирование. О любительской музыке.
8
Авторская песня и её герой.
9
Рок-музыка и её герой.
10
О разности вкусов.
3 раздел: «Новые музыкальные взаимодействия» - (7 часов)
11
О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: история.
1. Воспринимать и сравнивать образцы легкой и серьезной музыки.
2. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки.
3. Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации
4. Исследовать жанровое разнообразие популярной музыки.
5.Пониматьспецификусовременной популярной отечественной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности.
6. Воспринимать и сравнивать различные образцы легкой и серьезной музыки.
7. Анализировать стилевое многообразие музыки ХХ века.
8. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и киноискусства
9. Воспринимать электронную музыку и высказывать о ней собственное мнение.
10. Эмоционально откликаться и оценивать с эстетических позиций звучание электронных музыкальных инструментов.
12
О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность.
13
Стилевые взаимодействия.
14
Об особенностях музыкального концерта: музыка и зрелище.
15
Музыкальная сцена сегодня.
16
Выход за пределы сцены.
17
Музыка – целый мир.
4 раздел: Обобщающий урок по теме года «О современности в музыке» (1 час)
18
В мире музыкального искусства
Анализировать стилевое многообразие музыки ХХ века.
Понимать специфику современной популярной отечественной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности.
Учебно-тематический план
9 класс
№
Наименование темы
Всего
часов
Контрольные работы
Тема года: «О современности в музыке» 18 часов
1
Что такое музыка сегодня
О понятии «Современная музыка».
5
1
Почему и как меняется музыка.
О неизменном в музыке. Музыкальная среда.
«Новая» жизнь «старой» музыки.
Виды музыки в современном мире.
2
Человек в музыке
«Искусство – это твой собственный голос».
5
1
Музыка и музицирование. О любительской музыке.
Авторская песня и её герой.
Рок-музыка и её герой.
О разности вкусов.
3
Новые музыкальные взаимодействия
О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: история.
7
О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность.
Стилевые взаимодействия.
Об особенностях музыкального концерта: музыка и зрелище.
Музыкальная сцена сегодня.
Выход за пределы сцены.
Музыка – целый мир.
4
Обобщающий урок по теме года «О современности в музыке»
1
1
Итого
18
3
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Методические пособия для учителя
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897).
2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова, 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др]; под редакцией А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
6. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
7. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования [текст] / Э.Б. Абдуллин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
8. Алеев, В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений [текст] / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
9. Алексеева, Л.Л. Музыка. Планируемые результаты. Система знаний. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений [текст] / Л.Л. Алексеева, Е.Д. Критская; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2013.
10. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [текст] / Ю.Б. Алиев. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
11. Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки [текст] / Ю.Б. Алиев. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
12. Гришанович, Н.Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей [текст] / Н.Н. Гришанович. – Мн.: Юнипресс, 2006.
13. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе [текст] / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
21. Смолина, Е.А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания [текст] / Е.А. Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2006.
22. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика [текст] / Г.М. Цыпин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
23. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе [текст] / Л.В. Школяр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Дополнительная литература для учащихся
1. Владимиров, В.Н. Музыкальная литература [текст] / В.Н. Владимиров, А.И. Лагутин. - М.: Музыка, 1984.
2. Гульянц, Е.И. Детям о музыке [текст] / Е.И. Гульянц. - М.: «Аквариум», 1996.
3. Клёнов, А. Там, где музыка живёт [текст] / А. Клёнов. М.: Педагогика, 1985.
4. Куберский, И.Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [текст] / И.Ю. Куберский, Минина Е.В. . – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
5. Могилевская, С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра [текст] / художник Н. Мищенко. – М.: Дет. лит., 1981.
6. Музыка. Большой энциклопедический словарь [текст] / Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
7. Прохорова, И.А. Зарубежная музыкальная литература [текст] / И.А. Прохорова. – М.: Музыка, 1972.
8. Прохорова, И.А. Советская музыкальная литература [текст] / И.А. Прохорова. – М.: Музыка, 1972.
9. Саймон Генри, У. Сто великих опер и их сюжеты [текст] / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
10. Саминг, Д.К. 100 великих композиторов [текст] / Д.К. Саминг. – М.: Вече, 1999.
11. Финкельштейн, Э.И. Музыка от А до Я [текст] / Э.И. Финкельштейн. – СПб: Композитор, 1997.
Интернет-ресурсы
1.Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://viki.rdf.ru/cat/musika/
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33
4. Классическая музыка [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
5. Музыкальный энциклопедический словарь [электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.music-dic.ru
6. Музыкальный словарь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://academic.ru/cjntents.nsf/dic_music
7. Погружение в классику [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://intoclassics.net/news/1-0-1
8. Российский общеобразовательный портал [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://music.edu.ru/
9. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [электронный ресурс]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html
Медиаресурсы
1. Детская музыкальная студия. Интерактивные мультимедиа продукты. ID COMPANI, 2010.
2. Дракоша в мире музыки. Интерактивные мультимедиа продукты. ООО «СиДи-АРТ».
3. Импрессионизм в музыке. Интерактивные мультимедиа продукты. ДиректМедиа Паблишинг. 2007.
4. Музыкальные инструменты. Обучающая программа студии КорАкс, 2002.
5. МузыкальныйБункер. DS Multimedia Production Ltd 1997.
6. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
7. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.
8. М.П. Мусоргский «Картинки с выставки». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.
9. П.И. Чайковский. «Щелкунчик», «Времена года». Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.
10. Практический курс «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности». ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.
11. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
12. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.
13. Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».
14. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.
15. Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.
Материально-техническое обеспечение рабочей программы
Наглядно-печатные пособия
1.Комплект портретов композиторов.
2. Комплект наглядно-демонстрационных карт с изображением музыкальных инструментов
Технические средства обучения
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- принтер;
- сканер;
- интерактивная доска;
- DVD;
- музыкальный центр.
Учебно-практическое оборудование
- музыкальный инструмент (фортепиано);
- комплект детских музыкальных инструментов;
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
для 8 класса
Учащийся научится:
- определять средства музыкальной выразительности;
- понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
- применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве Интернета
Учащийся получит возможность научиться:
- принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения;
- высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства.
Требования к результатам освоения учащимися программы по музыке
для 8 класса
В области личностных результатов:
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
- совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
- наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
В области метапредметных результатов:
- анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
- размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
- применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
- общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
В области предметных результатов:
- понимание главных особенностей содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия;
- умение определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке;
- умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;
- умение находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике); - осмысление характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
- понимание художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации, сонатная форма);
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности - исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в
Планируемые результаты изучения учебного предмета
для 9 класса
Учащийся научится:
- определять средства музыкальной выразительности;
- понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
- применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве Интернета
Учащийся получит возможность научиться:
- принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения;
- высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства.
Требования к результатам освоения учащимися программы по музыке
для 9 класса
В области личностных результатов:
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
- совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
- наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
В области метапредметных результатов:
- анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
- размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
- применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
- общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
В области предметных результатов:
- понимание главных особенностей содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия;
- умение определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке;
- умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;
- умение находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике); - осмысление характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
- понимание художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации, сонатная форма);
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности - исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в
В связи с тем, что по федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству на предмет «Музыка» для 8-9 классов отводится по 0,5 часа, а в программе «Музыка» для 5-8 классов, авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, на него отводится по одному (1) часу, и только в восьмом классе, то представленные темы в программе необходимо было корректировать (соединить их). Темы девятого класса соответствуют темам учебника «Музыка» 9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2014.