Данная рабочая образовательная программа по музыке для 2 класса составлена на основе примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы Челышева Т.В., Кузнецова В.В.
.
Программа «Музыка» для 1—4 классов общеобразовательных школ развивает концепцию Д.Б. Кабалевского массового музыкального воспитания, направлена на выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (нового поколения) и учитывает рекомендации примерной программы по музыке.
1. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка. 2класс Учебник /Академкнига, 2012
2. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка. 2класс Методическое пособие для учителя / Академкнига
№ п/п | Темы | Кол Ч-в | Содержание тем | Планируемые результаты | Дата |
Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) |
план | факт |
1 | 1-я четверть «Три кита» в музыке: песня, танец и марш» (9 ч) Главный «кит» — песня. «Во поле берёза стояла». Русская народная песня. Камаринская». Русская народная плясовая песня.Музыкада“өч кит”-җыр, җию, марш. Төп”кит”-җыр | 1 | Идея четверти: три основные сферы музыки как самые понятные и близкие детям музыкальные жанры. Восприятие второклассниками песни, танца и марша как давних и хороших знакомых. Ощущение разницы в характере музыки марша, танца и песни. Многообразие жизненных ситуаций, при которых звучат песни, танцы и марши. Разнообразие маршей (спортивный, солдатский, парадный, игрушечный и др.); танцев (менуэт, полька, вальс, пляска); песен (о Родине, колыбельные, хороводные, шуточные, песни -музыкальные картинки и Др.). Осознание обучающимися мелодии как «души музыки». Определение сочетания в одной музыке разных музыкальных жанров — «киты встречаются вместе» | УН: музыкальные термины, их значение и определение: Песня. Танец. Музыкальная характеристика. Интонация. Хороводная песня. Долгий звук. Исполнитель. Пианист. Хоровод. Пляска. Перепляс. Партитура, Диалог. Менуэт. Полька. Пульс. Акцент. Вальс. Марш. Парад-алле. Фактура. Тоника. Музыкальные инструменты: бубен, балалайка, трещотка, рожок, ложки, труба. УПВН: - определять и называть музыкальные инструменты - выполнять музыкально-ритмические движения, имитируя игру на русских народных инструментах балалайке, дудке, трещотках, бубне - определять танцевальный жанр (вальс, полька), характеристи-ки танца. | Личностные: Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке. Вопросы и задания. Как ты думаешь, что такое народная песня? Пропой первый куплет русской народной песни «Во поле береза стояла», ориентируясь на нотную запись ее ритмического рисунка. Вопросы и задания. Послушай, о чем поет жаворонок в пьесе П. Чайковского. Почему композитор назвал свое произведение песней? На каком музыкальном инструменте оно исполняется? Прохлопай ритмический рисунок песни одновременно с пением. Ориентируйся на графическую запись. На каких звуках ты останавливаешься дольше? Можно ли эти звуки назвать долгими? Регулятивные: - принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую, задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы Познавательные: - приобретение элементарных умений и навыков в различных видах музыкально-творческой деятельности; - устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни Коммуникативные: Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.) в процессе коллективного музицирования. Вопросы и заданияИзучи ритмическую партитуру «Камаринской». Подумай, сколько здесь ритмических голосов? Сначала прохлопай первый ритмический голос, потом — второй. А теперь выступи в роли дирижера, покажи вступление каждого ритмического голоса. | | |
2 | Главный «кит» — песня. «Каравай». Русская народная песня. Обработка Т. Попатенко. «Песня жаворонка». П.И. Чайковский. Төп”кит”-җыр. | 1 | | |
3 | Мелодия — душа музыки. «Моя Россия» Музыка Г. Струве. Стихи Н. Соловьевой «В сказочном лесу» (музыкальные картинки). Музыка Д.Б. Кабалевского, слова В. Викторова: «Учитель», «Доктор», «Монтер», Мелодия-музы-каның җаны. | 1 | Личностные: Определять мелодию как «душу музыки». Вопросы и задания. Вслушайся в мелодию. Какая она? Найди в приложении подходящие слова для описания ее характера. Ты согласен, что «мелодия — душа музыки»? Можно ли спеть песню, если у нее нет мелодии? Регулятивные: - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров Познавательные: Сравнивать специфические особенности музыкального языка в произведениях разных жанров. Вопросы и задания. Пропой песню «Здравствуй, Родина моя!». С каким музыкальным «китом» — жанром встретилась эта песня? Обрати внимание на нотную запись последней фразы ее мелодии. Куда движется мелодия? Пропой ее с текстом. Ощущается ли завершенность этой фразы? Теперь ты будешь знать, что ощущение законченности, завершенности дает самый устойчивый звук лада — тоника. . Сопоставлять разнообразие маршей, танцев, песен с многообразием жизненных ситуаций, при которых они звучат. Вопросы и задания. Сравни музыкальные характеристики героев музыкальных картинок «В сказочном лесу» Д. Кабалевского. Чем они отличаются? Почему они такие разные? Коммуникативные: Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.) в процессе коллективного музицирования. Вопросы и задания. Разучи музыкальные темы волка и других героев сказки (музыкальных картинок) «В сказочном лесу». Чья песня тебе понравилась больше всего. Почему про разных лесных жителей поэт и композитор написали разные песни? Участвуй в инсценировании сказки. | | |
4 | Мелодия — душа музыки. «Здравствуй, Родина моя!». Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева. «В сказочном лесу» (музыкальные картинки). Музыка Д.Б. Кабалевского, слова В. Викторова: «Артистка», «Дровосек». Мелодия-музы-каның җаны | 1 | | |
5 | Каким бывает танец? Менуэт» из сонаты № 20. Л. ван Бетховен. «Итальянская полька». С.В. Рахманинов. «Вальс» из балета «Спящая красавица». П.И. Чайковский. Бию нинди була? | 1 | Личностные: развитие художественного восприятия школьников, умения оценивать произведения разных видов искусства. Регулятивные: - выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир Познавательные: . Размышлять об особенностях языка произведений простейших музыкальных жанров. Вопросы и задания. Чем полька отличается от других танцев? Прохлопай пульс «Итальянской польки» С. Рахманинова. Изучи партитуру и исполни ладошками или на бубне акценты. Передай движением корпуса пульс (покачивание) вальса из балета «Спящая красавица». Коммуникативные: формирование доброжелательности, умения слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. | | |
6 | Каким бывает танец? «Начинаем перепляс». Музыка С. Соснина, слова П. Синявского. «Вальс-шутка». Д.Д. Шостакович. «Танец молодого Бегемота». Д.Б. Кабалевский. Бию нинди була? | 1 | | |
7 | Мы танцоры хоть куда «Начинаем перепляс». Музыка С. Соснина, слова П. Синявского. «Шествие гномов». Э. Григ. Без бик яхшы биючеләр | 1 | Личностные: формирование у них устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности Регулятивные: - принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую, задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы Познавательные: Сравнивать специфические особенности музыкального языка в произведениях разных жанров. Вопросы и задания. Сравни темп и характер пляски с темпом и характером хоровода. Почему в переплясе участвует несколько исполнителей? Какие народные музыкальные инструменты помогают исполнению музыки? Коммуникативные: приобщение школьников к сотворчеству в процессе восприятия музыки, коллективного, группового или индивидуального музицирования; | | |
8 | Маршируют все «Не плачь, девчонка!». Музыка В. Шаинского, слова В. Харитонова. «Марш деревянных солдатиков». П.И. Чайковский. «Встречный марш». С. Чернецкий. «Футбольный марш». М. Блантер. Барыбыз да маршка | 1 | Личностные: формирование у них устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий Познавательные: . Сопоставлять разнообразие маршей, танцев, песен с многообразием жизненных ситуаций, при которых они звучат. Коммуникативные: развитие способности к продуктивному сотрудничеству (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач. | | |
9 | «Музыкальные киты» встречаются вместе «Веселый музыкант». Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. «Марш мальчишек» из оперы «Кармен». Ж. Визе. «Выходной марш» из к/ф «Цирк». И.О. Дунаевский. “Музыкаль китлар” бергә очраша. | 1 | Личностные: Выявлять разницу в характере музыки марша, танца и песни. Как называется человек, который исполняет музыку? А если он играет на фортепьяно, то он называется... Закончи фразу. Регулятивные: - осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности. Познавательные: . Сопоставлять разнообразие маршей, танцев, песен с многообразием жизненных ситуаций, при которых они звучат. Вопросы и задания. Попробуй объяснить, что такое «хоровод». При каких жизненных обстоятельствах исполняется хоровод? Как, по-твоему, двигаются участники хоровода: быстро или медленно? Какие хороводы ты еще знаешь?. При каких жизненных обстоятельствах звучат марши? От чего зависит разница в их характерах? Нужен ли марш на параде? Зачем? Может парадный марш помогать шагающим держать строй? Какие еще бывают марши? Попробуй объснить, почему все они называются «маршами» (не потому ли, что под каждый марш легко шагать?). Ты знаешь, что торжественный выход на арену цирка всех участников циркового представления называется «парадом-алле»? Что характерно для «Выходного марша» из кинофильма «Цирк»? Можно ли сказать, что торжественность маршу придает широкая фактура звучания? Коммуникативные: Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.) в процессе коллективного музицирования. Вопросы и задания. Какой из куплетов «Веселого, музыканта» — песня, какой — песня-марш, какой — песня-танец? Исполни музыкальную фразу, пульс, ритмический рисунок на воображаемых скрипке, балалайке, барабане. В этом тебе поможет графическая партитура. | | |
10 | 2-я четверть «О чем.говорит музыка» (7 ч) Маша и Миша узнают, что умеет музыка. «Перепелочка». Белорусская народная песня. «Веселая. Грустная». Л. ван Бетховен. Музыка нәрсә турында сөйли.Миша һәм Машаның ачышлары. | 1 | Идея четверти: восприятие музыки как звучащего вида искусства, обладающего выразительными и изобразительными возможностями. Осознание учащимися, что музыка может выражать чувства, мысли и настроение человека, рисует музыкальные портреты, выражает черты его характера. Музыка может подражать звучанию голосов разных музыкальных инструментов, изображать движение, разнообразные звуки, шумы и картины окружающей природы. Все это — музыкальное окружение жизни ребенка, прочувствованное и осознанное им как органичная часть самой жизни со сменой времен года, с каждодневными заботами и делами, с буднями и праздниками | УН: музыкальные термины, их значение и определение: Музыкальный жанр. Лига. Фермата. Ноты. Короткий звук. Стаккато. Музыкальные инструменты: барабан. Характеристики определения музыкального настроения, характера музыки: ГРУСТНО – ВЕСЕЛО. Названия и расположение нот на нотном стане. Сколько всего сущест-вует нот. УПВН: - рассказывать о прослушан-номпроизве-дении; - подбирать характеристи-ки к определе-ниюмузыкаль-ного настрое-ния, размыш-лять о звуках окружающего мира, вклю-чаться в поис-ковую деятель-ность (Можно ли увидеть му-зыку? Где можно её уви-деть? Что нуж-но для того, чтобы услы-шать музыку природы? Какая музыка могла бы выра-зить настрое-ние, показан-ное на карти-нах художни-ков?). Рассказывать о прослушанном произведении (О чем расска-зывает песня, как вы будете её исполнять?). Находить ноты на нотоносце. | Личностные: - готовность и способность к саморазвитию; - проявление интереса к музыке. Регулятивные: - формирование художественно-образного восприятия музыкального произведения. Познавательные: Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Вопросы и задания. Подумай, какие два музыкальных жанра встретились в пьесе Л. ван Бетховена «Веселая. Грустная»? Исполни поочередно пульс «веселой» музыки. А потом «грустной». Как изменился характер музыки? Как ты думаешь, почему произведение заканчивается «веселой» музыкой? Что хотел этим сказать композитор? Коммуникативные: - умение организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками. | | |
11 | Маша и Миша узнают, что умеет музыка. «Мы шагаем». Попевка. «Прогулка». С. Прокофьев. «Кукушка в глубине леса» из цикла «Карнавал животных». К. Сен-Санс. Миша һәм Маша-ның ачышлары: музыка нәрсәләр булдыра. | 1 | | Личностные: Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Регулятивные: - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей творческого характера; - контролировать и оценивать свои действия. Познавательные: Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров. Коммуникативные: Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощениях различных художественных образов. Вопросы и задания. Исполни попевку «Мы шагаем» целиком и по частям. Куда движется мелодия в каждой части: вверх или вниз? Исполни попевку нотами и с текстом. А теперь поучаствуй в групповом исполнении попевки: одна группа исполняет движение мелодии вверх, другая —вниз. Затем — наоборот. | | |
12 | Музыкальные портреты. «Разные ребята». Попевка. «Веселый крестьянин». Р. Шуман. Музыкаль портретлар. | 1 | | Личностные: развитие художественного восприятия школьников, умения оценивать произведения разных видов искусства; Регулятивные: - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок; - выполнять действия в устной форме. Познавательные: . Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров. . Осознавать языковые особенности выразительности и изобразительности музыки. Вопросы и задания. Немецкий композитор Р. Шуман назвал свою пьесу «Веселый крестьянин». Попробуй, опираясь на ее музыкальный язык, подтвердить это название. Мелодия звучит в верхнем или нижнем голосе? Ее фразы длинные или короткие? Зачем нужны частые восьмые паузы в сопровождении? Какие черты характера крестьянина они подчеркивают? Можно ли это произведение назвать музыкальным портретом? Коммуникативные: Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощениях различных художественных образов. Вопросы и задания. Спой мелодию спокойных ребят и непосед из попевки «Разные ребята». Определи по графической записи, какой пульс характеризует спокойных ребят, а какой — непосед. Попробуй с кем-нибудь в паре одновременно прохлопать пульс спокойных ребят и непосед. Тебе будет, наверное, также интересно исполнить со своими одноклассниками по группам одновременно мелодию спокойных ребят и непосед. Слышишь, получилось двухголосное пение. | | |
13 | Музыкальные портреты. «Монтер»:МузыкаД.Б. Кабалевского, слова В. Викторова. «Три подружки». Д.~Б. Кабалевский Музыкаль портретлар. | 1 | | Личностные: . Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении). Вопросы и задания. Спой с текстом, ориентируясь на нотную запись, песню «Монтер». Не правда ли, именно после знака ферматы меняется темп и характер песни? Из песни маршевого характера (уверенная поступь Мишки) она превращается в печальную песню с оттенком танцевальности. Передай это в своём исполнении. Регулятивные: - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей творческого характера; - контролировать и оценивать свои действия. Познавательные: Осознавать языковые особенности выразительности и изобразительности музыки. Вопросы и задания. Чем похожи и чем отличаются друг от друга три подружки из фортепьянной пьесы Д. Кабалевского? Обрати внимание на темп, акценты, паузы, лиги. Коммуникативные: приобщение школьников к сотворчеству в процессе восприятия музыки, коллективного, группового или индивидуального музицирования; | | |
14 | Подражание голосам «Попутная песня». Музыка М.И. Глинки, слова Н. Кукольника. «Труба и барабан». Д.Б. Кабалевский. Музыканың төрле авазларны чагыл-дыруы. | 1 | | Личностные: Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Вопросы и задания. Послушай пьесу «Труба и барабан». Голосу какого инструмента подражает мелодия? Чей голос слышится в аккомпанементе? Не правда ли интересно, что мы слышим голоса барабана и трубы, а на самом деле играет один инструмент — фортепьяно? Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Вопросы и задания. Какое настроение выражает «Попутная песня» М. Глинки? Слышишь, как в середине песни меняется характер музыки? Рассмотри нотные записи двух фрагментов и определи, какая из них относится к началу звучания, а какая — к середине. Регулятивные: - принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; - планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя Познавательные: -использование общих приемов при выполнении заданий творческого характера. владение логическими приемами «чтения» музыкального произведения. Коммуникативные; - уметь слушать и слышать собеседника; - формировать собственное мнение и позицию при изучении музыкального материала. | | |
15 | Как музыка изображает движение? «Четыре ветра». Английская народная песня-игра. «Кавалерийская». Д.Б. Кабалевский. «Полет шмеля» из оперы «Сказка о Царе-Салтане». Н.А. Римский-Корсаков. Музыка хәрәкәтне ничек чагылдыра? | 1 | | Личностные: - проявление навыков вокально-хоровой деятельности. Регулятивные: - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей творческого характера; - контролировать и оценивать свои действия. Познавательные: Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров. Вопросы и задания. Участвуй в исполнении английской народной песни-игры «Четыре ветра». Сначала попробуй разобраться в характерах ветров. В этом тебе поможет нотная запись. Определи, какие музыкальные жанры характеризуют Северный, Восточный, Южный и Западный ветры? Как ты думаешь, почему у ветров разный характер? Могут ли быть одинаковые характеры у ветров, которые прилетели с севера, востока, юга и запада? Ты заметил, что, несмотря на разные характеры ветров, последняя фраза у всех звучит в одном настрое? В каком? Подбери нужные слова в приложении к учебнику. Как ты думаешь, почему у всех ветров последняя фраза одинаковая? Не потому ли, что все ветры, оказывается, добрые? Разучи песни ветров и участвуй в песне-игре. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Ты услышал цокот копыт в пьесе Д. Кабалевского «Кавалерийская»? Обратись к нотной записи вступления. Видишь, что оно изложено короткими отрывистыми звуками, «стаккато»? Не правда ли, оно создает в музыке впечатление цокота копыт лошадей, изображает движение конницы? Коммуникативные: - учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; - принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений. | | |
16 | Музыкальные пейзажи «Снежная песенка». Музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова. «Вариации Феи Зимы» из балета «Золушка». С.С. Прокофьев. «Утро в лесу», «Вечер». В. Салманов. Музыкаль пейзаж-лар | 1 | | Личностные: Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Регулятивные: - осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности. Познавательные: Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Коммуникативные: Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощениях различных художественных образов. | | |
17 | 3четверть «Куда ведут нас «три кита» (10 ч) Сезам, откройся!» «Во саду ли, в огороде». Русская народная песня. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» («Белка», «Богатыри», «Царевна Лебедь»). Н.А. Римский-Корсаков «Өч кит” безне кая алып бара. | 1 | Идея четверти: вхождение в мир большой музыки с помощью простей-ших музыкальных жанров — песни, танца и марша. Образность песен, танцев и маршей. Песенные основы оперы, танцеваль-ные основы бале-та. Оперные и ба-летные марши. Ощущение орга-ничного перехода от песни - к пе-сенности, от танца - к танцеваль-ности, от марша - к маршевости. От народной песни -ксимфони-ческой музыке. Превращение песни в музыку фортепьянную, симфоническую, хоровую,оперную, балетную. Песня как основа любого крупного музыкального жанра. Самостоятельная жизнь танцеваль-ной музыки. Танцевальность в разных областях музыки. Проникновение танца в оперу, балет, симфонию, концерт. Многоликость маршей: простые бытовые марши — марши для исполнения в концертах, марши в симфониях, в ораториях, операх, балетах. Взрослые и детские оперы. Знакомство с оперой «Волк и семеро козлят». Разучивание тем главных героев. Темы — песни, песни — танцы, песни — марши. Участие в исполнении финала оперы. Музыкальный театр — храм, где царят опера и балет. Назначение концертного зала. | УН: музыкальные термины, их значение и оп-ределение: Му-зыкальный театр. Ложа. Занавес. Сцена. Партер. Опера. Ария. Поэти-ческий порт-рет. Распевы. Песня-танец. Песенность. Протяжная мелодия. Мар-шевость. Тан-цевальность. Песня-марш. Сцена из опе-ры. Финал опе-ры. Оркестро-выйтреуголь-ник. Фрагмент. Балет. Кон-цертный зал. Симфония. Симфоничес-кий оркестр. Концерт. Пар-тияфортепь-яно. Оркестровая партия. Музыкальные инструменты: тромбон, гавот, фортепьяно флейта УПВН: - рассказывать и выполнять правила пове-дения в театре: - внимательно слушать музы-кальныепроиз-ведения, - определять характер, му-зыкальное настроение произведения; определять сольное звуча-ниемузыкаль-ныхинстру-ментов в зву-чанииоркест-ра; - понимать дирижерские жесты. | Личностные: Оценивать фрагменты из крупных музыкальных произведений с точки зрения их жанровой принадлежности. Вопросы и задания. Пропой мелодию русской народной песни «Во саду ли, в огороде» нотами и со словами. А теперь послушай тему белки из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Слышишь, как эта тема созвучна русской народной песне? Тебе удалось услышать «присвисточку» в исполнении флейты — деревянного духового инструмента с высоким звучанием? Можно ли назвать эту музыку танцевальной? Почему? Сравни тему белки с арией царевны Лебедь. Как ты думаешь, почему эта ария имеет песенный характер? Что помогло тебе это определить? (Протяжная мелодия, распевы, песенность, сравнение с поэтическим портретом А.С. Пушкина.) Регулятивные: - уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; - под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы Познавательные: Применять знания основных средств музыкальной вы разительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. Коммунмкативные: -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | | |
18 | Сезам, откройся!» «Во саду ли, в огороде». Русская народная песня. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» («Белка», «Богатыри», «Царевна Лебедь»). Н.А. Римский-Корсаков Музыкаль театр. | 1 | | |
19 | Опера. Музыка М. Коваля, слова Е. Манучаровой. «Семеро козлят» (заключительный хор).Тема Мамы-Козы. Темы козлят - Всезнайки, Бодайки, Топтушки, Болтушки, Мазилки, Дразнилки, Малыша. «Целый день поем, играем» (хор козлят). Сцена из 2-го действия оперы (Игры козлят, Воинственный марш, Нападение Волка, Финал). Опера. | 1 | Личностные: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно- познавательного интереса к новым общим способам решения задач. Регулятивные: - самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; -выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним; Познавательные: Соотносить простейшие жанры (песни, танцы, марши) с их воплощением в крупных музыкальных жанрах. Коммуникативные: . Создавать на основе полученных знаний музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра). Вопросы и задания. Познакомься с песней козлят из оперы «Волк и семеро козлят». Почему эту песню композитор назвал хором? Расскажи, изменяется ли характер музыки? В какой части заключительного хора больше слышится марш. В какой - танец, а в какой - песня? Спой песню так, чтобы все услышали это в твоем исполнении. Исполни рукой сильную долю маршевой интонации и пульс танцевальной интонации. Ты почувствовал разницу в движениях? Послушай темы козлят. Найди нотную запись, соответствующую каждой теме. Расскажи о характерах козлят, опираясь на средства музыкальной выразительности их тем. Послушай сцену из оперы. Распредели роли козлят с одноклассниками и поучаствуй в исполнении финала оперы. Как ты думаешь, что такое финал оперы? | | |
20 | Опера. Музыка М. Коваля, слова Е. Манучаровой. «Семеро козлят» (заключительный хор).Тема Мамы-Козы. Темы козлят - Всезнайки, Бодайки, Топтушки, Болтушки, Мазилки, Дразнилки, Малыша. «Целый день поем, играем» (хор козлят). Сцена из 2-го действия оперы (Игры козлят, Воинственный марш, Нападение Волка, Финал). Опера. | 1 | | |
21 | «Путешествие по музыкальным странам». «Самая хорошая». Музыка В. Иванникова, слова О. Фадеевой. «Солнечная капель». Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой. «Музыкальилләр буйлап сәяхәт” | 1 | Личностные: Передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы. Регулятивные: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные: Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. Вопросы и задания. Разучи песню «Самая хорошая» по куплетам. Что роднит эту песню с колыбельной? Может быть, «покачивающаяся мелодия»? А может быть, здесь важен еще ритм вальса? Продирижируй, исполняя пульс этой песни-вальса. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. владение монологической и диалогической формами речи. | | |
22 | «Путешествие по музыкальным странам». «Самая хорошая». Музыка В. Иванникова, слова О. Фадеевой. «Солнечная капель». Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой. «Музыкальилләр буйлап сәяхәт” | 1 | | |
23 | Что такое балет? «Марш Тореодора» из оперы «Кармен». Ж. Бизе. «Марш» из балета «Щелкунчик». П.И. Чайковский. Нәрсә ул балет? | 1 | Личностные: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные: Соотносить простейшие жанры (песни, танцы, марши) с их воплощением в крупных музыкальных жанрах. Вопросы и задания. Послушай два марша. Как ты понял, что первый марш - из оперы, а второй - из балета? Ты почувствовал певучесть мелодии первого марша и танцевальность второго? Что в нотной записи подтверждает твой ответ? Какие средства музыкальной выразительности отличают каждый марш? Коммуникативные: развитие способности к продуктивному сотрудничеству (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; | | |
24 | «Страна симфония». «Вальс» из балета «Золушка»: С.С. Прокофьев. «Добрый жук». Музыка А. Спадавеккиа, слова Е. Шварца. «Вальс и Полночь» (фрагмент из балета «Золушка»). С.С. Прокофьев. “Симфонияләр илендә” | 1 | Личностные: Передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы. Вопросы и задания. Исполни движением рук поочередно пульс вальса из балета «Золушка» и пульс песни-польки А. Спадавеккиа «Добрый жук». Чем отличается полька от вальса? А теперь Послушай фрагмент из этого балета «Вальс и полночь». Какими изобразил композитор часы? Они сочувствуют Золушке или безучастны, равнодушны к ней? Придумай и исполни руками движение, которое передает бой часов. Сыграй пульс часов на оркестровом треугольнике. Попробуй определить, какой «кит» — главный в балете? Регулятивные: - осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности. Познавательные: Ориентироваться в нотном письме, как в графическом изображении интонаций (вопрос-ответ, выразительные и изобразительные интонации и т. д.) Коммуникативные: формирование доброжелательности, умения слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. | | |
25 | Каким бывает концерт? «Гавот» из «Классической симфонии». С.С. Прокофьев. Симфония № 4 (фрагмент финала). П.И. Чайковский. Концерта №3 для фортепьяно с оркестром (фрагмент II части). Д.Б.Кабалевский. Концерт нинди була? | 1 | Личностные: Выражать свое эмоциональное отношение к художественным образам произведений крупных музыкальных жанров в слове, рисунке, жесте, пении и пр. Вопросы и задания. Послушай фрагмент крупного произведения П. Чайковского для симфонического оркестра. Узнаешь ли ты знакомую тебе мелодию русской народной песни? Что в ней изменилось? Какие музыкальные инструменты участвуют в Исполнении этой музыки? Как меняются средства музыкальной выразительности? Какие чувства вызывает в тебе развитие музыки? Регулятивные: - самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; -выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним; Познавательные: Ориентироваться в нотном письме как графическом изображении интонаций (вопрос-ответ, выразительные и изобразительные интонации и т. д.). Вопросы и задания. Рассмотри нотные записи разных фрагментов финала Симфонии № 4 П. Чайковского. Чем они отличаются друг от друга? Обрати внимание на темп, динамику, фактуру. Вслушайся в звучание оркестра, постарайся услышать, какие музыкальные инструменты солируют в каждом фрагменте? Задача. Различать крупные жанры: оперу, балет, симфонию, концерт. Вопросы и задания. Вспомни мелодию песни «Наш край». Попробуй спеть ее нотами, а потом со словами. Теперь послушай фрагмент крупного музыкального произведения, где звучит эта мелодия. Что в ней изменилось? Какие музыкальные инструменты участвуют в ее исполнении? Слышишь: мелодия звучит попеременно — то в партии фортепьяно, то в оркестровой партии? Не напоминает ли тебе это соревнование? Можешь ли ты сказать, чем отличается концерт от симфонии? Коммуникативные: - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | | |
26 | Каким бывает концерт? «Гавот» из «Классической симфонии». С.С. Прокофьев. Симфония № 4 (фрагмент финала). П.И. Чайковский. Концерта №3 для фортепьяно с оркестром (фрагмент II части). Д.Б.Кабалевский. Обобщение по теме: «Куда ведут нас «три кита» Концерт нинди була? Ныгыту | 1 | | |
27 | 4-я четверть «Что такое музыкальная речь?» (8 ч) Маша и Миша изучают музыкальный язык. «Волынка». И.-С. Бах. «Вальс». Ф. Шуберт. «Крокодил и Чебурашка» (песня, вальс, полька, марш). Музыка И.Арсеева. Маша һәм Миша музыка телен өйрәнәләр. | 1 | Идея четверти: восхождение по ступенькам музыкальной грамотности. Признаки, которые помогают различать музыкальные произведения, их характеры, настроение, жанры. Причины своеобразия каждого музыкального произведения. Осознание роли средств музыкальной выразитель-ности как «строи-тельных кирпичиков» музыкальных образов и их раз-вития. Формирование музыкальной грамотности как особого «чувства музыки». Активное вос-приятие музыки через разные формы приобще-ния к ней: пение, слушание, музы-кально-ритмичес-кие движения, исполнение на музыкальныхинс-трументах, игра. Обобщение темы года на термино-логическом уровне | УН: музыкальные термины, их значение и определение: Музыкальный размер. Двухчастная форма. Длительности - четвертная, восьмая, шестнадцатая. Дирижерский жест. Сильная доля. Трехчастная форма. Исполнительский план: динамический, ладовый. Мажор. Минор. Форте. Пиано. Струнный квартет. Тембр. Деревянные духовые инструменты. Скрипичный ключ. Басовый ключ. Медные духовые инструменты. Ударные инструменты. Шествие. Музыкальные инструменты: флейта, струнные: альт, виолончель, контрабас; деревянные духовые инструменты: гобой, кларнет, фагот; медные: валторна; ударные инструменты: большой барабан, литавры, волынка. Как устроен внутренний механизм пианино. УПВН: - внимательно слушать музыкальные произведения, определять характер, музыкальное настроение произведения; - определять сольное звучание музыкальных инструментов в звучании оркестра | Личностные: Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке. Вопросы и задания. Ты почувствовал настроение вальса Ф. Шуберта? Оно было на протяжении всего звучания неизменным, или произошли какие-то изменения? Почему композитор закончил произведение в мажорном ладу? Спой попевку «Крокодил и Чебурашка» со словами как песню, польку, вальс, марш. Обратись к нотным записям. Чем отличается их музыкальный язык? Можно ли сказать, что новый жанр получается, если изменить ритмический рисунок: сочетание коротких и долгих звуков; длительность пауз; музыкальный размер; характер исполнения? Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя Познавательные: осознание школьниками роли музыки в жизни человека, формирование их общего представления о музыкальной картине мира; Коммуникативные: Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации). Вопросы и задания. Попробуй самостоятельно превратить попевку «Крокодил и Чебурашка» в песню-марш, песню-польку, песню-танец. Что для этого нужно изменить? Размышляй вслух. | | |
28 | Маша и Миша изучают музыкальный язык. «Калинка». Русская народная песня. «Танец с кубками» из балета «Лебединое озеро». П.И.Чайковский. Маша һәм Миша музыка телен өйрәнәләр. | 1 | Личностные: Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.). Вопросы и задания. Послушай русскую народную песню «Калинка». Ты услышал, что она имеет двухчастную форму? Обратись к графической записи музыкальных фраз и попробуй исполнить их движением рук так, как будто растягиваешь меха баяна. Исполни сначала пульс, а потом ритмический рисунок второй части песни на ложках. Согласишься ли ты с мнением, что эта музыка написана в двухчастной форме потому, что в ней чувствуется два характера, два настроения? Исполни дирижерским жестом пульс каждой части «Танца с кубками из балета П. Чайковского «Лебединое озеро». Выдели сильную долю в первой и третьей частях. Передай легким движением каждую восьмую длительность второй части. Можно ли сделать вывод, что «Танец с кубками» написан в трехчастной форме? Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя. Познавательные: Называть средства музыкальной выразительности. Вопросы и задания. Послушай «Танец с кубками» из балета П. Чайковского «Лебединое озеро». Какие средства музыкальной выразительности создают танец-шествие Коммуникативные: приобщение школьников к сотворчеству в процессе восприятия музыки, коллективного, группового или индивидуального музицирования; | | |
29 | Маша и Миша изучают музыкальный язык. «Калинка». Русская народная песня. «Танец с кубками» из балета «Лебединое озеро». П.И.Чайковский. Маша һәм Миша музыка телен өйрәнәләр. | 1 | | |
30 | Маша и Миша изучают музыкальный язык. «Веселый колокольчик». Музыка В. Кикты, слова В. Татаринова. Маша һәм Миша музыка телен өйрәнәләр. | 1 | Личностные: реализацию их творческого потенциала в процессе музицирования. Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя Познавательные: Соотносить различные элементы музыкальной речи с музыкальными образами и их развитием. Вопросы и задания. Познакомься с песней «Веселый колокольчик». Выучи ее. Составь исполнительский план со сменой динамики и лада. Спой песню по составленному исполнительскому плану, Коммуникативные: развитие способности к продуктивному сотрудничеству (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач | | |
31 | Занятная музыкальная сказка. Симфоническая сказка для детей «Петя и волк» (фрагменты). С.С. Прокофьев. Тема Пети. Тема птички. Тема кошки. Тема дедушки. Музыкаль әкият. | 1 | Личностные: формирование у них устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности Регулятивные: - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок; - выполнять действия в устной форме. Познавательные: Называть средства музыкальной выразительности . Вопросы и задания. Послушай Тему птички из симфонической сказки «Петя и волк». Какие средства музыкальной выразительности создают эту тему? Сравнивать и оценивать специфические особенности произведений разных жанров. Вопросы и задания. Послушай фрагменты симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева. Сначала тему Пети. Определи, в каком жанре она написана. Встретились здесь два музыкальных «кита»? Подумай какие? Эту тему в симфонической сказке исполняет струнный квартет. Какие инструменты в него входят? Слышишь, как здесь смешались сразу четыре тембра: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Сравни музыкальные темы утки, кошки и дедушки. С помощью каких средств музыкальной выразительности отражен их характер? Коммуникативные: формирование доброжелательности, умения слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. | | |
32 | Занятная музыкальная сказка. Симфоническая сказка для детей «Петя и волк» (фрагменты). С.С. Прокофьев. Тема волка. Тема охотников. Заключительное шествие. Музыкаль әкият. | 1 | | |
33 | Главная песня страны «Государственный гимн Российской Федерации». Музыка A. Александрова, слова С. Михалкова Илнең төп җыры. РФ дәүләт гимны.. | 1 | Личностные: развитие художественного восприятия школьников, умения оценивать произведения разных видов искусства. Регулятивные: - осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности. Познавательные: освоение знаний об основных закономерностях и языке музыкального искусства; приобретение элементарных умений и навыков в различных видах музыкально-творческой деятельности. Коммуникативные: Участвовать в хоровом исполнении гимна России. Вопросы и задания. Выучи наизусть Государственный гимн Российской Федерации и исполни его с одноклассниками. Вспомни и спой главную песню твоего родного края. | | |
34 | Обобщение за год Үтелгәннәрне ныгыту. | 1 | | |
• развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
• понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
• накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
• развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
• расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
• включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
• накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.
1. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка. 2класс Учебник /Академкнига, 2012
2. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка. 2класс Методическое пособие для учителя / Академкнига