Идея четверти: осознание музыкальной формы как структуры, композиционного строения музыкального произведения.
Организация музыкального произведения. Деление на большие и маленькие части с помощью различных элементов музыкальной речи (пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и пр.). Структурные элементы музыкального произведения: мотив, фраза, предложение, период. Содержательно-образные основы построения музыки. Зависимость смены частей в произведениях от изменения характера музыки. Одночастная, двухчастная, трехчастная формы музыки. Форма рондо и форма вариаций. Повтор и контраст как важнейшие средства построения музыки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по музыке »
Раздел 1. Пояснительная записка
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом минобрнауки России от 6 октября 2009г.№373, зарегистрирован 22 декабря 2009года, регистрационный номер 17785);
Приказа министерства образования и науки РТ от 23.06.2012 №7699/12 “Об учебных планах для 1-2 классов школ РТ, реализующих в 2011-2012 учебном году основные образовательные программы начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО” 4 модель;
Программы четырёхлетней начальной школы. Москва Академкнига/ Учебник 2010г;
Примерная основная образовательная программа начального общего образования по УМК «Перспективная начальная школа» Нижнекуюкской средней общеобразовательной школы Атнинского муниципального района РТ на период 2011-2015 (31.08.2011)
Учебный план муниципального бюджетного образовательного учреждения « Нижнекуюкская средняя общеобразовательная школа» Атнинского муниципального района Республики Татарстан на 2013-2014 учебный год. (Утверждён решением педагогического совета, протокол № 1 от 29 .08. 2013 года.)
Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Цели музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития.
Личностные задачи:
формировать ценностно-смысловые ориентации и духовно-нравственные основания;
развивать творческий потенциал учащихся, готовность открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;
развивать самосознание, позитивную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм.
Познавательные и социальные задачи:
приобщать к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству;
воспитывать патриотические убеждения, толерантность жизни в поликультурном обществе;
развивать творческое, символическое, логическое мышление, продуктивное воображение, произвольные память и внимание, рефлексию.
Коммуникативные задачи:
формировать умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Раздел 2. Учебно-тематический план
№
Содержание
Количество часов
1
«Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»
Темы: Открываем для себя новые качества музыки. Мелодичность – значит песенность? Танцевальность бывает не только в танцах. Где слышится маршевость? Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: осознание песенности, танцевальности, маршевости как важных, содержательно значимых качеств музыки.
Песенные мелодии и песенные образы. Песенность в вокальной и инструментальной музыке. Вокализ. Танцевальные песни, отражение танцевальности в вокальной и инструментальной музыке. Песни маршевого характера. Маршевость в произведениях отечественных и зарубежных композиторов. Содержательные особенности песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыки.
Характеристика деятельности обучающихся:
- Различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке.
- Анализировать жанрово-стилевые особенности музыкальных произведений и сравнивать их специфические особенности.
- Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).
- Узнавать и определять различные составы оркестров (симфонический, духовой, народных инструментов).
- Создавать музыкальные композиции в различных видах исполнительской деятельности
2-я четверть – «Интонация»
Темы: Сравниваем разговорную и музыкальную речь. Зерно-интонация в музыке. Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации?
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: осознание музыки как звучащего, интонационно осмысленного вида искусства.
Сопоставление разговорной и музыкальной речи. Общие черты: понижение и повышение интонации, усиление и ослабление звучания, акценты и паузы, знаки препинания, фразы, устремление к кульминации. Различия: возможность точной записи по высоте и по длительности музыкальной речи; отсутствие этого в разговорной речи, введение условных знаков для обозначения высоты интонации и длительности ее звучания. Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение. Интонационная выразительность исполнения: точное и сознательное выполнение пауз, выделение наиболее важных слов и слогов во фразе, наиболее важных звуков в мелодии, движение к кульминации, деление на фразы и пр. Зерно-интонация как отражение «зародыша» всех элементов музыкальной речи. Выразительные и изобразительные интонации, их неразрывное единство. Интонация – основа музыки
Характеристика деятельности обучающихся:
- Импровизировать на заданную и свободную темы.
- Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.
- Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.
- Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
- Осознавать жизненную основу музыкальных интонаций.
- Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.
- Исполнять и инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.
- Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись.
3-я четверть – «Развитие музыки»
Темы: Почему развивается музыка? Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? Что такое исполнительское развитие? Развитие, заложенное в самой музыке. Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк».
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: осознание движения как постоянного состояния музыки, которая развивается во времени.
Интонационное развитие музыки как отражение постоянных изменений в окружающей жизни, в чувствах, настроении, мыслях человека. Средства музыкальной выразительности и их роль в развитии музыки. Исполнительское развитие, характерное в основном для куплетной формы. Развитие, заложенное в самой музыке – динамическое, ладовое, темповое, тембровое, фактурное
Характеристика деятельности обучающихся:
- Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл.
- Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.
- Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров.
- Распознавать и объяснять разные виды развития музыкальных произведений.
- Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
- Воплощать в исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении) эмоциональное восприятие различных музыкальных образов и их развитие
4-я четверть – «Построение (формы) музыки»
Темы: Почему музыкальные произведения бывают одночастными? Когда музыкальные произведения имеют две или три части? Рондо – интересная музыкальная форма. Как строятся вариации? О важнейших средствах построения музыки.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: осознание музыкальной формы как структуры, композиционного строения музыкального произведения.
Организация музыкального произведения. Деление на большие и маленькие части с помощью различных элементов музыкальной речи (пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и пр.). Структурные элементы музыкального произведения: мотив, фраза, предложение, период. Содержательно-образные основы построения музыки. Зависимость смены частей в произведениях от изменения характера музыки. Одночастная, двухчастная, трехчастная формы музыки. Форма рондо и форма вариаций. Повтор и контраст как важнейшие средства построения музыки.
Характеристика деятельности обучающихся:
- Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения в процессе коллективного музицирования.
- Выражать собственные чувства и эмоции как отклик на услышанное музыкальное произведение.
- Перечислять простые музыкальные формы.
- Распознавать художественный замысел различных форм (построений) музыки (одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.).
- Сравнивать музыкальные формы по принципу сходства и различия.
- Исследовать и определять форму построения музыкального произведения.
- Сольмизировать и сольфеджировать мелодии.
- Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых:
слушание музыки и размышление о ней;
пение;
инструментальное музицирование;
музыкально-пластическое движение;
драматизация музыкальных произведений.
Узловой темой 3-го года обучения является тема «Интонация». Она рассматривается в двух музыковедческих смыслах: в широком смысле – как воплощение художественного образа в музыкальных звуках; в узком смысле – как мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение.
К 3 классу обучающиеся уже осознали, что мелодия – «душа музыки», а мелодичность всегда связана прежде всего с песенностью, с пением, с интонацией человеческого голоса, с интонированием. Интонационная природа мелодии свидетельствует о песенном происхождении музыки, а сама мелодия связана с речевым и вокальным интонированием. Это позволяет воспринимать мелодию как интонационное содержание музыки.
Реализация принципа сходства и различия позволяет обучающимся сравнивать разговорную и музыкальную речь, рассматривать наличие в музыке зерна-интонации, постигать особенности и взаимосвязи выразительных и изобразительных интонаций.
Если музыка – «искусство интонируемого смысла», значит, она находится в постоянном движении. Музыковедческая проблема развития музыки освещается в 3 классе на основе принципов повтора и контраста. На том, что музыка располагает множеством элементов музыкальной речи, которые по аналогии с разговорной речью делят ее на предложения, эпизоды, периоды, части и пр. – пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и т. д.
Данная проблема рассматривается с точки зрения исполнительского развития и развития, заключенного в самой музыке. Опираясь на понимание «зерна-интонации», обучающиеся могут проследить за развитием мелодии, заложенном в произведении. Например, с помощью симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк». Герои сказки, с темами которых школьники познакомились во 2 классе, вступают во взаимодействие. Знакомые интонации видоизменяются, развиваются, поскольку на протяжении всей сказки с героями происходят разные события.
Развитие музыки непременно требует особой ее организации, оформления, формы. Это следующая узловая музыковедческая проблема, которая нашла свое отражение в содержании программы 3 класса в смысле конструкции музыкальных произведений. Построение (формы) музыки представлены в программе одночастными, двухчастными и трехчастными произведениями; музыкой, написанной в форме рондо и вариаций. При этом в качестве важнейших средств построения музыки рассматриваются простое и измененное (варьированное) повторение и контраст.
Все эти музыковедческие проблемы раскрываются перед обучающимися в простой и доступной форме – с помощью включенных в программу музыкальных произведений для разных видов музыкально-творческой деятельности. Так, программа содержит произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков: А. Аренского, А. Алябьева, М.И. Глинки, А. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, И. Стравинского, Р. Щедрина, И.С. Баха, Людвига ван Бетховена, В.А. Моцарта, К. Дебюсси, Ж. Бизе, Э. Грига, Ф. Шопена, Ф. Шуберта. А также народные песни и песни композиторов: А. Александрова, А. Аренского, И. Арсеева, С. Баневича, С. Бодренкова, Р. Бойко, Я. Дубравина, И. Дунаевского, Д. Кабалевского, М.М. Калининой, В. Калинникова, Е. Крылатова, Н. Метлова, М. Минкова, Славкина, С. Соснина, Г. Струве, Л. Хафизовой.
В качестве главных методов программы избраны следующие методы:
метод наблюдения за музыкой;
метод убеждения и увлечения музыкой;
метод импровизации;
метод переинтонирования;
метод «сочинения уже сочинённого»;
метод размышления о музыке;
метод междисциплинарных взаимодействий;
метод восхождения от частного к общему.
Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся по курсу
«Музыка» к концу третьего года обучения
Требования заключаются:
в наличии интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в музыкально-творческом самовыражении (пение в хоре, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, участие в импровизации, участие в музыкально-драматических спектаклях);
в умении высказывать свои размышления о музыке (определять её характер, основные интонации- вопрос, восклицание, жалость, радость, устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами, жизненными проявлениями);
в узнавании некоторых музыкальных произведений, изученных в 3-м классе (не менее трёх);
в знании имён выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (П.Чайковский, В.А. Моцарт, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, А.Бородин, С. Прокофьев);
в знании музыкальных инструментов;
в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия-подголоски)
Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, а также магнитных записей), музыкальный инструмент фортепиано, видеоаппаратуру, наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point.
Раздел 5. Перечень учебно-методического обеспечения
Для реализации программного содержания используются:
Литература:
1. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка 3 класс Учебник /Академкнига, 2011 год
2. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка 3 класс Методическое пособие для учителя / Академкнига, 2011 год
Календарно-тематическое планирование 3 КЛАСС (35 ч)
«Музыка – искусство интонируемого смысла»
1-я четверть – «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»- 9 часов
№ урока
Дата проведения
Тема урока
Идея четверти
Формирование УУД
Формирование личностных УУД
формирование познавательных УУД
Формирование коммуникативных УУД
1
4.09
«Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»
Идея четверти: осознание песенности, танцевальности, маршевости как важных, содержательно значимых качеств музыки.
Песенные мелодии и песенные образы. Песенность в вокальной и инструментальной музыке. Вокализ. Танцевальные песни, отражение танцевальности в вокальной и инструментальной музыке. Песни маршевого характера. Маршевость в произведениях отечественных и зарубежных композиторов. Содержательные особенности песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыки.
Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения и пр.).
Различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке.
Анализировать жанрово-стилевые особенности музыкальных произведений и сравнивать их специфические особенности.
Узнавать и определять различные составы оркестров (симфони-ческий, духовой, народных инструментов).
Создавать музыкальные образы в разных видах коллективной исполнительской деятельности.
2
11.09
Открываем для себя новые качества музыки.
Музыканың яңа сыйфатларын ачабыз.
3
18.09
Мелодичность – значит песенность?
Җыр сыман
әсәрләрнең төп сыйфатлары.
4
25.09
Танцевальность бывает не только в танцах.
Бию сыман әсәрләр.
5
2.10
Где слышится маршевость?
Марш сыман әсәрләр.
6
9.10
Что значит танцевальность, песенность, маршевость?
Җыр сыман, бию сыман, марш сыман музыка.
7
16.10
Встречи с песенно-танцевальной музыкой.
Җырлы – биюле музыка.
8
23.10
Встречи с песенно-маршевой музыкой.
Җырлы – маршлы музыка.
9
30.10
Обобщение темы четверти «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость».
Идея четверти: осознание музыки как звучащего, интонационно осмысленного вида искусства.
Сопоставление разговорной и музыкальной речи. Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение. Интонационная выразительность исполнения: точное и сознательное выполнение пауз, выделение наиболее важных слов и слогов во фразе, наиболее важных звуков в мелодии, движение к кульминации, деление на фразы и пр. Зерно-интонация как отражение «зародыша» всех элементов музыкальной речи. Выразительные и изобразительные интонации, их неразрывное единство.
Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.
Импровизировать на заданную и свободную тему.
Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.
Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
Осознавать жизненную основу музыкальных интонаций.
Исполнять, инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.
2
20.11
Сравниваем разговорную и музыкальную речь.
Сөйләм интонациясен музыка интонациясе белән чагыштыру.
3
27.11
Зерно-интонация в музыке.
Интонация – музыкаль әсәрнең бөртеге.
4
4.12
Выразительные интонации.
Тасвирлау интонацияләре.
5
11.12
Изобразительные интонации.
Сурәтләү интонацияләре
6
18.12
Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации?
Тасвирлау һәм сурәтләү интонацияләре арасында бәйләнеш.
7
25.12
Обобщение темы четверти «Интонация»
“Интонация” темасын гомумиләштерү.
3-я четверть – «Развитие музыки» - 10 часов
№ урока
Дата проведения
Тема урока
Идея четверти
Формирование УУД
Формирование личностных УУД
Формирование познавательных УУД
Формирование коммуникативных УУД
1
15.01
«Развитие музыки»
Музыкада үсеш.
Идея четверти: осознание движения как постоянного состояния музыки, которая развивается во времени.
Интонационное развитие музыки как отражение постоянных изменений в окружающей жизни, в чувствах, настроении, мыслях человека. Средства музыкальной выразительности и их роль в развитии музыки. Исполнительское развитие, характерное в основном для куплетной формы. Развитие, заложенное в самой музыке – динамическое, ладовое, темповое, тембровое, фактурное.
Проявлять интерес к процессу и результатам музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.
Воплощать в исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении) эмоциональное восприятие различных музыкальных образов и их развитие.
Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл.
Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров.
Распознавать и объяснять разные виды развития музыкальных произведений.
Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
2
22.01
Почему развивается музыка? Музыка нигә үсә?
3
29.01
Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке?
Развитие, заложенное в самой музыке. Музыкаль әсәрдәге динамик үсеш һәм әсәрдә лад үзгәрүе.
7
26.02
Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк».
“Петя һәм бүре” музыкаль әсәрендә без нәрсә ишетәбез?
8
5.03
Тембровое развитие в музыкальной сказке «Петя и волк».
“Петя һәм бүре” музыкаль әсәрендә тембр үсеше.
9
12.03
Музыкальные инструменты в музыкальной сказке «Петя и волк».
“Петя һәм бүре” музыкаль әсәрендә музыка кораллары.
10
19.03
Обобщение темы четверти «Интонация».
“Музыкада үсеш” темасын гомумиләштерү
4 четверть «Построение (формы) музыки»
№ урока
Дата проведения
Тема урока
Идея четверти
Формирование УУД
Формирование личностных УУД
Формирование познавательных УУД
Формирование коммуникативных УУД
1
9.04
«Построение (формы) музыки»
Музыкаль әсәрнең (формасы) төзелеше
Идея четверти: осознание музыкальной формы как структуры, композиционного строения музыкального произведения.
Организация музыкального произведения. Деление на большие и маленькие части с помощью различных элементов музыкальной речи (пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и пр.). Зависимость смены частей в произведениях от изменения характера музыки. Одночастная, двухчастная, трехчастная формы музыки. Форма рондо и форма вариаций. Повтор и контраст как важнейшие средства построения музыки.
Выражать собственные чувства и эмоции как отклик на услышанное музыкальное произведение.
Перечислять простые музыкальные формы.
Распознавать художественный замысел различных форм (построений) музыки (одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.).
Исследовать и определять форму (построения) музыкального произведения.
Сравнивать музыкальные формы по принципу сходства и различия.
Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения в процессе коллективного музицирования.
2
16.04
Почему музыкальные произведения бывают одночастными?
Бер кисәктән торган музыкаль әсәрләр
3
23.04
Когда музыкальные произведения имеют две или три части?
Ике һәм өч кисәктән торган музыкаль әсәрләр.
4
30.04
Рондо – интересная музыкальная форма.
Вариация формасы.
5
7.05
Как строятся вариации?
Рондо һәм вариация турында белемнәрне ныгыту. Тест