• Особенности данной программы курса по предмету «Музыка» заключаются в следующем:
• в программе учитываются основные идеи и положения ООП школы по формированию универсальных учебных действий начальной ступени;
• предусмотрено развитие основных видов деятельности, определенных программой начального общего образования;
• внесены изменения в целеполагание: прописаны личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета «Музыка» с учетом возрастных особенностей учащихся;
• обозначен раздел «Характеристика учебного процесса».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Программа по предмету «Музыка» на курс с 1 по 4 класс
Пояснительная записка
Программа по предмету «Музыка» для 1-4-х классов составлена на основе следующих нормативных документов:
Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013): стр. 9 «Образовательные программы», п.п. 1-3, 6, 8; ст.32 «Компетенция и ответственность ОУ», п.7 (разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин);
Федеральный государственный образовательный стандарт (приказ № 1897 от 17.12.10 Министерства Образования РФ).
ООП ООО МАОУ СОШ 104.
Учебный план МАОУ СОШ 104;
Примерные программы по учебным предметам. Музыка. ИЗО. Искусство. - М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа «Музыка» (предметная линия учебников Г. Сергеевой, Е. Критской) 1-4 классы М., Просвещение 2012г.
Учебный предмет «Музыка» принадлежит предметной области «Искусство». Программа представляет собой нормативно-управленческий документ учителя, предназначенный для реализации требований стандарта к уровню подготовки учащихся по учебному предмету «Музыка».
Особенности данной программы курса по предмету «Музыка» заключаются в следующем:
в программе учитываются основные идеи и положения ООП школы по формированию универсальных учебных действий начальной ступени;
предусмотрено развитие основных видов деятельности, определенных программой начального общего образования;
внесены изменения в целеполагание: прописаны личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета «Музыка» с учетом возрастных особенностей учащихся;
обозначен раздел «Характеристика учебного процесса».
Общая характеристика учебного курса
Уроки музыки в начальной школе, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства. Постижение музыкального искусства становится сферой выражения личной творческой инициативы, музыкальных впечатлений младших школьников, их эстетических представлений об окружающем мире.
Содержание курса «Музыка» базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков, современной академической и популярной музыки.
Приоритетным в данной программе является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры, что оказывает позитивное влияние на формирование духовности и нравственного начала. Освоение музыкального материала, включённого в программу, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает музыкальный вкус.
Миссия предмета заключается в возможности «….применения ради нескольких целей – ради воспитания, ради очищения…., ради интеллектуального развлечения» (Аристотель «Античная музыкальная эстетика»). Достижение этой приоритетной цели осуществляется посредством формирования, обогащения внутреннего, духовно-нравственного мира человека, воспитания «культуры переживаний»
«Без музыки трудно убедить человека, который вступает в мир, что этот мир прекрасен, а это убеждение… является основой эмоциональной, эстетической, моральной культуры». Эти слова В.А.Сухомлинского служат обоснованием целей личностного развития ученика. Безусловно, прав Д.Б. Кабалевский, утверждавший, что «…Все увиденное, услышанное в детстве усваивается легко, быстро, запоминается на долгие годы…» А потому «Прослушайте! Сравните! Проанализируйте!» В итоге – разбудите интерес к деятельности творческой, аналитической, исследовательской, направленной на саморазвитие личности ученика. Подтверждением мысли о необходимости музыкального развития школьников служат слова величайшего композитора современности Д.Б.Шостаковича: «Без музыки трудно представить себе жизнь человека…Любителями музыки не рождаются, а становятся…»
Обучение музыке в начальной школе направлено достижение следующих целей:
В направлении личностного развития:
формирование представлений о музыкальном искусстве как части общечеловеческой культуры;
развитие творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
воспитание качеств личности, способствующих социальной адаптации, наличию художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств.
В метапредметном направлении:
развитие способности решения вопросов творческого, поискового характера;
освоение познавательной и личностной рефлексии;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности: сравнения, анализа, обобщения, установления аналогий;
формирование навыков проектной и исследовательской деятельности.
В предметном направлении:
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры;
накопление багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке;
формирование общего представления о музыкальной культуре мира, роли музыки в жизни человека.
Поставленные цели отражают концептуальную идею программы – формирование основ музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовно-нравственной культуры – обеспечивая понимание школьниками значения музыкального искусства в жизни человека, способствуя определению духовного мира, ценностно-нравственного идеала.
Исходя из обозначенных задач, учащиеся должны научиться решать следующие вопросы:
Личностно-значимые: «Как можно полюбить музыку?»«Полезна» ли мне музыка?» Как музыка влияет (формирует) умственные, интеллектуальные возможности? Что значит «культура чувств?» (приложение «Эффект Моцарта»)
Учебные:Как «появилась музыка»? Как появились первые музыкальные инструменты? Что такое «творчество»?
Социально-значимые: Для чего человеку необходима музыка? Как человек должен относиться к культурному наследию?
Эстетические: Зачем человека учат «видеть, чувствовать»?
Нравственные: Что значит любить свою Родину? Какова роль русской музыки в общекультурном наследии?
Творческое решение поставленных проблем обеспечивается реализацией методических принципов:
принцип увлеченности, предполагающий развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного музицирования;
принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя, ориентирующий учителя на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании младших школьников восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил;
принцип «тождества и контраста» – этот принцип является важнейшим для развития не только музыкальной культуры учащихся, но и культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений в данном возрасте;
принцип интонационности выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным:
разнообразием видов музыкальной деятельности: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на детских музыкальных инструментах; инсценирование песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи;
творческим характером заданий: размышления о музыке, импровизации (речевые, вокальные, ритмические, пластические), рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений, составление художественных коллажей, программ концертов, создание рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке или музыкальных инструментах.
Структура и содержание образования по предмету «Музыка» направлены на выполнение основной миссии современного образования – создание необходимых условий для самореализации и самоопределения личности школьника. В характеристике учебного процесса в свете ФГОС произошли изменения: образовательные, развивающие и воспитательные задачи в процессе обучения решаются в комплексе.
На уроках планируется использование современных педагогических технологий: уровневая дифференциация, диалоговая форма обучения, развивающие и проектные технологии (реализация различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных).
Особое значение в организации деятельности на уроке придаётся формированию навыков проектной деятельности: знание этапов, способы получения информации, умение формулировать вопрос, рефлексировать, представлять результаты работы.
Активное использование информационных и компьютерных технологий, аудио- и видеоматериалов.
При выполнении заданий повышенной сложности (олимпиадного уровня) практикуются индивидуальные и групповые формы работы.
Акцент на формирование УУД. Анализируя музыкальное сочинение, учащиеся определяют художественную идею произведения, элементарно обосновывают высказанное суждение; размышляют об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений (выразительные средства музыки), анализируют результаты сравнения, объединяют произведения искусства по общим видовым и жанровым признакам.
В центре внимания – личностно-ориентированный подход. Учитывается профиль класса, возраст учащихся, настроение и т.д. (Например, с учетом адаптационного периода в 1-ом классе уроки проводятся в форме урока-игры, путешествия, экскурсии, вернисажа).
В учебный процесс активно вводятся элементы ТДМ.
Основные виды учебной деятельности на уроке:
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыке во всем многообразии ее видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное и индивидуальное музицирование на элементарных шумовых музыкальных инструментах. Разучивание и исполнение музыкальных произведений. Опыт творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
Место учебного курса в учебном плане
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане, школьном учебном плане
(обязательная часть) МАОУ СОШ№104.
Предмет «Музыка» изучается в I–IV классах в объеме не менее 135 часов в год (в I классе1 час в неделю, 33 часа в год; во II–IV классах 1 час в неделю, 34 часа в год).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
В результате изучения предмета «Музыка» на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально-ценностного отношения школьников к искусству; знание музыки и знания о музыке; опыт музыкально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, способы учебно-познавательной, исследовательской деятельности; коммуникативные умения, способность к контролю и самоконтролю. Важным показателем успешности достижения планируемых результатов является участие школьников в различных формах культурно-досуговой деятельности класса, школы.
Личностные результаты
1 класс
У обучающегося будут сформированы
Обучающийся получит возможность для формирования
внутренняя позиция школьника, освоение роли ученика на уровне положительного отношения к предмету «Музыка»
первичное представление о причинах успеха в овладении предметом «Музыка»
чувство любви к своей Родине, малой родине на основе слушания и анализа музыкального материала композиторов-классиков, современных композиторов, изучения творчества композиторов, музыкантов Южного Урала
базовых ценностей
чувства уважения к своему народу, к своей Родине, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России
2 класс
У обучающегося будут сформированы
Обучающийся получит возможность для формирования
мотивационная основа учебно-творческой деятельности,
познавательный интерес к предмету «Музыка» и способах изучения и понимания музыкального искусства
ориентация на понимание причин успеха в изучении предмета «Музыка», в т.ч. на самоконтроль и самоанализ
нравственно-эстетические чувства и понятия - «возвышенное», «прекрасное», «духовно-нравственное»
чувство уважения к своему народу, к своей Родине
чувства уважения к историческому прошлому своего народа, к музыкальной культуре, обычаям и традициям других народов
активной творческой позиции и возможности участия в музыкальной жизни класса, школы, города
3 класс
У обучающегося будут сформированы
Обучающийся получит возможность для формирования
понятие личностного смысла учения, устойчивая мотивация к изучению предмета «Музыка»
способность к самоанализу и самооценке в изучении предмета «Музыка» на основе критериев успешности в учебной деятельности
способность к анализу своих переживаний, чувств,
способность к оценке жизненных ситуаций и поступков героев музыкальных произведений с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей
способность оценить и гордиться музыкально-культурным наследием своей Родины, малой родины
умения наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, давать им оценку
умения ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города
4 класс
У выпускника будут сформированы
Выпускник получит возможность для формирования
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на участие в музыкальной, творческой жизни школы
широкая мотивационная основа учебной деятельности, наличие устойчивого познавательного интереса к предмету, творческой деятельности
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, давать им оценку;
умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города;
нравственные и эстетические чувства на основе знакомства русской и зарубежной музыкальной культурой
личностный смысл изучения предмета «Музыка», определяемый наличием музыкально-художественного вкуса, музыкальных предпочтений на основе формирования музыкального тезауруса и критериев оценки музыкальных произведений
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к ОУ,
выраженной устойчивой мотивации и понимания необходимости изучения предмета «Музыка»
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности
положительной адекватной самооценки на основе критериев успешности в учебной деятельности
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как на значимую сферу человеческой жизни
развитого музыкально-эстетического чувства, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1 класс
Обучающий научится
Обучающийся получит возможность научиться
организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
определять цель и план выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя;
формировать волевые усилия, слушая музыкальное произведение
самостоятельно организовывать свое рабочее место;
определять цель и задачу учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
2 класс
Обучающий научится
Обучающийся получит возможность научиться
самостоятельно организовывать свое рабочее место;
следовать режиму организации учебной деятельности;
определять цель и план учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;
соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
самостоятельно определять цель и план учебной деятельности.
3 класс
Обучающий научится
Обучающийся получит возможность научиться
самостоятельно организовывать свое рабочее место;
самостоятельно определять цель и план учебной деятельности;
вносить необходимые коррективы в действие после его осуществления.
сотрудничать с учителем в постановке новых учебных задач;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
4 класс
Обучающий научится
Обучающийся получит возможность научиться
самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;
использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ;
определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку, принимать и сохранять учебную задачу.
сотрудничеству с учителем в постановке новых учебных задач;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД
1 класс
Обучающий научится
Обучающийся получит возможность научиться
ориентироваться в учебнике;
отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;
сравнивать музыкальные сочинения: находить общее и различие.
самостоятельно ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим формулировать «тонкие и толстые вопросы» находить нужную информацию.
2 класс
Обучающий научится
Обучающийся получит возможность научиться
ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания;
отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике;
составлять простой план;
определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;
анализировать музыкальное сочинение по предложенной схеме, алгоритму
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые);
анализировать музыкальные сочинения по алгоритму;
классифицировать стилевые жанровые особенности музыкальных произведений
3 класс
Обучающий научится
Обучающийся получит возможность научиться
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ музыкальных произведений с выделением существенных и несущественных признаков;
находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях;
классифицировать стилевые жанровые особенности музыкальных произведений
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения в устной и письменной форме
4 класс
Обучающий научится
Обучающийся получит возможность научиться
ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве
строить сообщения в устной и письменной форме;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять сравнение, и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
участвовать в диалоге; слушать и высказывать свою точку зрения на события, поступки.
оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, приятии решения творческого характера
2 класс
Обучающий научится
Обучающийся получит возможность научиться
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
читать вслух и про себя тексты учебников;
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
определять роли ведущих в инсценировании песен и пьес программного характера
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой- музыкальной деятельности
3 класс
Обучающий научится
Обучающийся получит возможность научиться
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
строить понятные для партнёра высказывания;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
4 класс
Обучающий научится
Обучающийся получит возможность научиться
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки);
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
понимать точку зрения другого;
участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
предвидеть последствия коллективных решений, сопровождая его аудиовизуальной поддержкой
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
учитывать интересы и позиции всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Предметные результаты
1 класс
Обучающий научится
Обучающийся получит возможность
ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония);
определять особенности звучания знакомых музыкальных инструментов;
выявлять жанровое начало музыки;
оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия, выявлять их принадлежность к различным жанрам народного и профессионального творчества;
исполнять различные по характеру сочинения, песни (соло, в ансамбле и в хоре);
подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен;
проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
передавать в собственном исполнении (пении, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы (в паре, в группе);
разыгрывать народные песни;
выявлять особенности песни, танца, марша;
узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов;
сравнивать музыкальные произведения разных жанров;
передавать свои музыкальные впечатления в рисунке;
составлять афишу и программу урока-концерта совместно с одноклассниками.
участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов.
инсценировать песни и пьесы программного характера и исполнять их на школьных праздниках.
участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (игры - драматизации) на уроках и школьных праздниках.
2 класс
Обучающий научится
Обучающийся получит возможность научиться
определять жанры музыки (песня, танец, марш);
ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);
называть особенности звучания знакомых музыкальных инструментов;
выявлять жанровое начало музыки; эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение; Размышлять об отечественной музыке, её характере и средствах выразительности;
подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций);
воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке;
называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства;
интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей;
распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки;
выявлять различные по смыслу музыкальные интонации;
применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности: пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах
воплощать характер и настроение песен о Родине в своём исполнении на уроках и школьных праздниках.
соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора.
расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности.
исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.
Участвовать в хоровом исполнении гимнов своей страны, своего края, города, школы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
3 класс
Обучающий научится
Обучающийся получит возможность научиться
ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);
разбираться в основных формах музыки и приемах музыкального развития;
определять средства музыкальной выразительности;
определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
петь мелодии с ориентацией на нотную запись;
узнавать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках;
разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера, разыгрывать их и исполнять во время досуга, участвовать в их сценическом воплощении;
принимать участие в традиционных праздниках школы;
сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи;
воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах;
моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения;
участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижёр, режиссёр, действующие лица).
4 класс
Выпускник научится
Выпускник получит возможность научиться
выявлять взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр);
определять музыку разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, прелюдия и т.д.);
отличать тембровые и регистровые особенности звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов; тембров вокальных голосов;
узнавать основные формы музыки и приемы музыкального развития;
представлять характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена, Л.Э. Грига, Ф.Шопена;
выявлять характерные особенности русской музыки (народной и профессиональной), сопоставлять их с музыкой других народов и стран;
анализировать содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;
эмоционально-осознанно воспринимать музыку, уметь давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение.
формировать постоянную потребность общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
развивать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание учебного курса
Основное содержание курса (1-4 класс) представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
«Музыка в жизни человека». Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки,
Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
«Основные закономерности музыкального искусства».Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
«Музыкальная картина мира». Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
В программе 1 класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты». Занятия в I классе носят вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном конспекте
В программе II-IV классов семь разделов: «Россия – Родина моя», «День полный событий», «О России петь - что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
Содержание разделов
РазделI «Россия – Родина моя»
Первый раздел раскрывает мысль о мелодии как песенном начале, которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах и формах русской музыки. Вокальное начало, русский мелос проходит через творчество всех выдающихся отечественных композиторов – композиторов разных школ, направлений, эпох. От детской песни, исполняемой всем классом, через главную песню нашей Родины, к петровским кантам, лирическим романсам, кантате, увертюре, симфонии, концерту и синтетическому жанру – опере –
РазделII «День, полный событий»
Задача данного раздела – раскрыть перед учащимися самые разные направления связи музыки с жизнью. Помочь им глубже почувствовать и познать внутренний мир человека, ярче ощутить красоту природы, формировать способность воспринимать музыку как искусство, выразительное по своей природе, как интонационно-образную речь, обращённую тем или иным композитором к сердцу, уму и душе человека.
Содержание данного раздела во II классе – это день двух непохожих детей, запечатленных в музыкальных образах. Существенно то, что музыка этого раздела представлена преимущественно произведениями двух композиторов – П. Чайковского и С. Прокофьева. Это позволяет привлечь внимание учащихся к стилевым особенностям музыкальной речи каждого из них.
В III классе состоятся встречи с разными персонажами – музыкальными образами («Портрет в музыке», «В каждой интонации спрятан человек», «В детской», «На прогулке»).
В IV классе день, полный событий, мы отслеживаем на примере определённого периода жизни Александра Сергеевича Пушкина. Музыкальные впечатления А. Пушкина, музыкально-поэтические образы, связанные с его творчеством, позволят учащимся продолжить знакомство с лучшими образцами народной и классической музыки, углубить свои познания в области её интонационной выразительности.
РазделIII «О России петь – что стремиться в храм»
Этот раздел учебника назван поэтической строкой Игоря Северянина из его стихотворения «Запевка». Раздел является абсолютно новым в содержании предмета «Музыка» в общеобразовательной школе. Он посвящён постепенному и очень бережному введению учащихся I-IVклассов в художественные образы духовной музыки. На начальном этапе это пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского («Утренняя молитва» и «В церкви»), народные песнопения о Рождестве, Сергии Радонежском, колокольные звоны. Иначе говоря, первые музыкальные впечатления связанные с музыкой религиозной традиции, представлены сочинениями композиторов- классиков, духовным фольклором и только постепенно, по мере накопления музыкально-слуховых впечатлений, вводятся интонации молитв, звучащих в православном храме. Не случайно на страницах данного раздела большое количество иллюстраций. Как органично сливаются в храме все виды искусства, так и на уроке музыки привлечение образов архитектуры, иконописи, живописи усилит, умножит музыкальные впечатления детей. Внутри раздела прослеживаются две линии: святые земли русской и значимые праздники православной церкви.
РазделIV«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
Музыкальный фольклор представлен в учебно-методическом комплекте как синкретичный вид искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального творчества, праздники русского народа рассматривается в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека. Первостепенная роль отводиться освоению жанров русской народной песни: детский фольклор, колыбельные, лирические, солдатские, трудовые, исторические, былины.
Постижение народной музыкальной культуры начальной школе идёт по двум направлениям: во-первых, это изучение подлинных или стилизованных образцов народного фольклора; во-вторых, это знакомство с музыкальными произведениями композиторов, в которых ярко выражено фольклорное начало или использованы подлинные народные мелодии.
РазделV.«В концертном зале»
Сквозной линией содержания всех учебников является мысль о триединстве «композитор - исполнитель – слушатель», которое предполагает накопление слухового опыта детей при восприятии различных музыкальных произведений, сочиненных русскими и зарубежными композиторами. Раздел «помогает» закрепить представления детей о таких музыкальных жанрах, как симфоническая сказка, фортепианная сюита, увертюра к опере, симфония, инструментальный концерт, камерные сочинения: песня, романс, инструментальная пьеса, соната.
Восприятие и исполнение произведений этого раздела направлено на то, чтобы осмыслить различные музыкальные формы (вариации, двухчастные и трёхчастные композиции), приёмы развития музыки (повтор, контраст, вариативность), особенности языка сочинений. Дети знакомятся не только с произведениями, написанными для симфонического оркестра и отдельных инструментов (фортепиано, флейта, скрипка, виолончель и др.), но и с известными исполнителями, концертными залами, исполнительскими конкурсами.
РазделVI«В музыкальном театре»
Названия разделов «В музыкальном театре» и «В концертном зале» говорят сами за себя. В этих разделах предлагаются различные способы привлечения внимания учащихся к произведениям крупных форм. Это знакомство и с музыкально-сценическими жанрами (опера, балет, мюзикл, оперетта и др.), и с жанрами инструментально-симфоническими (сюита, концерт, увертюра, симфоническая сказка, симфония). Можно смело сказать, что цель этих разделов – заинтересовать детей этими жанрами, научить воспринимать музыку самой разной сложности, разбираться в музыкальной драматургии произведений на основе принципов музыкально-симфонического развития.
РазделVII.«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
Смысл данного раздела заключается в том, чтобы учащиеся осознали триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя, поняли их роль в жизни музыки и оценили значение самой музыки в жизни человека. В этом разделе обобщается предшествующий опыт общения детей с музыкой в каждом из классов: что они узнали о композиторах, исполнителях; слушателями, исполнителями, «композиторами» стали сами.
Название раздела /класс
2 класс
3 класс
4 класс
итого по разделу
«Россия- Родина моя»
3
5
5
13
«День, полный событий…»
6
4
5
15
«О России петь, что стремиться в храм
7
6
4
17
«Гори, гори ясно!»
4
4
3
11
«В концертном зале»
5
5
6
16
« В музыкальном театре»
3
7
6
16
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»
6
3
5
14
ИТОГО:
34
34
34
102
Название раздела / 1 класс
кол-во часов
«Музыка вокруг нас»
16
« Музыка и ты»
17
ИТОГО:
33
РК В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования» при реализации Федерального компонента государственного образовательного стандарта по предметам инвариантной части изучение национальных, региональных и этнокультурных особенностей включается в предметное содержание с выделением 10-15% учебного времени от общего количества часов инвариантной части. НРЭО содержания учебного курса «Музыка» отражаются в темах: «Музыкальный фольклор народов Урала», «Уральские композиторы – детям», «Музыкальная жизнь родного города».
Предметные результаты освоения учебного курса, отражающие НРЭО:
осознание ценности музыкальной культуры разных народов мира и место в ней отечественного музыкального искусства и музыкального искусства Южного Урала;
уважение культуры другого народа, освоение духовно-нравственного потенциала, накопленного в музыкальных произведениях; проявление эмоционально-ценностного отношения к искусству и к жизни; ориентация в системе моральных норм и ценностей, представленных в музыкальных произведениях мира, России и Южного Урала;
проявление устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа (Южного Урала) и достижениям мировой культуры.
Тематическое планирование по предмету
Тематическое планирование по предмету осуществлено в соответствии с рекомендациями «Развернутого КТП по музыке по программе Е.Критской,Г.Сергеевой (авт.-составители А.Сигаева, С. Сидорова): Издательство «Учитель» 2009; Методическим письмом ЧИППКРО « О преподавании предмета «Музыка».
Содержание
Виды учебной деятельности
1 класс (33 часа)
Музыка вокруг нас (16 часов)
Музыка и ее роль в жизни человека. Композитор-исполнитель-слушатель.
Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия) Мелодия – главная мысль любого музыкального сочинения. Образы природы в музыке. Элементы нотной грамоты. РНЭО Музыкальные картинки Е.Попляновой. Возникновение музыкальных инструментов. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Духовная музыка.
Наблюдать за музыкой в жизни человека.
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Словарь эмоций.
Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре).
Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.
Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок.
Знакомиться с элементами нотной записи. Музыкальный театр.
Музыка и ты(17 часов)
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Средства музыкальной выразительности. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст
Выявление особенностей мелодического рисунка, ритмического движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии. Интонация – источник элементов музыкальной речи Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов Музыкальные инструменты. Региональные музыкальные традиции Музыкальный театр. Опера. РНЭО Виртуальной путешествие в театр оперы и балета. В концертном зале. О.Н.И. «Хрусталек».
Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.
Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки.
Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи). Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.
2 класс(34 часа)
«Россия- Родина моя» (3 часа)
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Основные средства музыкальной выразительности Сочинения отечественных композиторов о Родине (понятия герб, флаг, гимн) НРЭО Гимн родного города
Размышлять о музыке.
Подбирать слова и термины, определяющие характер музыки.
Воплощать характер музыки в своем исполнении
Исполнять Гимн Росси
Расширять запас музыкальных впечатлений
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять задания в рабочей тетради
«День, полный событий» (6 ч.)
Раскрываются содержательные линии:
Музыкальные инструменты (фортепиано). Интонационно-образная природа музыкального искусства Мир ребёнка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П.Чайковского и С.Прокофьева. Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм). Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие. НРЭО Музыкальные картины Е.Попляновой
Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации
Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности
Анализировать выразительные и изобразительные интонации
Понимать основные термины и понятия музыкального искусства
Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе музыкального сочинения
Определять выразительные возможности инструментов
Различать формы музыки
Инсценировать песни и пьесы программного характера
Выполнять задания в рабочей тетради
«О России петь – что стремиться в храм» (7ч.)
Духовная музыка в творчестве композиторов. Колокольные звоны России Святые земли Русской: князь Александр Невский, Сергий Радонежский. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Представление о религиозных традициях Рождественские песнопения и колядки
Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений
Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи
Передавать с помощью пластики движений характер колокольного звона
Выполнять задания в рабочей тетради
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)
Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы построения музыки: вариации. Творчество народов России.
Народные музыкальные традиции Отечества НРЭО Урок в концерном зале. О.Н.И. «Хрусталек»
Разыгрывать народные песни и хороводы
Общаться и взаимодействовать в процессе групповой работы, исполнения
Исполнять выразительно интонационно осмысленно народные песни
Узнавать на слух народные мелодии в сочинениях композиторов
Определять их характер
Выявлять особенности народных обычаев и праздников
Выполнять задания в рабочей тетради
«В музыкальном театре» (5ч.)
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Музыкальные театры. Детский музыкальный театр Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. . Сцены из оперы «Руслан и Людмила». Музыкальные темы – характеристики главных действующих лиц
Исполнять темы действующих лиц оперы
Участвовать в ролевых играх
Выявлять особенности развития музыкального образа
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность
Выполнять задания в рабочей тетради
В концерном зале» (3 часа)
Выразительность и изобразительность в музыке. Вечный свет в музыке - имя тебе Моцарт!
Узнавать тембры инструментов С.О.
Понимать смысл музыкальных определений и терминов
Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов
Выявлять выразительные и изобразительные свойства музыки
Передавать свои музыкальные впечатления
Выполнять задания в рабочей тетради
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч.)
Интонационная природа музыки. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальные инструменты (орган)
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп). Международный конкурс им. П.И. Чайковского.
Понимать триединство деятельности композитора- исполнителя- слушателя
Анализировать музыкальное сочинение
Исполнять различные по образному строю музыкальные сочинения
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность
Узнавать музыкальные сочинения, называть их авторов
Называть и объяснять основные музыкальные термины
Определять взаимосвязь изобразительности и выразительности
Участвовать в подготовке т проведении урока- концерта
Составлять афишу, программу концерта
Выполнять задания в рабочей тетради
3 класс (34 часа)
«Россия – Родина моя» (5 ч.)
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Определять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.
Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.).
Петь мелодии с ориентацией на нотную запись.
Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной т поэтической речи.
Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
«День, полный событий» (4 ч.)
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека Портрет в музыке Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского С. Прокофьева, П.ЧайковскогоРНЭО Творчество художников УРАЛА
РНЭО Музыкальные картины Е.Попляновой
Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.
Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.
Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии.
Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера, разыгрывать их и исполнять во время досуга.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре.
Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и жив описных произведений.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
«О России петь – что стремиться в храм» (6 ч.)
Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.
Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись).
Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций».
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты.
Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)
Музыкальный и поэтический фольклор России. Отечественные народные музыкальные традиции. Жанр былины. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).
Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества.
Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки.
Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
Принимать участие в традиционных праздниках народов России.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей.
Выразительно, интонационно - осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
«В музыкальном театре» (7ч.)
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее». Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки РНЭО «Музыкальная жизнь родного города»
Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.).
Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету.
Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.
Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных праздниках.
Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов.
«В концертном зале » (5 ч.)
Различные виды музыки: Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт». Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.
Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов.
Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.
Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.
Различать на слух старинную и современную музыку.
Узнавать тембры музыкальных инструментов.
Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (3 ч.)
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор - исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Выразительность и изобразительность в музыке. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.
Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами.
Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты.
Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша.
Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений.
Различать характерные черты языка современной музыки.
Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру.
Инсценировать (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания.
Участвовать в подготовке заключительного урока – концерта.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
4 класс (34 часа)
«Россия - Родина моя» (5)
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности. Знакомство с жанром вокализа Народная и профессиональная музыка. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. НРЭО «Творчество композиторов Южного Урала»
Размышлять о музыкальных произведениях как о способе выражения чувств и мыслей человека
Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество
Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки
Исполнять и разыгрывать народные песни
Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения музыкальных образов
Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества
Импровизировать на заданные тексты
Исполнять вокальные сочинения
Выполнять творческие задания в рабочих тетрадях
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность
«День, полный событий» (5 часов)
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»). Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А.С.Пушкина.
Понимать строение музыкальной формы, анализировать и обобщать жанровые особенности музыкальных произведений
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения музыкальных образов
Выполнять творческие задания в рабочих тетрадях
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность
«О России петь — что стремиться в храм»(4 ч)
Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание.
Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников
Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески
Рассуждать о значении колокольных звонов, колокольности в музыке русских композиторов
Исполнять вокальные сочинения
Выполнять творческие задания в рабочих тетрадях
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3часа
Основные отличия народной и профессиональной музыки. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Оркестр русских народных инструментов Народное музыкальное творчество разных стран мира. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. РНЭО В концертном зале. О.Н.И. «Хрусталек»
Различать тембры народных инструментов
Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения праздников
Исследовать историю создания народных инструментов
Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения музыкальных образов
Рассуждать о преобразующей силе музыки
Исполнять вокальные сочинения
Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных сочинений
Выполнять творческие задания в рабочих тетрадях
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность
«В концертном зале» - 6ч.
Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная. Фортепианная сюита . Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен, Бетховен. Особенности звучания различных видов оркестров:
Определять и соотносить различные по смыслу интонации
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем.образов
Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая)
Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм
Корректировать собственное исполнение
Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной классики
Рассуждать о преобразующей силе музыки
Исполнять вокальные сочинения
Выполнять творческие задания в рабочих тетрадях
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность
В музыкальном театре (6ч)
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.
Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и России
Воплощать особенности музыки в исполнении с использованием основных средств музыкальной выразительности
определять особенности взаимодействия и развития различных музыкальных образов музыкального спектакля
Рассуждать о преобразующей силе музыки
Выполнять творческие задания в рабочих тетрадях
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность
Чтоб музыкантом быть,так надобно уменье... (5 ч)
Различные жанры фортепианной музыки. Развитие музыкального образа Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. «Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год РНЭО «Творчество композиторов Южного Урала»
Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы
Рассуждать о преобразующей силе музыки. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях различных музыкальных жанров.
Узнавать по звучанию различные виды музыки, знать ее авторов
Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм
Личностнооценивать музыкальные сочинения. Формировать фонотеку
Определять взаимосвязь музыки и других видов искусств
Исполнять вокальные сочинения
Самостоятельно работать в творческих тетрадях
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность
Учебно-методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение
Методическое обеспечение
библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Новый ФГОС Поурочные разработки по музыке» универсальное издание 1-4 класс Сост.М.А. Давыдова Москва ВАКО 2012
ФГОС ООО
Мастерская учителя . «Уроки музыки» 1-4 класс М. Давыдова Москва ВАКО 2012
Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, часть 2. – М.: Просвещение, 2010 год
Мир музыки. Музыкальные инструменты симфонического оркестра Е.Горник Москва ВАРСОН2013
Е.Критская, Г. Сергеева «Методика работы с учебником «Музыка» М., «Просвещение)1-4 классы 2012г
Современная школа «Уроки музыки» с применением информационных технологий 1-8 классы М., Планета 2010
Музыка» Развернутое тематическое планирование по программе Е.Критской Волгоград 2011
«Олимпиадные задания» 1-4 класс Сост.Е. Арсенина Волгоград 2011
Критская Е.Д., Музыка 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина) – М.: Просвещение 2013.
Дидактическое пособие
«Там, где музыка живет…»
Критская Е.Д., Музыка 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина) – М.: Просвещение 2013.
Дидактическое пособие
«Масленица. Традиции , обряды.»
Критская Е.Д., Музыка 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина) – М.: Просвещение 2013.
Дидактическое пособие
«Песни России моей»
Критская Е.Д., Музыка 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина) – М.: Просвещение 2013.
Дидактическое пособие
«Народные инструменты в рассказах и картинках»
Критская Е.Д. Музыка 1 класс: рабочая тетрадь (Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина) – М.: Просвещение 2013.
Формирование ЛУУД на уроке музыки в начальной школе. Конструктор »
Критская Е.Д. Музыка 2 класс: рабочая тетрадь (Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина) – М.: Просвещение 2013.
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
Критская Е.Д. Музыка 3 класс: рабочая тетрадь (Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина) – М.: Просвещение 2013.
Плакат «Музыкальные инструменты»
Критская Е.Д. Музыка 4 класс: рабочая тетрадь (Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина) – М.: Просвещение 2013.
Плакат «Посмотри и сравни»
-«Музыка» Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»1кл. сост. Критская Е.Д. М.: Просвещение 2011.
Комплект таблиц «Мир музыки. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Музыка» Хрестоматия музыкального материала к учебнику -Музыка» 2кл. сост. Критская Е.Д. М.: Просвещение 2011.
Таблицы «Музыка» начальная школа:
-«Музыка» Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»3кл. сост. Критская Е.Д. М.: Просвещение 2011.
Нотный стан. Динамика. Диапазон. Фортепиано. Музыкальные жанры Доли. Такт. Размер Музыкальные формы
Музыка» Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»4кл. сост. Критская Е.Д. М.: Просвещение 2011.
Народные музыкальные инструменты Портреты русских композиторов Портреты зарубежных композиторов
КИМ «Музыка» 2-4 классы. Промежуточный и итоговый контроль» сост. Лагунова О.П.Издательство «Учитель» 2011г. , составленные на основе требований авторской программы Е.Критской, Г. Сергеевой (М.: Просвещение , 2011).
1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
2. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
Технические средства обучения
№
Наименование
Кол-во
1
Мультимедийное оборудование
1
2
компьютер
1
3
ноутбук
2
4
сканер
5
принтер
4
Музыкальный центр
1
10
Синтезатор клавишный
1
ИНСТРУМЕНТЫ
11
фортепиано
1
12
аккордеон
1
13
домра
1
14
балалайка
1
15
гитара
1
16
баян
1
17
Детский шумовой оркестр (11 наименований инструментов)
1
Планируемые результаты изучения курса «Музыка» начальной ступени обучения
Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. В эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей. Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы).
В результате изучения предмета «Музыка» выпускник начальной школы научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Раздел «Музыка в жизни человека»
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Раздел «Основные закономерности музыкального искусства»
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Раздел «Музыкальная картина мира»
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
понимать основные причины коммуникативных неудачи объяснять их.
создавать в устной и письменной форме учебные проекты.
Выпускник получит возможность
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
слушания музыкальных произведений разнообразных стилей, жанров и форм;
размышления о музыке и её анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
музыкального самообразования: определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности; выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях.
Учебная программа по Музыке 1-4 классы МАОУ СОШ № 104 11