kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический репертуар и задачи начального обучения скрипача

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический репертуар и задачи начального обучения скрипача. Современная педагогика выдвигает требование сделать процесс занятий для ребёнка интересным, увлекательным, иначе говоря, эмоционально значимым, развивая у него активность восприятия, воображение, творческую фантазию. Поэтому в сегодняшнем репертуаре начинающего скрипача всё большее место начинают занимать обработки детских песен. Наибольший интерес в этом плане представляют инструментальные обработки детских и народных песен. Решать технические проблемы желательно именно на таком тщательно и целенаправленно подобранном материале, используя упражнения в ограниченных масштабах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический репертуар и задачи начального обучения скрипача »

Курчатовская детская школа искусств













Методический доклад

на тему:


«Педагогический репертуар и задачи начального обучения скрипача»





подготовила преподаватель по классу скрипки

Идрисова Анна Алексеевна









2015 год

В бытующих сегодня скрипичных школах и учебных пособиях педагог встречается с различным подходом к музыкально-инструктивному материалу, предназначенному для развития игровых навыков начинающего скрипача.

Современная педагогика выдвигает требование сделать процесс занятий для ребёнка интересным, увлекательным, иначе говоря, эмоционально значимым, развивая у него активность восприятия, воображение, творческую фантазию. Поэтому в сегодняшнем репертуаре начинающего скрипача всё большее место начинают занимать обработки детских песен. Перед исполнением на инструменте такая пьеса неоднократно пропевается, уточняется её ладо-интонационная и ритмическая структура. Безусловно, такой подход к подбору репертуара целесообразен только на самой ранней стадии обучения скрипача, причём и здесь его нельзя абсолютизировать.

Процесс формирования двигательно-игровых навыков правой руки весьма длителен, и необходимо иметь значительно большой запас пьес на открытых струнах. Например, пословица ‹‹Остёр топор››, Е.Тиличеева ‹‹Небо синее››.

На начальном этапе воспитания техники правой руки скрипача необходимо использовать такой инструментальный материал, в котором выполнение технических задач определялось бы музыкально-художественным содержанием произведений. В настоящее время в различных скрипичных пособиях имеется немало пьес, в которых мелодическая линия (хоть и примитивная) сочетается с эмоциональным и смысловым настроением пьесы, нередко подкрепляемым стихотворным содержанием-программой. Именно такой инструктивный материал может способствовать скорейшему развитию исполнительских и творческих качеств учащегося, и расширение круга пьес, исполняемых на открытых струнах,

должно стать одной из задач педагога-скрипача.

Работа по воспитанию левой руки скрипача начинается с развития навыков пальцевых движений. Современная методика предлагает сначала устанавливать на гриф 4-й и 1-й пальцы, обеспечивающие ощущение рабочей зоны на грифе. ‹‹Во время установки этих пальцев…--пишет Г.Турчанинова,--выясняются положение на грифе остальных пальцев и примерные расстояния между ними. соответствующие чистому звучанию как мажорного так и минорного тетрахордов››.

Поскольку начинающий скрипач не в состоянии сразу извлекать звуки с помощью всех пальцев левой руки, необходимость последовательного ‹‹включения›› пальцев в игру на струнах не вызывает сомнения.

Большинство учебных пособий традиционно начинается с освоения действий и изолированного развития сначала 1-го и 2-го пальцев с открытой струной и т. п.. В основе подобного метода лежат практические задачи: формирования е одной из двух основных точек опоры скрипки--‹‹подвижной›› (её образуют 1-й и большоё пальцы); слуховая ориентировка на звучание открытой струны. Лишь при скрупулёзной работе над приспособлением руки к шейки скрипки педагогу и ученику удаётся преодолеть типичные недочёты, порождённые этим методом. Главный недостаток подобного метода кроется прежде всего в отставании группового ощущения пальцев на грифе, то есть в изоляции действий каждого пальца.

Поэтому современная скрипичная методика, исходя из необходимости определения наиболее рациональной для рук данного ученика формы постановки левой руки на грифе, организации ‹‹подвижной›› точки опоры скрипки, игровых движений пальцев и т. д., рекомендует начинать работу с нахождения наиболее целесообразного расположения 4-го и 1-го пальцев.

Основанием для выбора данной последовательности постановки пальцев на струны послужили также следующие соображения. Сочетание звуков, исполняемых 3-1 пальцами, дает интонацию малой терции. Эта одна из наиболее характерных и часто встречающихся в музыкально-бытовой практике интонаций в последнее время признана одним из первоначальных элементов музыкально-слухового развития детей.

В работе по воспитанию двигательно-игровых навыков скрипача перед педагогом стоит задача совместить развитие двигательных навыков учащегося со слуховым восприятием результата движения, добиваясь создания качественного нового для ребенка слухо-двигательного навыка. Эта весьма сложная задача при работе над игровыми навыками левой руки в определённой мере облегчается тем, что озвучивание музыкального материала на первых порах производится пиццикато.

Первыми пьесами, в которых начинается работа по организации слухо-двигательных игровых пальцевых навыков и формирование игрового положения левой руки в целом, могут быть следующие: В.Третьяченко ‹‹Кукушка››, И. Микита ‹‹Лягушонок››,

Используя в этих пьесах звуки являются V и III ступенями до мажора, что, впрочем, не доставляет учащемуся дополнительных затруднений ни в двигательно-игровой, ни в слуховой сферах, так как пьесы исполняются на одной струне, а тоника до мажора звучит в партии фортепиано. Желательно эти первые песенки играть той же аппликатурой на соседних струнах, то есть транспонировать.

Как уже говорилось, положение 4-го пальца на грифе в значительной мере влияет на процесс организации постановки левой руки в целом. И если доигровой этап развития пальцевых движений выполнен качественно, то в течение одного-двух последующих занятий, после овладения последовательностью 3-1-й палец, можно включить в работу и 4-й.

Так, в песенке ‹‹Маленькая Юлька›› ученик осваивает сочетание ступеней лада, исполняя их 3-4-1 пальцами.

Включая в игру 2-го пальца должно выполнять задачу освоения этим пальцем расстояния тона и полутона от 1-го пальца. Такой слухо-двигательный навык облегчит освоение минорных последовательностей. Среди множества пьес наиболее интересными и полезными в этом плане можно назвать: ‹‹Скок, скок, поскок››, ‹‹Белка››, ‹‹Две тетери››, ‹‹Цыплята›› А. Филиппенко, ‹‹Цирковые собачки›› Е.Тиличеевой, ‹‹Тает снег››, ‹‹Песенка медведя››, ‹‹Про лягушек и комара››, ‹‹Машенька›› Т.Захарьионой и другие.

Помимо уже рассмотренных аппликатурно-интервальных групп на начальном этапе обучения учащийся знакомится также с расположением пальцев, соответствующим нижнему тетрахорду мажорных бемольных гамм. В большинстве скрипичных пособий данный этап воспитания слухо-двигательных игровых навыков учащегося связывается с появлением в его репертуаре произведений, написанных в бемольных тональностях, что означает резкое изменение сложной взаимосвязи уже выработанных слухового, двигательного (пальцевого) и зрительного стереотипов.

Представляется возможным облегчить такой переход, выполняя его с помощью приема транспонирования.

Длительное закрепление левой руки в пределах первой позиции не способствует созданию условий для эффективного развития двигательно-интонационной ориентации руки и пальцев скрипача на грифе. Поскольку последнее невозможно без овладения навыками игры в позициях, необходимо прививать учащимся эти навыки уже на начальном этапе обучения. Наиболее эффективным для этих целей признан метод подбирания по слуху и транспонирования. Этот метод, опирающийся на воспитание слуховых представлений учащегося и его внутреннего слуха, можно использовать буквально с первых занятий, когда ученик еще только овладевает постановочными навыками. Первоначально транспонировать можно с помощью пения; позднее, когда ученик начинает приобретать навыки постановки пальцев на струну, подбирание по слуху и транспонирование производится непосредственно на инструменте. Музыкальным материалом для этой работы могут послужить песенки, уже знакомые учащемуся.

На начальной стадии обучения могут использоваться различные виды транспонирования: исполнение мелодий в разных тональностях с сохранением аппликатурного приема; в одной тональности различной аппликатурой; в различных тональностях и различными аппликатурами. Нередко в процессе изучения одной пьесы могут сочетаться различные виды транспонирования.

Первые опыты транспонирования практически совпадают с моментом начала освоения постановки пальцев на струны. Возьмем для примера песенку «Кукушка». Ученики с интересом воспринимают игровую ситуацию, когда педагог предлагает им представить, скажем, трех кукушек: большую, сидящую где-то поблизости (пьеса исполняется на струне Ре), маленькую, сидящую вдалеке (пьеса исполняется на струне Ля), и кукушку-свистульку (пьеса исполняется на струне Ми). В процессе исполнения этой пьесы на трех струнах ученик ознакомится с простейшим видом транспонирования – переносом мелодии на квинту с исполнением ее прежней аппликатурой, но с изменением тональности.

Также на начальной стадии изучения двигательно-игровых навыков левой руки можно применять другой простейший вид транспонирования – исполнение мелодий в прежней тональности, но иным аппликатурным приемом.

Более сложное сочетание разных видов транспонирования можно встретить при работе над пьесой «А мы просо сеяли».

Мелодия этой песенки, очень удобная для воспитания слуховых и двигательно-игровых навыков, легко транспонируется в самые разные тональности. При этом в каждой из них песенку можно исполнять различной аппликатурой. Например, в фа мажоре – в первой и второй позициях, аналогичным образом в соль мажоре – во второй и третьей позициях, в ля мажоре – в третьей и четвёртой позициях, в си-бемоль мажоре – в четвертой и пятой позициях.

Транспонирование совершается в тональности, удобные в скрипичном отношении. Освоению слухо-двигательного навыка игры в позициях должно помочь ладовое тяготение, отчетливо выявляющееся в этой пьесе.

Очень полезно для развития музыкального слуха применять транспонирование на октаву, используя его уже на раннем этапе развития навыка транспонирования.

Особую пользу этот вид транспонирования принесет учащемуся, когда будут освоены мажорные и минорные тетрахорды на смежных струнах и он приступит к изучению гамм. Транспонирование гамм на октаву является значительным шагом вперед в техническом развитии скрипача.

Метод подбирания по слуху и транспонирования весьма эффективен для воспитания двигательно-игровых навыков скрипача, особенно для развития двигательно-интонационной ориентировки левой руки и пальцев на грифе. К тому же он оказывает очень большое влияние на формирование постановочных навыков в целом. Игра по слуху в огромной мере способствует развитию музыкально-слуховых представлений, в частности умению мысленно представлять мелодию. Это очень важный фактор в деле воспитания музыканта, особенно на начальном этапе. Ведь если ученик, не обладающим запасом музыкальных впечатлений (а отсюда – и представлений), сразу выучивается играть по нотам, его игровые навыки чаще всего усваиваются им механически, без активного участия слуха. У него вырабатывается рефлекс: нота – движение пальца или, другими словами, зрительно аппликатурные связи. Возникший в результате движения пальцев на грифе и смычка по струнам звук часто оказывается неожиданным. Поэтому, если ученик сыграет неправильно и его некому будет поправить, он спокойно пропустит неверные или фальшивые ноты, так как ему не с чем будет сравнить получившуюся мелодию.

Транспонирование как основа раннего освоения позиций, помимо активизации слуха учащегося, в большой мере влияет на создание предпосылок формирования способностей учащегося к музыкально-игровым обобщениям. А такие начатки абстрактного мышления оказывают большое влияние не только на Развитие техники игры на инструменте, но и на восприятие строения и развития музыкальных произведений.

Ярко и доступно оформленный нотный материал позволяет учащемуся лучше воспринять смысл исполняемого произведения, настраивает его на активное сопереживание и исполнение. Музыкально-инструктивный материал, предназначенный для начинающих, должен предстать в особой форме, позволяющей маленькому ученику наиболее полно воспринять содержание исполняемого произведения, особенности его музыкального характера и в то же время оберегающей психику ученика от перегрузки. Ученики, уже прошедшие начальный этап, должны получать нотный материал в виде, отличном от вида инструктивного материала начального этапа, и для этого вполне подходят используемые сейчас в педагогической практике нотные сборники-книги.

Можно применять пособия, обычно легко изготавливаемые самими учениками с помощью родителей. На отдельных листах альбомного формата в красочном оформлении выполняется крупная нотная запись какой-либо одной пьесы. Интерес и энтузиазм, с которым ученики выполняют подобные «наглядные пособия», подбирая или создавая самостоятельный рисунок и оформление к заданной пьесе, во многом способствует восприятию ее эмоционально звукового содержания, а в дальнейшем и качественному исполнению ее на инструменте.

При создании подобных пособий становится возможной реализация следующей интересной педагогической находки: «В период освоения потной грамоты и постановки пальцев каждая струна скрипки имеет свой цвет: Соль – коричневый, Ре – зеленый, Ля – красный, Ми – голубой. Запись соответствующим цветом попевок коротких песенок, исполняемых на каждой струне, помогает привлекать внимание ребят к тембровой стороне звучания» (Н.В. Санталова).

Процесс обучения скрипача (особенно начальный его этап) не может проходить без учета психофизиологических возрастных особенностей ребенка. Это требование в полной мере относится и к подбору музыкально-педагогического репертуара. Педагог вправе творчески подходить к материалам различных учебных пособий и школ, претворяя их в своей личной методике преподавания.

Использование тех или иных произведений в учебном процессе должно всегда определяться задачами индивидуального развития учащегося и не зависеть от последовательности расположения музыкального материала того или иного учебника, рассчитанного на некоего «усредненного» абстрактного ученика.

Инструктивный материал, предназначенный для обучения начинающих скрипачей, должен состоять из произведений, отличающихся доступностью восприятию ребенка и имеющих художественную ценность. Наибольший интерес в этом плане представляют инструментальные обработки детских и народных песен. Решать технические проблемы желательно именно на таком тщательно и целенаправленно подобранном материале, используя упражнения в ограниченных масштабах.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Педагогический репертуар и задачи начального обучения скрипача

Автор: Идрисова Анна Алексеевна

Дата: 11.05.2015

Номер свидетельства: 210188

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Музыка - как средство воспитания подростка"
    ["seo_title"] => string(42) "muzyka-kak-sriedstvo-vospitaniia-podrostka"
    ["file_id"] => string(6) "303163"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457448113"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства