kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеразвивающая программа "Музыкальная капель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительное образование - важный и неотъемлемый компонент системы общего образовательного процесса. Оно способствует углублению знаний, развитию разносторонних интересов и способностей учащихся, выходящих за рамки образования. Влияние  музыки на ребёнка велико. Музыка оказывает релаксирующее, оздоравливающее действие на учащихся.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа "Музыкальная капель"»

МКУ «Управление образования Администрации г. Бийска»

МБОУДОД «Детско-юношеский центр «Приобский»



РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО ПРИКАЗОМ

на педагогическом совете, МБОУДОД «ДЮЦ«Приобский»

протокол от №___ от «__»______2015 г.

Директор_________В.Н.Беспалова





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Музыкальная капель»

Детского объединения «Fresh»

(срок реализации – 3 года, возраст детей – 8-13 лет)








Разработала:

Синдяшкина Мария Сергеевна,

педагог дополнительного

образования
















Бийск

2015




«Вокальное искусство – это качественно своеобразное сочетание музыкальных способностей и психологических качеств, определяющих творческий потенциал певца, его креативность, и успехи в профессиональной вокальной деятельности»

Теплов Б.М.



Пояснительная записка


Вид программы: модифицированная

Направленность: художественная

Дополнительное образование - важный и неотъемлемый компонент системы общего образовательного процесса. Оно способствует углублению знаний, развитию разносторонних интересов и способностей учащихся, выходящих за рамки образования. Влияние музыки на ребёнка велико. Музыка оказывает релаксирующее, оздоравливающее действие на учащихся.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Песня присутствует в жизни детей еще с младенчества, когда заботливые мамы поют им колыбельные. Даже первые попытки говорить (так называемое «гуление») больше напоминают пение. Так почему бы не использовать данный природой дар в целях творческого развития ребенка. Основная задача всех объединений учреждения дополнительного образования – социальное воспитание детей и подростков, осуществление социального воспитания посредством развития творческих музыкальных способностей ребят.

Музыкальное искусство является неотъемлемой частью нашей жизни. Разнообразие направлений, жанров, стилей говорит о его огромном влиянии на человека и о том, что каждый человек способен найти «свою» музыку. В настоящее время многие дети и подростки с большим интересом следят за различными музыкальными проектами, программами. Наблюдая за деятельностью того или иного молодого исполнителя, они, сами того не замечая, становятся пассивными участниками этого процесса. А у некоторых из них появляется активное желание попробовать свои силы.

Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время очень востребованы виды детского и юношеского творчества, в котором пение занимает свое достойное место. Занятия по вокальному мастерству опираются на принцип признания самоценности вокального искусства, который позволяет учащимся через интонационно-образную природу музыки познавать мир и самого себя в этом мире. Среди самых интересных и загадочных явлений природы вокальное пение традиционно занимает одно из ведущих мест в музыкальном искусстве. Интерес к нему в настоящее время обусловлен общественными потребностями в неординарной творческой личности.

Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. Правильное пение – это, в первую очередь, правильное дыхание. Правильное дыхание является неотъемлемой частью многих оздоровительных систем. Вокальное искусство помогает в лечении многих хронических заболеваний и депрессий. Медики практикуют вокальное пение как помощь в улучшении состояния детей с заболеваниями позвоночника и суставов. Пение воздействует на детей и выражается в создании определенных эмоциональных переживаний, оказывающих влияние на: психику ребёнка; на интенсивность обменных процессов, дыхательной и сердечно-сосудистой системы; на повышение тонуса головного мозга и кровообращения. Занятия вокалом оказывают влияние на целенаправленную деятельность ребёнка, способствуя такой ритмической перестройке организма, при которой физиологические процессы протекают более эффективно. Положительное эмоциональное возбуждение при разучивании приятных вокальных произведений усиливает внимание, активизирует ЦНС, стимулирует мыслительную деятельность, ослабляет нагрузку на работающие звенья, увеличивает работоспособность человека. Все это – нелекарственная реабилитация функционального состояния ребёнка.

Отличительной особенностью программы является то, Новизна программы в том, что формирует певческие навыки обучающихся путем индивидуального педагогического воздействия через систему практических занятий.

Данная программа предполагает приобретение учащимися знаний, умений и навыков, способствующих развитию вокально-певческих возможностей воспитанников, развитие их певческой культуры, тренировку голосового аппарата и охрану голоса. Программа направлена на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения детей к произведениям вокального искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков в музыкальном искусстве. Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о вокальной музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Программа «Музыкальная капель» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации.

Программа «Музыкальная капель» имеет художественную направленость и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа направлена на приобретение детьми вокальных и исполнительских знаний, умений и навыков обучающегося, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие, расширение и обогащение музыкального кругозора, способствует повышению культурного уровня, на овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации.

Предлагаемая программа рассчитана на 3 года обучение, продолжительность учебного года составляет 36 недель, наполняемость в группах предполагает состав учащихся от 10 до 12 человек. Учебные занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 ч. Общее количество учебных часов в год 144 ч. В зависимости от индивидуальных возможностей и интересов детей, уровня усвоения знаний, материально-технического оснащения и др., количество учебных часов, отведенное на изучение той или иной темы по каждому из разделов программы, может варьироваться с сохранением общего количества часов на учебный год.

Программа по вокалу «Музыкальная капель» предназначена для занятий в вокальных коллективах учреждений дополнительного образования. Программа предусматривает дифференцированный подход к учебному материалу в зависимости от возраста и способностей учащихся.

Программа предназначена для детей с 8 до 13 лет.

Сольное и ансамблевое пение является эффективным способом музыкального развития детей, развития вокальных данных ребенка, которые могут являться средством выражения творческой личности.

Программа реализуется через групповую и индивидуальную работу. Индивидуальная и групповая формы занятий позволяют педагогу построить процесс обучения в соответствии с принципом дифференциации. Для наиболее способных детей предусмотрена работа по индивидуальным образовательным маршрутам.

Целью образовательной программы - развитие творческих способностей и индивидуальности учащегося, формирование у детей вокальных и исполнительских умений и навыков, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи программы:

- формирование художественного восприятия музыки;

- развитие певческих навыков (устойчивое певческое дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, высокая позиция, точное интонирование, использование резонаторов, певучесть, четкая и ясная дикция, правильное артикулирование);

- формирование чувства метра и темпа;

- развитие тембра голоса как одного из главных средств вокальной выразительности;

  • развитие исполнительских навыков (работа с текстом, с фонограммой и микрофоном, контакт со зрителями)

  • приобретение знаний в области элементарной музыкальной грамоты;

  • формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;

  • воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;

  • воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в досуговой деятельности.


Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Ожидаемые результаты и их проверка

Основным образовательным результатом осуществления программы является сформированная способность детей к сценическому выступлению на концертах. На этих концертах проверяются как знания, умения и навыки, полученные учащимися, так и воспитательные результаты: уровень творческой индивидуальной деятельности, трудолюбие, достигнутая в процессе прохождения программы, социальная адаптация обучающихся.



Программа составлена в соответствии с основными нормативными документами в области образования РФ, нормативными актами учреждения, а именно:

В основу программы положены следующие нормативно-правовые документы:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.; «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

  • Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 «О мерах по реализации государственной социальной политики»;

  • Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 №761»О национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 годы»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • письмо Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013 № 191-0139/06-ГИ «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации;

  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2014 рег. №33660);

  • закон Алтайского края от 04.09.2013 №56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»;

  • постановление Администрации Алтайского края от 13.11. 2012 №617 «Об утверждении стратегии действий в интересах детей в Алтайском крае на 2012-2017 годы».







Учебный план программы

1 год обучения


Цель: формирование основ вокальных навыков.

Задачи: - формировать навыки певческой установки обучающихся;

- учить использовать при пении мягкую атаку;

- формировать вокальную артикуляцию;

- развивать вокальный слух;

- воспитывать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом.




Темы и содержание занятий Кол-во

часов

теория практика всего
1 Вводное занятие 1 1 2

2

Пение как вид музыкальной деятельности.

4

-

4

3

Правильная певческая установка.

2

8

10

4

Формирование правильного певческого дыхания, певческих гласных и согласных на середине диапазона. Развитие резонаторов, сглаживания и развития регистров.

6

25

31

5

Чистота интонирования. Четкая дикция. Атака звука.

2

23

25

6

Сглаживание гласных, расширение диапазона голоса. Осмысленное и выразительное пение вокализов и произведений.

2

11

13

7

Работа над репертуаром. Работа с микрофоном.

6

51

57

8

Итоговое занятие

-

2

2


Итого

21

123

144


Содержание деятельности


  1. Вводное занятие – 2 часа

Теория: Знакомство с правилами внутреннего распорядка коллектива, техника безопасности.

Практика: Игры на формирование коллектива.


  1. Пение как вид музыкальной деятельности – 4 часа

Теория: Знакомство с понятиями сольного и ансамблевого пения, правилами охраны детского голоса, различными музыкальными терминами.


  1. Правильная певческая установка – 10 часов

Теория: Знакомство с понятием певческая (вокальная) установка.

Практика: Вокальные упражнения на устранение мышечных зажимов, звукообразование.


  1. Формирование правильного певческого дыхания, певческих гласных и согласных на середине диапазона. Развитие резонаторов, сглаживания и развития регистров – 31 час

Теория: Знакомство с понятиями вокальное дыхание, пение на опоре.

Практика: Отработка техники вокального дыхания, вдоха и выдоха с помощью различных упражнений, выявление индивидуального тембра голоса.


  1. Чистота интонирования. Четкая дикция. Атака звука. – 25 часов

Теория: Термины – дикция, артикуляция, атака звука.

Практика: Вокальные упражнения на дикцию, артикуляцию, применение твердой и мягкой атаки звука в произведениях, работой над унисоном.


  1. Сглаживание гласных, расширение диапазона голоса. Осмысленное и выразительное пение вокализов и произведений. – 13 часов

Теория: Знакомство с понятиями диапазон, вокализ, a cappella

Практика: Работа над расширением диапазона, мелодическим слухом, формированием звуков.


  1. Работа над репертуаром. Работа с микрофоном. – 57 часов

Теория: Знакомство с микрофоном, правилами пользования, анализ произведения.

Практика: Работа над музыкальным материалом (фразировка, динамика, характер).



  1. Итоговое занятие – 2 часа

Практика: Отчетный концерт, демонстрация приобретенных навыков и умений.


Ожидаемые результаты после первого года обучения


Обучающиеся будут знать:

-об эстрадном вокале;

- чистоте интонации звучания;

- певческом дыхании и его отличии от обычного дыхания;

- голосовом аппарате;

- чёткой дикции и артикуляции.

Обучающиеся будут уметь:

- петь короткие фразы на одном дыхании в начале этапа и более длинные к концу этапа обучения;

- выполнять вокальные упражнения для развития певческого голоса;

- беречь свой голос от перегрузок;

- выучат к концу года от 3 до 8 произведений (диапазон РЕ1 - МИ2) и примут участие в итоговом концерте.


Методическое обеспечение первого года обучения


п/п



Название раздела

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма подведения итогов


1


Вводное занятие

Мультимедийная презентация о творчестве коллектива

Ноутбук, мультимедийный проектор

собеседование

2

Пение как вид музыкальной деятельности

Раздаточный материал с названиями музыкальных терминов


опрос

3

Правильная певческая установка

Наглядное пособие «Строение голосового аппарата», видео мастер-класс «Смыкание связок»

Музыкальный инструмент (синтезатор), Ноутбук, мультимедийный проектор

тестирование

4

Формирование правильного певческого дыхания, певческих гласных и согласных на середине диапазона. Развитие резонаторов, сглаживания и развития регистров

Видео мастер-класс «Дыхание и опора звука»

Ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный инструмент (синтезатор)

прослушивание

5

Чистота интонирования. Четкая дикция. Атака звука.

Видео мастер-класс «Артикуляция и опора звука»

Ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный инструмент (синтезатор)

прослушивание

6

Сглаживание гласных, расширение диапазона голоса. Осмысленное и выразительное пение вокализов и произведений.

Видео мастер-класс «Расслабление голосового аппарата»

Ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный инструмент (синтезатор)

прослушивание

7

Работа над репертуаром. Работа с микрофоном

Тексты песен, аудиозаписи, фонограммы

Микрофон, микшерный пульт, ноутбук, музыкальный центр

прослушивание

8

Итоговое занятие.

Мультимедийная презентация , фонограммы

Мультимедийный проектор, усилительная установка, микрофоны, ноутбук

Итоговый концерт


















Учебный план

2 год обучения

Цель: развитие специальных музыкальных способностей.

Задачи: - формировать вокально-хоровые навыки;

- развивать гармонический и мелодический слух;

- совершенствовать речевой аппарат;

- развивать преодоление мышечных зажимов;

- воспитывать готовность и потребность к певческой деятельности.



Темы и содержание занятий Кол-во

часов

теория практика всего
1 Вводное занятие 1 1 2

2

Охрана детского голоса.


6

-

6

3

Правильная певческая установка.

7

18

25

4

Жанры и стили вокальной музыки.

2

8

10

5

Чистота интонирования. Четкая дикция. Атака звука.

2

25

27

6

Расширение диапазона голоса. Осмысленное и выразительное пение вокализов и произведений.

2

11

13

7

Работа над репертуаром. Работа с микрофоном.

6

53

59

8

Итоговое занятие

-

2

2


Итого

26

118

144


Содержание деятельности


  1. Вводное занятие – 2 часа

Теория: Знакомство с жанрами вокального пения. Техника безопасности.

Практика: Проверка вокально-слуховых данных, постановка целей и задач для индивидуальной работы.

  1. Охрана детского голоса – 6 часов

Теория: Гигиена и охрана детского голоса. Особенности детских голосов.

Практика: Упражнения на раскрепощение голосового аппарата, бережное отношение к своему голосу.

  1. Правильная певческая установка – 25 часов

Теория: Выстраивание, соединение и сглаживание регистров.

Практика: Упражнения на сглаживание регистров.

  1. Жанры и стили вокальной музыки. – 10 часов

Теория: Изучение жанров вокальной музыки: оперное, камерно-концертное, народное, эстрадное, духовное пение.

Практика: Прослушивание записей ведущих мастеров вокального жанра, определение певческих голосов.

  1. Чистота интонирования. Четкая дикция. Атака звука. – 27 часов

Теория Понятие об артикуляции, дикции, атаки звука. Особенности формирования дикции на грудном звучании.

Практика Упражнения на правильное формирование грудных звуков, дикционные упражнения на формирование грудного звучания.

  1. Расширение диапазона голоса. Осмысленное и выразительное пение вокализов и произведений. – 13 часов

Теория Знакомство с кантиленой, техникой легато и стаккато.

Практика Упражнения на овладение техникой Legato,staccato, пение вокализов.

  1. Работа над репертуаром. Работа с микрофоном. – 59 часов

Теория Специфика работы с фонограммой и микрофоном

Практика Работа с исполняемыми произведениями. Умение чувствовать микрофон (микрофон-продолжение руки).

  1. Итоговое занятие – 2 часа

Практика Отчетный концерт, демонстрация приобретенных навыков и умений.




Ожидаемые результаты после второго года обучения


Обучающиеся будут иметь понятие об:

- атаке певческого звука

- регистрах

- резонаторах

Обучающиеся будут уметь:

- петь в эстрадной манере;

- использовать спокойный вдох и экономный выдох при фонации;

- эмоционально и выразительно передавать настроение музыкального

произведения;

- вырабатывать динамические оттенки в пении;

- работать над сглаживанием регистров (грудной, головной);

- вырабатывать округлый звук, округлять гласные и четко произносить

согласные

- петь легато, нон легато, стаккато.

К концу каждого полугодия дети выучат от 3 до 8 произведений: современные песни для детей и современную эстрадную музыку (диапазон голоса Д01 - ФА1, ФА2 - СОЛБ2). Для контроля они исполняют по два произведения на итоговых концертах в конце каждого полугодия.




Методическое обеспечение второго года обучения


п/п



Название раздела

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма подведения итогов


1


Вводное занятие

Мультимедийная презентация о творчестве коллектива

Ноутбук, мультимедийный проектор

собеседование

2

Охрана детского голоса

Мультимедийная презентация «Охрана детского голоса»

Мультимедийный проектор, ноутбук

опрос

3

Правильная певческая установка

Подбор вокальных упражнений

Музыкальный инструмент

прослушивание

4

Жанры и стили вокальной музыки

видеоролики, аудиозаписи

Музыкальный центр, ноутбук, мультимедийный проектор

Тестирование

5

Чистота интонирования. Четкая дикция. Атака звука.

Видео мастер-класс «Атака звука», подбор дикционных упражнений

ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный инструмент

прослушивание

6

Расширение диапазона голоса. Осмысленное и выразительное пение вокализов и произведений

Видео мастер-класс «Расширение диапазона»

ноутбук, мультимедийный проектор

прослушивание

7

Работа над репертуаром. Работа с микрофоном

Тексты песен, аудиозаписи, фонограммы

Микрофон, микшерный пульт

прослушивание

8

Итоговое занятие.

Мультимедийная презентация , фонограммы

Мультимедийный проектор, усилительная установка, микрофоны

Итоговый концерт







Учебный план 3 год обучения

Цель: совершенствование специальных музыкальных способностей, развитие мотивации к творчеству.

Задачи: - формировать навыки пения a capella;

- расширять диапазон голоса;

- овладевать навыками сценической культуры;

- воспитывать эстетический вкус у обучающихся.



Темы и содержание занятий Кол-во

часов

теория практика всего
1 Вводное занятие 1 1 2

2

Охрана детского голоса.


6

-

6

3

Правильная певческая установка.

7

18

25

4

Чистота интонирования. Четкая дикция. Атака звука.

4

31

35

5

Расширение диапазона голоса.

2

13

15

6

Работа над репертуаром. Работа с микрофоном.

6

53

59

7

Итоговое занятие

-

2

2


Итого

23

121

144


Содержание деятельности

  1. Вводное занятие. – 2 часа

Теория Постановка целей и задач на учебный год. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защиты.

Практика Развивающие упражнения.

  1. Охрана детского голоса. – 6 часов

Теория Закрепление знаний об охране и гигиене детского голоса.

Практика Упражнения на расслабление мышц голосового аппарата.

  1. Правильная певческая установка. – 25 часов

Теория Закрепление знаний о певческой позиции. Навыки грудного звучания. Тембр.

Практика Упражнения, способствующие постепенному углублению вдоха и выдоха, ощущения зевка, положение нёба, расслабление мышц шеи, нижней челюсти. Упражнения на вырабатывание различных голосовых навыков, тембрового окраса звука.

  1. Чистота интонирования. Четкая дикция. Атака звука. – 35 часов

Теория Совершенствование навыков правильного певческого произношения слов, активизация речевого аппарата с использованием скороговорок, формирующих навык твердой и мягкой атаки.

Практика Индивидуальная работа по развитию четкой дикции, опоры, чистой интонации.

  1. Расширение диапазона голоса. – 15 часов

Теория Комбинирование грудного и головного звукоизвлечения. Фальцет, умение пользоваться фальцетным звучанием.

Практика Индивидуальная работа по расширению диапазона голоса.

  1. Работа над репертуаром. Работа с микрофоном. – 59 часов

Теория Умение работать с микрофоном. Умение регулировать силу звучания путем увеличения дистанции между микрофоном и исполнителем.

Практика Прослушивание фонограммы, отработка отдельных моментов. Прослушивание песенного оригинала с целью – понять образ песни. Регулировка дистанции между исполнителем и микрофоном.

  1. Итоговое занятие – 2 часа

Практика Отчетный концерт, демонстрация приобретенных навыков и умений. Контакт со зрителями.



Ожидаемые результаты после третьего года обучения



Обучающиеся будут уметь:

- различать на слух «низкую» и «высокую» певческую позицию;

- петь именно в «высокой» позиции, то есть, соблюдая внутреннюю улыбку;

- менять характер и силу звучания в разнохарактерных произведениях;

- петь без поддержки инструмента, сохраняя чистоту интонации;

- фокусировать звук, чтобы не было сиплого, рыхлого звука.


Обучающиеся будут знать о:

- резонансе, как о явлении и уметь работать со своими « резонаторами » (имеется в виду головной и грудной резонаторы)



Методическое обеспечение третьего года обучения


п/п



Название раздела

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма подведения итогов


1


Вводное занятие

Мультимедийная презентация о творчестве коллектива

Ноутбук, мультимедийный проектор

собеседование

2

Охрана детского голоса

Мультимедийная презентация «Охрана детского голоса»

Ноутбук, мультимедийный проектор

тестирование

3

Правильная певческая установка

Наглядное пособие «Строение голосового аппарата», подбор вокальных и дыхательных упражнений

Музыкальный инструмент (синтезатор)

тестирование

4

Чистота интонирования. Четкая дикция. Атака звука.

Видео мастер-класс «Артикуляция и опора звука», подбор упражнений

Музыкальный инструмент (синтезатор), Ноутбук, мультимедийный проектор

прослушивание

5

Расширение диапазона голоса.

Видео мастер-класс «Расслабление голосового аппарата, расширение диапазона»

Музыкальный инструмент (синтезатор), Ноутбук, мультимедийный проектор

прослушивание

6

Работа над репертуаром. Работа с микрофоном

Тексты песен, аудиозаписи, фонограммы

Микрофон, микшерный пульт, Музыкальный инструмент (синтезатор)

прослушивание

7

Итоговое занятие.

Мультимедийная презентация , фонограммы

Мультимедийный проектор, ноутбук, усилительная установка, микрофоны

Итоговый концерт




Годовые требования

Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов обучающихся.

Требования третьего года обучения имеют два варианта, разработанных для различных групп учащихся с учетом индивидуальных и возрастных возможностей.


1 год обучения

В течение первого года обучения преподаватель изучает профессиональные данные учащегося: внимание, работоспособность, память, вокальное восприятие.

Работа с учащимися ведется в среднем регистре. Упражнения подбираются индивидуально.

В отличие от работы с детьми, работа с подростками, возможно, будет направлена на исправление недостатков звуковедения, таких как: неточность интонирования, слишком открытый звук, носовой призвук, форсированный или зажатый звук, «подъезды» к звукам.

В течение года педагог должен проработать с обучающимися: 2-3 гаммы (мажорных, минорных) 4-6 вокализов, 5-6 произведений с текстом.

2 год обучения

Во втором году обучения продолжается работа над звукообразованием, над развитием голосового и артикуляционного аппарата.

Обучающийся должен уметь делать элементарный анализ певческого процесса, контролировать интонацию.

В программу второго года обучения входит пение вокальных упражнений, включающих мажорные и минорные гаммы, трезвучия, опевания, скачки на октаву вверх и вниз.

В течение года педагог должен проработать с обучающимися: 2-3 гаммы (мажорные, минорные) 5-7 вокализов, 5-6 произведений с текстом (из них 2-3 народные песни)

3 год обучения

В третьем году обучения нужно формировать у обучающегося более осмысленное отношение к процессу пения. Постоянный собственный слуховой контроль формирует – вокальный слух, который не допустит фальшивого, зажатого или крикливого звука.

Для развития чувства стиля полезно давать обучающемуся произведения различного плана. Это может быть и песня с патриотическим содержанием, и простая народная песня, и песня из детского мюзикла или произведения классиков. Для активизации работы слуха может быть использован эффект подражания. “Снять“ песню, т. е. разучить мелодию, текст, манеру исполнения обучающийся должен самостоятельно работая с оригиналом.

За год педагог должен проработать с учеником 4-6 вокализов, 5-6 произведений с текстом различного характера и содержания.


Требования к уровню подготовки обучающегося

Выпускник имеет следующий уровень подготовки:

- владеет высокой певческой позицией, «опорой» звука, чистым интонированием, четкой дикцией, умением петь legato, staccato, исполнять произведения acappella;

- умеет пользоваться динамическими оттенками от forte до piano;

- умеет выстроить образ и донести его до слушателя;

- умеет петь в ансамбле, слушать другого солиста;

- психологически подготовлен к выходу на сцену;

- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,

- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения.


Формы и методы контроля. Критерии оценок.

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.

Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности дома детского творчества.

Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий.

При проведении итоговой аттестации может применяться форма экзамена. Содержанием экзамена является исполнение сольной программы.


Критерии оценки

При оценивании обучающегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

овладение практическими знаниями, умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности;

степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.


Методическое обеспечение учебного процесса


Методические рекомендации преподавателям

Срок реализации программы 3 года позволяет: продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к обучающимся.

Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.

Большое значение имеет репертуар обучающегося. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо познакомить обучающегося с историей вокального искусства, рассказать о выдающихся исполнителях и композиторах.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения на каждом году обучения, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана обучающегося.

Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей обучающихся, степени развития музыкального слуха и музыкальных навыков.

Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы


Список рекомендуемых нотных сборников

  1. «Где же вы теперь друзья- однополчане». Песни для голоса в сопровождении ф-но. Сост. А Тищенко / М. ,1979/

  2. «Здравствуй ровесник» Песни для детей среднего и старшего возраста. / М., 1979 /

  3. «Начинающим певцам» Учебный репертуар. / Киев. , 1985 /

  4. «Песни наших дней » Сост. Букин / М. , 1991 /

  5. «Песни пионеров» Песни советских композиторов. / М. , 1955 /

  6. «Песни родины моей» Мелодии и тексты песен. Изд. 3 / М. , 1989 /

  7. «Поющие гитары» Песни из репертуара вокально-инструментального ансамбля. Сост. А. Васильев / Л. , 1974 /

  8. «Серенада солнечной долины». Американские песни. Сост.А. Радвилович. / С. П., 2000 /

  9. А. Мовшович «Песенка по лесенке» Сборник детских песен / М. , 2000 /

  10. А. Рыбников «Кто доброй сказкой входит в дом» / М., 2001 /

  11. А. Усачев «Колыбельная для Дракоши» / Ярославль., 2003 /

  12. А.Гречанинов «Ай, ду- ду» Шесть песен для детей на народный текст. / С – П.,1996

  13. ЛядовА . Детские песни соч.14,18, 22 / М.,Гос.муз.изд.199 /

  14. Ащепков Ю. Романсы на стихи русских поэтов. - Новосибирск. , 2000

  15. Борис Снетков «Цветок на ладони» Обработки народных песен для детей. / М.,1986

  16. В Авиньоне на мосту. Сборник хоров для детей младшего возраста. / С.-П., 1995 /

  17. В. Пьянков «Я хочу, чтоб птицы пели» Песни для детей. / М., 1986 /

  18. В.Калинников. Четыре детских песни.

  19. В.Шереметьев «Поет мечта» Песни и хоры. Вып. 2. / Чел., 1999 /

  20. В.Шереметьев «Поет мечта» Песни и хоры. Вып. 3. / Чел., 1999 /

  21. Г.Гладков «После дождичка в четверг» / М., 2001/

  22. Г.Ф.Гендель. Арии из ораторий.

  23. Е. Поплянова «А мы на уроке - играем»/ М., 1994 /

  24. И. Дунаевский Песни для детей и юношества. / М., 1990 /

  25. И. Муравьев «Времена года» Цикл песен на стихи Н. Шереметинской. / Новосибирск. , 1998 /

  26. История популярной музыки. Книга первая. 50-60 -е годы. Сост. Ю. Верменич. / М.,1999 /

  27. Композиторы джаза. Джордж Гершвин. / М., 1996 /

  28. Лучшие зарубежные песни 60- 70 годов./ Ростов - на - Дону., 2002 /

  29. Лучшие песни из лучших американских фильмов.40 е-50 годы. Книга вторая. Сост. Ю. Верменич / М., 1999/

  30. Лучшие песни из лучших американских фильмов.40 е-50 годы. Книга первая. Сост. Ю Верменич / М.,1999 /

  31. Лучшие песни из лучших американских фильмов.40 е-50 годы. Книга третья. Сост. Ю. Верменич / М., 1996 /

  32. Марченко Л. «Детские песни о разном» Вып. 1. / М. , 1999 /

  33. Мастера зарубежной эстрады. Вып. 6 Анна Герман / М., «Музыка» 1984 /

  34. Музыкальный курьер. Вып. 2. Песни для голоса, ф-но. Сост. М. Могилевская / М.,1987 /

  35. П. Виардо. Упражнения для женского голоса. / М. , 1994 /

  36. П.Чесноков. Галины песенки. Оп.36. / П. Юркенсона /

  37. Песни радио, кино, и телевидения. В. 56. / М., «Музыка» 1983 /

  38. Польские народные песни. / Музгиз. 1961 /

  39. Популярные арии и песни из оперетт. Сост. В. Андреева. / Новосибирск. ,2004 /

  40. Популярные арии и песни из оперетт. Составитель В.Андрееева.

  41. Русская классика. Репертуар хорового класса. Сост.Б.Селиванов / М.Кифара 2001/

  42. Русская музыка. Хрестоматия по сольфеджио.сост.Т.СЛещене. / М., Харвест 2005

  43. С Крупа- Шущарина. Небесная свирель. Песни для детей и юношества. / Сибирский родник 2006 /

  44. Сборник вокальных произведений для солистов и ансамблей. / Сост. Н.Максимова Л., 1959/

  45. Славкин М. Песни и хоры «Земля – это тоже звезда». М., 1999

  46. Старинные романсы под ред.А.Иванова / Л.,1955 /

  47. Упражнения и вокализы для высоких голосов в сопровождении ф-но. Сост. Л. Бочкарева. - М., 1994

  48. Хрестоматия для пения. Песни ,романсы, арии для сопрано в сопровождении фортепиано. Сост. П.Потрягин, Е.Вознесенская / М.,1973 /

  49. Хрестоматия русской народной песни. Для учащихся 1-7 классов. М., 1985

  50. Цыганский романс сост. А.Ю Радвилович. / С.П., Лань 1999 /

  51. Шедевры классической музыки. Романсы и песни. А.Варламов. /Новос.,Окарина 2005 /

  52. Шедевры классической музыки. Романсы и песни. А. Даргомыжский. /Новос.,Окарина 2005 /

  53. Шедевры классической музыки. Романсы и песни. М.Глинка. / Новос.,Окарина 2005

  54. Шедевры классической музыки. Романсы. С.Рахманинов / Новос.,Окарина 2002 /

  55. Шуберт Ф. «Прекрасная мельничиха». Избранные песни./ М.,1977/

  56. Шуман Р. Альбом для юношества. Избранные песни для голоса с фортепиано / М.,1960 /

Список рекомендуемой методической литературы


  1. Бакланова, Т.И. Педагогика художественной самодеятельности: учебное пособие / Т.И. Бакланова. -М.: МГИК, 1992. 160 с.

  2. Вопросы вокальной педагогики: Сб. статей / Сост. Д.Г.Евтушенко— М. : Музыка, 1967. — Вып. 3. — 149 с.

  3. Выгодский, Л.С. Психология искусства / Лев Семенович Выгодский. — М.: Совр. гуманист, ин-т, 2001. 211 с.

  4. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики.- М.: Музыка, 1968. — 675 с. 

  5. Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса: Методическая разработка / Составитель Трифонова И. - С-Петербург, 2000. – 25 с.

  6. Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика.— М.: Владос, 2003. -272 с.

  7. Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры первой половины XX века. СПб.: Композитор, 2003. - 120 с.

  8. Исаева И. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей / И.О. Исаева.- М.: ACT: Астрель, 2007.

  9. Как стать звездой: аудиошкола для вокалистов: техника пения в речевой позиции. / Сет Риггс. М.: GuitarCollege, 2004. - 103 с.

  10. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учеб пособие. - М.: Просвещение, 1987. – 93с.

  11. Попков, H.H. Постановка голоса: для вокалистов / Николай Николаевич Попков. 2-е изд., перераб. - М.: Сопричастность, 2002. -80 с.

  12. Романовский Н. Хоровой словарь. Изд. 4-е, доп. и испр. - М.: Музыка, 2000. -231 с.

  13. Садовников, В. И. Орфоэпия в пении / В. И. Садовников. — М., 1958. — 80 с.

  14. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей МПГУ им. В. И. Ленина, 1992. – 270с.

  15. Стрельникова, А.Н. Парадоксальная дыхательная гимнастика / А.Н. Стрельникова // Физкультура  и спорт. 1990. - №2.

  16. Яковлева, A.C. Русская вокальная школа: исторический очерк развития от истоков до начала XX столетия: учебное пособие по курсу «История вокального искусства» / Антонина Сергеевна Яковлева. М.: ИнформБюро, 2011. - 127 с.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Дополнительная общеразвивающая программа "Музыкальная капель"

Автор: Синдяшкина Мария Сергеевна

Дата: 20.09.2016

Номер свидетельства: 344711

Похожие файлы

object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА художественной направленности «Музыкальная капель»"
    ["seo_title"] => string(80) "dopolnitelnaia_obshcheobrazovatelnaia_obshcherazvivaiushchaia_programma_khudoz_9"
    ["file_id"] => string(6) "585457"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1629352162"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства