kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА художественной направленности «Музыкальная капель»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа расчитана для детей 6-13 лет. Каждый человек наделён голосом. Певческий голосовой аппарат- необыкновенный инструмент.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА художественной направленности «Музыкальная капель»»


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»



РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО ПРИКАЗОМ

на педагогическом совете, МБУДО «ДДТ»

протокол от № №____ от «____»______ 2018 г.


Директор ______ В.Н.Беспалова





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

художественной направленности

«Музыкальная капель»

Возраст обучающихся – 6-14 лет

Срок реализации – 4 года




Автор-составитель:

Синдяшкина Мария Сергеевна,

педагог дополнительного образования
























Бийск

2018


«Вокальное искусство – это качественно своеобразное сочетание музыкальных способностей и психологических качеств, определяющих творческий потенциал певца, его креативность, и успехи в профессиональной вокальной деятельности»

Теплов Б.М.


Пояснительнаязаписка


Дополнительное образование - важный и неотъемлемый компонент системы общего образовательного процесса. Оно способствует углублению знаний, развитию разносторонних интересов и способностей учащихся, выходящих за рамки образования. Влияние музыки на ребёнка велико. Музыка оказывает релаксирующее, оздоравливающее действие на учащихся.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Песня присутствует в жизни детей еще с младенчества, когда заботливые мамы поют им колыбельные. Даже первые попытки говорить (так называемое «гуление») больше напоминают пение. Так почему бы не использовать данный природой дар в целях творческого развития ребенка. Основная задача всех объединений учреждения дополнительного образования – социальное воспитание детей и подростков, осуществление социального воспитания посредством развития творческих музыкальных способностей ребят.

Музыкальное искусство является неотъемлемой частью нашей жизни. Разнообразие направлений, жанров, стилей говорит о его огромном влиянии на человека и о том, что каждый человек способен найти «свою» музыку. В настоящее время многие дети и подростки с большим интересом следят за различными музыкальными проектами, программами. Наблюдая за деятельностью того или иного молодого исполнителя, они, сами того не замечая, становятся пассивными участниками этого процесса. А у некоторых из них появляется активное желание попробовать свои силы.

Программа «Музыкальная капель» имеет художественную направленность и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства.

Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время очень востребованы виды детского и юношеского творчества, в котором пение занимает свое достойное место. Занятия по вокальному мастерству опираются на принцип признания самоценности вокального искусства, который позволяет учащимся через интонационно-образную природу музыки познавать мир и самого себя в этом мире. Интерес к нему в настоящее время обусловлен общественными потребностями в неординарной творческой личности.

Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. Правильное пение – это, в первую очередь, правильное дыхание. Правильное дыхание является неотъемлемой частью многих оздоровительных систем. Вокальное искусство помогает в лечении многих хронических заболеваний и депрессий. Медики практикуют вокальное пение как помощь в улучшении состояния детей с заболеваниями позвоночника и суставов. Пение воздействует на детей и выражается в создании определенных эмоциональных переживаний, оказывающих влияние на: психику ребёнка; на интенсивность обменных процессов, дыхательной и сердечно-сосудистой системы; на повышение тонуса головного мозга и кровообращения. Положительное эмоциональное возбуждение при разучивании приятных вокальных произведений усиливает внимание, активизирует ЦНС, стимулирует мыслительную деятельность, ослабляет нагрузку на работающие звенья, увеличивает работоспособность человека. Все это – нелекарственная реабилитация функционального состояния ребёнка.

Отличительной особенностью программы является то, что она формирует певческие навыки обучающихся путем индивидуального педагогического воздействия через систему практических занятий.

Программа предназначена для детей с 6 до 14 лет.

Программа по вокалу «Музыкальная капель» предназначена для занятий в вокальных коллективах учреждений дополнительного образования. Программа предусматривает дифференцированный подход к учебному материалу в зависимости от возраста и способностей учащихся.

Вид программы: модифицированная.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа направлена на приобретение детьми вокальных и исполнительских знаний, умений и навыков обучающегося, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие, расширение и обогащение музыкального кругозора, способствует повышению культурного уровня, на овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации.

Предлагаемая программа рассчитана на 4 года обучения, продолжительность учебного года составляет 36 недель. Количество учебных часов в год 144 часа для первого и второго и 216 часов для третьего и четвертого годов обучения.

Форма обучения – очная.

Наполняемость в группах предполагает состав учащихся от 8 до 12 человек. Программа реализуется через групповую и индивидуальную работу. Индивидуальная и групповая формы занятий позволяют педагогу построить процесс обучения в соответствии с принципом дифференциации. Для наиболее способных детей предусмотрена работа по индивидуальным образовательным маршрутам.

Учебные занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа для групп первого и второго годов обучения и 3 раза в неделю по 2 часа (2 раза в неделю по 3 часа) для групп третьего и четвертого годов обучения. В зависимости от индивидуальных возможностей и интересов детей, уровня усвоения знаний, материально-технического оснащения и др., количество учебных часов, отведенное на изучение той или иной темы по каждому из разделов программы, может варьироваться с сохранением общего количества часов на учебный год.

Сольное и ансамблевое пение является эффективным способом музыкального развития детей, развития вокальных данных ребенка, которые могут являться средством выражения творческой личности.

Целью образовательной программы - развитие творческих способностей и индивидуальности учащегося, формирование у детей вокальных и исполнительских умений и навыков, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи программы:

Образовательные

- формирование художественного восприятия музыки;

  • приобретение знаний в области элементарной музыкальной грамоты;

  • формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;

Развивающие:

- развитие тембра голоса как одного из главных средств вокальной выразительности;

- развитие певческих навыков (устойчивое певческое дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, высокая позиция, точное интонирование, использование резонаторов, певучесть, четкая и ясная дикция, правильное артикулирование);

- формирование чувства метра и темпа;

  • развитие исполнительских навыков (работа с текстом, с фонограммой и микрофоном, контакт со зрителями)

Воспитательные:

  • воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;

  • воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в досуговой деятельности.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Ожидаемые результаты после реализации программы и способы их проверки:

Основным образовательным результатом осуществления программы является сформированная способность детей к сценическому выступлению на концертах. На этих концертах проверяются как знания, умения и навыки, полученные учащимися, так и воспитательные результаты: уровень творческой индивидуальной деятельности, трудолюбие, достигнутая в процессе прохождения программы, социальная адаптация обучающихся.

Программа составлена в соответствии с основными нормативными документами в области образования РФ, нормативными актами учреждения, а именно:

В основу программы положены следующие нормативно-правовые документы:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";

  • Приказ Министерства образования и науки от 09. 11. 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

  • Концепция развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года и планом ее реализации (утверждены распоряжением Администрации края от 22.09.2015 № 267-р);

  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

  • Приказ ГУ от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (дополнительных общеразвивающих) программ;

  • Устав МБУДО «Дом детского творчества» (утвержден приказом МКУ «Управление образования Администрации города Бийска» №1173 от 05.11.2015);

  • Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе (утверждено педагогическим советом Протокол №1 от 31.08.2016, приказом № 98/4 от 01.09.2016).








Учебный план программы 1 год обучения


Цель: формирование основ вокальных навыков.

Задачи:

- формировать навыки певческой установки обучающихся;

- учить использовать при пении мягкую атаку;

- формировать вокальную артикуляцию;

- развивать вокальный слух;

- воспитывать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом.




Темы и содержание занятий

Кол-во

часов

теория

практика

всего

1 Вводное занятие 1 1 2

2

Пение как вид музыкальной деятельности.

4

-

4

3

Правильная певческая установка.

2

8

10

4

Формирование правильного певческого дыхания, певческих гласных и согласных на середине диапазона. Развитие резонаторов, сглаживания и развития регистров.

6

25

31

5

Чистота интонирования. Четкая дикция. Атака звука.

2

23

25

6

Сглаживание гласных, расширение диапазона голоса. Осмысленное и выразительное пение вокализов и произведений.

2

11

13

7

Работа над репертуаром. Работа с микрофоном.

6

51

57

8

Итоговое занятие

-

2

2


Итого

21

123

144















Содержание деятельности


  1. Вводное занятие – 2 часа

Теория: Знакомство с правилами внутреннего распорядка коллектива, техника безопасности.

Практика: Игры на формирование коллектива.


  1. Пение как вид музыкальной деятельности – 4 часа

Теория: Знакомство с понятиями сольного и ансамблевого пения, правилами охраны детского голоса, различными музыкальными терминами.


  1. Правильная певческая установка – 10 часов

Теория:Знакомство с понятием певческая (вокальная) установка.

Практика: Вокальные упражнения на устранение мышечных зажимов, звукообразование.


  1. Формирование правильного певческого дыхания, певческих гласных и согласных на середине диапазона. Развитие резонаторов, сглаживания и развития регистров – 31 час

Теория:Знакомство с понятиями вокальное дыхание, пение на опоре.

Практика: Отработка техники вокального дыхания, вдоха и выдоха с помощью различных упражнений, выявление индивидуального тембра голоса.


  1. Чистота интонирования. Четкая дикция. Атака звука. – 25 часов

Теория:Термины – дикция, артикуляция, атака звука.

Практика: Вокальные упражнения на дикцию, артикуляцию, применение твердой и мягкой атаки звука в произведениях, работой над унисоном.


  1. Сглаживание гласных, расширение диапазона голоса. Осмысленное и выразительное пение вокализов и произведений. – 13 часов

Теория:Знакомство с понятиями диапазон, вокализ, a cappella

Практика: Работа над расширением диапазона, мелодическим слухом, формированием звуков.


  1. Работа над репертуаром. Работа с микрофоном. – 57 часов

Теория:Знакомство с микрофоном, правилами пользования, анализ произведения.

Практика: Работа над музыкальным материалом (фразировка, динамика, характер).


  1. Итоговое занятие – 2 часа

Практика:Отчетный концерт, демонстрация приобретенных навыков и умений.


Ожидаемые результаты после первого года обучения


Обучающиеся будут знать:

-об эстрадном вокале;

- чистоте интонации звучания;

- певческом дыхании и его отличии от обычного дыхания;

- голосовом аппарате;

- чёткой дикции и артикуляции.

Обучающиеся будут уметь:

- петь короткие фразы на одном дыхании в начале этапа и более длинные к концу этапа обучения;

- выполнять вокальные упражнения для развития певческого голоса;

- беречь свой голос от перегрузок;

- выучат к концу года от 3 до 8 произведений (диапазон РЕ1 - МИ2) и примут участие в итоговом концерте.































Методическое обеспечение первого года обучения



п/п



Название раздела

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма подведения итогов


1


Вводное занятие

Мультимедийная презентация о творчестве коллектива

Ноутбук, мультимедийный проектор

собеседование

2

Пение как вид музыкальной деятельности

Раздаточный материал с названиями музыкальных терминов


опрос

3

Правильная певческая установка

Наглядное пособие «Строение голосового аппарата», видео мастер-класс «Смыкание связок»

Музыкальный инструмент (синтезатор), Ноутбук, мультимедийный проектор

тестирование

4

Формирование правильного певческого дыхания, певческих гласных и согласных на середине диапазона. Развитие резонаторов, сглаживания и развития регистров

Видео мастер-класс «Дыхание и опора звука»

Ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный инструмент (синтезатор)

прослушивание

5

Чистота интонирования. Четкая дикция. Атака звука.

Видео мастер-класс «Артикуляция и опора звука»

Ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный инструмент (синтезатор)

прослушивание

6

Сглаживание гласных, расширение диапазона голоса. Осмысленное и выразительное пение вокализов и произведений.

Видео мастер-класс «Расслабление голосового аппарата»

Ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный инструмент (синтезатор)

прослушивание

7

Работа над репертуаром. Работа с микрофоном

Тексты песен, аудиозаписи, фонограммы

Микрофон, микшерный пульт, ноутбук, музыкальный центр

прослушивание

8

Итоговое занятие.

Мультимедийная презентация , фонограммы

Мультимедийный проектор, усилительная установка, микрофоны, ноутбук

Итоговый концерт































Учебный план 2 год обучения


Цель: развитие специальных музыкальных способностей.

Задачи:

- формировать вокально-хоровые навыки;

- развивать гармонический и мелодический слух;

- совершенствовать речевой аппарат;

- развивать преодоление мышечных зажимов;

- воспитывать готовность и потребность к певческой деятельности.


Темы и содержание занятий






Кол-во

часов

теория практика всего
1 Вводное занятие 1 1 2

2

Охрана детского голоса.

6

-

6

3

Правильная певческая установка.

7

18

25

4

Жанры и стили вокальной музыки.

2

8

10

5

Чистота интонирования. Четкая дикция. Атака звука.

2

25

27

6

Расширение диапазона голоса. Осмысленное и выразительное пение вокализов и произведений.

2

11

13

7

Работа над репертуаром. Работа с микрофоном.

6

53

59

8

Итоговое занятие

-

2

2


Итого

26

118

144

















Содержание деятельности


  1. Вводное занятие – 2 часа.

Теория: Знакомство с жанрами вокального пения. Техника безопасности.

Практика: Проверка вокально-слуховых данных, постановка целей и задач для индивидуальной работы.


  1. Охрана детского голоса – 6 часов.

Теория: Гигиена и охрана детского голоса. Особенности детских голосов.

Практика: Упражнения на раскрепощение голосового аппарата, бережное отношение к своемуголосу.


  1. Правильная певческая установка – 25 часов.

Теория: Выстраивание, соединение и сглаживание регистров.

Практика: Упражнения на сглаживание регистров.


  1. Жанры и стили вокальной музыки – 10 часов

Теория: Изучение жанров вокальной музыки: оперное, камерно-концертное, народное, эстрадное, духовное пение.

Практика: Прослушивание записей ведущих мастеров вокального жанра, определение певческих голосов.


  1. Чистота интонирования. Четкая дикция. Атака звука – 27 часов.

Теория:Понятие об артикуляции, дикции, атаки звука. Особенности формирования дикции на грудном звучании.

Практика: Упражнения на правильное формирование грудных звуков, дикционные упражнения на формирование грудного звучания.


  1. Расширение диапазона голоса. Осмысленное и выразительное пение вокализов и произведений – 13 часов.

Теория: Знакомство с кантиленой, техникой легато и стаккато.

Практика: Упражнения на овладение техникой Legato,staccato, пение вокализов.


  1. Работа над репертуаром. Работа с микрофоном. – 59 часов

Теория: Специфика работы с фонограммой и микрофоном.

Практика:Работа с исполняемыми произведениями. Умение чувствовать микрофон (микрофон-продолжение руки).


  1. Итоговое занятие – 2 часа.

Практика. Отчетный концерт, демонстрация приобретенных навыков и умений.




Ожидаемые результаты после второго года обучения


Обучающиеся будут знать:

- об атаке певческого звука;

- о регистрах;

- о резонаторах.


Обучающиеся будут уметь:

- петь в эстрадной манере;

- использовать спокойный вдох и экономный выдох при фонации;

- эмоционально и выразительно передавать настроение музыкальногопроизведения;

- вырабатывать динамические оттенки в пении;

- работать над сглаживанием регистров (грудной, головной);

- вырабатывать округлый звук, округлять гласные и четко произносить

согласные

- петь легато, нон легато, стаккато.


К концу каждого полугодия дети выучат от 3 до 8 произведений: современные песни для детей и современную эстрадную музыку (диапазон голоса Д01 - ФА1, ФА2 - СОЛБ2). Для контроля они исполняют по два произведения на итоговых концертах в конце каждого полугодия.
























Методическое обеспечение второго года обучения



п/п



Название

раздела

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

1

Вводное занятие

Мультимедийная презентация о творчестве коллектива

Ноутбук, мультимедийный проектор

собеседование

2

Охрана детского голоса

Мультимедийная презентация «Охрана детского голоса»

Мультимедийный проектор, ноутбук

опрос

3

Правильная певческая установка

Подбор вокальных упражнений

Музыкальный инструмент

прослушивание

4

Жанры и стили вокальной музыки

видеоролики, аудиозаписи

Музыкальный центр, ноутбук, мультимедийный проектор

Тестирование

5

Чистота интонирования. Четкая дикция. Атака звука.

Видео мастер-класс «Атака звука», подбор дикционных упражнений

ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный инструмент

прослушивание

6

Расширение диапазона голоса. Осмысленное и выразительное пение вокализов и произведений

Видео мастер-класс «Расширение диапазона»

ноутбук, мультимедийный проектор

прослушивание

7

Работа над репертуаром. Работа с микрофоном

Тексты песен, аудиозаписи, фонограммы

Микрофон, микшерный пульт

прослушивание

8

Итоговое занятие.

Мультимедийная презентация , фонограммы

Мультимедийный проектор, усилительная установка, микрофоны

Итоговый концерт



Учебный план 3 год обучения


Цель: совершенствование специальных музыкальных способностей, развитие мотивации к творчеству.

Задачи:

- формировать навыки пения a capella;

- расширять диапазон голоса;

- овладевать навыками сценической культуры;

- воспитывать эстетический вкус у обучающихся.



Темы и содержание занятий Кол-во

часов

теория практика всего
1 Вводное занятие 2 1 3

2

Охрана детского голоса.

9

3

12

3

Правильная певческая установка.

10

31

41

4

Чистота интонирования. Четкая дикция. Атака звука.

7

37

44

5

Расширение диапазона голоса.

2

21

23

6

Работа над репертуаром. Работа с микрофоном.

17

73

90

7

Итоговое занятие

-

3

3


Итого

47

169

216




















Содержание деятельности


  1. Вводное занятие – 3 часа.

Теория: Постановка целей и задач на учебный год. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защиты.

Практика: Развивающие упражнения.


  1. Охрана детского голоса – 12 часов.

Теория: Закрепление знаний об охране и гигиене детского голоса.

Практика: Упражнения на расслабление мышц голосового аппарата.


  1. Правильная певческая установка – 41 час.

Теория: Закрепление знаний о певческой позиции. Навыки грудного звучания. Тембр.

Практика: Упражнения, способствующие постепенному углублению вдоха и выдоха, ощущения зевка, положение нёба, расслабление мышц шеи, нижней челюсти. Упражнения на вырабатывание различных голосовых навыков, тембрового окраса звука.


  1. Чистота интонирования. Четкая дикция. Атака звука – 44 часа.

Теория: Совершенствование навыков правильного певческого произношения слов, активизация речевого аппарата с использованием скороговорок, формирующих навык твердой и мягкой атаки.

Практика: Индивидуальная работа по развитию четкой дикции, опоры, чистой интонации.


  1. Расширение диапазона голоса – 23 часа.

Теория: Комбинирование грудного и головного звукоизвлечения. Фальцет, умение пользоваться фальцетным звучанием.

Практика: Индивидуальная работа по расширению диапазона голоса.


  1. Работа над репертуаром. Работа с микрофоном – 90 часов.

Теория: Умение работать с микрофоном. Умение регулировать силу звучания путем увеличения дистанции между микрофоном и исполнителем.

Практика: Прослушивание фонограммы, отработка отдельных моментов. Прослушивание песенного оригинала с целью – понять образ песни. Регулировка дистанции между исполнителем и микрофоном.


  1. Итоговое занятие – 3 часа.

Практика: Отчетный концерт, демонстрация приобретенных навыков и умений. Контакт со зрителями.





Ожидаемые результаты после третьего года обучения



Обучающиеся будут знать:

- о резонансе, как о явлении и уметь работать со своими « резонаторами » (имеется в виду головной и грудной резонаторы);


Обучающиеся будут уметь:

- различать на слух «низкую» и «высокую» певческую позицию;

- петь именно в «высокой» позиции, то есть, соблюдая внутреннюю улыбку;

- менять характер и силу звучания в разнохарактерных произведениях;

- петь без поддержки инструмента, сохраняя чистоту интонации;

- фокусировать звук, чтобы не было сиплого, рыхлого звука.
































Методическое обеспечение третьего года обучения


п/п



Название раздела

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма подведения итогов


1


Вводное занятие

Мультимедийная презентация о творчестве коллектива

Ноутбук, мультимедийный проектор

собеседование

2

Охрана детского голоса

Мультимедийная презентация «Охрана детского голоса»

Ноутбук, мультимедийный проектор

тестирование

3

Правильная певческая установка

Наглядное пособие «Строение голосового аппарата», подбор вокальных и дыхательных упражнений

Музыкальный инструмент (синтезатор)

тестирование

4

Чистота интонирования. Четкая дикция. Атака звука.

Видео мастер-класс «Артикуляция и опора звука», подбор упражнений

Музыкальный инструмент (синтезатор), Ноутбук, мультимедийный проектор

прослушивание

5

Расширение диапазона голоса.

Видео мастер-класс «Расслабление голосового аппарата, расширение диапазона»

Музыкальный инструмент (синтезатор), Ноутбук, мультимедийный проектор

прослушивание

6

Работа над репертуаром. Работа с микрофоном

Тексты песен, аудиозаписи, фонограммы

Микрофон, микшерный пульт, Музыкальный инструмент (синтезатор)

прослушивание

7

Итоговое занятие.

Мультимедийная презентация , фонограммы

Мультимедийный проектор, ноутбук, усилительная установка, микрофоны

Итоговый концерт



Учебный план 4 год обучения


Цель: совершенствование специальных музыкальных способностей, осмысленное выполнение исполнительских задач.

Задачи:

- обучить навыкам самостоятельной, грамотной, осмысленной работы над своим голосом и репертуаром;

- овладевать основами биофоники и мелизматики;

- расширять диапазон голоса;

- овладевать навыками сценической культуры;

- воспитывать эстетический вкус у обучающихся.



Темы и содержание занятий Кол-во

часов

теория практика всего
1 Вводное занятие 2 1 3

2

Гигиена голоса

3

3

6

3

Основы биофоники

9

9

18

4

Мелизмы и другие украшения

6

24

30

5

Чистота интонирования. Четкая дикция. Атака звука.

7

37

44

6

Расширение диапазона голоса.

2

21

23

7

Работа над репертуаром. Работа с микрофоном.

16

73

89

8

Итоговое занятие

-

3

3


Итого

45

171

216

















Содержание деятельности


  1. Вводное занятие – 3 часа.

Теория: Постановка целей и задач на учебный год. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защиты.

Практика: Развивающие упражнения, работа по накоплению мышечных ощущений, сознательное управление процессом дыхания.


  1. Гигиена голоса – 6 часов.

Теория: Закрепление знаний об охране и гигиене детского голоса.

Практика: Упражнения на расслабление мышц голосового аппарата, диагностика и устранение зажимов тела.


  1. Основы биофоники – 18 часов.

Теория: Знакомство с биофоникой. Биофоника как наука о дыхании.

Практика: Постановка вокального дыхания, основанного на науке биофонике. Упражнения для постановки фонационного дыхания.


  1. Мелизмы и другие украшения – 30 часов.

Теория: Знакомство с понятием «мелизмы». Разновидности мелизмов для разных музыкальных инструментов и человеческого голоса.

Практика: Упражнения для вокального прогрева и мелизматики. Импровизация.


  1. Чистота интонирования. Четкая дикция. Атака звука – 44 часа.

Теория: Совершенствование навыков правильного певческого произношения слов, активизация речевого аппарата с использованием скороговорок, формирующих навык твердой и мягкой атаки.

Практика: Индивидуальная работа по развитию четкой дикции, опоры, чистой интонации.


  1. Расширение диапазона голоса – 23 часа.

Теория: Комбинирование грудного и головного звукоизвлечения. Фальцет, умение пользоваться фальцетным звучанием.

Практика: Упражнения для достижения силы звука, глубины и красоты звучания тембра на протяжении всего диапазона голоса. Индивидуальная работа по расширению диапазона голоса.


  1. Работа над репертуаром. Работа с микрофоном – 89 часов.

Теория: Умение работать с микрофоном. Умение регулировать силу звучания путем увеличения дистанции между микрофоном и исполнителем.

Практика: Прослушивание фонограммы, отработка отдельных моментов. Прослушивание песенного оригинала с целью – понять образ песни. Регулировка дистанции между исполнителем и микрофоном. Работа над литературным текстом.


  1. Итоговое занятие – 3 часа.

Практика: Отчетный концерт, демонстрация приобретенных навыков и умений. Контакт со зрителями.










































Ожидаемые результаты после четвертого года обучения



Обучающиеся будут знать:

- о науке о дыхании - биофонике, основных видов мелизмов;

- о работе резонаторов;


Обучающиеся будут уметь:

- выработать ощущения вокальной позиции, особенно при пении широких интервалов;

- импровизировать, то есть владеть основами без текстовой слоговой техники исполнения, дающей возможность для свободной импровизации;

- исполнять основные виды мелизмов;

- менять характер и силу звучания в разнохарактерных произведениях.
































Методическое обеспечение четвертого года обучения


п/п



Название раздела

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма подведения итогов


1


Вводное занятие

Мультимедийная презентация о творчестве коллектива

Ноутбук, мультимедийный проектор

собеседование

2

Гигиена голоса

Мультимедийная презентация «Гигиена голоса»

Ноутбук, мультимедийный проектор

тестирование

3

Основы биофоники

Мультимедийная презентация «Биофоника. Власть божественных колебаний», подбор дыхательных упражнений для развития фонационного дыхания

Ноутбук, мультимедийный проектор, бумажные салфетки, стакан с водой, коктейльные трубочки

тестирование

4

Мелизмы и другие украшения

Сборник упражнений для вокального прогрева и мелизматики из авторского курса Карины Купер. Видео мастер-класс «Как петь мелизмы»

Музыкальный инструмент (синтезатор)

Ноутбук, мультимедийный проектор

прослушивание

5

Чистота интонирования. Четкая дикция. Атака звука.

Видео мастер-класс «Артикуляция и опора звука», подбор упражнений

Музыкальный инструмент (синтезатор), Ноутбук, мультимедийный проектор

прослушивание

6

Расширение диапазона голоса.

Видео мастер-класс «Расслабление голосового аппарата, расширение диапазона»

Музыкальный инструмент (синтезатор), Ноутбук, мультимедийный проектор

прослушивание

7

Работа над репертуаром. Работа с микрофоном

Тексты песен, аудиозаписи, фонограммы

Микрофон, микшерный пульт, Музыкальный инструмент (синтезатор)

прослушивание

8

Итоговое занятие.

Мультимедийная презентация , фонограммы

Мультимедийный проектор, ноутбук, усилительная установка, микрофоны

Итоговый концерт






































Календарный учебный график первого года обучения



Позиции

Заполнить с учётом срока реализации ДООП

Количество учебных недель.

36

Количество учебных дней.

72

Продолжительность каникул.

с 30.12. по 10.01

Даты начала и окончания учебного года.

с 01.09.по31.05.

Сроки начальной диагностики.

сентябрь

Сроки промежуточной диагностики.

декабрь

Сроки итоговой диагностики.

май

Сроки промежуточной аттестации (при наличии).

нет




Календарный учебный график второго года обучения


Позиции

Заполнить с учётом срока реализации ДООП

Количество учебных недель.

36

Количество учебных дней.

72

Продолжительность каникул.

с 30.12. по 10.01

Даты начала и окончания учебного года.

с 01.09.по31.05.

Сроки начальной диагностики.

сентябрь

Сроки промежуточной диагностики.

декабрь

Сроки итоговой диагностики.

май

Сроки промежуточной аттестации (при наличии).

нет





Календарный учебный график третьего года обучения


Позиции

Заполнить с учётом срока реализации ДООП

Количество учебных недель.

36

Количество учебных дней.

108

Продолжительность каникул.

с 30.12. по 10.01

Даты начала и окончания учебного года.

с 01.09.по31.05.

Сроки начальной диагностики.

сентябрь

Сроки промежуточной диагностики.

декабрь

Сроки итоговой диагностики.

май

Сроки промежуточной аттестации (при наличии).

нет


Календарный учебный график четвертого года обучения


Позиции

Заполнить с учётом срока реализации ДООП

Количество учебных недель.

36

Количество учебных дней.

108

Продолжительность каникул.

с 30.12. по 10.01

Даты начала и окончания учебного года.

с 01.09.по31.05.

Сроки начальной диагностики.

сентябрь

Сроки промежуточной диагностики.

декабрь

Сроки итоговой диагностики.

май

Сроки промежуточной аттестации (при наличии).

нет


































Литература


  1. http://teatr-lib.ru/Library/Vygotsky/Psychology_art/

Выготский Л.С. Психология искусства. Москва: Искусство, 1986. 573 с.

  1. Гонтаренко Н.Б. Уроки сольного пения. Вокальная практика. Ростов на Дону: Феникс, 2014. 190 с.

  2. https://thelib.ru/books/p_t_goncharuk/biofonika_vlast_bozhestvennyh_kolebaniy-read.html Гончарук П.Т. Биофоника. Власть божественных колебаний. Москва: Новый Акрополь, 2011. 352 с.

  3. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. Москва: Музыка, 1968. 675 с.

  4. Замураева Т.И. Развиваем музыкальный и ритмический слух. Ростов на Дону: Феникс, 2015. 93 с.

  5. Купер К. Сборник упражнений для вокального прогрева и мелизматики. Лос-Анджелес, 2019. 9с.

  6. Риггз С. Пойте как звезды. Санкт-Петербург: Питер, 2007. 101 с

  7. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. Москва: Прометей, 1992. 270 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Синдяшкина Мария Сергеевна

Дата: 19.08.2021

Номер свидетельства: 585457

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства