Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА художественной направленности «Музыкальная капель»»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО ПРИКАЗОМ
на педагогическом совете, МБУДО «ДДТ»
протокол от № №____ от «____»______ 2018 г.
Директор ______ В.Н.Беспалова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
художественной направленности
«Музыкальная капель»
Возраст обучающихся – 6-14 лет
Срок реализации – 4 года
Автор-составитель:
Синдяшкина Мария Сергеевна,
педагог дополнительного образования
Бийск
2018
«Вокальное искусство – это качественно своеобразное сочетание музыкальных способностей и психологических качеств, определяющих творческий потенциал певца, его креативность, и успехи в профессиональной вокальной деятельности»
Теплов Б.М.
Пояснительнаязаписка
Дополнительное образование - важный и неотъемлемый компонент системы общего образовательного процесса. Оно способствует углублению знаний, развитию разносторонних интересов и способностей учащихся, выходящих за рамки образования. Влияние музыки на ребёнка велико. Музыка оказывает релаксирующее, оздоравливающее действие на учащихся.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Песня присутствует в жизни детей еще с младенчества, когда заботливые мамы поют им колыбельные. Даже первые попытки говорить (так называемое «гуление») больше напоминают пение. Так почему бы не использовать данный природой дар в целях творческого развития ребенка. Основная задача всех объединений учреждения дополнительного образования – социальное воспитание детей и подростков, осуществление социального воспитания посредством развития творческих музыкальных способностей ребят.
Музыкальное искусство является неотъемлемой частью нашей жизни. Разнообразие направлений, жанров, стилей говорит о его огромном влиянии на человека и о том, что каждый человек способен найти «свою» музыку. В настоящее время многие дети и подростки с большим интересом следят за различными музыкальными проектами, программами. Наблюдая за деятельностью того или иного молодого исполнителя, они, сами того не замечая, становятся пассивными участниками этого процесса. А у некоторых из них появляется активное желание попробовать свои силы.
Программа «Музыкальная капель» имеет художественную направленность и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства.
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время очень востребованы виды детского и юношеского творчества, в котором пение занимает свое достойное место. Занятия по вокальному мастерству опираются на принцип признания самоценности вокального искусства, который позволяет учащимся через интонационно-образную природу музыки познавать мир и самого себя в этом мире. Интерес к нему в настоящее время обусловлен общественными потребностями в неординарной творческой личности.
Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. Правильное пение – это, в первую очередь, правильное дыхание. Правильное дыхание является неотъемлемой частью многих оздоровительных систем. Вокальное искусство помогает в лечении многих хронических заболеваний и депрессий. Медики практикуют вокальное пение как помощь в улучшении состояния детей с заболеваниями позвоночника и суставов. Пение воздействует на детей и выражается в создании определенных эмоциональных переживаний, оказывающих влияние на: психику ребёнка; на интенсивность обменных процессов, дыхательной и сердечно-сосудистой системы; на повышение тонуса головного мозга и кровообращения. Положительное эмоциональное возбуждение при разучивании приятных вокальных произведений усиливает внимание, активизирует ЦНС, стимулирует мыслительную деятельность, ослабляет нагрузку на работающие звенья, увеличивает работоспособность человека. Все это – нелекарственная реабилитация функционального состояния ребёнка.
Отличительной особенностью программы является то, что она формирует певческие навыки обучающихся путем индивидуального педагогического воздействия через систему практических занятий.
Программа предназначена для детей с 6 до 14 лет.
Программа по вокалу «Музыкальная капель» предназначена для занятий в вокальных коллективах учреждений дополнительного образования. Программа предусматривает дифференцированный подход к учебному материалу в зависимости от возраста и способностей учащихся.
Вид программы: модифицированная.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа направлена на приобретение детьми вокальных и исполнительских знаний, умений и навыков обучающегося, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие, расширение и обогащение музыкального кругозора, способствует повышению культурного уровня, на овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации.
Предлагаемая программа рассчитана на 4 года обучения, продолжительность учебного года составляет 36 недель. Количество учебных часов в год 144 часа для первого и второго и 216 часов для третьего и четвертого годов обучения.
Форма обучения – очная.
Наполняемость в группах предполагает состав учащихся от 8 до 12 человек. Программа реализуется через групповую и индивидуальную работу. Индивидуальная и групповая формы занятий позволяют педагогу построить процесс обучения в соответствии с принципом дифференциации. Для наиболее способных детей предусмотрена работа по индивидуальным образовательным маршрутам.
Учебные занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа для групп первого и второго годов обучения и 3 раза в неделю по 2 часа (2 раза в неделю по 3 часа) для групп третьего и четвертого годов обучения. В зависимости от индивидуальных возможностей и интересов детей, уровня усвоения знаний, материально-технического оснащения и др., количество учебных часов, отведенное на изучение той или иной темы по каждому из разделов программы, может варьироваться с сохранением общего количества часов на учебный год.
Сольное и ансамблевое пение является эффективным способом музыкального развития детей, развития вокальных данных ребенка, которые могут являться средством выражения творческой личности.
Целью образовательной программы - развитие творческих способностей и индивидуальности учащегося, формирование у детей вокальных и исполнительских умений и навыков, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи программы:
Образовательные
- формирование художественного восприятия музыки;
приобретение знаний в области элементарной музыкальной грамоты;
формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
Развивающие:
- развитие тембра голоса как одного из главных средств вокальной выразительности;
- развитие певческих навыков (устойчивое певческое дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, высокая позиция, точное интонирование, использование резонаторов, певучесть, четкая и ясная дикция, правильное артикулирование);
- формирование чувства метра и темпа;
развитие исполнительских навыков (работа с текстом, с фонограммой и микрофоном, контакт со зрителями)
Воспитательные:
воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в досуговой деятельности.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
Ожидаемые результаты после реализации программы и способы их проверки:
Основным образовательным результатом осуществления программы является сформированная способность детей к сценическому выступлению на концертах. На этих концертах проверяются как знания, умения и навыки, полученные учащимися, так и воспитательные результаты: уровень творческой индивидуальной деятельности, трудолюбие, достигнутая в процессе прохождения программы, социальная адаптация обучающихся.
Программа составлена в соответствии с основными нормативными документами в области образования РФ, нормативными актами учреждения, а именно:
В основу программы положены следующие нормативно-правовые документы:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";
Приказ Министерства образования и науки от 09. 11. 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
Концепция развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года и планом ее реализации (утверждены распоряжением Администрации края от 22.09.2015 № 267-р);
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Приказ ГУ от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (дополнительных общеразвивающих) программ;
Устав МБУДО «Дом детского творчества» (утвержден приказом МКУ «Управление образования Администрации города Бийска» №1173 от 05.11.2015);
Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе (утверждено педагогическим советом Протокол №1 от 31.08.2016, приказом № 98/4 от 01.09.2016).
Учебный план программы 1 год обучения
Цель: формирование основ вокальных навыков.
Задачи:
- формировать навыки певческой установки обучающихся;
- учить использовать при пении мягкую атаку;
- формировать вокальную артикуляцию;
- развивать вокальный слух;
- воспитывать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом.
Темы и содержание занятий
Кол-во
часов
теория
практика
всего
1
Вводное занятие
1
1
2
2
Пение как вид музыкальной деятельности.
4
-
4
3
Правильная певческая установка.
2
8
10
4
Формирование правильного певческого дыхания, певческих гласных и согласных на середине диапазона. Развитие резонаторов, сглаживания и развития регистров.
Сглаживание гласных, расширение диапазона голоса. Осмысленное и выразительное пение вокализов и произведений.
2
11
13
7
Работа над репертуаром. Работа с микрофоном.
6
51
57
8
Итоговое занятие
-
2
2
Итого
21
123
144
Содержание деятельности
Вводное занятие – 2 часа
Теория: Знакомство с правилами внутреннего распорядка коллектива, техника безопасности.
Практика: Игры на формирование коллектива.
Пение как вид музыкальной деятельности – 4 часа
Теория: Знакомство с понятиями сольного и ансамблевого пения, правилами охраны детского голоса, различными музыкальными терминами.
Правильная певческая установка – 10 часов
Теория:Знакомство с понятием певческая (вокальная) установка.
Практика: Вокальные упражнения на устранение мышечных зажимов, звукообразование.
Формирование правильного певческого дыхания, певческих гласных и согласных на середине диапазона. Развитие резонаторов, сглаживания и развития регистров – 31 час
Теория:Знакомство с понятиями вокальное дыхание, пение на опоре.
Практика: Отработка техники вокального дыхания, вдоха и выдоха с помощью различных упражнений, выявление индивидуального тембра голоса.
Чистота интонирования. Четкая дикция. Атака звука. – 25 часов
Практика: Вокальные упражнения на дикцию, артикуляцию, применение твердой и мягкой атаки звука в произведениях, работой над унисоном.
Сглаживание гласных, расширение диапазона голоса. Осмысленное и выразительное пение вокализов и произведений. – 13 часов
Теория:Знакомство с понятиями диапазон, вокализ, a cappella
Практика: Работа над расширением диапазона, мелодическим слухом, формированием звуков.
Работа над репертуаром. Работа с микрофоном. – 57 часов
Теория:Знакомство с микрофоном, правилами пользования, анализ произведения.
Практика: Работа над музыкальным материалом (фразировка, динамика, характер).
Итоговое занятие – 2 часа
Практика:Отчетный концерт, демонстрация приобретенных навыков и умений.
Ожидаемые результаты после первого года обучения
Обучающиеся будут знать:
-об эстрадном вокале;
- чистоте интонации звучания;
- певческом дыхании и его отличии от обычного дыхания;
- голосовом аппарате;
- чёткой дикции и артикуляции.
Обучающиеся будут уметь:
- петь короткие фразы на одном дыхании в начале этапа и более длинные к концу этапа обучения;
- выполнять вокальные упражнения для развития певческого голоса;
- беречь свой голос от перегрузок;
- выучат к концу года от 3 до 8 произведений (диапазон РЕ1 - МИ2) и примут участие в итоговом концерте.
Методическое обеспечение первого года обучения
№
п/п
Название раздела
Дидактический материал
Техническое оснащение
Форма подведения итогов
1
Вводное занятие
Мультимедийная презентация о творчестве коллектива
Ноутбук, мультимедийный проектор
собеседование
2
Пение как вид музыкальной деятельности
Раздаточный материал с названиями музыкальных терминов
опрос
3
Правильная певческая установка
Наглядное пособие «Строение голосового аппарата», видео мастер-класс «Смыкание связок»
Музыкальный инструмент (синтезатор), Ноутбук, мультимедийный проектор
тестирование
4
Формирование правильного певческого дыхания, певческих гласных и согласных на середине диапазона. Развитие резонаторов, сглаживания и развития регистров
Видео мастер-класс «Дыхание и опора звука»
Ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный инструмент (синтезатор)
Теория:Понятие об артикуляции, дикции, атаки звука. Особенности формирования дикции на грудном звучании.
Практика: Упражнения на правильное формирование грудных звуков, дикционные упражнения на формирование грудного звучания.
Расширение диапазона голоса. Осмысленное и выразительное пение вокализов и произведений – 13 часов.
Теория: Знакомство с кантиленой, техникой легато и стаккато.
Практика: Упражнения на овладение техникой Legato,staccato, пение вокализов.
Работа над репертуаром. Работа с микрофоном. – 59 часов
Теория: Специфика работы с фонограммой и микрофоном.
Практика:Работа с исполняемыми произведениями. Умение чувствовать микрофон (микрофон-продолжение руки).
Итоговое занятие – 2 часа.
Практика. Отчетный концерт, демонстрация приобретенных навыков и умений.
Ожидаемые результаты после второго года обучения
Обучающиеся будут знать:
- об атаке певческого звука;
- о регистрах;
- о резонаторах.
Обучающиеся будут уметь:
- петь в эстрадной манере;
- использовать спокойный вдох и экономный выдох при фонации;
- эмоционально и выразительно передавать настроение музыкальногопроизведения;
- вырабатывать динамические оттенки в пении;
- работать над сглаживанием регистров (грудной, головной);
- вырабатывать округлый звук, округлять гласные и четко произносить
согласные
- петь легато, нон легато, стаккато.
К концу каждого полугодия дети выучат от 3 до 8 произведений: современные песни для детей и современную эстрадную музыку (диапазон голоса Д01 - ФА1, ФА2 - СОЛБ2). Для контроля они исполняют по два произведения на итоговых концертах в конце каждого полугодия.
Методическое обеспечение второго года обучения
№
п/п
Название
раздела
Дидактический материал
Техническое оснащение
Форма подведения итогов
1
Вводное занятие
Мультимедийная презентация о творчестве коллектива
Теория: Совершенствование навыков правильного певческого произношения слов, активизация речевого аппарата с использованием скороговорок, формирующих навык твердой и мягкой атаки.
Практика: Индивидуальная работа по развитию четкой дикции, опоры, чистой интонации.
Расширение диапазона голоса – 23 часа.
Теория: Комбинирование грудного и головного звукоизвлечения. Фальцет, умение пользоваться фальцетным звучанием.
Практика: Индивидуальная работа по расширению диапазона голоса.
Работа над репертуаром. Работа с микрофоном – 90 часов.
Теория: Умение работать с микрофоном. Умение регулировать силу звучания путем увеличения дистанции между микрофоном и исполнителем.
Практика: Прослушивание фонограммы, отработка отдельных моментов. Прослушивание песенного оригинала с целью – понять образ песни. Регулировка дистанции между исполнителем и микрофоном.
Итоговое занятие – 3 часа.
Практика: Отчетный концерт, демонстрация приобретенных навыков и умений. Контакт со зрителями.
Ожидаемые результаты после третьего года обучения
Обучающиеся будут знать:
- о резонансе, как о явлении и уметь работать со своими « резонаторами » (имеется в виду головной и грудной резонаторы);
Обучающиеся будут уметь:
- различать на слух «низкую» и «высокую» певческую позицию;
- петь именно в «высокой» позиции, то есть, соблюдая внутреннюю улыбку;
- менять характер и силу звучания в разнохарактерных произведениях;
- петь без поддержки инструмента, сохраняя чистоту интонации;
- фокусировать звук, чтобы не было сиплого, рыхлого звука.
Методическое обеспечение третьего года обучения
№
п/п
Название раздела
Дидактический материал
Техническое оснащение
Форма подведения итогов
1
Вводное занятие
Мультимедийная презентация о творчестве коллектива
Теория: Совершенствование навыков правильного певческого произношения слов, активизация речевого аппарата с использованием скороговорок, формирующих навык твердой и мягкой атаки.
Практика: Индивидуальная работа по развитию четкой дикции, опоры, чистой интонации.
Расширение диапазона голоса – 23 часа.
Теория: Комбинирование грудного и головного звукоизвлечения. Фальцет, умение пользоваться фальцетным звучанием.
Практика: Упражнения для достижения силы звука, глубины и красоты звучания тембра на протяжении всего диапазона голоса. Индивидуальная работа по расширению диапазона голоса.
Работа над репертуаром. Работа с микрофоном – 89 часов.
Теория: Умение работать с микрофоном. Умение регулировать силу звучания путем увеличения дистанции между микрофоном и исполнителем.
Практика: Прослушивание фонограммы, отработка отдельных моментов. Прослушивание песенного оригинала с целью – понять образ песни. Регулировка дистанции между исполнителем и микрофоном. Работа над литературным текстом.
Итоговое занятие – 3 часа.
Практика: Отчетный концерт, демонстрация приобретенных навыков и умений. Контакт со зрителями.
Ожидаемые результаты после четвертого года обучения
Обучающиеся будут знать:
- о науке о дыхании - биофонике, основных видов мелизмов;
- о работе резонаторов;
Обучающиеся будут уметь:
- выработать ощущения вокальной позиции, особенно при пении широких интервалов;
- импровизировать, то есть владеть основами без текстовой слоговой техники исполнения, дающей возможность для свободной импровизации;
- исполнять основные виды мелизмов;
- менять характер и силу звучания в разнохарактерных произведениях.
Методическое обеспечение четвертого года обучения
№
п/п
Название раздела
Дидактический материал
Техническое оснащение
Форма подведения итогов
1
Вводное занятие
Мультимедийная презентация о творчестве коллектива
Ноутбук, мультимедийный проектор
собеседование
2
Гигиена голоса
Мультимедийная презентация «Гигиена голоса»
Ноутбук, мультимедийный проектор
тестирование
3
Основы биофоники
Мультимедийная презентация «Биофоника. Власть божественных колебаний», подбор дыхательных упражнений для развития фонационного дыхания
Ноутбук, мультимедийный проектор, бумажные салфетки, стакан с водой, коктейльные трубочки
тестирование
4
Мелизмы и другие украшения
Сборник упражнений для вокального прогрева и мелизматики из авторского курса Карины Купер. Видео мастер-класс «Как петь мелизмы»
Выготский Л.С. Психология искусства. Москва: Искусство, 1986. 573 с.
Гонтаренко Н.Б. Уроки сольного пения. Вокальная практика. Ростов на Дону: Феникс, 2014. 190 с.
https://thelib.ru/books/p_t_goncharuk/biofonika_vlast_bozhestvennyh_kolebaniy-read.html Гончарук П.Т. Биофоника. Власть божественных колебаний. Москва: Новый Акрополь, 2011. 352 с.
Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. Москва: Музыка, 1968. 675 с.
Замураева Т.И. Развиваем музыкальный и ритмический слух. Ростов на Дону: Феникс, 2015. 93 с.
Купер К. Сборник упражнений для вокального прогрева и мелизматики. Лос-Анджелес, 2019. 9с.
Риггз С. Пойте как звезды. Санкт-Петербург: Питер, 2007. 101 с
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. Москва: Прометей, 1992. 270 с.