kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптированная программа по предмету "Музыкальный инструмент"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главной особенностью данной программы является расширение репертуарного плана учащихся, включение национально-регионального компонента (произведения казахских композиторов). Данная программа отличается  от традиционной  тем, что дает  возможность дифференцированного подхода к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным данным, приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по предмету "Музыкальный инструмент" »


Государственное учреждение «Отдел образования Бурлинского района Западно –Казахстанской области»













АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

по предмету «Музыкальный инструмент» для хорового отделения.

Срок реализации программы – 7 лет


Педагоги дополнительного образования Cмирнова О.И., Мезина И.В.

ГККП «Детская музыкальная школа Бурлинского района ЗКО»


















г. Аксай, 2014г.



Программа рассмотрена методическим советом ГККП «Детская музыкальная школа Бурлинского района Западно- Казахстанской области». Протокол № 1

от «22» августа 2014г.






Рецензент: Преподаватель высшей категории ДМШ г. Аксай Бурлинского района ЗКО Автономова Н.В.






















Главной особенностью данной программы является расширение репертуарного плана учащихся, включение национально-регионального компонента (произведения казахских композиторов). Данная программа отличается от традиционной тем, что дает возможность дифференцированного подхода к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным данным, приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения.





СОДЕРЖАНИЕ



I. Пояснительная записка………………………………………………………….4

II. Учебно – тематический план………………………………………………..….6

III. Содержание предмета (примерный репертуарный список для учащихся хорового отделения)……………………………………………………………….8

IV. Методическое обеспечение программы……………………………………...22

V. Список используемой литературы…………………………………………..…23

VI. Список методической литературы………………………………………..…...26
































I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Предлагаемая программа «Музыкальный инструмент» представляет собой адаптированную программу на базе типовой семилетней программы для учащихся ДМШ.

Направленность программы – художественно-эстетическая. Срок реализации – 7 лет.

«Музыкальный инструмент» наряду с другими дисциплинами учебного плана является одним из звеньев музыкально-педагогического воспитания учащихся хорового отделения ДМШ. Обоснованием необходимости и внедрения программы является то, что дети в ДМШ принимаются без особого конкурсного отбора, что приводит к упрощению программных требований. Возрастающая учебная нагрузка в общеобразовательной школе, посещения танцевальных кружков, художественной школы, компьютерные игры, интернет – все это отвлекает детей от занятий музыкой. Отсутствие дома фортепиано не позволяет детям подготовиться к уроку дома.


Цели и задачи программы: Занятия по классу фортепиано на основе изучения материала данной программы должны дать учащимся навыки игры на фортепиано, чтения с листа, игры хоровых партитур, игры в ансамбле и аккомпанементе в объеме, необходимом для музыкально-художественного развития. В процессе занятий на фортепиано учащийся должен овладеть приемами игры на инструменте – как двигательными, так и приемами звукоизвлечения, педализации. Учащиеся должны научиться понимать характер исполняемых произведений.

Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических дисциплин (сольфеджио, музыкальной грамоты), поэтому для успешного обучения в музыкальной школе, обучающимся на хоровом отделении необходим курс ознакомления с инструментом. Необходимость реализовать весь комплекс задач с детьми разной степени одаренности заставляет преподавателей по курсу «фортепиано» и преподавателей -хоровиков создавать различные методические разработки, репертуарные сборники в области развития важнейших практических навыков: транспонирование, чтение с листа, чтение хоровых партитур. Кроме того, педагог-пианист работает неразрывно с педагогом-хоровиком. Так как вместе они решают единую педагогическую задачу. К концу обучения в музыкальной школе учащийся хорового отделения обладает определенными навыками и умениями. Отличием данной программы от традиционной является возможность дифференцированного подхода к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным данным.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 17 лет.

Одной из основных форм планирования занятий в классе «Музыкальный инструмент» является составление индивидуальных планов для каждого ученика (c учетом его возможностей) на каждое полугодие. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения казахской, русской, зарубежной и современной музыки. В работе над репертуаром педагог должен добиваться различной степени завершенности исполнения музыкального произведения, учитывая, что некоторые из них должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие для показа в классе, третьи – в порядке ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика. Для каждого класса в программе даны различные перечни музыкальных произведений (различные по уровню трудности) для исполнения на зачетах, контрольных уроках и экзаменах в течение учебного года. Важнейшим фактором, способствующим успешному развитию музыкально-исполнительских данных учащихся, является правильная организация учебного процесса, планирование учебной работы и глубоко продуманный выбор репертуара. Индивидуальная форма занятий позволяет проводить работу с учетом возможностей каждого ученика.








































II. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Годовые зачетно-экзаминационные требования



Класс

Первое полугодие

Второе полугодие

1

Контрольный урок: 2 пьесы - декабрь

Зачет: этюд, пьеса - апрель

2

Контрольный урок: этюд, пьеса - декабрь

Зачет: 2 пьесы- апрель

3

Контрольный урок: этюд, пьеса - декабрь

Зачет: 1 пьеса, 1 песня - апрель

4

Контрольный урок: этюд, полифония - декабрь

Зачет: крупная форма, 1 пьеса 1 песня - апрель

5

Контрольный урок: этюд, полифония - декабрь

Зачет: крупная форма, 1пьеса, 1 песня - апрель

6

Контрольный урок: этюд, полифония - декабрь

Зачет: крупная форма, пьеса, хоровая партитура - апрель

7

Контрольный урок: пьеса, полифония - декабрь

Зачет: пьеса, крупная форма, хоровая партитура - апрель



Годовые требования по классам.


В течение учебного года учащиеся должны изучить:


1 класс - 10 –12 разнохарактерных произведений.


2 класс- 8-10 разнохарактерных произведений. Игра лёгких хоровых партий.


3 класс - 2 этюда, 4 разнохарактерных пьесы, 1 произведение полифонического стиля, 3-4 ансамбля. Игра лёгких хоровых партий.


4 класс - 2 этюда, 4 разнохарактерных пьесы, 1 произведение полифонического стиля, 1 произведение крупной формы, 3-4 ансамбля. Игра лёгких хоровых партий.


5 класс - 2 этюда, 2 разнохарактерных пьесы, 2 произведения полифонического стиля, 1 произведение крупной формы, 2- ансамбля. Подбор аккомпанемента к 2-м песенным мелодиям. Игра хоровых партитур.




6 класс - 4 этюда, 2 произведения полифонического стиля, 1 произведение крупной формы, 2 пьесы. Подбор аккомпанемента к 2-м песенным мелодиям. Игра хоровых партитур.


7 класс - 1этюд, 1 произведение полифонического стиля, 1 произведение крупной формы, 2 пьесы. Подбор аккомпанемента к 2-м песенным мелодиям. Игра хоровых партитур.


Годовые технические требования


1 класс - Ознакомление с построением гамм и арпеджио.

2 класс - I полугодие –С dur каждой рукой отдельно, трезвучия каждой рукой отдельно в пределах октавы.

II полугодие – a moll, трезвучия каждой рукой отдельно в пределах октавы.


3 класс - I полугодие – мажорные гаммы: G- dur двумя руками в пределах октавы, арпеджио каждой рукой отдельно в пределах октавы. II полугодие – минорные гаммы: e - moll двумя руками в пределах октавы, арпеджио каждой рукой отдельно в пределах октавы. Кадансовый оборот.


4 класс - I полугодие – мажорные гаммы: D- dur, E - dur каждой рукой отдельно в пределах октавы, арпеджио каждой рукой отдельно в пределах октавы, аккорды – по 3 звука каждой рукой отдельно. II полугодие – минорные гаммы: e- moll каждой рукой отдельно в пределах октавы, арпеджио каждой рукой отдельно пределах октавы, аккорды по 3 звука каждой рукой отдельно. Кадансовый оборот.


5 класс - I полугодие – мажорные гаммы: A- dur двумя руками отдельно пределах двух октав, арпеджио каждой рукой отдельно в пределах октавы, аккорды по 3 звука каждой рукой отдельно. II полугодие – минорные гаммы:

g- moll двумя руками отдельно в пределах двух октав, арпеджио каждой рукой отдельно в пределах октавы, аккорды по 3 звука каждой рукой. Кадансовый оборот.


6 класс - I полугодие – мажорные гаммы: H - dur двумя руками в пределах двух октав, арпеджио каждой рукой отдельно в пределах двух октав. II полугодие – минорные гаммы: c moll двумя руками в пределах двух октав, арпеджио каждой рукой отдельно в пределах двух октав. Кадансовый оборот.


7 класс - I полугодие – закрепление всего пройденного и ознакомление с построением и аппликатурой минорных гамм от черных клавиш каждой рукой отдельно.


III. Содержание предмета (примерный репертуарный список для учащихся хорового отделения).


1 класс


Сборник «В музыку с радостью», сост. О. Геталова, И.Визная:

М.Андреева «Ехали медведи»

польская народная песня «Два кота»

М.Красев «Гуси»

Ф.Лещинская «Лошадки»

И.Визная «Вальс»

А.Артоболевская «Вальс собачек»

С.Литовко «Парововозик»

Р.Бойко «Я лечу ослика»

Н.Ионеску «Дед Андрей»

английская народная песня «Игрушечный медвежонок» ансамбль

французская народная песня «Колыбельная» ансамбль

В.Благ «Чудак» ансамбль

русская народная песня «Во саду ли, в огороде»

Е.Тиличеева «Про елочку»

О.Геталова «Рыжий кот»

Филиппенко «»Цыплята» ансамбль

Витлин «Серенькая кошечка»

Ж.Металлиди «Кот-мореход»

Б.Берлин «Пони-звездочка»

О.Геталова «Добрый гном»

О.Геталова «Часы»

русская народная песня «У кота-воркота»

Г.Энесакс «Едет паровоз»

украинская народная песня «Ой, лопнул обруч»

А.Гретри «Кукушка и осел»

русская народная песня «Каравай»

М.Красев «Елочка»

Д.Томпсон « Вальс гномов» ансамбль

Д.Уотт «Три поросенка» ансамбль

В.Игнатьева «Тихая песня» ансамбль


Сборник «Пьесы для фортепиано», сост. Э. Бабыкина, Г. Ойнарбаева, изд. Женер, 2004г.

Е. Андосов. «Детский альбом» Дождик. Часики. Народный напев.

А. Омарова. Курица. Тиiн.

Х. Сетеков. Кукушка.




Сборник казахских песен. «Эндер» (по выбору)


Произведения композиторов Казахстана для фортепиано. Сост. Э Бабыкова, Г.Зарипова, г. Алматы. «Онер» 2010 г. (по выбору)


Сборник «Школа игры на фортепиано», сост. А.Николаев 1964 г.:

русская народная песня «На зеленом лугу»

русская народная песня «Веселые утки»

Е.Гнесика «Этюды»

М.Красев «Журавель»

Н.Метлов «Зима прошла»

Д.Кобалевский «Про Петю» ансамбль

Г.Гумберт «Этюд»

русская народная песня «Коровушки»

Ж.Векерлен «Пьеса»

русская народная песня «Ах, вы сени, мои сени»

Т.Салютринская «Пастух играет»


Сборник «Первая встреча с музыкой», сост. А.Артоболевская:

«Вальс собачек» ансамбль

украинский народный танец «Казачок» ансамбль

С.Ляховицкая «Где ты, Лека?»

С.Ляховицкая «Дразнилки»

А.Руббах «Воробей»

И.Филипп «Колыбельная»

армянская народная песня «Ночь»

украинская народная песня «Ой, ти, дивчина»

С.Прокофьев «Болтунья» ансамбль


Сборник «Избранные этюды иностранных композиторов», I-II классы, 1960 г.:

Г.Беренс «Этюд № 1»

Г.Беренс «Этюд № 2»

Л.Шитте «Этюд № 3»

Л.Шитте «Этюд № 4»

Г.Беренс «Этюд № 5»

Г.Беренс «Этюд № 7»


Хоровые попевки:

Жаңбыр (Дождик)

Қораз (Петушок)

Қөбелек (Бабочка)

Бөпешім (Мой малыш)





2 класс


Сборник «В музыку с радостью», сост. О. Геталова, И.Визная:

Б.Чайковский «Урок в мышиной школе» ансамбль

В.Шаинский «Кузнечик» ансамбль

В.Игнатьев «Большой олень» ансамбль

Б.Савельев «Песня кота Леопольда»

К.Лоншан-Друшкевичова «Полька»

Б.Берлин «Марширующие поросята»

И.Визная «Этюд»

французская народная песня «Пастушки»

П.Хаджиев «Маленькая прелюдия»

К.Лоншан-Друшкевичова «Из бабушкиных воспоминаний»

И.Беркович «Этюд»

В.Игнатьев «Негритянская колыбельная»

Д.Тюрк «Песенка»

О.Бер «Темный лес»

К.Черни «Этюд»

А.Жилинский «Этюд»

Н.Любарский «Этюд»

А.Гедине «Этюд»

И.Корневская «Дождик»

В.Шаинский «Песенка крокодила Гены» ансамбль

А.Лешгорн ««Этюд»

И.Беркович «Этюд»

А.Гедине «Заинька»

А.Гедине «Русская песня»


«Школа игры на фортепиано», под ред. А.Николаева, 1963 г.:

Е.Гнесина «Этюд»

М.Крутицкий «Зима»

Е.Гнесина «Этюд»

А.Гедине «Ригидон»

Ж.Арман «Пьеса»

А.Гедине «Русская народная песня»

В.Моцарт «Ария Попагено» ансамбль

В.Курочкин « Пьеса»

И.Беркович « Этюд»

Б.Бартон «Песня»

Л.Книппер «Степная кавалерийская»

Э.Тетцель «Прелюдия»


Сборник «Первая встреча с музыкой», сост. А.Артоболевская:

Т.Назарова-Метнер «Латышская полька»

А.Александров «Новогодняя полька»

М.Крутицкий «Зима»

Г.Галынин «Медведь»


Сборник «Избранные этюды иностранных композиторов», I-II классы, 1960 г.:

Г.Беренс «Этюд № 8»

Л.Шитте «Этюд № 9»

Л.Шитте «Этюд № 10»

Г.Беренс «Этюд № 12»

А.Лешгорн «Этюд № 15»


«Хрестоматия для фортепиано» 1 класс:

Б.Барток «Диалог»

Э.Сигмейстер «Популярная американская песня»

К.Орф «Пьеса»

В.Нестеров «Этюд»

Л.Моцарт «Менуэт»

Д.Тюрк «Балет»

М.Глинка «Хор.Славься» из оперы «Иван Сусанин» ансамбль


Сборник «Фортепианная игра», I-II класс ДМШ, сост. А.Николаев, 1988 г.:

Л.Шитте «Этюд»

Л.Моцарт «Бурре»

Д.Кабалевский «Ежик»

И.Гайдн «Анданте»

А.Гедине «Этюд»


Произведения композиторов Казахстана. Ред.Э. Бабыковой, Г. Зариповой. Изд. Онер. 2010г. Алматы

Б.Кыдырбек.Yй саламын.Yлдар биi. Кыздар биi. Жорыкка шык. Халык биi. Тауык. Тиiн.

А.Омарова. Конжыктар би. Сарбаздар маршы. Кокек.

Х.Сетеков. Толгау, Оуен. Оянган сезiм.

Пьесы для фортепиано.Сост.Э Бабыкова.

Е.Андосов. Жорык жыры. Би. Кишкентай кyйшi.

Каз.нар.песня Кызылкумда аулым в обр. Б.Дальденбаева

Фортепиано.Сост. А. Мухитова. Изд. Алматы.2010г.

А.Затаевич. Казахский марш.

Каз.нар. песня Айнамкоз. Ауылын сенiн белде едi. Обр. Е.Зингер, А.Аронов.

Каз.нар.песня Дудар-ай. Ак Дарига.

70 пьес для фо-но в 4-руки. Тетр.1. Сост.Д.Бегимбетова. 2011г.(по выбору)


Хоровые попевки:

К.Дұйсекеев, Ш.Сариев «Анна»

И Нұсіпбаев, Ә Табылдиев «Айналайың, ақ мамам!»

И Нұсіпбаев, Х.Талғаров «Домбыра сазы»

К.Дұйсекеев, Ш.Сариев «Туған жер»

Русские народные песни: «Вставала ранешенько», «Коровушка», «Не летай соловей» «Я на камушке сижу»

Латышская народная песня «Где ты был так долго?»

Белорусская народная песня «Перепелка»


3 класс


Полифонические произведения:

И.С.Бах «Менуэт» ре-минор

И.С.Бах «Волынка»

Д.Скарлатти «Ария» ре-минор

В.Моцарт «Пасспье» марш

А.Корелли «Сарабанда» ми-минор

Л.Моцарт «Менуэт»

Г.Перселл «Ария»

Г.Перселл «Менуэт» соль-мажор

А.Гедике «Фугато» соль-мажор

А.Гедике «Инвенция» ре-минор

С.Майкопар «Канон» соль-минор


Фортепиано элiппесi.Созд. А.Мухитова.Алматы.2010г.

Е.Брусиловский. Кiшкентай инвенция.


Произведения крупной формы:

М.Клементи «Сонатина № 1»

И.Дюссен «Рондо»

К.Сорокин «Во поле береза стояла» вариации

И.Андрэ «Сонатина» 1, 2, 3 часть

В.Моцарт «Легкие вариации»

В.Кикта «Вариации на старинную украинскую песню»


Пьесы:

Л.Моцарт «Пьеса»

Я.Гарепа «В поезде»

И.Кригер «Буре»

И.Кребс «Ригадон»

Н.Мясковский «Беззаботная песенка»

Д.Тюрк «Андантино»

С.Майкопар «В садике»

С.Майкопар «Пастушок»

Б.Дварионас «Прелюд»

Г.Свиридов «Колыбельная песенка»

А.Гречанинов «На лужайке»

Р.Шуман «Мелодия»


Казакстан композиторларынын фортепианолык шыгармалары. Изд. Онер-2008г

Сост. Г.Ойнарбаева, Г.Зарипова. Алматы.

Э.Эбдинуров. Бас бармак. Балан yйрек. Ортан терек, Кошакан. Ботакан. Маргау. Лак.

А. Омарова. Ойын. Ак сиса. Илигай. Бесiк жыры. Торт тайлак.

Б.Дальденбаев. Бобегiм.

А.Абдинуров. Балкадиша. Атамнын энгiмесi.


Казакстан композиторларынын фортепианолык шыгармалары. Изд. Онер.2010г. Сост. Э Бабыкова,Г.Зарипова.

Б. Кадырбек. Аркан тарт. Жабыркау.

А. Затаевич. Пьесы для фортепиано. Алматы.2005г. (по выбору)


Этюды:

К.Черни «Этюды» № 1, 2, 3, 4, 5, 6 из первой теради

К.Гурлит «Этюд» ля-мажор

А.Гедике «Этюд» ми-минор

Л.Шитте «Этюд» сочинение 160 № 10

Л.Шитте «Этюд» сочинение 160 № 14

Л.Шитте «Этюд» сочинение 160 № 15

Л.Шитте «Этюд» сочинение 160 № 18

Л.Шитте «Этюд» сочинение 108 № 1

А.Лемуан «Этюд» сочинение 37 № 1

А.Лемуан «Этюд» сочинение 37 № 2

С.Майкопар «Этюд»


Ансамбли:

П.Чайковский «Хор девушек» из оперы «Евгений Онегин»

П.Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица»

М.Мусоргский «Поздно вечером сидела» хор из оперы «Хованщина»

Л.Бетховен «Немецкий танец»

Белорусский танец «Полька-янка»

Классика. Джаз и популярные ансамбли. Сост.А.Сапаров (по выбору)

Е.Брусиловский. Шашу. Топай кок. Наз коныр (ансамбль).


Хоровые произведения:

К.Қуатбаев, О.Әубакіров «Әлі оқып жүр ақылдың»

С.Мұхамеджанов, Ғ.Жұмабаев «Қазақстан»

Б.Ғизатов,С.Жиенбаев «Біздің ән»

А.Меңжанова «Қонырау»

Белорусские народные песни: « Дудочка-дуда», «Сел комарик на дубочек» Грузинские народные песни: «Светлячок», «Песня сердца» Глинка М. «Ты, соловушка, умолкни», «Ходит ветер, воет в поле» Алябьев А. «Зимняя дорога» Кюи Ц. Детские песни «Лето», «Осень», «Зернышко», «Ласточка»

4 класс

Полифонические произведения:

И.С.Бах «Полонез» соль-минор

И.С.Бах «Менуэт» соль-минор

И.С.Бах «Менуэт» соль-мажор

Ф.Э.Бах «Маленькая фантазия»

Г.Ф.Гендель «Куранта»

Л.Бетховен «Канон»

А.Караманов «Канон»


Произведения крупной формы:

М.Клементи «Сонатина» до-мажор

А.Гедике «Сонатина» до-мажор

Л.Бетховен «Сонатина» соль-мажор

Ф.Кулау «Сонатина» до-мажор

Д.Чимарозо «Соната» ре-минор

И.Беркович «Сонатина» 1, 2 часть

В.Моцарт «Рондо»


Педагогический репертуар для фортепиано. Второй класс. (Хрестоматия) Алма-Ата. Онер.1986г.

Исакова А. Маленький джигит. Лёгкие вариации (на казахскую тему «Жайдарман»).

Зингер Е. Вариации. Душенька моя. Сборник фортепианных пьес. ч.1.Алма-ата. Мектеп, 1967г.


Пьесы:

Д.Шостакович «Марш»

Сен-Люк «Буре»

Г.Свиридов «Ласковая просьба»

Глиэр «Монгольская песенка»

С.Майкопар «Детская песенка», «Сказочка», «Раздумье»

Р.Шуман «Марш»

Р.Шуман «Первая утрата»

П.Чайковский «Болезнь куклы», «Итальянская песенка», Немецкая песенка»

Мегюль «Охота»

Э.Сигмейстер «Спиричуэл»

Ф.Констан «Ослик»

И.Стрибогг «Вальс петушков»

А.Гречанинов «Мазурка»

А.Эшпай «Танец»


«Детский альбом». Пьесы для фортепиано. Выпуск первый. Алма-Ата. Онер,1986г.

С.Кибирова. Птичка (Балапан). Осень (Куз)

Л.Хамиди. Интересная игра.

Б. Кыдырбекова. Считалка. (Куыр-куырмаш…)

А.Исакова. Виолончель поёт. Фанфары. Весёлая пикколка (из цикла «Оркестровые голоса»).


«Фортепианные пьесы для детей». Алма-Ата. Каз.гос.изд-во худ.лит-ры.1960г. А.Еспаев. Песенка (Эн). Прогулка (Саяхатта).

Б.Ерзакович. Дедушка (Ата). Детские игры (Балалар).

Е.Брусиловский. «16 пьес для фортепиано» Алма-Ата. «Жалын» 1979г.

Караторгай (тема Ахан-Сере). В поле (Кен далада). Ботагоз (женское имя).

Этюды:

К.Черни «Этюды» № 20, 23, 24, 28, 29, 32, 35 из первой теради

А.Лемуан «Этюд» сочинение 37 № 6, № 8, № 10, № 12

Л.Шитте «Этюд» сочинение 160 № 23, № 24

Л.Шитте «Этюд» сочинение 108 № 16

Г.Береннс «Этюд» сочинение 70 № 27


Ансамбли:

П.Чайковский «Экосез» из оперы «Евгений Онегин»

П.Чайковский «Сладкая греза», «Грустная песенка»

Ф.Мендельсон «Песня без слов»

А.Серов «Варяжская баллада»


Хоровые произведения:

Койшыбаев М., О.Аубакиров «Тойбастар»

Нұсіпбаев И.,Т.Молдағалиев «Мектеп полькасы»

Ө.Байділдаев, Ш.Смаханұлы «Сүйікті мектебім»

Қалдаяқов Ш., Т.Молдағалиев «Отан»

Булахов П. «Колокольчики мои»

Залесский В., С.Маршак «Яблоко и веточка» Русская народная песня «Со вьюном я хожу» Чайковский П. «Весна», «Осень», «Детская песенка» Моцарт А. «Тоска по весне», «Детские игры» Тома А. «Вечерняя песня» Антонов Ю. «Утренняя песенка»


5 класс


Полифонические произведения:

И.С.Бах «Менуэт» до-минор

И.С.Бах «Менуэт» соль-мажор

И.С.Бах «Маленькая двухголосная фуга» до-минор

И.С.Бах «Менуэт» соль-минор

Ф.Э.Бах «Менуэт» фа-минор

Г.Гендель «Фугетта»

Ж.Ф.Рамо «Менуэт»

Произведения крупной формы:

В.Моцарт «Сонатина» 1, 3 часть

Д.Чимарозо «Соната» ре-минор

Д.Кабалевский «Сонатина» сочинение 27 № 18

А.Сорокин «Сонатина» сочинение 5 № 1

Э.Мелартин «Сонатина» соль-минор

Р.Шуман «Детская сонатина»

М.Клементи «Сонатина» № 3 до-мажор


Пьесы:

С.Майкопар «Маленький командир», «Колыбельная», «Мимолетное видение», «Мотылек», «Музыкальная шкатулочка»

Р.Шуман «Веселый крестьянин», «Смелый наездник»

П.Чайковский «Новая кукла»

М.Парцхаладзе «Танец», «Проказница», «Колокольчики», «Осень»

А.Жилинский «Веселый пастушок»

Т.Толкачев «В лесу»

Ю.Слонов «Скерцино»

М.Глинка «Мазурка» до-мажор

М.Глинка «Мазурка» до-минор

Е.Дога «Вальс»

И.Корнелюк «Город которого нет»

П.Сонневиль «Баллада для Аделины»

К.Франсуа, Ж.Рево «Мой путь»

В.Климашевский «Эскиз», «Арабеска», «Витражи»


Пьесы для фортепиано. Сост. Э.Бабыкова, Г.Ойнарбаева. Изд. Онер.2004г.

Е.Андосов.Танец. Осенний день. Маленький кюйши. Танцевальный рай.

Б.Далденбаев.Обр.каз нар.песн: Ак сиса. Илигай. Бесiк жыры.


Фортепианные миниатюры. Алма-Ата. Онер,1982г.

Б.Аманжолов. Народная игра – Кокпар. Осень в горах. Песня.

Б Баяхунов. Танец.

Б.Кыдырбекова. На солнышке.

Пьесы для фо-но.Алма-Ата. «Мектеп»,1968г.

М.Сагатов. Хайлейлiм (каз.нар.песня).Напрогулке(Серуенде). Ручеёк (Молдiр булак).

С.Каримбаев. Дружба.

Б.Ерзакович. Легенда (Аныз).

Е.Брусиловский «16 пьес для фортепиано».Вып. 1979г.

Караторгай (каз.нар. песня),

Кен далада( В поле),

Бесiк жыры (Колыбельная).


Казакстан композиторларынын фортепианога арналган шыгармалары. Сост. Г.Ойнарбаева, Г.Зарипова.

Е.Андосов. На празднике. На зарядку. Весёлая прогулка. Сумерки. Кружева. Шаги. Музыкальная картинка. Жар-жар.


Этюды:

Л.Шитте «Этюд» ре-минор

Г.Береннс «Этюд» сочинение 70 № 43, 44

Ж.Дювернуа «Этюд» сочинение 176 № 17, № 20

А.Лежгорн «Этюд» сочинение 65 № 12

А.Бертини «Этюд» сочинение 100 № 4

С.Геллер «Этюд» сочинение 47 № 12, № 13

С.Геллер «Этюд» сочинение 172 № 4, № 8

Д.Кобалевский «Этюд» ре-минор

М.Парцхаладзе «Этюд» соль-мажор

М.Парцхаладзе «Этюд» соль-минор


Ансамбли:

П.Чайковский «Не бушуйте ветры буйные»

Ф.Шуберт «Лендлер»

Л.Бетховен «Три немецких танца»

Д.Мартини «Гавот»

М.Балакирев «Калинушка с малинушкой»



Хоровые партии:

Гизатов Б. «Мектеп вальсі»

Курманғазы «Көбік шашқан»

Казахская народная песня «Бипыл» Жұбанов А., И.Матақов «Қарлығаш» Хасанғалиев Е., Қ.Мырзалиев «Атамекен» Байтереков С. «Қазақстан - қыран далам» Музыка неизвестного автора 16 века «Фиалка» Векерлен Ж. «Приди поскорее весна» Шопен Ф. «Желание» Моцарт А. «Приход весны» Красин С. «Всё весной» Мендельсон Ф. « На крыльях песни» Григ Э. « Лесная песнь» Дубравин Я, Суслов В. «Про Емелю» Зацепин А. «Куда уходит детство» Крылатов Е., Энтин Ю. «Крылатые качели»





6 класс


Полифонические произведения:

И.С.Бах «Полонез» соль-минор

И.С.Бах «Марш» ре-мажор

И.С.Бах «Маленькие прелюдии и фуги» до-мажор, соль-минор, ре-минор

Н.Мясковский «Фуга» соль-минор

Г.Перселл «Новый граунд»

С.Майкопар «Прелюдия и фугетта» сочинение 28 до-диез-минор

И.Маттезон «Жига» из сюиты ми-минор

В.Купревич «Фуго» ми-минор


Сборник фортепианных пьес» ч.1. Алма-Ата. «Мектеп»,1967г.

И. Дубовский. Инвенция «Дударай». Инвенция «Караторгай» .


Произведения крупной формы:

М.Клементи «Сонатина» № 2 сочинение 36 соль-мажор

Л.Бетховен «Сонатина» фа-мажор 1, 2 часть

И.Гайдн «Соната» № 42 2, 3 часть

А.Жилинский «Полифоническая сонатина»

Д.Кабалевский «Вариации на русскую тему» сочинение 51 № 1

В.Моцарт «Сонатина» № 5 фа-мажор 1 часть

Д.Чимарозо «Соната» соль-минор

Аронов А. Вариации. Ак баян.


Пьесы:

П.Чайковский «Утреннее размышление», «Мазурка», «Русская песня»

Р.Шуман «Сицилийская песенка», «Северная песня», «Песенка жнецов», «Всадник»

В.Моцарт «Контрданс» си-бемоль-мажор, до-мажор

С.Майкопар «Маленькая сказка»

К.Пахульский «В мечтах»

Э.Григ «Танец эльфов»

Л.Бетховен «Элизе», «Багатель» сочинение 119 № 1

Пьесы для фортепиано. Сост.Э. Бабыкова., Г.Ойнарбаева.

Е.Андосов. Песня без слов. Маленький ноктюрн.

Каз.нар.песни в обр. Далденбаева. Келиншек. 4 верблюжонка.

К.Сейтеков. Танец медвежат. Танец гномов.

Фортепианные пьесы композиторов Казахстана и Средней Азии. Сост. Э Кирсанова (по выбору).

А.Кушербаев. Фортепианные пьесы по выбору. Авт. изд.2011г.

Хрестоматия казахской фортепианной музыки. Сост.А.Байсакалова.2004 (по выбору)

Е.Брусиловский. «16 пьес для фортепиано». Алматы1979г..Изд. второе.(По выбору).

А.Затаевич. Пьесы для детей на каз.нар.темы. Сост.А.Байсакалова.Алматы-2005г. Карарау. Гакку. Ибрая. Елим-ай. Тоскей. Караторгай. Жайдарман.

Г.Жубанова. «12 пьес для детей и юношества» Ред.Д. Мамбетовой. Алматы-1994г. (по выбору)


Этюды:

К,Черни (ред. Гермер) «Этюд» № 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, из второй тетради

Г.Береннс «Этюд» сочинение 61 № 6, 13, 15

Г.Береннс «Этюд» сочинение 88 № 7

А.Бертини «Этюд» сочинение 29 № 3, 14

Т.Лак «Этюд» сочинение 172 № 4

А.Биль «Этюд» № 15


Ансамбли:

П.Чайковский «На море утушка купалась»

Л.Бетховен «Немецкий танец»

И.Брам «Вальс»

А.Флярковский, Р.Щедрин «Со вьюном я хожу»

А.Аренский «Кукушка», «Сказка», «Вальс» сочинение 34

С.Рахманинов «Сирень»


Хоровые партии:

Казахская народная песня «Елім-ай»

Казахская песня «Жайдарман» в обработке Л.Хамиди

Байтереков С.,Сариев Ш. «Жасаңдар ағалар»

Байтереков С.,Сариев Ш.«Биле жастық»

Абай «Көзімнің қарасы»

Шуберт Ф. «Аве, Мария»

Мендельсон Ф. «Зюлейка», «Баркарола»

Форе Г. «Мотылек и фиалка»

Шуман Р. «Приход весны»

Римский-Корсаков Н. «Котик»

Хренников Т. «Колыбельная»


7 класс


Полифонические произведения:

Г.Гендель «Сюита №3», «Прелюдия», «Аллеманда», «Куранта»

И.С.Бах «Фуга» до-мажор

И.С.Бах «Канон» соль-мажор

И.С.Бах «Прелюдия» до-минор

И.С.Бах «Сарабанда» фа-минор

И.С.Бах «Пастораль» до-минор

Д.Циполи «Сюита» до-мажор, «Прелюдия», «Аллеманда», «Сарабанда», «Гавот»


Хрестоматия казахской фортепианной музыки. Ред. А.Байсакалова.

Г.Узенбаева. 2 полифонические пьесы.

Ж.Джесембекова. Инвенция в стиле И.С.Баха.

К Кужамьяров. 5 инвенций (по выбору).


Произведения крупной формы:

М.Клементи «Сонатина» соль-мажор

В.Моцарт «Соната» до-мажор

Л.Бетховен «Соната» соль-мажор 2 часть

Ф.Кулау «Сонатины» фа-мажор 2 часть, си-бемоль-мажор 3 часть

И.Беркович «Вариации» ля-минор

А.Диабелли «Сонатина» фа-мажор

Д.Скарлатти «Соната» до-мажор


Пьесы:

П.Чайковский «Сладкая греза»

Р.Шуман «Маленький романс», «Народная песня» сочинение 68

А.Гречанинов «Пастели», «Осенняя песенка»

Э.Григ «Вальс», «Песнь Родины», «Народный напев» сочинение 12

Р.Глиэр «В полях», «Русская песня» сочинение 34

Д.Кабалевский «Токкатина» сочинение 27

Д.Кабалевский «Новелетта» сочинение 39 № 22

Я.Сибелиус «Колыбельная»

Ц.Кюи «Аллегретто»

А.Гедике «Прелюдия»

Дж. Керн «Дым»

Ф.Уоллер «Память»


Пьесы для фортепиано. Сост. Э.Бабыкова, г.Ойнарбаева. Онер-2004г.

А. Бестыбаев. Камажай. Скерцо.

Б.Аманжолов. Осень в горах.кокпар. Песня.

Г.Жубанова. «Пьесы для фортепиано»Алма-Ата. Мектеп.1968г. Прелюдия №1. Прелюдия№2. Прелюдия №3.

Л.Хамиди «10 кюев для фортепиано». Школа переложения.Алма-Ата.Онер-1988г. Косалка.

Ж. Дастенов. Танец пленниц. Вальс.


Этюды:

С.Геллер «Этюд» сочинение 45 № 14, 15

А.Гедике «Этюд» сочинение 8 № 47, 60

Л.Лемуан «Этюд» сочинение 37 № 28, 29, 30, 36

К,Черни (ред. Гермер) «Этюд» № 10-12, 15-21, 24-32 из второй тетради

А.Лешгорн «Этюд» сочинение 66 № 6-9, 12, 18

Л.Шитте «Этюд» сочинение 68 № 18, 19


Ансамбли:

А.Бородин «Полька»

Р.Глиэр «Мазурка» сочинение 38

С.Прокофьев «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта»

Д.Шостакович «Прелюдия»

Ф.Шуберт «Экосезы»

Д.Гершвин «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс»

И.Стравинский «Танец балерины» из балета «Петрушка»


70 пьес для фортепиано в 4 – руки. Сост. Д. Бегимбетова (по выбору).

А.Жубанов. Таджикские танцы (по выбору).

Хоровые партии:

Мухамеджанов Т. «Заманай»

Казахская народная песня «Баян жан»

Казахская народная песня «Ақ Дариға»

Гершвин Дж. «Clap a yo hand»

Перголези Дж. Ария из «Stabat Mater»

Моцарт В.А. хор из оперы «Свадьба Фигаро»

Глюк К. ария Орфея из оперы «Орфей»

Сенс-Санс К. «Аве, Мария»

Шуберт Ф. «Серенада», «Форель»

Григ Э. Колыбельная Сольвейг и песня Сольвейг из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»

Гречанинов А. «Подснежник» Тухманов Д. «Аист на крыше»


















IV. Методическое обеспечение программы.


Основными практическими формами работы в курсе ОКФ является: освоение навыков игры на фортепиано, чтение нот с листа, игра в ансамбле, разучивание пьес в эстрадных ритмах, начальные навыки аккомпанемента.

Основной формой является урок по 0,5 (1) академическому часу в неделю.

Объем часов в полугодии – 8(16), соответственно за год- 16(32).

В содержание урока входит:

а) развитие техники чтения нот с листа – 10 минут

б) работа над беглостью пальцев на материале разнообразных упражнений и этюдов – 5 минут

в) работа над полифонией, крупной формой, пьесой – 20 минут

г) игра в ансамбле – 5 минут

д) игра хоровых партитур - 5 минут

Преподаватель должен развивать у учащихся интерес, исполнительские качества, образность мышления, умение держаться на публике. Детям необходим исполнительский опыт, присутствие публики повышает ответственность учащихся за исполнение. Успешное выступление повышает желание работать настойчивее, совершенствовать техническое мастерство. Результаты выполнения программы отслеживаются по нескольким уровням:


1) контрольный урок в конце первого полугодия (исполняются два разнохарактерных произведения)

2) годовой зачет (исполняются два разнохарактерных произведения)

Результаты работы фиксируются в индивидуальном плане учащегося.

Сформированность ресурсной базы:

Занятия проводятся в хорошо освещенном классе, в наличие имеются: инструмент фортепиано, нотная библиотека, магнитофон, наглядные пособия, карточки, стол, стулья, жалюзи.



















V. Список использованной литературы.


Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие /-М.: Российское музыкальное издательство, 1996.– 65 с.

Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но: Учебник / ред. И.А.Браудо. – СПб.: Композитор, 1997. – 48 с.

Веселые нотки, сборник пьес для ф-но, 3-4 кл ДМШ, вып 1: учебно-метод. пособие/ сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 38 с.

Для самых маленьких. Новые пьесы сов. комп. – редактор Э. Бабасян – М.: Музыка; 1973. – 57 с.

Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып.6 : Учебно-метод. пособие / сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д : Феникс, 2003 – 64с.

Избранные этюды зарубежных композиторов Вып 4 V-VI кл ДМШ: Уч. пос. / редакторы – составители А.Г. Рубах и В.А. Натансон М.: Государственно муз. издательство, 1962. – 80 с.

Избранные этюды иностр. комп., вып.1., I-II кл. ДМШ: Уч. пос. /сост. А.Рубах и В. Натансон. М.: Государственное муз. издательство, 1960. – 50 с.

Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек: Учеб. пособие – СПб : Союз художников, 2008 – 8с.

Лемуан А. Соч.37 50 характерных и прогрессивных этюдов, тетр.I (№№ 1-25). – М.: Государственно муз. издательство, 1961. – 36 с.

Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост. Барахтин Ю.В. – Н: Окарина, 2008. – 84 с.

Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.2, издание 4 сост. К.С.Сорокина – М.: Современный композитор, 1986 – 175 с.

Музыкальный альбом для ф-но, вып.2/ сост. А.Руббах и В.Малинникова – М.: Советский композитор, 1973. – 95 с.

Музыкальная коллекция, 2-3 кл ДМШ, сборник пьес для ф-но: Учеб – метод. пособия/ Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 66 с.

Музыкальная азбука для самых маленьких: Учеб. – метод. пособия/ сост. Н.Н. Горошко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 178 с.

Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но: Сб./ сост. К.Сорокин. – М.: Музыка, 1976. – 166 с.

Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/сост. О.В.Бахлацкая: - М.: Советский композитор, 1990. – 97 с.

Парцхаладзе М. Детский альбом: Учеб. пособие
Педагогическая редакция А.Батаговой и Н.Лукьяновой. – М.: Советский композитор, 1963. – 40 с.

Свиридов Г. Альбом пьес для детей: Уч.-М.: Советский композитор, 1973. – 39 с.

Старинная клавирная музыка: Сборник/ редакция Н.Голубовской, сост. Ф.Розенблюм.-М.: Музыка, 1978. – 70 стр.

Сборник фортепианных пьес композиторов XVII – XVIII веков, вып.2.: Учеб. пособие/ Сост. и редактор А. Юровский. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. – 22 с.

Фортепиано 5кл ДМШ ч.I: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е._ К.: Музична Украина. 1973. – 120 с.

Фортепиано 5кл ДМШ ч.II: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е._ К.: Музична Украина. 1973. – 122 с.

Фортепиано 6кл ДМШ ч.II: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е._ К.: Музична Украина. 1972. – 120 с.

Фортепианная игра, 1,2 кл. ДМШ: Учеб. пособие/ сост. В. Натансон, Л.Фощина. – М.: Музыка, 1988. – 182 с.

Хрестоматия для ф-но ДМШ 5 класс, Пьесы, вып!: Учебник./ Сост. М. Копчевский. – М.: Музыка, 1978.

Хрестоматия для ф-но, 3 кл ДМШ: Учебник/ Сост. Н.А.Любомудров, К.С.Сорокин, А.А.Туманян, редактор С.Диденко. – М.: Музыка, 1983. – 80 с.

Хрестоматия для ф-но, 1 кл ДМШ: Учебник -/сост. А.Бакулов, К.Сорокин. – М.: Музыка, 1989. – 80 с.

Хрестоматия для ф-но, 2 кл ДМШ: Учебник -/сост. А.Бакулов, К.Сорокин. – М.: Музыка, 1989. – 80 с.

Чайковский П. Детский альбом: Уч./ редакция Я.Мильштейна и К.Сорокина.- М.: Музыка, 1973. – 33 с.

Черни К. Избранные фортепианные этюды: сборник под ред. Г.Гермера.

Шуман Р. Альбом для юношества: Уч. -редакция В. Мержанова - М.: Музыка, 1982. – 70с.

Школа игры на ф-но для второго года обучения: Уч/ Сост. Н.Кувшинников, М.Соколов.- М.: Музыка, 1964. – 120 с.

Школа игры на ф-но: Учебник/ сост. А.Николаев, В. Натансон. – М.: Музыка, 1964. – 220 с.

Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ., вып.II. : Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Фойзмана и В.А. Натансона – М.: Советский композитор, 1967. – 152 с.

Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 6-7 кл. ДМШ., вып.II. : Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Фойзмана и В.А. Натансона – М.: Советский композитор, 1973. – 176 с.

Юному музыканту – пианисту, 5 кл.: Хрестоматия для Уч-ся ДМШ: Учеб.-метод. пособие/Сост.Г.Цыганова, И.Королькова, Изд. 3-е, - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 149 с.

Е.Брусиловский. «10 фортепианных пьес».Алма-Ата.Мектеп,1969г.

Детские пьесы для фортепиано на темы казахских народных песен.Алма-Ата, Мектеп,1968г.

Детские пьесы для фортепиано.ч.2. Алма-Ата. Мектеп,1968г.

Пьесы композиторов Казахстана. Фортепиано. Москва.Советский композитор.1989г.

Сборник фортепианных пьес. ч.1. Алма-Ата. Мектеп,1967г.

Педагогический репертуар для фортепиано. Второй класс. (Хрестоматия) Алма-Ата.Онер,1986г.

Фортепианные пьесы для детей. Алма-Ата. Каз.гос.изд-во художественной литературы.,1960г.

Брусиловский Е. 10 фортепианных пьес. Алма-Ата. Жалын.1967г.

Брусиловский Е. 16 фортепианных пьес. Алма-Ата. Жалын.1979г.

Фортепианные миниатюры. Алма-Ата. Онер.1982г.

Фортепианные пьесы для детей. Алма-Ата.Каз.гос.изд-вохудожественной литературы.1960г.

Пьесы композиторов Казахстана. Для фортепиано. Москва. Советский композитор.1989г.

Пьесы для фортепиано. Советские композиторы – детям. Москва. Советский композитор.1986г.

Пьесы для фортепиано. Алма-Ата. Мектеп.1968г.

Л.Хамиди. Фортепианные пьесы для детей. Алма-Ата. Каз. гос. изд-во художественной литературы.1964г.

Фортепианные миниатюры. Алма-Ата. Онер.1982г.

Ж. Дастенов. Листопад. Пьесы для фортепиано. Алма-Ата. Онер.1987г.

Сборник пьес для фортепиано. Алма-Ата. Жалын. 1987г.

Г. Жубанова. Пьесы композиторов Казахстана. Для фортепиано..Москва. Советский композитор. 1989г.

Фортепианные пьесы композиторов Средней Азии и Казахстана. Алма-Ата. Онер.1980г.

Детский альбом. Пьесы для фортепиано. Выпуск первый. Алма-Ата. Онер.1986г.

Н. Мендыгалиев. 12. Фортепианных пьес. Алма-Ата. Мектеп. 1976г.

Л.Хамиди. Пьесы для фортепиано. Алма-Ата. Мектеп. 1968г.

Л.Хамиди. 10 кюев для фортепиано. Школа переложения. Алма-Ата. Онер. 1988г.

Пьесы для фортепиано. На казахские народные темы. Алма-Ата. Казгослитиздат.1957г.

А. Затаевич. Пьесы для фортепиано. На казахские народные темы. Алма-Ата. Казгослитиздат. 1957г.

Сборник фортепианных пьес. Алма-Ата. Жазушы.1970г.

А.Жубанов. Таджикские танцы. Алма-Ата. Жазушы.1973г.














VI. Список методической литературы.

Апраксина О.А. Методика муз. воспитания в школе: Уч. пособ. – М.: Просвещение, 1983. – 224с.

Алтаев А. Чайковский: Биографическая повесть - М.: детская литература. 1956. – 544 с.

Алтаев А. М.И. Глинка: Биографическая повесть – М.: детская литература, 1955. – 336 с.

Вопросы теории и эстетики музыки, выпуск 13: сборник статей/ редактор Гозенпуд А.А. – Л.: Музыка, 1974. – 240 с.

Викторов В.И. Что бы утро было добрым: монография. – М.:детская литература, 1983. – 128 с.

Вульфиус П. Франц Шуберт: Очерки жизни и творчества, - М.: Музыка, 1983.- 448 с.

Восприятие музыки: сборник статей/ редактор-составитель В.Н. Максимов.- М.: Музыка, 1980.- 256 с.

Вендрова Т.Е. Пусть музыка звучит!: книга для учителя.- М.: Просвещение, 1990.- 96 с.

Дулова Е.В. А.П.Бородин: Повесть.- М.: Детская литература, 1990. – 126 с.

Дилакторская Н. Повесть о Гайдне: Повесть.- Л.: детская литература, 1961.- 157 с.

Кремнев Б. В.А. Моцарт: Биография, вып.2 – М.: Молодая Гвардия, 1958.- 288 с.

Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран: Учебное пособие, вып.2, 4-е издание- М.: Музыка, 1975. – 304 с.

Левашова Г. Поговорим о музыке: Беседы о музыке.- Л.: Детская литература, 1964.- 254 с.

Музыка – детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания: сборник статей/ сост.Михеева Л.В. – Л.: Музыка, 1976.- 160 с.

Музыка в начальных классах: Метод. пособие/ сост. Абдуллин Э.Б., Бейдер Т.А.- М.: Просвещение, 1985.- 144 с.

Нейгауз Г.Г Размышления, воспоминания, дневники: Сборник статей / Сост. Нильштейн Я.И.- М.: Советский композитор, 1975.- 528 страниц.

Оржеховская Ф. Себастьян Бах: Повесть.- М.: Детская литература, 1960.- 182 с.

Оржеховская Ф. Эдвард Григ: Повесть.- М.: Детс4кая литература, 1959.- 264 с.

Пожидаев Г.А. Рассказы о музыке- М.: Молодая гвардия, 1975.- 192 с.

Петрушанская Р.И Камерная музыка.- М.: Знание, 1981.- 48с.

Розеншильд К. История зарубежной музыки: Учебник.- М.: Музыка, 1978.- 544 с.

Сохор А. Статьи о современной музыке: Исследования, публицистика, критические заметки.- Л.: Музыка, 1974.- 216 с.

Тараканов М. Творчество Родиона Щедрина: Исследования / ред. И.Прудникова.- М.: Советский композитор, 1980.- 340 с.

Тройнин В. Что читать о музыке?: Справочник-путеводитель/ред. И.В. Голубовский.- Л.: Музыка, 1978.- 128 с.

Фрид Р. М.И.Глинка: Монографический очерк.- Л.: Советский композитор, 1973.- 80 с.

Черный О. Мусоргский: Повесть.- М.: Детская литература, 1961.- 302 с.

Черный О. Римский – Корсаков: Повесть.- М.: Детская литература, 1959.- 312 с.

Ярустовский Б. Игорь Стравинский: Монография, 3-е издание/ ред. Т.Н. Овсянникова.- Л.: Музыка, 1982.- 260 с.

Э.Кирсанова. Музыка – детям. Пособие для педагогов музыкальных учебных заведений. Алматы. Изд-во Онер.2009г.

Образовательная программа музыкальных школ по предмету «фортепиано». Министерство образования и науки Республики Казахстан. Республиканский учебно-методический центр дополнительного образования.

Программа развития музыкального образования детей в республике Казахстан. Республиканский учебно-методический центр дополнительного образования.


27




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Адаптированная программа по предмету "Музыкальный инструмент"

Автор: Смирнова Ольга Ивановна

Дата: 16.04.2015

Номер свидетельства: 202021

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Адаптированная рабочая программа по предмету "Ритмика", 4 класс"
    ["seo_title"] => string(63) "adaptirovannaia_rabochaia_programma_po_predmetu_ritmika_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "562111"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1604258622"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Научная статья "ИНТЕГРАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СКАЗКИ""
    ["seo_title"] => string(80) "nauchnaia_statia_integrativnoe_razvitie_inoiazychnoi_rechevoi_kompetentsii_mlads"
    ["file_id"] => string(6) "641746"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702146785"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства