Адаптированная программа по предмету "Музыкальный инструмент"
Адаптированная программа по предмету "Музыкальный инструмент"
Главной особенностью данной программы является расширение репертуарного плана учащихся, включение национально-регионального компонента (произведения казахских композиторов). Данная программа отличается от традиционной тем, что дает возможность дифференцированного подхода к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным данным, приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по предмету "Музыкальный инструмент" »
Государственное учреждение «Отдел образования Бурлинского района Западно –Казахстанской области»
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
по предмету «Музыкальный инструмент» для хорового отделения.
Срок реализации программы – 7 лет
Педагоги дополнительного образования Cмирнова О.И., Мезина И.В.
ГККП «Детская музыкальная школа Бурлинского района ЗКО»
г. Аксай, 2014г.
Программа рассмотрена методическим советом ГККП «Детская музыкальная школа Бурлинского района Западно- Казахстанской области». Протокол № 1
от «22» августа 2014г.
Рецензент: Преподаватель высшей категории ДМШ г. Аксай Бурлинского района ЗКО Автономова Н.В.
Главной особенностью данной программы является расширение репертуарного плана учащихся, включение национально-регионального компонента (произведения казахских композиторов). Данная программа отличается от традиционной тем, что дает возможность дифференцированного подхода к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным данным, приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка………………………………………………………….4
II. Учебно – тематический план………………………………………………..….6
III. Содержание предмета (примерный репертуарный список для учащихся хорового отделения)……………………………………………………………….8
IV. Методическое обеспечение программы……………………………………...22
V. Список используемой литературы…………………………………………..…23
VI. Список методической литературы………………………………………..…...26
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа «Музыкальный инструмент» представляет собой адаптированную программу на базе типовой семилетней программы для учащихся ДМШ.
Направленность программы – художественно-эстетическая. Срок реализации – 7 лет.
«Музыкальный инструмент» наряду с другими дисциплинами учебного плана является одним из звеньев музыкально-педагогического воспитания учащихся хорового отделения ДМШ. Обоснованием необходимости и внедрения программы является то, что дети в ДМШ принимаются без особого конкурсного отбора, что приводит к упрощению программных требований. Возрастающая учебная нагрузка в общеобразовательной школе, посещения танцевальных кружков, художественной школы, компьютерные игры, интернет – все это отвлекает детей от занятий музыкой. Отсутствие дома фортепиано не позволяет детям подготовиться к уроку дома.
Цели и задачи программы: Занятия по классу фортепиано на основе изучения материала данной программы должны дать учащимся навыки игры на фортепиано, чтения с листа, игры хоровых партитур, игры в ансамбле и аккомпанементе в объеме, необходимом для музыкально-художественного развития. В процессе занятий на фортепиано учащийся должен овладеть приемами игры на инструменте – как двигательными, так и приемами звукоизвлечения, педализации. Учащиеся должны научиться понимать характер исполняемых произведений.
Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических дисциплин (сольфеджио, музыкальной грамоты), поэтому для успешного обучения в музыкальной школе, обучающимся на хоровом отделении необходим курс ознакомления с инструментом. Необходимость реализовать весь комплекс задач с детьми разной степени одаренности заставляет преподавателей по курсу «фортепиано» и преподавателей -хоровиков создавать различные методические разработки, репертуарные сборники в области развития важнейших практических навыков: транспонирование, чтение с листа, чтение хоровых партитур. Кроме того, педагог-пианист работает неразрывно с педагогом-хоровиком. Так как вместе они решают единую педагогическую задачу. К концу обучения в музыкальной школе учащийся хорового отделения обладает определенными навыками и умениями. Отличием данной программы от традиционной является возможность дифференцированного подхода к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным данным.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 17 лет.
Одной из основных форм планирования занятий в классе «Музыкальный инструмент» является составление индивидуальных планов для каждого ученика (c учетом его возможностей) на каждое полугодие. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения казахской, русской, зарубежной и современной музыки. В работе над репертуаром педагог должен добиваться различной степени завершенности исполнения музыкального произведения, учитывая, что некоторые из них должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие для показа в классе, третьи – в порядке ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика. Для каждого класса в программе даны различные перечни музыкальных произведений (различные по уровню трудности) для исполнения на зачетах, контрольных уроках и экзаменах в течение учебного года. Важнейшим фактором, способствующим успешному развитию музыкально-исполнительских данных учащихся, является правильная организация учебного процесса, планирование учебной работы и глубоко продуманный выбор репертуара. Индивидуальная форма занятий позволяет проводить работу с учетом возможностей каждого ученика.
2 класс- 8-10 разнохарактерных произведений. Игра лёгких хоровых партий.
3 класс - 2 этюда, 4 разнохарактерных пьесы, 1 произведение полифонического стиля, 3-4 ансамбля. Игра лёгких хоровых партий.
4 класс - 2 этюда, 4 разнохарактерных пьесы, 1 произведение полифонического стиля, 1 произведение крупной формы, 3-4 ансамбля. Игра лёгких хоровых партий.
5 класс - 2 этюда, 2 разнохарактерных пьесы, 2 произведения полифонического стиля, 1 произведение крупной формы, 2- ансамбля. Подбор аккомпанемента к 2-м песенным мелодиям. Игра хоровых партитур.
6 класс - 4 этюда, 2 произведения полифонического стиля, 1 произведение крупной формы, 2 пьесы. Подбор аккомпанемента к 2-м песенным мелодиям. Игра хоровых партитур.
7 класс - 1этюд, 1 произведение полифонического стиля, 1 произведение крупной формы, 2 пьесы. Подбор аккомпанемента к 2-м песенным мелодиям. Игра хоровых партитур.
Годовые технические требования
1 класс - Ознакомление с построением гамм и арпеджио.
2 класс - I полугодие –С dur каждой рукой отдельно, трезвучия каждой рукой отдельно в пределах октавы.
II полугодие – a moll, трезвучия каждой рукой отдельно в пределах октавы.
3 класс - I полугодие – мажорные гаммы: G- dur двумя руками в пределах октавы, арпеджио каждой рукой отдельно в пределах октавы. II полугодие – минорные гаммы: e - moll двумя руками в пределах октавы, арпеджио каждой рукой отдельно в пределах октавы. Кадансовый оборот.
4 класс - I полугодие – мажорные гаммы: D- dur, E - dur каждой рукой отдельно в пределах октавы, арпеджио каждой рукой отдельно в пределах октавы, аккорды – по 3 звука каждой рукой отдельно. II полугодие – минорные гаммы: e- moll каждой рукой отдельно в пределах октавы, арпеджио каждой рукой отдельно пределах октавы, аккорды по 3 звука каждой рукой отдельно. Кадансовый оборот.
5 класс - I полугодие – мажорные гаммы: A- dur двумя руками отдельно пределах двух октав, арпеджио каждой рукой отдельно в пределах октавы, аккорды по 3 звука каждой рукой отдельно. II полугодие – минорные гаммы:
g- moll двумя руками отдельно в пределах двух октав, арпеджио каждой рукой отдельно в пределах октавы, аккорды по 3 звука каждой рукой. Кадансовый оборот.
6 класс - I полугодие – мажорные гаммы: H - dur двумя руками в пределах двух октав, арпеджио каждой рукой отдельно в пределах двух октав. II полугодие – минорные гаммы: c moll двумя руками в пределах двух октав, арпеджио каждой рукой отдельно в пределах двух октав. Кадансовый оборот.
7 класс - I полугодие – закрепление всего пройденного и ознакомление с построением и аппликатурой минорных гамм от черных клавиш каждой рукой отдельно.
III. Содержание предмета (примерный репертуарный список для учащихся хорового отделения).
1 класс
Сборник «В музыку с радостью», сост. О. Геталова, И.Визная:
М.Андреева «Ехали медведи»
польская народная песня «Два кота»
М.Красев «Гуси»
Ф.Лещинская «Лошадки»
И.Визная «Вальс»
А.Артоболевская «Вальс собачек»
С.Литовко «Парововозик»
Р.Бойко «Я лечу ослика»
Н.Ионеску «Дед Андрей»
английская народная песня «Игрушечный медвежонок» ансамбль
французская народная песня «Колыбельная» ансамбль
В.Благ «Чудак» ансамбль
русская народная песня «Во саду ли, в огороде»
Е.Тиличеева «Про елочку»
О.Геталова «Рыжий кот»
Филиппенко «»Цыплята» ансамбль
Витлин «Серенькая кошечка»
Ж.Металлиди «Кот-мореход»
Б.Берлин «Пони-звездочка»
О.Геталова «Добрый гном»
О.Геталова «Часы»
русская народная песня «У кота-воркота»
Г.Энесакс «Едет паровоз»
украинская народная песня «Ой, лопнул обруч»
А.Гретри «Кукушка и осел»
русская народная песня «Каравай»
М.Красев «Елочка»
Д.Томпсон « Вальс гномов» ансамбль
Д.Уотт «Три поросенка» ансамбль
В.Игнатьева «Тихая песня» ансамбль
Сборник «Пьесы для фортепиано», сост. Э. Бабыкина, Г. Ойнарбаева, изд. Женер, 2004г.
Е. Андосов. «Детский альбом» Дождик. Часики. Народный напев.
А. Омарова. Курица. Тиiн.
Х. Сетеков. Кукушка.
Сборник казахских песен. «Эндер» (по выбору)
Произведения композиторов Казахстана для фортепиано. Сост. Э Бабыкова, Г.Зарипова, г. Алматы. «Онер» 2010 г. (по выбору)
Сборник «Школа игры на фортепиано», сост. А.Николаев 1964 г.:
русская народная песня «На зеленом лугу»
русская народная песня «Веселые утки»
Е.Гнесика «Этюды»
М.Красев «Журавель»
Н.Метлов «Зима прошла»
Д.Кобалевский «Про Петю» ансамбль
Г.Гумберт «Этюд»
русская народная песня «Коровушки»
Ж.Векерлен «Пьеса»
русская народная песня «Ах, вы сени, мои сени»
Т.Салютринская «Пастух играет»
Сборник «Первая встреча с музыкой», сост. А.Артоболевская:
«Вальс собачек» ансамбль
украинский народный танец «Казачок» ансамбль
С.Ляховицкая «Где ты, Лека?»
С.Ляховицкая «Дразнилки»
А.Руббах «Воробей»
И.Филипп «Колыбельная»
армянская народная песня «Ночь»
украинская народная песня «Ой, ти, дивчина»
С.Прокофьев «Болтунья» ансамбль
Сборник «Избранные этюды иностранных композиторов», I-II классы, 1960 г.:
Г.Беренс «Этюд № 1»
Г.Беренс «Этюд № 2»
Л.Шитте «Этюд № 3»
Л.Шитте «Этюд № 4»
Г.Беренс «Этюд № 5»
Г.Беренс «Этюд № 7»
Хоровые попевки:
Жаңбыр (Дождик)
Қораз (Петушок)
Қөбелек (Бабочка)
Бөпешім (Мой малыш)
2 класс
Сборник «В музыку с радостью», сост. О. Геталова, И.Визная:
П.Чайковский «Болезнь куклы», «Итальянская песенка», Немецкая песенка»
Мегюль «Охота»
Э.Сигмейстер «Спиричуэл»
Ф.Констан «Ослик»
И.Стрибогг «Вальс петушков»
А.Гречанинов «Мазурка»
А.Эшпай «Танец»
«Детский альбом». Пьесы для фортепиано. Выпуск первый. Алма-Ата. Онер,1986г.
С.Кибирова. Птичка (Балапан). Осень (Куз)
Л.Хамиди. Интересная игра.
Б. Кыдырбекова. Считалка. (Куыр-куырмаш…)
А.Исакова. Виолончель поёт. Фанфары. Весёлая пикколка (из цикла «Оркестровые голоса»).
«Фортепианные пьесы для детей». Алма-Ата. Каз.гос.изд-во худ.лит-ры.1960г. А.Еспаев. Песенка (Эн). Прогулка (Саяхатта).
Б.Ерзакович. Дедушка (Ата). Детские игры (Балалар).
Е.Брусиловский. «16 пьес для фортепиано» Алма-Ата. «Жалын» 1979г.
Караторгай (тема Ахан-Сере). В поле (Кен далада). Ботагоз (женское имя).
Этюды:
К.Черни «Этюды» № 20, 23, 24, 28, 29, 32, 35 из первой теради
А.Лемуан «Этюд» сочинение 37 № 6, № 8, № 10, № 12
Л.Шитте «Этюд» сочинение 160 № 23, № 24
Л.Шитте «Этюд» сочинение 108 № 16
Г.Береннс «Этюд» сочинение 70 № 27
Ансамбли:
П.Чайковский «Экосез» из оперы «Евгений Онегин»
П.Чайковский «Сладкая греза», «Грустная песенка»
Ф.Мендельсон «Песня без слов»
А.Серов «Варяжская баллада»
Хоровые произведения:
Койшыбаев М., О.Аубакиров «Тойбастар»
Нұсіпбаев И.,Т.Молдағалиев «Мектеп полькасы»
Ө.Байділдаев, Ш.Смаханұлы «Сүйікті мектебім»
Қалдаяқов Ш., Т.Молдағалиев «Отан»
Булахов П. «Колокольчики мои»
Залесский В., С.Маршак «Яблоко и веточка» Русская народная песня «Со вьюном я хожу» Чайковский П. «Весна», «Осень», «Детская песенка» Моцарт А. «Тоска по весне», «Детские игры» Тома А. «Вечерняя песня» Антонов Ю. «Утренняя песенка»
Е.Брусиловский «16 пьес для фортепиано».Вып. 1979г.
Караторгай (каз.нар. песня),
Кен далада( В поле),
Бесiк жыры (Колыбельная).
Казакстан композиторларынын фортепианога арналган шыгармалары. Сост. Г.Ойнарбаева, Г.Зарипова.
Е.Андосов. На празднике. На зарядку. Весёлая прогулка. Сумерки. Кружева. Шаги. Музыкальная картинка. Жар-жар.
Этюды:
Л.Шитте «Этюд» ре-минор
Г.Береннс «Этюд» сочинение 70 № 43, 44
Ж.Дювернуа «Этюд» сочинение 176 № 17, № 20
А.Лежгорн «Этюд» сочинение 65 № 12
А.Бертини «Этюд» сочинение 100 № 4
С.Геллер «Этюд» сочинение 47 № 12, № 13
С.Геллер «Этюд» сочинение 172 № 4, № 8
Д.Кобалевский «Этюд» ре-минор
М.Парцхаладзе «Этюд» соль-мажор
М.Парцхаладзе «Этюд» соль-минор
Ансамбли:
П.Чайковский «Не бушуйте ветры буйные»
Ф.Шуберт «Лендлер»
Л.Бетховен «Три немецких танца»
Д.Мартини «Гавот»
М.Балакирев «Калинушка с малинушкой»
Хоровые партии:
Гизатов Б. «Мектеп вальсі»
Курманғазы «Көбік шашқан»
Казахская народная песня «Бипыл» Жұбанов А., И.Матақов «Қарлығаш» Хасанғалиев Е., Қ.Мырзалиев «Атамекен» Байтереков С. «Қазақстан - қыран далам» Музыка неизвестного автора 16 века «Фиалка» Векерлен Ж. «Приди поскорее весна» Шопен Ф. «Желание» Моцарт А. «Приход весны» Красин С. «Всё весной» Мендельсон Ф. « На крыльях песни» Григ Э. « Лесная песнь» Дубравин Я, Суслов В. «Про Емелю» Зацепин А. «Куда уходит детство» Крылатов Е., Энтин Ю. «Крылатые качели»
6 класс
Полифонические произведения:
И.С.Бах «Полонез» соль-минор
И.С.Бах «Марш» ре-мажор
И.С.Бах «Маленькие прелюдии и фуги» до-мажор, соль-минор, ре-минор
Н.Мясковский «Фуга» соль-минор
Г.Перселл «Новый граунд»
С.Майкопар «Прелюдия и фугетта» сочинение 28 до-диез-минор
И.Маттезон «Жига» из сюиты ми-минор
В.Купревич «Фуго» ми-минор
Сборник фортепианных пьес» ч.1. Алма-Ата. «Мектеп»,1967г.
И. Дубовский. Инвенция «Дударай». Инвенция «Караторгай» .
Произведения крупной формы:
М.Клементи «Сонатина» № 2 сочинение 36 соль-мажор
Л.Бетховен «Сонатина» фа-мажор 1, 2 часть
И.Гайдн «Соната» № 42 2, 3 часть
А.Жилинский «Полифоническая сонатина»
Д.Кабалевский «Вариации на русскую тему» сочинение 51 № 1
Пьесы для фортепиано. Сост. Э.Бабыкова, г.Ойнарбаева. Онер-2004г.
А. Бестыбаев. Камажай. Скерцо.
Б.Аманжолов. Осень в горах.кокпар. Песня.
Г.Жубанова. «Пьесы для фортепиано»Алма-Ата. Мектеп.1968г. Прелюдия №1. Прелюдия№2. Прелюдия №3.
Л.Хамиди «10 кюев для фортепиано». Школа переложения.Алма-Ата.Онер-1988г. Косалка.
Ж. Дастенов. Танец пленниц. Вальс.
Этюды:
С.Геллер «Этюд» сочинение 45 № 14, 15
А.Гедике «Этюд» сочинение 8 № 47, 60
Л.Лемуан «Этюд» сочинение 37 № 28, 29, 30, 36
К,Черни (ред. Гермер) «Этюд» № 10-12, 15-21, 24-32 из второй тетради
А.Лешгорн «Этюд» сочинение 66 № 6-9, 12, 18
Л.Шитте «Этюд» сочинение 68 № 18, 19
Ансамбли:
А.Бородин «Полька»
Р.Глиэр «Мазурка» сочинение 38
С.Прокофьев «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта»
Д.Шостакович «Прелюдия»
Ф.Шуберт «Экосезы»
Д.Гершвин «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс»
И.Стравинский «Танец балерины» из балета «Петрушка»
70 пьес для фортепиано в 4 – руки. Сост. Д. Бегимбетова (по выбору).
А.Жубанов. Таджикские танцы (по выбору).
Хоровые партии:
Мухамеджанов Т. «Заманай»
Казахская народная песня «Баян жан»
Казахская народная песня «Ақ Дариға»
Гершвин Дж. «Clap a yo hand»
Перголези Дж. Ария из «Stabat Mater»
Моцарт В.А. хор из оперы «Свадьба Фигаро»
Глюк К. ария Орфея из оперы «Орфей»
Сенс-Санс К. «Аве, Мария»
Шуберт Ф. «Серенада», «Форель»
Григ Э. Колыбельная Сольвейг и песня Сольвейг из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»
Гречанинов А. «Подснежник» Тухманов Д. «Аист на крыше»
IV. Методическое обеспечение программы.
Основными практическими формами работы в курсе ОКФ является: освоение навыков игры на фортепиано, чтение нот с листа, игра в ансамбле, разучивание пьес в эстрадных ритмах, начальные навыки аккомпанемента.
Основной формой является урок по 0,5 (1) академическому часу в неделю.
Объем часов в полугодии – 8(16), соответственно за год- 16(32).
В содержание урока входит:
а) развитие техники чтения нот с листа – 10 минут
б) работа над беглостью пальцев на материале разнообразных упражнений и этюдов – 5 минут
в) работа над полифонией, крупной формой, пьесой – 20 минут
г) игра в ансамбле – 5 минут
д) игра хоровых партитур - 5 минут
Преподаватель должен развивать у учащихся интерес, исполнительские качества, образность мышления, умение держаться на публике. Детям необходим исполнительский опыт, присутствие публики повышает ответственность учащихся за исполнение. Успешное выступление повышает желание работать настойчивее, совершенствовать техническое мастерство. Результаты выполнения программы отслеживаются по нескольким уровням:
1) контрольный урок в конце первого полугодия (исполняются два разнохарактерных произведения)
2) годовой зачет (исполняются два разнохарактерных произведения)
Результаты работы фиксируются в индивидуальном плане учащегося.
Сформированность ресурсной базы:
Занятия проводятся в хорошо освещенном классе, в наличие имеются: инструмент фортепиано, нотная библиотека, магнитофон, наглядные пособия, карточки, стол, стулья, жалюзи.
V. Список использованной литературы.
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие /-М.: Российское музыкальное издательство, 1996.– 65 с.
Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но: Учебник / ред. И.А.Браудо. – СПб.: Композитор, 1997. – 48 с.
Веселые нотки, сборник пьес для ф-но, 3-4 кл ДМШ, вып 1: учебно-метод. пособие/ сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 38 с.
Для самых маленьких. Новые пьесы сов. комп. – редактор Э. Бабасян – М.: Музыка; 1973. – 57 с.
Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып.6 : Учебно-метод. пособие / сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д : Феникс, 2003 – 64с.
Избранные этюды зарубежных композиторов Вып 4 V-VI кл ДМШ: Уч. пос. / редакторы – составители А.Г. Рубах и В.А. Натансон М.: Государственно муз. издательство, 1962. – 80 с.
Избранные этюды иностр. комп., вып.1., I-II кл. ДМШ: Уч. пос. /сост. А.Рубах и В. Натансон. М.: Государственное муз. издательство, 1960. – 50 с.
Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек: Учеб. пособие – СПб : Союз художников, 2008 – 8с.
Лемуан А. Соч.37 50 характерных и прогрессивных этюдов, тетр.I (№№ 1-25). – М.: Государственно муз. издательство, 1961. – 36 с.
Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост. Барахтин Ю.В. – Н: Окарина, 2008. – 84 с.
Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.2, издание 4 сост. К.С.Сорокина – М.: Современный композитор, 1986 – 175 с.
Музыкальный альбом для ф-но, вып.2/ сост. А.Руббах и В.Малинникова – М.: Советский композитор, 1973. – 95 с.
Музыкальная коллекция, 2-3 кл ДМШ, сборник пьес для ф-но: Учеб – метод. пособия/ Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 66 с.
Музыкальная азбука для самых маленьких: Учеб. – метод. пособия/ сост. Н.Н. Горошко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 178 с.
Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но: Сб./ сост. К.Сорокин. – М.: Музыка, 1976. – 166 с.
Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/сост. О.В.Бахлацкая: - М.: Советский композитор, 1990. – 97 с.
Парцхаладзе М. Детский альбом: Учеб. пособие Педагогическая редакция А.Батаговой и Н.Лукьяновой. – М.: Советский композитор, 1963. – 40 с.
Свиридов Г. Альбом пьес для детей: Уч.-М.: Советский композитор, 1973. – 39 с.
Сборник фортепианных пьес композиторов XVII – XVIII веков, вып.2.: Учеб. пособие/ Сост. и редактор А. Юровский. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. – 22 с.
Фортепиано 5кл ДМШ ч.I: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е._ К.: Музична Украина. 1973. – 120 с.
Фортепиано 5кл ДМШ ч.II: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е._ К.: Музична Украина. 1973. – 122 с.
Фортепиано 6кл ДМШ ч.II: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е._ К.: Музична Украина. 1972. – 120 с.
Фортепианная игра, 1,2 кл. ДМШ: Учеб. пособие/ сост. В. Натансон, Л.Фощина. – М.: Музыка, 1988. – 182 с.
Хрестоматия для ф-но ДМШ 5 класс, Пьесы, вып!: Учебник./ Сост. М. Копчевский. – М.: Музыка, 1978.
Хрестоматия для ф-но, 3 кл ДМШ: Учебник/ Сост. Н.А.Любомудров, К.С.Сорокин, А.А.Туманян, редактор С.Диденко. – М.: Музыка, 1983. – 80 с.
Хрестоматия для ф-но, 1 кл ДМШ: Учебник -/сост. А.Бакулов, К.Сорокин. – М.: Музыка, 1989. – 80 с.
Хрестоматия для ф-но, 2 кл ДМШ: Учебник -/сост. А.Бакулов, К.Сорокин. – М.: Музыка, 1989. – 80 с.
Чайковский П. Детский альбом: Уч./ редакция Я.Мильштейна и К.Сорокина.- М.: Музыка, 1973. – 33 с.
Черни К. Избранные фортепианные этюды: сборник под ред. Г.Гермера.
Шуман Р. Альбом для юношества: Уч. -редакция В. Мержанова - М.: Музыка, 1982. – 70с.
Школа игры на ф-но для второго года обучения: Уч/ Сост. Н.Кувшинников, М.Соколов.- М.: Музыка, 1964. – 120 с.
Школа игры на ф-но: Учебник/ сост. А.Николаев, В. Натансон. – М.: Музыка, 1964. – 220 с.
Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ., вып.II. : Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Фойзмана и В.А. Натансона – М.: Советский композитор, 1967. – 152 с.
Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 6-7 кл. ДМШ., вып.II. : Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Фойзмана и В.А. Натансона – М.: Советский композитор, 1973. – 176 с.
Апраксина О.А. Методика муз. воспитания в школе: Уч. пособ. – М.: Просвещение, 1983. – 224с.
Алтаев А. Чайковский: Биографическая повесть - М.: детская литература. 1956. – 544 с.
Алтаев А. М.И. Глинка: Биографическая повесть – М.: детская литература, 1955. – 336 с.
Вопросы теории и эстетики музыки, выпуск 13: сборник статей/ редактор Гозенпуд А.А. – Л.: Музыка, 1974. – 240 с.
Викторов В.И. Что бы утро было добрым: монография. – М.:детская литература, 1983. – 128 с.
Вульфиус П. Франц Шуберт: Очерки жизни и творчества, - М.: Музыка, 1983.- 448 с.
Восприятие музыки: сборник статей/ редактор-составитель В.Н. Максимов.- М.: Музыка, 1980.- 256 с.
Вендрова Т.Е. Пусть музыка звучит!: книга для учителя.- М.: Просвещение, 1990.- 96 с.
Дулова Е.В. А.П.Бородин: Повесть.- М.: Детская литература, 1990. – 126 с.
Дилакторская Н. Повесть о Гайдне: Повесть.- Л.: детская литература, 1961.- 157 с.
Кремнев Б. В.А. Моцарт: Биография, вып.2 – М.: Молодая Гвардия, 1958.- 288 с.
Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран: Учебное пособие, вып.2, 4-е издание- М.: Музыка, 1975. – 304 с.
Левашова Г. Поговорим о музыке: Беседы о музыке.- Л.: Детская литература, 1964.- 254 с.
Музыка – детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания: сборник статей/ сост.Михеева Л.В. – Л.: Музыка, 1976.- 160 с.
Музыка в начальных классах: Метод. пособие/ сост. Абдуллин Э.Б., Бейдер Т.А.- М.: Просвещение, 1985.- 144 с.
Нейгауз Г.Г Размышления, воспоминания, дневники: Сборник статей / Сост. Нильштейн Я.И.- М.: Советский композитор, 1975.- 528 страниц.
Оржеховская Ф. Себастьян Бах: Повесть.- М.: Детская литература, 1960.- 182 с.
Оржеховская Ф. Эдвард Григ: Повесть.- М.: Детс4кая литература, 1959.- 264 с.
Пожидаев Г.А. Рассказы о музыке- М.: Молодая гвардия, 1975.- 192 с.
Петрушанская Р.И Камерная музыка.- М.: Знание, 1981.- 48с.
Розеншильд К. История зарубежной музыки: Учебник.- М.: Музыка, 1978.- 544 с.
Сохор А. Статьи о современной музыке: Исследования, публицистика, критические заметки.- Л.: Музыка, 1974.- 216 с.
Тараканов М. Творчество Родиона Щедрина: Исследования / ред. И.Прудникова.- М.: Советский композитор, 1980.- 340 с.
Тройнин В. Что читать о музыке?: Справочник-путеводитель/ред. И.В. Голубовский.- Л.: Музыка, 1978.- 128 с.
Фрид Р. М.И.Глинка: Монографический очерк.- Л.: Советский композитор, 1973.- 80 с.
Черный О. Мусоргский: Повесть.- М.: Детская литература, 1961.- 302 с.
Черный О. Римский – Корсаков: Повесть.- М.: Детская литература, 1959.- 312 с.
Ярустовский Б. Игорь Стравинский: Монография, 3-е издание/ ред. Т.Н. Овсянникова.- Л.: Музыка, 1982.- 260 с.
Э.Кирсанова. Музыка – детям. Пособие для педагогов музыкальных учебных заведений. Алматы. Изд-во Онер.2009г.
Образовательная программа музыкальных школ по предмету «фортепиано». Министерство образования и науки Республики Казахстан. Республиканский учебно-методический центр дополнительного образования.
Программа развития музыкального образования детей в республике Казахстан. Республиканский учебно-методический центр дополнительного образования.