Тема: Поговорим о марше.
Задачи:
- приобщить детей к миру искусства;
- возможность эмоционального развития детей;
- развитие стойкого интереса к музыкальному искусству;
- формирование элементарных представлений о языке музыкального искусства.
Оборудование: фортепиано, ТСО (компьютер), нотное приложение, шумовые инструменты.
Ход мероприятия:
Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о марше. Марш-что это за музыка?
(дети отвечают)
- Правильно, это музыка для ходьбы. Звуки в ней ровные, чёткие, они как бы помогают нам идти: раз-два – шагаете вы марш на зарядке. Это марши спортивные, бодрые. Они специально написаны композиторами для того, чтобы создать у людей приподнятое, радостное, праздничное настроение. Но есть и другие марши. Каждый из вас слышал не раз музыку марша. Вспомните, когда где это было.
(ответы детей)
- Совершенно верно. Марши звучат не только на музыкальных и физкультурных занятиях в зале. Гуляя летом в парке, вы вдруг услышали игру музыкантов духового оркестра – они исполняли марши. А вот идут войска на параде. И опять звучит музыка марша. По телевидению часто можно услышать чёткие звуки марша. А герои мультфильмов? Вспомните, например, как бодро, с песней шагает войско в мультфильме «Бременские музыканты».
(звучит фрагмент марша Г. Гладкова из мультфильма, дети выполняют маршевые движения)
- Сегодня мы, вслушиваясь в музыку, подумаем о том, чем отличаются друг от друга марши.
А на каких музыкальных инструментах можно исполнять марш?
(ответы детей; после ответов предлагается послушать «Марш» Шумана для фортепиано)
- Мы прослушали «Марш» немецкого композитора Роберта Шумана. Музыка в нём бодрая. Так шагают в строю солдаты. Как вам кажется, это настоящие большие солдаты маршируют или игрушечные и маленькие?
(ответы детей)
- Да, так могут шагать и игрушечные солдатики. А какой ещё марш для игрушечных солдатиков мы слушали?
(ответы детей)
- Правильно, «Марш деревянных солдатиков» Петра Ильича Чайковского. Чем же отличается музыка одного марша от музыки марша другого?
(исполняется фрагмент музыкального произведения, затем следуют ответы детей)
- Музыка Чайковского звучит более легко, высокими, звонкими звуками. Здесь представляешь себе, как маленькие солдатики ровными рядами шагают своими деревянными ножками. А как звучит музыка в «Марше» Шумана? Так же легко?
(ответы детей)
- Конечно, в этом марше музыка более громкая. Как будто это идут не деревянные солдатики, а сделанные из металла. Представим себе, что наши пальчики – это ножки игрушечных солдатиков. Они бодро и чётко будут маршировать по вашим коленям под музыку.
(звучит «Марш» Шумана)
- А сейчас прозвучит новый для вас марш – марш из балета «Щелкунчик» композитора Петра Ильича Чайковского. Послушаем его.
(звучит марш П.И.Чайковского)
- Какой марш напоминает вам эта музыка?
(ответы детей)
- Правильно, музыка этого марша праздничная, весёлая, детская. Она напоминает нам «Марш деревянных солдатиков». Она такая же радостная, звонкая. Представим себе новогодний праздник. В зале, сверкая огнями, стоит ярко разукрашенная новогодняя ёлка. Под звуки этого марша нарядные дети гурьбой входят в зал. Вся ли музыка этого марша одинакова?
(ответы детей)
- Да, в середине марша музыка меняется. Послушайте.
(звучит фрагмент марша)
- Как вам кажется, что хотел рассказать нам своей музыкой композитор?
(ответы детей)
- Да, вы правы. Если внимательно прислушаться, то мы услышим и звонкий смех детей, и весёлый говор, и игры вокруг ёлки. Музыка звучит высоко, звеняще. Чайковский, как искусный художник, рисует нам картину искрящейся, сверкающей разноцветными огоньками ёлки. Но вот вновь слышны звуки первой части марша. Праздник новогодней ёлки продолжается. А сейчас мы с вами тоже примем участие в этом празднестве. Возьмём в руки шумовые инструменты и тихо подыграем, когда услышим музыку первой части марша. А как вы думаете, какие музыкальные инструменты нам нужно взять, чтобы картина второй части марша – картина сверкающей ёлки и весёлых игр детей – была более яркой?
(ответы детей)
- Правильно, колокольчики. Когда будете играть на них, представьте себе искрящиеся огоньки, звёздочки, снежинки и весёлый смех детей. А потом вновь, как в первой части, заиграют бубны и барабаны.
(звучит запись)
- Сегодня мы с вами говорили о марше. Слушая музыку и сравнивая её, мы узнали, что марши бывают разные: военные, спортивные, праздничные и даже «игрушечные».
В следующий раз мы продолжим разговор, отправимся с вами в сказочную страну и узнаем ещё много интересного.