kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие "Колокольные звоны России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал знакомит учащихся с историей возникновения колоколов, колокольчиков; показывает значение колокольного звона для жизни русского народа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Колокольные звоны России"»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 21 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области











Внеклассное мероприятие 6 – 8 класс

Тема: Колокольные звоны России













Котова Вера Алексеевна

учитель высшей категории

ГБУ СОШ №21 г. Сызрань

Самарской области









2016

Колокольные звоны России.

(Внеклассное мероприятие в 6 -8 классе)

Цель:

Расширение знаний учащихся об истории возникновения колоколов, колокольчиков и видах колокольного звона и их значение в жизни русского народа.

Задачи:

  1. Сформировать представление о колокольном звоне как ярком явлении православной культуры, показать изобразительные, музыкальные и выразительные возможности колокольного звона.

  2. Развивать восприятие классической музыки и умение ее анализировать; музыкальный слух, воображение, образно – художественное мышление, фантазию.

  3. Воспитывать любовь к Родине и ее истории; способствовать воспитанию духовно – нравственных качеств личности.

Тип урока: интегрированный урок.

Предметы: музыка, ИЗО, искусство.

Вид урока: расширение и углубление знаний.

Педагогические технологии: творческие мастерские.

Предметы: музыка, ИЗО.

Оборудование:

Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, коллекция колокольчиков, творческая выставка детских работ;

Для учащихся: цветная бумага, клей, ножницы, форма колокольчика, нитка.

Музыкальный ряд: диски Рахманинов С.В. ,сюита №1 для двух ф – но (финал «Светлый праздник»), Н.В.Щукина песня «Колокола», аудиозапись колокольного звона.



Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверка готовности рабочих мест.



  1. Вводная беседа.

  2. Учитель ИЗО: Здравствуйте!



Учитель музыки: Добрый день!



Учитель ИЗО: Мы уже знаем, что музыка связана с изобразительным искусством так же тесно, как и с литературой и историей.



Учитель музыки: Музыка может вызвать в нашем воображении какие – либо зрительные (живописные) образы. Даже определенные картины.



Учитель ИЗО: А всматриваясь в картины, мы можем услышать в своем воображении ту или иную музыку.



Учитель музыки: пройдут для вас в необычной форме – как единое целое, состоящее из двух искусств.

  1. Мотивация: звучит колокольный звон (30 секунд).



Учитель музыки: Ребята, скажите, пожалуйста, что за звуки открыли наш урок?



Дети: Это колокольный звон.



Учитель музыки: Правильно. А где можно услышать колокола?



Дети: на улице, в церкви, по ТВ и т.д.

  1. Сообщение темы и цели урока.



Учитель музыки: Вы уже, конечно, догадались, что наш сегодняшний урок будет посвящен замечательному явлению – колокольному звону и его значению в жизни русского человека.

  1. Освоение нового материала.

О, Русь, благословенная моя»

Познать тебя не хватит целой жизни.

Твоих церквей златые купола

И многовещный звон колоколов отчизны.

Тот небесный гул, идущий от небес,

Он гласом Божьим нисходил к народу.

Призывом к дальней жизни без мирских страстей,

И родником, где пьют живую воду.

Знакомый звон, любимый звон –

Руси наследие святое

Мое причастие к тебе да будет вечным,

Как и все живое.



Учитель музыки: Какие чувства вызвало у вас стихотворение Евдокии Растопчиной, посвященное колокольному звону?



Дети: чувства радостные. Восхищения, любви, гордости.



Учитель музыки: Как вы думаете, колокольный звон – это новое явление или нет?



Дети: нет, это придумано давно.



Учитель музыки: Давайте совершим небольшой экскурс в историю. (Звучит фонограмма, рассказывающая о появлении колоколов на Руси (1,5 мин.).



Учитель музыки: Ребята, а можем ли мы назвать колокольный звон музыкой?



Дети: Да, так как в колокольном звоне мы можем услышать мелодию, в нем есть такие средства выразительности как лад, ритм, темп, гармония.



Учитель музыки: Существуют несколько типов колокольного звона. С одним из них вы уже знакомы. Вспомните. Как называются частые удары в один колокол, сообщающим о каком – либо бедствии.



Дети: Он называется – набат.



Учитель музыки: А сегодня мы узнаем о таких типах колокольного зона как благовест, трезвон, перезвон.

Внимание на экран (слайды разных видов колокольного звона – 2 мин.)

Ребята, а где находятся колокола?



Дети: на колокольне, в звонильне.



Учитель музыки: А кто звонит в колокол?



Дети: звонарь.



Учитель музыки: А как вы думаете, каким должен быть этот человек?



Дети: Сильным, т.к. колокола тяжелые. С хорошим чувством ритма, прекрасным знанием звукоряда, владеть техникой исполнения.



Учитель музыки: А кто из вас знает, где находится самая известная колокольня в России и самый большой в мире колокол?

На территории Московского кремля находится Колокольня Ивана Великого. В ее четырех ярусах 37 колоколов, вес которых от 320 кг до 32 тонн. (Легенда, как Наполеон хотел взорвать колокольню). Царь – колокол не имеет равных по весу (масса 200 тонн) и художественному литью (1735 г.)















Учитель музыки: И только в одной стране мира – в России живет колокольная музыка. Только на Руси звон стал национальным искусством, т.к. отвечал духовным запросам русских людей. Оказалось, что ничем иным общее настроение народа не может быть выражено удачнее, ничем праздник не может быть прекраснее и торжественнее возвеличен, как именно мощным колокольным звоном.



Учитель музыки: Хотите попробовать себя в роли звонарей и создать подобие колокольного звона?



Дети: Да. Группа детей звонят в колокольчики (идет наслоение ритмов).



Учитель музыки: Молодцы. Ребята. Колокольный звон был предметом воспевания в разных областях искусства, в том числе – музыке. Отечественные композиторы часто включали колокольный звон в свои произведения. Давайте освежим в памяти уже услышанные нами. (М.И. Глинка Опера «Иван Сусанин», хор «Славься», С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский», хор «Всавайте, люди русские», С.В.Рахманинов «Второй концерт для фортепиано с оркестром»).



Учитель музыки: Сегодня мы еще раз обратимся к творчеству С.В.Рахманинова, так как колокол как символ России пронизывает все его творчество, являясь отзвуком ярких воспоминаний детства. Чтобы перейти к слушанию музыки, давайте вспомним, какой великий праздник отмечают все православные христиане. (Пасху)



Учитель музыки: кто – нибудь был из вас в церкви, слышал колокольный звон? (ответы детей)

Сейчас мы услышим заключительную часть первой сюиты для двух фортепиано С.В.Рахманинова, посвященную «празднику праздников», «торжеству из торжеств» - светлой Пасхе.



И мощный звон промчался над землею,

И воздух, весь гудя, затрепетал.

Певучие серебряные громы

Сказали весть святого торжества.

(А.Хомяков)



Слушание финала первой сюиты для двух фортепиано «Светлый праздник».

Ваши впечатления о прослушанной музыке



Дети: Музыка звучит празднично, слышен непрерывный трезвон мелких колоколов. Колокольный напев носит плясовой характер.



Учитель музыки: А какой прием использовал С.Рахманинов в своем произведении? (прием имитации или подражания, так как звон колоколов передается игрой на двух фортепиано). Давайте подведем небольшой итог. Что нового вы узнали о колокольном звоне, его значении в жизни русского народа? (Ответы детей).



Учитель музыки: В настоящее время к колоколам, как части нашей истории приковано пристальное внимание, в том числе, первых лиц нашего государства.

Президенту России Дмитрию Анатольевичу Медведеву, приехавшего на празднование 1150 –летию Великого Новгорода предложили первому ударить в 2 – х тонный колокол «Благовест».

Сейчас специально устраивают праздники колокольной музыки в городах, которые принято называть «Золотым кольцом России»

Специалисты утверждают, что «контакт» с колокольным звоном делает общительным даже замкнутого человека

Ученые установили факт вполне реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.

Говорят, когда звонишь в колокол, словно душа светлее становится…

Звучит песня Колокола России.



Учитель ИЗО: Самые лучшие колокола отливали в России. Мастера делали большие наборы колоколов разного размера, строя, силы, что давало возможность играть яркую музыку.

Сохранились имена мастеров, давайте вместе их прочитаем:



Филипп Андреев

Емельян Данилов

Андрей Чохов

Флор Терентьев

Михаил и Иван Моторины (Царь – Колокол) .



Учитель ИЗО: Русские мастера умели не только изготавливать колокола с чистым звуком, но и украшали их изображениями Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, ликами святых, а также сопровождали надписями, своеобразными девизами. Ярким тому примером служит Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле, о которой, вы уже слышали сегодня.

На колокольне, посвященной Богородице, имеются изображения Владимирского и Донского образа, Рождества и Покрова Богородицы и надпись: «В благодарствие Пресвятой Богородице, заступнице христианской, не оставившей рабов своих и помощь им пославшей, нетленной ризой своей покрывшей и врагов их устрашившей».

Учитель ИЗО: А как вы считаете, как дошли до нас имена мастеров колокольных дел? (ответы детей).



Учитель ИЗО: Каждый, кто возьмет в руки колокольчик, непременно обратит внимание, что его нижняя часть – юбка – не только украшается затейливым орнаментом, но и имеет надписи, несущие интересную и разнообразную информацию об авторе изнутри.

Колокольчик не только поет – он говорит! Это народное слово, увековеченное в бронзе!



Учитель ИЗО: сегодня, в начале21века, единственный в России Музей колокольчиков открыт и действует в городе Валдае (слайд), где есть колокола не только из России, но и Азии, Америки.

Современные мастера создают колокола даже изо льда (слайд). Примером служит Ледяной Колокол – рекордсмен высотой 2 метра был установлен в 2009 г. На площади Революции в Москве. Скульптуру за один час вырубит изо льда чемпион мира в резьбе по льду.

Колокольные мастера обладают завидным чувством юмора и создавали колокольчики и из керамики, стекла и из подручного материала.

Как и люди имеют свою судьбу.

«…в одном городе была традиция: на заходе солнца звонили колокола, и весь город стихал, слушал их. Странный мелодичный звон наполнял этот город и, когда он стихал, раздавались три чистых глубоких удара. Первый утешал тех, кому в тот день было причинено зло, второй – прощал тех, кто это зло совершил, а третий – делал реальностью сны и светлые сказки. Это были три колокола на главной колокольне. Говорят, они были живыми и по ночам тихонько переговаривались между собой. Людей тянет к земле зло в их душах. А в тех колоколах на тонны меди не было ни грамма зла.

Поэтому они были легкими – легкими, легче воздуха. И неудивительно, что одного из них, того, что исполнял мечты и сказки, однажды прорезались крылья.

И колокол стал биться и плакать на колокольне, потому что знал, что есть еще много городов, где люди несчастны и плачут по ночам. Он просил жителей отпустить его – и они не стали его удерживать, хотя очень сильно любили.

И колокол обернулся белой птицей и улетел. Он стал петь людям песни, и в мире стало светлей.

А на колокольне поселились белые голуби. И жители города радовались, когда видели на крыше колокольни белую птицу: они думали, что это их птица колокол вернулся, чтобы их навестить».



Ребята, давайте попробуем оживить эту легенду в наших творческих мастерских.

Ребята, представьте себя мастерами декоративной росписи. Представили?



Практическая работа.



Домашнее задание: Оформить свой колокол.

На следующий урок принести свои колокольчики и пусть зазвучат они иными голосами.



Учитель ИЗО: «…Жива святая Русь, жива Россия…

Горят ее, сияют купола,

От моря и до моря

С новой силой

Звонят, звонят ее колокола».



Учитель музыки: Мы желаем вам, чтобы в нашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик.

















































государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской

области средняя общеобразовательная школа №21 город Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области



















«Колокольные звоны России»

(внеклассное мероприятие в 6 – 8 классе)













Подготовила учитель музыки:

Котова Вера Алексеевна

ГБОУ СОШ №21 г. Сызрани

Самарской области



























2011 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеклассное мероприятие "Колокольные звоны России"

Автор: Котова Вера Алексеевна

Дата: 27.09.2017

Номер свидетельства: 429963

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Внеклассное мероприятие "Колокольный звон России" "
    ["seo_title"] => string(52) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-kolokol-nyi-zvon-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "233116"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443008361"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Внеклассное мероприятие по теме  "Россия - родина моя""
    ["seo_title"] => string(52) "vnieklassnoiemieropriiatiiepotiemierossiiarodinamoia"
    ["file_id"] => string(6) "301989"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457023399"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Внеклассное мероприятие «Чем дальше в прошлое мы входим, тем больше новым дорожим» "
    ["seo_title"] => string(95) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-chiem-dal-shie-v-proshloie-my-vkhodim-tiem-bol-shie-novym-dorozhim"
    ["file_id"] => string(6) "217466"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433353270"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Внеклассное мероприятие "Праздник светлой Пасхи" "
    ["seo_title"] => string(53) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-prazdnik-svietloi-paskhi"
    ["file_id"] => string(6) "120294"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413684938"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Внеклассное мероприятие  по истории " Овеянные славою флаг наш и герб""
    ["seo_title"] => string(70) "vnieklassnoiemieropriiatiiepoistoriiovieiannyieslavoiuflaghnashighierb"
    ["file_id"] => string(6) "285683"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454235602"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства