Просмотр содержимого документа
«Тема занятия: «Компоненты музыкального произведения»»
Сценарий занятия кружка «Ложкари»
Тема занятия: «Компоненты музыкального произведения»
Цель : Создание условий для раскрытия творческого потенциала обучающихся , приобщения их к ценностям народной культуры, обучая игре на народных инструментах, демонстрируя творческие достижения школьников .
Задачи:
Предметные:
- Формировать правильные навыки игры на ложках;
-Закрепить знания об истории создания ложек, как музыкального инструмента;
- Формировать навыки образно - эмоционального строя музыкального
произведения;
- Формировать знания в области истории развития музыкальной
культуры, народного творчества.
Метапредметные:
- Развивать музыкальный слух обучающихся: мелодический и гармонический;
- Развивать чувство ритма, память и внимание;
- Развивать творческий потенциал ребенка, его познавательно - творческую активность;.
Личностные:
- Воспитывать собранность и дисциплинированность обучающихся;
- Формировать навыки сценической культуры;
- Воспитывать чувство коллективизма;
- Воспитывать у обучающихся гражданственность и любовь к Родине через
изучение народного творчества
Возраст обучающихся :10-12 лет
Тип занятия: «открытое»
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная
Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, игровые методы, практическая работа (исполнение и игра на ложках).
Добрый день, ребята! Давайте поприветствуем, друг друга, как мы это обычно делаем, улыбнёмся, передадим частичку своего хорошего настроения другому и пожелаем удачи.
(Дети) - Вновь сегодня мы пришли в наш ансамбль «Ложкари»!
(Слайд№1)
Учитель:
Наши ложки - расписные,
Наши ложки - удалые!
Ну-ка, в руки их возьми:
Тарахти, стучи, греми.
Как вы думаете почему я прочитала это стихотворение ?( Ответы детей)
2.Этап повторения изученного:
Учитель:
-Давайте с вами ,ребята, рассмотрим из чего состоит ложка из деревянного черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Мы так же знаем ,что ударяя ложкой об ложку, получается характерный красивый звук.
Учитель: Мы знаем, что в старину на Матушке Руси, использовали деревянные ложки. Какую роль выполняли ложки (Ответы детей .Это был столовый прибор, то есть с их помощью употребляли пищу)(Слайд №2) Долгое время они были у народа не удел. Затем получили распространение как музыкальный инструмент . (Слайд№3)Вечерами, в деревнях на завалинке под заливистые звуки балалайки, деревенские умельцы отстукивали задорные ритмы. Некоторые люди так играли на деревянных ложках, что не всякий музыкант - профессионал мог повторить услышанный ритмический рисунок.
Учитель:
Ложки всегда являлись самым доступным музыкальным инструментом. Люди всегда играли, и будут играть на ложках. Это не только интересно, забавно, но и красиво звучит, радует слух.
А вы знаете, кто были первые исполнители на народных инструментах? (Ответы детей)
Учитель: А кто такие скоморохи? (Ответы детей)
Учитель: Правильно, это бродячие музыканты. Они пели песни, играли на музыкальных инструментах, танцевали, развлекали простых людей.(Слайд№4)
Я думаю, что каждый из вас со мной согласится, что этот вид искусства незаслуженно забыт. Это проблема на сегодняшний день . Учитель: -Давайте подумаем, какие варианты решения этой проблемы можно найти?
(Ответы детей) Нужно создавать как можно больше ансамблей ложкарей.
Учитель:-Давайте вспомним, когда появились ложки?
(Дети) В 3, 4 веке их делали из слоновой кости, из бронзы и серебра в Риме, Египте и Византии. В 7 веке золотые появлялись у богатых людей в Киевской Руси.( Слайд№5 )
Учитель: Как вы думаете, из чего делали ложки? А из каких пород древесины? (Ответы детей) Учитель: Ложки на Руси вырезали из дерева – липы, клёна, осины, берёзы. Звучание ложек из дерева зависит от качества древесины, толщины материала, силы удара и мастерства исполнителя. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. А почему именно деревянные ?(Ответы детей) Ритмический звук делает музыку выразительной, насыщенной.
Учитель: Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные, непохожие на другие. У меня в руках ложки расписные, их называют хохломские.
(Слайд№6 )
На экране ложки Вятские, эти похожи на Смоленские. А есть ещё Тульские и Московские. Ложки деревянные называют ещё ложками деревенскими.
Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложечники, а вот кто на них играл – ложкарями.
Музыкальные ложки используются в народных ансамблях соло и в сочетании с другими инструментами. Относятся они к группе ударных.
Учитель: Предлагаю сыграть в игру «Повтори-ка» и вспомнить приемы. И для этого давайте займем наши рабочие места . На ложках написаны приёмы игры, вы берете по одной ложке, читаете, что на них написано, и показываете и комментируете, как исполняется каждый приём.
Учитель: Для того, чтобы начать игру, необходимо сесть ровно, поставить обе ноги твердо на пол. Следим за осанкой , спина прямая, руки согнуты в локтях и немного отодвинуты от корпуса.
Сильно их не бьем, играем аккуратно и бережно, в каждой ложке заложен труд и мастерство русских умельцев.
Давайте вспомним, какие приёмы игры мы используем в каждой песне? «Лошадка», «Лестница», «Солнышко» и т.д.
А теперь возьмём ложки и повторим эти приёмы. Сыграем известную нам русскую народную песню « Ой Варенька, Варенька»
3Этап изучения нового материала.
Учитель: -Ребята, уже совсем скоро вся наша страна будет отмечать самый главный праздник.
-Как вы думаете, какой это праздник? …. (ответы детей)
Учитель: Правильно, мы празднуем День Победы, победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Вынести тяготы войны помогала песня.
Роль песни в годы войны была чрезвычайно высока. Они складывались обо всем, что происходило на фронте и в тылу, что согревало души, призывало к подвигу. В них говорилось о патриотизме, о солдатской дружбе, о любви. Песня поддерживала в трудные минуты, приносила утешение, она была необходима человеку как воздух, с ней человеческое сердце не черствело. Но не только солдат поддерживали и согревали эти мелодии. Их женам, матерям, детям они тоже помогали, очень помогали ждать все годы разлуки. У каждой песни своя история, свой путь, и своя судьба. А для чего нужна музыка солдатам, ведь основная задача воина – бить врага?
(Ответы детей): С музыкой, с песней солдат становился сильнее, отважнее, музыка помогала вспомнить о родном доме, о семье, музыка звала на бой!
Учитель:-Какие музыкальные инструменты чаще всего брали с собой солдаты в поход? Почему? (барабан, губная гармошка ,труба и конечно же ложки)
Освоив технику игры на ложках, можно аккомпанировать практически любые мелодии, песни. Ритмический звук делает песни выразительней, насыщенной, красивой, яркой.
Учитель:-Давайте посмотрим на экран и послушаем фрагмент уже известной песни «Едут, едут по Берлину наши казаки…». Вовремя просмотра постарайтесь подобрать слова, которые подходят к определению характера этой песни .Казаки – воинственный и своенравный народ, который вошел в историю благодаря своей особой отваге, исключительному мировосприятию и свободолюбию. Казачьи дивизии хорошо проявили себя в годы Великой Отечественной войны. Солдаты славились высокой военной подготовкой, мужеством и героизмом на поле боя. Их боевой дух служил примером для большинства, восхвалялся в газетах. Многим кавалеристам были заслуженно присвоены звания героев Советского Союза. Казаки, идя на войну, клялись победить или умереть. В боях проявляли мужество и храбрость, не только мужчины, но и женщины.
Ребята, подберите слова, которые подходят к определению характера этой песни ..(Ответы детей)(смелая, чёткая, задорная, решительная…)
Учитель: -Мы уже знакомы с этим произведением, предлагаю исполнить «Казаки», под аккомпанемент песня стала звучать ярче, эмоциональнее, ритмичнее, вызывая нотки гордости за казаков.
Сегодня у вас есть возможность прикоснуться к истории наших предков и исполнить песни военных лет «Смуглянка»
(Слайд№7)
Долгие годы прошли, прежде чем «Смуглянка» приобрела свою сегодняшнюю популярность. В 1975 году, в канун 30-летия Победы, вышел замечательный фильм талантливого режиссера и актера Леонида Быкова "В бой идут одни старики", где была исполнена "Смуглянка", которую в молодости Л. Быков случайно услышал в поезде от двух военных, ехавших в Молдавию на могилы своих погибших друзей. После выхода на экраны этого фильма, который очень любил сам Л. Быков, "Смуглянку", что называется, запела вся страна.
И сейчас мы с вами разучим небольшой фрагмент из этой песни «Смуглянка» я показываю вы повторяете.
4.Итог
Учитель: На прошлом уроке мы уже разучили фрагмент из песни “Прощай Славянка”, сейчас мы соединим два произведения. Соединение популярных песен (мотивов) и объединённых одной темой называется попурри.
Учитель: Молодцы у вас все получилось. А наследующем занятии мы продолжим с вами разучивать следующую военную песню и дополнять попурри военных лет . А давайте мы с вами подведем итог. Как называется соединение популярных песен одной темой? Какие инструменты солдаты брали с собой на войну для поднятия настроения, силы боевого духа? Какую песню запела вся страна после выхода фильма? (Ответы детей) Молодцы.
5.Рефлексия.
Учитель: Ребята, а ведь музыка – это, прежде всего, искусство передачи настроений. Если в музыке есть настроение, значит, в ней есть мысли, и эти мысли находятся в порядке, в согласии, т. е. ? (в ладу).
У каждого из вас , в течение урока создалось какое-то настроение (мажорное (веселое , радостный ) или минорное( грустное ,печальное настроение )
--Я прошу вас показать прием игры , который соответствует вашему настроению сейчас «Солнышко »или «Большая дробь» .Глядя, на прием солнышко , я делаю вывод что у вас прекрасное настроение и занятие удалось , занятие завершается. Мне приятно, что вы многое знаете и умеете. и я с радостью прощаюсь с вами до следующего занятия . До свидания