kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема занятия: «Компоненты музыкального произведения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для раскрытия творческого потенциала обучающихся,приобщения их  к ценностям народной культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема занятия: «Компоненты музыкального произведения»»

Сценарий занятия кружка «Ложкари»

Тема занятия: «Компоненты музыкального произведения»

Цель : Создание условий для раскрытия творческого потенциала обучающихся , приобщения их к ценностям народной культуры, обучая игре на народных инструментах, демонстрируя творческие достижения школьников .

Задачи:

Предметные:

- Формировать правильные навыки игры на ложках;

-Закрепить знания об истории создания ложек, как музыкального инструмента;

- Формировать навыки образно - эмоционального строя музыкального

произведения;

- Формировать знания в области истории развития музыкальной

культуры, народного творчества.


Метапредметные:

- Развивать музыкальный слух обучающихся: мелодический и гармонический;

- Развивать чувство ритма, память и внимание;

- Развивать творческий потенциал ребенка, его познавательно - творческую активность;.

Личностные:

- Воспитывать собранность и дисциплинированность обучающихся;

- Формировать навыки сценической культуры;

- Воспитывать чувство коллективизма;

- Воспитывать у обучающихся гражданственность и любовь к Родине через

изучение народного творчества

Возраст обучающихся :10-12 лет

Тип занятия: «открытое»

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, игровые методы, практическая работа (исполнение и игра на ложках).

Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация, деревянные учебные ложки, фонограмма «Ой, Варенька, Варенька», « Казаки в Берлине» «Смуглянка» ,«Прощание славянки»

Оборудование для обучающихся : деревянные ложки

Продолжительность занятия: 30минут

Ход занятия

1.Организационный этап

Учитель:

Добрый день, ребята! Давайте поприветствуем, друг друга, как мы это обычно делаем, улыбнёмся, передадим частичку своего хорошего настроения другому и пожелаем удачи.

(Дети) - Вновь сегодня мы пришли в наш ансамбль «Ложкари»!

(Слайд№1)

Учитель:

Наши ложки - расписные,

Наши ложки - удалые!

Ну-ка, в руки их возьми:

Тарахти, стучи, греми.


Как вы думаете почему я прочитала это стихотворение ?( Ответы детей)

2. Этап повторения изученного:

Учитель:

-Давайте с вами ,ребята, рассмотрим из чего состоит ложка из деревянного черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Мы так же знаем ,что ударяя ложкой об ложку, получается характерный красивый звук.

Учитель: Мы знаем, что в старину на Матушке Руси, использовали деревянные ложки. Какую роль выполняли ложки (Ответы детей .Это был столовый прибор, то есть с их помощью употребляли пищу)(Слайд №2) Долгое время они были у народа не удел. Затем получили распространение как музыкальный инструмент . (Слайд№3)Вечерами, в деревнях на завалинке под заливистые звуки балалайки, деревенские умельцы отстукивали задорные ритмы. Некоторые люди так играли на деревянных ложках, что не всякий музыкант - профессионал мог повторить услышанный ритмический рисунок.

Учитель:

Ложки всегда являлись самым доступным музыкальным инструментом. Люди всегда играли, и будут играть на ложках. Это не только интересно, забавно, но и красиво звучит, радует слух.

А вы знаете, кто были первые исполнители на народных инструментах? (Ответы детей)

Учитель: А кто такие скоморохи? (Ответы детей)

Учитель: Правильно, это бродячие музыканты. Они пели песни, играли на музыкальных инструментах, танцевали, развлекали простых людей.(Слайд№4)

Я думаю, что каждый из вас со мной согласится, что этот вид искусства незаслуженно забыт. Это проблема на сегодняшний день . Учитель: -Давайте подумаем, какие варианты решения этой проблемы можно найти?

(Ответы детей) Нужно создавать как можно больше ансамблей ложкарей.

Учитель:-Давайте вспомним, когда появились ложки?

(Дети) В 3, 4 веке их делали из слоновой кости, из бронзы и серебра в Риме, Египте и Византии. В 7 веке золотые появлялись у богатых людей в Киевской Руси.( Слайд№5 )

Учитель: Как вы думаете, из чего делали ложки? А из каких пород древесины? (Ответы детей) Учитель: Ложки на Руси вырезали из дерева – липы, клёна, осины, берёзы. Звучание ложек из дерева зависит от качества древесины, толщины материала, силы удара и мастерства исполнителя. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. А почему именно деревянные ?(Ответы детей) Ритмический звук делает музыку выразительной, насыщенной.

Учитель: Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные, непохожие на другие. У меня в руках ложки расписные, их называют хохломские.

(Слайд№6 )

На экране ложки Вятские, эти похожи на Смоленские. А есть ещё Тульские и Московские. Ложки деревянные называют ещё ложками деревенскими.

Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложечники, а вот кто на них играл – ложкарями.

Музыкальные ложки используются в народных ансамблях соло и в сочетании с другими инструментами. Относятся они к группе ударных.

Учитель: Предлагаю сыграть в игру «Повтори-ка» и вспомнить приемы. И для этого давайте займем наши рабочие места . На ложках написаны приёмы игры, вы берете по одной ложке, читаете, что на них написано, и показываете и комментируете, как исполняется каждый приём.

Учитель: Для того, чтобы начать игру, необходимо сесть ровно, поставить обе ноги твердо на пол. Следим за осанкой , спина прямая, руки согнуты в локтях и немного отодвинуты от корпуса.

Сильно их не бьем, играем аккуратно и бережно, в каждой ложке заложен труд и мастерство русских умельцев.

Давайте вспомним, какие приёмы игры мы используем в каждой песне? «Лошадка», «Лестница», «Солнышко» и т.д.

А теперь возьмём ложки и повторим эти приёмы. Сыграем известную нам русскую народную песню « Ой Варенька, Варенька»

3 Этап изучения нового материала.

Учитель: -Ребята, уже совсем скоро вся наша страна будет отмечать самый главный праздник.

-Как вы думаете, какой это праздник? …. (ответы детей)

Учитель: Правильно, мы празднуем День Победы, победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Вынести тяготы войны помогала песня.

Роль песни в годы войны была чрезвычайно высока. Они складывались обо всем, что происходило на фронте и в тылу, что согревало души, призывало к подвигу. В них говорилось о патриотизме, о солдатской дружбе, о любви. Песня поддерживала в трудные минуты, приносила утешение, она была необходима человеку как воздух, с ней человеческое сердце не черствело. Но не только солдат поддерживали и согревали эти мелодии. Их женам, матерям, детям они тоже помогали, очень помогали ждать все годы разлуки. У каждой песни своя история, свой путь, и своя судьба. А для чего нужна музыка солдатам, ведь основная задача воина – бить врага?

(Ответы детей): С музыкой, с песней солдат становился сильнее, отважнее, музыка помогала вспомнить о родном доме, о семье, музыка звала на бой!

Учитель:-Какие музыкальные инструменты чаще всего брали с собой солдаты в поход? Почему? (барабан, губная гармошка ,труба и конечно же ложки)

Освоив технику игры на ложках, можно аккомпанировать практически любые мелодии, песни. Ритмический звук делает песни выразительней, насыщенной, красивой, яркой.

Учитель:-Давайте посмотрим на экран и послушаем фрагмент уже известной песни «Едут, едут по Берлину наши казаки…». Вовремя просмотра постарайтесь подобрать слова, которые подходят к определению характера этой песни .Казаки – воинственный и своенравный народ, который вошел в историю благодаря своей особой отваге, исключительному мировосприятию и свободолюбию. Казачьи дивизии хорошо проявили себя в годы Великой Отечественной войны. Солдаты славились высокой военной подготовкой, мужеством и героизмом на поле боя. Их боевой дух служил примером для большинства, восхвалялся в газетах. Многим кавалеристам были заслуженно присвоены звания героев Советского Союза. Казаки, идя на войну, клялись победить или умереть. В боях проявляли мужество и храбрость, не только мужчины, но и женщины.

Ребята, подберите слова, которые подходят к определению характера этой песни ..(Ответы детей)(смелая, чёткая, задорная, решительная…)

Учитель: -Мы уже знакомы с этим произведением, предлагаю исполнить «Казаки», под аккомпанемент песня стала звучать ярче, эмоциональнее, ритмичнее, вызывая нотки гордости за казаков.

Сегодня у вас есть возможность прикоснуться к истории наших предков и исполнить песни военных лет «Смуглянка»

(Слайд№7)

Долгие годы прошли, прежде чем «Смуглянка» приобрела свою сегодняшнюю популярность. В 1975 году, в канун 30-летия Победы, вышел замечательный фильм талантливого режиссера и актера Леонида Быкова "В бой идут одни старики", где была исполнена "Смуглянка", которую в молодости Л. Быков случайно услышал в поезде от двух военных, ехавших в Молдавию на могилы своих погибших друзей. После выхода на экраны этого фильма, который очень любил сам Л. Быков, "Смуглянку", что называется, запела вся страна.

И сейчас мы с вами разучим небольшой фрагмент из этой песни «Смуглянка» я показываю вы повторяете.

4.Итог

Учитель: На прошлом уроке мы уже разучили фрагмент из песни “Прощай Славянка”, сейчас мы соединим два произведения. Соединение популярных песен (мотивов) и объединённых одной темой называется попурри.

Учитель: Молодцы у вас все получилось. А наследующем занятии мы продолжим с вами разучивать следующую военную песню и дополнять попурри военных лет . А давайте мы с вами подведем итог. Как называется соединение популярных песен одной темой? Какие инструменты солдаты брали с собой на войну для поднятия настроения, силы боевого духа? Какую песню запела вся страна после выхода фильма? (Ответы детей) Молодцы.

5.Рефлексия.

Учитель: Ребята, а ведь музыка – это, прежде всего, искусство передачи настроений. Если в музыке есть настроение, значит, в ней есть мысли, и эти мысли находятся в порядке, в согласии, т. е. ? (в ладу).

У каждого из вас , в течение урока создалось какое-то настроение (мажорное (веселое , радостный ) или минорное( грустное ,печальное настроение )

--Я прошу вас показать прием игры , который соответствует вашему настроению сейчас «Солнышко »или «Большая дробь» .Глядя, на прием солнышко , я делаю вывод что у вас прекрасное настроение и занятие удалось , занятие завершается. Мне приятно, что вы многое знаете и умеете. и я с радостью прощаюсь с вами до следующего занятия . До свидания


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема занятия: «Компоненты музыкального произведения»

Автор: Лариса Гаязовна Шамсетдинова

Дата: 18.08.2023

Номер свидетельства: 635688

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Игровые формы работы с детьми с ОВЗ на музыкальных занятиях в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(59) "ighrovyieformyrabotysdietmisovznamuzykalnykhzaniatiiakhvdou"
    ["file_id"] => string(6) "274856"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452450074"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Методическая разработка по классическому танцу на тему: "Специфика работы концертмейстера" "
    ["seo_title"] => string(101) "mietodichieskaia-razrabotka-po-klassichieskomu-tantsu-na-tiemu-spietsifika-raboty-kontsiertmieistiera"
    ["file_id"] => string(6) "146696"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419243306"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Музыкальное оформление уроков классического танца"
    ["seo_title"] => string(50) "muzykalnoe_oformlenie_urokov_klassicheskogo_tantsa"
    ["file_id"] => string(6) "538347"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1580750139"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Интегрированное занятие "Поможем Золушке попасть на бал" "
    ["seo_title"] => string(62) "intieghrirovannoie-zaniatiie-pomozhiem-zolushkie-popast-na-bal"
    ["file_id"] => string(6) "199968"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428682749"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Конспекты занятий из опыта работы на тему «Влияние технологии ТРИЗ на развитие интеллектуальных способностей дошкольников»."
    ["seo_title"] => string(118) "konspiektyzaniatiiizopytarabotynatiemuvliianiietiekhnologhiitriznarazvitiieintielliektualnykhsposobnostieidoshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "333502"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1465398699"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства