МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
МУЗЫКА ЯВЛЯЕТСЯ СИЛЬНОЕ И ГЛУБОКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ВНУТРЕННИЙ МИР СЛУШАТЕЛЯ, ЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СФЕРЫ. МУЗЫКА СОПРОВОЖДАЕТ ЧЕЛОВЕКА НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЕГО ЖИЗНИ. МУЗЫКОТЕРОПИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ, КОТОРАЯ РАЗВИВАЕТ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И РАЗВИВАЕТ ВНУТРЕНИЙ МИР. МУЗЫКА ОБЛАДАЕТ ЛЕЧЕБНЫМ СРЕДСТВОМ ОБ ЭТОМ ГОВОРИЛ ЕЩЕ ПИФАГОР (ВПЛОЩАТЬ РИТМЫ МУЗЫКИ В ПЕНИИ, ТАНЦАХ, СОБСТВЕННЫХ МЫСЛАХ). АРИСТОТЕЛЬ ГОВОРИЛ, ЧТО МУЗЫКА ВЛИЯЕТ НА ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ. ВРАЧ В.М. БЕХТЕРЕВ СЧИТАЛ, ЧТО С ПОМОЩЬЮ МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА МОЖНО УСТАНОВИТЬ РАВНОВЕСИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКОТЕРАПИИ УЧИТЕЛЯ ВКЛЮЧАЮТ В УРОКИ МУЗЫКИ И ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ, ПОМОГАЯ СВОИМ ВОССПИТАННИКАМ УСВАИВАТЬ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО МУЗЫКЕ И ДРУГИМ ШКОЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ »
Доклад на тему:
«Музыкотерапия как средство развития способностей школьников»
Саидова Светлана Юрьевна
2009г. Санкт-Петербург
Музыкотерапия как средство развития способностей школьников
Характерной особенностью музыки является сильное и глубокое воздействие на внутренний мир слушателя, его эмоциональную и интеллектуальную сферы.
Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Доказано, что слушание музыкальных произведений даже в дородовой период чрезвычайно важно для последующего развития человека (считается, что у женщины родится красивый ребенок, если она, вынашивая его, окружает себя красивыми вещами и слушает красивую музыку).
Многие взрослые незаинтересованно относятся к обучению своих детей музыке, объясняя это отсутствием у ребенка музыкального слуха. На самом деле музыкальный слух есть у всех без исключения нормальных и здоровых людей, только уровень его развития у всех разный. Кроме того, музыкальный слух, как и любая другая способность, поддается тренировке и развитию.
Музыкальное развитие является важной составляющей фундаментального воспитательного процесса. Развивать музыкальные способности, воспитывать эмоциональную «отзывчивость» позволяют современные музыкальные технологии, одной из которых является музыкотерагшя.
Музыка может быть средством успокоения и лечения, помогает бороться с переутомлением, задает определенный ритм перед началом работы, настраивает на глубокий отдых во время перерыва. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунитет, улучшать обмен веществ, приводит к снижению заболеваемости.
Еще в античном мире было замечено, что музыка обладает лечебным эффектом.
Первым заговорил о влиянии музыки на организм человекаПифагор, который научно объяснил лечебное воздействие музыки. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была эвритмия - способность человека находить наиболее близкие ему ритмы в окружающем мире и воплощать эти ритмы в пении, танцах, собственных мыслях. Он считал, что музыка способствует оздоровлению тех, кто использует ее надлежащим образом, поэтому прописывал своим знакомым «музыкальное понуждение»: с помощью смещения диатонических, хроматических мелодий «поворачивал» человека к противоположному состоянию души, а вечером, когда его ученики отходили ко сну, при помощи музыки освобождал их от дневной смуты, взволнованного состояния, обеспечивая хороший сон.
Аристотель доказывал, что музыка влияет на душевное состояние и мы неодинаково относимся к ладам. Фригийский лад действует возбуждающе, под него призывали в бой, на войну, а для воспитательных целей лучше всего подходит лад дорийский. Некоторые мелодии укрепляют в человеке чувство прекрасного, другие вызывают жестокость.
В дореволюционной России известные ученые подтверждали благотворное влияние музыки на человека. Психолог, физиолог и врач В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности дыхательной и нервной систем человека, устранить усталость или придать физическую бодрость, умерить слишком возбужденный темперамент, растормошить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Из этого вытекает возможность применения дыхательных, артикуляционных упражнений, помогающих устранить или смягчить присущие ребенку непоседливость, утомляемость, замкнутость.
Постоянно растет интерес к музыкотерапии современных педагогов и психологов. Российские ученые М. Догель, Н. Тарханов при помощи приборов установили, что слушание музыки и пение воздействуют на организм человека, изменяя кровяное давление, частоту пульса, влияя на расслабление и напряжение мышц.
Г.П. Шипулин отмечал благотворное влияние музыкального ритма на активизацию деятельности человека и повышение интереса к ней, на развитие у детей внимания, памяти, внутренней собранности.
Немецкий педагог Юта Брюкнер в книге «Музыкотерапия для детей» детально рассмотрела виды детской музыкотерапии, включая пантомиму, и различные способы распознавания эмоций - главного компонента музыкальности.
В Швеции существует музыкально-терапевтическое общество, благодаря которому всему миру стало известно, что звуки колокола за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа.
Опираясь на многочисленные исследования и эксперименты, можно утверждать: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Полезным является восприятие музыкальных произведений композиторов-классиков. Наибольшее положительное воздействие на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, пока еще яеобъясненный, так и назвали: «эффект Моцарта».
Элементы музыкотерапии мы включаем в уроки музыки и внеклассные занятия, помогая своим воспитанникам усваивать учебный материал по музыке и другим школьным предметам, вызывая у них искренний и живой интерес ко всему, что происходит вокруг. В целях музыкотерапии мы используем прежде всего классическую музыку, но не забываем и о произведениях современной легкой музыки, в том числе джаза. В психопрофилактических целях не следует брать объемные произведения, лучше проводить подбор музыкальных произведений малых форм.
Под нежную, медленную и успокаивающую музыку школьники учатся приемам расслабления. Им предлагается сесть, принять удобную позу, расслабиться, сосредоточиться на звуках музыки. Нельзя слушать музыку без должного внимания, отвлекаясь на посторонние дела. Музыка должна звучать тихо, находясь как бы за кадром, не заглушая текста. В процессе психологической разгрузки обычно используют музыкальные произведения медленного темпа, обладающие спокойно-повествовательным воздействием. Нельзя использовать произведения, вызывающие ощущения тоски и скорби.
Для того чтобы музыка имела наибольшее воздействие, учащихся необходимо специально настроить. Перед прослушиванием музыки рассказываю, как однажды ученые в качестве эксперимента поместили несколько человек в сурдокамеру, а через несколько дней дали им послушать музыку. Это был Второй концерт С. Рахманинова. Музыка просто ошеломляюще подействовала на участников эксперимента, вызвав настоящую эмоциональную бурю. Объяснить это нетрудно: в тишине человек чувствует музыку острее и тоньше, всем своим существом, всей душой. Предлагаю учащимся: «Проведем и мы эксперимент: посидим тихо и послушаем музыку».
Организованные учеными наблюдения показали, что сильное физиологическое воздействие на организм ребенка производят только хорошо известные мелодии, поэтому перед прослушиванием музыкального произведения полезно наиграть и напеть основные темы, которые будут в нем звучать. Тогда произведение станет более доходчивым для учащихся.
Значительное оздоравливающее воздействие на организм человека, в том числе ребенка, оказывает пение. По утверждению многих педагогов и врачей-фониатров, вокальной моторике, т.е. пению, следует отвести решающую роль и в развитии музыкальных способностей, в частности музыкального слуха.
Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает координацию слуха и голоса, а правильно поставленная поза при пении влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Голос - своеобразный индикатор здоровья человека. Он должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Состояние голосового аппарата влияет на общее самочувствие человека, а сам процесс пения стимулирует жизненные силы организма. Так называемое певческое вибрато является для организма хорошим вибромассажем, и недаром певец с правильно поставленным голосом поет не уставая.
А.И. Попов, основатель системы оздоровительного физвокала, обратил внимание на такую закономерность: обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Значит, если голос «ослаб, потускнел и неприятен окружающим», необходимо укреплять, тренировать голосовые мышцы. Одно из упражнений А.И. Попова: потянитесь, поиграйте всеми мышцами. Расслабьте плечи, высоко поднимите голову (столб достоинства), почувствуйте себя победителем и обязательно напевайте. Если ученикбудет постоянно выполнять такое упражнение, его сознание зафиксирует горделивую позу и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие.
Особенно хорошо голосовые данные развиваются в течение работы над протяжной песней; долгий распев одного слова эазвивает дыхание. Вот почему пение как средство лечения назначают детям с заболеванием дыхательных путей. Вдох носом лри открытом рте можно определить термином «активная пауза». Качество певческого вдоха - бесшумность. Такой вдох лри неподвижности плеч и грудной клетки автоматически выполняет основную установку дыхательной мускулатуры. После занятия вокалотерапией дыхание становится более экономным, а это напрямую влияет на повышение работоспособности человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно- госудистой системы.
Медленное глубокое дыхание только через левую ноздрю активизирует работу пра- вого полушария головного мозга, способствует релаксации. Дыхание только через тавую ноздрю активизирует работу левого п: лушария головного мозга, способствует :«ешению рациональных задач. К дыхательном упражнениям относятся глубокое дыхание, ритмическое дыхание с задержкой. При таком дыхании диафрагма интенсивно массирует внутренние органы. В этом заключается одно из положительных влияний пения на здоровье человека.
Дыхательные упражнения
Встать прямо, вдохнуть (лучше через нос) побольше воздуха и считать вслух, пока не кончится воздух. Постараться, чтобы с каждым словом воздуха выходило немного, «придерживать» его внутри себя.
Поставить зажженную свечу так, чтобы поющий мог, не меняя положения головы, задуть ее. Огонек должен находиться на небольшом расстоянии от губ поющего и на одном уровне с ним. Петь так, чтобы огонек оставался почти неподвижным.
Набрать носом воздух (постараться, чтобы он дошел до живота) и медленно выдыхать со звуком «ссс...». Время выдоха должно составлять примерно 20 секунд.
Дуть на ложку горячего супа, на легкое перышко или надувать воздушный шар.
Льющееся дыхание. Упражнение с пушинкой, которая подвешивается на ниточке, прикрепленной к палочке. Учащиеся делают певческий вдох, а затем медленно непрерывно выдыхают, стараясь, чтобы пушинка, которая находится на небольшом расстоянии от лица на уровне рта, отклонившись от выдоха, не опадала. В ходе этого упражнения хорошо тренируется система дыхания, укрепляются дыхательные мышцы.
Вокалотерапия - это и работа над культурой речи, ибо без хорошей дикции и осмысленного, прочувствованного произношения нет выразительности. Работа над дикцией помогает устранению бормотания у доски, улучшению артикуляции, устранению слов-паразитов, монотонности в голосе, гнусавости. И все это - объективные условия для накопления новых знаний, развития художественного вкуса.
Пение в хоре развивает у школьников такжепривычку к длительному сосредоточению внимания. Участникам хора не быть внимательными просто нельзя - не получится стройного пения, не будет хора. Дети это знают и стараются сосредоточиться. Такая тренировка внимания самым положительным образом сказывается и на общей успеваемости учеников в школе.
В современной практике обучения все большее число учащихся оказывается подверженным школьным неврозам. Американский психотерапевт Артур Янов разработал принцип их лечения, названный терапией первичного крика. Согласно этому методу, ученик может избавиться от боли, которую он когда-либо испытывал, в крике. Крик должен рождаться по методу «в низу живота». В результате происходит разрядка.
Многие стесняются звука собственного голоса и не могут прорваться через броню собственной неуверенности, чтобы снять внутреннее напряжение. Для преодоления этого в школьной практике можно использовать упражнение «Переменка».
Дети поют:
Переменка, переменка,
Мы тебя так долго ждали!
Переменка, переменка,
От уроков мы устали!
Звенит звонок (колокольчик), все ученики кричат «Ура!». Следует обратить внимание на то, чтобы каждый кричал, напрягая мышцы живота, и выполнял упражнение с максимальным чувством уверенности в себе.
Таким образом, музыкотерапия может стать эффективным методом лечения неврозов, приобретенных учащимися как в процессе получения образования, так и в современной жизни.
По существу, каждый учитель музыки, осознает он это или нет, является психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников. Если учитель помогает учащимся с помощью музыки развивать и реализовывать свои способности, занятия музыкой приносят детям удовольствие.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Адищев В.И. Музыка - язык чувств // Начальная школа. 2004. № 1.
Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей: от детского сада к начальной школе. Воронеж, 1998.
Лобанова Е.А. Возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий // Музыка в школе. 2005. № 3.
Овчинникова Т. Музыка для здоровья. СПб., 2004.
Петрушин В.И. Интеграция музыкальной психотерапии с ведущими направлениями психологии // Музыка в школе. 2001. № 5