kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад «Музыкотерапия как средство развития творческих способностей школьников с ограниченными возможностями».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкотерапия является одним из методов психотерапии, основанным на восприятии мелодии на эмоциональном уровне. В отношении детей  с ограниченными возможностями она играет огромную роль в развитии их творческих способностей, памяти и, конечно же, слуха.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Музыкотерапия как средство развития творческих способностей школьников с ограниченными возможностями».»

Омутинская специальная

школа








Доклад


«Музыкотерапия как средство развития

творческих способностей школьников с ограниченными возможностями».

















Выполнил:

учитель музыки

Оленин Вадим Викторович





с. Омутинское

2017 год


Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше. И этому найдется свое решение - музыкотерапия.

Музыкотерапия является одним из методов психотерапии, основанным на восприятии мелодии на эмоциональном уровне. В отношении детей с ограниченными возможностями она играет огромную роль в развитии их творческих способностей, памяти и, конечно же, слуха.

Еще древние знали, что искусство обладает лечебным эффектом, но сильное воздействие на здоровье, конечно, оказывает музыка. Уже в Древней Греции Пифагор в своем университете в Кротоне начинал и заканчивал день пением: утром - чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером - успокоиться и настроиться на отдых.

Современные нейрохирурги и психологи считают, что музыка оказывает магическое воздействие на развитие мозга человека. Удивительно, что конкретные типы нервных клеток реагируют на конкретные частоты звуковых колебаний, соответствующие определенным музыкальным нотам. Поэтому и возникла музыкотерапия как психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

Психоневролог В.М. Бехтерев первым в нашей стране провёл исследования на влияние музыки на детский организм. Он определил, что колыбельные и классическая музыка способна развивать эмоционально-волевую сферу детей.

Однако и музыкотерапия имеет свои противопоказания. Не подойдёт этот метод развития и лечения детям, у которых часто случаются судороги, детям, страдающим отитом, у которых быстро нарастает внутричерепное давление. Категорически запрещается давать слушать музыку детям через наушники.

Работая с детьми с ограниченными возможностями, нужно иметь определенные навыки. Это, во-первых, умение создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка. Во-вторых - умение установить контакт с ребенком. Такое возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное - положительным эмоциональным настроем.

Используя все эти методы в процессе систематической работы, вы всесторонне развиваете ребенка, обогащаете его новыми музыкальными впечатлениями, помогаете овладеть различными навыками.

Разработанные приемы музыкотерапии в ходе их внедрения отличаются новизной  и позволяют оказывать влияние на здоровье учащихся, погасить зоны отрицательных переживаний мозга и наполнить сознание положительно окрашенными чувствами и мыслями

Таким образом, музыкотерапия развивает и воспитывает, позволяет ребенку разобраться в жизни и понять самого себя, формирует правильную самооценку у детей.

Она помогает организовать и активизировать детей с ограниченными возможностями, собрать их внимание, установить с ними контакт, а присутствие живой музыки на занятиях и праздниках становится для них мощным стимулом в процессе развития творческих способностей.

Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии.

При пассивной (рецептивной) музыкотерапии учащимся предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать коррекции тех или иных проблем и достижению новых, гармоничных результатов и смыслов, т.е. лечебное воздействие.
В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают: катарсис (Л. С.  Выготский), эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок. 

Для регуляции психо-эмоционального состояния детей с ограниченными возможностями пассивной музыкотерапии существуют уже проверенные классические музыкальные произведения -

  • Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности: "Мазурка" Шопен, "Вальсы" Штрауса, "Мелодии" Рубинштейна.

  • Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы: - "Кантата № 2" Баха, "Лунная соната" Бетховена.

  • Для общего успокоения: - "Симфония №6" Бетховена, часть 2, "Колыбельная" Брамса, "Аве Мария" Шуберта.

  • Для снятия напряженности в отношениях с другими детьми: - "Концерт ре-минор" для скрипки Баха.

  • Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения: - "Шестая симфония", Чайковского, 3 часть, "Увертюра Эдмонд" Бетховена.

  • Для уменьшения агрессивности: - "Итальянский концерт" Баха, "Симфония" Гайдна.

  • Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности: - "Времена года" Чайковского, "Лунный свет" Дебюсси, "Симфония № 5" Мендельсона.

 Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Согласно этому, влияние музыки на человеческое тело объясняется как физиологический процесс.
Активной формой музыкотерапии является вокалотерапия. Вокальное искусство, как и хоровое пение – самый популярный, горячо любимый и распространенный среди народов всего мира вид музыкального творчества.
 Ввиду широчайшей популярности и сильного эмоционально-психологического воздействия на слушателей, равно, как и на самих поющих, вокальное искусство по праву считается наиболее действенным средством нравственно-эстетического воспитания, духовного и физического оздоровления широких народных масс.
На Руси всегда считали, что поет в человеке душа и пение есть её естественное состояние!
Поэтому пение – работа со звуком (высотой, долготой, силой), ритмом, дыханием, интервалами, эмоционально-выразительное, образное насыщение песни не только приводит к лечебному эффекту, но и формирует, корректирует личность человека, повышает иммунитет к стрессам, гармонизируя взаимодействие всех важнейших зон.
Звук и вибрационные характеристики при вокальном и хоровом пении, испокон веков использовались различными культурами для лечения физических и душевных недугов. Известно, что только около 20% производимого человеком звука направлено во внешнее пространство, остальная часть вибраций охватывает пространство внутреннее, вызывая резонирование органов, тканей и более тонких структур человеческого организма.
Если слово адресуется к сознанию ребенка, то тембр голоса, его эмоциональная окраска и все музыкальное сопровождение — непосредственно к его чувствам.
Что мы дарим самим себе и окружающим во время пения – хвори или здоровье, страхи или радость, напряжение или свободу полета, во многом зависит от характера и эмоциональной окрашенности звука пения.
При вокальном и хоровом пении, ученик получает эмоциональную разрядку, происходит регулирование эмоционального состояния, облегчается осознание собственных переживаний, уменьшается конфронтация с жизненными проблемами, повышается социальная активность. Когда ребенок поет,  то выплескивает переживаемую эмоцию, и освобождается от  внутреннего нервного напряжения. Спев песню и пережив эту эмоцию несколько раз, он приобретает новые средства эмоционального выражения (экспрессии), у него облегчается процесс формирования отношений с окружающими.

По сути дела, органы, участвующие в голосообразовании, являются техническими исполнителями приказов центральной нервной системы. В целом певческий процесс – это сложный психофизический акт.
Хорошее пение основано на правильной работе голосового и дыхательного аппарата, оно дает возможность использовать эмоциональное настроение в полную силу. Пение тесно связано с эмоциональной сферой, оно является музыкальным переживанием состояния поющего, так как тяга к музыкальному выражению идет через рече-двигательный аппарат из подсознания под давлением психического состояния.
Поэтому правильное, хорошее пение, здоровые голоса способны выправлять и корректировать энергетические и эмоциональные искажения, благотворно влиять на всю эмоционально-волевую сферу ребенка.
Все органы человека – всё до последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. Звуки соответствуют определенным вибрациям. А вибрация — это сигналы личности, которые воспринимают люди всего мира, это единый язык для всех людей.
Поэтому огромную роль в позитивной ориентации личности во время пения играет манера звукоизвлечения: звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке.
Звук, извлекающийся на улыбке становится светлым, чистым и свободным. В результате постоянной тренировки улыбки, качества звука переходят и на личность человека. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и поющие уже с улыбкой смотрят на мир и на других людей.

В музыке оздоровительной силой обладают разные жанры. Мы остановимся на таком ее уникальном образце, как традиционная народная песня.
Практика работы на уроках музыки показывает, что традиционные варианты народных песен, особенно наиболее древних их – исторические – образцы, в живом бытовании оказываются для учащихся с ограниченными возможностями оздоровительными тогда, когда реально выполняют свою «целительную» функцию. Воздействуя на психику детей своим непривычным «манерным» проявлением, народная песня в одних случаях снимает, а в других активизирует эмоциональную восприимчивость учащимися явлений и фактов окружающего мира. В детях менее эмоциональных эти песни активизируют способность более ярко выражать свои ощущения в общении с природой, с поколением старших людей, формируют прочные устойчивые и положительные ощущении от песенного исполнительства. Задорные частушки традиционные народные плясовые песни (такие, как, например, «Калинка», «Светит месяц», «Во кузнице») оказывают бодрящее влияние на нервную систему и общий тонус организма детей, вызывают ощущение роста сил и притока энергии. Негромкое же умеренное исполнение лирических народных песен, напротив, оказывает успокаивающее, а иногда даже убаюкивающее действие. Их напевность и медленный темп вызывают у детей состояние покоя, а попутно и активизируют в их физической природе способность тонко слышать и различать комплекс звуков. Общеизвестно, что народная песенность представляет собой самостоятельную и независимую интонационную систему, отражающую специфику народного музыкального мышления, адекватного сочетания звуков в природе. Кроме того, устойчивое и неустойчивое тяготение  друг к другу звуков народной песни отражает специфическое эмоциональное настроение поющего и способно мощно влиять на психику слушающего. Научить слышать интонационной свойство народной песни, а затем и  самостоятельно воспроизводить запомнившиеся интонации -  значит, помочь детям адекватно воспринимать и переживать явления окружающего мира. А исполнение и слушание народных песен неизбежно «заряжает» соответствующими эмоциями и  исполнителей, и слушателей. Поэтому именно народную песню мы можем рассматривать как одну из эффективных форм развития свойств человеческой психики и тем более детской, а главное – средством сбережение хрупкого психического здоровья детей. 
Смысл исполнения народных песен в режиме «регулярности» заключается в положительном для физического здоровья детей значения пения как физиологического процесса. Именно регулярные занятия по исполнению народных песен помогают формировать у каждого ребенка здоровый голосовой аппарат, развивать способность к гибкому и разнообразному его функционированию. В процессе систематического исполнения самых разных народных песен детский голосовой аппарат такие жизненно важные качества как неутомимость и выносливость. Принято считать, что старинные, часто диалектные элементы речи являются украшением любой народной песни. Произнесение таких слов детьми формирует в их душе уважительное отношение к старине, к языку прошлого, укрепляет в «биологическом хранилище – памяти» лучшие традиции народов.
Слово в самой народной среде всегда было своего рода «психологом», а нередко и «психиатром» для людей, часто приравнивалось к самой жизни и объясняло ее. Выражением благодарного отношения к нему во все времена и до сих пор остается эпитет «родное». Родное слово – незаменимое для чувств «лекарство», «регулятор эмоций», адаптирующий механизм психики». При помощи слова в народной песне дети незаметно и легко из реального мира перемещаются в мир сказки, шутки и игры, а затем, также незаметно и легко, снова входят в реальную повседневную обстановку и привычную среду. Это укрепляет в их психическом здоровье, с одной стороны гибкость, а с другой – равновесие.
Использование народной песенной педагогики в качестве средства укрепления психического и физического здоровья детей в рамках школьных уроков  обосновано в работах  Л. С. Брусиловского, А. Левшинова, Л. В. Шаминой, Э. Берна, Д. И. Латышиной, Е. Б. Плотниковой, проверено и в науке, и на практике. .
Голос и речь ребенка формируются исключительно под влиянием семьи и средств массовой информации, т. е. отнюдь не в оптимальном направлении и со множеством случайных и вредных воздействий. Результат – неравномерное развитие механизмов голосообразования, отсутствие координации между слухом и голосом, неадекватность эмоциональной детонации в речи, «гудошники» в пении, хриплые голоса при здоровой гортани, затягивание мутаций у юношей и многое другое.
Исследования профессора В. П. Морозова показали сильную зависимость работы гортани, как от характера певческого дыхания, так и особенностей управления певцом системой резонаторов, роль которой выполняют воздухоносные полости голосового аппарата.
Поэтому, прежде чем научиться правильно петь, необходимо научиться правильно дышать! Самое правильное и полезное дыхание – это полное дыхание. Дыхательные упражнения по методике педагога-вокалиста А. Н. Стрельниковой позволяют освоить технику активного носового дыхания, активизировать работу диафрагмы (упражнения «Ладошки», «Погонщик», «Насос», «Обними себя» и др.).
Для повышения эффективности упражнений, выполняемых по методике А. Н. Стрельниковой, важны не только физические данные, но и психологический настрой. Кроме того, огромное значение имеет и порядок упражнений, содержащихся в комплексе. Автор методики в своих научных работах рекомендует для начала освоить самые простые упражнения – «Ладошки», «Насос», «Погонщик». 
Упражнение под названием «Ладошки» обычно используют в качестве разминки перед началом дыхательной гимнастики. Его выполнение позволяет за короткий промежуток времени освоить технику носового дыхания. Каждая серия упражнений состоит из 4 вдохов и выдохов, осуществляемых без пауз. После окончания каждой серии необходимо отдыхать в течение 4 – 5 секунд. Иногда у нетренированных людей резко ухудшается самочувствие – появляются головокружение, слабость, тошнота. Эти симптомы не являются противопоказанием, они сигнализируют о том, что организм начал насыщаться кислородом. Для устранения дискомфорта следует делать более продолжительные перерывы – до 10 секунд.
Во время вдоха, чтобы обеспечить беспрепятственное носовое дыхание, необходимо очень плотно сжать губы, а на выдохе, напротив, расслабить мышцы. При выдохе не следует резко выталкивать воздух, он должен выходить свободно.
После успешного освоения первого упражнения можно приступать к выполнению следующих упражнений – «Погонщик»  и «Насос», состоящих уже из серий по 8 вдохов и выдохов с перерывом в 5 – 10 секунд.
Советы по применению дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой не содержат возрастных ограничений, детям можно выполнять предлагаемые упражнения уже с 4 лет. 
Необходимо также учесть, что как и любая оздоровительная методика, дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой имеет ряд противопоказаний  к применению. Упражнения для диафрагмы ми легких не рекомендуется выполнять при тромбофлебитах, нарушениях свертываемости крови, высокой температуре тела, лихорадочных состояний. Пред началом тренировок целесообразно проконсультироваться с врачом, чтобы предотвратить развитие серьезных осложнений

Для получения положительного эффекта необходимо следовать следующим правилам выполнения упражнений:
1.     Ду­май­те толь­ко о вдо­хе но­сом. Тре­ни­руй­те толь­ко вдох. Вдох — шум­ный, рез­кий и ко­рот­кий (как хло­пок в ла­до­ши). 
2.     Вы­дох дол­жен осу­щес­т­в­лять­ся пос­ле каж­до­го вдо­ха са­мос­то­ятель­но (же­ла­тель­но че­рез рот). Не за­дер­жи­вай­те и не вы­тал­ки­вай­те вы­дох. Вдох — пре­дель­но ак­тив­ный (но­сом), вы­дох — аб­со­лют­но пас­сив­ный (че­рез рот, не вид­но и не слыш­но). Шум­но­го вы­до­ха не дол­ж­но быть! 
3.     Вдох де­ла­ет­ся од­нов­ре­мен­но с дви­же­ни­ями. В стрель­ни­ков­с­кой ды­ха­тель­ной гим­нас­ти­ке нет вдо­ха без дви­же­ния, а дви­же­ния — без вдо­ха. 
4.     Все вдо­хи-дви­же­ния стрель­ни­ков­с­кой гим­нас­ти­ки де­ла­ют­ся в тем­по­рит­ме стро­ево­го ша­га. 
5.     Счет в стрель­ни­ков­с­кой ды­ха­тель­ной гим­нас­ти­ке — толь­ко на 8, счи­тать мыс­лен­но, не вслух. 
6.     Уп­раж­не­ния мож­но де­лать стоя, си­дя и ле­жа. 
   Существуют также «Концентрационные вокально-дыхательные упражнения» по системе Г. И. Романовой, для освоения вокальной техники.
При исполнении упражнений требуется концентрация внимания на синхронной работе голосового  аппарата, диафрагмы и мышц живота. Процесс обучения сводится к запоминанию правильных слуховых, мышечных и резонаторных ощущений. 
Процесс пения начинается с вдоха, поток воздуха при вдохе через нос и рот попадает на заднюю часть неба, на небный язычок, а не на заднюю стенку гортани. Это предохраняет горло от попадания холодного воздуха и пыли.
Губы должны быть мягкими, челюсть опущена свободно, плечи и лопатки опущены, мышцы груди расслаблены. Необходимо почувствовать, какие мышцы живота участвуют в формировании звука и как открывается диафрагма на выдохе. Для этого четко произносятся звуки КШ-Ш-Ш-Ш-Ш  и продолжаются на выдохе звуками  ФУ-У-У-У. Косые мышцы живота напрягаются с подвыдохом (КШ-Ш-Ш), а затем ребра опускаются и расширяются в области талии, диафрагма поднимается (ФУ-У-У-У-У-У).  Важно запомнить физические ощущения. Данное упражнение является настройкой дыхания для речи, а от правильной  и четкой речи в быту зависят ваши вокальные успехи. Это упражнение – хороший массаж связок активной воздушной струей.
Постановка голоса – это стабилизация гортани  с помощью правильного дыхания и приобретение правильных певческих навыков. Певческий голос отличается от разговорного только диапазоном и более богатой окраской. Самое естественное для любого человека – петь в речевой позиции на заданный мелодический рисунок («петь как говорить»). 
Признаки неправильного пения – першение в горле, резкое движение кадыка, зажим шейных мышц. Признаки правильного пения – расслабление гортани, комфорт, зевание.
Навыки, полученные при занятиях по этой методике – лишь фундамент, основа постановки голоса, когда все движения и ощущения  доведены до автоматизма, т. е. когда вам не надо думать в процессе пения, как вдохнуть и на что опереться.
В процессе систематического исполнения самых разных народных песен (в том числе не только на уроках музыки, но и во время минуток активного отдыха и на других уроках) детский голосовой аппарат постепенно приобретает такие жизненно важные качества, как неутомимость и выносливость Анализируя народную песню с точки зрения вопросов дыхания, надо отметить, что в народном пении для удержания на опоре открытого звука требуется большое подсвязочное давление, которое регулируется работой дыхательного аппарата. Закрепляясь в сознании ребенка, механизм правильного певческого дыхания переходит в привычку. 


Музыкотерапия способствует развитию чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, развитие общей тонкой моторики и артикуляционной моторики, воспитанию волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты.

Таким образом, как видно из всего вышесказанного, достоинства музыкотерапии очевидны: ее легко и просто применить, она абсолютно безвредна, развивает творческие способности у детей.


















  Список использованной литературы:
1. Бехтерев В. М. Работа головного мозга в свете рефлексологии. – Л., 1986. 
2. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия. – М., 1974.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
4. Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.: РИПОЛ классик, 2008. 
5. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007.
6. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. – 2003. –  № 5. 
7. Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб: ПИТЕР, 2000.

8. Шамина Л. В. Музыкальный фольклор и дети. – М., 1992.
9. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. — М., 1998. 












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Оленин Вадим Викторович

Дата: 29.03.2017

Номер свидетельства: 404578


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства